Основоположник и деятели социальной педагогики

Содержание

Выделение педагогики в самостоятельную науку

В период перехода к эпохе Возрождения появились идеи освобождения личности от религиозного аскетизма и феодального угнетения, началась критика школы, полностью оторванной от жизни и практической деятельности.

Замечание 1

Конец XVII века ознаменовался появлением первых массовых школ. Педагогика начала выделяться в отдельную науку, появились первые научно-педагогические труды.

Огромный вклад в развитие педагогики как науки внес Я.А. Коменский, который определил систему школ, содержание обучения в них, разработал главные вопросы дидактики (теории обучения), изложил взгляды на семейное воспитание.

Большой след в теории западной педагогики оставили:

  • Джон Локк «Мысли о воспитании» — взгляды на воспитание джентльмена, уверенного в себе человека, гармонично сочетающего деловые качества и образованность, твердость нравственных идеалов и изящество манер.
  • Жан Жак Руссо «Эмиль, или о воспитании» — предложил базовые понятия теории свободного воспитания, в соответствии с которыми воспитание должно осуществляться согласно желаниям и природным склонностям детей. Выступал против физического наказания.
  • Иоганн Гербарт – выдвинул идею воспитывающего обучения, предложил систему развивающих упражнений, выступал за непререкаемый авторитет педагога, жесткий контроль за поведением, различные физические наказания.
  • Адольф Дистервег – выступал за активизацию умственной деятельности воспитанников, усиление роли самостоятельной работы; большую роль отводил подготовке высокоморальных и грамотных учителей.
  • Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики, учитывающей опыт и интересы обучающихся. Считал, что все нужные знания дети должны приобретать в процессе игровой деятельности, наблюдения, эксперимента, трудовой деятельности.

Большой вклад в развитие педагогики внесли россияне К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, В.И. Водовозов, А.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и многие другие.

Наш большой канал о покупках на AliExpress

Обучающий

Историческая справка

Ф. Бэкон

Слово «педагогика» происходит от др.-греч. παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение».

В Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком (παιδος – подросток, мальчик), отвечающий за посещение им школы. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

База учений Ушинского и их влияние на современную педагогику

Основные идеи Ушинского – демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.

Дом Ушинского

Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания по Ушинскому это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. Недовольство правительства Ушинским вызывал его протест против дисциплины старой школы, основанной на слепом повиновении ученика педагогу и предусматривающей физические наказания. По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

Воззрения Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в «Журнале для воспитания». В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово». В 1861 году он производит на свет хрестоматию «Детский мир», в 1864 году – «Родное слово», книгу для классного чтения. Также в1868-169 годах он создал фундаментальную научную работу в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы для третьего тома.

Прогресс ситуации

Как рассказывают издания, посвященные изложению кратко истории педагогики и образования, после отхода от родового строя воспитание стало социальной функцией, получившей полную самостоятельность. В те времена уже сформировалась нужда в обобщении скопленного цивилизацией опыта в аспектах воспитания подрастающего поколения. Как известно современному человеку, еще Фалес в древности говорил о воспитательных аспектах. Довольно любопытны, и более того, применимы на практике и в настоящий день измышления, авторство которых, как считается, принадлежит Эпикуру, Сократу.

Не менее значимы размышления и труды Платона, Гераклита. Свою роль в становлении воспитания как науки сыграли Аристотель, Демокрит. Период развития древнегреческого общества – время, когда впервые появился термин «педагогика». Со временем именно он сохранился в истории как основное слово, отражающее воспитательную науку. В те же времена сформировались иные термины: гимназия, школа.

Если говорить кратко, история развития педагогики начинается с Сократа. Именно этот древнегреческий деятель почитается за родоначальника науки. До наших дней дошла информация о том, что он учил диалогу, полемике, ставил перед собой целью сформировать у аудитории способность мыслить, подчиняясь логике. Известно, что во время занятий философ провоцировал слушателей думать над спорным объектом так, чтобы они сами поняли абсурдность изначальной формулировки. Он лишь направлял аудиторию, дабы она сама достигала правильного исхода рассуждений. Этот метод даже назвали по имени древнегреческого мыслителя, он и сегодня известен как «сократовский». Подход базируется на вопросах и ответах, через которые реализуется обучение мыслить, подчиняясь логике.

Учения

Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой.

Кроме того, рассказывая о пользе педагогической литературы, Ушинский отмечал, что теория без основания является бесполезной. Теория без практики не значит ничего. Она ни в коем случае не может отрицать реальность.

Константин заметил, что в воспитании и преподавании в обязательном порядке нужно брать в расчет отличительные особенности национальности, географические и исторические нюансы. Народность, по рассказам Ушинского, проявляется в уважении собственного национального языка, истории своей государственности. Такое воспитание, по его мнению, должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать национальную гордость. В то же время нельзя бросаться в крайности – шовинизм он отрицал. Уважение, как считал Константин, должно проявляться и в отношении других народностей.

Воспитание он определял в качестве сознательного процесса построения личности человека с ориентиром на гармонию. Важнейшее место в преподавании он отводил развитию нравственных начал в учениках. Он заявлял о том, что главнейшей целью воспитания и является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие нравственности он вкладывал привитие ученикам дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он чувство собственного достоинства, скромность.

Литература

  • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
  • Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
  • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.
  • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
  • Корчак Я. Педагогическое наследие. — М. : Педагогика, 1990. — 272 с. — (Библиотека учителя). — ISBN 5-7155-0025-7. (Сборник включает в себя работы «Как любить ребёнка» (первый раздел её напечатан с сокращениями) и «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».)
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
  • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
  • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
  • В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
  • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
  • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
  • Морозов В. И. — Педагогика — «Просвещение»

Продолжение работы

В краткой истории педагогики обычно следом за именем Коменского упоминают Локка. Он первый, как известно, предложил систему непрерывного обучения подрастающего поколения. Он считал, что нравственное совершенствование – исключительно важный образовательный аспект. Чтобы улучшить работу с детьми, он прибег к технологии наглядного обучения, став первопроходцем в этом направлении. Теории, идеи, выдвинутые и сформулированные чешским специалистом, полезны и по сей день.

Новые веяния и предложения не остались без внимания общественности, и вскоре теории Коменского начали активно развиваться другими мыслителями и преподавателями, философами и психологами Западной Европы. Особенно значимыми считаются англичанин Локк и француз Руссо. До наших дней дошли исследования Герберта, Песталоцци, Дистервега.

Локк в частности говорил о воспитании и его основах в человеческой психологии. Им уделено немало внимания нравственному совершенствованию персоны. Локк считал, что ребенок не имеет врожденных качеств. В некоторой степени его можно сравнить с чистой доской.

Взрослый человек как субъект обучения

Коррекционная педагогика

Коррекционная педагогика, или дефектология исследует характерные особенности обучения и воспитания детей с разными отклонениями. Она разрабатывает теоретические основы, средства, методы, принципы образования и коррекции лиц, имеющих разные виды нарушений и отклонений в развитии. Коррекционная педагогика изучает вопросы воспитания и образования детей с нарушениями зрения, речи, слуха, недостатками умственного развития.

Разделы коррекционной педагогики:

  • сурдопедагогика – воспитание и обучение слабослышащих и глухих;
  • тифлопедагогика – воспитание и обучение слабовидящих и слепых;
  • олигофренопедагогика – воспитание и обучение детей с задержками умственного развития и умственно отсталых детей;
  • логопедия – воспитание и обучение детей с нарушениями речи.

Педагогика в эпоху Средневековья и Нового времени

В эпоху Средних веков (V–ХVII вв.) в сфере образования господствовала церковь и ее деятели, в руках которых сосредоточились ценнейшие письменные источники на латинском языке. Школы действовали при храмах и соборах и в большинстве своем отражали религиозную идеологию и мировоззрение.

В Западной Европе параллельно церковным школам сложилась особая рыцарская система воспитания для светских феодалов, в основе которой лежали «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, стихосложение или игра на музыкальных инструментах).

Постепенно с развитием городов и появлением мануфактур возникла потребность в повышении уровня образования. В этот период возникают самостоятельные образовательные центры – университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Краковский), в стенах которых действовали богословский, юридический, артистический факультеты.

Западноевропейская педагогическая мысль была представлена именами ученых, писателей и философов, в числе которых Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, а Востоке развивались идеи ученых–энциклопедистов: Аль-Фараби, Ибн-Сины, Омара Хайяма и других.

На Руси система образования начинает развиваться с появлением письменности и алфавита Кирилла и Мефодия (IХ в.). Народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народ¬ная педагогика, включавшая педагогические представле¬ния, наиболее полно проявлявшиеся в обы¬чаях, традициях, фольклоре.

После принятия христианства повсеместно открывались церковные и приходские школы, в которых обучение письму, чтению и счету тесно переплеталось с верой. Педагогическими памятниками письменности того времени считаются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».

В начале XVII в. педагогика выделяется как отдельная отрасль научного знания. Этому способствовал трактат Ф. Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», в котором он попытался классифицировать все науки.

Важный вклад в развитие зарубежной педагогики внесли многие деятели того времени. Среди них Коменский Я. А., сформулировавший целый блок дидактических принципов и выдвинувший идею классно-урочной системы обучения, Локк Дж., делавший акцент на психологических основах обучения, Руссо Ж.-Ж., заложивший основы «свободного воспитания», Песталоцци И., обосновавший теорию элементарного обучения всестороннего развития детей, Гербарт И., открывший понятие «воспитывающее обучение» и другие.

Видными представителями отечественной педагогической мысли по праву считают Ломоносова М. В., развивавшего идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы, Бецкого И. И., выступившего инициатором создания Смольного института благородных девиц, Радищева А. Н., высказавшего свое представление об идеале человека и его воспитании в духе демократических и антикрепостнических идей, Чернышевского Н. Г. и Добролюбова Н. А., занимавшихся проблемой женского воспитания и образования. Основоположником всей отечественной системы педагогики заслуженно признают Ушинского К. Д., являвшегося автором первого капитального труда по педагогической антропологии – «Человек как предмет воспитания». В то же время большое значение имеют педагогические труды Толстого Л. Н., реализовавшего в своей школе идею свободного воспитания, Лесгафта П. Ф., отводившего первостепенную роль семейному воспитанию, Пирогова Н. И., выступавшего с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловече¬ского воспитания.

Другие определения

Педагогика (трактовки разных авторов):

  • наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, передачи социального опыта от педагога к ученику;
  • наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;
  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
  • наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
  • наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
  • наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);
  • особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
  • наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
  • теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
  • наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев);
  • осмысление воспитания (С. И. Гессен);
  • воспитание, то есть та сторона образования, которая связана с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни. (Н. Д. Никандров, С. Н. Гавров);
  • искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).

Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики

Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память

Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.

Выделение разделов в педагогике

По мере развития науки педагогики расширяется кругозор знаний, появляются новые технологии и новые формы коммуникации. В связи с этим выделяются разделы, сосредоточенные на различных методах обучения.

К основным разделам педагогики относятся:

  • история педагогики;
  • дидактика;
  • методология;
  • теоретическая и практическая наука (возрастная, специальная, социальная педагогика, андрогогика);
  • педагогика высшей школы;
  • профессиональная педагогика.

Этот список различается в каждой стране. К примеру, на западе в разделы педагогики часто включают такие отрасли знаний, как образовательная политика и формирование навыков лидерства у учащихся.

Существуют за рубежом и свои теории образования:

  • культурная, изучающая как учеба происходит не только в школах и вузах, но и в тюрьмах, религиозных организациях и в других местах;
  • бихевиористская теория, которая берет начало в педагогической психологии;
  • феминистская концепция;
  • философия образования и др.

Становление педагогики

Педагогика возникла из потребностей общества в подготовке к жизни подрастающего поколения. Воспитание детей в первобытном обществе осуществлялось в семьях или поручалось наиболее опытным членам общины. Детей знакомили с хозяйственной и трудовой практикой, с преданиями, правилами религиозного культа, обычаями, традициями, житейскими нормами.

Во времена рабовладельческого строя возникли первые образовательные учреждения, появилась В Древней Греции стали употреблять термин «педагог» (раб, водивший детей в школу). Обучающих называли дидаскалами. Все педагогические знания входили в сферу философии.

Создание европейской системы образования связано с утверждением христианства и экспансией. Этому благоприятствовала необходимость обучения монахов, лиц, которые были бы способны проводить на латинском языке литургии и участвовать в политической жизни. На протяжении нескольких столетий образование было привилегией монахов.

Программы школ средневековья были догматичные и жесткие (постановления Аквизгранского синода, 789 год). Светские науки использовали достижения школ Средних веков, в основе которых лежала концепция artes liberales, пришедшая из Древнего Рима. В школах изучали риторику, грамматику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию, музыку. Все занятия проводились на латинском языке, в обучении доминировала схоластика.

В начале средневековья в соборных и приходских школах важную роль играла грамматика. Только отдельные монашеские школы в программах обучения вышли за пределы ограниченного понимания риторики. Обогащение программ обучения наблюдалось в XIV-XV веках. Оно охватило знания с элементами математики, философии, грамматики, логики, музыки.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

В современности

На сегодняшний день образовательные реформы в стране снова актуальны. Вопросы воспитания регулярно пересматриваются. И многие исследователи считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок касательно того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И центральное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.

Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным.

Известно, что на самого Ушинского как на специалиста существенное влияние оказали Грановский, Редкин. Он впитал в себя немало знаний в ходе обучения в лицее. В последующей своей работе Ушинский реализовывал то, что было задумано еще в ходе обучения, на практике. И выяснилось, что это было эффективным.

Педагогика Древнего мира

Педагогика как наука о воспитании, основы которой заложены в передаче опыта и активного его усвоения подрастающим поколением, зародилась в давние времена. Связано это с поэтапным историческим развитием человеческого общества.

Еще в первобытном обществе с разделением труда возникла специально организованная деятельность по приобщению детей к тем занятиям, которые поддерживали жизнь взрослых людей: охота, собирательство, земледелие, приготовление пищи. Старшие не только прививали младшим трудовые навыки, но и рассказывали о традициях и обрядах, действующих в конкретном роде и племени, обучали нормам поведения, знакомили со сложившимися преданиями и верованиями. К этому же времени можно отнести и появление роли педагога, осуществлявшего данную деятельность, но воспринимавшегося в тот период, прежде всего, как наставник.

Педагогика в Древнем мире непременно была связана с развитием письменности и чтения, с правилами которых знакомили в первых центрах обучения при храмах и царских дворцах.

Первые шаги на пути к становлению системы образования были сделаны в странах Древнего Востока. Именно там возникают прототипы современных школ, отличавшиеся однако по характеру реализуемой деятельности. Так, существовали жреческие школы, готовившие служителей культа, дворцовые школы для подготовки писцов-чиновников, а также школы военного дела. Круг преподаваемых дисциплин был довольно широк. Например, в Вавилонских школах помимо письма, счета и чтения, изучали право, астрологию, медицину и цикл религиозных дисциплин. Обучение длилось около десяти лет, и было весьма дорогим, что делало его недоступным для детей ремесленников и землевладельцев. Занятия продолжались с утра до позднего вечера и нередко применялись телесные наказания.

В период расцвета Древней Греции и Древнего Рима, именуемого эпохой античности (III тыс. до н.э. — V века н.э.) происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Тогда и входит в употребление сам термин «педагог» греческого происхождения, обозначавший рабов, сопровождающих детей своих хозяев в школу и прислуживающих им на занятиях.

Первым профессиональным педагогом принято считать римлянина Марка Фибия Квинтилиана, отмечавшего, достичь гармонии человеку можно за счет правильно организованного обучения с упором на общегуманитарное развитие детей. Квинтилиан впервые высказал идею о требованиях, предъявляемых к личности учителя, среди которых совершенствование своих знаний, любовь к детям и уважение их личности. Своими педагогическими высказываниями в форме философских идей стали также известны великие мыслители Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон.

Система греческого воспитания строилась на существовании образа идеального человека, развитого умственно, физически и нравственно

Педагоги стремились максимально расширить кругозор подрастающего поколения, большое внимание уделяли развитию чувства прекрасного. В связи с этим каждый ребенок стремился быть самым лучшим и достичь славы в жизни

Иной порядок воспитания и обучения господствовал в Спарте, где духовное невежество и безграмотность мало учитывались, а преимущество отдавали развитию физических качеств и военной подготовке.

В римских школах предпочтение отдавали изучению грамматики и системы права. Для лиц аристократического происхождения действовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.

Иоганн Песталоцци

Значительный вклад в первый этап становления педагогической психологии внес этот швейцарский ученый. Деятельность его приходится на конец XVII – начало XVIII веков. Стал известен как защитник угнетенных.

Песталоцци, вдохновившись идеями Руссо, разрабатывает систему воспитания на основе развития способностей в каждом ученике и строгой дисциплины. Начинает заниматься образованием бедных слоев населения и сирот. Создает научный труд «Лингард и Гертруда», принесший ему мировую известность. Автор учит прививать ребенку чувство сострадания, доброжелательное отношение к окружающим. Песталоцци стремился организовать обучение и развить трудовые качества у детей одновременно. Основой принципов педагога стал метод изучения и наблюдения. Постепенное накапливание опыта учеником формирует последующие выводы. Новый материал изучать лучше частями и после переходить к обобщению. Визуальное изучение и наглядность преподавания образовывают фундамент для развития речи и мышления. Воспитательный процесс должен проходить с минимальным количеством вербальной информации, дабы пустые слова не отвлекали учеников от познания. Речь преподавателя должна быть емкой, но краткой. Цель преподавателя – способствовать умственному развитию учеников.

Песталоцци стал основоположником опытного изучения детей и их воспитания. По мнению ученого, развитие ребенка должно быть:

1. Умственным. Педагог обязан воспитать способность к самостоятельному умозаключению и критическому мышлению.

2. Нравственным. Способность сочувствовать, иметь чувство собственного достоинства.

3. Целостным. Ученик умеет выделять главное из прочего и развивать способности.

4. Физическим. Человек способен поддерживать физическую форму и здоровье.

5. Трудовым. Навыки и умения, способствующие развитому образу жизни в обществе.

Главным вкладом Песталоцци в основы развития педагогической психологии стало стремление к стимуляции навыков саморазвития у детей, способности рационально мыслить. Ученик должен развивать логику и способность кратко и емко выражать собственные мысли. Для тренировки этих навыков Генрих Песталоцци разработал систему упражнений, стимулирующих мозговую деятельность и стремление к труду.

Мнение Каптерева о теории Песталоцци на первом этапе становления педагогической психологии приведено ниже:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий