Основная проблематика романа салтыкова-щедрина «история одного города»

2 вариант

“История одного города” — сатирический роман М.Е.Салтыкова-Щедрина

Глава “О корени происхождения глуповцев” имеет важное функциональная значение. Являясь отправной точкой развития сюжета, она знакомит читателей с глупым, но в тоже время сильным народом, именуемым сначала головотяпами, а затем глуповцами

Предметом сатиры писателя является самодержавие и отношение к нему народа. Начинается глава вступлением, автор подражает древним летописцам, повествование идет лаконично, события показаны в хронологической последовательности. Простым и понятным языком Салтыков-Щедрин раскрывает суть политической обстановки в древней Руси.

В центре повествования — племя головотяпов. Народ этого племени славится крепостью своих голов. По причине своей глупости, головотяпы оказались на грани вымирания, что заставило их задуматься об установлении власти. Сначала они решили самостоятельно навести порядок в своем племени. Но их напрасные старания не увенчались успехом. Тогда пошли головотяпы искать себе князя. Слава о глупости и бестолковости народа уже обошла всех правителей. Князья один за другим отказывали головотяпам, советую найти правителя достойного их глупости. Долго они искали правителя, но все же нашли. Князь, который захотел править глупым народом, назначил вместо себя наместника, а сам обложил головотяпов многими данями. За то, что головотяпом не жилось свободно и сами они пожелали себе кабалы, князь переименовал их в глуповцев, а главный город в честь племени, назвал Глуповом. 

Возвращаясь домой, глуповцы поняли всю абсурдность и бестолковость своего желания найти князя. Но власть уже была установлена, народу оставалось лишь смирится. Первый наместник князя оказался человек хитрый и жадный. Чтобы заслужить милость правителя ему нужны были бунты, поэтому начал он донимать глуповцев несправедливостями и всевозможными поборами. Следующие поставленные князем вместо себя правители также оказались мошенниками и ворами. Вскоре князь стал править народом самостоятельно. Жестокий правитель обещал “запопроть” ослушавшихся его.

С нескрываемой иронией изображен Салтыковым-Щедриным глупый народ, жаждущий кабалы. Головотяпы не смогли самостоятельно установить власть, которая могла бы быть менее жестокой и беспощадной. Вместо этого они беспрекословно согласились на абсурдные условия князя, который обложил их данями и всевозможными обязательствами. В сатирической форме в “Истории одного города” показано раболепие народа перед властью.

Второстепенные персонажи

Князь Заграничный правитель, которого глуповцы попросили стать их князем. Был глуп, но жесток. Все вопросы решал восклицанием: «Запорю!»
Ираида Лукинична Палеологова Самозванка, появившаяся в период смуты после смерти Брудастого (Органчика). На основании того, что муж ее царствовал несколько дней, и ее исторической фамилии (намек на Софью Палеолог – бабушку Ивана Грозного) потребовала власти. Правила несколько дней за городом.
Перехват-Залихватский Победоносно явился на белом коне. Сжег гимназию. Залихватский стал прообразом Павла I.
Глуповцы Жители города. Собирательный образ народа, слепо поклоняющегося самодурству власти.

Список героев приведён не полный, дан в сокращении. Только во времена смуты сменилось более десяти правителей, из них шесть женщин.

Представляет собой конспект произведения по главам.

Примечания

Примечания

  1. Слово какотопия использовал британский философ XIX-го в. И. Бентам (アーカイブされたコピー. Проверено 19 марта 2006. Архивировано 26 марта 2006 года., )

Ссылки

  1. Definition of «dystopia». Merriam-Webster . Merriam-Webster, Inc. (2012).
  2. Definition of «dystopia». Oxford Dictionaries . Oxford University Press (2012).
  3. См. предисловие Э. Геворкяна «Чем вымощена дорога в рай?» к сборнику «Антиутопии XX века», М, 1989:
  4. A ‘Future Trace’ on Dataveillance: The Anti-Utopian and Cyberpunk Literary Genres https://rogerclarke.com/DV/NotesAntiUtopia.html Roger ClarkeThe terms ‘anti-utopia’ and ‘dystopia’ are of more recent origin, and appear to be synonyms. Remarkably, neither yet appears in the Macquarie Dictionary or the Britannica, although the Britannica entry on ‘utopia’ does include this useful paragraph: «In the 20th century, when the possibility of a planned society became too imminent, a number of bitterly anti-utopian, or dystopian, novels appeared. Among these are The Iron Heel (1907) by Jack London, My (1924 ; We, 1925) by Yevgeny Zamyatin, Brave New World (1932) by Aldous Huxley, and Nineteen Eighty-four (1949) by George Orwell. The Story of Utopias (1922) by Lewis Mumford is an excellent survey». I haven’t yet run to ground when the prefixes ‘anti’ (against, opposed to) and ‘dys’ (hard, bad or unlucky, as in dysfunctional) were first added. They are used to describe a category of literature, and the worlds that they portray, which are the opposite of ideal — at least from the perspective of a humanist. My associations for the word ‘anti-utopian’ are clearly with George Orwell’s ‘1984’, published in 1948. My guess would be that some literary critic (one of the Waughs, perhaps?) invented it when reviewing that book. It is possible, however, that it was first used in respect of the earlier novels Zamyatin’s ‘We’ (1922) or Huxley’s ‘Brave New World’ (1932). As regards ‘dystopia’, my memory (based on a distant acquaintance with literature and lit. crit. works dating back to the late 1960s) is that it was invented by some much later literary critic, perhaps about 1970.
  5. Брандис Е., Дмитревский Вл. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта «Арамиса». Л., 1967. — С. 440—471.
  6. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? — М.: Худож. лит-ра, 1974. ГЛАВА IX. ФАНТАСТИКА, УТОПИЯ, АНТИУТОПИЯ.
  7. Шахназаров Г. Куда идет человечество: (Критич. очерки немарксист. концепций будущего). М.: Мысль, 1985. (Гл. 1. О. Хаксли и Д. Оруэлл: кошмары тоталитаризма. 10-32).
  8. Ланин, 2001, с. 38—39.
  9. Антиутопия // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  10. Артемьева Т. В. Софиократические идеалы и эпистемологические утопии Михаила Хераскова // Философский век. — 2000. — Вып. Альманах 12: Российская утопия от идеального государства к совершенному обществу. — С. 30—32.
  11. Геллер, 1985, Глава 1. Откуда есть пошла русская фантастика, с. 24—25.
  12. 1234Татьяна Луговская. Большой враг. Антиутопии: человеческое, слишком человеческое // Мир фантастики. — 2013. — Июнь (№ 118).
  13. 12345Борис Невский. Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия // Мир фантастики. — 2007. — Сентябрь (№ 49).
  14. Ланин, 2001, с. 38.
  15. Deery, 2002, с. 115.

Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина “История одного города”

“История одного города” для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. “История одного города” – вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то, что здесь он добрался до верхов власти, вместо провинциальных чиновников более ранних “Губернских очерков”. Вместо “…очерков” появляется более объемная и полновесная “История…”. Так мы пришли к значению первого слова в названии. Подчеркивая в произведении, что это не просто повествование, а именно

История, Салтыков-Щедрин прибегает к пародии. Во времена Щедрина “Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет” и “Слово о погибели земли Русской” были каноническими произведениями

Поэтому, сатирик был вынужден очень осторожно пародировать их. Например, начиная повествование от архивариуса, он пишет: “Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, рассекаться мыслью по дереву, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и преподобный тот камень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло”

Вставляя знаменитых историков Костомарова и Соловьева, Щедрин не забыл и про своего приятеля Пыпина, что придает тексту некое достоверное псевдоисторическое звучание, одновременно указывая на современную, почти фельетонную трактовку истории.

Но на этом не заканчивается пародия на исторические тексты. Почти сразу за подражанием “Слову о полку Игореве” следует густой и сложный пассаж по мотивам “Повести временных лет”. Щедринские головотяпы, гущееды, долбоженики, рукосуи и куралесы очень напоминают полян, радмичей, дулебов, древлян и кривичей Нестора. Историческая серьезность и драмматизм призвания на Русь князей в мире Щедрина становится несерьезной историей. Ибо мир головотяпов – мир зазеркальный. Все у них происходит наоборот: и князья не идут княжить, а который соглашается, посылает вместо себя вора-новатора.

И строится “преестественно украшенный” город Глупов на болоте в унылом до слез пейзаже. “О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!” – возвышенно восклицает романтический автор “Слова о погибели земли Русской”.

История Глупова – противоистория. Она смешная, гротескная и пародийная, но гротескная и пародийная не в меру, так как меры здесь просто нет, а смешная сквозь слезы, ведь это – история земли Русской. Глупов не просто город. Однажды узнав, что он остнован на болоте, потом мы читаем, что “родной наш город Глупов имеет три реки, и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен, на коих в гололедицу великое множество экипажей ломается”. Парадоксальна и социальная характеристика: то это уездный городишко, то чуть ли не столица, то вдруг становится затерянным в глуши селом. Таким образом, город Глупов – собирательный образ всей России. Вот мы получаем отклик на еще одну известную книгу – “Историю государства Российского” Карамзина. Но список пародий почти бесконечен, потому что Салтыков-Щедрин пародировал всех и вся, не щадя ни истории прошлого, ни современности.

После разгрома историков древности, Щедрин принимается за современников. По их стилю и подобию он строит историю “по царям”. Но историю Глупова нельзя было написать по другому, ведь вся их история – смена одного градоначальника другим. Так, горько усмехаясь, он осуждает народ, надеясь, однако, на лучшее. Интерестно, что головотяпы не меняются в течении всей книги. Они слепо верят градоначальникам, терпят их, смещают и снова чествуют такого же. Русский народ никогда не учится на ошибках, как бы говорит автор.

Но несмотря на все испытания, которым жизнь подвергла Щедрина, он, озлобленный на веь мир, не теряет веры в добро и справедливость. Ведь это так необходимо каждому человеку!

Подводя итоги рассуждений, можно сказать, что “История одного города” – смешная и грустная пародия на историю России, город Глупов – собирательный образ всей земли Русской, а сами глуповцы – русский народ.

Так и смотрим мы до сих пор в это зеркало и узнаем в нем себя. Видимо, “История одного города” будет актуальна и понятна людям до тех пор, пока они не начнут учиться на своих ошибках, а это случится, ой, как не скоро!

Основные аспекты романа «История одного города»

Тема. Темой «Истории одного города» является сатирическое обличение чиновников, градоначальников, а также просто глупых и жадных людей, от рук которых гибнет, гниет Россия. В этом всем есть небольшая доля патриотизма — данное обличение есть призвание что-либо изменить, пока не стало поздно для страны.

Образ. Главным образом данного произведения является собирательный образ города Глупова, а также народа в нем: недалеких мещан, страдающих от действий бестолковых градоначальников и чиновников. Так, здесь показано то, что русский народ не может существовать автономно — ему обязательно нужен некий «начальник», который решит все их проблемы.

Проблематика. Основной проблемой «Истории одного города» является искажение отечественной истории. В каждом образе градоначальника, того или иного, угадывается какая-либо историческая личность, а также высмеиваются ее недостатки. Именно за такое обличение роман и получил столь негативную оценку публикой.

Основная мысль. Основной мыслью данного произведения является представление чиновников и вообще всего устройства государства как неспособного выполнять эту функцию. «Верхушка», то есть градоначальники — бестолковы, глупы и жадны до денег. Поэтому сам Глупов находится в каком-то пограничном состоянии. Власти не могут справиться с городом, а это символизирует то, что власть не может справиться со страной.

Салтыков-Щедрин не подразумевал насмешку над историей России — он всего лишь хотел открыть глаза на происходящее в стране, показать людям всю несправедливость этого глупого мира.

По композиции роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» разделен на шестнадцать глав, каждая из которых написана разными людьми. Сам писатель неоднократно под давлением цензуры и критики менял композицию своего романа, что обусловило его современный вид. Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедрина, в которых говорится о том, что ему попалась на глаза летопись о некоем городе Глупове, а также о его жителях.

Действие самого романа разворачивается в городе Глупове. Рассказ начинается от лица вымышленного летописца и повествует о происхождении жителей. Далее рассказывается об устройстве города Глупова, о возникновении определенной системы в нем. Жители представлены неспособными жить без жесткого контроля, анархия не имеет место быть в подобном строе.

Далее, в «Описи Градоначальникам» представлены характеристики всех двадцати двух градоначальников, которые правили городом в разные времена.

В следующих за этим главах идет описание деяний, высмеивание действий и каких-либо определенных черт тех или иных градоначальников города Глупова. Именно эти управляющие запомнились жителям города наиболее всего.

Финал романа представляет собой назидание другим градоначальникам, которые впоследствии будут управлять городом Глуповым. Это назидание получило название «Оправдательные документы».

Жанр данного произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина определяется как сатирический роман. В нем присутствуют такие средства выразительности русского языка, как:

  • гротеск,
  • ирония,
  • юмор,
  • гипербола,
  • литота.

Однако, данное произведение относится к реализму, поскольку, хоть и в фантастической форме, оно выражает действительность и является обличающем.

Таким образом, значение произведения «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина имеет действительно большое значение: благодаря этой задумке в литературном мире произошел переворот — сатира имела место быть в реалистических произведениях, более того, она стала популярна.

Проблемы

Проблематика произведения богата проблемными вопросами из политической, социальной и нравственной сфер человеческого бытия.

  • Главная проблема в «Истории одного города» — власть и народ. Тирания никогда не возникает без рабства, это две стороны одной медали. Писатель подчеркнул это, изображая призвание на княжение в первых главах. Глуповцы сами отдали себя на растерзание диктаторам, они же всегда поддерживали любую причуду градоначальника. То есть изначально отношения власти и народа сложились неправильно, противоестественно. Это доказывается теми периодами из истории, когда градоначальники ничего не делали, а город становился богаче. Только тогда люди и процветали, ведь им не мешали этого делать. Раскрывая эту основную проблему книги, автор возложил ответственность за происходящее именно на народ, который мог бы снести угнетающую его силу, но предпочитал слепо идти у нее на поводу. Власть же – продукт самого общества, она отвечает на его социальные запросы.
  • Невежество. Люди не восставали против нищеты и несправедливости, потому что не знали, что может быть по-другому. Им не хватало образования, чтобы ощутить потребность в свободе. Это всячески подчеркивает автор, изображая гротескные проявления невежества жителей Глупова: князь, взявший на себя опеку над просителями, дал им такое говорящее название, упрекая их в том, что они искали неволи, намеренно отказываясь от независимости.
  • Жестокость и насилие. В периоды бунтов и смут смерть вторгалась в обезумевший город: гибли десятки жителей, но другие люди проходили мимо их трупов спокойно. Агрессия и ее жертвы стали обычными явлениями для глуповцев. Это и есть социальное последствие тирании: если руководители города в грош не ставят благополучие и безопасность народа, то и сами граждане будут без жалости истреблять себе подобных, потому что цена человеческой жизни упадет до минимума.

Литературное направление и жанр

Салтыков-Щедрин – писатель реалистического направления. Сразу после выхода книги критики определили жанровую разновидность романа как историческую сатиру, причём отнеслись к роману по-разному.

С объективной точки зрения Салтыков-Щедрин столь же великий историк, сколь и замечательный сатирик. Его роман – пародия на летописные источники, прежде всего, на «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».

Салтыков-Щедрин предлагает собственную версию истории, которая отличается от версий современников Салтыкова-Щедрина (упомянутых первым летописцем Костомарова, Соловьёва, Пыпина).

В главе «От издателя» господин М.Щедрин сам отмечает фантастичность некоторых эпизодов (градоначальника с музыкой, полёты градоначальника по воздуху, обращённые назад ступни градоначальника). При этом он оговаривает, что «фантастичность рассказов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения». Эта сатирическая фраза означает, что «Историю одного города» нельзя рассматривать как текст фантастический, но как мифологический, объясняющий менталитет народа.

Фантастичность романа связана с гротеском, который позволяет изобразить типичное через предельное преувеличение и деформацию образа.

Некоторые исследователи находят в «Истории одного города» черты антиутопии.

2 вариант

Роман был написан в начале 70-х годов 19 века. По жанру это сатирический роман, в котором показываются противоречия и нелепости русского общества того времени. Автор назвался издателем записок летописца, который якобы жил в 18 веке. Цари и министры стали градоначальниками, а все государство – городом Глуповым.

Салтыков-Щедрин использует в тексте говорящие фамилии, выражая тем самым свое отношение к персонажам, оценку их поведения и характера. Градоначальник и его подчиненные олицетворяют глупость многих правителей, паразитирующих в обществе и далеких от общечеловеческих ценностей, таких как разум, честность, скромность и доброта.

Главный в городе – Органчик, так его называют, потому что вместо мозга у него особый механизм, делающий его беспощадной и неразумной куклой. В его голове есть место только для наказаний и распоряжений, он бесчувственный и равнодушный к человеческим судьбам. По  приказу градоначальника человека могут выпороть ни за что, отправить в заключение, вынуждает народ рабски трудиться.  Он только и умеет, что «разорять» и «не терпеть». Таким образом Салтыков-Щедрин обличает бездушность и механичность в правлении.

С помощью такого персонажа, как Прыщ, также ставшего градоначальником вымышленного города, писатель смеется над животными инстинктами у власть имеющих. Прыща еще называют Фаршированной головой, которая начинена трюфелями. Это образ болезненной и гнилой стороны человеческого облика, которая подкрепляется чревоугодием и другими страстями. Так, закончил он свои дни, будучи съеденным предводителем дворянства, у которого запах трюфелей вызывал неудержимый аппетит.

Василиск Бородавкин, отличившийся поджогом тридцати трех деревень, напоминает читателю древнего правителя Нерона. В романе-карикатуре высмеивается его глупая злоба и самодурство. Его мнимые достижения, такие, как популяризация горчицы или ромашки из Персии выглядят комично и нелепо. Использованием в войнах оловянных солдатиков он пытается решить военную проблему, что делает бессмысленными все его начинания.

Угрюм-Бурчеев, ставший еще одним градоначальником,  представлен как деспот и тиран. Он преследовал любые проявления мысли, самостоятельности и творчества у народа. Однажды он просто взорвался от гнева и исчез. С тех пор река, с помощью образа которой Салтыков-Щедрин показал русский народ, по-прежнему текла и дышала. Не смог остановить ее бурное течение ни один правитель.

Основная идея

Главная мысль (некая дидактика) произведения заключена в том, чтобы в дальнейшем уберечь народ от слепого потакания вышестоящим и обличить произвол власти, сокращая при этом возможность народных волнений и подготавливая людей к разительным переменам внутри себя и в общественно-политическом строе страны. Автор показывает не столько историю, сколько современность, и даже сегодня можно найти многое из того, что он так подробно описал. В этом и суть его замысла: выжечь сатирой те стороны и проявления государственной жизни, которые не мешали, а мешают развитию страны прямо сейчас. Поэтому актуальность его книги неоспорима.

Салтыков-Щедрин являлся сторонником эволюционной модели прогресса общества, он не верил в спасительный огонь бунтов, что наглядно отразил в своем произведении. Его убеждения открывают нам смысл книги: подготовить перемены изнутри, снизу, показывая людям уродливые черты авторитарного режима и переосмысливая историю родной страны. В его хронике содержатся едкие намеки на те события, которые мы изучаем в рамках исторического курса. Этим он демонстрирует убедительность своих опасений и доводов. Например, призвание Рюрика на княжение и татаро-монгольское иго высмеяно в первых главах, посвященных князю и его вороватым наместникам. Период дворцовых переворотов нашел отражение в главе о шести градоначальницах. Глава о Грустилове обличила эпоху немецкого фаворитизма. Таким образом, сатирик переосмыслил историю родной страны выделив позорные страницы, повторения которых допускать никак нельзя, как и преклонения перед ними.

Тема

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа автор относит и искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не как историю соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты исторических личностей. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в свое время высокие посты.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.

Сюжет произведения

Повествование ведется от лица летописца. Он рассказывает о жителях города, которые были настолько глупы, что их городу дали имя «Глупов». Роман начинается главой  «О корени происхождения глуповцев», в которой дана история этого народа. Рассказывается в частности о племени головотяпов, которые, после победы над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, кособрюхих и прочих решили найти себе правителя, поскольку хотели навести порядок в племени. Решился на правление лишь один князь, да и тот вместо себя послал вора-новотора. Когда тот проворовался, князь послал ему петлю, но вор смог в каком-то смысле выкрутиться и зарезал себя огурцом. Как видим, ирония и гротеск отлично уживаются в произведении.

После нескольких неудачных кандидатур на роль заместителей князь явился в город лично. Став первым правителем, он положил отсчет «исторического времени» города. Говорится, что двадцать два правителя с их достижениями правили городом, но в «Описи» перечислены двадцать один. Судя по всему, недостающий — основатель города.

Вариант 3

Произведение представляет собой описание столетней истории одного городка под названием Глупов, которое является сатирическим иносказанием жизни российских императоров и исторических деятелей того времени.

Возник город по инициативе жителей, решивших для обеспечения порядка отыскать градоначальника.

За описываемый период времени в сто лет город сменяют один за другим многие начальники, которые совершенно ничего не делают для благоустройства града и улучшения жизни населения, а заботятся лишь о своем благополучии.

Все городские руководители не способны ответственно выполнять порученную работу, отличаются лишь желанием карьерного роста и наживы. Они глухи к проблемам обычных горожан и даже при желании не могут оказать им помощь. Население бесправно перед действиями градоначальников, а за свои деяния властители никоим образом не привлекаются к ответственности и в исключительном случае лишаются должности. Городские жители привыкли к раболепию и чинопочитанию, поэтому не отстаивают свои права и обрекают свои семьи на бесправную жизнь. Кроме того, население излишне религиозно и его фанатизм доведен до абсурда.

Идея писателя заключается в раскрытии несовершенной политической системы государства, где народ смиренно принимает свое угнетенное положение и считает это правильным. На примере города автор показывает, что народ не может существовать без правителя, без начальстволюбия, и в случае его отсутствия сразу же оказывается во власти анархии.

Тем самым писатель стремится сказать, что вся многовековая история российского государства – это состояние бессознательного поклонения народа перед властью, подчинения приказам самодержцев, и в тоже время ощущения страха и благоговения перед правителем.

Используя сатирические приемы иронии и преувеличения, автор выражает свою гражданскую позицию по отношению к ситуации в стране. Он достоверно выражает мысль о необходимости глобальных перемен в обществе, но при этом не призывает к революциям и бунтам. Писатель утверждает, что народ должен обрести свободу сознания и понять свою ответственность за происходящее в государстве. Слепая покорность населения перед властью не может обеспечить благосостояние страны, поскольку представители самодержавия используют инструменты власти только в своих корыстных целях. И это неизбежно при таком положении.

В финале романа автор ярко иллюстрирует эту мысль, описывая гибель очередного градоначальника Глупова, и, как будто, оставляет свое послание о том, что в таком состоянии, без осуществления перемен, у российского государства нет будущего.

Сатирическая направленность

По своей направленности роман является сатирой на многих исторических персон Российской империи и на некоторые события указанной в Описи Градоначальников

эпохи.

Сам Щедрин говорил:

Но, кроме явных параллелей в Сказании о шести градоначальницах

, которое содержит аллюзии на императриц XVIII века Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Елизавету Петровну и Екатерину II и их приход к власти через дворцовые перевороты, в повести большое количество пародий на других исторических деятелей той эпохи — Павла I, Александра I, Сперанского, Аракчеева и других. В мультфильме, снятом по мотивам произведения, в качестве города Глупова выступает реальный город Кострома: показаны существующие и существовавшие в описываемую эпоху здания (например, пожарная каланча).

Средства создания комического

Автор рассчитывал обличить высшие слои общества (градоначальников) в лихоимствах, аферах и прочих махинациях, разрушающих город. Он высмеял пороки таких людей: алчность, кровожадность, эгоизм, ограниченность, жестокость, безнравственность, лень и бесчестность. Салтыков-Щедрин не рассчитывал на добрый юмор, а использовал именно сарказм (язвительная насмешка, злая ирония). Его задачей было высмеять и насмешкой уничтожить то, что затормаживало развитие отчизны. Поэтому сатирические приемы представлены в изобилии.

Гротеск (художественный прием преувеличения, фантастический, уродливо-комический стиль) и сатирическую гиперболу (преувеличение действительности) Салтыков-Щедрин считал приемами, помогающими достижению более реалистического раскрытия существенных сторон действительности, а также характеров-психотипов. Превалирующими средствами художественной выразительности автор выделил гротеск, сарказм, иронию, гиперболу, эзопов язык, фантастические элементы, пародию. Он подчеркивал, что гротескный тип изображения действительности не всегда точен, но в конечной сути вполне реален и несет в себе наиболее определяющие, характерные черты типа.

Средства создания комического с примерами из текста:

  • Гротеск: Угрюм-Бурчеев содержал семью в подвале, морил ее голодом, ведь кормил единожды в день хлебом и водой. Мать и дети были настолько дикими, что не умели разговаривать, рычали на людей и даже «издохли», когда объелись щей.
  • Фантастика: Голова Прыща была фарширована трюфелями, Органчик жил с механизмом вместо мозгов, а один из наместников князя зарезался огурцом.
  • Гипербола: Микаладце увеличил население Глупова в несколько раз, повинуясь зову неуемной страсти к местным женщинам.
  • Ирония: Автор использовал церковнославянские обороты речи князя, которые звучат весомо и серьезно, но носят абсурдный характер: «Несть глупости горшия, яко глупость!».
  • Сарказм: Злой насмешкой можно назвать описание деятельности Бородавкина: «Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною».
  • Пародия. Автор пародировал эпоху дворцовых переворотов, описав ее в сниженном стиле грубоватой насмешки в главе «О шести градоначальницах». Глупые и вульгарные женщины наперебой захватывали власть, не имея на нее никаких прав. Такая же ситуация наблюдалась в выше упомянутую эпоху: жены, дальние родственницы и регентши императоров, происходящие из иностранных держав, пребывали у власти, но итоги их правления нельзя назвать блестящими, как и способы их достижения.
  • Эзопов язык. Чтобы спасти «Историю одного города» от цензуры, писатель прибегнул к иносказанию. Так, он описал междоусобную борьбу древнерусских племен (полян, древлян, радимичей и др.) и их последующее объединение в первых главах, когда головотяпы враждовали с соседскими племенами — людоедами, лягушечниками, рукосуями. Изменив названия племен, он все же описал все те исторические события, которые с ними происходили, поэтому читатель быстро понял, что перед ним политическая сатира на Россию.

2 вариант

М.Е. Салтыков — Щедрин в своем романе «История одного города» создал очень запоминающийся образ героя-градоначальника Угрюм-Бурчеева

Литературоведы обратили внимание на его схожесть с графом Аракчеевым. Да и созвучность их фамилий, намекает на описанную автором пародию

Свою должность получил благодаря преданности своему начальнику, отрубив ради него палец.

Угрюм-Бурчеев не обладает привлекательной внешностью. Он среднего роста, лицо как будто деревянное, на нем редко можно увидеть улыбку, да и вообще какие либо эмоции, глаза серого цвета, губы тонкие и бледные. 

Градоначальник непреклонен и недалёк, автор говорит о нем «твёрдой души прохвост», «мрачный идиот». Он видит только то, что находится у него под носом.

Угрюм-Бурчеев строит грандиозные планы, намерен разрушить существующий город и создать Непреклонск, который больше будет походить на казарму. Но воплощая свои бредовые идеи в жизнь, он только разрушает город. А еще он верит в свою способность противостоять силам природы, пытается остановить течение реки, но стихия дает колоссальный отпор и это очень символично. Его идеи, принудительно навязанные окружающим, сумбурны и бессмысленны, они не несут никакой пользы людям.

Он жестокий, злобный и пустой человек. Болезненно любит власть и это подавляет в нем человеческие качества.

Его внутренний мир странен, можно сказать, даже не здоров. Он спит на голом полу, а вместо подушки использует камень. Ест только сырое лошадиное мясо. Его семья все время находится в подземелье и получает скудную еду в очень маленьких количествах только по ночам. После того как он исчез, в подвале были обнаружены непонятные существа, которые кусались и бросались на людей.

У Угрюм-Бурчеева образ самодура и тирана с достаточно узким кругозором. Высоким интеллектом он тоже не отличается. А  грубые и насильственные методы управления еще больше подчеркивают его бесполезность и малодушие. Часами мог маршировать абсолютно один, сам себе, подавая команды.

Имел пристрастие к прямолинейности и мечтал, чтобы его город состоял только из прямых линий.

В итоге, созданный им город  Непреклонск, не оправдывает надежд градоначальника, жители категорично настроены против него, их гнев и недовольство порождают нечто, которое уничтожает его.

Автор произведения значительно преувеличивает все в Угрюм-Бурчееве и этим стремится показать истинное лицо самодержавия.

Вывод

Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы. Жители – образ российского народа.

Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий