Сократ цитаты
Содержание
- 1 Суд над Сократом
- 2 О дурном характере матерей
- 3 «Ад — это другие»
- 4 «Женщиной не рождаются, ею становятся»
- 5 Глаголы к слову сократ
- 6 Философия Сократа
- 7 Примечания
- 8 Биография Сократа
- 9 Этика
- 10 Три вопроса
- 11 Дипломированные
- 12 Источники
- 13 Суп-пюре рыбный «Без хлопот»
- 14 Суп из рыбных консервов с пшёнкой в мультиварке
- 15 Этика
Суд над Сократом
Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους). «Апология» (др.-греч. ἀπολογία) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.
На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.
В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» — те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа:
Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин — обеда в пританее за государственный счёт.
По мнению профессора Кембриджского университета Пола Картледжа, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и приговорён к смертной казни на законных основаниях. Согласно выводу учёного, приговор не явился чем-то необычным, его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции: с точки зрения суда действия Сократа были противозаконными и ставили целью расшатывание нравственных устоев того времени; версию о том, что Сократ стал жертвой клеветы и навета, кембриджские историки считают недостоверной.
Интересно, что в 2012 году в Афинах был обставлен современный суд с участием видных юристов из разных стран и зрителей, в ходе которого мнения профессиональных юристов, выступивших в качестве судей разделились поровну, а зрители большинством голосов высказались в пользу невиновности Сократа и в результате философ был оправдан.
О дурном характере матерей
Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит, что у нее тяжелый характер. Тогда философ спросил:
— Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у нее нет на уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому другому, и все-таки сердишься на нее? Или ты веришь, что мать желает тебе зла?
— Конечно, нет, — ответил сын.
— Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов за тебя и исполняет обеты, ты все же говоришь, что у нее тяжелый характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья.
«Ад — это другие»
Автор
Жан-Поль Сартр
Контекст
«Эти пожирающие взгляды… (Внезапно оборачивается.) А! Вас только двое? Я думал, гораздо больше. (Смеется.) Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал… Помните: сера, решетки, жаровня… Чепуха все это. На кой черт жаровня: ад — это Другие». Ж.-П. Сартр. За закрытыми дверями. Пер. Л. Каменской.
Как принято понимать
«Обычно полагают, что под этим я имел в виду то, что наши отношения с другими людьми всегда отравлены, что они неизменно похожи на ад. Но на самом деле я имел в виду абсолютно другое», — признавался Сартр перед показом пьесы, где должна была прозвучать эта знаменитая реплика. Действительно, эта цитата чаще всего продолжает интерпретироваться таким образом, что казалось самому Сартру неверным.
Что хотел сказать автор
Эту фразу произносит один из героев пьесы «Huis clos» (буквально «Нет выхода»; в русском переводе — «За закрытыми дверями»). Первая версия пьесы, кстати, называлась «Другие». Пьеса переполнена характерным сартровским абсурдом и начинается с попадания публициста Гарсена в ад. Первое место в аду оказывается гостиной, оформленной в духе Второй империи, что сбивает Гарсена с толку: он ожидал увидеть колья и камеры пыток. Спустя какое-то время в гостиной оказываются еще двое персонажей — лесбиянка Инес Серрано и убившая собственного ребенка Эстель Риго. Вскоре у троих завязывается нечто вроде интриги. Эстель и Гарсен хотят отношений, но им мешает присутствие Инес, которая, в свою очередь, не против сблизиться с Эстель. Их отношения становятся напряженными уже через пару часов общения, хотя трое обречены провести в комнате весь свой срок пребывания в аду.
Сцена из спектакля по пьесе Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями» в Théâtre de la Potinière. Париж, 1946 год
Перед показом пьесы Сартру пришлось пояснить, что он имел в виду: «Если отношения с Другим запутанны и извращенны, то Другой превращается в ад. Почему? Когда мы думаем о себе, когда мы пытаемся себя понять — мы используем знание о нас, которое уже есть у Других. Мы судим о нас, используя средства, которые другие люди дали нам. В каждое суждение, которое я делаю, уже вторгается чье-то еще. В том, что я чувствую, уже вторгается чье-то суждение». Из этого, впрочем, не следует, как поясняет Сартр, невозможность отношений с другими людьми. Напротив: это подчеркивает их важность.
Таким образом, согласно философской позиции Сартра, наше познание всегда опосредовано Другим. Мы боимся быть отрицательно оцененными Другими, и поэтому мы никогда полностью не контролируем себя в присутствии кого-то еще. Даже если Другой не присутствует, мы все равно остаемся как бы в присутствии Других.
«Женщиной не рождаются, ею становятся»
Автор
Симона де Бовуар
Контекст
«Женщиной не рождаются, ею становятся. Ни биология, ни психика, ни экономика не способны предопределить тот облик, который принимает в обществе самка человека. Существо, называемое женщиной, нечто среднее между самцом и кастратом, могло возникнуть только под воздействием всех сторон цивилизованной жизни». С. де Бовуар. Второй пол. Т. 2. Жизнь женщины. М., СПб., 1997. Пер. С. Айвазовой.
Как принято понимать
Иногда в отрыве от контекста эту фразу понимают как призыв к женственности, к тому, что женщина должна «сделать себя сама». Например, на популярных сайтах цитата часто соседствует с фотографией улыбающейся женщины модельной внешности — намек на то, что нужно приложить некоторые косметические усилия, чтобы стать «настоящей» женщиной.
Что хотел сказать автор
Книга «Второй пол» — центральная работа второй волны феминизма в США Периодом второй волны феминизма принято считать отрезок с 1960-х до начала 1990-х годов. Центральный круг проблем этого периода феминистского движения — неравенство, положение женщины в семье, проблема абортов.. Когда Бовуар опубликовала ее в 1949 году, она мгновенно стала бестселлером. Только в США в первый год было продано около миллиона копий. Сперва Бовуар задумывала ее как исследование существующих мифов о женщине и женской природе, но постепенно работа вобрала в себя все больше философского и социологического материала. Бовуар в своем исследовании утверждает, что женщина никогда не является в полной мере субъектом, она всегда Другой по отношению к настоящему субъекту — мужчине. Она — второй пол.
Симона де Бовуар на демонстрации в Париже, организованной Движением за освобождение женщин. 1971 год
То, что женщиной становятся, а не рождаются, значит для Бовуар, что женщина всегда ориентирована на то, чтобы соответствовать множеству разрозненных стандартов поведения, делающих из нее то, что в обществе принято называть женщиной. Бовуар, таким образом, разделяет биологический и социальный пол (гендер), подчеркивая социальную природу того, что принято называть «женским». Во французском оригинале Бовуар даже время от времени пишет о женщине (femme) без артикля, подчеркивая предопределенность женской судьбы в обществе.
Глаголы к слову сократ
Что может сократ? Что можно сделать с сократом? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.
заключить
убедить
переспросить
величать
предстать
приметить
учить
комментировать
работать
бежать
продолжать
топтаться
умудриться
взглянуть
докладывать
проводить
сослаться
скрыться
выбраться
провести
бездельничать
оживиться
прикрыть
помолчать
думать
клониться
уметь
отбить
проговорить
выйти
совершить
подскочить
толкать
воскликнуть
подняться
научить
захворать
предлагать
заспешить
отмахнуться
отгадать
качать
адресовать
отразить
познакомиться
поведать
отождествить
объяснить
вернуть
изобличать
продвинуть
развивать
убедиться
подчеркивать
улыбаться
впечатывать
замешкаться
узнать
подвергать
избегать
вступать
выиграть
посмотреть
решить
Философия Сократа
Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.
Скульптура Сократа
Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.
Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.
Ученики Сократа – Платон и Ксенофонт, по-разному описывали воззрения мыслителя на отношение к злу. Первый заявлял, что Сократ негативно относился к злу даже тогда, когда оно было направлено против врага. Второй же говорил, что Сократ допускал зло, если оно происходило с целью защиты.
Такие противоречивые трактовки высказываний объясняются манерой обучения, которая была присуща Сократу. Как правило, он общался с учениками посредством диалогов, поскольку именно при такой форме общения рождалась истина.
По этой причине, солдат Сократ разговаривал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примерах сражения с врагом. Платон же был мирным афинянином, поэтому философ выстраивал с ним совершенно иные диалоги, прибегая к другим примерам.
Портрет Сократа
Стоит заметить, что кроме диалогов, философия Сократа имела еще ряд значимых различий, среди которых:
- диалектическая, разговорная форма поиска истины;
- определение понятий индукционным способом, от частного – к общему;
- поиск истины с помощью майевтики – искусства извлечения скрытого в каждом человеке знания посредством наводящих вопросов.
Когда Сократ задавался целью найти истину, он задавал оппоненту ряд вопросов, после которых собеседник терялся и приходил к неожиданным для себя выводам. Также мыслитель любил строить диалог от противного, в результате чего его оппонент начинал противоречить собственным «истинам».
Сократа считали одним из мудрейших людей, в то время как он сам, так не думал. До наших дней сохранилось знаменитое высказывание грека:
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Сократ не стремился выставить глупцом человека или поставить его в затруднительное положение. Он лишь хотел вместе с собеседником отыскать истину. Таким образом он и его слушатели могли давать определения таким глубоким понятиям, как справедливость, честность, хитрость, зло, добро и многим другим.
Описать сократовский метод решился Аристотель, который был учеником Платона. Он заявил, что основной сократовский парадокс заключается в следующем:
«Человеческая добродетель есть состояние ума».
Сократ пользовался большим авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. При этом, он не учил своих последователей красноречию или каким-либо ремеслам.
Философ побуждал своих учеников проявлять добродетель к людям, а особенно к своим близким.
Статуи Сократа и Платона
Любопытно, что Сократ не брал платы за свои поучения, чем вызывал недовольство у многих афинян. Это было связано в тем, что в то время детей обучали их родители. Однако, когда молодежь услышала о мудрости своего соотечественника, она устремилась получать знания именно у него.
Старшее поколение приходило в негодование, в результате чего и возникло роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».
Зрелые люди утверждали будто мыслитель настраивает молодежь против своих родителей, а также навязывает им пагубные идеи.
Еще одним моментом, который привел Сократа к смерти было обвинение в неблагочестии и поклонении другим богам. Он заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, поскольку зло происходит по причине незнания.
В то же время в душе каждого человека есть место добру, а каждой душе присущ демон-покровитель.
Голос этого демона, которого сегодня многие бы обозначили, как – «ангел-хранитель», время от времени нашептывал Сократу, как ему следовало вести себя в трудных ситуациях.
Демон «помогал» Сократу в особо тяжелых ситуациях, поэтому ослушаться его он не мог. Этого демона-покровителя афиняне и приняли за новое божество, которому философ якобы поклонялся.
Примечания
- ↑ Платон. // Диалоги / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — М.: «Мысль», 1998. — (Классическая философская мысль). — ISBN 5-244-00891-9.
- Нерсесянц В. C. Сократ. — М.: Наука, 1977.
- Введение С. И. Соболевского Ксенофонт Сократические сочинения. Киропедия/ Ксенофонт. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», сократ.2003
- Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2010. — 52 °C.
- Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2010. — 52 С.
- (англ.) p. 14, Terence Irwin, The Development of Ethics, vol. 1, Oxford University Press 2007; p. 147, Gerasimos Santas, «The Socratic Paradoxes», Philosophical Review 73 (1964), pp. 147-64.
- ↑ Платон. Федон
- A version of this article was also printed in Thomas C. Brickhouse (Editor), Nicholas D. Smith (Editor). The Trial and Execution of Socrates: Sources and Controversies. — 2001. — ISBN 978-0195119800.
- Noctes Atticæ, L II, ch. 1
- В игре Assassin’s Creed Odyssey есть персонаж Сократ философ который живет в Афинах
Биография Сократа
Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.
Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.
Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.
Этика
В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.
Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:
- Сдержанность – способность совладать со страстью.
- Мужество – способность преодолевать опасность.
- Справедливость – соблюдение закона людей и бога.
Добродетели философ считал неизменными и вечными.
Рассмотрим философскую этику Сократа:
Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.
Три вопроса
В конце мы приведем один интересный факт и весьма мудрое высказывание Сократа. Однажды к нему пришел старый друг и сказал, что он хочет кое-что рассказать философу за их общего знакомого.
— Подожди, — говорит ему Сократ, — прежде ответь на три моих вопроса.
— Хорошо, — согласился гость.
— Итак, ты уверен, что история, которую ты хочешь мне рассказать, является правдивой?
— Нет, я так не думаю потому, что я об этом услышал от других.
— Хорошо, — продолжал философ, — тогда скажи, ты мне хочешь рассказать нечто хорошее, так же?
— Думаю вряд ли, скорее наоборот… — уже смущаясь, сказал друг мудреца.
— Значит, ты хочешь рассказать мне кое-что нехорошее, о чем ты не уверен, что это правда! Но еще один вопрос остался: принесет ли мне пользу то, что ты намерен поведать?
— Едва ли принесет – вконец растерявшись, сказал пришедший.
— Итак, — резюмировал Сократ, — ты хочешь рассказать мне плохую историю, которая вряд ли является правдой и к тому же не принесет мне никакой пользы! Зачем же мне такое слушать?!
Загнанный в угол неопровержимыми аргументами, гость покинул дом, оставив Сократа наедине со своими глубокими рассуждениями.
Дипломированные
Стереотипное представление о том, что повивальная бабка – это малограмотная старушка, «деревенская пупорезка», знающая заговоры, обряды и умеющая в нужный момент «подсобить», лишь отчасти верно. Уже с 1754 года ценились те, кто подтвердил специализацию дипломом.
После указа об учреждении школ для обучения повивальному искусству желающие должны были пройти шестилетний курс, получить официальное разрешение на оказание услуг и принять присягу. Всех выпускниц – и городских, и сельских – заносили в специальный полицейский реестр, подобный тому, который учитывал фонарщиков или пожарных.
Источники
Сократ и молодой Эсхин (деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане
Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно — бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты — лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.
Суп-пюре рыбный «Без хлопот»
Категория:
Основные блюда
> Рыба
10 ингридиентов
25 минут
Соевый соус
— 3 ст. л.
Картофель
— 2 шт
Соль
— по вкусу
Перец черный
— по вкусу
Кунжут
— по вкусу
Лосось
— 300 г
Овощи
— 300 г
Сахар коричневый
— 1 ст. л.
Масло растительное
— 2 ст. л.
Сельдерей черешковый
— 4 шт
Суп из рыбных консервов с пшёнкой в мультиварке
Многие хозяйки в этот рецепт добавляют лимон для кислого вкуса и они правы. Лимон придает пикантный и неповторимый вкус. Такой рецепт очень отличается от предыдущих по своему содержанию, только благодаря этой добавке.
Ингредиенты:
- Вода – 2 л.
- Морковь – 1 шт.
- Перец сладкий – 1 шт.
- Пшеничная крупа – 80 гр.
- Сайра – 1 шт.
- Репчатый лук – 1 шт.
- Зелёный лук .
- Картофель – 3 шт.
- Подсолнечное масло.
- Соль, чёрный молотый перец по вкусу.
- Лимон.
Способ приготовления:
Время приготовление этого супа 1 час. Для начала все овощи необходимо подготовить и на режиме выпечка обжарить лук, морковь, болгарский перец.
После, добавляем оставшиеся ингредиенты и в режиме тушение оставляем на 1 час. Перед подачей посыпаем зеленью и добавляем ломтик лимона.
Этика
В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.
Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:
- Сдержанность – способность совладать со страстью.
- Мужество – способность преодолевать опасность.
- Справедливость – соблюдение закона людей и бога.
Добродетели философ считал неизменными и вечными.
Рассмотрим философскую этику Сократа:
Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.