Сальвадор дали, все о художнике на одной станице!
Содержание
- 1 Содержание
- 2 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- 3 Биография Сальвадора Дали о главном
- 4 Он печально известен своим эксгибиционистским поведением.
- 5 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- 6 Картины Сальвадора Дали
- 7 Политические интересы
- 8 Еще одна методика расчетов
- 9 Пифагоровы числа
- 10 Музыка и логика
- 11 Любовь и вдохновение
- 12 Сон
- 13 Символы художника
- 14 Краткая биография художника
- 15 Краткая биография Сальвадора Дали.
- 16 Галатея со сферами
- 17 Смерть и король Испании
- 18 «Я плюю на портрет матери»
- 19 №8
- 20 Первый успех
Содержание
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Биография Сальвадора Дали о главном
Великий художник родился 11 мая 1904 года и прожил довольно долгую жизнь, уйдя на покой в восемьдесят пять лет. Дали – гений во всех отношениях. Это не только великолепный художник, но и непревзойденный скульптур, писатель, а также график и режиссер. Дали – один из самых ярких представителей сюрреализма в живописи.
Родился в Испании, в городе Фигерас. Сначала был единственным ребенком в семье. Вскоре у него появилась сестра Анна-Мария. Ранее у Сальвадора был старший брат, который умер в возрасте чуть менее двух лет. Это событие стало одним из важнейших в жизни художника. Однажды, когда мальчику было пять лет, его мать сказала, что Сальвадор – это переродившаяся душа ее старшего ребенка. Слова матери глубоко врезались в сознание маленького Дали. В результате он стал считать, что родители любят совсем не его, а старшего брата, реинкарнацией которого стал Сальвадор. Эта мысль оказалась роковой и оказала влияние на всю дальнейшую судьбу великого художника.
Дали рос в обеспеченной семье. Несмотря на атеистические взгляды отца, по настоянию матери, которая была глубоко верующим человеком, ребенок ходил в церковь постоянно.
Родители дали ему достойное образование. Свои первые учебные годы мальчик провел в школе «Непорочного Зачатия». Дали был очень способным учеником, однако его характер и поведение оставляли желать лучшего. Он был крайне упрямым, своевольным и капризным ребенком.
Помимо трудного характера и незаурядного ума, Сальвадору были свойственны некоторые странности в поведении. Это было самое настоящее раздвоение личности. Из-за своих особенностей Дали не мог ни с кем подружиться в школе. Единственным человеком, который хорошо относился к Сальвадору, был Хосеп Самитьер, в дальнейшем игрок футбольного клуба «Барселона».
Художественные таланты у мальчика проявились еще в детстве. В развитии необычайных способностей Сальвадора помогал художник-импрессионист Рамон Пишо, друг семьи Дали. Юный живописец проводил свои каникулы в доме у моря, где общался с простыми людьми и черпал вдохновение из их рассказов о жизни. От них же он получил знания о мифологии, народных преданиях и суевериях. Все это оказало большое влияние на будущее творчество художника, где зритель может наблюдать проявление мистических и психоделических мотивов.
В скором времени Сальвадор начал посещать школу изобразительного искусства. По ее окончании юноша поступил в Академию маристов, где обучался гравюре. В 1921 году Дали пережил большое горе – смерть матери. После этого страшного события он решил переехать в Мадрид. Там он поступил на учебу в Академию изящных искусств.
Помимо живописи Сальвадор интересовался также психоанализом, в частности, много времени посвящал изучению работ Фрейда. За время учебы художник создал множество прекрасных картин. Однако в 1926 году его исключили из учебного заведения за непозволительно высокомерное отношение к педагогам. После он отправился в Париж, где познакомился с Пабло Пикассо, под влиянием которого выполнил несколько замечательных работ, принесших ему популярность. Художник работал в жанре сюрреализма. В его картинах нашли отражение как мистика, так реальность, которые тесно переплетались друг с другом.
Когда началась Вторая мировая война, Дали перебрался в США, где пробыл около семи лет. Именно здесь художник начал заниматься писательской деятельностью, а также совместно с Альфредом Хичкоком поработал над созданием фильма, придумывая для него декорации.
Женой и вдохновительницей таланта Сальвадора Дали была Елена Дьяконова, которую во всем мире знали под именем Гала. Она была старше своего супруга на десять лет. Именно благодаря ей Дали стал всемирно известным художником. Гала постоянно устраивала различные выставки, аукционы. В своих отношениях они были полностью свободны, и могли встречаться, с кем заблагорассудится. Их связь оказалась невероятно долгой и продлилась буквально полвека. После смерти супруги Дали находился в глубокой депрессии, а последние годы жизни провел в одиночестве.
Для детей
Интересные факты и даты из жизни
Он печально известен своим эксгибиционистским поведением.
Дали не оставил камня на камне, когда дело дошло до пика стоимости и внимания
На мероприятиях он делал все возможное, чтобы создать сцену или ситуацию, которая бы привлекла внимание. Например, явиться на лекции в Париже в Rolls Royce фаршированным цветной капустой или одеть на себя водолазный костюмбыло обычным делом для Сальвадора Дали
Сальвадор Дали с курицей на плече
Однажды он присутствовал на маскараде с Галой. Она была одета как ребенок Линдберг, пока он принимал участие в похищении. Позже ему пришлось извиниться за этот трюк, поскольку преступление серьезно обеспокоило американцев, и они думали, что выходки Дали неприятны. Пронзительные глаза; неопрятные волосы; свернувшиеся усы; и присутствие кур и других существ на его голове; были выходками, которые Дали часто использовал, чтобы привлечь внимание и улучшить свой образ сумасшедшего гениального художника
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.
В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.
В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.
Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.
Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.
В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.
Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».
Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».
Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.
Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.
Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.
Картины Сальвадора Дали
Картины Сальвадора Дали являются одним из ярчайших образчиков воплощения манифеста сюрреализма, той самой свободы духа, граничащей с безумием. Неопределенность, хаотичность форм, соединение реальности со сновидениями, соединение продуманных образов с бредовыми идеями из самых глубин подсознания, сочетание невозможного с возможным — вот что такое картины Дали.
При всей чудовищности творчества Сальвадора Дали, оно обладает необъяснимой привлекательностью, эмоции, возникающие при просмотре работ художника, казалось бы, просто не способны существовать вместе.
Полотна мэтра можно разделить на три типа: импрессионизм, кубизм (ранний Дали), сюрреализм. Иногда проскакивает гиперреализм, как в картине «Корзинка с хлеблм». Широкой публике Сальвадор, конечно, известен именно по сюрреалистическим картинам. Потому работы, что здесь выложены, относятся именно к сюрреализму. Ради интереса и сравнения, возможно, добавлю еще парочку полотен других стилей, но пока так.
Самые известные картины с описаниями.
Каждая картинка — это ссылка на статью с анализом и описанием полотен. Я старался особо воды не лить, но когда речь идет об описаниях картин, сделать это могут не только лишь все, мало кто может это сделать. В общем, старался по делу и по фактам, без возвышенной чепухи, как получилось — судите сами.
Содомское самоудовлетворение невинной девы, картина и факты о ней.
Сальвадор Дали великий мастурбатор, картина и факты о сексуальной жизни мэтра.
Мягкие часы или постоянство памяти — анализ картины.
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения (1943), сюрреализм
Картины Сальвадора Дали с названиями
Превращение Нарцисса, 1936-1937 гг.
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы
Небольшая ремарка.
Мое знакомство с сюрреализмом началось именно с Сальвадора Дали. Помню, когда мне в детстве на день рожденья подарили альбом с репродукциями Дали — это был настоящий праздник, ведь тогда еще не было в интернете такого разнообразия халявных картинок. Собственно классический сюрреализм в моем понимании — это и есть Сальвадор. Картины других сюрреалистов того времени никаких чувств у меня не вызывают, кроме Рене Магритта, конечно и, пожалуй, Ив Танги.
UPDATE 2018. Ребята, не читайте этого придурка, он тогда был молодым, зеленым и не знал, что кроме Дали и Магритта есть еще Фрида Кало и Ремедиос Варо.
Кстати, ранние работы Дали очень похожи на картины Ив Танги, я бы не отличил. Кто у кого заимствовал — непонятно, система одна бабка сказала утверждает, что как раз Дали позаимствовал стиль у Танги (но это неточно). Так что — воруй убивай заимствуй с умом и ждет тебя успех
Впрочем, не столь важно кто был первым (а первым был в подобном стиле Макс Эрнст — именно он придумал тщательно выписывать шизоидные образы). Именно Сальвадор, благодаря своему художественному мастерству, развил и полностью воплотил идеи сюрреализма
Вот вам по картине Танги и Эрнста для сравнения
Ив Танги, Бесконечная делимость
Макст Эрнст, картина Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма
Постоянство памяти, 1931 год
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения, 1943 год
Женщина с головой из роз, 1935 год
Лебеди, отраженные в слонах, 1937 год
Леди Луис Маунбеттен, 1940
Мадонна Порт-Льигата, 1950 год
Тристан и Изольда, 1944 год
Живой Натюрморт, 1956 год
Женская фигура у окна, 1925 год
Атомная Леда, 1949 год
Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека, 1943
Атавистические останки дождя, 1934 год
Архитектонический Анжелюс Милле, 1933 год
Податливое сооружения с вареными фасолинами или предчувствие гражданской войны. Холст, масло. Музей искусств, Филадельфия
Очерк, автор
АРТ блог figgery.com.ua
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ В ТЕМУ (кликабельно).
Видео для релакса.
Подробнее о художнике из видео Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
Ссылки на сборники картин Дали
Фоннаты могут найти более полную галерею на официальном сайте, посвященном Сальвадору — тут https://www.salvador-dali.org/en/artwork/catalogue-raisonne/. Ибо выкладывать более 200 картин долго и муторно, да и вряд ли нужно
Политические интересы
Сальвадору всегда импонировали волевые политические лидеры, которые сосредотачивались на власти и диктатуре. Так, он поддерживал испанского лидера Франсиско Франко и его военный переворот в стране. Позиция художника подвергалась критике его современниками и последующими поколениями.
Однако не все так поверхностно. Дали поддерживал революцию и Гражданскую войну, но в отличие от коллег по цеху, Пикассо например, в Ассоциацию революционеров-художников и писателей так и не вступил.
После организации демонстрации он был исключен из Академии искусств, а в своих докладах на публику утверждал, что творческие люди должны соблюдать политический нейтралитет.
В сообществе сюрреалистов художника осуждали за симпатии политическим лидерам, в частности к Адольфу Гитлеру. Даже спустя много лет, после окончания Второй мировой войны, безумец представлял действия фюрера как произведение искусства.
Еще одна методика расчетов
Описание разных способов доказательства теоремы Пифагора могут ни о чем не сказать, до тех самых пор пока самостоятельно не приступишь к практике. Многие методики предусматривают не только математические расчеты, но и построение из исходного треугольника новых фигур.
В данном случае необходимо от катета ВС достроить еще один прямоугольный треугольник ВСД. Таким образом, теперь имеется два треугольника с общим катетом ВС.
Зная, что площади подобных фигур имеют соотношение как квадраты их сходных линейных размеров, то:
Sавс *с2- Sавд*в2 =Sавд*а2- Sвсд*а2
Sавс*(с2-в2)=а2*(Sавд-Sвсд)
с2-в2=а2
с2=а2+в2
Поскольку из разных способов доказательств теоремы Пифагора для 8 класса этот вариант едва ли подойдет, можно воспользоваться следующей методикой.
Пифагоровы числа
Удобный и очень точный способ, употребляемый землемерами для проведения на местности перпендикулярных линий, состоит в следующем. Пусть через точку А требуется к прямой MN провести перпендикуляр (рис. 13). Откладывают от А по направлению AM три раза какое-нибудь расстояние а. Затем завязывают на шнуре три узла, расстояния между которыми равны 4а и 5а. Приложив крайние узлы к точкам А и В, натягивают шнур за средний узел. Шнур расположится треугольником, в котором угол А — прямой.
Рис. 13. Пусть через точку А требуется к прямой MN провести перпендикуляр
Этот древний способ, по-видимому, применявшийся еще тысячелетия назад строителями египетских пирамид, основан на том, что каждый треугольник, стороны которого относятся, как 3:4:5, согласно общеизвестной теореме Пифагора, — прямоугольный, так как
32 + 42 = 52.
Кроме чисел 3, 4, 5, существует, как известно, бесчисленное множество целых положительных чисел а, b, с, удовлетворяющих соотношению
а2 + b2 = с2.
Они называются пифагоровыми числами. Согласно теореме Пифагора такие числа могут служить длинами сторон некоторого прямоугольного треугольника; поэтому а и b называют «катетами», а с — «гипотенузой».
Ясно, что если а, b, с есть тройка пифагоровых чисел, то и ра, рb, рс, где р — целочисленный множитель, — пифагоровы числа. Обратно, если пифагоровы числа имеют общий множитель, то на этот общий множитель можно их все сократить, и снова получится тройка пифагоровых чисел. Поэтому будем вначале исследовать лишь тройки взаимно простых пифагоровых чисел (остальные получаются из них умножением на целочисленный множитель р).
Покажем, что в каждой из таких троек а, b, с один из «катетов» должен быть четным, а другой нечетным. Станем рассуждать «от противного». Если оба «катета» а и b четны, то четным будет число a2 + b2, a значит, и «гипотенуза». Это, однако, противоречит тому, что числа а, b, с не имеют общих множителей, так как три четных числа имеют общий множитель 2. Таким образом, хоть один из «катетов» а, b нечетен.
Остается еще одна возможность: оба «катета» нечетные, а «гипотенуза» четная. Нетрудно доказать, что этого не может быть. В самом деле: если «катеты» имеют вид
2х + 1 и 2у + 1,
то сумма их квадратов равна
4х2 + 4х + 1 + 4у2 + 4у + 1 = 4(х2 + х + у2 + у) + 2,
т. е. представляет собой число, которое при делении на 4 дает в остатке 2. Между тем квадрат всякого четного числа должен делиться на 4 без остатка. Значит, сумма квадратов двух нечетных чисел не может быть квадратом четного числа; иначе говоря, наши три числа — не пифагоровы.
Итак, из «катетов» а, b один четный, а другой нечетный. Поэтому число а2 + b2 нечетно, а значит, нечетна и «гипотенуза» с.
Предположим, для определенности, что нечетным является «катет» а, а четным b. Из равенства
а2 + b2 = с2
мы легко получаем:
а2 = с2 - b2 = (с + b)(с - b).
Множители с + b и с — b, стоящие в правой части, взаимно просты. Действительно, если бы эти числа имели общий простой множитель, отличный от единицы, то на этот множитель делились бы и сумма
(с + b) + (с - b) = 2с,
и разность
(с + b) - (с - b) = 2b,
и произведение
(с + b)(с - b) = а2,
т. е. числа 2с, 2b и а имели бы общий множитель. Так как а нечетно, то этот множитель отличен от двойки, и потому этот же общий множитель имеют числа а, b, с, чего, однако, не может быть. Полученное противоречие показывает, что числа с + b и с — b взаимно просты.
Но если произведение взаимно простых чисел есть точный квадрат, то каждое из них является квадратом, т. е.
Решив эту систему, найдем:
c = (m2 + n2)/2, b = (m2 - n2)/2, а2 = (с + b)(с - b) = m2n2, а = mn.
Итак, рассматриваемые пифагоровы числа имеют вид
a = mn, b = (m2 - n2)/2, с = (m2 + n2)/2.
где m и n — некоторые взаимно простые нечетные числа. Читатель легко может убедиться и в обратном: при любых нечетных тип написанные формулы дают три пифагоровых числа а, b, с.
Вот несколько троек пифагоровых чисел, получаемых при различных тип:
при m = 3, n = 1 32 + 42 = 52 при m = 5, n = 1 52 + 122 = 132 при m = 7, n = 1 72 + 242 = 252 при m = 9, n = 1 92 + 402 = 412 при m = 11, n = 1 112 + 602 = 612 при m = 13, n = 1 132 + 842 = 852 при m = 5, n = 3 152 + 82 = 172 при m = 7, n = 3 212 + 202 = 292 при m = 11, n = 3 332 + 562 = 652 при m = 13, n = 3 392 + 802 = 892 при m = 7, n = 5 352 + 122 = 372 при m = 9, n = 5 452 + 282 = 532 при m = 11, n = 5 552 + 482 = 732 при m = 13, n = 5 652 + 722 = 972 при m = 9, n = 7 632 + 162 = 652 при m = 11, n = 7 772 + 362 = 852
(Все остальные тройки пифагоровых чисел или имеют общие множители, или содержат числа, большие ста.)
Пифагоровы числа обладают вообще рядом любопытных особенностей, которые мы перечисляем далее без доказательств:
- Один из «катетов» должен быть кратным трем.
- Один из «катетов» должен быть кратным четырем.
- Одно из пифагоровых чисел должно быть кратно пяти.
Читатель может удостовериться в наличии этих свойств, просматривая приведенные выше примеры групп пифагоровых чисел.
Музыка и логика
Прежде чем рассказать, как складывалась история теоремы Пифагора, кратко остановимся на биографии математика. Жил он в VI веке до нашей эры. Датой рождения Пифагора считается 570 год до н. э., местом — остров Самос. О жизни ученого достоверно известно немного. Биографические данные в древнегреческих источниках переплетаются с явным вымыслом. На страницах трактатов он предстает великим мудрецом, великолепно владеющим словом и умением убеждать. Кстати, именно поэтому греческого математика и прозвали Пифагором, то есть «убеждающим речью». По другой версии, рождение будущего мудреца предсказала Пифия. Отец в ее честь назвал мальчика Пифагором.
Мудрец учился у великих умов того времени. Среди преподавателей молодого Пифагора значатся Гермодамант и Ферекид Сиросский. Первый привил ему любовь к музыке, второй обучил философии. Обе эти науки останутся в центре внимания ученого на протяжении всей его жизни.
Любовь и вдохновение
Гала (Елена Дьяконова) была для Дали не просто женщиной, а, выражаясь его словами, совершенством самой природы. Их отношения и брак вызывают разные мнения: восторг, осуждение, непонимание, зависть. Всех оппонентов объединяет одно — пара прекрасно дополняла друг друга.
К моменту знакомства Гала была замужем за французским поэтом Полем Элюаром, а Сальвадор находился на пути становления карьеры знаменитого художника. Личная жизнь 25-летнего испанца не содержала ярких моментов. Близости с женщиной у него еще не было. Но на поприще живописи уже загоралась звезда будущей мировой знаменитости.
Его произведения открыто обсуждали в широкой публике, но больших доходов он еще не имел. Вокруг имени Дали разразился скандал из-за его знаменитой подписи к картине: «Иногда я ради удовольствия плюю на портрет своей матери». Поступок стал причиной разлада с ближайшими родственниками. Отец и сестра резко ограничили с ним общение. Не одобрили они и его избранницу.
А Гала стала для Сальвадора главной музой и вдохновением, а заодно и импресарио. Она активно организовывала выставки, знакомила его с богемным обществом, находила спонсоров, выстраивала тактику продвижения талантливого супруга. Под ее влиянием из Дали вырос тот самый гений, способный воплотить в жизнь все амбиции и желания напористой женщины.
А он до безумия боготворил Галу и соглашался со всеми ее капризами и выходками, среди которых:
- многочисленные любовники;
- высокие траты, в т. ч. на плотские утехи;
- уединенное проживание в замке Пуболь;
- принуждение к рисованию и другим видам творчества.
Долгое время пара жила без законного оформления брака. Только после смерти первого мужа Галы в 1958 г. они смогли обвенчаться.
Ради Сальвадора женщина без оглядки ушла из семьи — бросила мужа и дочь. До конца своих дней она оставалась женой Дали. Благодаря ей мир узнал эпатажного художника с неограниченной фантазией.
фото с женой
Сон
В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты — это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто.
Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны — это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.
11
Символы художника
Дали в своей сюрреалистической работе использовал ряд символов. Его самым известным символом были плавные часы, которые должны были символизировать относительность времени, описанную Альбертом Эйнштейном. Сальвадор сказал, что эта идея возникла, когда он смотрел на тающий камамбер в жаркий летний день. Другим символом были слоны на тонких ногах и расползающиеся муравьи. По его словам, муравьи символизируют смерть и страх. Эти чувства происходят из его детства – когда он был маленьким, в качестве домашнего животного у него была летучая мышь. Однажды она умерла, и Дали нашел ее покрытой муравьями.
Краткая биография художника
Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек родился 11 мая 1904 года в каталонском городе Фигерас. Позднее он везде особо подчёркивал своё происхождение, отделяя себя от испанцев. Дали рос довольно умным мальчиком, но испытывал множество проблем в общении со сверстниками.
Этому способствовал крайне капризный характер Сальвадора, стремившегося всеми возможными способами привлекать к себе внимание. Много проблем ему создавали разнообразные страхи и комплексы
Одновременно с учёбой в школе он начал посещать и художественную академию монашеского маристского ордена.
В 1921 году Сальвадор поступил в Королевскую академию изящных искусств, а годом позже переехал в Мадрид. Во время учёбы он пробовал экспериментировать в техниках кубизма и дадаизма, но позднее отошёл от этих направлений.
Спустя пять лет его отчислили из академии, так как Дали очень пренебрежительно относился к своим педагогам и считал их неспособными оценить его талант. После этого он уехал в Париж, где познакомился с Пабло Пикассо, который оказал серьёзное влияние на его творчество. Там же Сальвадор встретил уроженку Казани Елену Дьяконову, которая в 1934 году станет его супругой и музой — Галой.
Постепенно его картины стали обретать популярность, пользоваться спросом у организаторов выставок. В 1929 году Дали увлёкся сюрреализмом. Тогда же он вдрызг разругался с отцом, который считал Галу неподходящей парой для сына, а также не мог понять некоторые провокационные выходки Сальвадора.
После Гражданской войны и прихода к власти Франсиско Франко художник прекратил отношения с кружком сюрреалистов Андре Бретона, активно поддерживавших коммунистов.
После начала Второй мировой войны супруги переехали в США. Там они прожили восемь лет, в течение которых Дали много работал вместе с выдающимися кинематографистами — Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком.
Вернувшись в Европу, он проводил большую часть времени в Каталонии и Париже. Сальвадор много занимался фотографией, снимал короткометражное кино, которое можно охарактеризовать как арт-хаус. Гала оказывала большое влияние на мужа, практически заставляя его работать над другими проектами, когда он не занимался живописью. Муж с женой часто ссорились, а с 1968 года Гала жила отдельно. Дали подарил ей замок Пуболь, который сам посещал лишь с её письменного разрешения.
В 1981 году ему диагностировали болезнь Паркинсона. Неврологическое расстройство серьёзно мешало творчеству, а когда годом позже умерла Гала, Дали и вовсе впал в тяжёлую депрессию. Ухаживавшие за ним медсёстры с трудом справлялись с приступами агрессии старика.
В 1984 году он получил серьёзные ожоги во время пожара в замке. После этого Сальвадор практически перестал говорить. Скончался художник 23 января 1989 года от сердечной недостаточности. Ему было 85 лет. Похоронили Сальвадора Дали под полом его театра-музея. Возможность ходить по его могиле была одним из пунктов завещания.
Краткая биография Сальвадора Дали.
Основная статья — Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали.
Вы вот знали, что Элис Купер был близко знаком с Сальвадором? Да и вообще, почти вся рок тусовка знала мэтра. А про При пристрастие ? В википедии такого не напишут.
1904 года в небольшом испанском городке Фигенас появился на свет будущий маэстро сюрреализма. Отец был нотариусом, мать домохозяйкой из серии киндер кюхэ кирхе.
Ребенком Дали был истеричным и избалованным, в чем немалую роль сыграли родители. Душераздирающую историю о соперничестве со я поведал в основной статье, не будем останавливаться.
В школе мэтр тоже не блистал, оценки получал весьма посредственные.
У Дали была любимая , всех подробностей отношений с которой не знает никто, кроме нее и Сальвадора.
Мэтру недолго довелось радоваться полному набору живых родителей — , когда ему было 16 лет.
Да, немного рвано получается, но писать кратко о Сальвадоре значит впихивать невпихуемое. Если хотите более связного повествования — читайте полную биографию Дали.
Вскоре, после смерти матери, Сальвадорыч поступает в академию в Мадриде, где предается чаду кутежа и дичайшему угару, почти как Тулуз Лотрек… Шутка, будущий главный сюрреалист был еще тот ботан и большую часть времени проводил за учебой и экспериментами в живописи. Да, а вы думали, сразу родился, вырос и гений? Не, ребят, гениями могут стать только настоящие задроты (в хорошем смысле этого слова).
В академии Сальвадор каким-то чудом успевал не только сутками рисовать, но еще и тусить с Лоркой, Бунюэлем и своими коллегами художниками. Тусить — это громко сказано, ибо метр тогда был совсем скромняшка. Сальвадор и скромняшка — дико звучит сейчас, правда? Но эпатажные выходки будут много позже.
Недолго музыка играла и за характер сильного и независимого мужчины. Но мэтр не стал унывал и вскоре принялся вовсю налаживать свою профессиональную и личную жизнь.
Мэтр был весьма хорош собой и появление хищницы не заставило себя ждать. В 1929 году Сальвадора замечает известная охотница на художников сюрреалистов, она же будущая жена Дали — Гала. Аки беркут вонзает твердые когти в нежное тело добычи, Гала взяла застенчивого мэтра в оборот. При законном то муже Элюаре! Аж трясет. Подробнее о том, как трясет читайте — здесь
Сальвадорыч с Галой обустраивают семейное гнездышко в . Отношения с родными у мэтра к тому времени стали хуже некуда и семейной паре пришлось потуже затянуть пояса, так как помощи от сурового батяни Дали ждать не приходилось.
Гала во всю пиарила Сальвадора и он становился все известнее и известнее в Испании. Картины, впрочем еще долго никто не хотел покупать. Как говорится: «это круто, но такую странную фигню я на свою стену не повешу». Но рекламная компания Дали — Гала вскоре дала свои плоды и мэтр постепенно становится все более и более успешным.
Примерно в это же время испортились , что вскоре переросло во взаимное закидывание сушеными кизяками.
в 1940 году маэстро с женой сваливают из прогнившей Европы подальше от немцев, зомбированных Гитлером. Сваливают не куда-то в Тимбукту, а в цитадель мирового буржуизма — Асашай. развернулся на полную катушку. Вершина успеха мэтра приходится именно на Америку. Ну и пошло поехало, выставки, продажа картин, тусовки, бабки, кокаин, шлю... Шутка — это же Дали, у него были другие приоритеты.
В Асашай мэтр пишет свою нашумевшую книгу — Тайная жизнь Сальвадора Дали. Ну и вообще много чего интересного. Читайте в основной статье — Полная .
Маэстро сюрреализма вскоре выдохся от такого темпа жизни и корпорация Гала Дали передислоцировалась обратно в . Уже на закате лет, стареющий, но все еще импозантный художник встретил свою вторую большую любовь —
Все бы хорошо, но время старости придет и девки больше не дадут, и сидра больше не нальют. Сальвадорыча подкашивает , потом . Я на этом периоде подробно останавливаться не буду, не нравится он мне, грустный и жалкий какой-то. Кому интересно, кликайте по синеньким ссылкам — там подробности.
Галатея со сферами
После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Сальвадор Дали был воодушевлен ядерной физикой и теориями распада атома. Это было также время, когда он возобновил интерес к католицизму. Приведённый к его периоду «Ядерный мистицизм», в котором его произведения часто использовали идеи современной науки как средство рационализации христианской религии. Понимая, что материя состоит из атомов, Дали заставил свои работы распасться на несколько атомов.
Эта картина — портрет Гала Дали, его жены и музы. Ее лицо состоит из густонаселенных сфер, представляющих атомные частицы, которые придают изумительный трехмерный эффект холсту. Галатея в названии относится к морской нимфе в классической мифологии по имени Галатея, которая славилась своей добродетелью. Галатея со сферами — одна из самых известных картин периода ядерного мистицизма Дали.
8
Смерть и король Испании
Незадолго до смерти у сумасшедшего художника появилась еще одна идея-фикс – хочу видеть у себя короля Испании Хуана Карлоса.
И что вы думаете? Его, пожалуй, миллионная при жизни прихоть была выполнена. 5 декабря 1988 года испанский король посетил Дали в больнице. Через несколько недель – 23 января 1989 года в возрасте 85 лет один из самых неординарных художников в истории умер.
Сальвадор Дали // Getty Images
Художник хотел, чтобы его похоронили в полу главного выставочного зала в его сюрреалистическом музее в Фигерасе. Более того, он желал, чтобы над местом его захоронения был туалет. В конце концов, так и сделали: над забальзамированным телом Дали расположены мужская и женская уборные.
«Я плюю на портрет матери»
Ну все складывалось, как будто, неплохо – с сюрреализмом в сердце и с Галой под руку. Однако отец увлечения замужней женщиной не разделял. А в придачу еще и узнал, что сын одну из своих картин подписал «Иногда для развлечения я плюю на портрет матери».
Сальвадор Дали «Иногда для развлечения я плюю на портрет матери»
Вскоре 25-летний Дали получил письмо от отца, в котором торжественно сообщалось, что последний больше не будет присылать деньги Сальвадору и он изгнан из родительского дома в Кадакесе.
Художник не унывал и сделал из трагедии фарс. Обрезал волосы, «похоронил» их на пляже в Кадакесе, побрил голову и сделал фото с морским ежом на макушке. Это была «месть» отцу. Последний принял сына в дом только после завершения Второй мировой войны.
№8
Глядя на его картины можно подумать, что он рисовал их находясь под действием каких-то психотропных веществ. Тем не менее, как говорил сам Дали: «Я не принимаю наркотики, Я и есть наркотик». Но где же тогда он черпал вдохновение?
У него было несколько способов получения креативных идей. Первый способ – оловянная тарелка и ложка. Сальвадор садил за стол, брал в руку ложку и поднимал ее над тарелкой. Когда он начинал засыпать, хватка ослаблялась и ложка падала в тарелку, издавая звук, достаточный для пробуждения. Те образы, какие он успел увидеть в полусонном состоянии, могли быть использованы художником для своих будущих сюрреалистических творений.
Был и второй способ. Он становился на голову и стоял до тех пор, пока не начинал терять сознание. В таком состоянии к нему приходили образы, какие он в будущем мог реализовать на полотнах.
Первый успех
Несколько месяцев спустя в парижской галерее Камиля состоялся дебют Дали и в качестве живописца. Молодой художник прокладывал себе путь в Париже с удивительной быстротой и расчетливостью — например, он заручился поддержкой виконта Шарля де Ноая, купившего его картину «Мрачная игра». Вот как объяснял художник выбор своего пути к успеху много лет спустя:
Успех Дали был огромным. Художник обращался к классической живописи — от Бронзино до Сурбарана, от Вермеера до Веласкеса, преследуя двойную цель: продемонстрировать свое отличие от «современников», а также заставить неискушенного зрителя забыть о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.