Концепции развития ребенка, выдвинутые л. с. выготским и э. эриксоном. концепция л. с. выготского. концепция э. эриксона
Содержание
- 1 Суть концепции
- 2 Уровни
- 3 Эффекты культуры: инструменты интеллектуальной адаптации
- 4 2 Три популярных производителя скиммеров
- 5 Ссылки
- 6 Амбиверт — его характеристики и способы распознать
- 7 Соотношение обучения и развития
- 8 Культурно-историческая теория Выготского
- 9 Альтернативное видение и критика идей
- 10 Научные труды
- 11 Важность социального контекста
- 12 Влияние общения на воспитание ребенка
- 13 Соотношение обучения и развития
- 14 Личностно-деятельный подход
- 15 Возрастная периодизация л.С. Выготского
- 16 Биография Л.С. Выготского
Суть концепции
Новорожденный еще не обладает разумом. Ученый предположил: сознание начинает закладываться сразу, при попадании малыша в социальную среду, и зависит от окружающих людей. При этом природные предпосылки развиваются параллельно. То есть в составе сознания есть 2 линии:
- Натуральная, или органическая – генетика, биологические особенности.
- Культурная, или социальная – то, что создано человечеством на этапах его эволюции.
Оба элемента значимы для построения психики. Со временем органические функции изменяются и превращаются в ВПФ (высшие психологические функции). Ребенок постепенно осознает свое поведение и управляет им, начинает думать логически, чаще обращается к памяти. Появляются творческие способности и воображение.
Выготский считал: личность всегда социальна, и общественный компонент главенствует в ее образовании. Поэтому необходимы культурные ценности: письменность, речь, искусство. Весь накопленный веками опыт формирует базис для существования человечества.
Уровни
В теории возрастного развития Выготский выделял два важных уровня. Рассмотрим их:
- Зона актуального развития. Это уровень доступной подготовленности ребенка, те задачи, которые он способен выполнить без помощи со стороны взрослых.
- Зона ближайшего развития. Она включает в себя задачи, которые ребенок не может решить сам, только при помощи взрослого. Однако, благодаря взаимодействию с другими людьми, ребенок приобретает необходимый опыт и впоследствии становится способным выполнять такие же действия самостоятельно.
По мнению Выготского, обучение должно всегда идти впереди развития. Оно должно опираться на уже пройденные возрастные этапы и ориентироваться на функции, которые еще не до конца сформировались, потенциальные возможности ребенка.
Важнейший фактор развития ребенка — это сотрудничество со взрослым. При этом обучение происходит не только в школе, но и в повседневной жизни, и в семье.
Эффекты культуры: инструменты интеллектуальной адаптации
Как и Пиаже, Выготский утверждал, что дети рождаются с основными материалами и навыками для интеллектуального развития.
Выготский говорит об «элементарных психических функциях»: внимание, ощущение, восприятие и память. Благодаря взаимодействию с социокультурной средой эти психические функции превращаются в более сложные и эффективные стратегии и психические процессы, которые Выготский называет «превосходными психическими функциями».
Например, память у маленьких детей ограничена биологическими факторами. Однако культура определяет тип стратегии памяти, которую мы разрабатываем.
В нашей культуре мы обычно учимся делать заметки, чтобы помочь нашей памяти, но в до-литературных обществах мы должны были использовать другие стратегии, такие как завязывание узлов на веревочке, чтобы запомнить конкретное число, или громкое повторение того, что мы хотели запомнить..
Выготский обращается к инструментам интеллектуальной адаптации, чтобы описать стратегии, которые позволяют детям более эффективно и адаптивно использовать основные психические функции, которые определяются культурой.
Этот психолог твердо верил, что на когнитивные функции влияют убеждения, ценности и инструменты интеллектуальной адаптации культуры, в которой развивается каждый человек. Таким образом, эти инструменты адаптации варьируются от одной культуры к другой.
2 Три популярных производителя скиммеров
На рынке доступен большой ассортимент скиммеров, однако наибольшей популярностью пользуются три серии этого устройства – Intex, MTH или MTS. Поговорим подробнее о каждом из них. Начнем с Intex. Это американский бренд, который имеет свои производственные площадки в Голландии и Китае. Главной причиной, почему потребители выбирают Intex, является высокое качество продукции и доступность. К примеру, навесной скиммер для бассейна Intex 28000 обойдется вам примерно в 1000 рублей. Это устройство крепится к фильтр-насосу с производительностью не меньше 3028 л/ч. Колба с сеткой снимается и очищается под струей воды. Благодаря легкому пластику вес скиммера составляет около 2 кг, материал устойчив к химическим средствам дезинфекции воды.
Навесной скиммер Intex 28000
MTH – это немецкий производитель качественных каркасных бассейнов и оборудования для чистки воды. Особой популярностью среди навесных серий скиммера пользуется модель MTH Sk 2. Ее пропускная способность – 7 м3/ч, корпус изготовлен из белого ABS-пластика, обладающего высокой степенью прочности. В конструкции предусмотрен фильтр с грубой чисткой, а также различные крепления для узких и широких бортов. Стоимость такого оборудования дороже, цена варьируется от 10000 до 15000 рублей, а за счет применения ABS-пластика увеличивается и вес – до 8 кг.
MTS – еще одна немецкая фирма, которая занимается производством оборудования для бассейнов. Компания выпускает встраиваемые скиммеры из ABS-пластика, стойкого к воздействию ультрафиолетового излучения. Легкая фиксация крепежей позволяет быстро демонтировать конструкцию. В моделях скиммеров MTS предусмотрены заслонки для отделения нижнего слоя воды. Пропускная способность – 8 м3/ч. Стоимость устройства составляет от 7000 рублей и выше.
Ссылки
Амбиверт — его характеристики и способы распознать
Соотношение обучения и развития
Процесс обучения, с точки зрения Л.С. Выготского, понимается как коллективная деятельность, происходящая в сотрудничестве между взрослым и ребенком на позиции «равных». Развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Идея Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие, то есть обучение должно идти впереди развития и являться его источником. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, — это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические психолого-педагогические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для множества детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития — следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта .
Культурно-историческая теория Выготского
Культурно-историческая теория развития личности и психики разрабатывалась Л.С.Выготским и приверженцами его школы Леонтьевым, Лурией в 20-30 годах прошлого века.
В своем подходе Выготский предлагал рассматривать социальную среду в качестве основного источника развития личности. В развитии детей, согласно его теории, существует два переплетенных направления. Первое — это естественное созревание, а второе заключается в овладении культурой, способами мышления и поведения. В соответствии с теорией Выготского, развитие мышления, а также иных психических функций, осуществляется прежде всего не через саморазвитие, а посредством использования ребенком «психологических орудий», овладения системой символов-знаков (письмо, язык, письмо)
Замечание 1
Развитие восприятия, мышления, памяти и иных психических функций происходит через внешнюю деятельность, где культурные средства обладают предметным видом, а психические функции действуют внешне, интрапсихически. В процессе отработки деятельность психических функций интериоризируется, сворачивается, становится интерпсихической, вращивается.
В процессе отработки, сворачивания вовнутрь психические функции обретают осознанность, автоматизированность и произвольность. При возникновении затруднений в мышлении и иных психических процессах, существует возможность экстериоризации, т.е. вынесения психической функции вовне, уточнение ее функционирования во внешне-предметной деятельности. Таким образом, замысел во внутреннем плане всегда можно отработать действиями во внешнем плане.
Следует отметить, что на первом этапе внешней деятельности, ребенок все делает в сотрудничестве со взрослыми.
Выготский считал, что любая психическая функция появляется сперва как коллективная и социальная деятельность, а уже затем в качестве внутреннего способа мышления ребенка.
Сотрудничество с другими членами общества служит главным источником развития ребенка, при этом важной чертой сознания является его диалогичность. Сознание развивается посредством диалога: диалога ребенка со взрослыми или диалога взрослого человека со взрослым
Даже после превращения во внутренние психические процессы, ВПФ сохраняют социальную природу. По Выготскому, слово относительно сознания представляется малым миром по отношению к большому
Сознание развивается посредством диалога: диалога ребенка со взрослыми или диалога взрослого человека со взрослым. Даже после превращения во внутренние психические процессы, ВПФ сохраняют социальную природу. По Выготскому, слово относительно сознания представляется малым миром по отношению к большому.
Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития», которая представляет собой пространство действий, которые ребенок не может пока выполнить сам, но способен осуществить их вместе со взрослым. По мнению Выготского, хорошее обучение упреждает развитие.
Другая часть теории Л.С.Выготского дает представление о развитии человека как о ступенчатом процессе, в котором периоды ровного накопления возможностей сменяются периодами кризиса. Кризис здесь представляет собой бурный, а иногда и драматический этап слома старого багажа с формированием нового способа жизни. Кризисы болезненны, но неизбежны. При этом, неблагополучие ребенка во время кризиса — это не закономерность, а следствие неграмотного поведения взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.
Л.С. Выготский выдвинул тезис об активности ребенка. Он считал, что ребенок активно влияет на взрослого, часто управляя им в большей степени, чем взрослый человек управляет ребенком.
Альтернативное видение и критика идей
В СССР попытки критиковать учение Выготского начались еще в 60 года 20 века. При этом прямого запрета на публикацию критических работ не было: их выпускали, но в научных кругах не рассматривали. В атмосфере замалчивания и игнорирования альтернативных точек зрения Выготский оставался великим новатором, у которого было множество последователей, но не было ни конкурентов, ни соратников.
В 90-е критические статьи, пытающиеся развенчать миф об избранности Выготского, стали выходить отдельными сборниками. Постепенно сформировалось отдельное течение, противопоставленное выготсковедению. Его последователи пересматривали не только идеи ученого, но и пытались оспорить их авторство. По мнению некоторых исследователей, большая часть работ, изданных под именем Льва Выготского, на самом деле принадлежит другим людям. Переоценка вклада Выготского не только помогает восстановить мировую историческую справедливость, но и работает на развитие современной психологии, избавляя ее от навязанных постулатов и «инноваций», введенных ради поддержания заданного политического курса.
Научные труды
Еще будучи студентом, Выготский начал публиковаться в журналах со статьями о литературе и еврейской культуре. Его много печатали в журналах «Новая жизнь», «Новый путь» и в горьковской «Летописи»
Психолог уделял большое внимание проблеме антисемитизма в русской литературе
После революции Выготский оставил юридическую карьеру. Он сотрудничал с гомельскими газетами и журналами, писал театральные рецензии. Лев Семенович преподавал в школах и техникумах логику, литературу, читал лекции по психологии. Опыт работы в учебных заведениях стал для ученого серьезным толчком. Который сподвиг его к решения развить психологические теории в педагогике.
Давний интерес к культуре подтолкнул к созданию одной из самых значительных работ. Речь идет о книге Выготского «Психология искусства». Она писалась в качестве диссертации и впервые была опубликована только в 1965 году.
Другая основополагающая работа называлась «Педагогическая психология». Автор анализировал собственный опыт преподавания и развивал на его основе свои научные теории. В более поздних трудах «Мышление и речь» и «Учения об эмоциях» эти идеи находят свое продолжение.
Среди наследия Л. С. Выготского — книги, монографии, научные статьи. Он успел опубликовать множество сочинений, которые начали попадать под запрет советской власти его при его жизни. После смерти ученого его труды изъяли из библиотек и объявили вне закона.
Теории Выготского обрели новую жизнь только в конце пятидесятых годов. А после публикаций книг за рубежом к ученому пришла мировая известность. До сих пор его научные концепции вызывают восхищение и споры среди коллег.
Важность социального контекста
Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания, поскольку он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «придания смысла».
В отличие от Пиаже, который утверждал, что развитие детей обязательно должно предшествовать их обучению, Выготский утверждает, что обучение является универсальным и необходимым аспектом процесса культурно организованного развития, особенно с точки зрения психологических функций человека..
Другими словами, социальное обучение предшествует развитию.
Выготский разработал социокультурный подход к когнитивному росту. Его теории были созданы более или менее одновременно с Жаном Пиаже, швейцарским эпистемологом..
Проблема Выготского заключается в том, что он начал разрабатывать свои собственные с 20 лет и умер в 38 лет, так что его теории являются неполными. Кроме того, некоторые его произведения до сих пор переводятся с русского.
По словам Выготского, индивидуальное развитие невозможно понять без социокультурного контекста, в который он погружен. Высшие психические процессы индивида (критическое мышление, принятие решений, рассуждение) берут свое начало в социальных процессах..
Влияние общения на воспитание ребенка
Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении
Очень важно поощрять речевое общение ребенка
Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.
С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.
Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.
Соотношение обучения и развития
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.
Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:
- Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
- Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
- Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.
Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.
Личностно-деятельный подход
Лев Семенович Выготский считал, что человеческая личность формируется в процессе сложного взаимодействия со средой. Не существует немотивированной деятельности. Ее мотив происходит из определенной потребности. Психическое развитие индивида направлено на формирование внутренних действий, направленных на достижение сознательных целей.
Теория личности Выготского ставит в центр процесса обучения самого учащегося, его цели, мотивы, индивидуальные психологические особенности. Учитель определяет направление и методы обучения, исходя из интересов и перспектив ребенка.
Возрастная периодизация л.С. Выготского
1.
Кризис новорожденности – самый яркий
и несомненный кризис в развитии ребенка,
т. к. происходит смена среды, переход
из утробной среды во внешнюю среду.
2.
Младенческий возраст (2 мес. – 1
год).
4.
Раннее детство (1 год-3 года).
5.
Кризис 3-х лет – называется также фазой
строптивости или упрямства. В этот
период, ограниченный коротким промежутком
времени, личность ребенка претерпевает
резкие и внезапные изменения. Ребенок
проявляет строптивость, упрямство,
негативизм, капризность, своеволие.
Позитивное значение: возникают новые
характерные черты личности ребенка.
6.
Дошкольный возраст (3–7 лет).
7.
Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше
других кризисов. Негативные стороны:
нарушение психического равновесия,
неустойчивость воли, настроения и т.д.
Позитивные стороны: возрастает
самостоятельность ребенка, изменяется
его отношение к другим детям.
8.
Школьный возраст (8–12 лет).
9.
Кризис 13 лет – негативная фаза возраста
полового созревания: падение успеваемости,
снижение работоспособности, дисгармоничность
во внутреннем строении личности,
свертывание и отмирание прежде
установившейся системы интересов,
продуктивности умственной работы
учащихся. Это вызвано тем, что здесь
происходит изменение установки от
наглядности к пониманию. Переход к
высшей форме интеллектуальной деятельности
сопровождается временным снижением
работоспособности.
10.
Пубертатный возраст (14–18 лет).
11.
Кризис 17 лет.
Одним
из доказательств влияния обучения на
психическое развитие ребенка служит
гипотеза Л.С. Выготского о системном
и смысловом строении сознания и его
развития в онтогенезе. Он считал, что
человеческое сознание – не сумма
отдельных процессов, а система, структура
их. Ни одна функция не развивается
изолированно. Развитие каждой функции
зависит от того, в какую структуру она
входит и какое место в ней занимает.
Так, в раннем возрасте в центре сознания
находится восприятие, в дошкольном
возрасте – память, в школьном – мышление.
Все
остальные психические процессы
развиваются в каждом возрасте под
влиянием доминирующей в сознании
функции. По мнению Л.С. Выготского,
процесс психического развития состоит
в перестройке системной структуры
сознания, которая обусловлена изменением
его смысловой структуры, т.е. уровнем
развития обобщений. Вход в сознание
возможен только через речь, и переход
от одной структуры сознания к другой
осуществляется благодаря развитию
значения слова, иначе говоря – обобщения.
Биография Л.С. Выготского
Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).
Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.
В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.
В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.
Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.
В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.
В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.
В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.
Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги. Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.
С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.
Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.