«после побоища игоря святославича с половцами»: описание произведения, история создания, отзывы
Содержание
- 1 Содержание
- 2 Природа в сюжете
- 3 ()
- 4 Анализ «Размышлений у парадного подъезда»: эпитеты и ирония поэта
- 5 «Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану
- 6 Жанровая принадлежность
- 7 Краткий пересказ «Слова о полку Игореве»
- 8 Образование и наука
- 9 Домашний очаг
- 10 История произведения и особенности сюжета
- 11 «Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану
- 12 На смерть князя Мещерского
- 13 Основное свойство плазматической мембраны
- 14 ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ
- 15 Всеволод – анализ персонажа
- 16 НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА И МСТИСЛАВ ДОБУЖИНСКИЙ
- 17 Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»
- 18 Сочинение с цитатами
- 19 Бизнес и финансы
- 20 (иллюстрация к «Слову о полку Игореве»)
- 21 Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому
- 22 Вывод
- 23 Клише для итогового сочинения 2020-2021 по литературе
Содержание
Слайд 1
Слайд 2
Сюжеты «Слова…» в живописи
Фаворский Владимир Андреевич
1886-1964
В. А. Фаворский вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. За долгую свою жизнь художник не раз обращался и к другим видам искусства (скульптура, фресковая живопись, карандашный рисунок, театральное оформление). Фаворский занимался и декоративным искусством.
В 1937 году, например, за работу по оформлению Советского павильона Всемирной выставки в Париже он был удостоен высшей награды «Гран при». Но предпочтение художник отдавал гравюре.
Слайд 3
В.А.Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»
Слайд 4
Иллюстрации Б.Крылова к «Слову о полку Игореве»
Слайд 5
В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами». 1880
Слайд 6
Н.Рерих . Иллюстрации и декорации к «Слову о полку Игореве»
Слайд 7
Сюжеты «Слова…» в музыке
А.И.Бородин 1833-1857 русский учёный-химик (специалист по органической химии) и композитор
Опера «Князь Игорь»
Н.В.Лысенко 1842-1912 украинский композитор, пианист, дирижер, педагог
Слайд 8
- Ф. Шаляпин
- Н.Кондратюк
- В. Собинов
- Д.Гнатюк
Слайд 9
Памятник князю Владимиру Глебовичу, памятный знак, сооруженный к 1100-летию летописного упоминания о Переяславе, памятник «Слову о полку Игореве»
Слайд 10
С вершины вулканообразного кургана, именуемого Караул-горой, можно было наблюдать историческую битву 1185 г. Игоревой рати с половцами, воспетую в «Слове о полку Игореве». Здесь установлен памятный знак «Воинам Игоревой рати — храбрым русичам 1185 г.» Памятник установлен в 1970 году и является единственным в России памятником «Слову о полку Игореве».
Памятник располагается на предполагаемом месте битвы с половцами.
Слайд 11
Памятник Бояну — ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска
- Новгород-Северский.
- Памятник Бояну
Слайд 12
Черкассы. Памятник Бояну.
Киевская область, с. Балыко-Щучинка. Памятник Бояну.
Слайд 13
Путивль. Памятник Ярославне
Новгород-Северский. Памятник Ярославне
Слайд 14
Справка: Памятник князю Игорю был официально открыт 12 сентября 2003 года. Автор — скульптор Николай Можаев, заслуженный художник Украины, лауреат российской премии им. Шолохова. Соавторы — художник Виктор Горбулин, архитектор М. Поздняков.Установлен на возвышении над рекой Северский Донец рядом с автомобильной трассой. Общая высота скульптурной композиции — 25 м (15 составляет холм-пьедестал) длина — 40 м. Вес — около 50 т. Композицию составляют главный герой «Слова о полку Игоревом» на боевом коне и его дружина со стягами.
Слайд 15
- Новгород-Северский.
- Памятник Князю Игорю
Слайд 16
Посмотреть все слайды
Природа в сюжете
Особое место Васнецов уделил изображению природы на картине. Зритель наблюдает за боем двух орлов в воздухе. Они символизируют дух свободы. Еще один орел сидит слева и поправляет клювом свое оперение. Грозную картину после боя дополняют надвигающиеся грозовые тучи. Степь медленно закрывается под их тенью. За тучами проглядывается покрасневшая зловещая луна.
Последним пристанищем воинов стало поле битвы, украшенное полевыми цветами и зеленой травой. Зритель чувствует, что на картине наступают сумерки. Также нужно отметить изображенные художником доспехи воинов, декорированные традиционным орнаментом.
()
Едва мы начинаем читать первые строки «Слова», как попадаем в очаровывающий, глубоко поэтический мир книги, такой знакомой с детства и всё-таки всегда остающейся образцом неисчерпаемых мыслей и чувств. С удивительной проникновенностью обращается безвестный автор к нашим чувствам и к лучшему из них — любви к Родине. Сильная и нежная любовь к Отечеству согревает каждый образ «Слова»
Поэтому оно всегда привлекало и будет привлекать к себе внимание историков, поэтов, художников. Образный строй «Слова о полку Игореве» даёт огромный простор для творческой фантазии художника-иллюстратора
Героические образы «Слова» ожили перед нами в иллюстрациях разных, таких не похожих друг на друга художников. Одним из них был Иван Иванович Голиков — прославленный мастер палехской живописи. Он был создателем нового вида искусства — художественных росписей прозрачными яичными красками на папье-маше. Мечтой художника было создать живое, насыщенное движением искусство. Голикова для иллюстрирования «Слова» рекомендовал , который называл его «гениальным художником из народа». Больше года работал художник над рисунками к «Слову». Он выполнил всё оформление великолепно изданной книги — от переплёта до концовки — и от руки переписал весь текст книги. Тонкий художественный вкус и трогательная сердечность отличают иллюстрации Голикова. В них, как и в «Слове», сочетается мужественная героика с трепетной лирикой. В гармонически-гибких, неожиданных по сочетанию цветов образах есть особенная, присущая «Слову» музыкальность. Недаром художник говорил, что любил «слушать, как играет природа». Сказочная условность изображения — это тот язык, которым художник выражает поэтическую сущность образов «Слова».
Вот гиперболически-огромная, могучая фигура Игоря на богатырском коне, резко выделяющаяся среди «поганых». «Мне хотелось передать силу русского человека», — вот смысл, который художник вкладывал в эту сцену пленения Игоря. Подробно ведёт художник повествование, выбирая для иллюстраций наиболее значительные события «Слова». В изображении слитных рядов русичей, выступающих в поход, или в сцене ожесточённой битвы — удивительное разнообразие образов, никогда не повторяющих друг друга. Горделиво выступают «борзые» кони, снежно-белые и причудливо-алые, изумрудные и розовые… В чёрном небе летят стрелы калёные, трещат копья булатные… «Быть грому великому! Пойти дождю стрелами с Дона великого!»
Можно не сомневаться, что и впредь композиторы, графики, скульпторы, филологи, историки и поэты будут обращаться к «Слову о полку Игореве».
1. “Слово о полку Игореве” — героический пролог русской литературы”. — Ленинград: “Художественная литература”, 1967.
2. , “Рерих” ЖЗЛ. — М.: Белая гвардия, 1973 г.
3. Третьякова М. “Русская музыка 19 века”. — М.: Просвещение, 1976г.
4. “Слово о полку Игореве” в гравюрах . — М.: Искусство, 1987 .
5. Древнерусская литература. — М.: Дрофа: Вече, 2002 .
6. Канделаки. Рерих. Гонец спешит к людям. — М., 1969.
7. htt://www.
Анализ «Размышлений у парадного подъезда»: эпитеты и ирония поэта
«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану
Жанровая принадлежность
С момента первой публикации текста произведения (1800 год) его относили к разным литературным жанрам:
- Песнь – в защиту этой версии говорит разнообразие и певучесть слога, его вычурность и множество стихотворных форм,
- Ораторская речь – в тексте встречается множество прямых обращений к князьям, народу и воинам,
- Плач на погребение – в защиту этой теории говорит ограниченность повествования и возвышение слога лирического над эпическим.
Филологи, изучающие произведение в последние 10-15 лет, склоняются к мнению, что жанр «Слова» это хвалебная песнь или плач, поскольку текст близок к ним по своему содержанию и стилистическим особенностям.
Чему посвящено «Слово»?
Посвящено произведение военному походу князя Игоря на половцев, который закончился полным поражением. Песнь складывается из событий той кампании: предвестники неудачи, засада, бегство войска, плен Игоря и активное наступление врагов на города Киевской Руси.
Но между строк можно прочитать и другое посвящение – русской земле, русскому народу. Автор рассказывает о прошлых событиях, которые уже стали историей государства, о современности, о событиях на Руси. Главным героем его эпоса становятся не князья, а земля, люди, которые страдают от безрассудства князей и от нападения внешних врагов.
Слово о полку Игореве затмение
Заключительный эпизод «Слова»
Заключительной картиной песни становится возвращение князя Игоря из плена. Автор рисует возмужавшего князя, который направляется к церкви, чтобы поблагодарить Бога за свое спасение. Народ радуется его возвращению. Раздаются крики славы старым и новым князьям, войску. Восхваление русского народа – это то, чем заканчивается слово. Несмотря на страдания, которые претерпел народ и его князь, автор все же верит в их будущее, верит в то, что будут еще славные дни на Руси.
Интересно! Эпос написан со многими отсылками к язычеству, но последние строчки как бы подчеркивают христианскую веру войска и князя. Некоторые исследователи считают этот кусок поэмы вставкой уже времен Владимира Великого.
Художественные особенности
Произведение стало уникальным памятником литературы за счет сочетания в себе лирического и эпического начала. Художественные особенности «Слово о полку Игореве» можно выделить в список:
Многократное использование военной терминологии и элементов ораторской речи
Многочисленные повторы, акцентирующие внимание на определенной мысли. Тесная связь с фольклорным символизмом: луна и солнце, кукушка с соколом, сизый орел
Поэма наполнена звуками: ржут лошади, трубят трубачи, скрипит седло, и красками: тучи черные, струи серебряные, щиты алые. Силы природы становятся одушевленными персонажами, как и скорбь с плачем. Встречаются языческие мотивы: Ярославна разговаривает с ветром, Днепром, солнцем.
Анализ художественных особенностей текста подтверждает, что литература того времени накопила и активно использовала опыт народного творчества.
Слово о полку Игореве
Краткий пересказ «Слова о полку Игореве»
Кратко пересказать содержание этого древнерусского эпоса поможет конспект, который можно составить по следующему плану:
- Вступление.
- Неудачный поход и плен.
- Сон Святослава и его обращение к князьям.
- Плач Ярославны.
- Побег из плена.
- Погоня и разговор Кончака с Гзаком.
- Возвращение домой.
Предлагая произведение в сокращении, нужно уделять главное внимание центральной линии сюжета. Таким образом можно уместить всё содержание в очень краткое изложение
Во вступлении к «Слову…» неизвестный автор вспоминает славного Бояна, пальцы которого били по струнам гуслей, как десять соколов, охотящихся за лебедями, и от их прикосновений струны рокотали, воспевая подвиги героев далекого прошлого. Но он – не Боян, и хотел бы рассказать о событиях, случившихся не так давно: походе князя Игоря на половцев.
Поход начался с недобрых предзнаменований – сама природа старалась предостеречь военачальника. Накануне выступления войска случилось солнечное затмение, но, охваченный жаждой воинской славы, полководец не обращает внимания на это грозное природное явление и не отменяет похода.
Он обращается с речью к своей дружине, призывая воинов переломить копья в битве с половцами и «испить шеломом (шлемом) из Дона», либо погибнуть, и ратники отправляются в дорогу.
Дурные знаки встречает войско на всем своем пути: слышится волчий вой, птицы с жалобными криками носятся над головами людей, лисицы облаивают их, степные орлы клекочут, словно предчувствуя, что скоро насытятся трупами павших…
Но воины идут вперед, не обращая внимания на эти предостережения. Наконец они перешли границу и вступили на территорию половцев. «О, русская земля! Ты уже за холмом», – восклицает автор.
Сначала ратникам сопутствует удача: они разбили половцев и захватили богатую добычу. Но князь решил дать своей дружине отдохнуть и остановиться на ночлег, вместо того, чтобы вернуться домой, и эта роковая ошибка предрешила трагический исход похода: на рассвете на лагерь напали ханы Кончак и Гзак с большим войском.
Битва продолжалась три дня, и русичи потерпели в ней поражение, а раненый Игорь, его сын Владимир и брат Всеволод попали в плен.
В это время князю Святославу в Киеве снится тяжелый сон: словно его, лежащего на кровати, покрывали черным полотном, осыпали жемчугом из половецких колчанов и поили отравленным синим вином. На крыше княжеского терема вместо конька (фигурки коня, считавшейся оберегом у славян), сидел черный ворон, который затем с громким карканьем полетел к синему морю. Бояре князя, к которым Святослав обратился за толкованием сна, объяснили сновидение тревогой за родственников, отправившихся в поход.
Вскоре Святослав узнаёт о том, что войско Игоря разбито, а сам он вместе с братом и сыном попал в плен. Горю старого князя нет предела: он упрекает Игоря и Всеволода в неразумии, говорит, что они своим необдуманным походом загубили не только собственные жизни и жизни воинов, но и навлекли беду на всю русскую землю.
Теперь осмелевшие половцы без страха приходят на Русь, грабят и убивают ее жителей, и никто им не препятствует. Святослав обращается к русским князьям, призывая объединиться и дать отпор врагу. Но призыв остается без ответа…
Русские люди, страдая от набегов половцев, обвиняют Игоря в том, что он навлек на них эту беду своим неразумным и плохо подготовленным походом. И лишь Ярославна, преданная и любящая супруга князя, ни в чем его не винит. Она тоскует и плачет на стенах крепости в Путивле, обращаясь то к солнцу, то к ветру, то к реке, упрекая силы природы в том, что они не уберегли ее любимого, и умоляя их помочь ему вернуться домой.
И хотя Игорь далеко, его сердце слышит зов Ярославны. Глубокой ночью пленный князь не может уснуть в шатре: все его мысли – о родной земле, о том, как туда вернуться. Ему на помощь приходит Овлур: он уже оседлал коней, и свистом вызывает князя из шатра. Князь вместе с Овлуром спешат к реке – путь по воде поможет им скрыться от погони, которую послали вслед за беглецами Гзак и Кончак.
Поняв, что вернуть беглецов уже не удастся, Кончак говорит Гзаку, что, хотя сокол и улетел, у них остался соколенок – юный Владимир, сын Игоря. Нужно подстрелить его золотой стрелой, то есть женить на половецкой девушке, и он останется с ними и станет их союзником. Гзак возражает, что молодой сокол всё равно будет стараться вернуться в родное гнездо, и не только сам улетит, но возьмет с собой и жену.
Наконец Игорь возвращается на родную землю, которая встречает его с радостью. «Слово о полку Игореве» заканчивается славословием князьям и их дружине. Таково очень краткое содержание этой древнерусской саги.
Образование и наука
Контрольные работыНаучно-технический прогрессПедагогикаРабочие программыФакультетыМетодические рекомендацииШколаПрофессиональное образованиеМотивация учащихсяПредметыБиологияГеографияГеологияИсторияЛитератураЛитературные жанрыЛитературные героиМатематикаМедицинаМузыкаПравоЖилищное правоЗемельное правоУголовное правоКодексыПсихологияЛогикаРусский языкСоциологияФизикаФилологияФилософияХимия
Домашний очаг
ДомДачаСадоводствоДетиАктивность ребенкаИгрыКрасотаЖенщины(Беременность)СемьяХоббиЗдоровьеАнатомияБолезниВредные привычкиДиагностикаНародная медицинаПервая помощьПитаниеФармацевтикаИсторияСССРИстория РоссииРоссийская ИмперияОкружающий мирЖивотный мирДомашние животныеНасекомыеРастенияПриродаКатаклизмыКосмосКлиматСтихийные бедствия
История произведения и особенности сюжета
Произведение было создано в 12 веке н.э. через несколько лет после описываемых событий. Написано произведение было в Киеве, автор его до сих пор неизвестен, но исследователи предполагают, что это мог быть князь или кто-то принадлежащий к княжеской семье.
Обнаружил и приобрел рукопись в конце 1780-х годов граф Мусин-Пушкин у бывшего настоятеля монастыря в Ярославле. К сожалению, первоначальный текст был утрачен во время пожара 1812 года, и сегодня доступны лишь переписанные копии.
Сюжет и идея произведения
Слово повествует о героическом походе одного из князей Киевской Руси – Игоря на половцев, который состоялся в 1185 году. В центре повествования – поход великого князя Игоря, внука княгини Ольги на половцев. Повествование складывается из нескольких сюжетных частей:
Сборы князя в поход и дурные предзнаменования
Особое внимание уделяется солнечному затмению, которое происходит непосредственно перед походом, что волхвы расценивают как предвещание беды.
Засада половецких племен и героическая битва, продлившаяся двое суток. Захват всех князей в плен.
Обращение Святослава к Руси и ее правителям
Его призыв к прекращению междоусобных войн и наступлению на врагов.
Плач Ярославны, которая узнала, что киевское войско разбито и князья в плену. Ярославна является собирательным образом всех матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в этой битве.
Побег Игоря и возвращение в Киев.
Основная идея слова о полку Игореве – это стремление к объединению Руси, прекращению междоусобных распрей. Красной нитью сквозь песнь проходит идея объединения всех князей и племен, чтобы успешно противостоять внешним врагам.
Важно! Автор произведения ставит своей задачей разбудить патриотизм и призвать воинов к активной борьбе против врагов.
«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану
На смерть князя Мещерского
22-09-2011, 19:06
Школьная программа » Русская литература » Г.Р. Державин
НА СМЕРТЬ КНЯЗЯ МЕЩЕРСКОГО Глагол времен! металла звон! Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет — и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет И дни мои, как злак, сечет. Ничто от роковых кохтей, Никая тварь не убегает: Монарх и узник — снедь червей, Гробницы злость стихий снедает; Зияет время славу стерть: Как в море льются быстры воды, Так в вечность льются дни и годы; Глотает царства алчна смерть. Скользим мы бездны на краю, В которую стремглав свалимся; Приемлем с жизнью смерть свою, На то, чтоб умереть, родимся. Без жалости все смерть разит: И звезды ею сокрушатся, И солнцы ею потушатся, И всем мирам она грозит. Не мнит лишь смертный умирать И быть себя он вечным чает; Приходит смерть к нему, как тать, И жизнь внезапу похищает. Увы! где меньше страха нам, Там может смерть постичь скорее; Ее и громы не быстрее Слетают к гордым вышинам. Сын роскоши, прохлад и нег, Куда, Мещерский! ты сокрылся? Оставил ты сей жизни брег, К брегам ты мертвых удалился; Здесь персть твоя, а духа нет. Где ж он? — Он там.- Где там? — Не знаем. Мы только плачем и взываем: «О, горе нам, рожденным в свет!» Утехи, радость и любовь Где купно с здравием блистали, У всех там цепенеет кровь И дух мятется от печали. Где стол был яств, там гроб стоит; Где пиршеств раздавались лики, Надгробные там воют клики, И бледна смерть на всех глядит. Глядит на всех — и на царей, Кому в державу тесны миры; Глядит на пышных богачей, Что в злате и сребре кумиры; Глядит на прелесть и красы, Глядит на разум возвышенный, Глядит на силы дерзновенны И точит лезвие косы. Смерть, трепет естества и страх! Мы — гордость, с бедностью совместна; Сегодня бог, а завтра прах; Сегодня льстит надежда лестна, А завтра: где ты, человек? Едва часы протечь успели, Хаоса в бездну улетели, И весь, как сон, прошел твой век. Как сон, как сладкая мечта, Исчезла и моя уж младость; Не сильно нежит красота, Не столько восхищает радость, Не столько легкомыслен ум, Не столько я благополучен; Желанием честей размучен, Зовет, я слышу, славы шум. Но так и мужество пройдет И вместе к славе с ним стремленье; Богатств стяжание минет, И в сердце всех страстей волненье Прейдет, прейдет в чреду свою. Подите счастьи прочь возможны, Вы все пременны здесь и ложны: Я в дверях вечности стою. Сей день иль завтра умереть, Перфильев! должно нам конечно,- Почто ж терзаться и скорбеть, Что смертный друг твой жил не вечно? Жизнь есть небес мгновенный дар; Устрой ее себе к покою И с чистою твоей душою Благословляй судеб удар.
(голосов: 0)
Комментариев (0)
Основное свойство плазматической мембраны
ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ
Начало другому направлению в иллюстрировании «Слова» положил знаменитый художник-график Владимир Фаворский. Он дважды работал с текстом памятника: для изданий 1938 и 1952 года. Гравюры 1952 года для книги Детгиза переиздавались множество раз и стали эталоном иллюстраций, адресованных читателю-школьнику. Фаворский вырезал их на деревянных досках, с которых изображение переносилось на бумагу по ширине целого разворота, что позволило объединить древнерусский текст и публикуемый на соседней странице перевод в единое целое. Этот прием используется художниками и по сей день.Для цикла Фаворского характерны тщательная прорисовка деталей, реалистичное изображение оружия, доспехов и одежды XII века
Художнику было важно, с одной стороны, сформировать у юного читателя достоверное представление об эпохе, с другой — заинтересовать произведением, и для этого иллюстратор использовал детали, «позаимствованные» из оформления сказок: привлекающие внимание ребенка фигуры птиц и животных. Фаворский писал, что в литературном памятнике «вся природа живет» и «не равнодушна к человеку, а либо любит его, либо враждебна, как поле, южные степи, «земля незнаемая». Это же ощущение он передал в иллюстрациях
Из других изображений в «стиле Фаворского» наиболее известны гравюры на дереве Дмитрия Бисти в 1984–1986 годов
Это же ощущение он передал в иллюстрациях. Из других изображений в «стиле Фаворского» наиболее известны гравюры на дереве Дмитрия Бисти в 1984–1986 годов.
Всеволод – анализ персонажа
Князь Всеволод – это один из главных героев произведения, поскольку его роль важна не только для сюжетной линии, но и для передачи главой идеи автора – объединение князей вместе. Образ Всеволода вырисовывается с помощью сравнений и метафор. Например, автор часто называет князя Буй-Туром – так называли диких быков, чтобы донести до читателя мужество и силу персонажа.
Всеволод – это младший брат князя Игоря и зять Юрия Долгорукого, в его владении находится Трубчевская и Курская земли. Он принимает участие в походе брата со своим полком и также во время сражения на три года попадает в плен к половцам. Всеволод – могучий и отважный молодой человек, по историческим источникам, он в то время был не старше 30 лет.
Слово о полку Игореве и его анализ в трактате АЗиЯ, судьбы книги и её автора.
https://youtube.com/watch?v=xHJEtJH0w8A
Слово о полку Игореве
НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА И МСТИСЛАВ ДОБУЖИНСКИЙ
Неоценимый вклад в популяризацию «Слова о полку Игореве» на Западе внесли русские эмигранты первой волны. Писатель Владимир Набоков перевел его на английский язык. «Россия должна будет поклониться мне в ножки (когда-нибудь) за все, что я сделал по отношению к ее небольшой по объему, но замечательной по качеству словесности», — писал он сестре в 1959 году, когда закончил работу над переводом и комментарием, которые вышли годом позже в Нью-Йорке. Перевод с древнерусского на современный русский язык поэта-эмигранта Георгия Голохвастова, опубликованный в Нью-Йорке в 1950 году, оформлял член объединения «Мир искусства» художник Мстислав Добужинский. Виньетки, заставки и миниатюры Добужинского напоминали тональностью работы Владимира Фаворского. Символично, что два самых известных русских книжных графика своего поколения работали над «Словом» практически в одно время — один в СССР, другой — в США.
Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»
Чувства автора «Слова» не оторваны от эпохи, от условий, их породивших, от родины, их воспитавшей. Автор «Слова» — русский прежде всего. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле . Именно эта Русская земля явилась главным героем его произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к Родине, являлась его подлинной вдохновительницей.Любовь к Родине и к «русским сынам» помогла автору «Слова» проникнуть в думы воинов, переступивших границу Русской земли у «шеломяни».Любовь к Родине и к безвестным нам «русичам» из храброго полка Игоря помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.Любовь к Родине раскрыла ему скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце жгучим горем о погибших русских воинах.Любовь к Родине и к русскому народу позволила автору «Слова» подглядеть и подслушать своим творческим воображением и беседу Игоря с Донцом, и пение дев на Дунае, и тревожные знамения природы, и радость русских городов и сел по поводу возвращения Игоря из плена, и даже злобный и торопливый разговор ханов Гзака и Кончака, гонящихся за Игорем.В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы и свежести его человеческих чувств лежала его любовь к родной ему страдающей земле. Любовь к родине водила его пером и определила собой глубокую народность содержания и формы «Слова».Она же, любовь к Родине, высоко подняла его над пределами своего времени, сделала его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной художественной правды.
Любовь к Родине определила выбор художественных средств в «Слове», усилила наблюдательность ее автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление, придала высокую идейность его произведению.
При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж « Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю , тем конкретнее и жизненнее становится ее образ , в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли . Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли : Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.« Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле . Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине.
Сочинение с цитатами
В произведении “Слово о полку Игореве” большое внимание уделяется не только неудачному походу Игоря, но и землям, через которые дружинники проходили. Русская земля показана не просто как географическая местность, а как полноценный герой произведения
Параллельно с рассказом об Игоревом полку идет описание мест, в которых князь побывал, и природы, которая ему встретилась. Русская земля принимает полноценное участие в походе. Как будто заранее зная исход событий, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря. “Солнце тьмою путь ему закрыло, ночь грозою птиц перебудила, свист зверей несется полон гнева”
Во время провального боя князя земля “стонет”, тем самым показывая свою печаль.
“стоном стонет мать земля сырая.”
Герои также взаимодействуют с природой, винят её или просят помощи у неё. Ярославна упрекает природу в поражении Игоря.” Что ты, ветер, злобно повеваешь, стрелы половецкие вздымаешь, мечешь их на русские полки? Солнце трижды ясное! С тобою… Что ж ты войско князя удалое жаркими лучами обожгло… ” Затем она просит помощи у Днепра и вся природа помогает Игорю бежать. ”И взыграло море. Сквозь туман вихрь помчался к северу родному- сам господ из половецких стран князю путь указывает к дому.”
Все диалоги с природой показаны так, как будто она живой собеседник. “Что ты, Ветер, злобно повеваешь…?”
Также с помощью природы автор выражает основную мысль произведения об объединении русских князей для защиты Руси. Автор приводит примеры из прошлого, когда князья объединялись для победы над внешним врагом. ”А ведь было время-без щитов, выхватив ножи из голенища, шли они на полчища врагов…”
Стоит также уделить внимание эпитетам, применимым к русской земле. Русь показана великой, могучей, обширной и красивой
Она предстает в своей исторической и природной красе.
Всё это формирует невероятно сильное впечатление на русского человека. Автор слова безусловно является патриотом и очень любит свою страну. С помощью описания и олицетворения природы он создает образ великой и могучей русской земли, которая страдает из-за глупости князей. Ему удалось невероятно точно передать ситуацию, которая была в то время и донести до читателя главную идею произведения- объединение слабых кусочков Руси в одно мощное государство и сплочение князей для защиты русской земли.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
(иллюстрация к «Слову о полку Игореве»)
Владимир Фаворский.
Плач Ярославны.
Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
1954
В 1954 г. выходит издание «Слова о полку Игореве» с иллюстрациями Фаворского. Работу над книгой художник начинает еще в 1937-м, четыре раза приступает к оформлению «Слова…» и все переделывает заново.
Издание 1954 г. готовилось с двумя параллельно идущими текстами — древнерусским и русским в переводе Д.С. Лихачева. Иллюстрации должны были идти «в разворот», то есть охватывать две страницы. По мнению Фаворского, такая удлиненная форма способствует передаче эпического характера всей вещи.
«Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова» — наверное, самый знаменитый памятник древнерусской литературы. «Трудно, по-моему, — говорил Фаворский, — даже в мировой литературе найти эпическое произведение, равное «Слову…». Оно датируется концом XII века и повествует о походе русских князей под предводительством новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Поход обречен на неудачу, затмение, которое наблюдает войско Игоря, сулит несчастья. И действительно, войско Игоря разбито, князь попадает в плен к половцам
На фронтисписе книги представлен «автор» — далее следуют семь сюжетных гравюр: «Начало похода (затмение)», «Первая битва», «Битва Буй-Тура Всеволода», «Святослав в Киеве», «Плач Ярославны», «Разговор Игоря с Донцом», «Возвращение Игоря».
Особо важной проблемой стал выбор стилистики иллюстраций. Главным для Фаворского было понять стиль произведения древнерусской литературы и передать его в оформлении книги
Художник решает проблему таким образом: это взгляд на события с точки зрения современного человека. Иллюстрации Фаворского мало напоминают миниатюры средневековых рукописей или иконопись, но в то же время прекрасно отражают текст произведения и передают дух эпохи, каким его представляет себе современный читатель.
Самый известный фрагмент «Слова…» и, наверное, самая известная иллюстрация Фаворского из всего цикла — «Плач Ярославны». Недаром литературоведы в один голос называют этот фрагмент самым поэтическим в «Слове…».
Ярославна, жена князя Игоря, стоит на крепостной стене. В мольбе протягивает она руки, обращаясь к солнцу:
Плачущая Ярославна — символ всех русских жен, ждущих своих мужей с войны и оплакивающих свою участь. Фигура Ярославны на гравюре Фаворского очень выразительна, молящий жест сильно акцентирован (пропорции ладони заметно увеличены по сравнению со всей фигурой), что придает особую экспрессию образу.
Очень интересно показан другой «персонаж» этого эпизода — ветер, — к нему Ярославна тоже обращается с упреком. Ветер дан с помощью белой продольной штриховки и изображения гнущихся от его порывов деревьев. В иллюстрации к этому, как и к другим эпизодам, пейзаж сказочно хорош — в древнерусской литературе немалая роль уделяется описанию природы и природных явлений, и художник искусно отражает это в своих гравюрах.
Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому
Виктора Михайловича еще называют «богатырем» русской фольклорной живописи. Он сполна раскрыл направление русской истории, фольклора. Художник тщательно прорисовывал каждую деталь. Многие работы Васнецова вызывают у зрителей особый патриотический дух: «Богатыри», «Богатырский галоп», «Нестор-летописец». Некоторое время художник занимался расписыванием церквей. Религиозной тематике посвящены полотна: «Богоматерь с младенцем», «Христос Вседержитель», «Бог Саваоф». Многие сюжеты Васнецова выполнены особыми художественными приемами, присущими только великому мастеру кисти.
Вывод
Слово отчетливо дает понять, что Игорь и Всеволод крайне дружны и готовы постоять друг за друга. Именно этой дружбой автор пытается донести до читателей главную идею – князьям необходимо объединиться и стать братьями, ведь только единство правителей русской земли может укрепить государство и противостоять врагам.
Отношение братьев противопоставляется междоусобным войнам, поэтому образ Всеволода в «Слове» крайне важен. «Слово о полку Игореве» – это памятник русской литературы, который дает возможность не только узнать о некоторых исторических событиях, но и понять настроение, волнения и переживания народа того времени.
Клише для итогового сочинения 2020-2021 по литературе
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.