Петербургский период пушкина. вольнолюбивая лирика

Содержание

Что есть пушкинская свобода?

Прежде чем переходить к сочинениям Александра Сергеевича, попробуем разобраться, что он подразумевал под такими понятиями, как «свобода» и «вольность».

На самом деле свобода для Пушкина — это основополагающая ценность всего его бытия. Именно в условиях свободного самоощущения он мог творить. С юных лет он познал вкус и сладость независимости, мог сравнивать разные состояния человеческой жизни, что и нашло отражение в его собрании сочинений. Тем не менее поэт был фаталистом и верил в превратности судьбы, говоря, что человек весь находится в ее власти. Поэтому линия судьбы в его творчестве окрашена в более темные и мрачные оттенки. Там же, где проникает луч надежды и свободы, все творчество будто бы озаряется невидимым ярким светом, который несет радость и мир читателям. Вот почему, если читатель захочет понять, что есть свободолюбивая лирика Пушкина, стихи — это самый верный путь познания этого.

Стихотворение «Деревня»

Это стихотворение Александр Сергеевич написал в 1819 году, еще будучи в стенах лицея, после поездки в село Михайловское. Свободолюбивая лирика Пушкина нашла огромное отражение в этом двухчастном стихотворении.

Первая часть очень гармонична и описывает красоту русской деревни, ее природу, простор. Именно в таких местах особо вдохновлялся поэт и лицезрел красоту. Везде угадываются красоты села, где поэт проводил столько времени. Однако вторая часть этого стихотворения не столь безмятежна, как первая. Здесь затронута тема рабства русского народа, крепостничество и угнетенность. Он сопоставляет народ «тощий» и барство «дикое». Чувствуется, что душа великого поэта мечется, не находя успокоения. «Здесь тягостный ярем до гроба все влекут», — гласят строки, а в конце вопрос, который остался без ответа: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?»

Зрелая свободолюбивая лирика Пушкина

А.С. Пушкин. Автопортрет

Период либеральных надежд закончился для Пушкина и других мыслящих людей его времени после событий 14 декабря 1825 г. В стихотворении «Арион» он подводит итог духовным исканиям декабристов. События недавнего прошлого он воссоздаёт в аллегорической форме: у каждого из декабристов были свои обязанности («Иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёслы»), а поэт воодушевлял их своими песнями (стихами).

А.С. Пушкин «Арион» 

Нас было много на челне;Иные парус напрягали,Другие дружно упиралиВ глубь мощны вёслы. В тишинеНа руль склонясь, наш кормщик умныйВ молчанье правил грузный чёлн;А я – беспечной веры полн, –Пловцам я пел… Вдруг лоно волнИзмял с налёту вихорь шумный…Погиб и кормщик и пловец! –Лишь я, таинственный певец,На берег выброшен грозою,Я гимны прежние поюИ ризу влажную моюСушу на солнце под скалою.1827

Главная идея этого стихотворения состоит в том, что поэт не отрёкся от своих убеждений: «Я гимны прежние пою…».Арион – древнегреческий поэт, которого во время его путешествия на корабле ограбили и выбросили в море кормщик и матросы. Но Ариона спас приплывший на его песню дельфин, на спине дельфина он и добрался до берега. Этот образ Пушкин взял для того, чтобы ввести в заблуждение цензуру. Это помогло, стихотворение было опубликовано в 1830 г.

В стихотворении «В Сибирь», адресованному друзьям-декабристам, сосланным на каторгу, он утверждает: «Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высоко стремленье».

Б. Кустодиев. Пушкин (1915)

А.С. Пушкин «В Сибирь»

Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,Надежда в мрачном подземельеРазбудит бодрость и веселье,Придет желанная пора:

Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,Темницы рухнут – и свободаВас примет радостно у входа,И братья меч вам отдадут.1827

Ему в стихотворной форме ответил поэт-декабрист А. Одоевский.Глубокое осмысление свободы Пушкин дал в стихотворении «Анчар» (анчар – древо яда). Поэт выступает против неограниченной власти одного человека над другим.В природе анчара, пропитанного ядом от корней до листьев, избегают и звери, и птицы. А человек (царь, князь) может послать к этому ядовитому дереву другого человека за ядовитой смолой для отравленных стрел одним только властным взглядом. И тот послушно идёт на верную смерть. Пушкин не может и не хочет примириться с этим.

А.С. Пушкин «Анчар»

В пустыне чахлой и скупой,На почве, зноем раскаленной,Анчар, как грозный часовой,Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степейЕго в день гнева породила,И зелень мертвую ветвейИ корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,К полудню растопясь от зною,И застывает ввечеруГустой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,И тигр нейдет: лишь вихорь черныйНа древо смерти набежит –И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,Блуждая, лист его дремучий,С его ветвей, уж ядовит,Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человекПослал к анчару властным взглядом,И тот послушно в путь потекИ к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолуДа ветвь с увядшими листами,И пот по бледному челуСтруился хладными ручьями;

Принес – и ослабел и легПод сводом шалаша на лыки,И умер бедный раб у ногНепобедимого владыки.

А царь тем ядом напиталСвои послушливые стрелыИ с ними гибель разослалК соседям в чуждые пределы.1828

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина не ограничивается приведёнными в данной статье стихами. Можно вспомнить и другие его произведения: «Гречанка верная, не плачь!», «Узник», «Птичка», «И.И. Пущину», «Стансы», «Друзьям», «Пир Петра Первого» и многие другие.Ещё в юности объявив о приоритетности для него свободы («Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок…»), Пушкин остался верен своему идеалу. В конце жизни он сказал:

И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я СвободуИ милость к падшим призывал.

А. Кравчук «Последняя осень» (2000). Холст, масло. 123×150 см

  • < Назад
  • Вперёд >

«Вольность» и «К Чаадаеву»

Так, в оде «Вольность», созданной в 1817 году, показана борьба с тиранией, которая ведется во имя торжества свободы. «Восстаньте, падшие рабы!» — призывает автор.

Призыв к борьбе за свободу слышен и в другом стихотворении, написанном в 1818 году и обращенном к «товарищу» поэта и соратнику в противостоянии деспотизму Петру Яковлевичу Чаадаеву. По жанру оно — послание, в котором отчетливо слышатся политические нотки. Автор призывает посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».

Все прогрессивные люди, современники Александра Сергеевича, ждут минуты святой вольности, как молодой любовник — «минуты верного свиданья». В этом послании можно найти два образа: Отчизны и «власти роковой». Благодаря им перед мысленным взором читателя вырисовывается картина нелегкого положения Родины. В стихотворении упоминается слово «звезда», означающее в политической лексике тех лет революцию, символ победы дела освобождения.

История создания произведения

Дата написания Александром Сергеевичем Пушкиным стихотворения «Туча» достоверно известна: 13 апреля 1835 г. Да и когда еще, как не весной мог поэт описать природу после грозы. Известно, что на следующий день Пушкин должен был отправиться на прием к Бенкендорфу. Александр Сергеевич подал прошение на издание газеты и ждал от шефа жандармов разрешения.

Чувство неизвестности, тревожно радостное ожидание, вера, в лучший исход задуманного вылились в это замечательное произведение.

1835-37 годы – это пора творческой зрелости Пушкина как литератора. В этот период Александр Сергеевич мало пишет стихов для печати. Стихи для него становятся выражением его настроения. И тут трудно не согласиться с Белинским, который заметил, что стихотворение «Туча» — это образец «пушкинского созерцания природы». Однажды, после затяжного  и освежающего дождя поэт увидел задержавшуюся на чистом небосклоне, тучку. Эта картина послужила темой для создания лирической зарисовки.

Стихотворение было впервые напечатано в «Московском наблюдателе». Журнал был создан в том же 1835 году, и Пушкин стал одним из первых его авторов. Журнал просуществовал всего 4 года.

Кризис мировоззрения поэта

1923 год был годом кризиса взглядов и убеждений поэта. Любые революционные и освободительные течения не оправдывают его надежд и ожиданий, разочаровывая его. Вот почему свободолюбивая лирика Пушкина этих лет уже существенно изменилась. Первым произведением, отразившим новые взгляды поэта, было стихотворение «Свободы сеятель пустынный». В нем он обращается к народам, которые приспособились к условиям несвободы и рабства. Также в строках этого стихотворения проскальзывает новое понимание свободы, а именно — материальное. Он осознает, что век жесток, «мирные народы» довольствуются минимальными материальными благами, и это также угнетает его.

Подавление восстания декабристов также глубоко повлияло на Александра Сергеевича. Он был знаком лично со многими декабристами и пытался через свою поэзию поддержать их моральный дух и вселить в их сердца надежду. Можно понять, как изменилась лирика Пушкина, кратко пробежав по строкам тех нескольких стихотворений, которые были обращены к декабристам, отправленным в ссылку. Его стихотворение «Арион» — прототип восстания, в котором он подтверждает свои вольные взгляды. Он верит, что дела свободы победят и «оковы тяжкие падут».

Свободолюбивая лирика Пушкина

Александра Сергеевича не зря называют поэтом свободы. Очень много свободолюбивых понятий сквозит в его поэзии. Его по праву признали основателем реализма в русском языке и литературе. В своих произведениях он дает читателю свое понимание понятия свободы, которое находит отклик в миллионах сердец читателей. Однако тема вольности претерпевала немалые изменения в творчестве великого поэта

Каждому русскому человеку, несомненно, следует знать об этой важной стороне творчества великого сына России

Вот почему в российских школах отдельной темой идет «Свободолюбивая лирика Пушкина» — урок в 9 классе, которому обычно уделяют немалое внимание, ведь он участвует в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения

Свободолюбивая лирика Пушкина

Александра Сергеевича не зря называют поэтом свободы. Очень много свободолюбивых понятий сквозит в его поэзии. Его по праву признали основателем реализма в русском языке и литературе. В своих произведениях он дает читателю свое понимание понятия свободы, которое находит отклик в миллионах сердец читателей. Однако тема вольности претерпевала немалые изменения в творчестве великого поэта

Каждому русскому человеку, несомненно, следует знать об этой важной стороне творчества великого сына России

Вот почему в российских школах отдельной темой идет «Свободолюбивая лирика Пушкина» — урок в 9 классе, которому обычно уделяют немалое внимание, ведь он участвует в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом:

✓      продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин;

✓      испытывает сильное влияние стихотворения «Памятник» Г. Державина, и это выражается в следующем:

•        сходство названия стихотворения;

•        использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина;

•        определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества;

•        композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство:

—        шестистопный ямб;

—        разделенность на пять строф;

—        ритм александрийского стиха;

—        цезура;

✓      отличается от державинского стихотворения следующими особенностями:

•        соединение образа идеального памятника с реальными чертами;

•        простота языка в некоторых строфах;

•        сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля («сущий», «всяк», «дикой») и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл («друг степей калмык», «ныне дикой тунгус» и др.);

•        своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст;

•        богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся:

—        эпитеты («главой непокорной»);

—        олицетворения («Веленью Божию, о Муза, будь послушна»);

—        метонимия («Что чувства добрые я лирой пробуждал…»);

—        синекдоха («И гордый внук славян…»);

✓      имеет своеобразную композиционную структуру:

•        информативную часть (1 — 16 строки);

•        манифестирующую часть (17—20 строки);

•        развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей;

✓      в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем:

•        срастается с жанром «поэтического размышления», имеющим ярко выраженные публицистические черты;

•        отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды.

Перелом в творчестве

С 1825 года в поэтическом творчестве автора отмечается перелом, связанный с постепенным становлением реализма в его произведениях, а вместе с ним и эволюция вольнолюбивой темы в поэзии А. С. Пушкина. Закономерной представляется и трансформация в стихотворениях тех лет образа лирического героя. Он теперь тяжело переживает поражение декабристов, своих друзей, хранит верность их высоким идеалам. Вольнолюбивая поэзия — это уже не романтическое воспевание независимости творческой личности. Александр Сергеевич уже расстался с иллюзиями своих юных лет, вынес социальному строю суровый, но заслуженный приговор, разделил общество на послушных рабов и владык. Теперь лирический герой уверен в том, что гражданской свободы невозможно достичь без ощущения внутренней свободы личности.

Кризис мировоззрения поэта

1923 год был годом кризиса взглядов и убеждений поэта. Любые революционные и освободительные течения не оправдывают его надежд и ожиданий, разочаровывая его. Вот почему свободолюбивая лирика Пушкина этих лет уже существенно изменилась. Первым произведением, отразившим новые взгляды поэта, было стихотворение «Свободы сеятель пустынный». В нем он обращается к народам, которые приспособились к условиям несвободы и рабства. Также в строках этого стихотворения проскальзывает новое понимание свободы, а именно — материальное. Он осознает, что век жесток, «мирные народы» довольствуются минимальными материальными благами, и это также угнетает его.

Подавление восстания декабристов также глубоко повлияло на Александра Сергеевича. Он был знаком лично со многими декабристами и пытался через свою поэзию поддержать их моральный дух и вселить в их сердца надежду. Можно понять, как изменилась лирика Пушкина, кратко пробежав по строкам тех нескольких стихотворений, которые были обращены к декабристам, отправленным в ссылку. Его стихотворение «Арион» — прототип восстания, в котором он подтверждает свои вольные взгляды. Он верит, что дела свободы победят и «оковы тяжкие падут».

Что есть пушкинская свобода?

Прежде чем переходить к сочинениям Александра Сергеевича, попробуем разобраться, что он подразумевал под такими понятиями, как «свобода» и «вольность».

На самом деле свобода для Пушкина — это основополагающая ценность всего его бытия. Именно в условиях свободного самоощущения он мог творить. С юных лет он познал вкус и сладость независимости, мог сравнивать разные состояния человеческой жизни, что и нашло отражение в его собрании сочинений. Тем не менее поэт был фаталистом и верил в превратности судьбы, говоря, что человек весь находится в ее власти. Поэтому линия судьбы в его творчестве окрашена в более темные и мрачные оттенки. Там же, где проникает луч надежды и свободы, все творчество будто бы озаряется невидимым ярким светом, который несет радость и мир читателям. Вот почему, если читатель захочет понять, что есть свободолюбивая лирика Пушкина, стихи — это самый верный путь познания этого.

«Вольность» и «К Чаадаеву»

Так, в оде «Вольность», созданной в 1817 году, показана борьба с тиранией, которая ведется во имя торжества свободы. «Восстаньте, падшие рабы!» — призывает автор.

Призыв к борьбе за свободу слышен и в другом стихотворении, написанном в 1818 году и обращенном к «товарищу» поэта и соратнику в противостоянии деспотизму Петру Яковлевичу Чаадаеву. По жанру оно — послание, в котором отчетливо слышатся политические нотки. Автор призывает посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».

Все прогрессивные люди, современники Александра Сергеевича, ждут минуты святой вольности, как молодой любовник — «минуты верного свиданья». В этом послании можно найти два образа: Отчизны и «власти роковой». Благодаря им перед мысленным взором читателя вырисовывается картина нелегкого положения Родины. В стихотворении упоминается слово «звезда», означающее в политической лексике тех лет революцию, символ победы дела освобождения.

Продолжение творческого пути

В лицее Александр Сергеевич обучался до 1920 года. Все годы учения он продолжал формироваться как поэт-декабрист. Именно ода «Вольность» — самая первая свободолюбивая лирика Пушкина, стихи которой призывают угнетенных восстать против угнетателей. В этой оде великий поэт обращается к певице свободы для одарения его вдохновением, а потом выступает против тирании. Он вспоминает мучеников, невинно убиенных, и заставляет читателей трепетать от несправедливости этого мира.

В 1918 году великий русский сын написал стихотворение «К Н. Я. Плюсковой», которая была фрейлиной императрицы. В этом коротком стихотворении поэт открыл читателям свое политическое мировоззрение тех лет, которое отличалось свободомыслием. Он говорит о простоте русского народа, которая пленит его, а императорский шик и помпезность, напротив, отвращают. Он размышляет о своей стране, о ее исторической судьбе, о великом русском народе.

Жанровые особенности вольнолюбивой поэзии

Необходимо отметить жанровое многообразие лирики поэта, называемой вольнолюбивой: это и элегия, и ода, и сонет, и послания, и лирические стихотворения. В этих произведениях Пушкину удалось объединить книжные и разговорные элементы речи на основе живого народного языка. В стихотворениях Александр Сергеевич исповедовал стиль призывной ораторской речи, и для этой цели включал в тексты обращения, а также глаголы в повелительном наклонении. Используются такие художественные приемы, как символы (океан, море, звезда — символы свободы), сравнения, анафоры и др.

В лирике этого автора мотивы свободы многообразны и воплощены оригинально в художественной форме его стихотворений. Благодаря этому его произведения пережили столетия и обессмертили имя их создателя. Вольнолюбивая поэзия — это и есть, говоря коротко, призыв к свободе, мечта о ней.

Раннее творчество

Тема свободы явно прослеживается уже с самых юных лет великого поэта. Атмосфера лицея, где Александр Сергеевич провел молодые годы своей жизни, очень повлияла на начало формирования всего его творческого пути. Именно здесь ему вложили в душу само понятие о свободе, о силе и значении ее в жизни человека, о высоких жизненных принципах. Именно здесь в 1815 году он и написал свое первое свободолюбивое сочинение «Лицинию». В этой небольшой поэме он раскрывает сюжетную линию, за основу которой взята судьба Рима. Древняя история всегда интересовала поэта, а особенно тема воли и неволи, которая была особенно актуальна уже в древности.

Кроме этого, раннее творчество Пушкина отмечено одой «Вольность», которая была написана им в 1817 году, за сто лет до революции в России. Уже здесь проявилась особенно полно свободолюбивая лирика Пушкина. Сочинение «Вольность» — это обращение ко всему миру, призыв к свободе, равенству и братству. Он скорбит, что мир живет неправильно и продолжает идти не тем путем, и призывает всех обратиться к свободе, начав жить по иному.

Свободолюбивая лирика Пушкина

Подробности
Категория: Русская поэзия XIX века
Опубликовано 12.04.2020 18:33
Просмотров: 455

Политические вопросы всегда интересовали Пушкина.

В молодости, как у многих, его взгляды были радикальными: молодость предпочитает делить мир только на чёрное и белое.Но затем постепенно поэт разочаровался в революционных идеалах. В стихотворении «Стансы» он говорит об идеальном для России правителе – Петре I. 

А.С. Пушкин «Стансы»

В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни.Но правдой он привлек сердца,Но нравы укротил наукой,И был от буйного стрельцаПред ним отличен Долгорукой.Самодержавною рукойОн смело сеял просвещенье,Не презирал страны родной:Он знал ее предназначенье.То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник,Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник.Семейным сходством будь же горд;Во всем будь пращуру подобен:Как он неутомим и тверд,И памятью, как он, незлобен.1826

Е.С. Кругликова. Пушкин

В дальнейшем Пушкин поддерживал имперскую политику России: прославлял завоевание русскими Кавказа, написал патриотическое стихотворение «Клеветникам России» во время польского восстания 1830-1831 гг., проникнутое имперским пафосом. Это стихотворение было ответом Пушкина на массовую кампанию во Франции за военное вмешательство в поддержку Польши.Стихотворение написано в форме прямого обращения к депутатам («народным витиям»), Пушкин считает, что они не понимают сущности многовекового русско-польского конфликта:

О чем шумите вы, народные витии?Зачем анафемой грозите вы России?Что возмутило вас? волнения Литвы?Оставьте: это спор славян между собою,Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собоюВраждуют эти племена;Не раз клонилась под грозоюТо их, то наша сторона.Кто устоит в неравном споре:Кичливый лях, иль верный росс?…………………………………….Оставьте нас: вы не читалиСии кровавые скрижали;Вам непонятна, вам чуждаСия семейная вражда…

Далее поэт рассуждает, за что так ненавидят французы Россию, и сам же даёт ответ на этот вопрос:

… за то ли,Что на развалинах пылающей МосквыМы не признали наглой волиТого, под кем дрожали вы?За то ль, что в бездну повалилиМы тяготеющий над царствами кумирИ нашей кровью искупилиЕвропы вольность, честь и мир?..

Завершает это стихотворение Пушкин словами о том, что русский народ хранит былую силу и готов сражаться против новой агрессии. При этом он предвидит плачевный конец интервентов:

Иль нам с Европой спорить ново?Иль русский от побед отвык?Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,От финских хладных скал до пламенной Колхиды,От потрясенного КремляДо стен недвижного Китая,Стальной щетиною сверкая,Не встанет русская земля?..Так высылайте ж нам, витии,Своих озлобленных сынов:Есть место им в полях России,Среди нечуждых им гробов.

Последние годы жизни Пушкина прошли в свободоненавистнической России, в которой он задыхался и трагически погиб.Мы схематически очертили вехи развития политических взглядов Пушкина, а теперь обратимся к конкретным стихам в хронологической последовательности.

Вольнолюбивая поэзия — это. Что такое вольнолюбивая поэзия?

February 9, 2015

Вольнолюбивая поэзия — это лирика, посвященная проблемам воли, свободы в различных ее проявлениях, провозглашающая идеи гуманизма и стремления к независимости. В отечественной литературе, пожалуй, она наиболее богато представлена в творчестве великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина.

Вольнолюбивая лирика Пушкина формировалась в период подъема гражданского самосознания жителей нашей страны после Отечественной войны (1812 год), а также перед восстанием декабристов (произошедшим 14 декабря 1825 года). Жизнеутверждающий пафос поэзии этого автора явился следствием данных событий. Среди большого числа различных мотивов лирики Александра Сергеевича одно из важнейших мест занимает тема свободы, мотив «вольности святой».

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Подводя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт написал такие строки:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…
В раннем творчестве поэт понимает свободу как внешнюю – свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представляет только внутренняя свобода, которая ограничивается нравственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт воспринимает вольность как философскую категорию.
В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает государство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Вольность», в которой поучает царей и воспевает свободу и вольность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит…
Дает Закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
В конце стихотворения автор преподносит урок правителям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления справедливости:
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить…
В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой – сомневается, что это возможно:
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.
В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало даром, что «темницы рухнут и свобода … примет радостно у входа…».
Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пятерых декабристов. В этом произведении автор в иносказательной форме описывает события, связанные с декабристами. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пушкин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихотворения свидетельствуют, что лирический герой продолжает начатое дело:
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностями. Для Пушкина главное – это внутренняя свобода, которая ограничена нравственным идеалом самого человека:
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание изменить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.

«Вольность» и «К Чаадаеву»

Так, в оде «Вольность», созданной в 1817 году, показана борьба с тиранией, которая ведется во имя торжества свободы. «Восстаньте, падшие рабы!» — призывает автор.

Призыв к борьбе за свободу слышен и в другом стихотворении, написанном в 1818 году и обращенном к «товарищу» поэта и соратнику в противостоянии деспотизму Петру Яковлевичу Чаадаеву. По жанру оно — послание, в котором отчетливо слышатся политические нотки. Автор призывает посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».

Все прогрессивные люди, современники Александра Сергеевича, ждут минуты святой вольности, как молодой любовник — «минуты верного свиданья». В этом послании можно найти два образа: Отчизны и «власти роковой». Благодаря им перед мысленным взором читателя вырисовывается картина нелегкого положения Родины. В стихотворении упоминается слово «звезда», означающее в политической лексике тех лет революцию, символ победы дела освобождения.

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Каждый человек может написать свою биографию, летопись событий собственной жизни, но только поэты имеют еще и особую биографию — внутреннюю, нашедшую воплощение в их лирических произведениях. Поэтому, постигая художественный мир Пушкина, мы будем в первую очередь обращаться к его лирике: ведь в ней нашли свое отражение как события внешней, так и внутренней жизни поэта. Безусловно, вычленение отдельных тем в лирике Пушкина чрезвычайно условно, но говорить о них надо, причем говорить достаточно подробно. Направление этого разговора— вольнолюбивая лирика.

Пушкинская эпоха — время зарождения политической оппозиции правительству. Люди пушкинского поколения мечтали о свободе в самом широком смысле слова. Свобода для них — это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и дружеский союз, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы — свободы вдохновения и творчества. Свобода становится социальным, нравственным и философским идеалом Пушкина, самого талантливого поэта поколения, призванного стать провозвестником его свободолюбивых идей.

Однако на раннем этапе свобода понимается не так широко, ее синонимом выступает слово «вольность», наверное, поэтому центральным произведением этого периода становится написанная «вслед Радищеву» ода «Вольность», в которой поэт присягнет на верность общественному идеалу, идеалу жертвенного служения. В оде воплотилась политическая идея о необходимости конституционного служения, о главенстве Закона над волей самодержца, по существу, в произведении развивается одна из идей естественного права: социальные законы должны быть подчинены закону природы — «вечному закону», согласно которому люди, независимо от их происхождения, равны изначально.

Под пером Пушкина уже давно высказанные мысли, казалось, получили новую силу. Она — в воздействии на читателя, в заражении его «вольнолюбивым» настроением, созданным за счет высокой лексики и патетических восклицаний, в которых совершенно отчетливо звучит голос самого поэта.

«О если б голос мой умел сердца тревожить!» — воскликнет поэт в другом стихотворении, близком по проблематике к оде «Вольность». Этим стихотворением станет «Деревня», в нем — та же надежда на добрую волю просвещенного монарха («Рабство, падшее по манию царя…»). Начавшееся с идиллической картины сельской жизни, оно строится на контрасте: поэт вдруг резко и неожиданно отказывается от тех удовольствий, которые сулит ему жизнь в деревне, а свой дар, обращенный к красотам природы и уединенным размышлениям, называет «бесплодным». Однако «цель художника есть идеал, а не нравоучение», и этот идеал жизни, по мысли Пушкина, должен воплотиться в гармонии. А что есть идеал жизни? Что ость ее гармония? Что мешает ее достижению? Все эти вопросы будут поставлены в лирике…

Жанровые особенности вольнолюбивой поэзии

Необходимо отметить жанровое многообразие лирики поэта, называемой вольнолюбивой: это и элегия, и ода, и сонет, и послания, и лирические стихотворения. В этих произведениях Пушкину удалось объединить книжные и разговорные элементы речи на основе живого народного языка. В стихотворениях Александр Сергеевич исповедовал стиль призывной ораторской речи, и для этой цели включал в тексты обращения, а также глаголы в повелительном наклонении. Используются такие художественные приемы, как символы (океан, море, звезда — символы свободы), сравнения, анафоры и др.

В лирике этого автора мотивы свободы многообразны и воплощены оригинально в художественной форме его стихотворений. Благодаря этому его произведения пережили столетия и обессмертили имя их создателя. Вольнолюбивая поэзия — это и есть, говоря коротко, призыв к свободе, мечта о ней.

Значение вольнолюбивой поэзии Пушкина

Жизнь и творчество Александра Сергеевича не прошли бесследно. Вольнолюбивая лирика Пушкина сыграла очень важную роль в общественно-политической жизни того времени. Его творчество сильно повлияло на дальнейшее развитие гражданской поэзии: дело Пушкина продолжили Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Алексеевич Некрасов и другие.

Вот что такое вольнолюбивая лирика Пушкина. В данной статье указаны не все стихотворения, относящиеся к этому разделу, поэтому изучение творческого наследия Александра Сергеевича можно продолжить, опираясь на другие источники.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

10 загадочных фотографий, которые шокируют Задолго до появления Интернета и мастеров «Фотошопа» подавляющее большинство сделанных фото были подлинными. Иногда на снимки попадали поистине неверо.

15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют

Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Запрещенный перф Зенита, посвящённый 100-летию революции

Идея появилась еще год назад. Круглая дата, которую нельзя обойти стороной. Трагическая история нашего народа, события, которые положили начало братоубийству.

Заключение

На тему «Свободолюбивая лирика Пушкина» — доклад обычно готовят учащиеся старших классов. Без знания жизни и творчества великого русского поэта трудно себя назвать русским человеком, вот почему каждый должен знать об основных вехах его жизни.

Несомненно, Александр Сергеевич — проповедник свободы и ее идеалов, которые тем не менее претерпевали немалые изменения на протяжении всей его яркой, но столь короткой жизни. Это было обусловлено политическими изменениями в стране, событиями, которые происходили с поэтом на протяжении его жизни.

Можно с уверенностью сказать, что свободолюбивая лирика Пушкина, стихи, список любимых миллионами читателей произведений — это огромное творческое наследие поэта. И русские люди по праву могут гордиться этим богатством.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий