Сочинение по литературе на тему философская лирика пушкина
Содержание
- 1 Тема поэта и поэзии
- 2 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
- 3 Композиционное строение стихотворения
- 4 Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика
- 5 Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»
- 6 Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)
- 7 Философская лирика Пушкина
- 8 Любовная лирика
- 9 Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы
- 10 Классификация основных мотивов лирики Пушкина
- 11 Первый триумф поэта
- 12 Послание будущим поколениям
Тема поэта и поэзии
Наряду с гражданскими присутствуют и религиозные мотивы в лирике Пушкина. В минуты сомнения и внутреннего духовного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая словно еще теснее приближала его к мировоззрению народа. Своеобразным синтезом лирики философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. В чем состоит назначение стихотворца и смысл самой лирики – вот те два главных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина над проблемами места и роли поэта в обществе, свободы поэтического творчества, взаимоотношений его с властью и собственной совестью. Вершиной пушкинской лирики, посвященной теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Произведение было написано в 1836 году и при жизни Пушкина не печаталось. Тематика и отдельные сюжетные мотивы пушкинского стихотворения берут начало от знаменитой оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Оттуда же Пушкин взял эпиграф к своему произведению: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом:
✓ продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин;
✓ испытывает сильное влияние стихотворения «Памятник» Г. Державина, и это выражается в следующем:
• сходство названия стихотворения;
• использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина;
• определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества;
• композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство:
— шестистопный ямб;
— разделенность на пять строф;
— ритм александрийского стиха;
— цезура;
✓ отличается от державинского стихотворения следующими особенностями:
• соединение образа идеального памятника с реальными чертами;
• простота языка в некоторых строфах;
• сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля («сущий», «всяк», «дикой») и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл («друг степей калмык», «ныне дикой тунгус» и др.);
• своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст;
• богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся:
— эпитеты («главой непокорной»);
— олицетворения («Веленью Божию, о Муза, будь послушна»);
— метонимия («Что чувства добрые я лирой пробуждал…»);
— синекдоха («И гордый внук славян…»);
✓ имеет своеобразную композиционную структуру:
• информативную часть (1 — 16 строки);
• манифестирующую часть (17—20 строки);
• развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей;
✓ в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем:
• срастается с жанром «поэтического размышления», имеющим ярко выраженные публицистические черты;
• отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды.
Композиционное строение стихотворения
Лирический сюжет отражает основные биографические вехи отношений Пушкина и Керн, основным тут является мотив воспоминания в лирике Пушкина. Композиционно стихотворение распадается на три отдельные по своей смысловой составляющей части. Каждая из них, в свою очередь, состоит из двух катренов – одинакового размера четверостиший. В первой части лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», когда увидел красавицу и навсегда полюбил ее. Во второй описываются годы расставания — время «без божества и без ярости». В третьей — новая встреча влюбленных, новая вспышка чувств, у которых «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Для лирического героя стихотворения любовь – это как истинное чудо, божественное откровение. Именно так ощущал себя сам поэт Пушкин в ту пору, именно это чувство жило в нем тогда, и он жил им без оглядки.
Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика
В 1814 г. в печати состоялся поэтический дебют пятнадцатилетнего Пушкина, было опубликовано стихотворение «К другу стихотворцу», строчкой из которого:«хорошие стихи не так легко писать» — можно определить отношение поэта к творчеству. Более глубокое осмысление предназначения поэта Пушкин отразит во многих произведениях.
Находясь в Михайловском, Пушкин получает известие о том, что казнены 5 декабристов и сосланы более 120 участников восстания на каторжные работы в Сибирь. Размышляя об участи декабристов, принявших мученическую смерть и страдания ради служения народу, напишет стихотворение «Пророк» (1826 г.), в котором аллегорически изобразит библейский эпизод жития пророка Исайи. Пушкин, считает, что поэт тоже должен выполнять пророческую миссию и служить своим талантом людям.
Обилие в тексте старославянизмов и торжественный слог делают стихотворение похожим на библейское предание. Лирический герой томим духовной жаждой, влачась по бездуховной пустыне. На перепутье ему является шестикрылый ангел Серафим, который, коснувшись легкими перстами глаз и ушей, наделяет вещим даром, способным познавать тайны мироздания. Приникнув к устам, вырывает праздный и лукавый язык, вкладывая в уста героя мудрое змеиное жало, вместо трепещущего сердца в рассеченную мечом грудь вкладывает пылающий уголь. Так человек, через мучения и гибель в грешной жизни, восстанет, обретя божественный дар пророчества, возродившись для миссии духовного служения, чтобы словом «жечь сердца людей», заставить их по-другому видеть, слышать и воспринимать окружающий мир.
Если в стихотворении «Пророк» герой произносит лирический монолог о своем предназначении, то в стихотворении «Поэт и толпа» (1828 г.) дана драматическая сценка с диалогом, спором жреца-поэта и толпы о пользе поэзии. Пушкин здесь опирается не на библейскую традицию, а античную, древнегреческую. Поэт видит цель поэзии не в искоренении пороков человечества, а наслаждении красотой слова и мысли, доступной немногим. Поэзия самодостаточна и не требуется никаких доказательств ее полезности для непросвещенной толпы. Если в «Пророке» поэт должен идти к людям и «жечь их сердца», т.е. быть общественным деятелем и выражать гражданскую позицию, то в этом стихотворении диаметрально противоположный взгляд на роль поэта и поэзии. Этот взгляд станет впоследствии основой для создания поэтической школы «чистого искусства».
Эти различные точки зрения будут объединены в оде«Памятник» (1836 г.), ставшей поэтическим завещанием Пушкина. Это философском раздумье о божественном предназначении поэзии, данном, чтобы пробуждать «чувства добрые» в народе, прославлять свободу и взывать о милости к падшим.
Многие произведения Пушкина были философскими откровениями, с конца 1820-х годов часто затрагиваются темы жизни и смерти. В стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.) размышление выстроено из риторических вопросов, на которые никогда не найти ответов. Несомненно, жизнь – это божественный дар, ее смысл в том, чтобы не сделать существование бесцельным, праздным и однообразным, опустошив сердце страстями, поддавшись сомнениям и тоске. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.) поэт с грустью наблюдает за признаками неизбежного ухода всего живого. Но завершается стихотворение мудрым принятием законов бытия: «у гробового входа младая будет жизнь играть». В стихотворении «Элегия» (1830 г.) — глубокие размышления о «минувшем, исполненном печали», но нет и иллюзий о будущем. Жизнь принимается во всех ее проявлениях и должна быть наполнена духовным содержанием. Философское осмысление бытия звучит и в послании «Осень» (1833 г.), в лирическом монологе героя неразрывно связаны круговорот в природе и перемены в жизни человека.
Только усвоенная информация становится знанием. В этом вам помогут онлайн-курсы
Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»
предмет: русская литература
Класс: 10
Урок № 2
Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»
Цель урока: 1) раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; 2) ознакомить с основными темами, мотивами лирики поэта.
Ссылка на презентацию и анализ оды «Вольность»:
№1 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/07/zhizn-i-tvorchestvo-aspushkina
№2 https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/oda-volnost.html
Электронный учебник: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс. ООО «Русское слово — учебник», 2012. http://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf
Конспект урока:
1. «Невозможно повторить Пушкина», – утверждал Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество поэта (ссылка № 1, материал учебника).
2. А.С. Пушкин – родоначальник русского реализма. Поэт создавал новые жанры, новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы.
3.Основные темы лирики Пушкина
1. Гражданская тема ода «Вольность» (призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь,1818), «К Чаадаеву», «Деревня»(восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона», 1819), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
2. Патриотическая тема «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.
3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)
4. Тема дружбы «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»
5. Тема поэта и поэзии: «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,
6. Тема родины и природы «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)
7. Философская лирика «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
4.Анализ оды «Вольность» (а) ознакомиться со стихотворением, б) прочитать материал учебника «Муза пламенной сатиры», в) анализ оды записать (ссылка№2))
5. Статьи «Годы странствий» и «Жребий русского поэта» (ознакомление; «Подражания Корану (IХ)» (https://pishi-stihi.ru/podrazhaniya-koranu-pushkin.html)-
прочитать стихотворение и анализ)
Тесты для самопроверки
1.В каком городе родился А.С. Пушкин?
А) Москва | Б) Киев | В) Петербург | Г) Ярославль |
2. Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея?
А) 1 января 1811 года | Б) 19 октября 1811 года | В) 19 ноября 1811 года | Г) 26 мая 1811 года |
3. Цитата «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво» взята из стихотворения:
А) «19 октября. 1825г.» | Б) «Туча» | В) «Я помню чудное мгновенье…» |
4. К десятилетию восстания декабристов А.С. Пушкин написал стихотворение:
А) «Туча» | Б) «19 октября. 1825г.» | В) «Я помню чудное мгновенье…» |
5. Куда был сослан А. С. Пушкин после прошения об отставке?
А) На Кавказ | Б) В родовое имение Михайловское | В) В Кишинев |
6. Как называется цикл стихотворений, в котором Пушкин через сюжеты и образы священной книги мусульман выразил свои мысли и настроения?
7. Становление какого литературного направления находит отражение в творчестве А. С. Пушкина?
8.Какие три месяца стали самыми плодотворными в творчестве поэта, какое название они получили?
9. Как называется последнее произведение, которое увидело свет при жизни поэта в декабре 1836 года?
10.Как называется последнее стихотворение А. С. Пушкина?
КЛЮЧ К ТЕСТУ | Критерии оценивания | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
а | б | а | а | б | Подра-жания Корану | Реа-лизм | Болдин-ская осень | Капитан-ская дочка | Я памятник себе воздвиг нерукотворный | «5» — 9-10 «4» — 7-8 «3» -6 «2»-0-5 |
Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)
В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы. Своими литературными учителями считал Жуковского, Батюшкова, Карамзина, но искал свой путь, придавая стихам естественность языка и внутреннюю свободу, сочетая непринужденность, иронию с серьезностью и торжественностью. На публичном экзамене вызвал восхищение Державина чтением оды «Воспоминания в Царском селе». А Жуковский прислал ему свой портрет, подписав: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Затем – петербургский период (1817 г.-1820 г.). Закончив обучение в Лицее, Пушкин служит в Коллегии иностранных дел и пишет преимущественно на общественные, политические темы. В то же время появляются стихи частного характера: легкие, шутливые, прославляющий культ дружеских пирушек и развлечений. Заканчивает поэму «Руслан и Людмила», которая принесла славу. В начале 1820 г. Пушкин за стихи, прославляющие вольнодумство, был отправлен в ссылку. Впервые власть увидела в поэте если и не бунтаря, то оппонента.
Лицей в Царском селе (г.Пушкин)
В период южной ссылки (1920г.-1824г.) в поэзии преобладают романтические темы. В это время Пушкин побывал на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе, были созданы четыре поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», множество стихотворений различной тематики, началась работа над «Евгением Онегиным».
Следующий этап — ссылка в Михайловском(1824 г. -1826 г.). Это было время полной изоляции от близких и друзей. В результате двух лет деревенского уединения появилась трагедия «Борис Годунов», лирика о любви, природе и творчестве. После казни декабристов, среди которых у Пушкина были друзья, в сентябре 1826 г. Николай I вызывает опального поэта в Москву, где должна была состояться коронация. Проведя с опальным поэтом продолжительную беседу, император разрешает вернуться из ссылки и назначает себя его персональным цензором. Подобного внимания власти к сочинителям никогда прежде не было.
Период после ссылки до Болдинской осени (1826г.- 1830 г.) Много разъезжает: Петербург, Москва, Михайловское, Кавказ. В это время напишет поэму «Полтава», «Арап Петра Великого», много лирических текстов, в том числе посвященных декабристам («Во глубине сибирских руд…», «Арион»). Особенно стали плодотворными три осенних месяца в Болдино, куда он поехал по наследственным хлопотам, но из-за холерного карантина вынужден был задержаться. За столь короткое время он завершил роман «Евгений Онегин», написал более 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», несколько сказок, «Повести Белкина» и др. прозаических произведений.
Период позднего творчества (1830г.-1837г.)В эти годы увлекается историческими исследованиями, пишет «Историю пугачевского бунта», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама». Лирика 30-х годов преимущественно о вечности, смысле жизни, нравственных ценностях и пр. Это самые драматические годы жизни поэта. Конфликт с придворным окружением и властью закончился роковой дуэлью с бароном Дантесом.
Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.
Эффективно подготовиться к ЕГЭ по литературе помогут тщательно продуманные онлайн-курсы
Философская лирика Пушкина
Пушкинская философская лирика вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории
Важное место в ней принадлежит темам дружбы (особенно в стихах, посвященных лицейским товарищам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях к бывшим лицеистам и друзьям-декабристам), искренности и чистоте нравственных отношений (в стихах-размышлениях о смысле жизни, о родных и близких поэту людях). Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится
Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка.
Любовная лирика
Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:
✓ «Я помню чудное мгновенье…» (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:
• рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;
• раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;
• имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;
✓ «Не пой, красавица, при мне…» (1828), имеющее следующие особенности:
• необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;
• жанр стихотворения — элегия — воспоминание;
✓ «Я Вас любил…» (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:
• раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;
• выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;
• описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;
• имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;
• используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;
• кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.
Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы
Творчество Пушкина было новаторским, многие его произведения не были поняты современниками. Гоголь писал, что Пушкин – «явление чрезвычайное», в котором отразилось все русское: душа, язык, природа, а русский человек предстал в личности поэта, как «прообраз будущего». Впитавший культуру предшествующих поколений, он преобразил ее, создав новый литературный язык, дерзнув расширить границы книжной лексики разговорными и просторечными оборотами. Этот язык, лишенный высокопарности, стал понятен не только для образованной дворянской среды, но и народной. Пушкин открыл эпоху Возрождения русской литературы. Его творчество послужило источником вдохновения для последующих поколений. Он стал основоположником русского реализма, созданные им образы «лишнего» или «маленького» человека нашли продолжение в произведениях Лермонтова, Гоголя, Некрасова и многих других.
Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ЕГЭ
Словарь
1. Оппонент – лицо, публично высказывающее свои возражения.
2. Опальный – от слова «опала», т.е. «немилость». Человек, лишенный милости.
3. Цензор – должностное лицо, осуществляющее надзор за содержанием печатных текстов.
4. Крамольный – бунтарский, мятежный.
5. Элегия – лирической произведение, передающее личные переживания автора.
6. Аллегорически – иносказательно.
7. Пророк – человек, имеющий силу предвидения, посредник между людьми и Богом.
8. Предание – сказание, отличающееся от легенды тем, что имеет историческую основу.
9. Экспозиция – предшествующая завязке часть сюжета произведения.
10. Истукан – статуя языческого бога.
11. Идол – предмет слепого и неосмысленного поклонения.
12. Апофеоз – прославление, возвеличивание.
Классификация основных мотивов лирики Пушкина
Очень четко показывает основные мотивы лирики Пушкина таблица, представленная ниже:
Жанры лирики | Мотив |
Философия | Мотив свободы — как внутренней, так и гражданской |
Человеческие взаимоотношения | Мотив любви и дружбы, преданности и силы земных человеческих уз |
Отношение к природе | Мотив близости с природой, сопоставление ее с человеком и его внутренним миром |
Религия | Мотив религиозный, особенно близкий читателю тех времен |
Поэзия | Мотив глубоко философский, дающий ответ на вопрос о месте поэта и поэзии в мире литературы в целом |
Это лишь общее описание основных тематик произведений великого поэта. Все до единого мотивы лирики Пушкина таблица вместить не может, настолько многогранна и всеобъемлюща поэзия гения. Многие литературные критики признают, что для каждого Пушкин свой, каждый открывает для себя новые и новые грани его творчества. На это и рассчитывал поэт, говоря в своих записях о желании пробудить у читателя бурю эмоций, заставить его мыслить, сопоставлять, переживать и, главное, чувствовать.
Первый триумф поэта
Истинный успех и благословение на дальнейшее творчество Пушкин получает во время экзамена по русской словесности. В качестве экзаменационной работы Александр Сергеевич предлагает свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Главным слушателем и цензором выступал мэтр отечественной литературы — Г. Р. Державин. Впоследствии Пушкин вспоминал, что свои стихи он читал с невероятным трепетным волнением, он с трудом мог контролировать себя. Державин был в полном восторге, он хотел обнять юного поэта.
Лицейская лирика Пушкина (стихи, написанные за первые три года обучения, в частности) показывает его умение работать с разными жанрами. Он одинаково успешен как в сатире, так и в оде, лирике, элегиях. Особенно ярко это умение проявилось в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе». Конечно, Пушкин опирается на традицию русского классицизма, но он привносит в стих свежую струю, добавляя к жанру оды элегическое, медитативное настроение. Когда автор говорит о славе русских героев, он выбирает торжественный одический стиль. После стих становится более плавным и мелодичным, в том моменте, когда лирический герой вспоминает о моменте наступления Наполеона, о том, что он в беспечности и неге проживал все годы, не зная, что нагрянет беда. И, наконец, стихотворение завершается тем же торжественным и громогласным голосом, прославляющим столицу России. В этом произведении воплотилось все изящество, вся сила, которыми облает лицейская лирика Пушкина. Сочинение «Воспоминания в Царском Селе» сделало автора знаменитым. Именно после его прочтения Державин благословил юного гения на будущую работу и объявил, что в России появился великий поэт.
Послание будущим поколениям
Основные мотивы лирики Пушкина тех времен – послание представителям грядущих поколений. По своему содержанию стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» представляет собой своеобразный поэтический завет, который содержит самооценку творчества поэта, его заслуг перед обществом и потомками. Значение, которое будет иметь его поэзия для грядущих поколений, Пушкин символически соотносит с памятником, который вознесся выше «Александрийского столпа». Александрийский столп – это памятник древнеримскому полководцу Помпею в египетской Александрии, но для тогдашнего читателя он прежде ассоциировался с памятником императору Александру, воздвигнутому в Петербурге в виде высокого столба.