Дидактика
Содержание
- 1 Марк Твен. Краткие содержания произведений
- 2 Категории дидактики
- 3 IV. Производство
- 4 Основные дидактические концепции
- 5 Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия
- 6 Внутренний уровень дидактической системыПравить
- 7 Принцип сознательности и активности
- 8 Развитие дидактики
- 9 Основные функции дидактики
- 10 Что такое дидактика
- 11 Принцип активности обучаемых
- 12 Происхождение дидактики
Марк Твен. Краткие содержания произведений
Категории дидактики
Основными и важными категории дидактики являются:
- обучение.
Обучение — это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и педагога, результатом которого является усвоение обучающихся определенной конкретной системы знаний, деятельности и способов мышления, а также отношения к окружающему миру и к самому себе.
закономерность обучения.
Закономерность обучения — совокупность общих, объективных необходимых и важных связей между компонентами процесса обучения и дидактическими явлениями, которое характеризует их функционирование и развитие.
преподавание
Преподавание — это управление учебной деятельности обучающихся, а также помощь им в усвоении знаний и в овладевании отношением к окружающему миру и к себе, а также овладевание основными способами мышления.
принципы обучения
Принципы обучения — это главные или руководящие положения, которые определяют требования к содержанию, а также осуществлению учебного процесса.
учебная деятельность (или как ее многие называют — учение)
Это познавательная целенаправленная деятельность обучающихся, которая направлена на усвоение знаний и овладевание основными способами мышления и отношением к окружающему миру и к самому себе.
Дидактика выполняет ряд важнейших функций.
- развивающая (то есть развитие и формирование психических качеств личности и их изменение).
- воспитательная (то есть связь между отношениями и знаниями. Отношения могут быть как к себе и другим людям, так и к окружающему миру).
- обучающая (передача системы знаний, навыков и умений на всех этапах развития личности).
Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:
- установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;
- раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;
- раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.
Это зависимости между определенными действиями, содержанием, методами и результатами обучения; и закономерности, проявляющиеся в природе.
Значение дидактики:
- дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;
- выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;
- нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.
IV. Производство
Международная индустрия по производству масла оливы – это многофункциональный сегмент бизнеса, для овладения которым требуется множество знаний, как о химическом составе, так и о эффективных методах сбора, измельчения и хранения.
№45 Экспертами по оливковым маслам не рождаются — ими становятся
С целью предоставления доступа к обучающему плану Olive Oil Times Education Lab по производству EVOO с последующим получением сертификата были созданы специальные курсы, охватывающие не только основы процесса изготовления, но и самые инновационные методики в размалывании. Также здесь дают советы и рекомендации для производителей, начиная с оценки фруктов после их поступления на мельницу и заканчивая передовыми методами хранения и упаковки конечного продукта, что дает возможность после внедрения полученных знаний увеличить не только качество продукта, но и прибыль предприятия.
№46 Мировые лидеры производства
Ключевыми игроками рынка изготовления и реализации являются Испания, Греция и Италия. Однако, испанское производство превышает греческое почти в три раза, при этом первые продуцируют всего пятую часть масла класса Extravirgine, а вторые — 90% от всей своей продукции.
№47 Инновационные методы помогают сохранить продукты
Бен Хаттон, один из авторов новой технологии и профессор университета Торонто рассказал Olive Oil Times, что исследование началось, когда владелец канадской компании по производству семян Agri-Neo подошел к нему и поинтересовался, как предотвратить перекрестное загрязнение в своем оборудовании для обработки семян.
С командой единомышленников Хаттону удалось воссоздать процесс, где изначально металлическая поверхность покрывается пищевым химическим веществом, называемым алкилфосфатом, а далее наносится тонкий слой оливкового масла, образующий гидрофобный барьер, который покрывает микроскопические трещины в металле, что очень трудно очистить без использования суровых химикатов.
Основные дидактические концепции
Понимание сущности процесса обучения является основным моментом, на который направлена дидактика. В педагогике это понимание рассматривается прежде всего с позиции доминирующей цели обучения. Можно выделить несколько ведущих теоретических концепций обучения:
Дидактический энциклопедизм (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. В. Баседов): в качестве доминирующей цели обучения выступает передача максимального по объему опыта знаний учащимся. Необходимы, с одной стороны, интенсивные образовательные методы, обеспечиваемые педагогом, с другой – наличие активной самостоятельной деятельности самих учащихся.
Дидактический формализм (И. Песталоцци, А. Дистерверг, А. Немейер, Э. Шмидт, А. Б. Добровольский): акцент с количества получаемых знаний переносится на развитие способностей и интересов учащихся. Основным тезисом становится древнее высказывание Гераклита: «Многознание уму не научает». Соответственно, необходимо прежде всего сформировать у ученика навык правильно мыслить.
Дидактический прагматизм или утилитаризм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) — обучение как реконструкция опыта учащихся. Согласно данному подходу овладение социальным опытом должно проходить посредством освоения всех видов деятельности общества. Изучение отдельных предметов заменяется практическими занятиями, направленными на приобщение обучающегося к различным видам деятельности. Ученикам, таким образом, предоставляется полная свобода в выборе дисциплин. Основной недостаток данного подхода – нарушение диалектической взаимосвязи практической и познавательной деятельности.
Функциональный материализм (В. Оконь): рассматривается интегральная связь познания с деятельностью. Учебные дисциплины должны ориентироваться на ключевые идеи мировоззренческого значения (классовая борьба в истории, эволюция в биологии, функциональная зависимость в математике и т.д). Основной недостаток концепции: при ограничении учебного материала исключительно ведущими мировоззренческими идеями процесс получения знаний приобретает редуцированный характер.
Парадигмальный подход (Г. Шейерль): отказ от историко-логической последовательности в процессе обучения. Материал предлагается представлять фокусно, т.е
акцентировать внимание на определенных типичных фактах. Соответственно, происходит нарушение принципа системности.
Кибернетический подход (Е
И. Машбиц, С. И. Архангельский): обучение выступает в качестве процесса обработки и передачи информации, специфику которой определяет дидактика. Это в педагогике позволяет использовать теорию информационных систем.
Ассоциативный подход (Дж. Локк): основой обучения считается чувственное познание. Отдельная роль отводится наглядным образам, способствующим такой мыслительной функции учащихся, как обобщение. В качестве основного учебного метода используются упражнения. При этом не учитывается роль творческой деятельности и самостоятельного поиска в процессе получения знаний учащимися.
Концепция поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Обучение должно проходить через определенные, взаимосвязанные между собой этапы: процесс предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения, формирование непосредственно самого действия с развертыванием соответствующих ему операций; процесс формирования действия во внутренней речи, процесс трансформации действий в свернутые мыслительные операции. Данная теория имеет особую эффективность, когда обучение начинается с предметного восприятия (например, у спортсменов, водителей, музыкантов). В остальных случаях теория поэтапного формирования умственных действий может иметь ограниченный характер.
Управленческий подход (В. А. Якунин): процесс обучения рассматривается с позиции управления и основных управленческих этапов. Это цель, информационная основа обучения, прогнозирование, принятие соответствующего решения, исполнение данного решения, коммуникационный этап, контроль и оценка результатов, коррекция.
Как уже упоминалось выше, дидактика – это раздел педагогики, изучающий проблемы процесса обучения. В свою очередь, основные дидактические концепции рассматривают процесс обучения с точки зрения доминирующей образовательной цели, а также в соответствии с определенной системой взаимоотношения педагога и учащихся.
Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия
Не секрет, у людей выделяют четыре канала восприятия информации, что необходимо учитывать при организации и составления своего выступления или презентации, да и при личностных контактах в бизнесе. Ранее мы усвоили принципы составления презентации.
Конечно, у человека преобладает один из каналов восприятия информации, но было бы смешно полагать, что у него полностью отсутствуют другие составляющие восприятия. Просто пользуется он чаще всего одним, но другие также играют не последнюю роль в общении и усвоении информации.
Наверное, вы замечали в институте или школе, что одни студенты почти ничего не пишут в конспекте, стараются не отвлекаясь слушать или даже записать на диктофон, другие, все подробно записывают, сопровождая свои записи огромным числом иллюстраций, а третьи пытаются систематизировать информацию в виде таблиц и формул.
Вот они аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы.
Способы восприятия информации человеком. Аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы
Чтобы лучше понять, чем они отличаются друг от друга и как воспользоваться особенностями их личности, приведу красочный пример из всем известного мультфильма про Винни- Пуха.
Так вот, кролик- это типичный визуал, Винни-Пух – кинестетик, сова-аудиал и, наконец-то, ослик –дигитал. Представили? Для наглядности можно вспомнить по картинкам.
Теперь немного теории.
Внутренний уровень дидактической системыПравить
Формы организации обучения и сопутствующие элементы, дидактические закономерности и принципы с одной стороны; дидактические условия с другой стороны. Формы обучения всегда носят конкретно исторический характер с одной стороны и обладают искрой универсальности с другой.
К современным организационным формам относятся учебные занятия, урок, лекция, семинар, консультация, конференция, диспут, экзамен.
Дидактические принципы и закономерности есть результат обобщения всего культурно-исторического опыта человечества в организации процесса воспитания и обучения накопленного человеком за всю его эволюцию. Дидактические принципы и закономерности задают определенную стратегию образованию.
Дидактические условия характеризуют в целом преломление конкретных исторических, социальных и культурных условий в составляющей Целостного педагогического процесса.
Ядро дидактической системы состоящие из основных субъектов образовательного процесса Ученик-учитель. Основной вид учителя преподавателя и воспитателя является учение и самообучение.
В современной дидактической системе учитель-ученик находятся в субъектно-субъектных отношениях, однако направленная деятельность учителя как приобретения направленности его профессиональной работы всегда сохраняется.
Динамичная система работает в двух разных режимах:
- 1. Функционирования (компонентный состав и связей между элементами системы работ, в устойчивом режиме, который может переходить в консервативный вариант).
- 2. Развитие или творческая самореализация (Обновление) компонентный состав и связей между элементами дидактической системы, испытывающий на себе обновляющее влияние инновационных процессов, происходящих как в отдельных компонентах, так и во всей системе в целом. Такой режим переходит в режим комплекс инноваций.
Динамичная система есть система процессов и результатов обучения, сложная по составу, центральными элементами (ядро) которыми является деятельность учителя как преподавателя и воспитателя и учебная деятельность ученика.
Преподавание является педагогической деятельностью учителя по организации учебно-воспитательной деятельности ученика.
Учение, обучение или деятельность учащегося есть целенаправленная, организованная учителем с помощью дидактических средств прямого или косвенного управления деятельностью ученика по решению определенного класса учебных задач, в результате которой ученик развивает личные качества и овладевает навыками, умениями и знаниями.
Предметом исследования является процесс и результаты функционирования и самореализации дидактических систем
В этих исследования важно учитывать основные противоречия теории и практики обучения между ходом обучения познавательных и дидактических задач и на личном уровне знаний, умений и умственной реализацией школьников. Это противоречит постоянно преодолеваемой совместной деятельности учителя и ученика и одновременно вновь рождается возникающее несоответствие между достижимым уровнем учащихся знаний и требуемым в ближайшей перспективе одной главной условием решения основных дидактических задач и одновременно движущей силой творческого реализационного и самореализации дидактической системы является разрешением этих противоречий:
1. Учителям следует дать глубокие и прочные знания и весьма разного уровня подготовки учащегося их уровнем мотивации и творческих способностей.
2. Между намерением учителя повышенного качества и эффективности преподавания и несоответствие качества дидактических средств и условий.
3. Между желанием учителя повысить эффективность своей деятельности и недостаточными профессиональными умениями и знаниями.
Принцип сознательности и активности
Принципы дидактики в педагогике направлены не только непосредственно на сам процесс обучения, но также на формирование соответствующего поведения учащихся. Так, принцип сознательности и активности подразумевает целенаправленное активное восприятие учащимися изучаемых явлений, а также их осмысление, творческую переработку и практическое применение. Речь идет прежде всего об активности, направленной на процесс самостоятельного поиска знаний, а не на обычное их запоминание. Для применения данного принципа в процессе обучения широко используются различные методы стимулирования познавательной активности учащихся. Дидактика, педагогика, психология в равной степени должны ориентироваться на личностные ресурсы субъекта обучения, в том числе на его креативные и эвристические способности.
Согласно концепции Л. Н. Занкова, решающими в процессе обучения является, с одной стороны, осмысление учащимися знаний на понятийном уровне, а с другой – понимание прикладного значения данных знаний. Необходимо овладение определенной технологией усвоения знаний, что, в свою очередь, требует от учеников высокого уровня сознательности и активности.
Развитие дидактики
Обучение — это процесс, в котором главную роль играет чувственное восприятие вещей. Коменский говорил, что ощущения являются источником всех знаний, поэтому он и считал, что учить детей нужно так, чтобы дети приобретали знания не из словесных рассуждений и книг, а путем изучения причинных связей и наблений за окружающими их вещами. При обучении, как говорил педагог, нежно равномерно развивать у учеников все органы чувст, а также подводить их к следующим, тонким наблюдениям явлений и предметов окружающего мира.
Такие положения давали дальнейшую дорогу для развития дидактики, но в них были и существенные недостатки.
Чувственное познание само по себе не может привести к истине, а одностороннее увлечение им, приводящее к формуле: «вещь — ядро, слова — кора и шелуха», не может стать основой теории обучения, обеспечивающего движение к истинным знаниям.
Ян Амос создал не только учебные пособия и учебники для детей, но и разработал методы обучения наукам и языкам. Эти методы значительно повысили успешность обучения детей.
Значение Коменского, как педагога, в истории самой педагогики заключается в том, что, он раскрыл в обучении две стороны: объективную (законы обучения) и субъективную (искусное применение этих законов), а также положил начало теории обучения (дидактики) и искусству преподавания.
Следующим великим педагогом стал Жан Жак Руссо (1712- 1778). Он боролся за свободное развитие каждого человека, а также за идею всемерной активности ребенка. Педагог критиковал и был недоволен существовавшим в то время обучением в школе, его книжным характером, скованностью действий детей и отрывом их от жизни. Руссо выдвинул концепцию обучения, которая опиралась на непосредственные запросы ребенка и его потребности.
Согласно этой концепции, нельзя в угоду подготовке ребенка к будущей жизни игнорировать его потребности и интересы; в действительности, наилучшую подготовку к будущей жизни ребенок получит в том случае, если в детстве будет заниматься тем, что имеет важное значение в его сегодняшней жизни. Только в этих условиях, как считал педагог, произойдет умственное развитие ребенка
Но есть и отрицательная сторона концепции Жан Жака Руссо. Она заключается в том, что педагог пришел к выводм о том, что ребенок сам определяет свой путь учения и развития.
Однако идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). Его дидактика неразрывно связана с педагогикой. Высшую цель воспитания Песталоцци видел в том, чтобы пробуждать спящие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах. Для этого он предлагал три средства: культуру сердца, развитие ума, заключающееся в расширении круга наблюдений, в анализе наблюдений и приведении их в логические связи, в ознакомлении с языком для их выражения, и нравственное развитие.
Обучение Песталоцци считал важнейшим путем воспитания. Общее образование, по его мнению, должно предшествовать специальному. Цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека, в воспитании трудолюбия. Обучение должно сообразовываться с психологией ученика, развивающегося в процессе обучения.
Основные функции дидактики
Образовательная функция. Данная функция нацелена на определение основного направления процесса обучения – формирование знаний, умений и навыков.
Знания – это запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение информации. В качестве информации понимаются различные факты, правила, законы, понятие, теории и т.д. Эффективность процесса обучения определяется полнотой знаний, которые учащиеся могут не просто механически запомнить, но и при необходимости осознанно воспроизвести, а также, умеют сочетать и систематизировать.
Таким образом, в процессе обучении учащиеся получают необходимые фундаментальные сведения из разных областей науки и видов деятельности. Задача педагога не просто передать учащимся знания, но и научить ими пользоваться.
Умения. Согласно современной дидактике, знания проявляются не только в умении воспроизводить полученную во время обучения информацию, но и уметь использовать ее при решении различного рода повседневных и жизненных задач. Исходя из этого, образовательная функция дидактики направлена на формирование умения приметь свои знания на практике.
Выделяют следующие виды умений:
- Специальные умения – относятся к способам действий, применяемых в отдельных отраслях науки и учебного предмета (например, умение работать со специальными предметами в процессе лабораторной работы: колбы, штативы, весы и т.д.).
- Общие умения – действия, которые являются фундаментальными для осуществления успешного обучения и в целом для жизни (например, чтение, устная и письменная речь, счет и т.д.).
- Навыки – это умения, доведенные до автоматизма, путем осуществления специальных упражнений. При выполнении действия доведенного до автоматизма учащиеся не задумываются над последовательностью действий, они выполняют его быстро и ловко (например, письмо, чтение и т.п.).
Развивающая функция. Данная функция находиться во взаимосвязи с образовательной, и направлена на развитие учащегося. Подразумевается развитие не какой-то определенной области, а комплексное развитие во всех направлениях: мышление, речь, память, двигательная и сенсорная сферы, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная области.
Сущность развивающей функции заключается в том, что она определяет проблему взаимоотношений обучения и развития ребенка. Данная проблема на сегодняшний день, является одной из наиболее острых и актуальных проблем в современной психологии и дидактике.
Реализация развивающей функции имеет специальную направленность, предусматривающую включение учащегося в сознательную и активную деятельность, которая разнообразна по своему содержанию.
Эффективность реализации развивающей функции достигается посредством использования ряда технологий и методических систем, основной целью которых является полноценное и всестороннее развитие личности.
Замечание 2
На сегодняшний день основное направление процесса обучения – это не столько формирование знаний, сколько всестороннее развитие личности. Приоритетным направлением развития является умственное развитие
Помимо этого большое внимание уделяется развитию двигательной, эмоциональной и сенсорной сфер личности
Таким образом, развивающая функция дает понимание того, что всякое учение ведет к развитию и обучение носит развивающий характер. Обучение направлено на развитие личности и должно осуществлять отбор содержания образования и дидактическую организацию учебного процесса.
Воспитательная функция. Дидактика устанавливает, что обучение имеет не только обучающий и развивающий характер, но и воспитывающий. Согласно дидактике взаимосвязь обучения и воспитания очевидна, так как является закономерной, аналогично взаимосвязи обучения и развития.
Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Замечание 3
Таким образом, дидактике присущи три функции, которые характеризуют ее специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого.
Что такое дидактика
Педагогическая наука изучает воспитание и обучение в едином комплексе, как деятельность, ориентированную на социальную личность и приобщающую поколение к существованию в общественной среде. Для подробного исследования каждой из частей, педагогические дисциплины делят на теорию и методику воспитания и теорию обучения.
Дисциплину, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения, называют дидактикой.
Дидактика (от греческого didakitos — «поучающий», didasko — «изучающий») — раздел педагогики, который раскрывает теоретические фундаментальные образовательные и обучающие основы. Он обнаруживает закономерности, принципы обучения, сущность образования, методику преподавания и контроля учебного процесса, характеристики всех образовательных дисциплин для всех возрастов.
Объект дидактики — процесс обучения.
Предмет — исследование закономерностей учебного процесса, взаимоотношения между учебным материалом, учеником и учителем.
Дидактика выполняет две функции, которые взаимосвязаны между собой:
- Теоретическая (прогностическая и диагностическая) — описание сути учебного процесса, его закономерностей.
- Практическая (инструментальная) — конструирование плана педагогической деятельности, на который ориентируется педагог-практик соответственно целям образования.
История развития
Ввел термин «дидактика» немецкий педагог Вольфган Ратке, обозначая им искусство обучения.
Среди задач дидактики Ритке выделял:
- чему учить и как учить;
- где, когда и кого учить;
- с какой целью учить;
- как обучать эффективно.
Современные исследователи добавляют следующие задачи:
- общенаучное представление, пояснение обучающего процесса и способов его реализации;
- модернизация процесса обучения, разработка и внедрение инновационных обучающих технологий.
В начале XIX века И. Ф. Гербарт перевел дидактику в статус теории обучения, которое воспитывает. Его считают основоположником классической дидактики. Педагог выделил четыре ступени в структуре процесса обучения:
- изложение;
- понимание;
- обобщение;
- применение.
В начале XX века в такой системе увидели недостатки: передача готовых знаний не способствовала развитию мышления ребенка.
Появились новые подходы.
Педоцентристская дидактика связана с именем английского педагога Д. Дьюи. Цель обучения он определил в развитии умственных способностей учеников. Процесс обучения следовало формировать, основываясь на потребностях, интересах и способностях ребенка. Однако частое применение такой методики приводит к потере систематичности, не дает глубоко освоить материал.
Современная дидактическая концепция заслуга таких педагогов, как П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Дж. Брунер.
Принцип активности обучаемых
Согласно данному принципу обучения, оба участника педагогического процесса должны быть активными и не лениться. Учителю нужно делать все возможное, чтобы ребенок хорошо усвоил информацию. Последнему также нужно делать все возможное для достижения этой цели. Дидактика — это наука, которая предусматривает обоюдную ответственность людей за процесс обучения.
И нужно делать все возможное для того, чтобы данный процесс был эффективным. Вот такая наука — дидактика. Это не просто какая-то теория обучения без особого предмета — это эффективное средство обеспечения взаимодействия между учителем и учеником. Не просто так дидактика является основополагающей научной дисциплиной в педагогике. В западных странах даже последней науки нет. У них только дидактика — настолько она важная.
Происхождение дидактики
Всем известно, что дидактика развивалась исторически, как и педагогика в целом. Дидактика развивалась, при этом выполняла те задачи, которые возникали перед учебным заведением на конкретных этапах развития всего человеческого общества.
Нынешняя дидактика есть сформировавшаяся, развитая отрасль педагогической науки, которая характеризуется особенным предметом и соответствующей системе методов и задачами, которые выдвигаются перед дидактикой ходом научно — технической революции, а также развитием не только культуры, но и экономики современного социалистического общества.
Рассмотрим важнейшие и самые главные этапы исторического развития дидактики, чтобы как можно глубже раскрыть дидактику, как теорию обучения и образования нового поколения.
Потребность в создании условий, при которых молодые поколения могли овладевать добытыми их предками знаниями и опытом, возникала по мере того, как в историческом развитии всего человечества происходило обобщение материальной и духовной жизни, обобщение практического опыта человечества в сфере труда, а также развитие искусства и науки. Такие условия созревали очень и очень редко на первых этапах культурного развития человечества. Это было обусловлено тем, что темп эволюции человечества в условиях примитивной трудовой деятельности был очень замедлен, кроме этого, человеческая способность к учению формировалась крайне трудно.
Как известно, способность к учению формировалась наряду с человеческой способностью изготовлять орудия. Это значит, что способность к учению формировалось и развивалось одновременно с усложнением человеческой трудовой деятельности.
Непрерывное развитие обучения как сферы человеческой деятельности в средние века, да и в древнем мире было вызвано ростом производства, развитием наук, а также ростом торговли. Это привело к тому, что начали создаваться определенные условия для возникновения теории обучения.
Это произошло в XVII веке, когда Яном Амосом Коменским (1592—1670) был создан его величайший капитальный труд «Великая дидактика». Коменский первым выдвинул задачу, которая заключалась в том, чтобы «всех учить всему». Кроме этого, он изложил последовательно все правила и принципы обучения детей. Педагог, несмотря на борьбу между новыми идеями в области науки и философии и между идеологией феодального общества, которые были так характерны для семнадцатого века, создал дидактику, которая не только содержала в себе новые идеи обучения и воспитания, но и продолжила их практики . Хотя при этом дидактика и не смогла освободиться от влияния религиозной идеологии.
Коменский в своих педагогических трудах опирался и на своих идейных предшественников, и на труды английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626).
Дидактика Яна Амоса Коменского построена на идее природосообразности воспитания (педагог утверждал, что человек — часть природы и подчиняется ее универсальным законам). Он стремился выявить закономерности, проявляющиеся в процессе обучения и воспитания человека, исходя из своего смелого для того времени утверждения.
Коменский ставил перед собой задачу раскрыть «естественный порядок вещей» в обучении, который всегда и во всем приводит к успеху. Это и было также главной задачей его дидактики.