Ксантиппа
Содержание
- 1 Похожие главы из других книг:
- 2 Сведения о биографии Сократа и Ксантиппы
- 3 Литературные ссылки
- 4 Биография Фрэнсиса Бэкона
- 5 Предыстория кровавого сражения
- 6 Была ли Ксантиппа на самом деле склочной скандалисткой
- 7 Сократ в суде
- 8 Описание смерти Сократа
- 9 Ссылки
- 10 Литература
- 11 Слушать и слышать
- 12 Влюбленный философ и скандальная торговка
- 13 Философия Сократа
- 14 Рецепты
- 15 Сведения о биографии Сократа и Ксантиппы
- 16 О чем философские учения Сократа
- 17 Рубрики
- 18 «Война всех против всех»
- 19 В популярной культуре
- 20 Источники
- 21 Подводим итоги как правильно мечтать
Похожие главы из других книг:
Сведения о биографии Сократа и Ксантиппы
В Греции существовал обычай называть первенца в честь более известного деда. Отца Сократа звали Софрониск (в честь него назван второй сын Сократа), что позволяет предположить, что Лампрокл был назван в честь отца Ксантиппы, и положение ее семьи в афинском обществе было более прочное и выдающееся, чем семьи Сократа. На хорошее происхождение Ксантиппы указывает и ее имя, восходящее к греческим корням ?????? «xanthos» (белый, светлый) and ‘????? «hippos» (лошадь). Корень ‘????? часто встречается в греческих именах и зачастую указывает на аристократическое происхождение. У Ксантиппы и Сократа должна была быть большая разница в возрасте (около 40 лет). По свидетельству Платона, на момент казни Сократа, старший его сын, Лампрокл, был подростком, а двое младших — малолетками. Самому же Сократу тогда должно было быть около 70 лет.
https://youtube.com/watch?v=QsynRNW_9bQ
Sergei Tsvetkov — Ancient Etudes
Все видео
Литературные ссылки
В Уильям Шекспир «s Укрощение строптивой , Петруччо сравнивает Катерину „Сократ Xanthippe или хуже“ в законе 1 Scene 2. ( )
Аддисон обсуждает супружество в The Spectator No. 482 от пятницы 12 сентября 1712 г .:
Писатель Генри Филдинг так описывает проницательную миссис Партридж:
Английская поэтесса викторианской эпохи Эми Леви написала драматический монолог под названием «Ксантиппе».
В своем стихотворении «Акростик» Эдгар Аллан По ссылается на нее, хотя он (якобы намеренно) неправильно пишет ее имя и вместо этого пишет «Зантиппе».
Фрэнк Осбалдистоун, рассказчик от первого лица « Роба Роя » сэра Вальтера Скотта (1817 г.), записывает это событие: «Пока я дрожал, чтобы грозы их гнева не растворились в ливне, подобном ливню Ксантиппа, миссис Флайтер сама проснулась и начала: упрекающим тоном, достойным философской супруги Сократа, отругать одного или двух бездельников на кухне «. (Книга 2, глава 7)
В « Докторе Торне » Энтони Троллопа автор говорит о женах: «Возможно, здесь и там были Xantippe, но Имоджин можно найти под каждым кустом».
Саломон Маймон говорит о женском «ксантиппоподобном персонаже» в главе 10 своей автобиографии. («Вдова, известная своими выдающимися талантами, а также своим ксантипоподобным характером, держала трактир на окраине одного из пригородов. У нее была дочь, которая не уступала ей ни в одном из вышеупомянутых качеств. , и который был для нее незаменим в управлении домом. »
В 9 серии « Улисса » Джеймса Джойса (« Сцилла и Харибда ») Джон Эглинтон спрашивает Стивена Дедала: «Какому полезному открытию Сократ научился у Ксантиппы?»
В своем эссе «Дело в пользу Ксантиппы» (1960) Роберт Грейвс предположил, что стереотип Ксантиппы как заблудшей землеройки является символом древней борьбы между мужественностью (рациональностью, философией) и женственностью (интуицией, поэзией), и что подъем философии во времена Сократа привело к тому, что рациональность и научные поиски пришли к необоснованному господству над человеческой жизнью и культурой.
Биография Фрэнсиса Бэкона
Предыстория кровавого сражения
Художник рассказывает о том, что предшествовало историческому сражению, произошедшему между братьями Горациями из Рима и Куриациями из Альба-Лонги – теряющего свое влияние главного города Италийского союза.
Два поселения боролись за лидерство, однако такая междоусобица не могла продолжаться долго. По свидетельству историков, город-победитель должен был определиться после решающего сражения доблестных воинов. В кровавой схватке в живых остался один из братьев Горациев, и Альба-Лонга подчинилась всем требованиям Рима. Узнав про историческое сражение, решил передать чувство патриотизма молодых людей Жак Луи Давид.
Была ли Ксантиппа на самом деле склочной скандалисткой
Однако в этой истории есть определенные странности. Поскольку сам философ своих речей и высказываний не оставлял на бумаге, о его браке свидетельствовал один из одаренных учеников по имени Ксенофонт. Так вот, записывая мемуары, связанные с легендарным наставником, древнегреческий автор утверждал, что Ксантиппа была любящей и чудесной по характеру женщиной. Но есть и другие источники авторства упомянутого грека, в которых та же супруга описывается настоящим чудовищем. Ну а Сократ не упускал случая вступить в споры со второй половиной, дабы не терять навыка сдержанного и умного разговора.
Сократ в суде
В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.
Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.
Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.
На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя
Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян
В чем героизм смерти Сократа? В зале суда афинский философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства ,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.
Описание смерти Сократа
Сократа приговорили к смерти в возрасте 70 лет. Он стойко перенес весь процесс казни. До сих пор поведение Сократа перед лицом смерти считается каноном мужества. Пока философ дожидался в тюрьме своего часа, он выведал у привратника, как ему себя вести. Когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил.
После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть, потом ему пришлось лечь. Каковы же были слова Сократа перед смертью? В предсмертный час он обратился к своему другу Критону. Сократ напомнил ему о том, что он должен Асклепию петуха, и попросил, чтобы тот не забыл отдать его.
Ссылки
Литература
- Книги
- Ксенофонт. Сократические сочинения: / Ксенофонт; . — М.: Мир книги : Литература, 2007. — 367 с. — (Великие мыслители). ISBN 978-5-486-00994-5
- Жебелев С. А.
Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. — Изд. 2-е. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2009. — 192 с. — (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). ISBN 978-5-397-00767-2
Сократ. — Берлин, 1923.
- Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. — 4. изд., испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 2001. — 345 с. — (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9
- Нерсесянц В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. — М.: Изд. группа «ИНФРА-М» : Норма, 1996. — 305, с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание — М.: Наука, 1984)
- Фанкин Ю. Осуждение Сократа. — М., 1986. — 205 с.
- Эберт Теодор. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Теодор Эберт; . — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 158, с. ISBN 5-288-03667-5
- Фомичев Н. Во имя истины и добродетели : Сократ. Повесть-легенда. / Николай Фомичев; . — М.: Мол. гвардия, 1984. — 191 с.
- Томан, Й., Томанова М. Сократ / Йозеф Томан, Мирослава Томанова; — М.: Радуга, 1983.
- Статьи
- Зарубежное философское антиковедение : Критич. анализ / ; Отв. ред. Д. В. Джохадзе; АН СССР, Ин-т философии. — М.: Наука, 1990. — 236, с. ISBN 5-02-008066-7
- Антипенко З. Г. Проблема Сократа у Ницше // Зарубежное философское антиковедение … — М., 1990. — С.156 — 163.
- Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение … — М., 1990. — С.163-179.
- Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. — М., 1980.
- Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. — № 1. — С. 276—290.
- Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2005. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134.
- Габдуллин Б. Несколько слов о критике Абаем этических идей Сократа // Философские науки. — 1960. — № 2.
- Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвящённого 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. — СПб., 2001.
- Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … — СПб., 2001. — С. 265—270.
- Косых М. П. Тот человек — Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … — СПб., 2001.
- Лебедев С. П. Место учения о логическом определении в философии Сократа // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … — СПб., 2001.
- Радлов Э. Л. Сократ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Рожанский И. Д. Загадка Сократа // Прометей. — 1972. — Т.9.
- Оселедчик М. Б. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования. — М., 1991. — Вып.2. — С.146 — 156.
- Солопова M. А. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Флоренский П. А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии.- М., 2003. — № 8. — С.123-131.
- Фохт Б. А. Педагогические идеи Сократа // Дидакт. — М. 1998. — № 1 (22). — С. 60-64.
- Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // Историко-философский ежегодник 2007. — М., 2008. — С.5-30.
- Steinkraus Warren E. Socrates, Confucius, and the rectification of names. Philosophy East and West 30 (2). 1980. — P. 261—264.
- Yu, Jiyuan The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates // Asian Philosophy 15 (July 2005): 173-89.
Слушать и слышать
Сократ очень тонко и мастерски передавал свои знания. Он слушал людей. Тем самым – мотивировал думать, делать выводы, а значит – расти. Кстати, и в наше время этот метод многие педагоги пытаются преподавать подобным образом, но, следует заметить, с гораздо меньшим успехом. К слову, этим методом пользовался также швейцарский психолог и философ, исследующий психику человека, Жан Пиаже.
Сократ начинал разговор с вопросов, которые задавал собеседникам. При этом он спрашивал именно то, что помогло бы понять, что их выводы – либо последовательны, либо – плохо обоснованы. Таким образом, его ученик должен был прийти к выводу самостоятельно.
Роль Сократа как учителя сводилась к тому, что он просто слушал и задавал вопросы.
Влюбленный философ и скандальная торговка
Так, древнегреческий философ Сократ, живший в 5 — 4-м веках до нашей эры, прославился не только своим талантом вести умнейшие диалоги с учениками. Он женился на молодой и яркой красотке по имени Ксантиппа, которую все знали, как самую сварливую и скандальную особу. Причем, по одним сведениям, хорошенькая девушка была на двадцать лет моложе избранника, а по другим — на все сорок лет.
Как-то раз мудрец и отец философии заговорил на базаре в многолюдных Афинах с красавицей торговкой. Она стояла в раскованной позе, и громким чистым голосом рекламировала свой товар, дабы привлечь как можно больше покупателей. Ксантиппа у прилавка с глиняными горшками покорила Сократа с первого же взгляда. Любитель женской красоты заговорил с простолюдинкой и вдруг подхватил ее на руки. За подобную дерзость девица отвесила мужчине звонкую и неслабую пощечину. Когда состоялось их знакомство, учитель молодых философов уже давно перешагнул границы среднего возраста.
Философия Сократа
Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.
Скульптура Сократа
Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.
Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.
Ученики Сократа – Платон и Ксенофонт, по-разному описывали воззрения мыслителя на отношение к злу. Первый заявлял, что Сократ негативно относился к злу даже тогда, когда оно было направлено против врага. Второй же говорил, что Сократ допускал зло, если оно происходило с целью защиты.
Такие противоречивые трактовки высказываний объясняются манерой обучения, которая была присуща Сократу. Как правило, он общался с учениками посредством диалогов, поскольку именно при такой форме общения рождалась истина.
По этой причине, солдат Сократ разговаривал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примерах сражения с врагом. Платон же был мирным афинянином, поэтому философ выстраивал с ним совершенно иные диалоги, прибегая к другим примерам.
Портрет Сократа
Стоит заметить, что кроме диалогов, философия Сократа имела еще ряд значимых различий, среди которых:
- диалектическая, разговорная форма поиска истины;
- определение понятий индукционным способом, от частного – к общему;
- поиск истины с помощью майевтики – искусства извлечения скрытого в каждом человеке знания посредством наводящих вопросов.
Когда Сократ задавался целью найти истину, он задавал оппоненту ряд вопросов, после которых собеседник терялся и приходил к неожиданным для себя выводам. Также мыслитель любил строить диалог от противного, в результате чего его оппонент начинал противоречить собственным «истинам».
Сократа считали одним из мудрейших людей, в то время как он сам, так не думал. До наших дней сохранилось знаменитое высказывание грека:
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Сократ не стремился выставить глупцом человека или поставить его в затруднительное положение. Он лишь хотел вместе с собеседником отыскать истину. Таким образом он и его слушатели могли давать определения таким глубоким понятиям, как справедливость, честность, хитрость, зло, добро и многим другим.
Описать сократовский метод решился Аристотель, который был учеником Платона. Он заявил, что основной сократовский парадокс заключается в следующем:
«Человеческая добродетель есть состояние ума».
Сократ пользовался большим авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. При этом, он не учил своих последователей красноречию или каким-либо ремеслам.
Философ побуждал своих учеников проявлять добродетель к людям, а особенно к своим близким.
Статуи Сократа и Платона
Любопытно, что Сократ не брал платы за свои поучения, чем вызывал недовольство у многих афинян. Это было связано в тем, что в то время детей обучали их родители. Однако, когда молодежь услышала о мудрости своего соотечественника, она устремилась получать знания именно у него.
Старшее поколение приходило в негодование, в результате чего и возникло роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».
Зрелые люди утверждали будто мыслитель настраивает молодежь против своих родителей, а также навязывает им пагубные идеи.
Еще одним моментом, который привел Сократа к смерти было обвинение в неблагочестии и поклонении другим богам. Он заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, поскольку зло происходит по причине незнания.
В то же время в душе каждого человека есть место добру, а каждой душе присущ демон-покровитель.
Голос этого демона, которого сегодня многие бы обозначили, как – «ангел-хранитель», время от времени нашептывал Сократу, как ему следовало вести себя в трудных ситуациях.
Демон «помогал» Сократу в особо тяжелых ситуациях, поэтому ослушаться его он не мог. Этого демона-покровителя афиняне и приняли за новое божество, которому философ якобы поклонялся.
Рецепты
Если ловля карася в сентябре принесла результат — пришло время приготовить трофей дома или узнать как его приготовить в полевых условиях!
Сведения о биографии Сократа и Ксантиппы
Сократ, как все греки, женился, чтобы основать очаг, создать семью и увековечить себя потомством. Мы не знаем, в каком возрасте выполнил он этот гражданский долг, но по-видимому он не сильно торопился и произошло это, когда философу было уже за 40, в 20-е годы, уже после окончания первого периода Пелопоннесской войны под названием «Архидамова война». Первая его жена звалась Ксантиппа. От неё он имел троих сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена.
В Греции существовал обычай называть первенца в честь более известного деда. Отца Сократа звали Софрониск (в честь него назван второй сын Сократа), что позволяет предположить, что Лампрокл был назван в честь отца Ксантиппы, и положение её семьи в афинском обществе было более прочное и выдающееся, чем семьи Сократа. На хорошее происхождение Ксантиппы указывает и её имя, восходящее к греческим корням ξανθός «xanthos» (золотисто-жёлтый светловолосый, рыжий) и ἵππος «hippos» (конь). Корень ἵππος часто встречается в греческих именах и зачастую указывает на аристократическое происхождение.
У Ксантиппы и Сократа должна была быть большая разница в возрасте (около 40 лет). По свидетельству Платона, на момент казни Сократа старший его сын, Лампрокл, был подростком, а двое младших — малолетками. Самому же Сократу тогда должно было быть около 70 лет.
На вопрос был ли Сократ женат два раза или один, есть разные точки зрения. Платон и Ксенофонт упоминают лишь о Ксантиппе. Она же, согласно Платону, навещала в тюрьме своего мужа с ребенком на руках и оплакивала его смерть. Вопрос о статусе предполагаемой второй жены — Мирто — остаётся открытым. Упоминание о ней встречается у Диогена Лаэртского (который считает, что она была первой женой, а Ксантиппа второй) и Плутарха. В качестве оправдания факта предполагаемого двоеженства рассказывается, что Пелопоннесская война и страшная чума опустошили Афины, и афиняне, чтобы пополнить население опустелого своего города и поскорее справиться с разорением, издали декрет, которым каждому гражданину разрешалось иметь двух жён, причём дети второй жены должны были считаться такими же законными, как и дети первого брака. Желая всегда служить наибольшему благу государства и подавать добрый пример, Сократ подчинился этому исключительному и необходимому закону и заключил второй брак с одной вдовой, впавшей в бедность. Действительно ли такое решение было принято, или оно является последующей выдумкой — неизвестно. По версии Плутарха, Сократ, хотя и был женат на Ксантиппе, оказывал материальную помощь одной обедневшей вдове — из чего однако же не следует, что они состояли в браке.
О чем философские учения Сократа
Искренне считая знание и понимание сути вещей настоящим добром, философ говорил, что без этого невозможно стать совершенным. Согласно его учению, можно поступать хорошо, быть щедрым и справедливым, но истину понять таким образом не получится. Он думал, что процесс познания должен быть абсолютно осознанным и принятым, только тогда он способен привести к крайней степени добродетели. Основными темами его размышлений была нравственность и этика в их высшем проявлении.
Специфика метода познания и задача философии
Чтобы научиться извлекать скрытое в человеке наружу, Сократ придумал собственный способ, основанный на простых вопросах. Он «одолжил» его у своей матери – повитухи Фенареты. Потому и назвать его он решил майевтикой, что в переводе означает «родовспоможение». Во время диалога мудрец не утверждал прописные истины, как поступали софисты, и не пытался убедить в них собеседника. Он задавал ряд последовательных вопросов. Ответы, которые давал оппонент, приводили его самого к познанию ранее неизвестного ему или скрытого.
То есть Сократ не учил, а пытался заставить человека извлечь истину, «родить ее» из собственного подсознания. Руководствовался он тем постулатом, что она предсуществует (была изначально), вечна, нерушима и постоянна. В одном из диалогов Платона есть фрагмент его беседы с учителем. Там он говорит, что продолжает дело матери с той лишь разницей, что помогает не женщинам, а мужчинам. При этом они порождают на свет не ребенка, а знание. Именно его он и считал краеугольным камнем, а его понимание – основной задачей философии как науки.
Парадоксы
Высказывания Сократа не всегда были понятны современникам, да и потомки называют некоторые из них парадоксальными. Это значит, что с логической точки зрения они не укладываются в канву здравого смысла. Приведем всего несколько примеров для наглядности.
- Зло – непонимание или незнание добродетели.
- Ни один человек не желает плохого.
- Никто не станет творить зло добровольно.
- Добро – это понимание и знание.
К тем же парадоксам ученые решили отнести самую популярную из известных фраз философа, высказанная, относительно знания: «Я знаю только то, что ничего не знаю, однако иные не догадываются и об этом».
Восприятие философии современниками и потомками
Во времена софистов и Сократа в Греции было принято получать домашнее образование, для этого нанимались учителя и преподаватели. Однако к его дому ежедневно приходили по несколько десятков, а то и сотен молодых людей, желающих услышать мудрые слова из его уст. Все они получили гордое звание «сократики», как и сегодня именуют последователей его учения. Среди них очень много известных и даже выдающихся личностей.
- Аристипп – ученый и философ из города Кирены в Северной Африке, основоположник гедонической школы.
- Алкивиад – оратор и полководец, под чьим началом сам Сократ сражался во время Пелопоннесской войны.
- Ксенофонт – политик, полководец, историк, а также писатель, главным трудом которого считается знаменитый «Анабасис».
- Евклид (не путать с математиком) – основатель мегарской школы философии, в которой во главу угла ставилось бытие как таковое.
- Антисфен – философ, ученый, родоначальник Киники, одной из наиболее значительных школ, выпускником которой стал впоследствии Диоген Синопский (Киник).
Однако самым главным учеником Сократа был Платон, из сочинений которого потомки и смогли почерпнуть сведения о его учителе. Считается, что его письменные труды стали первыми, которые сохранились полностью. Платон впоследствии стал учителем Аристотеля, создателя современной философии, охватывающей все сферы человеческого бытия.
Рубрики
«Война всех против всех»
Автор
Томас Гоббс
Контекст
«…Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». Т. Гоббс. Левиафан // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1991. Пер. А. Гутермана.
Как принято понимать
Чаще всего эту формулу английского философа понимают как утверждение о том, что природа человека слишком плоха и не порождает ничего, кроме войны и агрессии. Эта трактовка не так уж далека от логики самого Гоббса.
Что хотел сказать автор
Состояние, о котором пишет Гоббс, — это, конечно, не отсылка к какому-то историческому обществу с его естественным состоянием. Скорее это некоторая модель человека и общества, созданная для того, чтобы продемонстрировать необходимость государства.
Согласно Гоббсу (автору теории общественного договора), все люди от природы примерно равны. Это касается как физических, так и интеллектуальных способностей. Конечно, определенная разница может быть, но эта разница, как утверждает Гоббс, не настолько велика, чтобы один человек мог претендовать на большее благо, чем другой. А если, например, кто-то физически сильнее, то слабый может вступить в союз, чтобы одолеть более сильного. Поскольку есть представление о равенстве способностей, возникает и равенство надежд на достижение целей. Как только двое начинают претендовать на одну вещь, пишет Гоббс, они становятся врагами. Когда ни один не может быть уверен, что на него не нападут, люди проникаются взаимным недоверием другу к другу.
Споря с современниками, уверенными в природной, естественной доброте человека, Гоббс возражал: тогда зачем мы запираем дверь на замок, когда ложимся спать? Почему берем с собой большую компанию и оружие, отправляясь в путешествие? Эти действия просто и ясно, согласно Гоббсу, сигнализируют нам о том, какой уровень недоверия присутствует между нами даже в государстве, а не только в естественном состоянии.
Одним словом, для Гоббса природа человека естественным образом подталкивала его к войне, среди причин которой он выделял соперничество, недоверие и жажду славы. Из этого следует, что «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».
Фронтиспис к книге Томаса Гоббса «Левиафан». Гравюра Абрахама Босса. Лондон, 1651 год
В этой войне ничто не может быть несправедливым, не может быть никакой собственности, подмечает Гоббс, поскольку справедливость и собственность появляются лишь в обществе, где есть закон и власть, способные их защитить. Война всех против всех, таким образом, проистекает не столько из психологии человека, сколько из правового состояния общества до государства, в котором нет никаких прав, кроме одного — права всех на всё.
Из теории естественного состояния вырастает общественный договор — договор людей о передаче власти единому суверену. Люди отказываются от естественных прав ради мира в государстве.
В популярной культуре
Ксантиппа играет довольно важную роль в пьесе Максвелла Андерсона 1951 года « Босиком в Афинах» . В телевизионной постановке Зала славы 1966 года ее сыграла Джеральдин Пейдж вместе с Питером Устиновым в роли Сократа.
В детективном романе Генри Винтерфельда « Детективы в Тогасе» (1953) 1953 года школьники часто шутят о своем школьном учителе Ксантосе, говоря, что его имя напоминает им Ксантиппа.
«Puttermesser и Xanthippe» является названием одной из глав американской писательницы Синтии Озик «s 1997 романа The Puttermesser документов , в Национальной книжной премии финалист. В романе Синтии Озик 1997 года «Записки путтермессера» Рут Путтермессер создает голема, который настаивает на том, чтобы его называли Ксантиппа.
Вымышленный рассказ об отношениях Ксантиппы с ее мужем представлен в пьесе « Ксантиппа » британского писателя и драматурга Деборы Фриман. «Ксантиппа» была впервые произведена в Театре Брокли Джека в Лондоне в 1999 году.
Мятежная драматичная девушка-подросток названа «Ксантиппа» в комедии Netflix « Несокрушимая Кимми Шмидт», которая впервые вышла в эфир на Netflix в 2015 году.
Эмануэль Карневали, итало-американский поэт, в своей « Автобиографии» называет женщин, которых он встречает во время лечения энцефалита в итальянском санатории, «всем Ксантипсом».
Ксантиппа играет второстепенную роль в видеоигре Assassin’s Creed: Odyssey 2018 года , в которой Сократ заявляет, что именно ее аргументированная натура привлекала его к ней, а не ее внешность.
Источники
Сократ и молодой Эсхин (деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане
Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно — бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты — лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.