Сочинения и популярные темы докладов

Постмодернизм в живописи

Постмодернизм

Само название данного стиля переводится как «после модерна». Но так однозначно постмодернизм воспринимать нельзя. Это не только направление в искусстве – это выражение человеческого мировосприятия, состояние души. Постмодернизм – это способ выразить себя. Главные особенности этого стиля – противопоставление реализму, отрицание норм, применение готовых форм, а также ирония.

Возник постмодернизм как способ противостоять модерну. Расцвет этого стиля пришёлся на вторую половину ХХ века. Впервые термин «постмодернизм» был использован в 1917 году в статье, которая критиковала теорию Ницше о сверхчеловеке.

Концепции постмодернизма таковы:

  • Это итог политики и неоконсервативной идеологии, для которых характерны эклектика, фетишизм.
  • Умберто Эко (о котором будет написано ниже) определял этот жанр как механизм, который служит для смены одной эпохи в культуре на другую.
  • Постмодернизм — это способ переосмысления прошлого, поскольку уничтожить его нельзя.
  • Это уникальный период, в основе которого — особое понимание мира.
  • Х. Летен и С. Сулейман считали, что постмодернизм нельзя считать целостным художественным явлением.
  • Это эпоха, главной чертой которой была вера в то, что разум всемогущ.

Произведение искусства

Модернизм: Произведение искусства — это виртуозно выполненный объект, одна работа как завершенное целое. Работа художника — мастерство и умение. Работа с визуальным, с понятие красоты, вызывающем эстетическое наслаждение. Красиво «по-модернистки» — это когда сложно сделать. Поиск совершенного языка, всё всегда очень качественно и серьезно — все соревнуются, кто красивее нарисует и качественнее сделает. Фотография понятна, красива, развлекательна. Оценка произведения искусства производится с точки зрения его авторства, эстетических и технических характеристик, уникальности — например, напечатали ли вручную, авторский ли отпечаток. Часто автор действует по наитию, спонтанно, бессознательно. Важны гений автора и вдохновение. Здесь знание в искусстве — это знание формы. Задача искусства — поразить качеством исполнения.

Постмодернизм: Произведение искусство — это мысль. Работа художника — это идея и художественный жест. Художник — больше не производитель объектов, а исследователь, который хочет более глубокого разговора, чем просто умение и навык. Он часто отбирает, комбинирует, переносит или размещает в новом месте

Отказ от ремесла — произведение может быть изготовлено не самим автором, так как не важно кто произвел, важно в чём художественный жест. Произведение — это бесконечный текст*, цитатность, интетекст, пастишь

Оно больше не работает с понятием красоты. Только серия воспринимается как произведение. Современное искусство не связано с понятиями гения, вдохновения и мастерства. Художник всегда знает, что делает

Это искусство практик менеджеров, где большое внимание уделяется знанию контекста. Знание в искусстве — это знание философии, науки, социологии

Всё это теперь вплетено в искусство. Искусство — это то, что несет мысль. Произведение — источник дискомфорта.
* — здесь под текстом понимается обобщенный совокупный культурный опыт, последовательность написанных до автора произведений, повлиявших на его становление, как бесконечная цепь опыта, отсылок и цитат.

Философия постмодернизма

Главной сутью постмодернизма в философии является представление о том, что реальность не может быть познана или описана объективно. Это контрастирует с модернистским взглядом, согласно которому реальность можно понять объективно.

Философии постмодернизма присущи следующие особенности:

  • правда и заблуждение являются синонимами (то, что сегодня является фактом, завтра может быть ложью);
  • само-концептуализация и рационализация (логика и объективность отвергаются, они опираются на мнения, а не на факты);
  • абсолютной истины не существует (понятие истины является искусственной иллюзией, которую люди используют для получения власти над другими);
  • традиционная власть ложна и коррумпирована (они выступают против ограничений религиозной морали и светской власти);
  • глобализация и интернационализация (национальные границы являются помехой для человеческого общения, а национализм вызывает войны);
  • защита окружающей среды;
  • коллективная собственность (по мнению постмодернистов, этот способ был бы лучшим способом управления товарами и услугами);
  • разочарование в модернизме (они сожалеют о невыполненных обещаниях науки, техники, правительства и религии);
  • мораль — личное дело каждого (этика — это что-то относительное, мораль — этический кодекс каждого человека, нет необходимости следовать традиционным ценностям и правилам);
  • все религии действительны (имеют право на существование);
  • либеральная этика (они поддерживают феминисток и гомосексуалистов).

Плюсы и минусы профессии

Постмодернизм в искусстве

Исследователи отмечают двойственность постмодернистского искусства: утрату наследия европейских художественных традиций и чрезмерную зависимость от культуры кино, моды и коммерческой графики, а, с другой стороны, постмодернистское искусство провоцирует острые вопросы, требуя не менее острых ответов и затрагивая самые насущные проблемы морали, что полностью совпадает с исконной миссией искусства как такового.

Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения, что делает возможным потенциальную универсальность постмодернистского искусства, его способность включить в себя всю палитру жизненных явлений, но также зачастую приводит к нигилизму, своеволию и абсурдности, подстраиванию критериев искусства к творческой фантазии художника, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.

Парадоксальная смесь стилей и направлений

Парадоксальная смесь стилей, направлений и традиций в постмодернистском искусстве позволяет исследователям увидеть в нём не «свидетельство агонии искусства, а творческую почву для формирования новых культурных феноменов, жизненно важных для развития искусства и культуры».

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

О журнале:

«Сезоны года» — это журнал о природе, окружающем мире, культуре и обществе.

Образовательные материалы для детей, помощник в учёбе школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Миммо Паладино

Итальянский художник-постмодернист. Родился в южной части страны. Окончил колледж искусств. В возрождении изобразительного искусства в 70-х годах он играл одну из ведущих ролей. В основном работал в технике темперной фрески. В 1980 году в Венеции его работы были впервые представлены на выставке, в числе картин других художников-постмодернистов. Среди них были такие имена, как Сандро Киа, Никола де Мария, Франческо Клементе и других. Через год художественным музеем города Базеле была организована персональная выставка картин Миммо Паладино. Затем было ещё несколько персоналий в других городах Италии. Помимо написания картин, художник был скульптором.

Свои первые работы он изваял в 1980 году. Его скульптуры обрели популярность практически сразу. Они были выставлены в Лондоне и в Париже в самых престижных залах. В 90-е годы Миммо создал свой цикл из 20 белых скульптур, выполненных в смешанной технике. Художник получил звание почётного члена Королевской Академии художестве в Лондоне. Также М. Паладино является автором декораций к спектаклям театров Рима и Аргентины. Живопись в жизни Миммо играла ведущую роль.

Модернизм в изобразительном искусстве

Odilon Redon. Butterflies, around 1910 (Museum of Modern Art)

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия. Наиболее значительными модернистскими направлениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы, отвергнутые жюри Парижского салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. В первой половине XX века развитие модернизма было связано с развитием школы Баухаус и распространением идей Нового ви́дения.

Проблемы определения

Философ Джон Дили выступил за спорное утверждение , что ярлык «постмодернистский» для таких мыслителей, как Деррид и др. является преждевременным . Поскольку «так называемые» постмодернисты следуют полностью современной тенденции идеализма , это больше ультрамодернизм, чем что-либо еще. Постмодернизм, который оправдывает свое название, поэтому не должен больше ограничиваться досовременной озабоченностью «вещами» или современной ограниченностью «идеями», но должен прийти к соглашению со способом знаков, воплощенным в семиотических доктринах такие мыслители, как португальский философ Джон Пуансо и американский философ Чарльз Сандерс Пирс . Пишет Дили,

История возникновения

В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин – популяризировать работы живописцев. Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма.

Каждое из течений имело свою идейную, эстетическую, художественную и стилевую специфику, но их общей тенденцией стал протест против социально-деструктивных процессов, происходящих в буржуазном обществе и отказ от канонов реализма и романтизма.

Революции и войны, в которые втянуто большинство стран мира, способствуют пересмотру прежних представлений о цвете, форме, красоте и пространстве. Париж становится центром паломничества для художников со всего мира. Знаменем нового века становятся стремление к резкой, разрушительной деформации, поиск новых, экспериментальных форм выражения.

Постмодернизм в искусстве

Впервые этот стиль проявился в двух видах искусства – постмодернизм в живописи и в литературе. Первые нотки этого направления появились в романе Германа Гассе «Степной волк». Эта книга – настольная для представителей субкультуры – хиппи. В литературе представителями направления «постмодернизм» являются такие писатели, как: Умберто Эко, Татьяна Толстая, Хорхе Борхес, Виктор Пелевин. Один из самых знаменитых романов в этом стиле – «Имя розы». Автор этой книги – Умберто Эко. В искусстве кино самым первым фильмом, созданным в стиле постмодерна, стала картина «Уродцы». Жанр фильма — ужасы. Самый яркий представитель постмодернизма в кино — Квентин Тарантино.

Этот стиль не делает попыток создавать какие-либо универсальные каноны. Единственная ценность здесь — это свобода творца и отсутствие ограничений для самовыражения. Главный принцип постмодернизма — «всё разрешено».

Похожие статьи

Пролапс митрального клапана 1, 2, 3 степени

Идейные истоки

На формирование постмодернистской философии оказали влияние Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн. Ф. Ницше выступил с требованием переоценки ценностей, отказом от идейных наработок классической философии и абсолютности истины. Ф. Ницше — провозвестник постмодернистской философии. Ницшеанскую линию мысли продолжил М. Хайдеггер своей критикой разума. По его мысли, новоевропейский разум характеризуется инструментальностью, символом чего является техника. Техника не оставляет места для гуманизма. Поэтому общество техники антигуманно. Влияние философии Л. Витгенштейна сказалось во внимании философии постмодернизма к анализу структуры языка. Указанные траектории осмысления духовного состояния общества находят свое развитие в постмодернистской философии.

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернистский архитектурный стиль возник в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.

Постмодернистская архитектура отошла от формальностей модернизма, стала включать игривую и символическую стилистику, с использованием таких методов как: разные формы, цвета и оптическая иллюзия, применение разных элементов и структурных форм (от классической архитектуры до современного дизайна).

Постмодернистская архитектура имеет тенденцию быть очень декоративной, причудливой и считается эстетическим китчем; часто сосредотачивается на форме, а не на функции.

Строения в основном имеют метафорическую природу.

Примером является храм Лотоса в Нью-Дели, в форме цветка лотоса, построенный в 1986 г.,
архитектор Фариборз Сахба.

Архитекторы стремились соединить элементы дизайна из нескольких стилей, ломая границы между ними. Поэтому постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.

Эпоха постмодерна

Постмодерн является антитезой модерна. Это конец традиционных структур и институтов. Это потеря веры в идею прогресса, идею о том, что мы постоянно движемся вдоль единственного пути к определенной всеобщей цели. Вместо этого делается акцент на плюрализм, на разнообразие и на различие

Если модерн акцентировал внимание на упорядоченности, согласованности, стабильности, автономии и универсальности, то постмодерн отдает предпочтение разобщенности, разнообразию, прерывистости, случайности, и прагматизму. Постмодерн стремится разрушить прежние источники власти и силы

Ведь власти нельзя доверять. 

Постмодерн пытается установить менее иерархический подход, при котором источники власти будут иметь более диффузный характер. Он опирается на недоверие истинности восприятия мира органами чувств и отрицает правду как таковую, утверждая, что сколько существует людей столько существует и истин. Форму правления в постиндустриальном обществе можно обозвать нетократией. Нетократия — некая форма управления обществом, при которой главную роль играют не материальные ценности, а обладание информацией. Так как в наше время именно информация может обеспечить человека властью над социумом

Центральным звеном постмодерна становится  уже не сам субъект, так как он »мертв», а его роль.Очень важно разобраться в терминах »постмодерн» и  »постмодернизм». Постмодерн — культурная концепция, парадигма, которая заменила модерн

В то время как постмодернизм- совокупность взглядов в современной философии, искусстве, литературе, опирающихся на понятие »новой чувствительности», которое в свою очередь опровергает многие сложившиеся установки культуры Нового времени. Эти два термина напрямую связаны между собой и один не может существовать без другого.

Модернизм в в музыке

Модернизм в музыке — искусствоведческое понятие, которое указывает на различные инновационные тенденции в музыке, а также на активное стремление музыкантов заниматься дальнейшей модернизацией её эстетического облика.

Так, например, авторитетный американский дирижёр, музыковед и музыкально-общественный деятель Леон Ботштейн (англ. Leon Botstein) полагает, что модернизм в музыке характеризуется повышенной восприимчивостью к прогрессу в области современной культуры, науки, и техники, а также позитивистскими взглядами на урбанизацию и многие явления массовой культуры, хотя при этом Ботштейн указывает и на то, что в эстетике музыкального модернизма «отражается не только творческий энтузиазм, но и социальная тревога».

Роль некоего «стилистического моста» между поздним австро-германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века сыграло творчество выдающегося австрийского композитора и дирижёра Густава Малера.

Сюрреалистическая музыка (англ. Surrealist music) — направление в музыке, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции.

Сюрреалистическая музыка характеризуется парадоксальным сочетанием различных музыкальных форм и стилей, а также использованием неожиданных звуковых аллюзий.

Теодор Адорно определяет сюрреалистическую музыку как «совмещение исторически девальвированных музыкальных фрагментов посредством такого их монтажа, который позволяет придать им смыслы в рамках нового эстетического единства».

Известные художники-постмодернисты

Поскольку мы — современники постмодернисткого искусства, трудно выделить знаковые имена эпохи: как говорится, «лицом к лицу лица не увидать». Лишь по прошествии времени можно будет сказать, какие художники оставили выразительный след в истории живописи, а чья известность была всего лишь данью моде. Но, поскольку постмодернизм развивается более полувека, можно назвать некоторые имена, уже вписанные в историю.

К таковым относятся, к примеру:

  • дадаист, сюрреалист и основатель концептуализма Марсель Дюшан (Marcel Duchamp);
  • лидер поп-арта Энди Уорхол (Andy Warhol);
  • пионер ассамбляжа Сезар Бальдаччини (César Baldaccini);
  • известный концептуалист Брюс Науман (Bruce Nauman);
  • Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Ремедиос Варо (Remedios Varo Uranga), Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon), Дэмиен Херст (Damien Hirst), Джефф Кунс (Jeff Koons).

Что есть «постмодерн»?

Современная реальность в философии характеризуется как постмодерн (или постмодернизм). Постмодерн есть наша современная эпоха, пришедшая на смену «модерну» (модерн – значит «новый»; Новая история сменилась Новейшей). Если в эпоху Нового времени (модерна) для многих философов была характерна вера в разум, прогресс и силу человека, то в эпоху постмодерна наступает разочарования в этих прежних ценностях.

Разум не всесилен. Более того, разум может порождать страшные вещи (атомная бомба, например).

Прогресс также не несет в себе исключительного блага, что видно на примере истории XX века (мировые войны и др. проблемы).

В Средние века центром мировоззрения был Бог, в Новое время – человек, в эпоху Постмодерна – уже и не Бог и не человек. Современные люди сами решают, во что верить и верить ли вообще. Общество и человек как будто сами конструируют для себя свою реальность (так в эпоху постмодерна формируется такое философское направление как конструктивизм).

Поэтому постмодерн не представляет из себя какой-то единой цельной философской системы. Он представляет из себя скорее некую «разочарованность» в предыдущих ценностях. Наиболее яркие представители постмодерна: М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида и др.

Мы в VK

«Пост» в интернете

Мемы, стримы, обзоры на фильмы и книги – это все переработка первичного продукта. Мы иногда чаще смотрим Женю Badcomedian и летсплеи, чем смотрим русские фильмы и проходим игры. А мемы — это вообще идеальное объяснение «что такое постмодернизм». Тут и единство форм, и бесконечное цитирование, и чёрный юмор, и высмеивание всего и вся, и быстрая сменяемость инфоповодов, и, конечно же, наши любимые отсылки.

Именно поэтому не только постмодернисты, но и мы все, живем в обществе постмодерна. Спойлер на будущее: на самом деле скоро миром будет править уже метамодерн: люди потихоньку устают от бесконечного смеха и возвращаются к человеческим переживаниям – так и рождается метамодерн, от постмодерна немного назад – к модерну.

Постмодернизм

Подробности
Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности
Опубликовано 22.07.2015 13:27
Просмотров: 4015

Постмодернизм – «опасное культурное явление», которое «размонтировало современный мир до состояния кладбища, где нет ничего живого, но любая вещь или идея издает запах тлена» (А.И. Солженицын).

Эту характеристику постмодернизма мы можем считать частным мнением. А что по этому поводу говорят искусствоведы?Некоторые из них частично согласны с этим мнением, в частности, Жан Брикмон, Ален Сокал. В своей книге «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» они говорят о том, что постмодернизм не имеет реальных теоретических оснований, а представляет собой софистику и интеллектуальные уловки. Задача их книги – показать, что «король голый».

Материалы и отделка

Жестких рамок, определяющих подбор отделочных материалов, для постмодерна не существует. Можно использовать фактурные штукатурки, деревянные панели с интересной текстурой, каменный шпон или обои.

Оформление стен, пола и потолка

Стены служат фоном для декоративных деталей, поэтому и оформление их менее выразительно, чем декор. Можно сделать акцент на одной стене, а другие оставить ровными и гладкими, но если планируется зонирование помещения, выполнить каждую в своем стиле.

Уместными будут:

  • ниши, винтовые конструкции, арки с подсветкой;
  • декоративные вставки из металла или стекла в виде геометрических фигур;
  • аэрография, принты, роспись акриловыми красками.

Потолок к дизайну интерьера в стиле постмодернизм лучше всего подходит многоуровневый или кессонный, со скрытой подсветкой. Материалы выбираются самые разные — гипсокартон, витражи, натяжное или даже напольное покрытие. Популярное решение — покраска бетонной плиты вместе с коммуникациями.

Цветовая гамма зависит от создания желаемого эффекта в помещении — преобладают светлые тона, но иногда требуется сделать яркий акцент на потолке.

Материал для пола выбирается в зависимости от назначения помещения: в жилых кладут паркет или ковровое покрытие, в кухонной и санитарной зоне — плитку. Если есть узор, то он должен быть геометрическим, со строгими линиями. Рисунки ковров предпочтительнее абстрактные или асимметричные, подойдут и орнаменты в этнографическом стиле.

Реконструкция: Метамодернистская “Трансцендентность” и Возвращение Мифа

Причины появления

Возникновение постмодернизма обычно связывается с усталостью от прогресса, который ассоциировался с целенаправленным развитием науки и техники, повышением благосостояния народа, веры в социальное развитие и рациональное планирование. Постмодернизм зародился из глубокого разочарования в ценностях и идеалах, сложившихся на протяжении предшествующих двух столетий. Философское течение подвергает сомнению неоспариваемый авторитет объективности и способность науки завершить свой «модернистский проект».

Это объясняется временем возникновения постмодернизма как массового умонастроения в конце 60-х гг., когда происходит окончательное разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам». Переломным моментом такого разочарования стали социально-политические события, произошедшие в 1968 г. Например, майские волнения во Франции, когда леворадикальные силы столкнулись с механизмами власти и оказались неспособны претворить свои требования в реальность.

Окна и двери

Строгих требований к размеру оконных и дверных проемов не предъявляется, но большие окна с распашными или поворотными механизмами предпочтительнее — при достаточном естественном освещении хорошо видна игра цветовых контрастов.

Декорирование оконных проемов не должно быть многослойным с использованием тюля и портьер. Для комнаты в стиле постмодерн подойдут рулонные шторы или жалюзи.

Межкомнатные двери лучше поставить раздвижные, складные или телескопические — в сочетании со светлыми стенами это придаст комнате ощущение простора. Смелое решение, если позволяют возможности, — вращающаяся дверь из стекла. Дверные проемы не выделяются, конструктивные элементы сами могут выступать в качестве декора.

Модернизм в архитектуре

Основная статья: Архитектурный модернизм

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с конца 1900-х/начала 1920-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. Появление модернизма связывают с социальными изменениями в социальной среде того времени. Он отразил настроения, взгляды и вкусы людей, которые в XIX веке совершили настоящий промышленный переворот. Этими людьми были банкиры, промышленники и купцы, именно для них и была создана данная культура. В обиходе модернизм получил название «стиль миллионеров».

В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах России, движение «баухаус» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Есть ли автор?

Художники, представляющие постмодернизм в живописи пользуются вседозволенностью, воплощая свои идеи. Они могут вплетать всеми узнаваемые логотипы брэндов, переводя таким образом рыночный продукт в сферу искусства, а искусство подпитывая популярными знаками (вместе с тем «снижая» его, позволяя произведениям становиться воспроизводимыми) (Энди Уорхол «Мерлин Монро», 1967; Коллаборация дома Louis Vuitton с Джеффом Кунсом, 2017 г.).

Но могут осуществляться и более беспардонные шаги: сознательное и целенаправленное использование чужой интеллектуальной собственности (картин, снимков) как своих с опять же изменением статуса этих объектов (Ричард Принс «Без названия (Ковбой)», 1989). Художники пересматривают концепт авторства и авторского продукта (как известно, Ролан Барт еще в 1967 году зафиксировал «смерть автора»). Осмыслению предается то, что художник только использует различные (уже созданные!) тексты, сочетая их между собой (Джефф Кунс, обложка альбома Lady Gaga «Artpop», 2013). Художник, таким образом, в большей степени выполняет механические функции, а сама возможность создания принципиально нового продукта ставится под сомнение, ведь все уже было в «Симпсонах». Постмодернизм намекает, что, если хочешь знать будущее – посмотри назад, пока варианта лучше не придумано.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Под знаком модернизма

Культурная ситуация первой половины XX века складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм — таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века.

«Модерн» — направление в искусстве

В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne — новейший, современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем, или «либерти», в Великобритании — стилем «модерн», в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Велде, в Австрии — сецессионом, в Германии — югендстилем. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя таким образом процветание и могущество торговли.

Многогранность искусства модернизма

Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) — собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн».

Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно. Главное различие между модернизм и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы. Авангард невозможен без активного «художественного антиповедения», без скандала, эпатажа. Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм.

Отличие постмодернизма от модернизма

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это неэкстремистское отрицание все того же Модерна.

Отличие постмодернизма от модернизмасостоит в следующем:

Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку

Модернизм

Постмодернизм

СкандальностьКонформизм
Антимещанский пафосОтсутствие пафоса
Эмоциональное отрицание предшествущегоДеловое использование предшествующего
Первичность как позицияВторичность как позиция
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое»Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё»
Декларируемая элитарностьНедекларируемая демократичность
Преобладание идеального над материальнымКоммерческий успех
Вера в высокое искусствоАнтиутопичность
Фактическая культурная преемственностьОтказ от предыдущей культурной парадигмы
Отчетливость границы искусство-неискусствоВсё может называться искусством

Автор произведения

Модернизм: Триумф гения автора. Автор — герой, сильная личность. Он стремится к совершенству языка. Он меняет мир к лучшему, каждый день с 9:00 совершая подвиги. То, что видит зритель тождественно тому, что нарисовал художник. Согласно классической парадигме, зритель не влияет на произведение искусства и, как следствие, не является его частью.

Постмодернизм: Смерть автора — нет никакой авторской заслуги в работе. Авторская функция — теперь производная от текста, художественного и жизненного контекста. Восприятие художника и зрителя может не совпадать. Задача художника создать среду, в которой зритель почувствовал бы себя сопричастным к созданию произведению искусства. Зритель перетрансформирует в своем восприятии оригинальный текст так, что тот в результате деконструкции, перестает быть тождеством оригиналу и становится не текстом автора, а текстом читателя. Зритель — полноправный творец произведения наравне с автором.

Причины появления внутричерепной гипертензии

Такое опасное состояние, как внутричерепная гипертензия, может возникать по разным причинам. К ним относят:

  • Родовые травмы
  • Гипертония
  • Воспалительные процессы головного мозга
  • Патологические процессы в печени, надпочечниках
  • Отравление токсическими веществами
  • Остеохондроз шейного отдела позвоночника
  • Закрытые черепно-мозговые травмы
  • Нарушение обмена веществ
  • Новообразования различной этиологии
  • Гематомы
  • Инсульт
  • Менингит
  • Гидроцефалия
  • Гипертиреоз
  • Некоторые инфекционные болезни
  • Сахарный диабет
  • Прием определенных лекарственных препаратов

Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования