Сочинения и популярные темы докладов

План сказки белая уточка 2, 3 класс

Преимущество коротких сказок

Читать сказки короткие для детей, особенно маленьких, более правильно. Они могут понять содержание и запомнить его. В русском народном творчестве много примеров, подобных «Белой уточке».

Такие сказки помогают развивать память, воображение и умение пересказывать прочитанное. Недаром ознакомление с народным творчеством начинается с таких простых историй, как «Колобок», «Теремок», «Репка».

Сказка для детей 5 лет может быть сложнее, например про белую уточку. Здесь ребенок знакомится с такими понятиями, как плохие поступки и их последствия. В этой сказке все герои совершают действия. По тому, как эти действия влияют на других героев, ребенок может выделить положительных персонажей и злодеев.

«Белая уточка», русская народная сказка, относится именно к данной категории.

Тематика сказок

Русские народные сказки в своей основе всегда несут какое-либо нравственное поучение. Основные понятия, которые запоминает ребенок, которому читают такие сказки — это то, что добрые поступки, дружба и любовь всегда побеждают.

В большинстве своем фольклорные произведения, даже на первый взгляд страшные, на самом деле полны позитива и имеют счастливый конец. «Белая уточка» (русская народная сказка) — тому подтверждение. Здесь с главными героями происходят плохие вещи, но добро и справедливость все равно восторжествовали.

Темы сказок могут касаться любых волшебных приключений, как опасных, так и веселых, но счастливый конец у них неизбежен.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

“Белая уточка”

Русская народная сказка “Белая уточка

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки “Белая уточка” и их характеристика

  1. Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
  2. Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
  3. Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
  4. Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.

План пересказа сказки “Белая уточка”

  1. Свадьба князя и отъезд
  2. Женщина-обольстительница
  3. Превращение в уточку
  4. Князь ничего не подозревает
  5. Три сына
  6. Коварный замысел ведьмы
  7. Смерть братьев
  8. Плач уточки
  9. Превращение уточки в княжну
  10. Оживление братьев
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки “Белая уточка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
  2. Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
  3. Ведьма выдает себя за княжну
  4. Подрастают три сына и ведьма убивает их
  5. Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
  6. Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.

Главная мысль сказки “Белая уточка”Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни

Чему учит сказка “Белая уточка” Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности. Пословицы к сказке “Белая уточка” Меж дверей пальца не клади

Осторожная нога оступается редко. Зло пропадает, а добро побеждает

Пословицы к сказке “Белая уточка” Меж дверей пальца не клади. Осторожная нога оступается редко. Зло пропадает, а добро побеждает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Белая уточка” Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать. Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась. А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась. Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку. А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял. А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели. Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит. Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма – опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли. А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена. Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело. А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.

Признаки волшебной сказки в сказке “Белая уточка”

  1. Волшебные превращения – княжна в уточку
  2. Волшебные существа – ведьма
  3. Победа добра над злом

Рисунки и иллюстрации к сказке “Белая уточка”

Сказка Белая уточка

Поделиться в соц. сетях

русская народная сказка

Сказка «Белая уточка» о том, как встретил князь молодую красавицу княжну и женился на ней. Но пришлось ему отправляться в дальние страны, и сказал он княжне никому не верить и с дурными людьми не общаться. Долго сидела княжна в тереме, никуда не выходила, но вот пришла добрая женщина и уговорила ее прогуляться в саду. Потом уговорила искупаться, и только княжна бросилась в воду, как добрая женщина обернулась ведьмой и превратила княжну в белую уточку.

А сама ведьма превратилась в княжну и встретила князя, который не заподозрил подмены. Уточка тем временем родила двух мальчиков красавцев и третьего заморыша. Пошли мальчики играть в княжий двор. Догадалась ведьма, чьи это дети. Тогда решила она их убить. Накормила и уложила спать. И все время проверяла, спят ли они. Заморыш отвечал, что не спят, но ведьма махнула мертвой рукой и они померли.

Положили их во дворе, и прилетела уточка и стала над телами плакать, рассказывая как все было на самом деле. Услышал это князь и велел поймать уточку. Только никому она не давалась, а ему сама села на плечи. Превратилась уточка в княжну. Принесли живой воды и ожили мальчики, а ведьму к хвосту привязали и убили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

Эта сказка о противостоянии добра и зла, которую нужно читать детям всех возрастов. Сказка учит любить и заботиться о своих родных в любые трудные минуты жизни. Она показывает, что добро всегда побеждает зло.

Сказка Белая уточка читать:

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: “По саду походить не беда”,— и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу! — А там подумала: “Ведь искупаться — не беда!”

Урок 1. Что такое фольклор? Фольклорные жанры

Цель урока. Познакомить с терминами
“фольклор”, “жанры фольклора”; вспомнить
известные пятиклассникам жанры фольклора.

I. Игра «Литературное лото»

1. Учащиеся делятся на команды по 4 человека в
каждой команде.

2. Командам раздают карточки с напечатанными
литературоведческими терминами: “пословица”,
“поговорка”, “загадка”, “считалка”,
“скороговорка”, “потешка”, “колыбельная
песенка” и так далее.

3. Учитель читает тексты, учащиеся определяют
жанр. После чтения учителем дети совещаются.
Команда, у которой карточка с ответом, поднимаёт
её.

а)

б)

в) По платью встречают, по уму провожают.

г)

Баю — баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!

д) Наш Полкан попал в капкан.

е)

II. Сообщение учителя

Все отгаданные жанры относятся к фольклору.
Термин “фольклор”, который впервые в 1846 году
ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в
переводе означает “народная мудрость”.
Понимают этот термин по-разному: иногда под ним
подразумевают любое народное искусство (танцы,
музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда —
только словесное.

Фольклор отличается следующими чертами: устная
форма бытования, опора на традиции,
непосредственность контакта исполнителя и
слушателя, коллективность, народность, сочетание
слова с элементами других видов искусства.

У всех народов существовали люди, связанные с
созданием и исполнением фольклорных
произведений. Это русские гусляры и скоморохи,
украинские кобзари, казахские и киргизские
акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник
знал на память до десяти произведений.
Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести
какое-нибудь произведение, народ выработал свои
подсказки. Это набор традиционных зачинов и
концовок, повтор слов, эпизодов, использование
фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих
типических мест (формула красоты — “ни в сказке
сказать, ни пером описать”; формула повелевания
— “встань передо мной, как лист перед травой”),
постоянных эпитетов.

Работа со статьёй учебника (с. 5–7).

Работа парами. Задание: найти в тексте
определение понятий. Привести пример из учебника
или свой. (Дети находят термины: “пословица”,
“поговорка”, “загадка”. Найденные термины
записывают в тетрадь.)

Составляется таблица.

ЖанрЗадача жанра

1. Пословица — краткое изречение.
Кратко и точно оценить характеры и
поступки людей.
2. Поговорка не выражает законченного
суждения, а лишь намекает на него.
Намекает (скрыто оценивает) различные
явления человеческой жизни.
3. Считалка — стихотворное
произведение прикладного характера. Имеет две
части. “Формула” — тот и выйдет вон.
Помочь весело распределить роли в игре.
4. Загадка иносказательно описывает
предмет.
Три типа:
1) перечисление признаков загаданного;
2) открытое сравнение признаков загаданного;
3) скрытое сравнение признаков загаданного.
Учит угадывать задуманное.
5. Побасёнка — разговор о действиях
героев, проявляющих их черты характера.
Высмеять плохие черты характера или
показать остроумие героя.
6. Небылица рассказывает необычную,
выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни.
Весело учить различать
действительность и фантазию, развивать
воображение.
7. Потешка исполняется в процессе
действий, выполняемых малышами вместе с
взрослыми.
Весело учить малыша жестам, навыкам.

III. Итог урока

Учащиеся работают в группах. Учитель раздаёт
тексты.

Задание: определить жанр,
прокомментировать своё решение.

Карточки с текстами.

Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать кладёт.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.

Ягодка малина,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк,
Там тебе место — в кислое тесто.

— Тит, иди молотить!
— Брюхо болит!
— Тит, иди щи хлебать!
— Где моя большая ложка?

Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!

Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает.

Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое — стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо,
Чтоб тебя разнесло!

Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке, дети на телятках,
внуки на собаках.

IV. Задание на дом (по выбору)

1. Подобрать свои задания для карточек лото.

2. Написать рассказ, в который бы вошли
пословицы, поговорки, загадки.

3. Что такое обряд? Попытайтесь найти
материалы об этом виде фольклора.

Белая уточка

Сказки » Сказки народов мира » Русские народные сказки » Белая уточка

Порекомендовать к прочтению:

дин князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: “По саду походить не беда”,— и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу! — А там подумала: “Ведь искупаться — не беда!”

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине: — Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

— Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули, — а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: — Спите вы, детки, иль нет?

Заморышек отвечает: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

— Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь: — Спите, детки, или нет?

Заморышек опять говорит то же: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные! «Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли.

Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.

— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

«Эге!» — подумал князь и закричал: — Поймайте мне белую уточку!

Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.

Взял он ее за крылышко и говорит: — Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

КОНЕЦ

Вы прочитали русскую народную сказку «Белая уточка» в обработке А.Н.Афанасьева

Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:

Поставить книжку к себе на полку Распечатать сказку

Находится в разделе: Русские народные сказки, Сказки с картинками

Тематика сказок

Русские народные сказки в своей основе всегда несут какое-либо нравственное поучение. Основные понятия, которые запоминает ребенок, которому читают такие сказки – это то, что добрые поступки, дружба и любовь всегда побеждают.

В большинстве своем фольклорные произведения, даже на первый взгляд страшные, на самом деле полны позитива и имеют счастливый конец. «Белая уточка» (русская народная сказка) — тому подтверждение. Здесь с главными героями происходят плохие вещи, но добро и справедливость все равно восторжествовали.

Темы сказок могут касаться любых волшебных приключений, как опасных, так и веселых, но счастливый конец у них неизбежен.

Урок 5. Сказки о животных

Цель урока

Обратить внимание на
художественные особенности сказок о животных

I. Проверка домашнего задания

II. Знакомство со сказками о животных

— Чем волшебная сказка отличается от сказки
«Откуда ветер дует»?

Дети читают в учебнике сказку. В паре обсуждают
варианты ответов на поставленный на вопрос.

— Давайте вспомним схему, по которой
строится волшебная сказка: сюжет (завязка,
вершина, развязка), троекратный повтор сходных
испытаний. Посмотрите, сказка о животных сразу
начинается с завязки? Найдите развязку и
прочитайте. Что ещё есть в этой сказке?
(Последействие, которое читатель может
предсказать сам.)

— А есть ли в сказке о животных троекратные
повторы сходных ситуаций? В сказке о животных
троекратные повторы словесные. Главное
происходит в процессе диалога.

Схема построения сказки о животных:
преддействие, сюжет (завязка, вершина, развязка),
последействие.

III. Попробуйте приготовить пересказ
сказки, убрав из неё диалог.

Заслушивается несколько детей. Получился ли
пересказ интересным? Почему? О чём нужно помнить,
пересказывая сказки о животных?

IV. Работа по хрестоматии

Найти сказку о животных, прокомментировать
свой выбор. Подготовить пересказ эпизода с
диалогом.

V. Задание на дом

Прочитать сказки «Вазуза и Волга»,
«Сказка-анекдот». Подумать, к какой группе сказок
они будут относиться.

Козни Франца

Далее козни Франца описывает Шиллер («Разбойники»). Краткое содержание их следующее. После того как Франц изгоняет из сердца отца его старшего сына, он хочет очернить Карла и в глазах Амалии, его невесты. Он сообщает девушке о том, что подаренный ею возлюбленному перед отъездом бриллиантовый перстень тот отдал развратнице, которой нечем было заплатить за услуги. Франц рисует перед девушкой портрет больного нищего, одетого в лохмотья. «Смертоносной дурнотой» разит из его рта. Именно таков теперь ее любимый Карл. Однако любящее сердце убедить не так-то просто. Амалия не верит Францу и прогоняет его.

Тогда в голове Франца созревает новый план осуществления мечты (сделаться хозяином наследства фон Моор). Юноша подговаривает для этого Германа, побочного сына местного дворянина. Он должен переодеться и пойти к старику, сказав, что он видел, как Карл умер. Его сын якобы участвовал в битве под Прагой. Вряд ли сердце больного графа сможет выдержать столь печальное известие. Франц за это обещает Герману отдать ему Амалию, которую Карл фон Моор некогда отбил у него.

«Белая уточка»

Русское фольклорное творчество богато сказками, герои которых становятся для детей литературными друзьями и примером для подражания. «Белая уточка» — русская народная сказка о непослушании и коварстве, о добре и справедливости.

Ее можно условно поделить на 5 частей:

  1. В первой части князь женился на молодой красавице, а спустя время поехал в дальние края. Основой первой части является наказ князя молодой жене не выходить из терема и не знакомиться с плохими людьми.
  2. Следующая часть повествует о том, как к княжне пришла женщина и уговорила ее сначала пройтись по саду, а затем искупаться в ключевой воде. Уставшая от ожидания молодая княгиня решила, что ничего дурного нет в том, чтобы прогуляться по собственному саду. Но случилось так, что женщина оказалась ведьмой, которая превратила княгиню в белую уточку, а сама приняла ее облик и встретила князя.
  3. Во время третьей части уточка вынашивает три яичка, из которых появляются ее сыночки. Два сына здоровые, а третий — слабенький заморыш. Любопытные малыши подрастали и начинали отходить все дальше от озера, где была их мать, пока не оказались на княжеском дворе, где их учуяла ведьма.
  4. В четвертой, кульминационной, части ведьма решила погубить мальчиков, для чего велела развести костры и вскипятить воду в котлах. Она желала усыпить детей, но заморыш, которого более сильные братья спрятали, не спал и отвечал ей вместо них. Чтобы они уснули мертвецким сном, она провела вокруг них рукой мертвеца, и дети умерли.
  5. В завершающей части белая уточка прилетела во двор, где положили ее мертвых деток, и стала над ними причитать. Князь, услышав ее слова, решил проверить, поймал ее в свои руки, нашел под ее крылом веретено, переломил, и она снова стала красной девицей. Ведьму наказали, а справедливость восторжествовала. Стали князь с княгиней жить со своими детками вместе.

Эта сказка для детей 5 лет в каждой своей части несет поучение малышам. В этом возрасте дети уже понимают, что такое плохие и хорошие поступки, поэтому с ними можно обсудить поведение каждого героя.

Сказка Белая уточка читать:

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.

— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

— Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.

— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

“Что же это все один голос?”- подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли.

Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

— Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала! — Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.

— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

— Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у нас отца родного, Отца родного — моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет-величается! “Эге!” — подумал князь и закричал:

— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:

— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

Тематика сказок

Русские народные сказки в своей основе всегда несут какое-либо нравственное поучение. Основные понятия, которые запоминает ребенок, которому читают такие сказки – это то, что добрые поступки, дружба и любовь всегда побеждают.

В большинстве своем фольклорные произведения, даже на первый взгляд страшные, на самом деле полны позитива и имеют счастливый конец. «Белая уточка» (русская народная сказка) — тому подтверждение. Здесь с главными героями происходят плохие вещи, но добро и справедливость все равно восторжествовали.

Темы сказок могут касаться любых волшебных приключений, как опасных, так и веселых, но счастливый конец у них неизбежен.

Преимущество коротких сказок

Читать сказки короткие для детей, особенно маленьких, более правильно. Они могут понять содержание и запомнить его. В русском народном творчестве много примеров, подобных «Белой уточке».

Такие сказки помогают развивать память, воображение и умение пересказывать прочитанное. Недаром ознакомление с народным творчеством начинается с таких простых историй, как «Колобок», «Теремок», «Репка».

Сказка для детей 5 лет может быть сложнее, например про белую уточку. Здесь ребенок знакомится с такими понятиями, как плохие поступки и их последствия. В этой сказке все герои совершают действия. По тому, как эти действия влияют на других героев, ребенок может выделить положительных персонажей и злодеев.

«Белая уточка», русская народная сказка, относится именно к данной категории.

Преимущество коротких сказок

Читать сказки короткие для детей, особенно маленьких, более правильно. Они могут понять содержание и запомнить его. В русском народном творчестве много примеров, подобных «Белой уточке».

Такие сказки помогают развивать память, воображение и умение пересказывать прочитанное. Недаром ознакомление с народным творчеством начинается с таких простых историй, как «Колобок», «Теремок», «Репка».

Сказка для детей 5 лет может быть сложнее, например про белую уточку. Здесь ребенок знакомится с такими понятиями, как плохие поступки и их последствия. В этой сказке все герои совершают действия. По тому, как эти действия влияют на других героев, ребенок может выделить положительных персонажей и злодеев.

«Белая уточка», русская народная сказка, относится именно к данной категории.

Презентация на тему: » Русская народная сказка «Белая уточка». Стиль сказки Сказка близка народной песне, народному причитанию о постигшем женщину горе. Образный язык и песенный.» — Транскрипт:

1

Русская народная сказка «Белая уточка»

2

Стиль сказки Сказка близка народной песне, народному причитанию о постигшем женщину горе. Образный язык и песенный склад придают сказке особую поэтичность. Это гимн матери, хранительнице семейного очага.

3

Светлое начало жизни, материнская любовь Столкновение добра и зла Злые Чары ведьмы

4

Характеры главных героев Ведьма -К чему она стремится? -В чем проявляется ее коварство? -Как нужно читать ту часть сказки, в которой передается ее диалог с княгиней?

5

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось такая простая, сердечная! -Ч-Что, говорит, ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала… -Ч-Что, говорит женщина, день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

6

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует

7

Ведьма … позвала деточек, накормила- напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи. … Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: Спите вы, детки, иль нет?

8

-Какой мы видим молодую княгиню в сказке? -Как показаны в сказке переживания белой уточки – княгини?

9

Какие чувства уточки выражаются в плаче-причитании и в обличении коварной ведьмы? Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у вас отца рóдного, Отца рóдного моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет величается!

10

-Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала!

11

-Как вы думаете, с какой целью в сказке даны стихотворные вставки? Они с большей силой, чем проза, раскрывают не только душевные переживания матери, но и в сжатой форме повторяют рассказ о предыдущих событиях, уже от лица самой белой уточки – княгини, что также усиливает драматизм повествования. В этом заключается художественное своеобразие сказки, необычность ее формы.

12

— Что передает нагнетание глаголов? … Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила… … летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. -Почему уточка упала на руки именно князю?

13

— В сказке больше говорится о ведьме, о ее коварстве, чем о белой уточке. Но сказка называется не «Ведьма», а «Белая уточка». Почему?

14

. Белая уточка -Олицетворяет материнство; -Она доброе начало в сказке; -Хранительница семьи; -Олицетворение материнской любви и заботы.

15

Раскрасим картинку 1. К какому виду сказок относится сказка «Белая уточка»?

16

2. Назовите главных героев сказки.

17

3. Благодаря чему вернулось счастье в княжескую семью?

18

4. Почему эта сказка называется поэтичной?

19

5. В причитаниях уточки найдите эпитеты.

21

Домашнее задание: Попробуйте сочинить сказку (задание на стр. 35, 36 учебника). Нарисуйте иллюстрацию к сказке (по желанию).

Тематика сказок

Русские народные сказки в своей основе всегда несут какое-либо нравственное поучение. Основные понятия, которые запоминает ребенок, которому читают такие сказки – это то, что добрые поступки, дружба и любовь всегда побеждают.

В большинстве своем фольклорные произведения, даже на первый взгляд страшные, на самом деле полны позитива и имеют счастливый конец. «Белая уточка» (русская народная сказка) — тому подтверждение. Здесь с главными героями происходят плохие вещи, но добро и справедливость все равно восторжествовали.

Темы сказок могут касаться любых волшебных приключений, как опасных, так и веселых, но счастливый конец у них неизбежен.

Урок 4. Волшебная сказка

Цель урока. Знакомство с особенностями
волшебной сказки.

I. Проверка домашнего задания (пересказ
сказки «Василиса Премудрая»).

II. Сообщение учителя о волшебных сказках

Волшебная сказка составляет 1/5 часть всех
сказок. Она имеет мифологическое происхождение.
В волшебных сказках всегда есть положительные
герои (Иванушка-дурачок, Марья Моревна, старший
брат, гонимая сиротка и т.д.). В качестве врагов
положительных героев действуют фантастические
существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Баба-яга.
Конфликт в волшебной сказке развивается при
помощи чудесных сил, чудесных помощников (конь,
добрая старуха, лягушка и т.д.), чудесных
предметов (кошелёк-самотряс,
скатерть-самобранка, дубинка-самобойка,
гусли-самогуды). Волшебная сказка длиннее других
видов сказок.

III. Работа с текстом сказки «Василиса
Премудрая»

1. Найдите сказочный зачин.

2. Кто главный герой сказки? Какие
невероятные события с ней происходят? Кто ей в
этом помогает?

3. Какое событие является кульминационным?
(Кульминация — самый напряжённый момент в
произведении.)

4. Задания для работы в парах: привести
примеры использования в сказке троекратного
повтора и сказочного числа три; сказочных
“формул”; постоянных эпитетов.

5. Назовите всех остальных героев сказки.
Какие из них положительные, какие —
отрицательные? Приведите примеры положительных
и отрицательных героев из других сказок.

6. Какие качества положительных героев
воспели сочинители сказок?

7. Найдите в сказке концовку. Какие ещё
концовки вы помните?

IV. Волшебная сказка строится по
следующей схеме: сюжет (завязка, вершина,
развязка), троекратный повтор сходных испытаний.

V. Задание на дом

Найти волшебную сказку, отметить в ней все
сказочные “премудрости”.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования