Сочинения и популярные темы докладов

«станционный смотритель»: основная мысль повести. содержание и герои

Краткое содержание (подробно)

Произведение начинается с рассуждения автора о жизни­ и работе таких людей, как станционные смотрители

Он обращает внимание читателя на­ то, какую тяжелую жизнь они ведут, как много успевают пережить и посмотреть на своем веку несправедливости и жестокости. Многие их не любят, считают извергами и ненавистниками любви

Но, как замечает автор, чаще всего причиной такого отношения­ к бедным станционным смотрителям­ является плохая погода, нехорошая дорога и отсутствие лошадей.

И хотя­ бедный человек совсем не виноват, только его во всем и обвиняют. Но автор показывает смотрителей с другой стороны, как людей подневольных, услужливых и хороших собеседников с интересной судьбой и множеством историй. Он рассказывает о своем знакомстве с одним из смотрителей, Самсоном Выриным, с которым он встретился как-то в молодости. Ему пришлось провести несколько часов в его доме, где он познакомился так же­ с его дочерью, Дуней, которая произвела на него неизгладимое впечатление не только своей красотой, но и манерой обращения. На прощание он попросил ее поцелуя и уехал по своим делам.

По прошествии­ трех лет, автор снова был в тех краях, и его дорога лежала через ту же самую станцию. Он­ был в предвкушении о новой встрече со своими знакомыми, но и чувствовал беспокойство, так как Дуня могла выйти замуж, а старый смотритель умереть. Когда автор приехал на место, он увидел, как все изменилось. Дом, который раньше был прибран, казался запущенным, а Самсон Вырин лежал на кровати под тулупом и уже казался дряхлым стариком, которого подкосили жизненные невзгоды и лишения. Он не узнал своего старого знакомца и не хотел с ним не о чем говорить поначалу. На вопрос о Дуне также не ответил ничего вразумительного. Он сказал, что не знает, как у нее дела сейчас. Автор же заказал себе еды и напитков и начал угощать станционного смотрителя, надеясь его разговорить. У него это прекрасно получилось, и после нескольких стаканов пунша, он услышал интересную историю.

Смотритель­ начал рассказывать о своей дочке, как он ее любил, и какая она была умная и красивая. Он рассказал, что только на ней и держался весь дом. Он также поведал, что все проезжающие ее уважали и считали умной, барыни­ часто дарили ей разные подарки, то платочек, то сережки, вообще­ им вдвоем жилось очень хорошо, и дочка напоминала ему покойную жену.

Но однажды­ приехал молодой гусар, которому очень нужны были лошади, так как он торопился, а лошадей, как назло, не было. Гусар хотел было уже ударить смотрителя, но Дуня, как всегда в таких случаях, вышла вперед и предложила гостю перекусить. Ее появление всего успокаивало посетителей, этот тоже успокоился и попросил себе ужин. После он прекрасно провел вечер, разговаривая со смотрителем и его дочкой. Но когда лошади были­ готовы, с молодым гусаром­ что-то случилось, он почувствовал себя очень плохо, и смотритель был вынужден оставить его в своей постели, а Дуня за ним ухаживала.

Доктор же, который приехал на следующий день, чтобы осмотреть больного, прописал ему спокойствие и отдых, и уехал очень довольный, получив двадцать пять рублей и поговорив­ с молодым человеком по–немецки. За время, которое Минский провел в гостеприимном доме смотрителя, он полюбился обоим, и Дуне, и смотрителю. Когда же он собрался уезжать, он предложил Дуне прокатиться с ним до церкви, так как было воскресенье, и она собиралась к обедне. Дуня не хотела, но смотритель настоял. Потом он очень переживал, что сделал это, так как Дуня домой не вернулась,­ и в церкви ее не оказалось, когда смотритель пошел ее искать.­ И только вечером он узнал, что она уехала с Минским дальше.

Самсон Вырин решил найти свою дочку, и, взяв, отпуск, отправился в Петербург, где остановился у своего старого друга. Он нашел адрес Минского и пришел к­ нему, но сначала он пришел очень рано, лакей сказал ему вернуться в одиннадцати. Когда он пришел в­ следующий раз, он встретил Минского, который, грубо выразив сожаление, отказался отдать ему Дуню, и, дав денег, выгнал. Самсон не взял денег. Потом, случайно гуляя по городу, он увидел коляску Минского около дома и зашел туда, хотя его пытались остановить слуги. Он увидел там Минского и свою дочь, которая перебирала его волосы. Когда Дуня увидела отца, он упада в обморок, а Минский опять выгнал его и обругал. Самсон Вырин не стал жаловаться, а просто уехал домой, молясь о своей дочке.

Когда снова, через­ много лет, автор проезжал мимо знакомых краев, он решил заехать, узнать, как дела у Самсона, но он уже умер, а­ в его доме жил пивовар. Но автор решил сходить на могилу смотрителя, а его провожатый, маленький рыжий мальчик, сын пивовара, рассказал, что в прошлом году приезжала красивая барыня с барчатами и плакала на могиле старого смотрителя.­ Автор дал мальчишке пятак и больше не жалел о том, что потратил время на дорогу.

см. также:Краткие содержания других произведений

«Честь честью» как пишется?

Повести Белкина


Именно так называется прозаический цикл, законченный Пушкиным в 1830 году в течение периода, известного под названием «Болдинской осени», когда он находился в ссылке в своем имении Болдино под Нижним Новгородом.

В него входят пять мини-повестей – «Метель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Гробовщик» и «Станционный смотритель».

Все пять произведений, занимающие, несмотря на скромный объем, достаточно заметное место в литературном наследии гения, были созданы Александром Сергеевичем на творческом подъеме, в рекордно короткие сроки – с 9 сентября по 20 октября, из которых непосредственное написание, по собственным воспоминаниям писателя, заняло всего 11 дней.

Авторство поэт приписывает выдуманному им персонажу – помещику Ивану Петровичу Белкину, умершему от простудной лихорадки в возрасте 30 лет и оставившему после себя рукописи, вошедшие в цикл.

Каждая из повестей написана в определенном литературном стиле – реализма, водевиля, готики. Повесть, о которой идет речь, имеет черты сентиментализма.


Число главных персонажей «Станционного смотрителя», занимающего четвертую позицию в сборнике «Повестей Белкина», невелико:

  1. Рассказчик – титулярный советник, скрывающийся за инициалами И.П.П., который и поведал эту историю Белкину – «автору» повести.
  2. Самсон Вырин – станционный смотритель, вдовец.
  3. Дуня – его семнадцатилетняя дочь.
  4. Минский – молодой гусарский ротмистр.

Но даже при таком минимуме объема и действующих лиц Пушкину удается создать шедевр, трогающий читателя до глубины души. Это лишний раз подтверждает истину, что у больших писателей не бывает маленьких произведений.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Сочинение Жилище Самсона Вырина

Известно, как важны в литературном произведении психологический портрет героя, пейзаж и прочие различные лирические отступления

Для понимания внутреннего мира персонажа важно также и описание его жилища

В повести «Станционный смотритель» внешний вид жилища заглавного героя, Самсона Вырина, передано через восприятие автора-рассказчика. Он называет дом смотрителя обителью, что создает ассоциации с уединенной монашеской жизнью, добавляется еще и эпитет «смиренный», то есть кроткий, скромный. Но несмотря на эту уединенную, почти отшельническую жизнь, рассказчик замечает незапущенность, опрятность жилища, поддерживаемую, конечно же, Дуней, прекрасной дочерью смотрителя.

Первое, что замечает герой, это картинки, изображающие центральную библейскую притчу – притчу о блудном сыне. Четыре эпизода: уход сына из дома отца; его пиршества и увеселения; его разорение и работа пастухом; возвращение в родительский дом и раскаяние

Как мы знаем, Дуня тоже покинет отца, а после будет оплакивать его могилу, поэтому неспроста наше внимание обращено на эту художественную деталь. Следующее, что замечает рассказчик, это «горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою», еще раз подчеркивающие аскетизм убранства жилища станционного смотрителя

Во время второго посещения домика станционного смотрителя, которое произошло через несколько лет, герой обращает внимание на те же детали, что и в прошлый раз, но он находит в них перемену. Хотя все вещи и оставались на прежних местах, но «на окнах уже не было цветов», ощущалась «ветхость и небрежение»

Изменения в душе героя, в его обычном порядке жизни сказались и на месте его проживания. Станционный смотритель, с утратой Дуни, не имеет смысла жизни, больше не радуется ей, поэтому символ возобновляющейся жизни – цветы – теперь отсутствует. Теперь в доме не хозяйничает милая Дуняша, украденная коварным гусаром Минским, поэтому дом не чист, не опрятен, и сам Вырин теперь накрывается не одеялом, а тулупом.

Таким образом, описание дома смотрителя, пусть и в нескольких предложениях, но дает нам лучше понять и прочувствовать состояние и положение героя и даже предугадать сюжет.

6 класс

Образ маленького человека в произведениях Чехова

Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос. И самые яркие их выходы, те незабываемые, о которых читатель не раз вспоминает, которые он цитирует и пытается сберечь в памяти, несомненно, припадают на творчество Антона Павловича Чехова.

В творчестве Чехова это едва ли не основной герой. В сатирических рассказах автора этот персонаж проявляется особенно ярко. Чехов переосмыслил этого человека, его роль в окружающем мире.

Он не оскорблен, он не обижен. Но вместе с тем, что-то есть грустное в его глазах, своя атмосфера во взгляде, и, да, его хоть и обижают, но он настойчивый, агрессивный, иногда он пытается устрашать окружающих. А еще, есть моменты, когда он какой-то до боли смешной.

Давайте откроем свои души, вытащим их из футляров и посмотрим на мир иначе, найдем следы маленького человека на этой большой планете. Об ином футляре говорит Чехов, когда пишет свой рассказ с подобным названием «Человек в футляре». Главный герой даже, кажется, доволен, своим положением маленького человека. Да и чем этому человеку его положение, собственно, должно не нравиться? Он же сам создал свой мир, из которого не хочет уже уходить. Маленькое счастье для этих маленьких людей в этом внутреннем мире и заключается. Для них все равно, что о них думают окружающие. И может в этом они и правы? Всю свою жизнь Беликов проводит в футляре. Фуфайка, темные очки, и уши, заложенные ватой — все спрятано от людей. Но в футляре также и зонтик, и часы, и нож. А дом Беликова похож на один большой футляр. Он мечтал о нем — он его себе создал. Весь город в страхе от странностей этого человека, но он этого совсем не понимает. Да и все «маленькие» люди не совсем заботятся о том, как они своим поведением влияют на других жителей этого города, этого мира, что видно из необдуманных поступков героя рассказа «Злоумышленник».

Есть в них что-то трагическое, в этих образах, и вместе с тем настолько смешное, что уже и не знаешь, смеяться тут, или плакать. Смерть для Беликова была воплощением его идеала. Не потому ли в гробу у него было «кроткое, приятное, даже веселое» выражение лица? Он оказался в том главном футляре, о котором мечтал всю жизнь. Если в жизни он этот футляр постоянно надевал на себя сам, то смерть дала ему отличную возможность, положив его в футляр, оставить там навсегда.

Маленькие люди ходят не спеша во многих Чеховских произведениях. Они живут, влияют на других даже своей бездеятельностью. Идеальным примером может послужить Червяков из рассказа «Смерть чиновника» и его настойчивая суета перед генералом Бризжаловым. Порфирий, известный как Тонкий из рассказа «Толстый и тонкий» также показывает типичную реакцию маленького человека.

Очумелов, маленький герой рассказа «Хамелеон», тоже хочет спрятать себя поглубже от внешнего мира, но немного другим путем. Он, как ящерица, как хамелеон, что меняет цвет, зависимо от того, в какую среду попадет. Он — человек без принципов, в какую ситуацию попадает — так себя и ведет. В этом маленьком человеке постоянно идет борьба внутри самого себя, и, иногда, кажется, что уже невозможно угадать, какого цвета станет он сейчас — в кого претворится, чтобы ему было выгодно. Он поменяет отношение к щенку только узнав, что хозяин его другой. Очумелов мечется между тысячами своих «я», так и не находя, не показывая того, единственного и настоящего. Не исключено, что его и нет.

Маленького человека частенько угнетают, обдирают и унижают, что видно на примере гувернантки из рассказа «Размазня». Поднятая в этом лаконичном произведении проблема заключается в том, что человека маленьким делает не он сам, но социум и общество порождает такие шаблоны поведения.

Но маленького человека в сочинениях Чехова не всегда жалко. Иногда эти отрицательные качества, которые в них заложены, и принимать не хочется. Ведь кто будет одобрять чинопочитание и ограниченность мысли? Кому понравится неискренность и корыстолюбие? Но маленькие люди живут не только на страницах рассказов. Каждый из них вечером приходит домой, садится в свой футляр, и закрывается там до лучших времен. А иногда он сидит в этом футляре всю жизнь. И, правильно ведь заметил Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет».

Мы в VK

Анализ

Все персонажи повести сложны, среди них нет ни безупречных, незаслуженно гонимых жертв, ни корыстных и черствых гонителей.
Драма разлуки отца и дочери — не следствие злого умысла, а результат общественного уклада, сословной иерархии.
При этом, один из основных мотивов «Станционного смотрителя» — разобщенность близких людей.

От остальных, относительно благополучных повестей, «Станционный смотритель», самая печальная повесть цикла, отличается минорным финалом.

Связи с другими произведениями

Помимо прямых ссылок и упоминаний, повесть в неявном виде перекликается с некоторыми произведениями как самого Пушкина, так и других авторов.
Размышления о чинах также встречаются в записке «О народном воспитании» (1826).

Описание картинок в доме смотрителя в черновом автографе повести отсутствует. Оно было позже перенесено Пушкиным из неоконченных «Записок молодого человека» (1829—1830).
Введенные Пушкиным в качестве украшения дома смотрителя картинки с немецкими стихами в явном виде указывают на библейскую притчу о блудном сыне, своеобразным переосмыслением которой становится повествование.

Эпиграф взят из стихотворения П. А. Вяземского «Станция» (1825).
Сцена с Дуней, сидевшей на ручке кресла, по наблюдению Анны Ахматовой, сопоставима с бальзаковской «Физиологией брака»: «Я заметил красивую даму, сидящую на ручке кресла…».

По мнению профессора, кандидата филологических наук Софьи Залмановны Агранович, рассказ связан с древнеславянской мифологией, и фамилия станционного смотрителя «Вырин» образована Пушкиным от имени славянского царства мёртвых — Вырея или Ирея; таким образом, сам смотритель — это владетель подземного мира, и роль его дочь тоже имеет параллель в мифологическом сюжете.

Приезд гусара

Проезжий в военной шинели появился зимним вечером. Узнав, что нет лошадей, он повысил голос, но, увидев Дуню, смягчился и заказал ужин. Вскоре гусар уж лежал на лавке совсем больной. А к утру ему сделалось совсем худо, и смотритель послал за доктором. Тот пощупал пульс, поговорил с военным по-немецки, получил двадцать пять рублей и сказал, что больному нужно отлежаться пару дней. Все это время за молодым человеком ухаживала Дуня.

На третье утро гость собрался уезжать и захотел довезти Дуню до церкви – она шла к обедне. Отец сам предложил засомневавшейся дочери прокатиться, а через полчаса у него вдруг сердце заныло. Станционный смотритель отправился в церковь и узнал, что девушка там не появлялась. Оставалась надежда, что Дуня решила прокатиться до следующей станции, но вернувшийся ямщик сообщил, что она поехала с гусаром дальше.

Сочинение на тему Самсон Вырин

В повести «Станционный смотритель» А С. Пушкин показывает своим читателям положение станционных смотрителей во времена крепостного права. Станционные смотрители – это те, кто смотрел за станциями, менял лошадей. Трудность их работы была в том, что они часто испытывали на себе гнев и побои проезжающих людей. На примере образа Самсона Вырина мы видим тяжелую и безрадостную жизнь простого человека, который терпел унижения и оскорбления со стороны вышестоящих лиц. Пушкин показывает своему читателю работу станционных смотрителей, их тяжелый и неблагодарный труд.

Главный герой повести Пушкина Самсон Вырин. Его жизнь была схожа с жизнью таких же, как он, людей. Добрый и отзывчивый, справедливый и честный, он всю свою жизнь посвятил своей работе. Единственным счастьем в его жизни была его дочь Дуня. Для него она была смыслом всей его жизни. Дуня была отличной помощницей, во всем помогала отцу по дому. Она облегчала жизнь своему отцу в тяжелые моменты его жизни. Самсону Вырину часто приходилось терпеть унижения от приходящих путников. В таких случаях на помощь приходила дочь. Большим потрясением для Самсона стал тот момент, когда он потерял свою дочь. Его жизнь можно поделить на до и после.

После ухода Дуни, Самсон Вырин сразу постарел, сник. Сначала в его сердце еще горела надежда на возвращение дочери, он предпринимал попытки ее найти и вернуть, но со временем он понял, что Дуня не вернется. Это был для него удар в спину. Единственная дочь, которая была для него смыслом жизни, покинула его. И с этого момента жизнь героя пошла под откос. Он понял, что дочь потеряна навсегда. И свое горе утопил в выпивке. Справиться с трудностями самостоятельно ему было тяжело. Может, у него не было достаточно силы духа, уверенности в завтрашнем дне. Загубив свою жизнь в выпивке, Самсон Вырин умер, так и не увидевшись с дочерью.

На примере образа Самсона Вырина А.С. Пушкин раскрывает образы простых людей из низших слоев общества. Это был род людей, которых всякий мог легко обидеть, унизить и оскорбить. Зачастую сами они были образцами для подражания с высокими моральными установками и качествами. Добрый и отзывчивый, честный и справедливый. Именно этими качествами характера обладал герой. В своем произведении автор затронул одну из важных тем библейской мифологии – притчу о блудном сыне. После смерти Самсона Вырина Дуня приехала, чтобы увидеться с отцом, но было уже поздно. Произведение заставляет задуматься о том, что нужно всегда помнить своих родителей, заботиться о них, не омрачать их итак тяжелую старость.

Летнее чтение

Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»

Станционных смотрителей притесняют и унижают почти все проезжающие и бранятся с ними, жалуются, почитая их «извергами» или разбойниками. Но по справедливости нужно относиться к ним более снисходительно.

Ведь их низший чин четырнадцатого разряда может, да и то не всегда, оградить только что от побоев. Служба у него каторжная, а и днем, и ночью покоя нет.

Уставшие в пути путники всю досаду вымещают на смотрителе за скверную погоду, плохую дорогу, уставших лошадей, строптивых ямщиков. Для всех он хуже врага, какими ругательствами его только не бранили. В любую погоду бегает в поисках лошадей, прячется в сенях от рассерженных постояльцев.

Рассказчик, почти двадцать лет разъезжая по России, был знаком со многими смотрителями. Собирая и записывая путевые наблюдения, решил развеять ложные представления об этих скромных тружениках, отзываясь об их услужливости, уживчивости и неприхотливости.

Особенно ему были интересны беседы с ними, из которых он узнал немало занимательного и поучительного. О судьбе одного из них поведал он читателям.

Случилось ему в 1826 году проездом промокнуть под дождем и решил на попутной станции обсохнуть и выпить чаю. Смотритель кликнул свою дочку, наказав поставить самовар. Красота четырнадцатилетней девочки произвела впечатление на повествователя. Дожидаясь чаю, стал он осматривать скромное, но опрятное жилище.

Особенно его заинтересовали три картинки на стене, изображавшие библейскую историю блудного сына. Пятидесятилетний Самсон Вырин, бодрого нрава и свежий, и его дочь за чаем долго беседовали с путником, которого на прощание Дуня поцеловала.

Спустя несколько лет опять довелось рассказчику побывать на этой станции. Войдя в домик, он обратил, как изменилось жилище: исчезли цветы на окнах, во всем чувствовалось запустение и ветхость. Очень постаревший за последние годы смотритель на вопрос о здоровье Дуни ничего не ответил, нахмурился. Но, выпив предложенного пунша, поведал печальную и трогательную историю дочери, вспоминая, как не мог он нарадоваться на свою Дуню, как проезжающие любили поговорить с ней, любовались ее красотой и разумностью.

Три года назад, зимой, подъехала тройка, и в комнату вошел военный, требуя лошадей.

Дуня смягчила гнев молодого гусара, которого звали Минский, ласково предложив поужинать. Тот согласился. Но, когда подали лошадей, проезжему внезапно стало дурно, и он лишился памяти.

На следующий день вызвали лекаря, с которым больной с аппетитом отобедал, распив бутылку вина и щедро заплатив.

Через день гусар совсем поправился, стал весел, напевал и много шутил. В воскресенье Дуня собиралась на церковную службу, и гусар вызвался подвезти ее. Смотритель и сам не понимал, как мог он разрешить дочери ехать с гусаром. Беспокоясь, сам пошел в церковь, но оказалось, что Дуни не было в церкви.

Надеясь, что она просто решила проехаться до следующей станции, получает от вернувшегося ямщика известие, что Дуня уехала с гусаром. Самсон Вырин с горя заболел. Поправившись, выпросил отпуск и отправился пешком за дочерью.

В пути он узнал, что ротмистр Минский следовал в Петербург, а Дуня ехала без принуждения, но все время плакала. В Петербурге отыскал он трактир, в котором жил Минский, и пошел к нему. Со слезами умолял он его вернуть ему дочь, не губить ее. Но Минский заверил, что Дуню не оставит, а вернуться к прежней жизни она уже не сможет. Сунув несчастному отцу денег, выставил на улицу. С негодованием выбросил и растоптал эти деньги смотритель.

Через два дня увидел, как его обидчик вбежал на крыльцо одного дома. Разведав, что Дуня живет на втором этаже, обманув кучера и служанку, проник в ее квартиру. Потрясенная Дуня, внезапно увидев отца, падает в обморок. А Минский выталкивает старика на улицу. Самсон Вырин возвращается на свою станционную службу.

В завершении своего рассказа смотритель поведал, что уже три года живет он один и о судьбе дочери ничего не знает, но предполагает, что постигла ее участь многих молоденьких дурочек, для которых уготована уличная кабацкая жизнь и нищета. После расставания долго вспоминал рассказчик печальную историю смотрителя и его дочери.

Спустя еще несколько лет узнал он, что станция уничтожена, старый смотритель умер, а в его доме поселился пивовар. Хозяйский сынок по его просьбе отвел на могилу старика. От мальчишки узнал, что приезжала молодая и красивая барыня, с тремя детишками, ходила на погост, лежала на могиле и плакала. После дала попу денег на поминание и мальчишке пятачок. Услышав эту историю, не пожалел уже рассказчик о своей поездке.

Анализ 2

Для каждого творца существование простого человека выглядит довольно странным и слегка отчужденным. Все-таки творческий человек существует немного другими переживаниями и заботами, в его сознании обитают совершенно иные приоритеты.

Тем не менее, если смотреть произведения многих русских писателей, то там активно затрагивается тема так называемого маленького человека, то есть простого человека, который практически не думает о высоком, и живет своими простыми интересами.

Эта тема во многом начинается именно со Станционного смотрителя Пушкина, где автор чуть ли не впервые начинает сочувствовать простым людям и искренне сострадать нелегкой судьбе таких людей. Ведь если посмотреть на прежние произведения, то там автор все-таки делает акцент на людях светских, разбирает, как отличаются представители высшего света села и города и прочие темы, которые не особенно близки к простому народу.

В Станционном смотрителе Пушкин смещает акцент и мы наблюдаем подтверждение этому факту в описании гусара Минского, который дан только небольшими штрихами и не представляет собой личности как таковой. Этот герой мог бы стать основным, если бы посмотреть с другой стороны и разыграть в произведении историю подобную тому как Печорин похищает Беллу. Тем не менее, тут представитель более высокого сословия, который далек от потребностей простого народа, дан как некий разрушающий и дисгармоничный элемент.

Главный герой в свою очередь представляет собой как бы воплощение простого бытового счастья. Самсон Вырин не является глупым или недалеким человеком, да, он не совершает и не совершит подвигов, он привык к комфорту, но в каком-то смысле именно он является солью земли, именно на таких людях и держится мир. При этом Минский тут является практически полным антиподом счастья, он преследует только личные интересы и в итоге создает трагедию не только для смотрителя, но и для Дуни.

Вероятнее всего, она более не простит себя никогда за такое расставание с человеком, который жил только ради нее. Минский чувствует в Вырине явного конкурента и именно поэтому так выгоняет его из своего дома, он понимает, как привязана к нему Дуня. По сути, он покупает свое счастье, хотя счастья нельзя купить.

В итоге на самом деле Минский покупает только несчастье, он делает несчастными двух людей, которые ранее были счастливыми. Конечно, он может дать Дуне благополучие и некий семейный уют, но будет ли она также спокойна как была спокойна на станции, ежедневно наблюдая идентичные картинки на стенах, пеструю занавеску кровати и горшки с бальзамином? Разве эта героиня откроет для себя нечто новое помимо светского общества, которое в действительности глубоко несчастно?

Пушкин в этом произведении пусть и не открыто, но довольно явно сострадает главному герою и грустит о разбитой судьбе. Он видит негативную сторону своеволия гусара и его чувственности. Также он видит некую красоту и подлинное счастье в простом и незамысловатом быте маленького человека.

Как изменился Вырин…

Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.

Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.

Форма поиска

Рождение и таинство крещения

Появился на свет Акакий Акакиевич 23 марта и подобрать имя по календарю для рождённого на эту дату было трудно. Очень не хотелось матушке называть сына именами, которых она и не слыхивала: Павсикахий, Хоздазат или Вахтисий, поэтому выбрано было имя Акакий, как у отца. Во многом это и определило судьбу героя. Младенец при крещении скривился и заплакал, может быть почувствовал, что до добра такое имя не доведёт.

Позже в жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, видимо, не происходило ничего примечательного. Автор опустил изображение детства, юности и молодых лет героя при сочинении повествования о его шинели, тем самым подчеркнув главную мысль рассказа: как мало значит сам герой повести и как с виду незначительные обстоятельства способны изменить его жизнь.

Описание «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя

Заметную роль в повести играют описания почтовой станции, где служил Самсон Вырин. Станция словно повторяет судьбу своего смотрителя.

В первый приезд это небогатый уютный домик, «смиренная, но опрятная обитель», где рассказчик запомнил «горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою». На стенах висят иллюстрации к библейской притче о блудном сыне — намек на то, что случится с Выриным и его дочерью.

Во второй приезд рассказчик видит, что без Дуни станция стала приходить в запустение: «Я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение». То же самое случилось и с Выриным — за три-четыре года он превратился из «бодрого мужчины в хилого старика».

В третий приезд рассказчика станция перестала существовать. В доме смотрителя живут пивовар с женой, которая встречает гостя в сенях — тех самых, где он некогда поцеловал на прощание Дуню. Нет станции, нет и Самсона Вырина; он лежит в могиле, куда однажды приехала его дочь — богатая барыня Авдотья Самсоновна.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание внешности сестры По общему признанию, у всех нас есть кто-то, кто нам нравится больше всего в нашей семье. Лично мне больше всего нравится моя старшая сестра, и я считаю ее одним из моих лучших друзей.
  • Как относятся к левше другие герои? Про Левшу можно рассказать подробнее, лишь поняв, как к нему относятся другие персонажи, показанные в произведении. Через призму данных отношений, которые сложились у героя с ними, можно отметить и отношение самого автора к данному персонажу
  • Легко ли быть молодым? — сочинение-рассуждение Молодость – самая лучшая и светлая пора. Человек молод, полон сил и энергии. Есть свои цели, планы и мечты, всё только впереди, много амбиций. Внутри чёткое осознание того

Какое правило

Станционный смотритель: основная мысль повести

Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?

Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы – это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент – произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.

Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими нравственными ценностями и чуткой душой, А.С

Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами

Таковым оказывается и станционный смотритель.

Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, — необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и социального положения. Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.

Словарь русских имён

Учебник «Грамоты»: орфография


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования