4 закона логики, которые делают здравый смысл вашим союзником

Неклассические логики

Модальная логика

  • Модальность
  • Алетические модальности (алетическая модальность, алетическая модальная логика, алетические модальные логики)
  • Деонтические модальности (деонтическая модальность, деонтическая модальная логика, деонтические модальные логики)
  • Эпистемологические модальности (эпистемологическая модальность, эпистемологическая модальная логика, эпистемологические модальные логики)
  • Временные модальности (временная модальность, временные модальные логики, временная модальная логика)
  • Строгая импликация
  • Материальная импликация

Недедуктивные логические теории

  • Индуктивная логика
  • Вероятностная логика
  • Логика решений
  • Логика нечётких понятий (логика нечётких множеств, нечёткая логика)
  • Аналогия (умозаключение по аналогии).

Другие неклассические логики

  • Категориальная логика
  • Комбинаторная логика — это логика, которая заменяет переменные функциями с целью прояснить такие интуитивные операции с переменными, как подстановка. Построенная на базе комбинаторной логики система арифметики содержит все частично рекурсивные функции и избегает гёделевской неполноты.
  • Кондициональная логика (условная логика). Её предмет — истинность условных предложений (в частности, сослагательного наклонения). Логика контрафактических утверждений.

Логика – что это?

Этот термин имеет древнегреческие корни. Он образован от древнегреческого слова «логос», что понимают, как слово, рассуждение, мысль, смысл или разум. Самое простое определение логики – это наука о правильном мышлении, здравомыслии. Она зародилась примерно в V в. до н.э. благодаря трудам философа и мыслителя Аристотеля, который и считается основателем традиционной логики.

Существуют и другие толкования:

  1. Логикой также именуют науку о законах, способах и формах мышлении, относя ее к одному из разделов философии.
  2. Логика человека – это разумность и определенная последовательность действий и выводов.
  3. Определение отождествляют и с понятием внутренней закономерности определенных явлений и процессов. То есть существующих природных процессов и человеческих эмоций.

https://youtube.com/watch?v=DkP2MYByG4o%250D

Законы логики

Как и в любой науке, здесь существуют определенные правила. Закон логики – это принцип, которому необходимо следовать, чтобы из истинных суждений получить правильный вывод. Их разработал и сформулировал еще Аристотель, изучая формальную логику, в которой использовались словесные суждения. Существует четыре базовых закона, нарушение которых приводит к появлению умышленных или неумышленных ложных выводов:

  • тождества;
  • непротиворечия;
  • исключенного третьего;
  • достаточного основания.

Закон тождества

Изучая, что такое наука логика, непременно сталкиваются с ее первым законом тождества или равенства. Некоторые именуют его принципом постоянства. Суть состоит в том, что на всем протяжении логического рассуждения изначальное понятие должно сохранять свой первоначальный смысл. Искажение, которое свойственно многим языкам и двойственность, многозначность, могут привести к ложным выводам.

Примером несоблюдения этого принципа является простой диалог:

  • Зачем чай в кружке?
  • Очевидно же! Чтобы его кто-то выпил!
  • Нет. Чай в кружке за ее стенкой. То есть здесь было подменено понятие слов зачем и за чем, сделан ложный вывод.

Закон непротиворечия

Еще одним фундаментальным постулатом является закон непротиворечия. Его суть состоит в том, что два противоположных высказывания не могут быть одновременно истинными. Одно или оба из них обязательно окажутся ложными. Можно привести простой пример иллюстрации этого закона:

  1. Маша утверждает, что абрикос из корзинки взяла Таня.
  2. Таня же опровергает сестру и уверена, что абрикос взяла Маша.
  3. Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. То есть либо Таня взяла абрикос, и Маша права, либо наоборот.
  4. Оба эти выражения могут быть ложными, если абрикос просто упал из корзинки и закатился под стол, потому как емкость была переполнена.

Закон исключенного третьего

Нередко студенты изучая, что такое наука логика, путают предыдущий закон с принципом исключенного третьего. Они схожи, но суть каждого все же отличится. Этот закон сформулирован так, что истинным может быть либо само суждение, либо же его отрицание. Третьего не дано. То есть закон оперирует не противоположными понятиями, а противоречащими друг другу. К примеру:

  1. Утверждение «все голуби – птицы» – верно.
  2. Ему противоречит вывод, что все голуби – не птицы. Или «не все голуби – птицы». Вторые высказывания ложны. Третьего высказывания быть не может.

Закон достаточного основания

Четвертый закон – логического мышления, был сформулирован не Аристотелем, а лишь в XVIII в. озвучен Готфридом Лейбницем. Суть принципа состоит в том, что любой тезис будет иметь силу только тогда, когда будет подтвержден аргументами. Причем они должны быть такими, чтобы исходная мысль четко вытекала из них.

Самым ярким и знаменитым примером применения закона достаточного основания в жизни является принцип так называемой презумпции невиновности:

  1. Ее суть состоит в том, что любой человек не считается виновным до тех пор, пока совершение им преступления не доказано фактами.
  2. Даже если заключенный дает показания против себя – это не является веским фактом признания его виновным.
  3. Для доказательства обвинителю необходимо привести прямые улики и достоверные факты участия обвиняемого в совершении преступления.

Рациональное познание

Абстрактное мышление отражает действительность с точки зрения основных свойств и отношений. Познание мира через абстрактное мышление происходит опосредовано, а не явно. Оно не предполагает обращение к наблюдениям и практике, а строится на основе более глубоких рассуждений о свойствах и взаимоотношениях предметов и явлений. К примеру, по следам преступника можно воссоздать картину происшествия, по термометру можно узнать, какая погода на улице, и так далее.

Важной особенностью абстрактного мышления является его тесная связь с языком. Каждая мысль оформляется с помощью слов и словосочетаний, проговариваясь посредством внутренней или внешней речи

Мышление не только помогает человеку описать окружающий мир, но и позволяет сформулировать новые идеи, абстракции, прогнозы и предвидения, то есть решает многочисленные логические задачи. Определения «логика» и «мышление» в этой связи тесно связаны друг с другом. Мышление, независимости от того, абстрактное оно или рациональное, может протекать в трех главных формах: понятие, суждение и умозаключение. Рассмотрим их отдельно.

[править] История логики

Логика в Средневековье

По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. — гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.

Логика в эпоху Возрождения и в Новое время

Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.

Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть индукции (обобщения) — в восхождении (в процессе познания) от частных случаев к общим правилам. Также необходимо искать причины своих ошибок.

В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.

Современная логика

В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики.

В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и проблемы логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.

В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.

В 80-ые годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения, и разработке учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.

Араз Агаларов сегодня

На сегодняшний день Араз Агаларов остается владельцем российского холдинга Crocus Group, специализирующегося в области коммерческой, жилой и выставочной недвижимости, и занимает президентское кресло.

В последнее время компания была занята выполнением государственного подряда по строительству стадионов в Калининграде и Ростове-на-дону к чемпионату мира по футболу. Несмотря на отсутствие значительной финансовой выгоды, работы были выполнены в установленный срок с учетом всех современных требований и установкой самых современных систем безопасности.

Применение логики

Логическое мышление применяется практически в каждой области человеческой деятельности (гуманитарные науки, экономика, риторика, творческая деятельность и т.п.). К примеру, в математических науках  или философии применяют строгую и формализованную логику.  В других же сферах логика служит источником полезных знаний необходимых для получения обоснованного вывода всей ситуации в целом.

Человек старается применять логические навыки на подсознательном уровне. Кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже. Но в любом случае используя нашу логику нам необходимо знать, что мы можем делать с ее помощью:

  1. Подбирать необходимый метод решения проблемы;
  2. Быстрее мыслить;
  3. Качественно излагать свои мысли;
  4. Избегать самообмана;
  5. Находить и корректировать ошибки других людей в их умозаключениях;
  6. Подбирать необходимые аргументы для убеждения собеседника в своей правоте.

Для того чтобы разработать у себя правильное логическое мышление необходимо не только стремление, но и систематическое обучение основных составляющих данного вопроса.

Как избежать ошибок

Необходимо следить за своей мыслью, тщательно вычитывать готовый текст.

Помочь в оформлении текста могут вводные слова «во-первых», «во-вторых», «итак» и другие слова, которые служат для оформления мысли. Например, «чтобы про аргументировать свое мнение, я хотел бы сослаться…», «в качестве аргумента я могу привести…», «примером этого может служить…» Эти слова помогут дисциплинировать мысль и не позволят ей остаться необоснованной.

Помочь не сбиться с темы способен и обычный план.

Чтобы текст был логичным и понятным, его необходимо разбить на абзацы, внутри каждого из которых имеется своя микротема.

Что мы узнали?

Логичность речи – это соответствие высказывания законам логики, правильного мышления. Чтобы текст был понятен, он должен быть логичным, то есть последовательным и доказательным. Надо стараться не допускать логических ошибок: подмены тезиса, противоречивости, алогизмов и т.д. Аргументы должны подтверждать высказывания, а вывод – следовать из рассуждений. Помочь в создании логичного текста могут особые слова и план.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Эмин Агаларов сегодня

Активная учеба в прошлом, первый опыт управленческой деятельности получен, покорение музыкального Олимпа идет своим чередом. Что дальше планирует делать Эмин, как он намерен распорядиться своей жизнью?

Задумки и планы

Младший Агаларов намерен продолжать трудиться в сфере семейного бизнеса, увеличивая капиталы. Кроме того, он собирается уделить как можно больше внимания пению. Так, публику ждет множество концертов (с Любовью Успенской и другими известными персонами), в январе 2019 увидел свет новый англоязычный альбом Эмина «Good Love».

Чтобы не терять форму, певец ежедневно занимается музыкой в своем шикарном доме, больше похожем на дворец, построенном на берегу Каспийского моря. Там есть студия, оборудованная по последнему слову техники.

Кроме сольных выступлений и записи своих альбомов, Эмин собирается продолжить проведение ставшего уже традиционным фестиваля «Жара» в Баку. В 2020 году фестиваль будет длиться неделю, так как заявлено по 60-70 исполнителей в день и по 7 часов непрерывно звучащей разноплановой музыки.

Буквально в последние часы 2020 года Эмин и Алена стали счастливыми родителями замечательной малышки Афины. У Алены уже есть ребенок от первого брака, Эмин тоже обладает опытом отцовства, так что Афина будет воспитываться в заботе и любви, но без чрезмерной опеки, какой нередко окружают первенцев.

Конечно, совсем безоблачной жизнь Эмина не назовешь. Так, сейчас началась шумиха вокруг его возможного вмешательства в дело выборов президента США в 2020 году. По этой причине пришлось отменить ряд концертов по Америке. Будем надеяться, что конфликт разрешится без потерь с обеих сторон.

Контакты

Ближе познакомиться с Эмином можно через соцсети – народный артист Азербайджана активен «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter», часто появляется в «Instagram». Есть у него и свой сайт, где можно прочесть последние новости о планирующих концертах.

Эмин полон оптимизма и планов на будущее. Его жизненный путь не всегда усыпан розами. Но кто не рискует – тот не пьет шампанское. Похоже, у Эмина впереди будет еще много поводов пригубить игристое!

Литература

Исследования

  • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1 // Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. — 357 с. — ISBN ISBN 5-7593-0138-1.
  • Васильев Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды. — Наука, 1989. — 264 с. — 6200 экз. — ISBN 5-02-007946-4.

Учебная и справочная литература

  • Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. — М.: Дело, 2003. — 208 с — ISBN 5-7749-0317-6
  • Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 296 с. — ISBN 5-16-000496-3

Литература по истории логики

  • Бажанов В. А. История логики в России и СССР. — М.: Канон+, 2007. — 336 с. — ISBN 5-88373-032-9
  • Попов П. С. История логики нового времени. — М., Издательство МГУ, 1960.
  • Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. — М., 1967.
  • Scholtz H. Geschichte der Logik, 1931. (Concise History of Logic. — New York, 1961).
Литература по китайской логике
  • Спирин B. C. О «третьих» и «пятых» понятиях в логике древнего Китая // Дальний Восток. Сборник статей по филологии, истории, философии. — М., 1961.
  • Кроль Ю. Л. Спор как явление культуры древнего Китая // Народы Азии и Африки. — 1987. — № 2.
  • Крушинский А. А. Имена и реалии в древнекитайской логике и методологии (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. — М., 1987.
  • Пань Шимо (КНР). Логика Древнего Китая (краткий очерк) // Философские науки. — 1991. — № 12.
  • Чжоу Юньчжи. Основные вехи развития древнекитайской логики мин бянь, её главные особенности и реальные достижения // Рационалистическая традиция и современность. Китай. 1993. №. — С. 152—178.
  • Крушинский А. А. Логика «И цзина». Дедукция в древнем Китае. — М., 1999.
  • Кварталова Н. П. Логические идеи трактата «Гунсунь Лун-цзы» // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып. I. — М., 2003. — С. 167—172.
  • Кобзев А. И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М. Л. Титаренко. — М. 2004. — С. 550—557.

Какие виды логического мышления бывают?

Мышление – процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.

Выделяют следующие основные виды логического мышления:

Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях. Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.

Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления. Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением. Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).

Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом

Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.

Суждение может быть как простым, так и сложным. Это может быть утверждением какого-то предмета или отрицанием его взаимосвязи с другими предметами. Примером простого суждения служат простые фразы: «Маша любит кашу», «Мама любит Аню», «Кошка мяукает» и т.д. Именно так рассуждают малыши, когда начинают познавать окружающий мир.

Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.

Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.

Система аристотеля

Логическая работа Аристотеля собрана в шести текстах, которые вместе известны как Органон . В частности, два из этих текстов, а именно Prior Analytics и De Interpretatione , содержат суть трактовки Аристотелем суждений и формальных выводов , и в основном эта часть работ Аристотеля посвящена терминологической логике . Современная работа над логикой Аристотеля основывается на традиции, начатой ​​в 1951 году с установлением Яном Лукасевичем революционной парадигмы. Ян Лукасевич подход активизировали в начале 1970 — х годов Джон Коркоран и Тимоти Смайли — который информирует современные переводы Prior Analytics Робин Смит в 1989 году и Гизела Striker в 2009 году.

Предмет логики.

ЛОГИКА – это наука о законах (ч.1) и
формах абстрактного мышления (ч.2),
методах получения выводного знания
(ч.3) и доказательства его истинности
(ч.4).

Проанализируем составные части предмета
логики.

Сначала ч.2.

Мыслительный процесс человека разделяется
на две ступени: чувственную и рациональную.
Эти ступени имеют собственные формы
мышления.

Чувственные формы мышления:

  • Ощущения;

  • Восприятия, как совокупность нескольких
    ощущений;

  • Представления, как воспроизведение в
    сознании прошлых восприятий;

  • Воображения, как новые комбинации
    прошлых восприятий.

На рациональной или абстрактной ступени
мышления человек оперирует не чувственными
образами вещей и явлений, которые
сложились у него в сознании, а словами,
которыми он обозначил эти вещи и явления.
В этом и состоит абстракция, т.е. отрыв
от реального образа и переход к его
заместителю – слову. Переход от мышления
чувственными формами к мышлению формами
рациональными или логическими
– это
скачок от познания фактов и внешних
свойств объектов к познанию сущности
вещей и явлений. Итак, формы абстрактного
мышления:

  • Понятие, т.е. слово или группа слов –
    это мысль, выражающая сущность вещи
    или явления;

  • Суждение или высказывание – это мысль,
    выражающая отношение между вещью
    (явлением) и каким-либо признаком;

  • Умозаключение – это суждение вывода.

Теперь о ч.1 в определении предмета
логики.

Законы в логике – это правила построения
абстрактных форм мышления, т.е. понятий,
суждений и умозаключений и связей между
ними.

Логика занимается не самим процессом
мышления (этим занимается психология),
а выражением мышления в языке. Поэтому
понятия, суждения и умозаключения
рассматриваются в ней как особые типы
языковых систем, а логическое мышление
– как соблюдение правил перехода от
одних языковых систем к другим языковым
системам. В связи с этим теория логического
вывода, т.е. правила перехода между
языковыми системами, составляет суть
современной логики.

Теперь поговорим о ч.3 и ч.4 определения
предмета логики. Методом получения
истинного выводного знания является
соблюдение правил перехода от одних
языковых систем к другим. Эти правила
гарантируют сохранение истинности
высказывания без обращения к опыту,
т.е. без необходимости соотносить
высказывание с реальностью при истинности
исходных мыслей.

Пример №1.

Если Н совершил данное преступление,
то он знает обстоятельства дела.

Установлено, что Н совершил данное
преступление.

Вывод: Н знает обстоятельства дела.
Логично? – Да.

Пример №2.

Если Н совершил данное преступление,
то он знает обстоятельства дела.

Установлено, что Н знает обстоятельства
дела.

Вывод: Н совершил данное преступление.
Логично? – Нет.

Мы поменяли местами два высказывания,
и логика нарушилась.

Таким образом, правильность или
неправильность данного рассуждения не
зависит от его содержания, а определяется
только его формой.

Поэтому логика и называется формальной,
что ее интересует, главным образом,
форма рассуждений. Задача логически
мыслящего человека – уметь выделить
эту форму.

Литература

Исследования

  • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1 // Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. — 357 с. — ISBN ISBN 5-7593-0138-1.
  • Васильев Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды. — Наука, 1989. — 264 с. — 6200 экз. — ISBN 5-02-007946-4.

Учебная и справочная литература

  • Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. — М.: Дело, 2003. — 208 с — ISBN 5-7749-0317-6
  • Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 296 с. — ISBN 5-16-000496-3

Литература по истории логики

  • Бажанов В. А. История логики в России и СССР. — М.: Канон+, 2007. — 336 с. — ISBN 5-88373-032-9
  • Попов П. С. История логики нового времени. — М., Издательство МГУ, 1960.
  • Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. — М., 1967.
  • Scholtz H. Geschichte der Logik, 1931. (Concise History of Logic. — New York, 1961).
Литература по китайской логике
  • Спирин B. C. О «третьих» и «пятых» понятиях в логике древнего Китая // Дальний Восток. Сборник статей по филологии, истории, философии. — М., 1961.
  • Кроль Ю. Л. Спор как явление культуры древнего Китая // Народы Азии и Африки. — 1987. — № 2.
  • Крушинский А. А. Имена и реалии в древнекитайской логике и методологии (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. — М., 1987.
  • Пань Шимо (КНР). Логика Древнего Китая (краткий очерк) // Философские науки. — 1991. — № 12.
  • Чжоу Юньчжи. Основные вехи развития древнекитайской логики мин бянь, её главные особенности и реальные достижения // Рационалистическая традиция и современность. Китай. 1993. №. — С. 152—178.
  • Крушинский А. А. Логика «И цзина». Дедукция в древнем Китае. — М., 1999.
  • Кварталова Н. П. Логические идеи трактата «Гунсунь Лун-цзы» // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып. I. — М., 2003. — С. 167—172.
  • Кобзев А. И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М. Л. Титаренко. — М. 2004. — С. 550—557.

Суждение

На основе понятий о предметах человек может высказывать относительно них суждения и делать умозаключения. Суждением называют форму мышления, в рамках которой в адрес предмета мысли что-то утверждается или отрицается. Из одного суждения можно получать другое. К примеру, на основе факта, что все люди смертны, можно сделать вывод, что тот, кто умер – человек. Во время построения понятий, суждений и умозаключений каждый может допустить ошибки как сознательные, так и бессознательные. Чтобы их избежать, нужно знать основы правильного мышления.

Правильным называют мышление, в рамках которого из истинных знаний получаются новые истинные знания. Результатом неправильного мышления могут стать также ложные знания. К примеру, есть два суждения: «Если Иван совершил грабеж – он преступник» и «Иван не совершал грабеж». Суждение «Иван не преступник», полученное на основе этой информации, может быть ложным, так как факт того, что он не совершал грабеж, не свидетельствует о том, что он не совершал других преступлений.

Виды логики

Благодаря сохранившимся историческим документам доподлинно известно, что логика как наука о законах и формах мышления зародилась примерно 2500 лет назад. С тех пор она претерпевала определенные изменения, которые привели к выделению трех основных видов логики:

  1. Традиционной, или формальной логики, которую еще именуют аристотелевской.
  2. Символической, или математической.
  3. Диалектической.

Формальная логика

Самым древним считается раздел философии под названием формальная, формально-фактическая или дискретная логика, отцом которой и был знаменитый Аристотель. Он рассматривал эту науку как возможность восприятия и оперирования формальными фактами и связями между ними без учета содержания. Выясняя, какие проблемы решает формальная логика, отметим, что она проверяет правильность рассуждений в современном мире

Важно абстрагироваться от конкретики и учитывать только общую форму суждения или вопроса

Простым примером можно назвать констатацию факта: «на улице тепло и сухо, поэтому я пойду и прогуляюсь». Такой тип мышления заложен в каждом человеке, ведь впервые видя собеседника, индивид оценивает его внешний вид и подмечает другие особенности, складывая пазл в единую картину. Если же увиденное не соответствует принятым стандартам, то шаблон ломается.

Математическая логика

В начале XIX в. традиционная формальная теоретическая логика пополняется арсеналом математических методов с использованием искусственных языков. Так сформировалась символическая или современная логика, как ее принято называть. Математический подход позволил вывести способность к рассуждению ученых в разных областях науки на новый уровень,

Такая модель упрощает процесс познания благодаря замене слов привычного языка, которые могут нести двусмысленность и неточность, формальными символами. Многие проблемы, которые изучает математическая логика, невозможно сформулировать привычными словесными выражениями с использованием известных методов. Нередко такую науку в более широком плане причисляют к металогике или метаматематике.

Диалектическая логика

Немецкий философ Гегель и последователи марксистской материалистической теории основатели так называемую диалектическую логику, базой для развития которой стала дискретная логика. В ее основе лежит метод руководства не только формой, но и содержанием явлений, объектов и процессов. То есть такая наука о познавательной деятельности может рассматривать не отдельные противоположности, а их связь и схожесть между собой. У этого раздела философии существуют свои законы и принципы:

  • всесторонность рассмотрения;
  • объективность;
  • единство истории и логики;
  • анализ от абстрактного к конкретному и другие.

3.2. Закон непротиворечия. Противоречащие суждения не могут бытьодновременно истинными или одновременно ложными.

Этот закон совпадает с отношением
противоречия по логическому квадрату
(речь идет о суждениях А – О, Е — I).

Пример: Все великие люди низкого
ростаА:ВсеSсутьР

Некоторые из великих людей не являются
людьми низкого роста. О:НекоторыеSне сутьР

По поводу закона непротиворечия
Аристотель утверждал: “… невозможно,
чтобы противоречащие утверждения были
вместе истинными”.
Аристотель считал
этот закон наиболее важным принципом
не только мышления, но и самого бытия:“Невозможно, чтобы одно и то же вместе
было и не было присуще одному и тому же
и в одном и том же смысле”.
Несколько
раньше формулировка закона как принципа
самого реального мира встречается у
Платона: “Невозможно быть и не быть
одним и тем же”
. Суждение и его
отрицание должны говорить об одном и
том же предмете, в одном и том же отношении.

Являются
ли суждения А–Е противоречащими? Они
являются противоположными, так как не
могут быть одновременно истинными, но
могут быть одновременно ложными.

Все студенты пойдут в музей.
А: ВсеSсутьР

Ни один студент не пойдет в музей.
Е: Ни одно S не сутьР

Из двух противоречащих суждений одно
истинно, а второе – неизбежно ложно.
Если допускать противоречие в рассуждении,
то в итоге можно получить какой угодно
вывод.
Человек может использовать
одно или другое суждение по ситуации,
т. е. отказаться от поисков истины и
исходных принципов нравственности.

Наличие или отсутствие противоречия
в рассуждениях являются свидетельством
уровня образованности и культуры
человека.

Особенность
противоречивости мышления часто
фиксируется в пословицах, поговорках.
Это факт свидетельствует о том, что
человек интересуется противоречием
мышления. Этот интерес является частью
нашей культуры, усваивается нами вместе
с языком общения.

Варианты противоречия:

  • не украл, только взял;

  • не били, а поколотили;

  • не умер, а смерть его пришла;

  • каждый из присутствующих размахивал
    руками энергичнее, чем его сосед;

  • в связи с выездом за границу продаю
    редкую реликвию: череп Вольтера –
    ребенка;

  • сеньор, немой явился … и хочет с вами
    поговорить;

  • окружность со многими тупыми углами.

Следование закону непротиворечивости
мышления предполагает, что образованный
человек ставит перед собой задачу
логически корректного исследования
какой-либо проблемы или построения
доказательного обоснования определенной
точки зрения. Только в этой предметной
области имеет смысл говорить о применении
закона непротиворечивости и анализа
противоречия вообще.

Однако в тех сферах культуры, где не
ставится задача строгого следования
формально–логическим законам, не
корректно говорить об анализе противоречий
вообще. Такой сферой культуры может
быть, например, художественная литература.
Поэтому писатель свободно может допускать
высказывания типа:

  • жениться стоит и не стоит;

  • осень настала и еще не настала;

  • как говорит статистика, замужних женщин
    заметно больше, чем женатых мужчин: при
    переписи анкета заполняется со слов
    самого опрашиваемого.

Замечание к данному высказыванию “при
переписи анкета заполняется со слов
самого опрашиваемого” настраивает на
мысль о том, что правдивых ответов не
было ни у мужчин, ни у женщин – женщины,
наверняка, более скрывали свое
незамужество, чем мужчины, а мужчины,
возможно, будучи женаты, при опросе это
отрицали, что и привело к противоречивому
высказыванию “… замужних женщин заметно
больше, чем женатых мужчин”

Для читателя интуитивно ясно, о чем идет
речь. С формально-логической же точки
зрения о наличии или отсутствии
противоречий в выше предложенных
высказываниях вообще говорить нет
смысла.

Противоречие недопустимо в строгом
рассуждении, когда оно смешивает истину
с ложью.
Но у противоречия в обычном
языке много разных задач. Оно может
выступать в качестве основного сюжета
какого-нибудь рассказа, быть средством
достижения особой художественной
выразительности.

“Да! Ненавижу и вместе люблю. – Как
возможно, ты спросишь? Не объясню я. Но
так чувствую, смертно томясь”. (1 в. до
н. э., рим. Поэт Катулл)

Все мы полны противоречий. Каждый из
нас – просто случайная мешанина
несовместимых качеств. “… Человек
знает, что хорошо, но делает то, что
плохо”, — с горечью замечал Сократ.

3.3.На первый взгляд самым простым
из логических законов, соответствующим
последовательности рассуждений является
закон тождества.

Закон тождества. Определенное
утверждение должно сохраняться на
протяжении определенного рассуждения,
не изменяясь ни по количеству, ни по
качеству.

Металогика

Как логика смотрит на обобщения

Вы возвращаетесь вечером домой, по дороге вспоминаете, что у вас закончилось молоко и идете в ближайший супермаркет. Перед вами — большой холодильник, все полки которого заставлены бутылками с молоком. Вы подходите к полкам и начинаете выбирать.

Если сегодня 20-е число, а вы достаете одну бутылку и видите, что оно было произведено 18-го, то достаете другую бутылку — и опять 18-е. «Наверное, на второй полке может быть посвежее», — и вы берете бутылку со второй полки — 17-е число, еще одну — 17-е, еще — 18-е. Потом вы протягиваете руку вглубь полки и достаете еще одну бутылку, и она тоже произведена 18-го числа. После этого вы, скорее всего, сделаете вывод, что молоко, которое произвели 18-го числа — это самое свежее молоко из представленных и пойдете на кассу с ним.

Этот пример иллюстрирует применение не самого достоверного рассуждения: так называемой неполной индукции. Ваш вывод о том, что молоко, произведенное 18-го числа — самое свежее из представленных, носит лишь вероятностный характер, поскольку вы не перебрали все бутылки, а осуществили вывод, основываясь только на некоторой минимальной выборке, которую посчитали достаточной, после чего совершили так называемое индуктивное обобщение

И даже если вы оказались правы, и там действительно не было более свежего молока, это неважно. Само рассуждение, сам способ, при помощи которого вы пришли к такому заключению, считается логикой ненадежным

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий