Сочинения и популярные темы докладов

Виктор мари гюго: краткая биография, личная жизнь и произведения писателя

Библиография

В Викитеке есть тексты по этой теме: Victor Hugo

Романы

  • Ган Исландец (Han d’Islande, 1823).
  • Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
  • Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829).
  • Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831).
  • Клод Гё (Claude Gueux, 1834).
  • Отверженные (Les Misérables, 1862).
  • Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866).
  • Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  • Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Драматургия

  • Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
  • Кромвель (Cromwell, 1827).
  • Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
  • Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829).
  • Эрнани (Hernani, 1829).
  • Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832).
  • Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833).
  • Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
  • Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
  • Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
  • Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
  • Торквемада (Torquemada, 1882).
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Публицистика и эссе

  • Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834).
  • Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
  • Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842).
  • Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852).
  • Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855).
  • Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864).
  • Париж (Paris-Guide, 1867).
  • Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867).
  • До изгнания (Avant l’exil, 1875).
  • Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875).
  • После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889).
  • История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877—1878).
  • Фанатики и религия (Religions et religion, 1880).
  • Мои сыновья (Mes Fils, 1874).
  • Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883).
  • Что я видел (Choses vues, 1887, 1900).
  • Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890).
  • Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892).
  • Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

Поэзия

  • Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822).
  • Оды (Odes, 1823).
  • Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
  • Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
  • Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
  • Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831).
  • Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835).
  • Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837).
  • Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
  • Возмездие (Les Châtiments, 1853).
  • Созерцания (Les Contemplations, 1856).
  • Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).
  • Грозный год (L’Année terrible, 1872).
  • Искусство быть дедом (L’Art d’être grand-père, 1877).
  • Папа (Le Pape, 1878).
  • Революция (L’Âne, 1880).
  • Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881).
  • Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883).
  • Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886).
  • Бог (Dieu, 1891).
  • Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893).
  • Мрачные годы (Les années funestes, 1898).
  • Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941).
  • Океан (Océan. Tas de pierres, 1942).

Собрания сочинений

  • Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux — édition ne varietur, 48 vv., 1880—1889
  • Маленький Наполеон . — М., издательство «С. Дороватовского и А. Чарушникова», 1902, 4200 экз.
  • Избранное: в 2 т. — Государственное издательство художественной литературы, 1952
  • Собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953—1956
  • Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Правда, 1972 (серия «Библиотека «Огонёк». Зарубежная классика)
  • Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1988
  • Собрание сочинений: В 6 т. — Тула: Сантакс, 1993
  • Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Литература, 2001
  • Собрание сочинений: В 14 т. — М.: Терра, 2001—2003

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.

Виктор Гюго в 1853 году

Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.

Писатель Виктор Гюго

Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.

Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи

Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.

Автограф Виктора Гюго

Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.

Книги Виктора Гюго

Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

Произведения Гюго в других видах искусства

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»).

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.

Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,— сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма — вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже — поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично — достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»

Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 — 2011, Partie 2 — 2012. Éditions Soleil).

Личная жизнь

Первой супругой в биографии Виктора Гюго была Адель Фуше. В этом браке у них родилось пятеро детей. Их семейную жизнь было сложно назвать счастливой. Жена пренебрежительно относилась к мужу и часто ему изменяла.

Интересно, что Адель не прочла ни одного произведения своего гениального супруга. Любое прикосновение Виктора раздражало ее, в результате чего Фуше часто отказывала ему в исполнении супружеского долга.


Виктор Гюго и его жена Адель

В скором времени писатель влюбляется в куртизанку Жульетту, которая была фавориткой князя Анатолия Демидова.

Девушка одевалась в роскошные наряды и ни в чем не испытывала недостатка. Познакомившись с Гюго, она бросила своего покровителя и начала встречаться с известным литератором.

Интересен факт, что Виктор отличался крайний скупостью. Он выдавал Жульетте небольшие суммы денег, контролируя все ее расходы.

В итоге его возлюбленная стала похожа на крестьянку. Девушка не могла себе ничего позволить и ходила в очень скромных нарядах.

Вскоре постаревшая Жульетта перестала интересовать Гюго, поэтому он все чаще начал прибегать к услугам девушек легкого поведения.

Биографы писателя утверждают, что в его доме даже была отдельная комната, в которой он принимал проституток.

Память о Викторе Гюго

Народ Гернси воздвигнул статую, созданную скульптором Жаном Буше в Candie Gardens (Сент-Питер-Порт), чтобы почтить память о пребывании Гюго на островах. Руководство Парижа сохранило его резиденции в Отвиль-Хауз (Гернси) и в доме номер 6 по площади Вогезов (Париж) в качестве музеев. Дом, где он останавливался в Виандене (Люксембург) в 1871 году, также стал музеем.

Гюго почитается как святой во вьетнамской религии Каодай, в парадном зале Святого Престола в Тэйнинь.

Авеню Виктора Гюго в 16 округе Парижа носит имя Гюго и тянется от дворца Этуаль до окрестностей Болонского леса, пересекая площадь Виктора Гюго. На этой площади находится станция Парижского метро, также названная в его честь. В городе Безье именем Гюго названы главная улица, школа, больница и несколько кафе. Множество улиц и проспектов по всей стране названы в его честь. Школа Lycée Victor Hugo была основана в городе, где он родился, Безансоне (Франция). Авеню Витора Гюго, находящееся в Шавинигане, провинция Квебек, было названо так, чтобы почтить его память.

В городе Авеллино (Италия), Виктор Гюго ненадолго останавливался во время встречи со своим отцом, Леопольдом Сигизбером Гюго, в 1808 в месте, известном сегодня как Il Palazzo Culturale. Позже он вспоминал об этом месте, цитируя: «C’était un palais de marbre…» («Это был замок из мрамора…»).

Существует статуя Виктора Гюго напротив Museo Carlo Bilotti в Риме, в Италии.

Виктор Гюго является тезкой города Hugoton, штат Канзас.

В Гаване, на Кубе есть парк, назван в его честь. У входа в Старый летний дворец в Пекине стоит бюст Гюго. 

Мозаика в честь Виктора Гюго находится на потолке в здании Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона.

Лондонские и Северо-Западные железные дороги переименовали «Принца Уэльского» (класс 4-6-0, № 1134) в честь Виктора Гюго. Британские железные дороги увековечили память Гюго, назвав электрическую единицу 92001 92 класса в его честь.

Религиозное почитание

Благодаря вкладу в развитие человечества, добродетель и веру в Бога он почитается как святой в Каодай, новой религии, созданной во Вьетнаме в 1926 году. Согласно религиозным записям, ему было предназначено Богом исполнять внешнюю миссию как часть Божественной иерархии. Он представлял человечество, наряду с основными святыми Сунь Ятсеном и Нгуен Бинь Кхьемом, для подписания религиозного договора с Богом, обещавшего привести человечество к «любви и справедливости».

Поэзия[править]

Clair de lune

Лунный свет («В водах полусонных играла луна…») — перевод А. И. Полежаева

Autre chanson

Песня (Из Victor Hugo) — перевод М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1840

Espoir en Dieu («Espère, enfant! demain! et puis demain encore!..»)

Надежда на Бога («Надейся, о дитя! Всё завтра, завтра снова…») — перевод К. Р.

?

«Здесь, о Гликарья, здесь, о царица, Асандра супруга…» — перевод К. Р.

«Oh ! n’insultez jamais une femme qui tombe…»

«Над падшей женщиной не смейся с поруганьем!..» — перевод Д. Д. Минаева

L’Art et le Peuple (?)

Искусство («В искусстве — слава и свобода!») — перевод О. Н. Чюминой

«On vit, on parle, on a le ciel et les nuages…»

«Со дня на день живёшь, шумишь под небесами…» — перевод К. К. Случевского, опубл. в 1857

Regret

Сожаление («Недолго длилися счастливые мгновенья…») — перевод О. Н. Чюминой, 1894

Le Sylphe

Сильф («Красотой и мечтательным видом…») — перевод О. Н. Чюминой, 1894

Les Pauvres gens

Бедные люди («Ночь. В бедной хижине, рассеивая мрак…») — перевод О. Н. Чюминой

Ultima verba

Ultima verba («Да, совесть умерла среди постыдных оргий…») — перевод О. Н. Чюминой, 1905

Dédain

Презрение («Кто знает: сколько дум ревнивых, затаенных…») — перевод О. Н. Чюминой, 1905

La Prière pour tous

Молитва за всех («Молись, дитя, за всех, что на земле…») — перевод О. Н. Чюминой, 1905

Guitare («Gastibelza, l’homme à la carabine…»)

Гастибельза («Гастибельза, чьего карабина…») — перевод О. Н. Чюминой, 1905

La Fiancée du timbalier («Monseigneur le duc de Bretagne…»)

Невеста («Под знамёна герцога Бретани…») — перевод О. Н. Чюминой, 1894

  • Поэт («Держа в руках святую лиру…») — перевод О. Н. Чюминой
  • «Когда осквернена святыня дерзновенно…» — перевод О. Н. Чюминой, 1894
  • Муза («Я был ещё дитя, но муза — чаровница…») — перевод О. Н. Чюминой, 1894
  • Ожидание («Ночью бурной и беззвёздною…») — перевод О. Н. Чюминой, 1894
  • Победитель («С дружиною своей оставил Карл Великий…») — перевод О. Н. Чюминой, 1895
  • Шпион («Объята яростью, толпа была ужасна…») — перевод О. Н. Чюминой, 1905
  • Из посмертных стихотворений: — перевод О. Н. Чюминой, 1905
  1. «Меж тем, как сыплются над городом гранаты…»
  2. «Когда поэт, гонимый миром гений…»
  3. «Судьба, подобная железному узлу…»
  • Горы («Подобно чёрному рассеянному стаду…») — перевод О. Н. Чюминой, 1905
  • Осенние листы («Покуда песен столь желанных…») — перевод О. Н. Чюминой, 1905

L’Année terrible, 1872править

Les Deux Trophées («Peuple, ce siècle a vu tes travaux surhumains…»)

Два трофея («Народ, титан, наш век свидетель был…») — перевод Д. Д. Минаева, опубл. в 1872

Falkenfels («Falkenfels, qu’on distingue au loin dans la bruine…»)

Фалькенфельс («Фалькенфельс — обломок замка, с выси мрачно вниз глядит…») — перевод П. И. Вейнберга, опубл. в 1872

Любовь длиною в пол века

Личная жизнь великого писателя просто била ключом. Он  женился на подруге своего детства Адели Фуше, которая впоследствии родила ему пятерых детей. Однако сердце Гюго на протяжении почти 50 лет было отдано другой женщине — актрисе Жюльетте Друэ. Кстати, Адель Фуше об этом знала и закрывала на похождения мужа глаза, потому что он ей был безразличен. Известно, что за всю жизнь Адель не прочла ни одной книги своего знаменитого супруга. Поэтому какое дело ей было до Жюльетты, равно как и до других случайных интрижек Гюго?

Конечно, репутация Жюльетты была отнюдь не безупречной. Ей приписывали романы со скульптором Жан Жаком Прадье, русским князем и еще множеством влиятельных мужчин, но так было до ее встречи с Гюго. А после…все изменилось.

Они познакомились, когда Виктор Гюго, недавно выпустивший роман «Собор Парижской богоматери», находился в зените своей славы. Тогда в одном из парижских театров ставилась и его пьеса «Лукреция Борджиа», в которой Жюльетте досталась эпизодическая роль. И когда писатель спросил девушку, не обидно ли ей, что главная партия будет отдана другой актрисе, Жюльетта Друэ ответила, что в произведениях Виктора Гюго не может быть маленьких ролей. Такой ответ, конечно, покорил писателя и стал точкой отсчета их романа.

После знакомства с Гюго Жюльетта практически перестала выходить в свет и вела затворнический образ жизни.  Привыкшая к роскоши, в этот раз Друэ довольствовалась малым: Гюго тратил на нее немного. Однако это не смущало влюбленную женщину. Все свое время она посвящала любимому мужчине, который стал для нее и кумиром. Она восхищалась творчеством Гюго, и как преданная фанатка, читала все его рукописи, иногда стенографировала и пробовала давать какие-то ценные советы. А в письмах к возлюбленному Жюльетта называла его Великим писателем и своим Богом. При этом сам Гюго время от времени поглядывал на других женщин и заводил мелкие интрижки, но со своей Музой не расставался. И так продолжалось… 50 лет! Практически накануне смерти Жюльетты Гюго подарил ей свою фотографию с надписью «50 лет любви — вот самое прекрасное супружество»…

Трагедия Адель

Казалось бы, всю свою жизнь Гюго был окружен только счастьем. Но в его жизни случались и настоящие трагедии, которые не под силу вынести слабому человеку. Его первый сын Леопольд умер еще в младенчестве, дочь Леопольдина погибла в возрасте… 19 лет. А младшая дочь Адель сошла с ума от… безответной любви. Это была очень красивая, нежная и трепетная девушка с тонкой душевной организацией, зачитывающаяся романтичными романами отца и грезившая о великом чувстве. Многие состоятельные и достойные мужчины просили ее руки, но она никого так и не смогла полюбить. В 30 лет  Адель влюбилась в английского офицера Альберта Пинсона. Девушку не смущало, что Альберт не отвечал ей взаимностью, офицер пробовал разными способами вразумить несчастную влюбленную, но все было безрезультатно.

Когда Пинсона отправили служить в Канаду, Адель, выкрав драгоценности матери, поехала вслед за ним. Через некоторое время офицера перевели в Вест-Индию, и девушка снова увязалась за объектом своей страсти. Окружающим она рассказывала, что является женой Пинсона. С каждым днем положение Адели только ухудшалось. Ее описывали как странную женщину, которая появляется на улице в темное время суток в растрепанном виде. Мальчишки кидали в нее камни. В конце концов,  Адель сошла с ума, и ее поместили в психиатрическую больницу. Гибель старшей сестры и невозможность быть вместе с любимым человеком окончательно омрачили ее рассудок.

В завещании своему внуку Гюго писал: «Ищи любви… Дари радость и сам стремись к ней, люби, пока любится».

Поэзия Виктора Гюго:

Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822)

Оды (Odes, 1823)

Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)

Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)

Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)

Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831)

Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835)

Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837)

Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)

Возмездие (Les Châtiments, 1853)

Созерцания (Les Contemplations, 1856)

Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)

Грозный год (L’Année terrible, 1872)

Искусство быть дедом (L’Art d’être grand-père, 1877)

Папа (Le Pape, 1878)

Революция (L’Âne, 1880)

Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881)

Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883)

Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886) Бог (Dieu, 1891)

Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)

Мрачные годы (Les années funestes, 1898)

Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941)

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец Наполеон Бонапарт вселял надежду на светлое будущее.

Портрет Виктора Гюго

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.

Виктор Гюго в детстве и юности

Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.

Виктор Гюго в молодости

Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Экранизации

  • L’Homme qui rit («Человек, который смеётся»; 2012)
  • Les Miserables («Отверженные»; USA-UK, 2012)
  • Quasimodo d’El Paris (1999) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Les misérables («Отверженные»; 1998)
  • The Hunchback of Notre Dame (1996) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Les misérables («Отверженные»; 1995)
  • Mest shuta (1993) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Les misérables («Отверженные»; 1988)
  • Días difíciles (1987) (novel)
  • La conscience (1987) (short story)
  • Le dernier jour d’un condamné (1985) (novel)
  • Les misérables («Отверженные»; 1982)
  • Rigoletto (1982) (play «Le roi s’amuse»)
  • Kozete (по роману «Отверженные»; 1977)
  • Le scomunicate di San Valentino (1974) (loosely inspired by a drama by)
  • Sefiller (по роману «Отверженные»; 1967)
  • L’uomo che ride (по роману «Человек, который смеётся»; 1966) (uncredited in italian version)
  • Jean Valjean (1961) (по роману «Отверженные»; 1961)
  • Les misérables («Отверженные»; 1958)
  • La déroute (1957) (story)
  • Nanbanji no semushi-otoko (1957) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Notre Dame de Paris (1956) (novel)
  • Sea Devils (1953) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • La Gioconda (1953) (novel «Angelo, tyran de Padoue»)
  • Les miserables (1952) (novel)
  • Re mizeraburu: kami to jiyu no hata (1950) (novel)
  • Re mizeraburu: kami to akuma (1950) (novel)
  • Ruy Blas (1948) (play)
  • I miserabili (1948) (novel «Les Misérables»)
  • Il tiranno di Padova (1946) (story)
  • Rigoletto (1946) (novel)
  • El rey se divierte (1944/I) (play)
  • El boassa (1944) (novel «Les Misérables»)
  • Los miserables (1943) (novel)
  • Il re si diverte (1941) (play)
  • The Hunchback of Notre Dame (1939) (novel)
  • Les pauvres gens (1938) (writer)
  • Gavrosh (1937) (novel «Les Misérables»)
  • Toilers of the Sea (1936) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Les misérables (1935) (novel)
  • Les misérables (1934) (novel)
  • Jean Valjean (1931) (novel «Les Misérables»)
  • Aa mujo: Kohen (1929) (novel)
  • Aa mujo: Zempen (1929) (novel)
  • The Bishop’s Candlesticks (1929) (novel «Les Misérables»)
  • The Man Who Laughs (1928) (novel «L’Homme Qui Rit»)
  • Rigoletto (1927) (play «Le Roi s’Amuse»)
  • Les misérables (1925) (novel)
  • The Spanish Dancer (1923) (novella)
  • The Hunchback of Notre Dame (1923/I) (novel «Notre-Dame de Paris»)
  • Toilers of the Sea (1923) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Aa mujô — Dai nihen: Shichô no maki (1923) (story)
  • Aa mujô — Dai ippen: Hôrô no maki (1923) (story)
  • The Hunchback of Notre Dame (1923/II) (novel)
  • Tense Moments with Great Authors (1922) (novel «Les Misérables») (segment «Miserables, Les»)
  • Tense Moments from Great Plays (1922) (novel «Notre Dame de Paris») (segment «Esmeralda»)
  • Esmeralda (1922) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Das grinsende Gesicht (1921) (novel «L’homme e qui rit»)
  • Der rote Henker (1920) (novel)
  • Quatre-vingt-treize (1920) (novel)
  • The Toilers (1919) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Marion de Lorme (1918) (play)
  • Les travailleurs de la mer (1918) (novel)
  • Der König amüsiert sich (1918) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Les misérables (1917) (novel)
  • Marie Tudor (1917) (play)
  • The Darling of Paris (1917) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Don Caesar de Bazan (1915) (novel «Ruy Blas»)
  • The Bishop’s Candlesticks (1913) (novel «Les Misérables»)
  • Les misérables — Époque 4: Cosette et Marius (1913) (novel)
  • Les misérables — Époque 3: Cosette (1913) (novel)
  • Les misérables — Époque 2: Fantine (1913) (novel)
  • Les misérables — Époque 1: Jean Valjean (1913) (novel)
  • La tragedia di Pulcinella (1913) (play)
  • Marion de Lorme (1912) (writer)
  • Ruy-Blas (1912) (play)
  • Notre-Dame de Paris (1911) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Ernani (1911) (writer)
  • Hugo the Hunchback (1910) (novel)
  • Hernani (1910) (writer)
  • Les misérables (1909) (novel)
  • Rigoletto (1909/I) (writer)
  • Les misérables (Part III) (1909) (novel «Les Misérables»)
  • Le roi s’amuse (1909) (play)
  • Les miserables (Part II) (1909) (novel)
  • Les Miserables (Part I) (1909) (novel «Les Misérables»)
  • The Duke’s Jester or A Fool’s Revenge (1909) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • A Fool’s Revenge (1909) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Ruy Blas (1909) (play)
  • Rigoletto (1909/II) (play)
  • Esmeralda (1905) (novel «Notre Dame de Paris»)

Интересные факты из жизни Виктора Гюго

Вспоминая литературу эпохи романтизма, нельзя не упомянуть Виктора Гюго, знаменитого французского писателя и драматурга, являющегося, наверное, одним из самых известных уроженцев этой страны. Будучи невероятно одарённым человеком, всю жизнь Виктор Гюго посвятил писательскому ремеслу, создав в том числе и ряд настоящих шедевров, которые по праву считаются достоянием мировой литературы. Его творчество оставило неизгладимый след в истории, и книги его переведены на десятки различных языков.

Факты из биографии Виктора Гюго

  • Полное имя писателя – Виктор Мари Гюго.
  • Родился будущий писатель на парижской улице, где проживали местные стеклодувы. До наших дней дом, где появился на свет Гюго, увы, не сохранился.
  • Отец Виктора Гюго был генералом наполеоновской армии.
  • Писательский талант у него проявился очень рано. Так, когда ему исполнилось всего четырнадцать лет, он уже написал две трагедии, которые, к сожалению, затем были утеряны.
  • Помимо драм, трагедий и другой художественной литературы, Виктор Гюго также сочинял и стихи.
  • На протяжении всей жизни Гюго старался не отставать от новомодных веяний, посещая различные молодёжные мероприятия тех лет, даже будучи уже в весьма преклонном возрасте.
  • Первый успех к нему пришёл именно на ниве поэзии, когда он в 16 лет выиграл несколько поэтических конкурсов. Французский король Людовик XVIII высоко оценил творчество юного поэта, и пожаловал Гюго солидную денежную награду.
  • Малоизвестный факт: Виктор Гюго был ещё и весьма талантливым художником, хоть и не развивал это своё умение. Однако, впервые он начал рисовать, когда ему было всего восемь лет.
  • Писатель был младшим из троих детей своих родителей, у него было двое старших братьев.
  • Когда Виктора Гюго охватывал очередной кризис, он запирался в пустой комнате с пером и бумагой, и творил полностью обнажённым, чтобы даже одежда его не отвлекала.
  • Первые отзывы об «Отверженных», самом знаменитом романе Виктора Гюго, были негативными. Сейчас же существует 16 его адаптаций, а также несколько экранизаций.
  • Работа над «Отверженными» заняла у него около 20 лет.
  • Женой Виктора Гюго была его подруга детства.
  • На протяжении 16 лет писатель проживал в одном из парижских отелей. Позднее он приобрёл себе дом.
  • В юности кумиром Виктора Гюго был знаменитый французский писатель Шатобриан. Он заявлял даже, что он будет «Шатобрианом или никем».
  • В браке у него родилось пятеро детей, но один из них скончался ещё в младенческом возрасте.
  • Знаменитый «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго написал, когда ему было 29 лет.
  • На протяжении 50 лет писателя связывали любовные отношения с другой женщиной, Жюльеттой Друэ, которую он называл своей «истинной женой».
  • Роман Гюго о судьбе горбуна Квазимодо и прекрасной цыганки Эсмеральды помог сохранить знаменитый собор Парижской Богоматери. Это сейчас готическое здание, строительство которого началось аж в XII веке, — один из самых известных символов французской столицы, а во времена Гюго он находился в крайне плачевном состоянии, и его могли снести.
  • Несмотря на то, что у Гюго было все, о чем только можно мечтать: талант, деньги, влиятельные друзья, он так и не смог обеспечить счастливую жизнь своим детям. Старшая из оставшихся в живых дочерей, Леопольдина, погибла в девятнадцать лет, катаясь на яхте со своим мужем. Младшая, Адель, глубоко потрясенная смертью сестры, пережившая несчастную любовь и бегство из Франции, тронулась умом и закончила свои дни в психиатрической лечебнице. Не прожили долго и сыновья известного писателя: и Шарль, и Франсуа-Виктор скончались в возрасте 45 лет.
  • Скромностью Виктор Гюго не отличался, заявляя о себе, как о «единственном классике своего столетия» и утверждая, что он знает французский язык лучше всех.
  • После смерти Виктора Гюго гроб с его телом на 10 дней поместили под Триумфальной аркой в Париже. Проститься с ним пришло около миллиона человек.
  • В честь великого писателя была названа одна из станций парижского метрополитена.
  • Причиной смерти Виктора Гюго стала пневмония. Будучи уже стариком, в возрасте 84 лет, он принял участие в параде в свою честь, на котором простудился, и эта болезнь позднее и развилась в пневмонию.
  • Один из кратеров на планете Меркурий был назван «Гюго».

‘Горбун из Нотр-Дама’

Виктор Гюго изучал право между 1815 и 1818 годами, хотя никогда не совершал Сам до юридической практики.Воодушевленный своей матерью, Хьюго начал карьеру в литературе. Он основал Conservateur Litteraire, журнал, в котором он публиковал свои стихи и работы своих друзей. Его мать умерла в 1821 году. В том же году Хьюго женился на Аделе Фушер и опубликовал свою первую книгу стихов «Оды и поэзии». Его первый роман был опубликован в 1823 году, после чего последовал ряд пьес.

Инновационный бренд Хьюго «Романтизм» развивался в течение первого десятилетия его карьеры.

В 1831 году он опубликовал одна из его самых устойчивых работ, Нотр-Дам де Пари (Горбун Нотр-Дама). Установленный в средневековый период, роман представляет резкую критику общества, которое унижает и избегает горбатого Квазимодо. Это была самая знаменитая работа Хьюго на сегодняшний день,и проложил путь для его последующего политического письма.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования