Сочинение на тему основные темы и мотивы лирики пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом:

✓      продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин;

✓      испытывает сильное влияние стихотворения «Памятник» Г. Державина, и это выражается в следующем:

•        сходство названия стихотворения;

•        использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина;

•        определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества;

•        композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство:

—        шестистопный ямб;

—        разделенность на пять строф;

—        ритм александрийского стиха;

—        цезура;

✓      отличается от державинского стихотворения следующими особенностями:

•        соединение образа идеального памятника с реальными чертами;

•        простота языка в некоторых строфах;

•        сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля («сущий», «всяк», «дикой») и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл («друг степей калмык», «ныне дикой тунгус» и др.);

•        своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст;

•        богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся:

—        эпитеты («главой непокорной»);

—        олицетворения («Веленью Божию, о Муза, будь послушна»);

—        метонимия («Что чувства добрые я лирой пробуждал…»);

—        синекдоха («И гордый внук славян…»);

✓      имеет своеобразную композиционную структуру:

•        информативную часть (1 — 16 строки);

•        манифестирующую часть (17—20 строки);

•        развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей;

✓      в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем:

•        срастается с жанром «поэтического размышления», имеющим ярко выраженные публицистические черты;

•        отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды.

Первый триумф поэта

Истинный успех и благословение на дальнейшее творчество Пушкин получает во время экзамена по русской словесности. В качестве экзаменационной работы Александр Сергеевич предлагает свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Главным слушателем и цензором выступал мэтр отечественной литературы — Г. Р. Державин. Впоследствии Пушкин вспоминал, что свои стихи он читал с невероятным трепетным волнением, он с трудом мог контролировать себя. Державин был в полном восторге, он хотел обнять юного поэта.

Лицейская лирика Пушкина (стихи, написанные за первые три года обучения, в частности) показывает его умение работать с разными жанрами. Он одинаково успешен как в сатире, так и в оде, лирике, элегиях. Особенно ярко это умение проявилось в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе». Конечно, Пушкин опирается на традицию русского классицизма, но он привносит в стих свежую струю, добавляя к жанру оды элегическое, медитативное настроение. Когда автор говорит о славе русских героев, он выбирает торжественный одический стиль. После стих становится более плавным и мелодичным, в том моменте, когда лирический герой вспоминает о моменте наступления Наполеона, о том, что он в беспечности и неге проживал все годы, не зная, что нагрянет беда. И, наконец, стихотворение завершается тем же торжественным и громогласным голосом, прославляющим столицу России. В этом произведении воплотилось все изящество, вся сила, которыми облает лицейская лирика Пушкина. Сочинение «Воспоминания в Царском Селе» сделало автора знаменитым. Именно после его прочтения Державин благословил юного гения на будущую работу и объявил, что в России появился великий поэт.

Стихотворение «К Чаадаеву»

Это стихотворение является еще одним произведением, где проявилась свободолюбивая лирика Пушкина. Краткое содержание этого короткого, но столь емкого по смыслу стихотворения — в его призыве к другу юности. Призыв стряхнуть негу молодости и утех, чтобы воспрять душой к свободе и посвятить жизнь отчизне. Это личное послание другу, которое на самом деле оказалось политическим призывом. Теперь уже Чаадаев не просто друг его юности, разделяющий его развлечения, а соратник и единомышленник.

Все стихотворение дышит патриотизмом и духом революции и заканчивается на оптимистической ноте: символичности восхода звезды, что говорит о победе духа свободы в борьбе с неравенством и угнетением.

Общество

Ранняя лирика

Годы, проведенные в Царскосельском лицее, способствовали не только развитию поэтического дара юного лицеиста. Идеи свободомыслия, царившие в старых лицейских стенах, оказали влияние на формирование:

  • личности,
  • мировоззрения,
  • отношения к литературному искусству.

Отношение Пушкина к любви еще не так ярко отражено, чем в более поздние годы.

Стихи, рожденные в эти годы, показывают, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина в начальный период становления поэта, как постепенно оттачивается его перо.

Важно! Ранняя юношеская лирика Пушкина – это своего рода обобщение и собственный анализ поэтических творений классиков русской и мировой литературы. В раннем цикле пушкинских стихов женские образы обрисованы схематично: «Певец», Красавица», «Желание»

Юношеская лирика Пушкина – это прежде всего переживания таинственного необъяснимого чувства. Поэт говорил о самом желании любить, ему дорого «любви мученье»


В раннем цикле пушкинских стихов женские образы обрисованы схематично: «Певец», Красавица», «Желание». Юношеская лирика Пушкина – это прежде всего переживания таинственного необъяснимого чувства. Поэт говорил о самом желании любить, ему дорого «любви мученье».

В послании «К Наталье» поэт обращается к крепостной актрисе. Стихотворение написано в стиле классицизма. Юноша говорит о своих первых пылких чувствах, которых он еще стыдится, восхищается красотой молодой девушки.

Анализ стихов лицейского периода, написанных о любви, дает основание исследователям считать Пушкина последователем греческого поэта Анакреонта, автора гимнов и легких стихов о любви за «полной чашей вина». Юный поэт пишет о первых любовных радостях и разочарованиях, верности дружному лицейскому братству. Отдавая дань модному в то время увлечению, он часто оставляет эпиграммы в дамских альбомах и шутливые стихи. В арсенале поэта их целый список: «Красавице, которая нюхала табак», «В альбом Голициной», «Монах». Они наполнены легким юмором, неожиданными парадоксами, забавной игрой слов.

Внимание! Литературоведы отмечают, что на раннем этапе для пушкинского стиля характерны две черты. С одной стороны, творческий, смелый подход к задачам литературного искусства, неприятие отживших стереотипов, с другой – многообразие жанровых мотивов

Духовный кризис Пушкина 1823 года

Радикализм общественной позиции, свойственный автору в начале 20-х годов, сменяется духовным кризисом. Причина его – события русской и европейской жизни. Ранняя романтическая лирика Пушкина характеризуется верой в революцию. Однако в 1823 году поэту пришлось пережить большое разочарование. Александр Сергеевич тяжело воспринял поражения произошедших в Европе революций. Всматриваясь в жизнь своей страны, он не находил возможностей для победы свободолюбивых настроений. В новом свете в глазах Пушкина предстали и «народы», и «избранные» натуры, и «вожди». Он осуждает всех их, однако именно «вожди» становятся постепенно основной мишенью иронических размышлений Александра Сергеевича. Кризис 1823 года отразился главным образом в расставании автора с иллюзиями просвещения. Разочарование Пушкина распространилось и на роль избранной личности. Она оказалась неспособной исправить среду. Значение «избранных» не оправдалось еще в одном отношении: народ так и не пошел за «просветителями». Однако Пушкин остался недоволен и собой, и «иллюзиями», и «ложными идеалами». Особенно отчетливо разочарование Александра Сергеевича звучит в стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный…», которые анализируются особенно часто, когда раскрывается тема «Романтическая лирика Пушкина».

Запрещенный перф Зенита, посвящённый 100-летию революции

Идея появилась еще год назад. Круглая дата, которую нельзя обойти стороной. Трагическая история нашего народа, события, которые положили начало братоубийству.

Тема: – Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

Вариант 2

Поэтический мир русского классика, безусловно,  многогранен, разнообразны затрагиваемые в его творчестве темы. Это все то, о чем болела его душа.  На написание стихов, в широком смысле слова, поэта вдохновляла сама жизнь с ее горестями и радостями, взлетами и падениями, длительными размышлениями и сиюминутными эмоциями.

Советский поэт А. Твардовский очень точно подметил в своем стихотворении «К портрету Пушкина», что   поэт такого масштаба и таланта мог родиться только на  бескрайних просторах русской земли. Поэтому не случайно одним из мотивов его лирики является тема России. Каждый знает, что поэт неоднократно был в ссылке, вынужденно уезжал из столицы по велению властей.

«К Чаадаеву» — одно из ярких пушкинских  стихотворений, посвященных судьбе Отечества. Это было непростое время. Прогрессивные дворяне стремились к либерализму, хотели перемен в жизни общества, но не находили понимания с самодержавной властью. Свои мысли они могли выражать только в узком кругу единомышленников и друзей. Таким другом для него был Петр Чаадаев. Последние пять строк стихотворения звучат революционно для того времени:

«Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Ключевая идея отрывка в том, что рано или поздно, самодержавный строй падет и начнется прогрессивный этап развития страны, и именно они – новое поколение, которое должно способствовать свершению этого.

Несмотря на сложные отношения с властью, Пушкин воспевает величие России.  В стихотворении «Была та смутная пора» поэт утверждает: «Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат». Он показывает, что, несмотря на все испытания, мощь российского государства день ото дня крепчает.

Тема любви волнует Пушкина. Любовная лирика раскрывает чувственную сторону жизни: от  несерьезной скоротечной влюблённости до глубочайших чувств. Любовное томление, предвкушение встречи часто также описывалось в стихах. Легкость, свежесть  чувств выразились в стихотворении, посвящённом Анне Керн, с которой у поэта было всего несколько встречь.

«И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты».

Эти строки стали примером объяснения в любви для многих поколений читателей.

Совершенно другая «глубина» в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Тут речь идет о зрелой, глубокой, осознанной,  при этом неразделенной любви. Эмоции лирического героя противоречивы: ревность, робость, нежность, безнадежность положения… Надежда и уныние – главные спутники любви  по Пушкину.

Калейдоскоп времен года отражается в стихах  поэта, посвященных природным явлениям. Известно, что его любимой порой была  «очей очарованье» — осень. У Пушкина есть знаменитое стихотворение с одноименным названием. В нем описываются все четыре времени года и отношение автора к ним. Весной автору неуютно, он чувствует себя больным, зима ему быстро надоедает своим однообразием, лето  «не угодило жарой, засухой, пылью, многочисленными мухами и комарами. А вот осень – совсем другое дело! Для Пушкина она прекрасна в любом проявлении.

«Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет…» — именно так автор описывает свои «взаимоотношения» с этим временем года. Осень вызывает особое щемящее сердце чувство, как «чахоточная дева», которая едва жива. К осени у Пушкина одновременно и любовь, и сострадание, и восхищение.

В лирике поэта каждый может найти ту тему, которая будет особенно близка. В некоторых произведениях переплетаются сразу несколько мотивов.

Похожие главы из других книг:

Феномен декабризма в русской культуре 1820-х годов.
Русская и особенно советская наука предприняла огромные усилия для изучения декабристского движения. Отыскан и опубликован обильный источниковедческий материал, изучены классовые истоки декабризма, обследованы

Любовная лирика Пушкина.
В. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина – «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.

Историческая тема в творчестве Пушкина 1830-х годов.
18 февраля 1831 года состоялось венчание Пушкина с Н. Н. Гончаровой в Москве, в церкви Большого Вознесения на Никитской. Весну и лето молодая чета провела в Царском Селе, а осенью Пушкины переселились в Петербург. Наступил

Литература второй половины 1820-1830-х годов

Социально-политическая обстановка.
Восстание 14 декабря 1825 года привело к изоляции от общественно-литературной жизни значительную часть и без того тонкой культурной прослойки русского дворянства. После устранения ее с

Журналистика второй половины 1820-1830-х годов.
В обстановке, когда деятельность писательских объединений и литературных обществ была официально прекращена, организаторами литературных сил в России стали журналы. Белинский замечал тогда, что нигде, ни в одной из

Поэзия второй половины 1820-1830-х годов.
В развитии русской поэзии этот период связан с попытками преодоления «школы гармонической точности» 1810-1820-х годов. Оппозиция к ней проявилась уже в статье В. К. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической», где он

Проза второй половины 1820-1830-х годов
Проза второй половины 1820-1830-х годов наиболее полно реализует свой творческий потенциал в жанрах повести: исторической (русской), философской (фантастической), светской, кавказской и бытовой. На протяжении 1830-х годов эти жанры проходят

Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год)
Все творчество Пушкина после рокового 1825 г. было посвящено поискам новых духовных путей. Понять историю, жизнь, окружающий мир для Пушкина означало обнаружить их скрытый смысл. Таково обращение к жизни:

Я понять

Эмили Элизабет Дикинсон
Emily Elizabeth Dickinson
1830 – 1886
ЛИРИКА
POEMS
1890
Русский перевод В. Марковой

Память

Жадное сосание

Некоторые малыши с жадностью набрасываются на грудь или бутылочку со смесью. Они в этот момент настолько голодны, что стремятся насытиться как можно быстрее.

Когда новорожденный жадно заглатывает смесь, ему в желудок вместе с питанием попадает и воздух. Возможно, им требуется большее количество смеси за кормление или большее количество кормлений. Это следует обсудить с педиатром.

Грудничков советуют кормить по требованию, тогда малыш станет получать столько молока, сколько ему нужно и тогда, когда необходимо.

История создания произведения

Дата написания Александром Сергеевичем Пушкиным стихотворения «Туча» достоверно известна: 13 апреля 1835 г. Да и когда еще, как не весной мог поэт описать природу после грозы. Известно, что на следующий день Пушкин должен был отправиться на прием к Бенкендорфу. Александр Сергеевич подал прошение на издание газеты и ждал от шефа жандармов разрешения.

Чувство неизвестности, тревожно радостное ожидание, вера, в лучший исход задуманного вылились в это замечательное произведение.

1835-37 годы – это пора творческой зрелости Пушкина как литератора. В этот период Александр Сергеевич мало пишет стихов для печати. Стихи для него становятся выражением его настроения. И тут трудно не согласиться с Белинским, который заметил, что стихотворение «Туча» — это образец «пушкинского созерцания природы». Однажды, после затяжного  и освежающего дождя поэт увидел задержавшуюся на чистом небосклоне, тучку. Эта картина послужила темой для создания лирической зарисовки.

Стихотворение было впервые напечатано в «Московском наблюдателе». Журнал был создан в том же 1835 году, и Пушкин стал одним из первых его авторов. Журнал просуществовал всего 4 года.

Классификация основных мотивов лирики Пушкина

Очень четко показывает основные мотивы лирики Пушкина таблица, представленная ниже:

Жанры лирики

Мотив

Философия

Мотив свободы — как внутренней, так и гражданской

Человеческие взаимоотношения

Мотив любви и дружбы, преданности и силы земных человеческих уз

Отношение к природе

Мотив близости с природой, сопоставление ее с человеком и его внутренним миром

Религия

Мотив религиозный, особенно близкий читателю тех времен

Поэзия

Мотив глубоко философский, дающий ответ на вопрос о месте поэта и поэзии в мире литературы в целом

Это лишь общее описание основных тематик произведений великого поэта. Все до единого мотивы лирики Пушкина таблица вместить не может, настолько многогранна и всеобъемлюща поэзия гения. Многие литературные критики признают, что для каждого Пушкин свой, каждый открывает для себя новые и новые грани его творчества. На это и рассчитывал поэт, говоря в своих записях о желании пробудить у читателя бурю эмоций, заставить его мыслить, сопоставлять, переживать и, главное, чувствовать.

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности – это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики – осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, которая проявляет себя в четкой и принципиальной нравственной позиции, чувстве собственного достоинства и незапятнанной совести.

Подражание в творчестве Пушкина

Сначала это будет творчество Батюшкова,

Рис. 8. К.Н. Батюшков ()

потом – Жуковского.

Рис. 9. В.А. Жуковский ()

И действительно, говоря о своей лицейской музе, Пушкин выделит там два центральных жанра: послание и элегия. Поэтому в первом периоде лицейской жизни Пушкин будет ориентироваться на дружеское послание Батюшкова, а во втором – на элегию Жуковского. Пушкин действительно будет создавать произведения, в которых будет восстанавливать своеобразие художественной манеры своих учителей. Так, предположим, если речь идет о Батюшкове, то это послание «Городок», которое почти имитирует Батюшковские «Мои пенаты», если Жуковский, то это стихотворение «Певец», которое является вариацией стихотворения с тем же названием. Следует напомнить, что Жуковский и Батюшков создают существенно разные художественные миры, разные облики поэтов, разные облики их муз. Так, если поэт Батюшкова – это ленивец, философ, мудрец, мечтатель, эпикуреец, в своих мечтах наслаждающийся жизнью, традиция которого воспроизводит античную традицию, то в случае с Жуковским перед нами меланхолик, драматически переживающий свое земное существование, устремленный к небесному идеалу, чем близок к традиции христианского неоплатонического миропонимания. В этом смысле это два разных содержательных явления, трудно соотносимые друг с другом. Однако Пушкинские стихи, написанные в подражание Батюшкову, вызывают у Батюшкова такую серьезного рода реакцию, что однажды он приедет в лицей, чтобы познакомиться с этим юным дарованием. А чуть позже среагирует на одно из лицейских посланий «Юрьеву»

Рис. 10. Ф.Ф. Юрьев

таким образом: нервно сжав листок с рукописью этого стихотворения, заметит, что если этот юнец так и дальше пойдет, то нам на Парнасе больше делать нечего. Те открытия, к которым старшие современники Пушкина шли длительным художественным развитием, этот по сути подросток воспроизводит с необычайной легкостью. Таким образом, перед нами удивительное свойство Пушкина, которое много позже Гнедич

Рис. 11. Н.И. Гнедич ()

в одном из посланий, обращенных Пушкину, неслучайно соотнесет его с Протеем –

Рис. 12. Протей

древнегреческим мифологическим существом, способным принимать самые разнообразные формы. В итоге перед нами обнаружится изумительная особенность Пушкина художественно проникать не только в стили других авторов, но и в стили других народов и культур. Ведь в последующем он с точностью будет воспроизводить в своем творчестве, скажем, не только миры библейского Ветхого завета,

Рис. 13. Ветхий завет ()

но и книг Корана.

Рис. 14. Коран ()

Он изобразит нам Средневековую Англию, Испанию. Поэтому ту удивительную особенность, которую много позже Достоевский

Рис. 15. Ф.М. Достоевский ()

определит как всемирную отзывчивость Пушкина, можно обнаружить в этой необычайной способности Пушкина улавливать и воспроизводить явления окружающего мира, иногда даже чуждые самому Пушкину.

Другая особенность, которая так же ярко проявляется уже в самом начале творческого пути Пушкина, это способность соединять несоединимые вещи. В частности, он не только подражает Батюшкову и Жуковскому, но соединяет их вместе. Если в первой половине лицейского творчества – это образы Батюшкова: поэт-ленивец и мудрец, то во второй – элегические образы Жуковского, связанные со смертью. И это все пишет мальчик в возрасте 15-16 лет, создавая ощущение некого сюжета, которые развернулся в его лицейской лирике от некого предшествующего счастья и наслаждения жизнью к полному его разочарованию. Более того, из этого сюжета он сделает стихотворения, и самое замечательное из них – это послание «Друзьям»:

Богами вам еще даны

Златые дни, златые ночи,

И томных дев устремлены

На вас внимательные очи.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный…

Все это сильно напоминает поэтическую мысль Батюшкова с призывом наслаждаться жизнью. А финальная строчка звучит так:

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнуся я.

Субъективность и автопортретность в лирике и в романтических поэмах

Лирика, как заметил В.Г. Белинский, является в основном субъективной, внутренней поэзией. В ней сам автор выражает себя. Естественно, что именно такой характер и имели стихотворения Пушкина. Однако в романтический, южный период эти черты были свойственны не только лирике. К «поэзии субъективной» в большой степени относились также романтические поэмы, которые тоже были во многом выражением самого автора.

Автопортретность, а также субъективность, тесно с ней связанная, видны не только в произведении «Кавказский пленник», но также и в «Цыганах», и в других поэмах Александра Сергеевича, относящихся к южному периоду. Это делает данные творения близкими романтической лирике автора. И лирика, и поэмы во многом однохарактерны. Однако это не означает, что автопортретность и субъективность одинаково важны для двух этих жанров в творчестве Пушкина. Субъективность в эпосе является специфической приметой романтизма, однако в лирике это родовая примета, а не видовая: в той или иной степени любое произведение этого жанра субъективно.

Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»

предмет: русская литература

Класс: 10

Урок № 2

Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»

Цель урока: 1) раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; 2) ознакомить с основными темами, мотивами  лирики поэта.

Ссылка на презентацию и анализ оды «Вольность»:

№1 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/07/zhizn-i-tvorchestvo-aspushkina

№2 https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/oda-volnost.html

Электронный учебник: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс. ООО «Русское слово — учебник», 2012. http://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf

Конспект урока:

1. «Невозможно повторить Пушкина», – утверждал Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество поэта (ссылка № 1, материал учебника).

2. А.С. Пушкин – родоначальник русского реализма. Поэт создавал новые жанры, новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы.

3.Основные темы лирики Пушкина

1. Гражданская тема ода «Вольность» (призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь,1818), «К Чаадаеву», «Деревня»(восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона», 1819), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии: «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…»,  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

4.Анализ оды «Вольность» (а) ознакомиться со стихотворением, б) прочитать материал учебника «Муза пламенной сатиры», в) анализ оды записать (ссылка№2))

5. Статьи «Годы странствий» и «Жребий русского поэта» (ознакомление; «Подражания Корану (IХ)» (https://pishi-stihi.ru/podrazhaniya-koranu-pushkin.html)-

прочитать стихотворение и анализ)

Тесты для самопроверки

1.В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Москва

Б) Киев

В) Петербург

Г) Ярославль

2. Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея?

А) 1 января 1811 года

Б) 19 октября 1811 года

В) 19 ноября 1811 года

Г) 26 мая 1811 года

3. Цитата «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво» взята из стихотворения:

А) «19 октября. 1825г.»

Б) «Туча»

В) «Я помню чудное мгновенье…»

4. К десятилетию восстания декабристов А.С. Пушкин написал стихотворение:

А) «Туча»

Б) «19 октября. 1825г.»

В) «Я помню чудное мгновенье…»

5. Куда был сослан А. С. Пушкин после прошения об отставке?

А) На Кавказ

Б) В родовое имение Михайловское

В) В Кишинев

6. Как называется цикл стихотворений, в котором Пушкин через сюжеты и образы священной книги мусульман выразил свои мысли и настроения?

7. Становление какого литературного направления находит отражение в творчестве А. С. Пушкина?

8.Какие три месяца стали самыми плодотворными в творчестве поэта, какое название они получили?

9. Как называется последнее произведение, которое увидело свет при жизни поэта в декабре 1836 года?

10.Как называется последнее стихотворение А. С. Пушкина?

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

а

а

б

Подра-жания

Корану

Реа-лизм

Болдин-ская

осень

Капитан-ская дочка

Я памятник

себе воздвиг

нерукотворный

«5» — 9-10

«4» — 7-8

«3» -6

«2»-0-5

Времена года

Среди времён года поэт отдавал предпочтение осени. «Унылая пора! Очей очарование!» — это наиболее популярная и известная работа, в которой на основной план выходит характеристика осени.

В произведении «Осень» Пушкин шуточно высказывает своё отношение к другим временам года. В особенности он выделил зиму. Она тоже воспета во многих его стихах. Самое знаменитое стихотворение — «Зимнее утро», первую строку которого можно уже называть нарицательной. Произведение «Бесы» своими краткими и ёмкими характеристиками очень точно передает всю опасность зимней поездки.

Многие стихотворения о природе стали классикой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий