А. с. пушкин: 1820-1824, южная ссылка. краткое содержание основных произведений

Краткое содержание

Посвящение

Свое произведение А. С. Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому – герою Отечественной войны 1812 года. Именно ему поэт был обязан своим путешествием по Кавказу, который глубоко впечатлил его. Николай Николаевич был верным, преданным другом, в общении с которым Пушкин – «жертва клеветы и мстительных невежд»«спокойство находил» и «сердцем отдыхал».

Часть 1

В одном из горных аулов сидели черкесы, разговаривая «о бранных, гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги». Неожиданно перед ними появился всадник, тащивший на аркане русского пленника. Тут же сбежался весь аул, чтобы посмотреть на «младого пленника», который поначалу не подавал никаких признаков жизни. Когда же он очнулся, то увидел на своих ногах кандалы. Молодой человек сразу понял, что отныне «он раб», и вряд ли теперь окажется в родной России, где познал и первую любовь, и первое предательство, где он оставил «лучших дней воспоминанье».

Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.

Пленник был очень удивлен, когда под покровом ночи к нему прокралась молодая черкешенка. Ему даже показалось, что «это лживый сон, усталых чувств игра пустая». Девушка, сжалившись над измученным пленником, принесла ему кумыс. Собрав остаток сил, он поднес чашу к губам, но после, обессиленный, упал на землю. Прекрасная черкешенка еще долго сидела возле него и плакала от жалости.

Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины: он думал лишь о предстоящем конце.

Часть 2

Юная черкешенка, общаясь с пленником, полюбила его, познав «восторги сердца, жизни сладость». Она призналась герою в своей любви, а также в том, что отец и брат ее «немилому продать хотят». Ради чувств к нему она готова была даже пойти на смерть, выбрав для этого «кинжал иль яд».

Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем»: ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.

Пленник сожалел о том, что не встретил черкешенку раньше, когда его сердце было свободно. Но сейчас в его душе живет образ недостижимой для него девушки. Черкешенка расплакалась и принялась укорять его в том, что он мог бы и пожалеть и воспользоваться ее наивностью и неопытностью. Он нашел бы утешение в ее любви – чистой, искренней, беззаветной. Девушка захотела узнать имя его возлюбленной, на что тот ответил, что никогда «не знал любви взаимной, любил один, страдал один». Теперь же он и думать не хочет о любви, поскольку ему суждено умереть «вдали брегов желанных».

Однажды герой услышал шум и понял, что черкесы начали подготовку к набегу. В ауле остались одни лишь дети, женщины и старики, но о побеге и думать невозможно: «цепь невольника тяжка, быстра глубокая река».

Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала ему кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Герой позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон»: девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.

Юноша все понял. Оглядев аул «прощальным взором», он отправился в сторону, где «сверкали русские штыки и окликались на курганах сторожевые казаки».

Эпилог

В эпилоге поэт высказал радость от того, что «смолкнул ярый крик войны», и отныне путники могут беспрепятственно путешествовать по Кавказу.

«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

История создания

Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг. а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: «Всё то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».

Литературное направление и жанр

Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.

  1. Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века».
  2. Найти и описать романтический фон – яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности.
  3. Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.

Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвинённого и страдающего от неразделённой любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».

Черкешенка — цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на всё: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнаёт о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрёг.

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.

Образ лирического героя

Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г. когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной. ». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди её, люби её. » Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».

Размер и рифма

Поэма написана четырёхстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрёстной и смежной рифмовки при чётком чередовании женской и мужской рифмы.

Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

Килоновская смута

К концу 7-го века население в Афинах пришло к пониманию того, что существовавшая на тот момент юриспруденция должна претерпеть модификации. Первой причиной, послужившей появлению мыслей о судебной реформе у тогдашней власти, стали смутные времена, требовавшие более строгого наказания за вторжение в личное пространство и посягательство на частную собственность. Вторая причина выразилась во всевозрастающем недовольстве народа произволом, создаваемым судьями-аристократами. Последние на выдумку не скупились и творили все, что им заблагорассудится. Так, например, они могли толковать законы настолько искусно, что мало кто мог им противоречить.

Историки полагают, что среди факторов, значительно повлиявших на развитие и создание новых судебных правил, был одно немаловажное событие, получившее название «Килоновская смута». Считается, что приблизительно в период с 634-го по 624 г

до нашей эры именитый аристократ Колон попытался силой захватить власть в полисе, однако его попытки не увенчались успехом. Произошло это благодаря вмешательству людей, принадлежавших к аристократическому роду Алкмеонидов. Они настигли его, и расправа их была настолько жестокой, что не пощадили даже тех, кто прятался у алтарей божеств. В итоге все бунтовщики были буквально казнены на месте. Их богохульство возмутило афинян. Такой произвол Алкмеонидов и их пренебрежение святынями стали залогом всеобщего пренебрежения по отношению к ним, ведь с тех пор они были прокляты по законам Афин.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Послания

Александру Сергеевичу настоящее виделось неопределенным, унылым и бесприютным. Часто появлялись психологические параллели с другими опальными поэтами – Овидием, Баратынским и Байроном. В 1821 году Пушкин создал послание «К Овидию», а также историческую элегию под названием «Наполеон». Яркие образы странников и изгнанников представлены также в посланиях к Баратынскому, написанных в 1822 году.

Отметим, что для посланий характерны такие жанровые особенности элегий, как фрагментарность, быстрая смена чувств, исповедальность. Для Александра Сергеевича они являлись формой обращения как к новым знакомым, так и к друзьям из Петербурга. Круг адресатов очень широк: Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, П. А. Катенин, П. Я. Чаадаев, Е. А. Баратынский, Ф. Ф. Юрьев и др. Эти послания порой становились письмами-исповедями. Александр Сергеевич размышлял в них о жизни в изгнании, порой вспоминал радость общения со своими друзьями. В таких произведениях, как «Послание цензору», «К моей чернильнице», «К Овидию», представлены раздумья поэта о ситуации в литературе, о творчестве, о превратностях судьбы.

Творчество

В период лечения на Кавказских водах А. С. Пушкин заинтересовался легендами, в центре которых были сильные и волевые личности.

По пути в Гурзуф А. С. Пушкин написал первое романтическое стихотворение – «Погасло дневное светило». В творчестве возникает образ романтического изгнанника. Стихотворение открывает весь романтический период творчества А. С. Пушкина.

В Крыму писатель особо увлекается творчеством Байрона.

В 1820-1821 гг. А. С. Пушкин пишет романтическую поэму «Кавказский пленник», на написание которой влияет творчество Байрона. Это была вторая написанная в целом поэма А. С. Пушкина.

Бахчисарай, в котором побывал А. С. Пушкин во время ссылки, волнует душу писателя и оставляет особые впечатления, которые отражаются в новой романтической поэме «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.).

Следующая написанная А. С. Пушкиным за годы ссылки поэма – «Цыганы». Работа над ней была завершена в 1824 г., когда А. С. Пушкин был в Одессе.

«Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» – эти романтические поэмы были посвящены исключительной личности, которая находится в конфликте с «толпой».

Рис. 1. Романтические поэмы Пушкина.

Романтический герой в названных произведениях стремится к полному уединению, в котором он может мыслить и рассуждать.

«Цыганы» стали завершающей романтический цикл поэмой, в которой уже прослеживается переход А. С. Пушкина от романтизма к реализму.

В Одессе писатель также начал работу над своим известным романом в стихах «Евгений Онегин».

А. С. Пушкин питал чувства к жене графа М. С. Воронцова, ей он посвящает множество стихотворений: «Храни меня, мой талисман», «Приют любви, он вечно полон», «Все кончено: меж нами связи нет», «Сожжённое письмо».

Перед отъездом в Михайловское А. С. Пушкин написал стихотворение «К морю», которое стало последним романтическим стихотворением.

Что мы узнали?

В Южную ссылку А. С. Пушкин отправился в 1820 году за написание «возмутительных стихов». В связи с болезнью писатель вместе с генералом Раевским отправляется на Кавказские воды, а затем в Крым. Увиденное там заставляет А. С. Пушкина начать работу над романтическими произведениями: «Погасло дневное светило», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Работу А. С. Пушкин продолжил в Кишиневе, где писатель пробыл основную часть ссылки. После перевода А. С. Пушкина в Одессу писатель работает над «Цыганами», еще одной романтической поэмой. Здесь же А. С. Пушкин начинает работу над «Евгением Онегиным» и пишет стихотворения, посвященные жене графа М. С. Воронцова, по настоянию которого А. С. Пушкин в июле 1824 г. был выслан в Михайловское.

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ»

После возвращения из ссылки А. С. Пушкин жил под постоянным наблюдением царя и начальника жандармов. Тема свободы для поэта, пережившего шесть лет изгнания и преследований на Юге и в Михайловском, остается по-прежнему актуальной. В 1828 году Пушкин просил царя об отправке его на Кавказ, в действующую армию, и получил отказ. В 1829 году поэт самовольно едет на Юг, в Арзрум. Ему хотелось повидать ссыльных друзей-декабристов. Пушкину удалось встретиться с друзьями, но Кавказ приказано было покинуть. В Москве, вернувшись из Арзрума, он написал стихотворение «Кавказ».

«Кавказ подо мною», — так начинает поэт свой рассказ. Он «в вышине», «над снегами», «у края стремнины». Только орел, гордая и свободная птица, парит наравне с поэтом. Перед ним открываются бесконечные дали: «нагие громады» утесов, горные потоки, «рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени». А внизу, ближе к «веселым долинам» гнездятся жилища людей, и «нищий наездник таится в ущелье».

С молодым зверем, запертым в железной клетке, поэт сравнивает Терек — могучую и быструю горную реку, стесненную горным ущельем. Он «бьется о берег в вражде бесполезной», преодолевая преграды на своем пути.

Пушкин снова возвращается к теме свободы, вернее, к ее отсутствию для многих граждан России и покоренных народов. В рукописи Пушкина есть отброшенное поэтом продолжение стихотворения:

Так буйную вольность Законы теснят, Так дикое племя под Властью тоскует, Так ныне безмолвный Кавказ негодует, Так чуждые силы его тяготят.

Образ Терека — зверя, рвущегося на волю из железной клетки, отразил думы поэта о судьбе народов Кавказа, жестоко угнетавшихся царизмом. «Нищий наездник», который «таится в ущелье», — это образ тех, кто сопротивлялся насилию, не желал покориться царской власти. И поэт, чувствующий постоянную несвободу от опеки властей, солидарен с ними. Здесь, на Кавказе, среди вольной и дикой природы, Пушкин особенно остро чувствует естественную потребность человека в свободе. И оно одинаково свойственно и гонимому поэту, и притесняемым черкесам. И хотя стихотворение заканчивается печальной картиной бьющегося о скалы Терека «в вражде бесполезной», мы чувствуем силу и стремление к свободе этого «молодого зверя». И остается ощущение, что когда-нибудь он сокрушит все преграды на своем пути и вырвется из плена.

  • история «кавказ пушкин»
  • пушкин анализ стиха кавказ
  • пушкин кавказ анализ стихотворения
  • стихотворение пушкина кавказ анализ
  • пушкин кавказ краткий рассказ

Полный текст стихотворения А. С. Пушкин «Кавказ»

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

13Екатериноград

17 мая Пушкин прибыл в Екатериноград (ныне станица Екатериноградская). Оттуда поэт отправился в дальнейший путь до Владикавказа и Ларса, где оканчивались границы Северного Кавказа. «С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. Почта отправляется два раза в неделю, и приезжие к ней присоединяются: это называется оказией. Мы дожидались недолго. Почта пришла на другой день, и на третье утро в девять часов мы были готовы отправиться в путь… Потянулись коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую… Дорога довольно однообразная, равнина, по сторонам холмы. На краю неба вершины Кавказа, каждый день являющиеся выше и выше. Крепости, достаточные для здешнего края, со рвом, который каждый из нас перепрыгнул бы в старину не разбегаясь, с заржавленными пушками, не стрелявшими со времен Гудовича…», — писал Пушкин в «Путешествии в Арзрум».

7Каррас

Вместе с Раевским Пушкин побывал в немецкой колонии Каррас у подножья горы Бештау. Она была основана в 1802 году миссионерами с целью распространения протестантской религии среди местного населения. Колония в то время состояла из нескольких домов, расположенных по одной улице в полверсты длиною.

«Эти оригинальные поездки, — писал первый биограф Пушкина П. И. Бартенев, — эта жизнь, вольная, заманчивая и совсем непохожая на прежнюю, эта новость и нечаянность впечатлений, жизнь в кибитках и палатках, разнообразные прогулки, ночи под открытым южным небом, и кругом причудливые картины гор, новые, невиданные племена, аулы, сакли и верблюды, дикая вольность горских черкесов, а в нескольких часах пути упорная, жестокая война с громким именем Ермолова, — все это должно было чрезвычайно как нравиться молодому Пушкину».

Влияние русской культуры на художественную культуру народов Северного Кавказа

Результаты этого влияния сказались на уровне развития всех видов искусства. Тема Кавказа, кавказской культуры нашла свое отражение в творчестве русских писателей и поэтов. Представители русского романтизма проявляли тенденциозность в описании характера местных жителей Кавказа как людей чрезвычайно мстительных и жестоких, чуждых гуманизма. Девушки и женщины горских племён в обрисовке этих писателей предстают как существа непривлекательные и неопрятные. Совсем иная позиция характеризовала произведения передовых русских писателей, поэтов. Исторические судьбы Kaвкaзa и России, переплетение истории и культуры озарены целой плеядой известных имен.

Кавказу в ХVI — ХIХ веках императорская Россия уделяла большое внимание, и, конечно, всё это не могло остаться в стороне от русских поэтов и писателей. Упоминания о Кавказе содержатся в одах М.В

Ломоносова, в стихотворной повести «Бова» А.Н. Радищева и его поэме «Песнь историческая». Кавказу посвящены «Стихи на покорение Дербента» и ода «На возвращение из Персии через Кавказские горы графа В.А. Зубова» Г.Р. Державина, он первый в русской поэзии описал красоту кавказской природы. Несколько строк посвятил кавказцам В.А. Жуковский в «Послании к Воейкову». Разжалованный в солдаты и сосланный на Кавказ А.И. Полежаев создаёт на кавказском материале свои поэмы и стихи.

Источник

Однако именно Александр Сергеевич Пушкин стал первооткрывателем Кавказа в русской литературе.

В.Г. Белинский писал, что:

Источник

В начале июля 1820 года А. Пушкин по приглашению героя войны 1812 года генерала Раевского выехал на Кавказ. Вполне возможно, что двигала им возможность участия в боевых действиях или, как минимум, наблюдения их. Поэта поразила красота южной природы: цепи снежных гор, бурные реки, синее южное море. Первыми впечатлениями о поездке он делился с братом Львом в своём письме:

Источник

Первые же поэтические строки о Кавказе появились в эпилоге к «Руслану и Людмиле», сочиненном здесь, на Водах 26 июля и напечатанном во втором издании поэмы. В нём зазвучали героические образы борьбы за прекрасный, поэтический и «негодующий» Кавказ, в стихотворные строки облечена мысль о неизбежности его присоединения к России.

Поэтическим итогом его первого пребывания на Кавказе явилась поэма «Кавказский пленник», законченная в 1821 году.

Рисунок Пушкина. 1821 год. Источник

В ней поэт открыл русским и европейским читателям близкий к реальной действительности Кавказ и первым из русских литераторов задумался о контактах русского и горских народов. Картины горной природы гармонично слились в поэме с изображением жизни и быта горцев. Но для создания подобного новаторского произведения, имевшего в течение всего XIX столетия многочисленных подражателей, требовалось, помимо мастерства и личных наблюдений, приобрести разносторонние знания. Этот пробел поэт заполнил в результате бесед с известным кавказоведом С.М.Броневским, с которым встретился в Крыму, и знакомства с его трудом «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе».

А.С.Пушкин. Черкес на фоне Бештау. Иллюстрация к поэме «Кавказский пленник». 1821 — 1822 гг. Источник

Из посвящения к поэме мы узнаем, что Пушкин на Кавказе отдыхал душой. Среди горных кавказских вершин он искал вдохновение и обрел его. Величественная красота кавказской природы очаровала и взволновала романтически настроенного юношу. Однако если из «Посвящения» мы узнали лирическую сторону поэта, то в «Эпилоге» мы познакомились с другой: он пристально приглядывался к жизни горцев, восхищался их отвагой, любовью к вольности, простотой и гостеприимством:

Жизнь горцев, их быт, нравы, даже опасности и подвиги в их понимании манили и увлекали поэта.

— начал поэт свою поэму. Но уже через несколько строф писал и обращался к их жизни и выражал свое отношение:

Мятежная душа поэта долго гналась за «весёлым призраком свободы» и настигла его на высотах Кавказа. Он дал обещание никогда не забыть «…кремнистых вершин, гремучих ключей, увядших равнин, знойной пустыни…»

Стало понятно, какое огромное впечатление произвело на русское общество блестящее описание жизни горцев Кавказа и её величественной природы.

Лишь с появлением «Кавказского пленника» тема Кавказа, сцены из кавказской жизни прочно вошли в русскую литературу, приобретая значение литературной традиции.

С мая по сентябрь 1829 года длилось второе пребывание Пушкина на Кавказе. Причины, толкнувшие поэта на поездку без санкции царя Николая I, как предполагают, были самые разные. Но главным всё же явилось стремление Пушкина глубже познакомиться с Кавказом.

Начать второе знакомство с Кавказом Пушкин решает с посещения в Орле опального генерала А.П. Ермолова. В этом заключался и вызов дворцовой олигархии, и лично царю, и желание побеседовать с человеком, пребывание которого составило целую эпоху на Кавказе. Поэт замышлял посвятить Ермолову капитальный труд , возможно, записки о ермоловских войнах.

Но, отдавая дань Ермолову, как личности, Пушкин ничего не приукрасил и показал его сильные и слабые стороны.

Источник

То, о чём страстно мечтал поэт во время первого пребывания на кавказских Минеральных курортах, исполнилось в мае 1829 года: он увидел Терек, исполинские горы, глухие ущелья, мирных и немирных горцев. Подлинный Кавказ, не похожий на городки Кавминвод, стремившиеся подражать европейским курортам, обрушил на поэта массу впечатлений. Пушкин стал очевидцем восстания в Восточной Осетии. Каждая деталь, фраза в дневниках и стихотворениях, оставшиеся не прокомментированными, даже событие, казалось, не имевшее прямого отношения к его жизни, — всё требовало обстоятельного изучения.

Пушкин хорошо понимал, что знакомство с Кавказом немыслимо без близких контактов с местным населением. Он встречается и изучает быт людей самых разных национальностей: калмыков, осетин, кабардинцев, грузин, армян, турок, азербайджанцев, представителей народов Дагестана. В Арзруме поэт знакомится со старшинами чеченских селений и знаменитым предводителем горцев, предшественником Шамиля, Бей-булатом Таймиевым. Приезд его к Паскевичу поэт связал с установлением новых мирных отношений между русской администрацией и непокорными горцами. Но недальновидная политика царских чиновников, уповавших более на военную мощь, чем на объективные условия, сложившиеся в горских обществах Восточного Кавказа, разрушение их идеалов свободы вскоре свели на нет эти усилия

Исследователи, прослеживая контакты Пушкина на Кавказе, вместе с тем почему-то не обращали внимание на общение поэта с горцами в Петербурге. Благодаря изучению персонажей картины Г.Чернецова «Парад на Царицыном лугу», удалось установить, что среди окружения поэта находилось немало кавказских горцев необычной судьбы

«Тазит». Рисунок Пушкина. 1829 год. Источник

Высшим достижением кавказского творчества Пушкина явилась поэма «Тазит», незавершенная в рукописи. Сюжет «Тазита» навеян посещением Пушкиным развалин средневекового города Дедякова — Татар-туба и осетинского аула под Владикавказом. Таких персонажей, как Тазит и его воспитатель, ещё не знала русская литература о Кавказе. Они олицетворяют новых людей, носителей цивилизованной морали и передовой культуры. Большинство из них не изменило своей вере — исламу. Это вызвало протест в обществе: появление таких людей было ещё не близко в горской среде. Но они уже существовали, и каждый из них, то ли блестящий лейб-гвардеец, или академик живописи, повторили, в основном, путь Тазита.

«Тазит». Рисунок Пушкина. 1829 год. Источник

Во время этого путешествия он живо интересовался нравом и бытом Кавказа, размышлял о путях и средствах установления дружбы между ними и Россией. Плодом поездки на Кавказ стали стихотворения «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

Если после 1820 года Пушкин как бы замкнул почти на девять лет кавказскую тему, то после 1829 года этот процесс в его творческой лаборатории активно развивался. Об этом говорят находящиеся в портфеле поэта планы поэмы о любви черкеса и казачки и кавказского романа о приключениях декабриста А.И. Якубовича. Знакомство с героями романа, анализ исторических сведений, планов дает основание специалистам утверждать, что эти произведения должны были воссоздать подлинные исторические события эпохи 20 — 30 годов XIX века на Кавказе. Кавказская тема нашла неожиданное продолжение в «Истории Пугачёва». Пушкин кропотливо изучает разнообразную кавказоведческую литературу и источники.

До А.С. Пушкина в художественной литературе кавказская тема сводилась лишь к беглым упоминаниям и эпизодам.

Величайшей заслугой русского гения явилось донесение исторической, этнографической информации, способствующей формированию взаимного русско-кавказского культурного процесса — уверенного и верного движения к общечеловеческой цивилизации, при этом необходимо отметить, что творчество поэта на кавказскую тему основано на энциклопедических познаниях поэта, свидетельствующих о его разносторонних исторических интересах.

В обстановку эйфории, охватившей российское общество в связи с победами на Юге, трезвый взгляд Пушкина на кавказскую политику явно не вписывался. Булгаринская «Северная пчела» обвинила Пушкина в отсутствии патриотизма. «Вестник Европы» обрушился на «певунов, не воспевших нашего оружия».

Полностью очерк «Путешествие в Арзрум» увидел свет лишь в 1836 году в первом номере основанного А. Пушкиным журнала «Современник». Произошло это всего за год до трагической дуэли поэта с Ж.Ш. Дантесом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий