«смерть ивана ильича»: описание и анализ повести толстого

Первая глава (краткое содержание)

Смерть Ивана Ильича стала событием не то чтобы обыденным, но далеко не первостепенным по важности. В здании судебных учреждений, во время перерыва, Петр Иванович – коллега усопшего – узнал о печальном известии из газеты

Поведав другим членам судебного заседания о кончине Ивана Ильича, он подумал прежде всего о том, чем событие это обернется для него и для его родных. Место усопшего займет другой чиновник. Стало быть, появится еще одна вакантная должность. На нее Петр Иванович и пристроит своего шурина.

Стоит сказать об одной особенности произведения Толстого, без которой непросто изложить краткое содержание. Смерть Ивана Ильича, а также последние дни его жизни описаны в повести с позиции главного героя. А тот все время мучается не только от физической боли, но и от мысли, что все вокруг только и ждут его кончины. В этом страшном убеждении Иван Ильич отчасти прав. Ведь каждому из его коллег после трагического известия приходят мысли о предстоящем перемещении должностей. А также чувство облегчения, возникшее от того, что неприятное явление под названием «смерть» произошло где-то рядом, но не с ним. К тому же, каждый подумал о скучных обязанностях приличия, согласно с которыми следует поехать на панихиду и выразить соболезнования.

Как известно, знатоком человеческих душ был Лев Николаевич Толстой. «Смерть Ивана Ильича», краткое содержание которой изложено в этой статье, – проникновенное произведение. Автор изложил в небольшом сочинении судьбу героя, все его радости и терзания. А главное – переосмысление духовных ценностей, которое произошло в последние дни жизни.

Кратчайшее содержание повести «Смерть Ивана Ильича» для читательского дневника (Л. Толстой)

Помимо известнейших романов, Лев Толстой написал прекрасный повести, сюжет и основные события которых легко применить в сочинении. Аргументы из этого произведения помогут раскрыть многие темы. Будучи здоровым, герой не замечал, что общество полно лицемерия и лжи. И только оказавшись между жизнью и смертью, он сталкивается с реальностью. Он начинает размышлять о своей судьбе и неожиданно для себя понимает, что счастлив никогда не был, а то, что его окружает, ему опостылело. Ну а подробнее об этом расскажет наше очень краткое содержание книги для читательского дневника.

(350 слов) В перерыве между судебным заседанием коллеги Ивана Ильича узнают из газеты о его смерти. Между товарищами завязался разговор. Обсуждали, кто может занять место усопшего. И никто добрым словом не вспомнил о хорошем человеке, который жил честно и никому ничего плохого не сделал. Жена его, Прасковья Федоровна, думала лишь о том, сколько денег она получит в качестве компенсации за смерть мужа.

Иван Ильич был членом Судебной палаты. Казалось, все у него в жизни было хорошо. Красавица жена, на которой он женился, потому что в обществе его выбор одобрили, двое прекрасных детей и квартира, которую он начал обустраивать. В тот роковой день герой занимался ремонтом. Он был так увлечен делом, что случайно оступился и упал с лесенки. Тогда он почувствовал, что у него что-то заболело в боку. Однако мужчина не предал этому значения. Но ровно с этого момента Иван Ильич начал угасать. У него появились нестерпимые боли, он не мог есть. Врачи не могли точно сказать, что с ним не так. Тогда-то больной и вспомнил, что ударился именно тем боком, который сейчас болит. Доктор выписал ему таблетки, которые совсем не помогали.

Лежа в кровати, Иван Ильич начал размышлять о своей жизни. Никогда бы он ни подумал, что конец наступит так скоро. Ему казалось, что он будет жить вечно, а смерть для других, и его никогда не коснется. Оказалось, нет. Он предчувствовал ее.

Жене и дочери Иван Ильич был в тягость. Они не хотели ничего слышать про его болезнь, и только верный слуга Герасим ухаживал за ним.

Последние дни жизни оказались для Ивана Ильича невыносимыми. К нему вдруг пришло осознание того, что вся его жизнь была «не то». Он ненавидел себя за то, что прожил совсем не так, как хотелось бы. Ему опостылело все: и ненавистная жена, и его теперешнее положение. Ему было неловко: он мешает окружающим жить. Иван Ильич лежит в своей кровати и стонет, не переставая, раздражая домочадцев.

Когда же семья пришла к нему проститься, ему стало жалко их всех. Он попросил их выйтии из комнаты, потому что не мог смотреть на слезы. Иван Ильич бился в агонии еще два часа, а потом произнес: «Кончена смерть. Ее нет больше». И умер.

Особая роль образа Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Философские взгляды

Ильич придерживался традиции апофатического богословия . Главный тезис его труда состоит в том, что западная современность , извращая христианство, развращает западное христианство . Извращенная попытка закодировать принципы Нового Завета как правила поведения, обязанности или законы и закрепить их без ограничений — это коррупция, которую Иллич подробно описал в своем анализе современных западных институтов, включая образование, благотворительность и медицину. среди прочего. Иллич часто использовал латинскую фразу Corruptio optimi quae est pessima , что в переводе с английского означает «развращение лучшего — худшее» .

Иллич считал, что библейский Бог, принявший человеческую форму, воплощение , ознаменовал поворотный момент мировой истории, открыв новые возможности для любви и познания. Как и в Евангелии от Иоанна , оно предлагает любому верующему искать лица Бога во всех, с кем он встречается. Описывая эту новую возможность любви, Ильич ссылается на притчу о добром самаритянине .

XII

С этой минуты начался тот три дня не перестававший крик, который так был ужасен, что нельзя было за двумя дверями без ужаса слышать его. В ту минуту, как он ответил жене, он понял, что он пропал, что возврата нет, что пришел конец, совсем конец, а сомнение так и не разрешено, так и остается сомнением. У! Уу! У! кричал он на разные интонации. Он начал кричать: «Не хочу!» и так продолжал кричать на букву «у».Все три дня, в продолжение которых для него не было времени, он барахтался в том черном мешке, в который просовывала его невидимая непреодолимая сила. Он бился, как бьется в руках палача приговоренный к смерти, зная, что он не может спастись; и с каждой минутой он чувствовал, что, несмотря на все усилия борьбы, он ближе и ближе становился к тому, что ужасало его. Он чувствовал, что мученье его и в том, что он всовывается в эту черную дыру, и еще больше в том, что он не может пролезть в нее. Пролезть же ему мешает признанье того, что жизнь его была хорошая. Это-то оправдание своей жизни цепляло и не пускало его вперед и больше всего мучало его.Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, еще сильнее сдавила ему дыхание, он провалился в дыру, и там, в конце дыры, засветилось что-то. С ним сделалось то, что бывало с ним в вагоне железной дороги, когда думаешь, что едешь вперед, а едешь назад, и вдруг узнаешь настоящее направление. Да, все было не то, сказал он себе, но это ничего. Можно, можно сделать «то». Что ж «то»? опросил он себя и вдруг затих.Это было в конце третьего дня, за час до его смерти. В это самое время гимназистик тихонько прокрался к отцу и подошел к его постели. Умирающий все кричал отчаянно и кидал руками. Рука его попала на голову гимназистика. Гимназистик схватил ее, прижал к губам и заплакал.В это самое время Иван Ильич провалился, увидал свет, и ему открылось, что жизнь его была не то, что надо, но что это можно еще поправить. Он спросил себя: что же «то», и затих, прислушиваясь. Тут он почувствовал, что руку его целует кто-то. Он открыл глаза и взглянул на сына. Ему стало жалко его. Жена подошла к нему. Он взглянул на нее. Она с открытым ртом и с неотертыми слезами на носу и щеке, с отчаянным выражением смотрела на него. Ему жалко стало ее.«Да, я мучаю их, подумал он. Им жалко, но им лучше будет, когда я умру». Он хотел сказать это, но не в силах был выговорить. «Впрочем, зачем же говорить, надо сделать», подумал он. Он указал жене взглядом на сына и сказал: Уведи… жалко… и тебя… Он хотел сказать еще «прости», но сказал «пропусти», и, не в силах уже будучи поправиться, махнул рукою, зная, что поймет тот, кому надо.И вдруг ему стало ясно, что то, что томило его и не выходило, что вдруг все выходит сразу, и с двух сторон, с десяти сторон, со всех сторон. Жалко их, надо сделать, чтобы им не больно было. Избавить их и самому избавиться от этих страданий. «Как хорошо и как просто, подумал он. А боль? спросил он себя. Ее куда? Ну-ка, где ты, боль?»Он стал прислушиваться.«Да, вот она. Ну что ж, пускай боль».«А смерть? Где она?»Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было.Вместо смерти был свет. Так вот что! вдруг вслух проговорил он. Какая радость!Для него все это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменялось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа. В груди его клокотало что-то; изможденное тело его вздрагивало. Потом реже и реже стало клокотанье и хрипенье. Кончено! сказал кто-то над ним.Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. «Кончена смерть, сказал он себе. Ее нет больше».Он втянул в себя воздух, остановился на половине вздоха, потянулся и умер.

стр. 12 из 12

IX

Поздно ночью вернулась жена. Она вошла на цыпочках, но он услыхал ее: открыл глаза и поспешно закрыл опять. Она хотела услать Герасима и сама сидеть с ним. Он открыл глаза и сказал: Нет. Иди. Ты очень страдаешь? Все равно. Прими опиума.Он согласился и выпил. Она ушла.Часов до трех он был в мучительном забытьи. Ему казалось, что его с болью суют куда-то в узкий черный мешок и глубокий, и все дальше просовывают, и не могут просунуть. И это ужасное для него дело совершается с страданием. И он и боится, и хочет провалиться туда, и борется, и помогает. И вот вдруг он оборвался и упал, и очнулся. Все тот же Герасим сидит в ногах на постели, дремлет спокойно, терпеливо. А он лежит, подняв ему на плечи исхудалые ноги в чулках; свеча та же с абажуром, и та же непрекращающаяся боль. Уйди, Герасим, прошептал он. Ничего, посижу-с. Нет. Уйди.Он снял ноги, лег боком на руку, и ему стало жалко себя. Он подождал только того, чтоб Герасим вышел в соседнюю комнату, и не стал больше удерживаться и заплакал, как дитя. Он плакал о беспомощности своей, о своем ужасном одиночестве, о жестокости людей, о жестокости Бога, об отсутствии Бога. «Зачем ты все это сделал? Зачем привел меня сюда? За что, за что так ужасно мучаешь меня?..» Он и не ждал ответа и плакал о том, что нет и не может быть ответа. Боль поднялась опять, но он не шевелился, не звал

Он говорил себе: «Ну еще, ну бей! Но за что? Что я сделал тебе, за что?»Потом он затих, перестал не только плакать, перестал дышать и весь стал внимание: как будто он прислушивался не к голосу, говорящему звуками, но к голосу души, к ходу мыслей, поднимавшемуся в нем. Чего тебе нужно? было первое ясное, могущее быть выражено словами понятие, которое, он услышал

Что тебе нужно? Чего тебе нужно? повторил он себе. Чего? Не страдать. Жить, ответил он.И опять он весь предался вниманию такому напряженному, что даже боль не развлекала его. Жить? Как жить? спросил голос души. Да, жить, как я жил прежде: хорошо, приятно. Как ты жил прежде, хорошо и приятно? спросил голос. И он стал перебирать в воображении лучшие минуты своей приятной жизни. Но странное дело все эти лучшие минуты приятной жизни казались теперь совсем не тем, чем казались они тогда. Все кроме первых воспоминаний детства. Там, в детстве, было что-то такое действительно приятное, с чем можно бы было жить, если бы оно вернулось. Но того человека, который испытывал это приятное, уже не было: это было как бы воспоминание о каком-то другом.Как только начиналось то, чего результатом был теперешний он, Иван Ильич, так все казавшиеся тогда радости теперь на глазах его таяли и превращались во что-то ничтожное и часто гадкое.И чем дальше от детства, чем ближе к настоящему, тем ничтожнее и сомнительнее были радости. Начиналось это с Правоведения. Там было еще кое-что истинно хорошее: там было веселье, там была дружба, там были надежды. Но в высших классах уже были реже эти хорошие минуты. Потом, во время первой службы у губернатора, опять появились хорошие минуты: это были воспоминания о любви к женщине. Потом все это смещалось, и еще меньше стало хорошего. Далее еще меньше хорошего, и что дальше, то меньше.Женитьба… так нечаянно, и разочарование, и запах изо рта жены, и чувственность, притворство! И эта мертвая служба, эти заботы о деньгах, итак год, и два, и десять, и двадцать и все то же. И что дальше, то мертвое. Точно равномерно я шел под гору, воображая, что иду на гору. Так и было. В общественном мнении я шел на гору, и ровно настолько из-под меня уходила жизнь… И вот готово, умирай!Так что ж это? Зачем? Не может быть. Не может быть, чтоб так бессмысленна, гадка была жизнь? А если точно она так гадка и бессмысленна была, так зачем же умирать, и умирать страдая? Что-нибудь не так.«Может быть, я жил не так, как должно?» приходило ему вдруг в голову. «Но как же не так, когда я делал все как следует?» говорил он себе и тотчас же отгонял от себя это единственное разрешение всей загадки жизни и смерти, как что-то совершенно невозможное.«Чего ж ты хочешь теперь? Жить? Как жить? Жить, как ты живешь в суде, когда судебный пристав провозглашает: „Суд идет!..“ Суд идет, идет суд, повторил он себе. Вот он, суд! Да я же не виноват! вскрикнул он с злобой. За что?» И он перестал плакать и, повернувшись лицом к стене, стал думать все об одном и том же: зачем, за что весь этот ужас?Но сколько он ни думал, он не нашел ответа. И когда ему приходила, как она приходила ему часто, мысль о том, что все это происходит оттого, что он жил не так, он тотчас вспоминал всю правильность своей жизни и отгонял эту странную мысль.

стр. 9 из 12

Семейная жизнь

Супружество сулило ему лишь радость. На деле вышло иначе. Сложности в семейной жизни – одна из тем, которые поднимал в своем творчестве Лев Толстой. «Смерть Ивана Ильича», сюжет которой на первых взгляд может показаться очень простым, является сложным философским произведением. Герой этой повести стремился сделать свое существование легким и беспроблемным. Но даже в семейной жизни ему пришлось разочароваться.

Прасковья Федоровна устраивала мужу сцены ревности, она постоянно была чем-то недовольна. Иван Ильич все чаще уходил в отдельный, устроенный им мир. Этим миром была служба. На судебном поприще он растрачивал все свои силы, за что вскоре был повышен по должности

Однако следующие семнадцать лет начальники не удостаивали его вниманием. Желаемое место с окладом в пять тысяч он не получал, так как, по его собственному разумению, в министерстве, где трудился, его не ценили

Герасим

Стоит сказать, что физические страдания Ивана Ильича были несравнимы с его душевными терзаниями. Мысль о том, что он уходит, причиняла ему невыносимую боль. Здоровый цвет кожи Прасковьи Федоровны, ее спокойный и лицемерный тон вызывали лишь гнев. Ему не нужна была забота жены и постоянные осмотры доктора. Иван Ильич нуждался в сострадании. Единственным человеком, который был на это способен, оказался слуга Герасим.

Этот молодой мужчина обращался к умирающему барину с простой добротой. Главное, что мучило Ивана Ильича, – это была ложь. Прасковья Федоровна делал вид, что супруг всего-навсего болен, что ему надобно лечиться и сохранять спокойствие. Но Иван Ильич понимал, что он умирает, и в тяжелые минуты ему хотелось, чтобы его пожалели. Герасим не лгал, он искренне сострадал исчахшему и слабому барину. И тот все чаще звал этого простого мужика и подолгу беседовал с ним.

Роковая случайность

К счастью главного героя, жизнь постепенно налаживается. Но однажды он падает и сильно ударяется. Очень скоро ушиб перестаёт его беспокоить. Однако незначительная травма оборачивается для главного героя тяжёлой болезнью. Иван Ильич не желает обращаться к врачам, считая врачебные осмотры слишком унизительными. В конце концов, он вынужден это сделать. Главный герой строго выполняет предписания докторов, но болезнь быстро прогрессирует. К барину приставлен простой мужик Герасим. Иван Ильич считает его единственным искренним человеком во всём своём окружении.

Последние дни главного героя наполнены не только физической, но и душевной болью. Однако перед смертью Иван Ильич чувствует облегчение и умирает, не испытывая никакого дискомфорта.

Характеристика персонажа

Жизнь главного героя протекала просто и беспечно, как в лёгком сне. Его любили за то, что он не был похож на своих братьев – холодного карьериста и ни на что не способного неудачника. Окружающие Ивана Ильича люди считали его добрым жизнерадостным человеком, каким он и был на самом деле.

Счастливое детство сменилось не менее счастливой юностью и учёбой. Главному герою не пришлось бороться за место под солнцем: начать карьеру ему помог отец. Молодой человек удачно, хотя и не слишком выгодно женился. Даже смерть троих детей не омрачила его жизни. Недомолвки с супругой имели незначительный характер. Желание служить в Петербурге за 5 тысяч в год тоже было исполнено.

Только грядущая смерть помогла по-настоящему раскрыть образ чиновника. Иван Ильич не хочет примириться со своим уходом из жизни. Каждый приступ боли напоминает ему о скорой кончине, которую главный герой называет «она». Принять свою смерть в сравнительно молодом возрасте, будучи совершенно здоровым, действительно очень тяжело.

Иван Ильич не может представить себе, что после его кончины люди будут жить без него, любить, ненавидеть, страдать, погружаться в свои ежедневные заботы.

Главный герой становится подозрительным, начинает отмечать за всеми ложь. Иван Ильич чувствует, что его уже вычеркнули из этого мира, несмотря на то, что он всё ещё жив. Сослуживцы на работе уже делят его место. Возможно, и родственники строят какие-то планы. Утешение главный герой находит только в общении с простым мужиком Герасимом, которого к нему приставили. Герасиму чуждо светское лицемерие, он ни в чём не станет обманывать барина.

В последние дни жизни у главного героя обостряется эгоизм, нежелание понять тех, кого он оставляет в этой жизни, непонимание того, что живым нужно продолжать свой путь в этом мире и отказ поверить в то, что уход одного человека останется незамеченным.

Главная идея повести

Рождение и смерть – 2 самых важных события в жизни каждого. Первое из них человек не в состоянии вспомнить, оно осталось в прошлом и уже никогда не повторится. Второе событие с трепетом ожидается всю оставшуюся жизнь. Человек может обзавестись семьёй или жить в одиночестве, получить образование или остаться неграмотным, быть богатым или бедным. Не может он сделать выбор только в одном, только встреча со своим концом неизбежна.

Анализ произведения

Смерть – величайшая тайны бытия, сравнимая с тайной рождения. Повесть «Смерть Ивана Ильича», краткое содержание которой рассказывает биографию обычного российского чиновника конца XIX века, пытается воспроизвести процесс ухода из жизни одного человека.

Автор желает найти разгадку великой тайны. Однако вопрос так и остаётся без ответа. Представители различных философских течений видят смерть по-разному. Атеисты утверждают, что смерть – это абсолютный итог человеческой жизни. Всё имеет начало и конец. Верующие видят смерть лишь этапом в развитии вечной человеческой души. Это переход в иную реальность: для представителей одних религиозных течений – навсегда, для адептов других верований – с возможным возвращением на землю.

Парадокс религиозных людей состоит в том, что в глубине души они не верят в возможность потустороннего бытия. Сохраняя недоверие, люди продолжают надеяться на то, что загробный мир всё-таки существует, что и заставляет их выполнять свои религиозные обязательства.

Предсмертные муки бывают не только физическими, но и душевными. Прототип литературного Ивана Ильича страшится не столько смерти, сколько бесцельно, как он сам полагает, прожитой жизни. Человек нередко откладывает реализацию своих планов, собираясь начать новую жизнь с понедельника, со следующего месяца или года. Будни наполнены бесполезными суетными действиями, не приносящими ни радости, ни морального удовлетворения. При этом мало кто помнит о том, что завтра для него может и не наступить.

3.8 5 ( 13 голосов )

Популярные сегодня пересказы

  • Венера Илльская — краткое содержание новеллы Мериме Повествование ведется от лица рассказчика, археолога и любителя старины, путешествующего в Пиренеях. Он прибывает в маленький городок Илль, где останавливается в доме г-на де Пейрорада, такого же археолога и любителя-антиквара
  • Паустовский Константин Георгиевич Паустовский – удивительный писатель, чьи произведения подкупают своей искренностью и глубиной, однако вместе с тем просты и понятны читателю.
  • Лето, прощай! — краткое содержание романа Брэдбери Произведение представляет собой продолжение романа «Вино из одуванчиков» и повествует о периоде взросления основного персонажа Дугласа Сполдинга, отличающегося юношеским максимализмом.
  • Розов Был рожден в августе 1913 года, в Ярославле, был драматургом и сценаристом. Им было написано примерно 20 пьес и больше чем 6 сценариев для фильмов. Также был управляющим академией искусства. Умер в 2004 году 28 сентября.

Отзывы

За несколько суток до важной встречи у меня выскочил ячмень. Для его лечения в аптеке мне рекомендовали мазь Флоксал

Ячмень почти исчез на вторые сутки от начала лечения, а на третий день его уже не было совсем. Но я продолжила наносить средство, так как антибиотики нужно применять курсами от 7 дней.

Тамара (пациент): Когда мне дали список вещей, которые необходимо взять с собой в роддом, меня удивил пункт, в котором были указаны капли Флоксал. Я уточнила у врача, не ошибка ли это, ведь этот препарат относится к антибиотикам. Мне объяснили, что у новорожденных часто гноятся глазки. В этом случае и пригодятся капли, которые не представляют опасности для самого малыша.

Екатерина (пациент): Это универсальное средство для лечения воспалительных заболеваний глаз инфекционного происхождения. Оно также хорошо подходит для профилактики инфекций после удаления инородного тела из толщи роговой оболочки и офтальмологических операций. По сравнению с аналогичными по воздействию препаратами Флоксал вызывает чувство жжения после инсталляции нечасто.

Серпутько А. С. (офтальмолог-хирург): Флоксал – препарат, эффективный в отношении хламидий и большинства бактерий, вызывающих инфекционное поражение глаз. Он выпускается в двух формах (капли и мазь), каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Несмотря на то что средство относится к антибиотикам, применять его можно даже новорожденным малышам, у которых часто закисают глазки от попадания в них патогенной микрофлоры.

Профилактика

Причины, по которым болит пятка и больно наступать, немало. Чтобы снизить вероятность появления неприятных ощущений, следует предпринимать профилактические меры. Каждому человеку, особенно склонному к полноте, нужно постоянно контролировать свой вес, так как именно избыточная масса тела становится причиной возникновения боли. При выявлении плоскостопия следует незамедлительно обратиться к врачу. Плоская стопа предполагает отсутствие амортизации. Нагрузка на пяточную кость резко возрастает. Если человек быстро устает при ходьбе, вероятно, у него плоскостопие.

Обувь всегда нужно выбирать по размеру. Слишком тесная деформирует стопу. Однако и туфли «на вырост» противопоказаны. Ношение высоких каблуков, особенно «шпилек», надо ограничить. При этом обувь не должна быть на плоской подошве. Если есть показания, необходимо использовать ортопедические стельки. При ходьбе нагрузку нужно распределять равномерно на всю стопу.

Первая глава

Кончина Ивана Ильича стала не то чтобы обычным событием, но точно не первостепенной важности. Во время перерыва судебного заседания смерть обсуждали коллеги старика

Первый о ней узнал Петр Иванович из газеты и поделился этим с другими членами совета. В заметке говорилось, что Прасковья Ивановна, его жена, прискорбно сообщает о кончине супруга 4-го февраля 1882 года.

Члены судебной палаты были его сотоварищами. И все они теперь думали о том, чем обернется это событие для каждого из них. Ведь его место займет другой чиновник. Петр Иванович думал попросить перевести к нему шурина, но сказал лишь, как ему жаль усопшего. Некоторые невольно стали мечтать о повышении. Затем они заговорили, о том, что надо бы навестить его супругу. Петр сказал, что жил он ужасно далеко, и добираться туда сложно. Ему ответили, что это кому как, для кого-то близко. И они, уже позабыв о кончине, стали обсуждать расстояния и пошли на заседание.

Близкие друзья Ивана еще и подумали, что теперь им необходимо исполнить свои скучные обязанности и поехать на панихиду и встретиться с его вдовой.

Нельзя забыть одну из особенностей этого творения Толстого. Кончина Ивана и последние дни его жизни описаны с позиции главного героя рассказа. В предсмертных муках несчастный страдал не только от физической боли, но и от мыслей, что окружающие не только не сочувствуют ему, а ждут кончины. В этом он был отчасти прав.

Даже присутствующие на панихиде испытали неловкость от осознания всеобщего притворства. Они лишь делали скорбящие лица, хотя те таковыми не были. Вдова его, Прасковья, пытается узнать у Петра Ивановича, как получить побольше денег по случаю смерти супруга. А он, не сумев ничего посоветовать, прощается и уходит. Мужчина с радостью вдыхает свежий воздух, не пропитанный ладаном и гнилью трупа, и поспешно удаляется. Он боялся опоздать на игру в карты.

Оказывать влияние

Его первая книга, Deschooling Society , опубликованная в 1971 году, была новаторской критикой обязательного массового образования . Он утверждал, что деспотическая структура школьной системы не может быть реформирована. Его необходимо демонтировать, чтобы освободить человечество от разрушительных последствий институционализации всей жизни. Он продолжил критику современной массовой медицины. В доинтернетовскую эпоху Ильич пользовался большим влиянием среди интеллектуалов и ученых. Он стал известен во всем мире благодаря своей прогрессивной полемике о том, как человеческая культура может сохранять и расширять деятельность, выражающую истинно человеческие ценности, перед лицом многочисленных громовых сил дегуманизации.

В нескольких своих влиятельных книгах он утверждал, что чрезмерное использование преимуществ многих современных технологий и социальных механизмов подрывает человеческие ценности и человеческую самодостаточность, свободу и достоинство. Его глубокая критика массового образования и современной массовой медицины была особенно актуальной; и, возможно, более своевременно, чем при его жизни.

Здоровье, утверждает Иллич, — это способность справиться с человеческой реальностью смерти, боли и болезней. Технология может принести пользу многим; тем не менее, современная массовая медицина зашла слишком далеко, начав божественную битву за искоренение смерти, боли и болезней. Поступая таким образом, он превращает людей в объекты потребления, не склонные к риску, превращая лечение в простую науку, превращая медицинских целителей в простых техников-медиков.

Проект Dark Mountain , творческое культурное движение , основанное Дугалд Хин и Павла Кингснорт , отменяющие мифы современных обществ и выглядит для других новых историй , которые помогают нам сделать чувство современности, обратили свое вдохновение из идей Ивана Ильича.

Герасим

Стоит сказать, что физические страдания Ивана Ильича были несравнимы с его душевными терзаниями. Мысль о том, что он уходит, причиняла ему невыносимую боль. Здоровый цвет кожи Прасковьи Федоровны, ее спокойный и лицемерный тон вызывали лишь гнев. Ему не нужна была забота жены и постоянные осмотры доктора. Иван Ильич нуждался в сострадании. Единственным человеком, который был на это способен, оказался слуга Герасим.

Этот молодой мужчина обращался к умирающему барину с простой добротой. Главное, что мучило Ивана Ильича, – это была ложь. Прасковья Федоровна делал вид, что супруг всего-навсего болен, что ему надобно лечиться и сохранять спокойствие. Но Иван Ильич понимал, что он умирает, и в тяжелые минуты ему хотелось, чтобы его пожалели. Герасим не лгал, он искренне сострадал исчахшему и слабому барину. И тот все чаще звал этого простого мужика и подолгу беседовал с ним.

Женитьба

В молодые годы Иван Ильич имел положение в обществе легкое и приятное. Были и связи с модистками, и попойки с флигель-адъютантами, и дальние увеселительные поездки. Служил Иван Ильич старательно. Все это было окружено приличием, аристократическими манерами и французскими словами. А после двух лет службы он встретился с особой, которая идеально подходила на роль жены. Прасковья Федоровна была девушкой умной и привлекательной. Но прежде всего – хорошего дворянского рода. Иван Ильич имел хорошее жалование. Прасковья Федоровна – неплохое приданое. Брак с такой девушкой представлялся не только приятным, но и выгодным. А потому Иван Ильич женился.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий