Сочинения и популярные темы докладов

Василий шукшин: миль пардон, мадам!

Сюжет и композиция

Рассказ «Горе» начинается с пейзажа. Описание лунной ночи, которую автор помнит с 12-летнего возраста, — экспозиция рассказа. Для мальчика, до слёз любующегося луной, эта ночь «светлая, хорошая». Рассказчик-мальчик становится свидетелем горя деда Нечая, с которым связан сюжет рассказа. Для охваченного тоской деда ночь огромная, светлая, ядовитая. Концовка снова возвращает читателя к пейзажу. Свет луны «мёртвый торжественный» и равнодушный к событиям человеческой жизни.

Рассказ состоит из двух историй утраты близкого человека. Дедушка Нечай три для назад потерял жену и тосковал по ней так, что напугал притаившегося недалеко мальчика, наслаждающегося лунной ночью. Старик Нечай разговаривал с умершей женой, рассказывал, как её похоронили, вспоминал, как она умерла, и сетовал, что она ничего перед смертью не сказала, не попросила позвать доктора. Когда Нечай стал рассуждать о том, что по ночам ходит на могилу, чтобы проверить, не заживо ли похоронили жену, и даже собирается её откопать для проверки, мальчик побежал к собственному деду.

Мудрый дед рассказчика делает единственно возможное в этом случае: поговорив со стариком и призвав его терпеть, дед мальчика оставляет Нечая у себя и рассказывает ему историю, случившуюся с ним на войне. Ретроспективный эпизод – рассказ о горе ещё большем, чем у Нечая (если горе вообще можно измерить). Шофёр санитарной машины, при которой санитаром работал дедушка в войну, привезя раненых в госпиталь, увидел, что в санитарной машине был его собственный сын, молодой лейтенант. И он умер по дороге. А шофёр, Миколай Игринев, так и не смог сказать жене о смерти сына – она считала его пропавшим без вести: «Так хоть какая-то надежда есть». Сочувствие чужому горю помогает Нечаю смириться со своим.

Герои рассказа

Главный герой рассказа зовётся Чудик. Так называла его жена, часто в негативном контексте. Слово «чудик» стало определением типичного шукшинского героя. Особенность этих героев в том, что они просты, бесхитростны, не приспособлены к жизни и неудобны для близких. С ними всё время что-нибудь случается, и это мешает жить другим. Они вредят нечаянно, желая другим добра. Чудики инфантильны, живут сердцем.

Таков Чудик. Его портрет подчёркивает простоту и беззлобность, он похож на младенческий: круглое мясистое лицо, круглые иссиня-белые глаза. Автор сразу сообщает, что Чудик не умеет шутить, делает вид, что не боится дальней дороги, уважает городских людей. Все эти черты характера тоже детские, хотя герою 39 лет.

Подростковое желание произвести впечатление заставляет Чудика «весело и остроумно» сообщить очереди, что у прилавка лежит 50-рублёвая бумажка (половина месячной зарплаты). Чудику кажется, что у него получилось. Но читатель ведь уже знает, что Чудик не умеет острить. Даже обнаружив, что это он потерял деньги, Чудик не решается их забрать. Как подросток, он не уверен в себе и боится, что его осудят и бумажку не отдадут.

Чудик боится даже своей жены, как ребёнок боится ругани матери. И действительно, жена пару раз стукнула его шумовкой по голове.

Люди подмечают простоту Чудика и учат его жить, делают ему замечания, хотя он старается всем угождать.

Когда он подбирает в самолёте вставную челюсть пассажира, тот ругает Чудика, что подобрал он её грязными руками. Строгая телеграфистка отказывается отправлять телеграмму жене в стихах, напоминая ему, что он – «взрослый человек. Не в детсаде». Сноха Софья Ивановна тоже делает замечание, когда Чудик громко поёт (с её точки зрения – орёт): «Вы ж не на вокзале». Лучшее дело Чудика – украшение детской коляски. Чудик – мастер своего дела, он уже расписывал печку, «что все дивились».

Шукшин подводит читателя к мысли, что чудной и ненормальный вовсе не Чудик, а окружающие, которые отвергают проявление чувств и сами чувства, называя их поцелуями и соплями.

В Чудике нет злости, поэтому он так тяжело переносит злость в других: «Когда его ненавидели, ему было очень больно». Сталкиваясь с ненавистью, Чудик теряет смысл жизни, не борется, а уходит.

Брат Чудика Дмитрий и его сноха Софья Ивановна – выходцы из деревни, но живут в городе. Дмитрий тоскует по родине, расспрашивает брата о доме и мечтает приехать с семьёй в гости. Софья Ивановна стремится порвать все старые связи и мечтает о карьере, как она её понимает. Своего мужа и его брата Софья считает неудачниками, потому что они из деревни. Её карьера состоит в том, что она работает буфетчицей в каком-то управлении. Детей она тоже готовит к городской успешной жизни, по словам отца, мучит их на «пианинах» и на фигурном катании. По замыслу Шукшина, её делает злой разрыв с родной деревней, с природой. Хотя трудно не разозлиться, если коляску (дорогую вещь) разукрасили детскими красками, которые смываются водой при первом дожде. Так что Шукшин не принимает чью-либо сторону в конфликте.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Бронька (Бронислав) Пупков. Уже в третьем абзаце читатель знакомится с его портретом: «Ещё крепкий, ладно скроённый, голубоглазый, улыбчивый, лёгкий на ногу и на слово». Бронька немолод, ему за 50. Он воевал (рассказ написан в 1968 г.), у него нет двух пальцев на руке, но потеряны они не на войне, а в результате несчастного случая на охоте. И в этом сущность личности Броньки: он чудик. Пальцы он отстрелил себе сам, когда разбивал заряженной берданкой лёд, а она соскочила с предохранителя. В войне он ничем не отличился, был санитаром, но… сочинил легенду о том, как покушался на Гитлера.

Броньке просто необходимо было чувствовать себя героем, сражаться и побеждать. Он скандалил и дрался, гонял на мопеде, потому что в жизни ему не хватало острых ощущений.

К Броньке никто из односельчан не относится серьёзно. Сам герой считает, что причина в негармоничном сочетании имени и фамилии. Бронька даже наказал попа, который так его назвал, сам отвёл его в ГПУ в 33 году. А, может быть, он это только придумал…

Любимым занятием Броньки было водить городских охотников по заветным местам. Бронька был меткий стрелок, удачливый и умный охотник, он любил рассказывать охотничьи истории. А в последний день всегда рассказывал о своём неудачном покушении на Гитлера.

Во время рассказа главной части истории Бронька преображается. Его глаза сухо горят, как огоньки, он становится красивым и нервным. Потом он встаёт, напрягается, голос его срывается. Бронька плачет, рассказывая, как перед выстрелом вспомнил мать, отца, родину. После рассказа о том, как Бронька промахнулся, он выглядит как человек в большом горе: роняет голову на грудь, скалится, скрипит зубами и мотает головой. После признания в своей «несостоятельности» Бронька уединяется на берегу реки и вздыхает, измученный переживаниями.

Жена не понимает мужа. Она некрасива, с её толстых губ слетают грубые оскорбления: дурак беспалый, харя неумытая, скот лесной, Пупок.

Односельчане, по словам жены, смеются ему в лицо. Зато городские охотники, послушав историю, молчат, удивлённые. Они переживают вместе с Бронькой своеобразный катарсис, очищение, как древнегреческие зрители, переживающие трагедию героя.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Бронька (Бронислав) Пупков. Уже в третьем абзаце читатель знакомится с его портретом: «Ещё крепкий, ладно скроённый, голубоглазый, улыбчивый, лёгкий на ногу и на слово». Бронька немолод, ему за 50. Он воевал (рассказ написан в 1968 г.), у него нет двух пальцев на руке, но потеряны они не на войне, а в результате несчастного случая на охоте. И в этом сущность личности Броньки: он чудик. Пальцы он отстрелил себе сам, когда разбивал заряженной берданкой лёд, а она соскочила с предохранителя. В войне он ничем не отличился, был санитаром, но… сочинил легенду о том, как покушался на Гитлера.

Броньке просто необходимо было чувствовать себя героем, сражаться и побеждать. Он скандалил и дрался, гонял на мопеде, потому что в жизни ему не хватало острых ощущений.

К Броньке никто из односельчан не относится серьёзно. Сам герой считает, что причина в негармоничном сочетании имени и фамилии. Бронька даже наказал попа, который так его назвал, сам отвёл его в ГПУ в 33 году. А, может быть, он это только придумал…

Любимым занятием Броньки было водить городских охотников по заветным местам. Бронька был меткий стрелок, удачливый и умный охотник, он любил рассказывать охотничьи истории. А в последний день всегда рассказывал о своём неудачном покушении на Гитлера.

Во время рассказа главной части истории Бронька преображается. Его глаза сухо горят, как огоньки, он становится красивым и нервным. Потом он встаёт, напрягается, голос его срывается. Бронька плачет, рассказывая, как перед выстрелом вспомнил мать, отца, родину. После рассказа о том, как Бронька промахнулся, он выглядит как человек в большом горе: роняет голову на грудь, скалится, скрипит зубами и мотает головой. После признания в своей «несостоятельности» Бронька уединяется на берегу реки и вздыхает, измученный переживаниями.

Жена не понимает мужа. Она некрасива, с её толстых губ слетают грубые оскорбления: дурак беспалый, харя неумытая, скот лесной, Пупок.

Односельчане, по словам жены, смеются ему в лицо. Зато городские охотники, послушав историю, молчат, удивлённые. Они переживают вместе с Бронькой своеобразный катарсис, очищение, как древнегреческие зрители, переживающие трагедию героя.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Герои рассказа

Профессор Григорьев – строгий и принципиальный человек. Он принял экзамены у множества студентов, но признаёт индивидуальность каждого. Профессор наблюдает течение жизни в произведениях литературы, в городе за окном, но сам как будто не живёт. Мир вокруг него торопится, а профессор всё больше думает и рассуждает.

Постепенно в диалоге профессор проявляет свои негативные качества. Рассердившись, профессор сохраняет убийственное спокойствие, но его отношение к студенту меняется. Он начинает издеваться, злиться, досадовать, но при этом и жалеет парня.

Когда профессор узнаёт, что студент был в плену, его отношение снова меняется. Он начинает подробно расспрашивать о «психологическом моменте» пленения, пытаясь нащупать «человеческое» в студенте.

Профессор – сноб. Он совершенно уверен, что студент деревенский, на том лишь основании, что тот плохо учится. Узнав, что студент – горожанин, профессор принимает его почти как равного и изливает ему душу. Старик рассказывает свой секрет: когда он бывает в Киеве на Подоле, ему открываются тайны прошлого. Он как будто был участником ратных подвигов, знает, что чувствуют люди в плену, как надо снимать часовых…

Профессор в военном деле оказывается совсем неопытным. Он, всегда чувствующий свою причастность к «великой литературе», вдруг оказывается непричастным к войне.

Поставив в зачётку «плохо», профессор восстановил первоначальный порядок вещей, подкрепив его надписью на книге о том, что надо учиться и это тоже нелёгкое дело. Студенту предстоит ещё раз встретиться с профессором, который даже не потрудился узнать имя парня.

У студента-заочника нет имени. Если внешность профессора не важна в рассказе (только подчёркивается его старость), то студент, которого герой видит глазами экзаменатора, описан подробно: «Рослый парняга с простым хорошим лицом… Глаза правдивые и неглупые», «строгое, крепкой чеканки лицо», пальцы толстые и грубые. С первых слов мы узнаём, что студент много работает, не успевает читать литературу. Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо.

Но студент не терпит грубого отношения к себе и вежливо, но решительно прерывает профессора: «Не надо так». Студент настойчив, просит профессора спросить у него ещё что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно. Профессору он представляется таким, каким мог быть автор «Слова о полку Игореве».

Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо

Молодой человек делает важное дело в современной жизни, как делали его герои и автор «Слова…», но текст он не читал и ошибку свою осознаёт. Оценка «плохо» — это единственная оценка, которую может принять его совесть, и мудрый профессор, который всё знает о проходящей мимо него прошлой и настоящей жизни, понимает это

Сюжет и главная мысль рассказа

Сюжет рассказа прост – деревенский мужик едет в гости к своему брату.

По дороге и в гостях у брата попадает в неловкие ситуации – теряет деньги, подает руками вставную челюсть соседу в самолете, разрисовывает красками детскую коляску.

Неумело шутит, его шутки остаются непонятыми. Сноха (жена брата) гонит гостя прочь, брат не заступается и герой рассказа уезжает домой.

Краткое содержание рассказа В.М. Шукшина “ Чудик” не раскрывает главную мысль произведения.

Цель автора – не рассказать о поездке из пункта A в пункт B. Василий Макарович считал, что в жизни стало очень много зла

К человеческой неблагодарности, недоброжелательству, отсутствию любви привлекает писатель внимание читателя

Его герой не совершает дурных поступков, не хулиганит, не хамит, однако в глазах людей выглядит чудаком. Может быть, именно поэтому?

Шукшин представляет своего героя читателю просто – Чудик. На примере одной поездки автор раскрывает странности этого зрелого мужчины, которые заключаются в детской наивности, доброте и всепрощении.

В магазине обронил нечаянно пятидесятирублевую купюру и, подумав, что это чужие деньги, отдал продавщице с шутками. Очередь молча смотрела на чудака.

Он понимает, что его поступки и слова удивляют людей, кажутся им странными, мучается от этого сознания и не понимает, в чем дело.

Герой Шукшина сам себе задает вопрос, почему он не такой, как все, почему такой уродился.

Он испытывает душевную боль и не видит смысла в жизни, когда в очередной раз попадает в неловкую ситуацию и становится лишним среди людей.

Шукшин показывает на примере обыденных жизненных ситуаций, насколько люди утратили искренность и простоту в общении. Искренний и простой мужчина вызывает недоумение.

Википедия определяет значение слова чудик как человек, который поступает неуместно, необычно, не так, как принято. Это не означает, что поведение его аморально или асоциально, просто оно отличается от общепринятого. Синоним – чудак.

Именно такой чудак предстает перед нами в рассказе – простой и бесхитростный.

Эти качества вызывают непонимание и даже отторжение у людей прагматичных, живущих с одной целью – заработать, выйти в люди.

Моральные качества человека больше не занимают должного места в иерархии ценностных ориентиров русских людей. Об этом говорит Шукшин.

Чудик – истинно русский характер, стал редкостью в России.

Чтобы знать, о чем этот рассказ, достаточно прочесть краткое содержание. Ближе познакомиться с Чудиком и вместе с ним побывать на Урале в гостях у брата Дмитрия можно лишь прочитав рассказ. Читать можно онлайн или бумажную версию.

Язык Шукшина простой, народный, отображает характер героев, их внутреннее состояние. Нет ни одного надуманного слова, читатель как будто лично присутствует при беседах героев. В

этих людях легко узнать своих знакомых, соседей, друзей – так точны высказывания и наблюдения писателя.

История создания

Киноповесть «Калина красная» была написана в 1973 г. и напечатана в журнале «Наш современник» № 4. Произведение задумывалось сразу для съёмки, фильм вышел на экран в апреле 1974 г. Шукшин написал повесть в больнице. По словам его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Шукшин плакал над финалом повести.

Федосеева-Шукшина сыграла в фильме роль Любы, а Шукшин – Егора. Шукшина вспоминала, что песню «Калина красная», которая стала названием повести, спела она сама будущему мужу в день знакомства.

Съёмки фильма проходили на Алтае, родине Шукшина. Мать героя сыграла крестьянка Ефимия Быстрова, которая вообще не знала, что её снимают, а просто рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, чья судьба была похожа на описанную в повести.

Герои рассказа

Рассказчик – чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребёнка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.

Дедушку Нечаева (Нечая) рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слёз, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки. Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.

Бабка Нечаиха «жила незаметно и умерла незаметно». Голос у неё ласковый и терпеливый, а сама старушка безответная. Мальчик даже не может вспомнить её внешности. Бабушка, очевидно, была хорошим человеком, ни с кем не ругалась. Именно смерть таких незаметных людей вдруг выявляет всю их значимость для близких.

Дедушка мальчика – человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника. Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.

Сюжет и композиция

В рассказе длинная, не свойственная Шукшину экспозиция. В ней портреты, характеры, происхождение, занятия и привычки героев. Через интерьер описывается вся жизнь обитателей дома. Большой светлый дом – свидетель свадеб и смертей детей (из 18 осталось 12, то есть треть умерла). У дома даже есть свой запах – запах живущей в нём семьи. Это запах кожи – работы Архипа. У дома как будто есть стучащее сердце. Так стучит молоточек Архипа, и Марфа смутно понимает, что, пока он стучит, семья живёт. А вот ходики тикают так, что кажется, будто они скоро остановятся. Архип чувствует старость дома, семьи, свою, жены и заговаривает о смысле жизни.

Остальные элементы композиции связаны с одним днём из жизни семьи. Архип в конце жизни оказывается у разбитого корыта. Он не приобрёл ни денег, ни славы (не выбился в люди). Даже его профессия уже никому почти не нужна. Марфа тоже потеряла цель жизни, потому что дети выросли и разъехались. Смысл жизни и даже молодость старикам возвращает музыка: «И припомнились другие вечера… и подумалось о чём-то главном в жизни… и не стало осени, одиночества, не стало денег, хомутов». Пение настолько смягчает Марфу, что она решает угостить мужа читушечкой. Казалось бы, вот семейная идиллия: пожилые супруги, наконец, нашли возможность увидеть и понять друг друга. Но Архип привычно пользуется слабостью растроганной жены и выпрашивает у неё 6 рублей на новую балалайку. Так кто же из супругов думает о деньгах?

Этот поступок Архипа как будто возвращает супругов в привычные роли: Марфу превращает в строгого тюремщика, а Архипа – в подневольного раба, всегда готового урвать свою долю, когда внимание надзирателя слабеет. Смысл названия – это основная мысль рассказа

Одиночество происходит из непонимания, никто не может спасти от него. Супруги, лишившись привычных забот, остаются такими же одинокими и разъединёнными, только музыка сближает их в редкие моменты

Смысл названия – это основная мысль рассказа. Одиночество происходит из непонимания, никто не может спасти от него. Супруги, лишившись привычных забот, остаются такими же одинокими и разъединёнными, только музыка сближает их в редкие моменты.

Герои рассказа

Шорник Архип Калачиков изготовляет сбрую для лошадей — уздечки, хомуты. Он – шукшинский чудик, человек, у которого есть душа, а ей, по словам героя, «попрыгать, побаловаться охота».

Архип сухой и маленький, но не боится своей крупной сварливой жены. Очевидно, он любит её, несмотря на все тяготы семейной жизни. Речь Архипа – настоящий кладезь фольклора. Кроме песен, неиссякаемо льющихся из балалаечника, речь его пересыпана уменьшительно-ласкательными словами: милая, сердечушко, Марфынька, деньжата.

Взяв в руки балалайку, Архип преображается. Он сияет, его маленькие умные глазки светятся озорным блеском, он идёт по избе, «игриво виляя костлявыми бёдрами».

Марфа – «грозная и большая», муж характеризует её так: «Крупная баба, а бестолковенькая». По его мнению, бестолковость состоит в том, что она заставляет мужа шить целыми днями. Марфа любит деньги, трясётся над копейкой. Она даже из дому надолго не уходит, чтобы Архип не сел за балалайку.

Несмотря на могучие размеры и грозность, Марфа подчиняется мужу. Она испугалась, когда Архип в ярости изрубил свою работу, лишившись по её вине балалайки. Балалайка — единственный враг Марфы. К ней Марфа как будто ревнует мужа, «убивает» соперницу, сжигая в печи.

Речь Марфы нарочито груба, она называет Архипа дураком и придурковатым, просит его не выкобениваться и не выдрючиваться, но Марфа – душевно чуткий человек. Её легко растрогать грустной песней.

Балалайка – полноценный член семьи. Она – страсть, «бессловесная глубокая любовь всей жизни» Архипа. Во время игры балалаечник и балалайка как будто обмениваются мыслями и чувствами. Игра на балалайке для Архипа – священнодействие. Он надевает чистую рубаху, садится в красный угол.

Смерть балалайки в огне печи описана, как смерть человека: её коробит, перед смертью балалайка трижды простонала человеческим голосом (лишившись струн).

Стилистические особенности

Постоянно встречающийся в рассказе приём – контраст. Это контраст между торжественным именем и простой фамилией героя, между реальной скучной жизнью и полной приключений выдуманной, между вежливой французской фразой «тысяча извинений, мадам» и ситуацией, в которой Бронька её произносит (перед тем как побить кого-нибудь).

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Одни», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Миль пардон мадам!»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в большом городе, где есть «девятиэтажная башня», и занимает всего несколько часов субботнего утра: неудачный поход Сашки Ермолаева с дочерью в магазин, поиск хама-соседа и выяснение с ним отношений. Сашка – философствующий герой Шукшина.

Рассказ начинается с философско-психологического рассуждения об обиде. Сначала читателю кажется, что это внутренний монолог героя, но постепенно становится понятным, что это рассуждения автора, своеобразное философское введение, экспозиция. Автор говорит об обиде, о том, что из-за неё не стоит переоценивать жизнь, нужно быть спокойным и благоразумным. Автор обращается к тем читателям, которые не согласны стерпеть обиду, презирают благоразумных людей. Шукшин сравнивает отстаивание своей точки зрения обиженным человеком с боем на картонных мечах. С его точки зрения, борец с обидчиками обязательно потерпит неудачу.

Вступление подобно морали, стоящей перед притчей. А история с Сашкой Ермолаевым – притча-иллюстрация.

Первая фраза рассказа – это завязка. Она отделена от развития действия вступлением-экспозицией. Затем следует подробный рассказ о том, как Сашка искал правды и пытался отомстить за причинённую обиду, при этом приходя во всё более угнетённое состояние духа. Прежде, чем действовать, Сашка рассуждает о том, что и зачем он собирается делать, как бороться за правду.

Герои рассказа

Главный герой – Сергей Духанин, 45-летний водитель, внешне довольно грубый. Он не проявляет своих чувств и стыдится их.

Сергей любит жену и хочет сделать ей приятное. Он обладает той жизненной философией, которая и называется народной мудростью. Его позиция созерцателя позволяет понять, что нужно делать радости, пока можно.

Купив сапожки, которые стоят слишком дорого – 65 рублей – Сергей ждёт от товарищей, водителя и механика, с которыми вместе поехал в город за деталями, удивления. Он горд своим поступком. Но мужчины не разделяют его чувств. Они недоумевают, считают поступок Сергея глупым и не могут поверить, что он сам, по своей воле купил Клаве сапоги.

Сергей настолько сосредоточен на сапогах, что не принимает участия в беседе товарищей. Он оберегает сапожки, как ценную вещь (и действительно, они дорогие). Есть даже что-то эротическое в отношении мужчин к сапожку: «Сапожок пошёл по рукам… внутрь лезть не решались… заглядывали в белый, пушистый мирок».

Прагматичные работяги объясняют ненужность покупки, жалеют Сергея, так что он начинает сомневаться в целесообразности поступка, но виду не подаёт.

Сергей — внимательный и чуткий человек. Он угадывает размер ноги жены, его предвкушение того, как она будет радоваться подарку, совпадает с действительностью.

У Сергея есть склонность к авантюризму и желание радовать. Он понимает: то, что сапожки не подошли, не меняет чего-то главного. Да ведь они же и не пропали – дочери достанутся, наградой за окончание школы будут. Душевная чуткость этого простого человека позволяет понять истинный смысл истории с сапожками.

Общение с продавщицей показывает, что Сергей за словом в карман не полезет: он отвечает на хамство хамством. Намерение Сергея бросить сапожки в колодец, если жена заругается, обусловлено его гордостью и порывистостью.

Жена Сергея

В рассказах Шукшина редко встретишь нормальную семью, где супруги любят друг друга, а жена не колотит мужа. В рассказе «Сапожки» как раз такая семья. Сергей хочет сделать жене «один раз в жизни» красивый подарок. Он настолько хорошо знает жену, что представляет себе, как у неё заблестят глаза, как она будет беречь обновку, наденет раз в месяц, да и то посуху. Сергей побаивается, что жена его первая же и заругает, что купил дорогие сапоги вместо нужных пальто для дочерей.

Сергей любит свою жену, называет её хорошей. Из его монолога читатель узнаёт о тяжёлой жизни Клавдии и русских жён вообще: мужья выпивают, а жёны с детьми и хозяйством «как заводные». Сергей называет русских женщин двужильными.

Клавдия реагирует на сапожки так, как предполагал Сергей, и даже эмоциональнее. Она не верит, что это ей, дважды повторяет: «Тошно мнеченьки». А затем, убедившись, что сапоги не лезут, трижды проклинает свою ногу. Она понимает, что это единственный дорогой подарок, который она получила в жизни. Клавдия плачет, но именно плач пробуждает в Сергее последовательность чувств: боль – жалость – слегка забытая любовь. Клавдия сразу отзывается на эту любовь, молодеет и смеётся.

Изменение имени Клавка – Клавдия – Клавдя – Клава показывает этапы возрождения забытых чувств. Так что и Сергей для Клавы становится Сергуней.

Сапожки

Сапожки – не просто выразительная деталь, но и главный герой рассказа. Во-первых, они живые. Сергей рассуждает, что сапожки кусаются (то есть на них высока цена). Они смеются в коробке, водители не решаются совать в них руки, как будто боясь причинить вред живому.

Во-вторых, сапожки волшебные. Они вынуждают людей раскрывать свои истинные качества. Сергей, увидев сапожки, подумал о жене и пожалел её. Сапожки пробудили в нём подзабытую любовь. Продавщица проявила себя как злобная хамка (читатель понимает, что она завидует). Сапожки становятся причиной ссоры с товарищами и отделения от них. Сапожки делают счастливым и Сергея, и Клавдию, которой сапожки не подошли, и дочь Грушу, которой подошли. Сергей покупал их ради дорогой минуты восторга жены, но возрождение любви стало ещё более ценным подарком для героя.

Популярные сегодня пересказы

  • Цвейг Цвейг Стефан — это австрийский писатель, литературный критик. Стефан родился 28 ноября 1881года в Вене в семье евреев
  • Кавказский пленник — краткое содержание поэмы Пушкина Произведение Пушкина «Кавказский пленник» начинается с того, что в черкесский аул привезли парня, который находился при смерти. Когда он очнулся, то заметил, что закован в кандалы. Его взяли в плен. Парень напуган.
  • Мёртвые души — краткое содержание поэмы Гоголя Произведение Гоголя написано в прозе, тем не менее, называется поэмой и, по мнению многих критиков и литературоведов, действительно соответствует этому жанру. Поэмы в прозе, конечно
  • Ромашка — краткое содержание сказки Андерсена Многие сказки имеют счастливый конец. Но в большинстве произведениях знаменитого Ганса Христиана Андерсена есть добрая доля правды. Поэтому, чаще всего, его рассказы заканчиваются трагически. И сказка о жизнерадостной ромашке не исключение.

Части речи на позициях в предложении

Номер слова в предложении
12345
Сущ.18.4815.4823.4123.4626.49
Глаг.17.3924.2723.4118.4417.22
Мест.-сущ.16.3015.907.8010.069.93
Предл.7.977.959.7612.296.62
Союз15.943.776.835.039.27
Прилаг.2.174.189.766.707.95
Нареч.5.8011.726.836.708.61
Номер слова в предложении
678910
Сущ.25.4017.1427.4722.7813.85
Глаг.26.9820.0016.4822.7827.69
Мест.-сущ.3.1711.4313.197.599.23
Предл.9.5214.295.498.8610.77
Союз5.5610.485.498.869.23
Прилаг.3.973.818.7912.6612.31
Нареч.6.355.714.405.064.62
Номер слова в предложении
1112131415
Сущ.37.7435.7135.2931.2512.00
Глаг.16.9823.818.8215.6324.00
Мест.-сущ.3.774.765.886.2516.00
Предл.9.437.1411.7612.5016.00
Союз5.669.528.8212.508.00
Прилаг.9.439.525.883.130.00
Нареч.3.772.385.889.384.00

Стилистические особенности

Очень важны в повести песни и поэзия. Шукшин рассчитывал на то, что читатели (зрители) – люди достаточно образованные, чтобы узнать поэтические тексты и вспомнить их целиком. Например, строчка из стихотворения Есенина «Май мой синий! Июнь голубой!», которую Егор читает случайной старушке, — это цитата из стихотворения «Снова пьют здесь, дерутся и плачут».

Оно посвящено «пропащей гульбе» тех, кто пошёл сомнительной дорожкой, таких, как Егор.

А стихотворение, которое Егор читает водителю «Волги» почти целиком – это стихотворение Есенина «Мир таинственный, мир мой древний», которое посвящено умиранию деревни, стеснённой цивилизацией, вместе со всеми её душевными истоками. Это стихотворение пророчит гибель Егору.

Песня «Калина красная» впервые звучит среди воров. Это песня ожидания и надежды. Калина – символ горькой любви и пролитой преждевременно крови.

Второй раз мотив калины красной и песня возникают в минуту, когда Егору грозит опасность: один из бандитов, представившийся Шурой, приезжает, чтобы вернуть его в «семью». Для Егора это песня ожидания, предвкушения и победы. Он поёт её вместе с Любой.

Цвета повести символичны. Это белые берёзки, чёрная земля и красная калина, которая в финале превращается в кровь из раны Егора, окрашивающую стволы белых берёз.

  • «Калина красная», краткое содержание повести Шукшина

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

  • «Горе», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Калина красная»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Части речи на позициях в предложении

Номер слова в предложении
12345
Существительное18.4815.4823.4123.4626.49
Глагол17.3924.2723.4118.4417.22
Местоимение-существительное16.3015.907.8010.069.93
Предлог7.977.959.7612.296.62
Союз15.943.776.835.039.27
Прилагательное2.174.189.766.707.95
Наречие5.8011.726.836.708.61
Местоимение-прилагательное1.455.444.395.594.64
Частица8.706.283.416.155.96
Местоименное наречие4.713.771.463.911.32
Числительное0.720.422.930.561.32
Числительное-прилагательное0.000.420.000.000.66
Междометие0.360.420.001.120.00
Часть композита — сложного слова0.000.000.000.000.00
Номер слова в предложении
678910
Существительное25.4017.1427.4722.7813.85
Глагол26.9820.0016.4822.7827.69
Местоимение-существительное3.1711.4313.197.599.23
Предлог9.5214.295.498.8610.77
Союз5.5610.485.498.869.23
Прилагательное3.973.818.7912.6612.31
Наречие6.355.714.405.064.62
Местоимение-прилагательное6.356.676.593.803.08
Частица5.565.715.493.801.54
Местоименное наречие3.970.952.202.534.62
Числительное1.591.902.201.273.08
Числительное-прилагательное0.001.902.200.000.00
Междометие1.590.000.000.000.00
Часть композита — сложного слова0.000.000.000.000.00
Номер слова в предложении
1112131415
Существительное37.7435.7135.2931.2512.00
Глагол16.9823.818.8215.6324.00
Местоимение-существительное3.774.765.886.2516.00
Предлог9.437.1411.7612.5016.00
Союз5.669.528.8212.508.00
Прилагательное9.439.525.883.130.00
Наречие3.772.385.889.384.00
Местоимение-прилагательное5.664.765.880.008.00
Частица3.772.388.823.134.00
Местоименное наречие0.000.000.003.134.00
Числительное1.890.002.943.130.00
Числительное-прилагательное1.890.000.000.004.00
Междометие0.000.000.000.000.00
Часть композита — сложного слова0.000.000.000.000.00

Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования