Анализ произведения история одного города салтыкова-щедрина

Как появились глуповцы?

В древние времена это было племя весьма странных людей, которые звались головотяпами. Они искусно соревновались в мастерстве постучать головой обо что-нибудь и в этом не было равных им. Но пришло время, когда головотяпы задумались о порядке в своих рядах, они много дней искали князя, который мог бы согласиться править над ними. Сами головотяпы были настолько недалёкими, что управлять своим народом у них никак не получалось. Они подпирали палками небо, делали откровенные глупости, ничего дельного, никаких умений у головотяпов не было. Один из князей, которых народ уговаривал взять под своё правление, удивившись глупости этих людей назвал их глуповцами, в соответствии с делами жителей племени.

Аудиокниги

Главные герои и их характеристика

  • Образ города. Глупов не имеет границ, что делает его универсальным образом страны, находящейся под железной пятой диктатуры. Гротескный тип выражения реальности и персонажей проходит через все произведение. По существу, перед нами условный город-государство, город-гротеск, и в нем живут точно такие же, преувеличенно глупые, невежественные люди. Вся жизнь этого народа противоположна нормальной человеческой жизни. Писатель не жалеет это место: оно постоянно горит, рушится, беднеет. Поля оголяются от лени жителей, здания доживают свой век в небрежении, и экономика Глупова дышит на ладан, как и многие его обитатели.
  • Образ чиновника. Его правители – это злобные, жестокие железные куклы, цель которых — уничтожить все мыслящее и трудоспособное. Фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому. Общественные и человеческие взаимосвязи поставлены с ног на голову: градоначальники жгут и грабят, армия не защищает, а разрушает, народ не работает, не живет и даже не существует, а защищается и пытается выжить. Правители города наделены говорящими фамилиями, некоторые из них имеют исторические прототипы. Образы градоначальников набросаны схематично (как того и требует сатира). У них нет подробной биографии и характеристики, зато есть ярко выраженные пороки, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в «Истории одного города». Здесь перечислены все градоначальники и чиновники с характеристикой, прототипами и описанием.
  • Образ народа. Глуповцы воспринимаются нами как рабы без мнения и инициативы. Их устраивает тирания, они являются ее неотъемлемой частью, ведь всегда готовы терпеть и подстраиваться под начальника. Все их бунты также глупы и бессмысленны, как и контрмеры градоначальников. Словом, автор не оправдывает население, а делает его молчаливым соучастником беззакония, захватившего город. Так звучит описание истории глуповцев:

С течением времени народ не сильно изменился и подстраивался под каждый порок вышестоящего человека. Например, при Грустилове и Микаладзе люди стали безнравственными и пошлыми, их занимали только любовные похождения. При Угрюм-Бурчееве те же господа надели одинаковые робы и выстроили дома в шеренгу как на построении. При Прыще они отъелись и закоснели в праздности

Эти метаморфозы можно перечислять бесконечно, но важно то, что жители Глупова так старались завоевать симпатию очередного градоначальника, что готовы были отказаться от самобытности и даже вековых нравственных устоев. Это народ-хамелеон, который во избежание опасности меняет цвет, подстраиваясь под обстановку

Но в этих бесчисленных переменах люди потеряли себя и свой менталитет, поэтому в финале «история прекратила течение свое». Смысл финала прост: народ, потерявший свой исторический облик, свою уникальность и аутентичность, обречен на гибель. Автор сделал предостережение всем согражданам, ведь, судя по упомянутым в книге событиям, в образе глуповцев он воплотил многие черты русского народа: смиренного, невежественного и подверженного влиянию пороков.

Органчик (Дементий Брудастый): характеристика персонажа («История одного города»)

Галерея монстров-управителей в произведении начинается образом Органчика — Дементия Варламовича Брудастого, хотя в описи он значится восьмым. Прозрачный намек — он появился в Глупове в 1762 году. Ясно, что нетерпеливое ожидание этого деятеля жителями города было связано с переменами — крестьянской реформой, провозглашенной, как вы помните, в феврале 1861 года. Тем разительней контраст ожидаемого и происшедшего в реальности.

Реформа подавалась русскими правителями как величайшее завоевание, и глуповцы в высшей мере оптимистично ждут прибытия нового начальника — новый, в их представлении, обязательно лучший. «В порыве восторга вспоминались и старинные глуповские вольности. Лучшие граждане собрались перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, потрясали воздух восклицаниями: «батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!»

Так соединились здесь начальстволюбие как таковое и либерализм. Знаменитое щедринское слово «начальстволюбие» означает рабскую привычку путать истину с убеждением, что тот, кто наверху, — всегда прав и мудр. Прочтите с этой точки зрения весь роман «История одного города» и увидите, что через множество эпизодов и характеристик проходит печальная история существования и кризиса глуповского начальстволюбия. Самая первая и одна из самых впечатляющих глав в этом отношении как раз «Органчик». На ее примере лучше всего проследить, как именно рождается, обогащается, развертывается образ-понятие.

Всем, конечно, знакомы выражения «пустой малый», «пустая голова». Но никто, разумеется, не понимает их буквально. А вот М. Е. Салтыков-Щедрин силой образного воображения писателя и читателя буквализирует расхожие выражения. Автор вкладывает в пустую голову механизм говорящей куклы, произносящей лишь два слова. Но не «папа» и «мама», а… «не потерплю!» и «разорю!». Разве мало было в щедринские, да и позднейшие времена градоначальников и просто начальников, которые управляли только угрозами и взысканиями. Перед нами не просто реализация метафоры, а реализация действенная. Затем происходит событийное приращение: если на плечах у человека механизм, то он может ведь и сломаться? Что и происходит в главе «Органчик».

В один прекрасный весенний день Дементий Варламович Брудастый «сломался». Но сломанные вещи чинят, и… градоначальническая голова тайно уносится к часовых дел мастеру. Но тайна просачивается в город. И вот уже взволнованные обыватели (один из них увидел в окне часовщика Байбакова градоначальническую голову, окруженную слесарным инструментом) задают ученому человеку — смотрителю народных училищ вопрос: «Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?». Фантастика здесь переходит в иронию: нет, конечно, не было в истории человечества правителей с механическими головами, но вот похожие на них — были, имели «хотя и не порожний, но все равно как бы порожний сосуд». Такие переходы от фантастики к иронии постоянны в системе щедринского текста, и заинтересованный читатель легко их выделяет. В них своя особая художественная прелесть сатиры, одновременно разящей, беспощадной и тонкой, много акцентной, рассчитанной на умного читателя.

Итак, текст «Истории одного города» динамичен вдвойне: развивается сатирическая мысль писателя и развивается, развертывается сама материя образа. Так будет во всех главах романа. «История одного города» состоит из глав, вполне законченных. Они могут быть восприняты вами и как самостоятельные произведения малой сатирической формы, где все завершено по мысли и по форме, поставлено на свои места.

Если ты не со мной Россия, 2014

Суть

Автор ведет хронику одного города, где проживает глупый, но покорный народ рабов, который терпит любые капризы тиранов. Не в силах править государством, глуповцы попросили иностранца возглавить их. Сначала он присылал к ним наместников, потом, убедившись в коррупционности, алчности и неэффективности руководства, приехал править самостоятельно.

После него все градоначальники были присланы из другой стороны и выбраны за них, а люди подчинялись каждому приказанию за редкими исключениями. В каждом начальнике воплощен период из истории нашей страны или конкретный политический деятель, поэтому не стоит воспринимать события буквально. Подробный сюжет с именами и основными событиями Вы можете найти здесь.

Таблица градоначальников с краткой характеристикой

Брудастый Дементий Варламович прост и ограничен. За время правления он регулярно произносит две фразы: “Не позволю” и “Разорю”. В голове этого чиновника находится механизм, напоминающий органчик. Когда тот приходит в негодность, в городе начинается смута и градоначальника снимают и увозят.
Двоекуров На первый взгляд, активный и вполне безобидный деятель. Пытался открыть в городе академию, но получилась – тюрьма. Занимался изготовлением мыла и мёдоварением. Издал указ, об обязательном употреблении в пищу горчицы и лаврового листа. Единственный из правителей, кто умер своей смертью.
Фердыщенко Назван бывшим денщиком князя Потёмкина, автор даёт прямой намёк на личность персонажа. Он обладает дефектом речи, глуп и ленив. Шесть лет не занимается делами города, праздно проводит своё время с жителями, развлекаясь и пьянствуя. На седьмой год – сходит с ума, влюбившись в замужнюю женщину Алёну. Одевает вицмундир, требует порядка от жителей города, впадает в бешенство и жестокость. Погибает от переедания в пути по окрестностям Глупова.
Негодяев По происхождению -крестьянин, в прошлом работал истопником. В его правление жители города опустились и деградировали, обросли шерстью, как дикие животные.
Прыщ Приехал на должность с целью отдыха, не занимался делами города. Жители Глупова заметно разбогатели, по причине того, что подати и налоги были запущены.
Грустилов Историки видят в этом образе Александра I. Этот правитель был крайне меланхоличен, не религиозен и падок на женщин. Любвеобильность и отсутствие моральных принципов повлияло на население, которое также впало в анархию и беспорядок.Грустилов умер от грусти.
Угрюм-Бурчеев Человек без эмоций, с привычкой спать на сырой земле, подкладывая камень вместо подушки. О его жесткости и откровенном идиотизме ходили легенды среди жителей Глупова. Был помешан на военной системе, внедрял подобные порядки и дисциплину в массы.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Смысл финала романа «История одного города»

История города Глупова, рассказанная Салтыковым-Щедриным, имеет не менее значительный финал, чем все предыдущее повествование. Грустная, вызывающая сострадание к русскому народу и негодование по поводу правления многочисленных градоначальников, книга писателя-демократа была направлена против российской самодержавной деспотии, буржуазной лицемерно-хищнической сытости, человеческого недомыслия, поклонения начальникам разных уровней. «Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее», – утверждал Салтыков-Щедрин.

Долготерпение глуповцев, их темнота и бессознательность, стихийность и неорганизованность осознаны ими в период правления городом Угрюм-Бурчеева. Автор находит следующие слова для его характеристики: «Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами». Одиозная фигура Угрюм-Бурчеева является символом произвола и жестокости, наглого попрания прав людей, создающих материальные ценности. Желая «вписать» свое имя в историю Глупова аршинными буквами, этот персонаж, одержимый идеей разрушить город, повернуть вспять реку, вторгнуться в традиционное построение семьи, установить жесткий режим, совершает один за другим неоправданные поступки, которые открывают глаза жителям Глупова на ничтожество прежде страшного и всесильного властелина. «Раздражение росло тем сильнее, что глуповцы все-таки обязывались выполнять все запутанные формальности, которые были заведены Угрюм-Бурчеевым», – сообщает автор, наблюдая, как глуповцы по-прежнему живут по законам, установленным этим человеком.

«Каплей, переполнившей чашу» долготерпения стал приказ о назначении шпионов. Лишь после него произошел взрыв негодования против самодержавного деспотизма.

«Когда цикл явлений истощается, – писал Салтыков-Щедрин в 1863 году в статье «Современные призраки», – когда содержание жизни беднеет, история гневно протестует против всех увещаний. Подобно горячей лаве проходит она по рядам измельчавшего, изверившегося и исстрадавшегося человечества, захлестывая на пути своем и правого, и виноватого. И люди, и призраки поглощаются мгновенно, оставляя вместо себя голое поле. Это голое поле представляет истории прекрасный случай проложить для себя новое и притом более удобное ложе».

Автор верит в прогресс, просвещение, социальную справедливость. Он надеется, что темные силы, реакция не смогут изменить ход истории, помешать ее логическому развитию, как не смог справиться с течением реки последний глуповский градоначальник Угрюм-Бурчеев.

Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима. Но писатель твердо убежден, что строителями новой жизни будут другие люди, не глуповцы. Грозное «оно», это «неслыханное зрелище», приходит извне: «Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки»; «Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой». Очистительный ураган истории несет гибель Угрюм-Бурчееву и полностью разрушает Глупов.

Но так финал «Истории одного города» трактуют не все критики. Некоторые считают, что в развязке романа есть намек на стихийное народное восстание, народную революцию. Но сам Салтыков-Щедрин показал глуповцев не способными к борьбе, пассивными, испуганными, жалкими. Увидев надвигающееся на них «оно», «глуповцы пали ниц», и «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца». Чтобы принять революцию, нужно стать активными и сознательными, тогда только возможно пробуждение масс. «Минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа», – был уверен писатель.

Другие критики придерживались мнения, что финал романа – это предсказание катастрофических потрясений, которые произойдут в Глупове и с глуповцами. (В «Описи градоначальникам» за Угрюм-Бурчеевым следует Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор, который «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».) Эта версия не подтверждена ни идеей произведения, ни простой логикой: силы реакции разрушаются силами реакции с «гневом».

Характеристика глуповцев из “Истории одного города”

Слишком прозрачен намёк автора на русский народ, чтобы не замечать возмутительного сходства глуповцев с исконно русским характером. Эти люди, как малые дети без взрослого, не могут и дня прожить без градоначальника. “Весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами”. Важнейшими качествами для тех, кто правит городом, глуповцы считают умение говорить складно, прибаутками. Народ искренне радуется, когда глава города приветлив, улыбается, находится в хорошем расположении духа. Каждого нового представителя власти глуповцы принимают безусловно, они довольны заранее, даже проходимцев считают избавителями и спасителями.

Личные качества, образованность, компетентность того, кто находится у власти, для глуповцев не важна. Их совершенно не интересует, каков будет следующий начальник: народ радостно вручает “бразды правления” с верой в лучшее будущее. Леность, глупость, самодурство – ничто не мешает глуповцем считать каждого приходящего к власти правителя, самым лучшим, возлагать на него ответственность за свои судьбы, за будущее города.

2 вариант

М.Е. Салтыков-Щедрин создаёт сатирический роман «История одного города» с целью раскрыть в нём тему взаимоотношений народа и власти. За основу он берёт историю города Глупова, собирательного образа всех русских городов. Как и в большинстве произведений Салтыкова-Щедрина, в «Истории одного города» писатель не высказывает своей точки зрения напрямую, а использует для передачи мыслей гротеск, сатиру и черты фантастического жанра. Несмотря на это, произведение несёт в себе вполне земные мысли, которые не теряют свою актуальность и в наше время.

Жители города Глупова — люди, остро нуждающиеся во власти

Они считают, что в каждом городе непременно должен быть правитель, при этом глуповцам совершенно неважно, насколько подходящим будет кандидат на эту должность. Салтыков-Щедрин действительно охватывает целую историю года, описывая правление в нём 22 градоначальников

За это время ко власти приходят самые разные, но большею частью необразованные люди, неспособные к управлению городом, чинящие беспорядки и хаос. Глуповцы критикуют нерадивых градоначальников, судя по всему, не отдавая себе отчёт в том, что существование Глупова во многом зависит и от них самих. Если бы жители города проявляли инициативу и обладали смелостью для высказывания собственного мнения, в городе не случилось бы столько бесчинств. Такая проблема существует и сейчас, ведь всё ещё существуют люди, осуждающие действия власти и не предлагающие ничего взамен.

Глуповцы отличались предприимчивостью. Так, во времена начальствования в городе Прыща, они разбогатели в четыре раза. Но в этом же наблюдается и порок жителей города: все они проявляли скупость, лень и эгоизм. Большинство глуповцев заботились только о собственном благосостоянии, но от власти почему-то ожидали обратного.

Безусловно отрицательной чертой является также и слепое повиновение, послушание глуповцев. Горожане не смеют перечить градоначальникам, какие бы глупости не взбрели им в голову. Таким образом, они безусловно доверяли даже идиоту Угрюм-Бурчееву, который вводил в городе свои собственные жёсткие порядки (например, запрет женщинам рожать летом, когда все должны работать в поле).

Произведение учит людей, которые и в нынешнее время боятся иметь собственное мнение, беспрекословно слушаются власти, предаются праздности и лени не уповать на власть, а всегда рассчитывать на собственные силы, самостоятельно неся ответственность за свою жизнь.

Зарождение термина

Впервые слово «антиутопист» (dystopian

) как противоположность «утописта» (utopian ) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году в Британской Палате общин. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).

В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia

) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин «антиутопия» распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значенииdystopia .

Разнокалиберные персонажи

В списке тех, кто имел возможность на определённый срок начальствовать в Глупове, числятся разнообразные персонажи, поражающие своей непохожестью друг на друга. Здесь и француз, который любил носить женское бельё, итальянец, внедривший в массы любовь к макаронам. Правители (а их было 22 человека) задерживались у власти от 1 дня до 20 лет: они сменяли друг друга, погибая по абсурдных, немыслимым причинам. Практически каждый образ градоначальника имеет черты, свойственному определённому политическому деятелю эпохи царской Руси.

Градоначальники внесли различный вклад в историю города: кто-то сжёг деревни, кто-то выпорол почти всё население, а кто-то увеличил численность проживающих вдое в силу своей любвеобильности. Салтыков-Щедрин вскрывает самые низменные человеческие изъяны, гиперболизируя их в художественном плане до немыслимых масштабов. Кого-то унёс вихрь, кто-то зарезался огурцом, другие погибли от переедания, были заедены клопами; к примеру, Никодим Иванов умер от натуги, стараясь понять указ.

Другие чиновники

Салтыков-Щедрин дает очень яркую и сатирическую характеристику негодяев. История одного города — это не просто роман, а целая энциклопедия пороков людей, получивших власть. Для подробного разбора произведения стоит участь описание последних правителей:

  • Виконт Ангел Дорофеевич Дю Шарио — француз, любитель женской одежды и блюд из лягушек, выслан за границу спустя десять лет правления за то, что оказался женщиной.
  • Эраст Андреевич Грустилов — статский советник, продержавшийся у власти с 1815 по 1825 год. Является другом Карамзина, человек с развращенной натурой. При его правлении в городе было многобожие и царил разврат. Писал сочинения и преувеличивал дань с откупов. Умер от меланхолии.
  • Угрюм-Бурчеев — не отличался умом и отлынивал от прямых обязанностей, спал на земле, разрушил Глупов и построил новый город Непреклонск, заставлял простых людей жить по армейским правилам. Пропал при странных обстоятельствах навсегда.
  • Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский — майор, появился верхом на белой лошади. Первым делом чиновник уничтожил гимназию и запретил образование.

Все эти люди до абсурда глупы и самонадеянные. Каждый городничий отличился по-своему, сделав тот или иной поступок и навсегда изменив историю Глупова. Автор использовал самое простое средство — сатиру, чтобы донести читателям сообщение о порочности и недальновидности чиновников царской Руси. Характеристика правителей поможет составить презентацию и лучше понять роман.

2 вариант

Глуповцы — “начальстволюбивый”, глупый народ. Согласно летописи, они происходят от племени головотяпов. 

Когда-то на территории города Глупов жил народ, люди которого славились крепостью своих голов. Они имели привычку постоянно “тяпаться” обо все головами, за что и заслужили свое название — головотяпы. Помимо твердости голов, народ отличался беспросветной глупостью, наивностью и простодушием. По соседству с ним жило множество независимых племен. Народы наносили друг другу вред, взаимно разграбляя поселения. Они не имели ни вероисповедания, ни образа правления. Первыми над установлением власти задумались головотяпы. Набеги наносили сильный урон поселениям и грозили вымиранием племенам. Головотяпы оказались храбрым и сильным, но в тоже время глупым народом. С помощью крепости своих лбов они победили соседей. Собрав воедино разрозненные племена, головотяпы стали устраиваться в центре, с целью навести какой-нибудь порядок. Смешны и нелепы оказались их попытки: головотяпы замесили толокном реку, зачем-то согнали щуку с яиц, приковали блоху на цепь и совершили еще много нелепых действий, никак не связанных с установлением власти. 

Увидев бессмысленность своих решений, головотяпы пришли к единому мнению, что им нужен правитель. Однако многие князья, узнав о глупости народа, отказывались им править. Они советовали головотяпам найти такого же глупого князя, как они сами. Расстроенные после неудачных попыток отыскать правителя головотяпы снова пробовали самостоятельно навести порядок в своих поселениях, но так и не добились в этом успеха. Однажды им посчастливилось найти князя, который захотел “володеть” ими. Он обложил народ многими данями и обязал ходить вместе с ним на войну. За то, что головотяпы не смогли жить свободно и сами пожелали себе кабалы, правитель переименовал их в глуповцев. 

Только после установления власти князя, головотяпы поняли всю свою глупость. Они могли бы самостоятельно управлять племенем, но вместо этого нашли себе жестоко безжалостного правителя. Глуповцы покорно выслушали требования князя, согласившись с ними. По возвращению домой они выбирают болотину, на которой основали город Глупов. Едва прибывший в Глупов князь обещал запороть всех, кто его ослушается. Глуповцы в сатирическом романе М.Е. Салтыкова-Щедрина показаны как покорный раболепный народ. Они смиренно принимают все тяготы и невзгоды, которые обрушиваются на них с появлением правителя.  

Вывод

Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы. Жители – образ российского народа.

Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий