Поэт томас элиот: краткая биография, творчество
Содержание
Собственное имя
- Эллиот Абраванель , американский врач и советник по диете
- Эллиот Андерсон , американский политик и депутат от Демократической партии Невады
- Эллиот Аронсон , американский психолог
- Эллиот Балчин , актер, сыгравший роли в различных британских телесериалах.
- Эллиот Белгрейв , гражданин Барбадоса и судья Высокого суда в отставке
- Эллиот Беншетри , французский теннисист
- Эллиот Беньон , английский футболист
- Эллиот Бигелоу , правый полевой игрок Высшей лиги бейсбола
- Эллиот Браун , английский актер
- Эллиот Банни , шотландский спортсмен
- Эллиот Кэплин (1913–2000), американский писатель комиксов
- Эллиот Картер , американский композитор
- Эллиот Чорли , бывший правый нападающий канадского хоккея
- Эллиот Дж. Клоусон (1883–1942), американский сценарист
- Элиот А. Коэн , проф.
- Эллиот Э. Коэн (1899–1959), основатель-редактор журнала Commentary
- Эллиот Д. Коулман (1881–1963), хлопковый плантатор и сотрудник правоохранительных органов
- Эллиот Колла , американский исследователь Ближнего Востока
- Эллиот Коуэн , английский актер
- Эллиотт Дэйнджерфилд (1859–1932), американский художник
- Эллиот Дейли , английский футболист союза регби
- Эллиот Дэвис (композитор) , британский композитор, музыкант и создатель музыкальных документальных фильмов
- Эллиот Дэвис (оператор) (1948 г.р.), американский оператор
- Эллиот Ди , валлийский игрок союза регби
- Эллиот дель Борго (1938–2013), американский композитор для духовых и струнных
- Эллиот Диксон , профессиональный игрок союза регби
- Эллиот Н. Дорфф , консервативный раввин
- Эллиот Истон , соло-гитарист Cars
- Эллиот Эйснер , американский теоретик образования и педагог по искусству
- Элиот Энгель , представитель США в 16-м избирательном округе Нью-Йорка
- Эллиотт Эрвитт , рекламный и документальный фотограф
- Эллиот Эванс , английский поп-певец
- Эллиот Флетчер , американский актер и музыкант
- Эллиотт Фрай (1994 г.р.), игрок в американский футбол
- Эллиот Глив , британский певец / рэпер
- Эллиот Голденталь , американский композитор
- Эллиотт Гулд , американский актер
- Эллиотт Ханна, английский танцор и актер, сыграл Билли Эллиота в мюзикле.
- Эллиотт Хандли (1975 г.р.), американский художник
- Эллиот Левин (родившийся 1963), американский джазовый клавишник
- Эллиот Мэддокс (родившийся 1947), американский бейсболист высшей лиги
- Эллиот Макадам , бывший австралийский политик
- Эллиот Майлз МакКинли (родившийся 1969), американский композитор
- Эллиот Уотерс Монтролл (1916–1983), американский ученый и математик.
- Эллиотт Мерфи (1949 г.р.), американский певец, автор песен и писатель
- Элиот Несс (1903–1957), американский агент запрета
- Эллиот Пеннингтон , американский фигурист
- Эллиот Ричардсон , американский политик
- Эллиот Роджер , американский студент колледжа, совершивший резню в Исла-Висте в 2014 году.
- Эллиот Сэдлер , американский автогонщик
- Эллиот Симмонс (1998 г.р.), английский футболист
- Эллиот Смит (1969–2003), американский певец и автор песен
- Элиот Спитцер , американский политик
- Элиот Тельчер (1959 г.р.), американский профессиональный теннисист
- Элиот Вассамийе (род. 2000), бельгийский певец, который будет представлять Бельгию на конкурсе песни Евровидение 2019
- Эллиот Уайтхаус (1993 г.р.), английский футболист
- Эллиот Ямин , американский певец и бывший участник American Idol
Выдуманные персонажи
- Элиот Роузуотер , персонаж романа Курта Воннегута , Боже, благослови вас, мистер Роузуотер
- Эллиот Шафер, главный герой фильма Сары Риз Бреннан «В других странах»
- Элиот Спенсер из Leverage
- Эллиот Олдерсон, мистер Робот
- Эллиот Карвер, антагонист фильма « Завтра не умрет никогда»
- Эллиот Эдвардс, один из двух главных героев видеоигры Sega Saturn Nights into Dreams …
- Эллиот Рид , женский персонаж в Scrubs
- Эллиот Ричардс, главный герой ремейка 2000 года фильма Ослепленный ослеплением
- Эллиот Стэблер , старший детектив из организации » Закон и порядок: Особые жертвы», роль исполнил Кристофер Мелони
- Эллиот Вон, антагонист в фильме « Вертикальный предел»
- Эллиотт, персонаж фильма Полет Феникса
- Эллиотт Тейлор, главный герой мужского пола в фильме » Инопланетянин: Инопланетянин»
- Эллиотт, дракон из диснеевского фильма 1977 года Дракон Пита и его ремейка 2016 года
- Эллиотт Темплтон, персонаж в «Лезвии бритвы » У. Сомерсета Моэма
- Элиот Во, один из главных героев книги Льва Гроссмана Волшебники (роман Гроссмана)
- Элиот Чейз, один из главных персонажей « Частной жизни » Ноэля Кауарда
- Эллиот Салем, один из двух главных героев, позже ставший антагонистом в серии видеоигр Army Of Two.
Личная жизнь
Личная жизнь англичанки была наполнена осуждением и непониманием со стороны общества. С философом Джорджем Генри Льюисом они познакомились в 1851 году и спустя 3 года стали проживать вместе. Льюис был женат и растил семерых детей, однако свои отношения с писательницей не скрывал.
Его брак считался свободным, в котором супруги могли открыто заводить романы на стороне. Совместная поездка в Германию стала медовым месяцем для Льюиса и Эванс, по возвращении Мэри стала называть Джорджа мужем и подписывалась его фамилией.
В 1876 году пара переехала в графство Суррей, а через 2 года Льюис скончался. После смерти вдова посвятила себя редакции рукописей Джорджа. Чуть позже Эванс познакомилась с Джоном Кроссом, который был младше ее на 20 лет. Несмотря на это, в 1880 году состоялась их свадьба, а медовый месяц проходил в Венеции.
Наследие
При Элиоте Гарвард стал всемирным университетом, принимая своих студентов по всей Америке, используя стандартизированные вступительные экзамены и нанимая известных ученых из страны и за рубежом. Элиот был административный реформатор, реорганизовать университет «s факультет в школы и ведомства и замене декламации с лекциями и семинарами . За время его сорокалетнего президентства университет значительно расширил свои возможности, заменив простые колониальные постройки лабораториями, библиотеками, классными комнатами и спортивными сооружениями. Элиот получил поддержку крупных спонсоров из числа растущей плутократии страны , что сделало его самым богатым частным университетом в мире.
Руководство Элиота сделало Гарвард не только лидером других американских школ, но и важной фигурой в реформе среднего школьного образования. И элитные школы-интернаты , большинство из которых были основаны во время его президентства, и государственные средние школы сформировали свои учебные программы в соответствии с высокими стандартами Гарварда
Элиот был ключевой фигурой в создании стандартизированных вступительных экзаменов в качестве члена-учредителя Комиссии по вступительным экзаменам в колледж .
Как руководитель самого богатого и самого известного университета страны, Элиот обязательно был знаменитой фигурой, мнение которой требовалось по широкому кругу вопросов, от налоговой политики (он предложил первое логичное обоснование освобождения от налогов на благотворительность ) до интеллектуального благополучия общества. широкой общественности.
Президент Элиот редактировал Harvard Classics , которые вместе в просторечии известны как его Five Foot Shelf и которые в то время предназначались для того, чтобы предложить основу для информированного дискурса: «Хорошая замена гуманитарному образованию в молодости для любого, кто будет читать их с преданностью. , даже если бы он мог уделять чтению всего пятнадцать минут в день ».
Элиот был ярым противником американского империализма и выступал против образования женщин. Многие талантливые афроамериканцы получили образование в Гарварде во время правления Элиота, в том числе такие известные личности, как УЭБ Дюбуа (выпуск 1890 г.). Букер Т. Вашингтон был удостоен почетной степени Гарвардом в 1896 году. В отличие от своего преемника А. Лоуренса Лоуэлла , Элиот выступал против попыток ограничить прием евреев и католиков . В то же время Элиот был радикально настроен против профсоюзов, создавая такой климат в университетском городке, где многие студенты Гарварда служили штрейкбрехерами; некоторые называли его «величайшим ненавистником профсоюзов в стране».
Чарльз Элиот был бесстрашным борцом не только за реформу образования , но и за многие цели прогрессивного движения — наиболее видным номинальным главой которого был Теодор Рузвельт (класс 1880 г.), а наиболее красноречивым представителем был Герберт Кроли (класс 1889 г.).
Элиот также занимался благотворительностью. В 1908 году он присоединился к Совету общего образования , в 1913 году работал в Международном совете по здравоохранению , а с 1914 по 1917 год был попечителем Фонда Рокфеллера . Помог основал Институт правительственных исследований ( Брукингский институт ) и был попечителем. Выступал в качестве попечителя Фонда Карнеги за международный мир с момента его основания в 1910 г. до 1919 г. В 1870 г. был учредителем Бостонского музея изящных искусств и попечителем. С 1908 по 1925 год он был председателем Специального консультативного комитета музея по вопросам образования. С 1913 года до своей смерти был вице-президентом Национального комитета по психической гигиене. Принят на выборах первым президентом Американской ассоциации социальной гигиены . В 1902 году стал вице-президентом Национальной лиги реформы государственной службы , а в 1908 году президентом лиги.
По случаю празднования 90-летия президента Элиота поздравления разошлись по всему миру, в частности, от двух американских президентов. Вудро Вильсон сказал о нем: «Ни один человек никогда не производил более глубокого впечатления об образовательной системе страны, чем президент Элиот, на образовательную систему Америки», а Теодор Рузвельт воскликнул: «Он единственный человек в мире, которому я завидую. . »
После его смерти в 1926 году The New York Times опубликовала полностраничное интервью, которое Элиот дал, когда он приближался к концу своей жизни, включая отрывки из его работ по вопросам образования, религии, демократии, труда, «женщины» и американизма.
Стипендия
Первая страница Боке, названная Gouervnour, позаимствованная рыцарем Сыром Томасом Элиотом , из типографии 1537 года.
Элиот получил небольшое вознаграждение за свои заслуги перед государством, но его стипендия и его книги пользовались большим уважением среди современников.
Элиот был сторонником идей гуманистов относительно образования женщин; написав в поддержку ученых женщин, он опубликовал « Защиту хороших женщин» . В этом письме он поддержал идеалы Томаса Мора и других авторов-гуманистов об образованных женах, которые могли бы обеспечить интеллектуальное общение для своих мужей и образованное нравственное воспитание для своих детей.
В 1531 году он выпустил книгу «Боке по имени Губернатор» , посвященную королю Генриху VIII, которую напечатал Томас Бертелет (1531, 1534, 1536, 1544 и т. Д.). Это трактат по моральной философии , предназначенный для того, чтобы направить образование тех, кому суждено занять высокие должности, и привить те моральные принципы, которые сами по себе могут пригодиться им для выполнения их обязанностей. Эта тема была излюбленной в 16 веке, а книга, в которой было много цитат из классических авторов, пользовалась большой популярностью. Элиот четко осознает свои обязательства перед Erasmus «s Institutio Principis Христиани , но он не делает никаких ссылок на De REGNO и др Regis institutione от Франческо Патрицци (умер 1494), епископ Гаэта , на которой его работа была , несомненно , смоделированный.
Как прозаик, Элиот обогатил английский язык множеством новых слов. В 1536 году он опубликовал популярный трактат по медицине «Кастелл из Хельта» , призванный сделать научные знания об этом искусстве доступными для тех, кто не знаком с греческим языком . Эта работа, хотя и высмеивалась преподавателями, была оценена широкой публикой и быстро прошла через семнадцать изданий. Его латинский словарь , самый ранний всеобъемлющий словарь этого языка, был завершен в 1538 году. Копия первого издания в Британском музее содержит автограф-письмо Элиота Кромвелю, которому он первоначально принадлежал. В 1548 году он был отредактирован и расширен Томасом Купером , епископом Винчестера , который назвал его Bibliotheca Eliotae , и в 1565 году он лег в основу Thesaurus linguae Romanae et Britannicae Купера .
Его образ управления, составленный из актов и приговоров благороднейшего императора Александра Севера (1540 г.), представлял собой перевод с греческого манускрипта секретаря императора Энколпия (или Евколпия , как его называет Элиот), который был ему предоставлен. его написал джентльмен из Неаполя по имени Пудерикус, который попросил вернуть его до завершения перевода. В этих обстоятельствах Элиот, как он утверждает в своем предисловии, использовал другие максимы из разных источников.
Он подвергся яростным нападкам со стороны Хамфри Ходи, а затем и Уильяма Уоттона за то, что он выдвинул псевдоперевод, но Генри Герберт Стивен Крофт (1842–1923) позже обнаружил, что в то время жил неаполитанский джентльмен, носивший имя Подерико, или латинизированный, Пудерикус, с которым Элиот вполне мог быть знаком. Роджер Аш упоминает его Де ребус memorabilibus Angliae и Уильям Webbe цитирует несколько строк потерянного перевода Поетики Ars из Горация .
Детство и юность
Джордж Элиот — псевдоним писательницы. Настоящее имя — Мэри Энн Эванс. Девочка родилась в семье управляющего поместьем Роберта и дочери владельца фабрики Кристианы 22 ноября 1819 года. Через пару месяцев после рождения малышки многодетное семейство перебралось из Нанитона в пригород Ковентри, который находится в западном Мидленте в Англии.
Писательница Джордж Элиот / Википедия
Маленькая Мэри не по годам обладала сильным умом. К тому же ее внешность не соответствовала стандартам красоты того времени, и отец, решив, что замуж ее выдать будет сложно, вложился в образование.
В 16 лет девушка окончила религиозную школу мисс Франклин. После она нигде не обучалась, но много занималась самообразованием. Благодаря отцу Эванс посещала библиотеку в Арбери-холле, где проводила все свободное время. В 1836 году умерла мать Мэри, и девушка взяла на себя заботы о домашнем хозяйстве. Спустя 5 лет вместе с папой переехала в Фоусхилл, оставив дом семье старшего брата. Здесь она познакомилась с Чарльзом Брэйем и другими радикальными философами, чьи книги и труды заставили будущую писательницу изменить отношение к религии.
Старый Опоссум о кошках с любовью
У великих людей бывают слабости. У Элиота – это были кошки. Время от времени он сочинял забавные стихи о кошках для своих крестников. Своих детей у него не было, его брак не задался, и он вёл жизнь холостяка. Кошки её скрашивали. Правда, его любимцы и осложняли её. Нужно срочно отъехать, кому поручать заботу о них?! Работая над кандидатской диссертацией, случайно вычитала, что одно время кошки Элиота находили приют у Ричарда Олдингтона, который был уже женат на поэтессе Хильде Дулитл. Элиот отдавал кошек на время в хорошие руки, в семью. И вот осенью 1939 года выходит книга стихов «Из популярной науки о кошках, написанной Старым Опоссумом» (литературное прозвище Элиота, данное ему Эзрой Паундом).
Жизель Фройнд, фотографируя Элиота летом этого года, познакомилась и с его любимицей кошкой Гризабеллой. С её снимка на нас смотрит лицо напряжённо размышляющего интеллектуала, глаза вдумчивые, проницательные, в складке губ затаилась ирония, вырез ноздрей выдаёт страстность, но своими страстями он владеет. Это человек принципов и порядка: взгляните на ровный пробор его аккуратной (волосок к волоску!) причёски. Это не романтический Мальро с его развевающимися на ветру волосами. Нет, перед нами неоклассицист!
Ни хозяину, ни мастеру фотопортрета и в голову не могло прийти, что оная Гризабелла и хвостатые герои и героини ещё 15 стихотворений Элиота (среди них вездесущий кот по прозвищу Второзаконие, разбойник Макавити, железнодорожный кот Шимблшенкс) в 1980-х годах станут персонажами прославленного мюзикла Cats – «Кошки», музыку к которому написал знаменитый композитор Эндрю Ллойд Уэббер. В его карьере это был первый случай: обычно слагали стихи на его музыку, а тут он должен был идти вслед за Элиотом, и путь этот был далеко не лёгким. Стилистика и синтаксис детских стихов давно опочившего Элиота были уж очень своеобычными. Между тем, всё было именно так! Вначале маститый лондонский режиссёр Тревор Нанн по предложению Уэббера поставил мюзикл в Ист-Энде и свёл с ума весь Лондон, затем «Кошки» покорили Бродвей и вот уже который год «зажигают» москвичей. Вот какие номера откалывают «высоколобые»!
VI. Эпилог
И пусть я не надеюсь вернуться назад
И пусть я не надеюсь
И пусть я не надеюсь вернуться
В колебаньях меж выгодой или потерями
В кратком том переходе где пересекутся мечты
Пересечение грёз сумерки между смертями рождениями
Благослови меня Отче, однако же я
Не желаю желания
Непреложности сей
Из окна широко распахнутого
Белые паруса в неподвижном полёте парят
В сторону гранитного берега
В сторону моря, в сторону полёта
Ещё не сломленных крыльев.
И потерянная душа замирает и радуется
В погибшей сирени и погибшем море голосов
И слабый дух, скорый на противление
Ради поклонения золотой розге
И погибшему морю запахов
Скорый на выздоровление
Криком стонет от трусости и кружит, парит
И слепое око пустые формы ткёт
Во вратах из слоновой кости
И чутьё воссоздаёт
Солёный вкус песчаной земли
Это время туго натянуто между смертью и рождением
Место уединения где мечты пересекаются
Меж голубыми горами
Поскольку когда голоса всколыхнутся с ветвей и
Польются прочь от дерева-тиса и
Позволят всем тисам в округе всколыхнуться и отвечать
Благословенная сестра, святая мать
Допусти нас к неподдельным себе
Вместе с ложью
Научи нас любви и безразличию
Научи нас смирению
Даже среди этих гор
Нашего спокойствия в воле Его
И даже среди этих гор
Сестра, мать
Дух моря, и дух реки,
Допусти мне не быть отлучённым
И позволь мне с плачем прийти к Тебе
Примечания
- Эллиот, Генри (дипломат) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эллиот, Генри (историк) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эллиот, Гилберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эллиот, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эллиот, Ионафан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эллиот, Иосиф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эллиот, Чарльз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эллиот, Чарльс-Джильберт-Джон-Брайдон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эллиот, Эбенезер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Элиот, Джон (адмирал) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Элиот, Вильям // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Поэзия
Примерно в это же время Т.С. Элиот начал дружбу на всю жизнь с американцем. поэт Эзра Паунд, который сразу же признал поэтического гения Элиота и работал над публикацией его работ. Первым стихотворением этого периода и первым из важных произведений Элиота была «Песня о любви Дж. Альфреда Пруфрока», появившаяся в «Поэзии» в 1915 году. Его первая книга стихов «Пруфрок и другие наблюдения» последовала в 1917 году. и коллекция утвердила Элиота как ведущего поэта своего времени.Писая стихи и занимаясь своей повседневной работой, Элиот был занят написанием литературной критики и обзоров, и его работа в области критики станет такой же уважаемой, как и его поэзия.
В 1919 году Элиот опубликовал «Стихи», в которых содержались «Gerontion.» Стихотворение было пустым стихотворным внутренним монологом, и оно было непохоже на все, что когда-либо было написано на английском языке. Как будто это не привлекло достаточного внимания, в 1922 году Элиот увидел публикацию «Пустоши», колоссального и сложного исследования послевоенного разочарования. В то время, когда он писал стихотворение, брак Элиота терпел неудачу, и он и его жена испытывали «нервные расстройства».
«Пустынная земля» почти сразу вызвала культовое следование от всех литературные уголки,и это часто считают самой влиятельной поэтической работой 20-ого столетия. В том же году была опубликована «Пустошь», Элиот основал то, что станет влиятельным литературным журналом под названием «Критерий». Поэт также редактировал журнал на протяжении всего периода его публикации (1922-1939). Два года спустя Элиот покинул свой банковский пост, чтобы присоединиться к издательству Faber & Faber, где он оставался до конца своей карьеры, руководя работой многих молодых поэтов. (Он официально стал гражданином Великобритании в 1927 году.)
Что бы там ни было, Элиот продолжал писать, а его основные поздние стихи включают «Пепельную среду» (1930) и «Четыре квартета» (1943). В этот период он также написал «Использование поэзии и использование критики» (1933),После странных богов (1934) и заметки к определению культуры (1940). За его огромное влияние — в поэзии, критике и драме — Т.С. Элиот получил Нобелевскую премию по литературе в 1948 году.
Старый Опоссум о кошках с любовью
У великих людей бывают слабости. У Элиота – это были кошки. Время от времени он сочинял забавные стихи о кошках для своих крестников. Своих детей у него не было, его брак не задался, и он вёл жизнь холостяка. Кошки её скрашивали. Правда, его любимцы и осложняли её. Нужно срочно отъехать, кому поручать заботу о них?! Работая над кандидатской диссертацией, случайно вычитала, что одно время кошки Элиота находили приют у Ричарда Олдингтона, который был уже женат на поэтессе Хильде Дулитл. Элиот отдавал кошек на время в хорошие руки, в семью. И вот осенью 1939 года выходит книга стихов «Из популярной науки о кошках, написанной Старым Опоссумом» (литературное прозвище Элиота, данное ему Эзрой Паундом).
Жизель Фройнд, фотографируя Элиота летом этого года, познакомилась и с его любимицей кошкой Гризабеллой. С её снимка на нас смотрит лицо напряжённо размышляющего интеллектуала, глаза вдумчивые, проницательные, в складке губ затаилась ирония, вырез ноздрей выдаёт страстность, но своими страстями он владеет. Это человек принципов и порядка: взгляните на ровный пробор его аккуратной (волосок к волоску!) причёски. Это не романтический Мальро с его развевающимися на ветру волосами. Нет, перед нами неоклассицист!
Ни хозяину, ни мастеру фотопортрета и в голову не могло прийти, что оная Гризабелла и хвостатые герои и героини ещё 15 стихотворений Элиота (среди них вездесущий кот по прозвищу Второзаконие, разбойник Макавити, железнодорожный кот Шимблшенкс) в 1980-х годах станут персонажами прославленного мюзикла Cats – «Кошки», музыку к которому написал знаменитый композитор Эндрю Ллойд Уэббер. В его карьере это был первый случай: обычно слагали стихи на его музыку, а тут он должен был идти вслед за Элиотом, и путь этот был далеко не лёгким. Стилистика и синтаксис детских стихов давно опочившего Элиота были уж очень своеобычными. Между тем, всё было именно так! Вначале маститый лондонский режиссёр Тревор Нанн по предложению Уэббера поставил мюзикл в Ист-Энде и свёл с ума весь Лондон, затем «Кошки» покорили Бродвей и вот уже который год «зажигают» москвичей. Вот какие номера откалывают «высоколобые»!
Биография
ФИО:
Томас Элиот
Жанр:
Поэзия
Томас Элиот — американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.
Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма начал писать стихи. В 1906 после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете.
В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит. Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма. В 1914 он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.
Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями.
В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 в литературном американском журнале Little Review, основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи». В 1922 Элиот опубликовал своё самое значительное произведение — поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.
Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера. Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую.
В 1927 Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумия о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.
В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развёлся с супругой.
Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.
В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.
Умер в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Наследие
Элиот был и остается одним из самых уважаемых и широко читаемых поэтов в англоязычном мире. Его стихи, пьесы и критические статьи оказали существенное влияние на мировую культуру XX века. Иосиф Бродский откликнулся на известие о смерти Элиота пространной элегией. Венди Коуп написала несколько пародий на стихи Элиота (в том числе «Лимерики Бесплодная земля»). Эндрю Ллойд Уэббер написал на стихи Элиота популярный мюзикл «Кошки». Помимо Уэббера, на стихи Элиота писали музыку Артур Лурье, Игорь Стравинский, Бенджамен Бриттен, Эйноюхани Раутаваара, Софья Губайдулина, Томас Адес, Александр Маноцков.
Американская мелодик-дэт команда Darkest Hour в своей песне «The Light at the End of the World» на альбоме «Deliver Us» 2007 года, в качестве стиха использовала отрывок из произведения «Бесплодная земля».
Начиная с 1993 года присуждается премия Т. С. Элиота за лучший сборник новых стихотворений, впервые изданный в Великобритании или Ирландии, с 1997 — одноимённая премия для американских поэтов.
Причины популярности Элиота
Почему же творчество Томаса Элиота до сих пор интересует многих? Причины разнообразны. Основная из них заключается в том, что этот автор стал крупнейшим обновителем поэтического творчества. Стихи на английском Т. Элиота переводили Хименес, Монтале и Сеферис. К 1969 году произведения Томаса были переведены на главные европейские языки, а также на китайский, японский, урду, хинди, арабский и т. д. И в наши дни любая издаваемая в Америке или Англии книга, посвященная современной поэзии, как правило, начинается с тезиса о значимости Томаса Элиота, о том большом вкладе, который он внес в развитие словесного творчества.
V. Молчащее слово
Если погибшее слово потеряно,
Если утрачено слово растраченное,
Если оно не услышано, и не сказано,
Слово не сказано, не услышано;
Слово не высказано безмолвием,
Слово не услышано,
Слово в пустотах отсутствия слова,
Слово в пределах мира и ради этого мира.
И свет его изгнан во тьму.
И напротив Слова говорливого мира
Безмолвие кружит вокруг
Центра молчащего Слова.
О мой человек, что я сделать могу для тебя?
Где будет создано Слово,
Где зазвучит воля Слова?
Не здесь, здесь достаточной нет тишины.
Нет в море и на островах,
И нет на материках, в пустыне или
Дождливой земле.
Для тех, кто гуляет там, в темноте
Во время дня, и в ночные часы
В назначенном времени и назначенном месте.
Нет ни места для милости
Тем, кто сторонится Лица,
Ни времени для радости
Тем, кто гуляя меж звуков
Его отрицает Голос.
Воля сестры, укрытой покровами,
Молит за тех,
Кто гуляет там, в темноте,
Кто выбрал Тебя
И противясь Тебе,
Мечется при звуках рожка
Между — от сезона к сезону,
От времени ко времени,
От часа к часу,
От слова к слову,
От силы к силе
Кто это там ждёт в темноте?
Воля сестры, укрытой покровами,
Молит за детей у ворот,
Чья воля струится прочь и не молится,
Молит за тех, кто отдал предпочтение
Сопротивлению.
О мой человек, что я сделать могу для тебя?
Воля сестры, укрытой покровами,
Меж стройных деревьев тиса
Молит за тех, кто её оскорбляет, и ужасает,
И не приходит в отчаяние,
И утверждает пред миром, и отрицает
Там, меж горами в последней пустыне
Там, меж горами последними синими
В пустыне сада, в саду пустыни сухой,
Наполненной злобой рта
Иссохшего зёрнышка яблони.
О мой человек.
II. Леди тишины
Леди, три белых пантеры
под можжевеловым деревом
сидят в прохладе дневной.
Питаются до насыщения
моим сердцем, ногами, печенью,
тем, что было когда-то мной.
Обглоданный череп впадинами зияет.
И Бог вопрошает:
Будут ли жить эти кости?
Будут ли жить эти кости?
И то, что когда-то
эти кости вместе держало,
(кости, успевшие высохнуть…) в ответ прошептало:
Поскольку леди добра,
поскольку любвеобильна,
поскольку в своих размышлениях
к Деве обращена,
мы озарены сиянием. И я, кто сокрыт здесь,
забвению
предаю все земные дела свои,
и любовь потомков, покинутых мной,
и тыквы пустые плоды.
Всё будет возвращено.
Завязаны в узелок
кишки вокруг моих глаз,
а с ними те потроха,
что пантеры не съели в назначенный час.
И отходит назад, удаляется
Леди в белом плаще.
и уходит вдаль, созерцая,
Леди в белом плаще.
Позволь белизне костей беспамятство искупить.
Нет жизни в них боле.
По мере того, как я забыл,
как и хотел забыть,
как и хотел забывать,
и сопричастным стать
средоточию воли.
И Бог сказал
о пророчестве ветру,
ветру лишь, только лишь,
прислушайся, ветер, к шепоту,
слышишь — кости поют,
шуршат под лапкой кузнечика
песенку-поговорочку:
Леди молчания,
спокойная и утомленная,
рви самое неразрывное,
восходи к источнику памяти,
восходи к истокам забвения,
истощенная и жизнь дающая,
терзающая без устали,
одинокая Роза
ныне в Саду
где любая любовь кончается.
Где положен предел мучениям
любви неразделенной, несбыточной,
и где множатся муки разлуки
тех сердец, что друг друга нашли.
Конец пути бесконечного
к чему-то,
что не кончается.
Завершение неоконченного.
Речь без слова
и слово без говора.
Благодарение Матери Сада,
где любая любовь кончается.
Под можжевеловым деревом,
сияя и рассыпаясь,
кости пели: Мы рады рассыпаться,
маленькую любезность
друг другу предоставляя,
под деревом в прохладе дня,
с благодетелем-песком, что нас засыпает,
себя и друг друга забывая,
с тишиной пустыни соединяясь.
Эту страну придется вам
делить на участки по жребию.
Затронет это деление
не только целостность вещества.
Вот эта земля. Нынче мы
обладатели наследства.