Сочинения и популярные темы докладов

Максимилиан робеспьер: краткая биография и интересные факты из жизни, дата и причина смерти

Содержание

Взгляды

Максимилиан Робеспьер, биографию которого вы сейчас читаете, был сторонником идей Руссо. Большинство членов Собрания, которые придерживались либеральных взглядов, он критиковал на недостаточный радикализм тех реформ, которые они проводили.

С подобными идеями он выступал и в Якобинском клубе, очень скоро став одним из его главных лидеров. Многие выступления Максимилиана де Робеспьера были насыщены демократической риторикой, но, как отмечают очевидцы, хватало в них и откровенной демагогии. Все это принесло ему большую известность в обществе, и даже оригинальное прозвище — Неподкупный.

Когда Национальное собрание было распущено, Робеспьер оказался в парижском уголовном суде в роли общественного обвинителя. Это случилось в октябре 1791 года. Таким образом, он продолжил свою активную политическую деятельность во французской столице. С декабря того же года по апрель 1792 года Робеспьер участвует в острой дискуссии в Якобинском клубе со сторонниками «экспорта» революции. Он всячески призывает их бороться и противостоять «врагам свободы», которые действуют внутри страны. Он искренне считал, что необходимо дальнейшее углубление революции, о чем писал в еженедельнике под названием «Защитник конституции» вплоть до лета 1792 года.

Тотальный террор

31 мая-2 июня 1793 года в Конвенте было устроено восстание, в результате которого жирондисты были изгнаны. Робеспьер входит в так называемый Комитет общественного спасения. При помощи соратников — в первую очередь это Кутономон и Сен-Жюстоми — он определяет генеральную общеполитическую линию революции

Важной становится тема предательства

В конце года он добивается прекращения «дехристианизации», которую проводили ультралевые, осуждая насаждаемый ими атеизм. В то же время он всячески отвергает требования, выдвигаемые сторонниками Дантона. Последние уверены, что революционный террор можно уже прекратить.

Сам Робеспьер так не считает. В феврале 1794 года он произносит свою программную речь, в которой провозглашает конечной целью революции строительство нового общества. Оно должно базироваться на руссоистских принципах, на «республиканской морали», опираться на религию, спроецированную самим государством. Это, по его мнению, должен быть некий культ. Например, Верховного существа, которому все будут поклоняться. После официальной победы «республиканской добродетели» Робеспьер предполагал, что социальные неурядицы отступят. При этом ключевым средством для достижения своих идей он называл террор, который и проводил.

Глас народа, или «Папаша Дюшен»

В первый революционный год Эбер никак себя не проявил. Зато в июне 1790 года по Парижу стали ходить листки, написанные простонародным языком. Они назывались «Папаша Дюшен» («Le Père Duchesne») в честь персонажа балаганных представлений, печника с длинной трубкой в руке, который крепким словом клеймил на подмостках кукольных театров проделки французского Петрушки-Гиньоля. Заметки в листках были написаны от имени этого печника. Папаша Дюшен смотрел на революционные события с пролетарской точки зрения, комментируя их, не стеснялся бранных выражений, был крайне резок в своих суждениях. Парижские бедняки-санкюлоты вырывали листки друг у друга из рук — главный герой говорил с читателями на одном языке. К концу года тираж листков резко вырос, они стали выходить со строгой периодичностью, и «Папаша Дюшен» превратился в настоящую 8-страничную газету, которая соперничала по популярности с изданием «Друг народа» Жана Поля Марата.

Успех «Папаши Дюшена» породил множество подражателей. Уже в конце 1790 года появились два издания с тем же названием, которые не выдержали конкуренции с оригиналом и быстро исчезли. В следующие три года в сумках газетных торговцев периодически появлялись листки под названием «Мамаша Дюшен», «Сын Дюшена», «Внук Дюшена» и даже «Кузен Дюшена». Продолжительность жизни членов этой типографской семейки не превышала трех-четырех выпусков. И только сам «Папаша Дюшен» продолжал владеть умами и симпатиями бедных парижан.

Эбер из никому не известного бедняка без определенных занятий превратился в уважаемого участника революционных событий. Однако формы его участия в этих событиях были сильно ограничены декабрьским законом 1789 года, который разделил всех французов на активных и пассивных граждан. К последним были отнесены почти все крестьяне и рабочие, которых буржуазия настойчиво отодвигала от участия в законотворческой деятельности революционной Франции. Эбер и его «Папаша Дюшен» яростно протестовали против этой несправедливости, едко издеваясь над толстосумами, которые решают, как жить и о чем думать простому печнику, плотнику или земледельцу. Популярность газеты неуклонно росла.

С развитием революции заметно менялись и политические взгляды «Папаши Дюшена» и его автора. Сначала они были умеренными монархистами, призывавшими, разве что, к некоторым ограничениям королевской власти. Но после попытки бегства семьи Людовика XVI из Парижа позиция самой популярной в народе газеты стала более демократической. Знаменитый печник обозвал монарха «подлым дезертиром» и заявил, что сам готов стать регентом. Весной 1792 года «Папаша Дюшен» убеждал своих читателей, что лучшая форма правления — республика. В своих статьях Эбер не рассуждал абстрактно, он призывал к расправам над агентами короля, над роялистами и богачами. Трудно сказать, то ли отклики читателей распаляли жажду крови у «Папаши Дюшена», то ли популярная газета возбуждала самые низменные инстинкты городской бедноты.

К лету 1792 года Эбер был уже председателем авторитетного революционного Клуба кордельеров, принявшего под его давлением крайне радикальную программу. 10 августа «Папаша Дюшен» призвал парижан на штурм королевского дворца, а через несколько недель Эбер лично руководил расправой над заключенными тюрьмы Ла Форс. По его приказу была в буквальном смысле слова растерзана несчастная герцогиня де Ламбаль, участием в жуткой расправе над которой революционер и журналист очень гордился.

«Все равны, но некоторые — равнее…»

Звёздный час Робеспьера и его группы наступил в июне 1793 года. Окружённый толпами разъярённых санкюлотов, Конвент сдаётся и изгоняет из своих рядов депутатов-жирондистов. Власть переходит в руки «крайне левых» — Робеспьера и его группы (так называемых якобинцев). Робеспьер и его ближайшие единомышленники — Сен-Жюст и Кутон — входят в состав Комитета общественного спасения (фактически — правительства революционной Франции). Хотя все члены Комитета формально были равны, негласное лидерство в нём бесспорно принадлежало Робеспьеру. Придя к власти под радикальными лозунгами, якобинцы (и их никто не сможет упрекнуть в «обмане избирателей») начали эти лозунги претворять в жизнь. Был решён земельный вопрос: все феодальные повинности крестьян отменялись без выкупа. Земли дворян конфисковывались, разбивались на мелкие участки и продавались крестьянам. В сентябре 1793 года Конвент устанавливает фиксированные цены на хлеб и товары первой необходимости («Максимум цен»). Но всё же Робеспьер запомнился современникам (и потомкам) не своими социальными экспериментами. В веках вождя якобинцев «прославило» совсем другое. А именно — террор.

Победа над жирондистами и правление якобинцев

Якобинцы во главе с Робеспьером, к тому моменту возглавившему партию, предпринимали всё возможное для свержения жирондистов. Демократическая программа якобинцев привлекла к ним санкюлотов (городскую бедноту) и Парижскую коммуну – важный орган самоуправления того времени. Благодаря этой поддержке 31 мая — 2 июня 1793 года, успешно прошло организованное Робеспьером восстание против Жиронды. Фактически это означало переход власти в руки якобинцев. Однако Жиронда не хотела сдаваться – много её сторонников оставалось в провинциях, уже в июле восстания против якобинцев разгорелись в Бордо, Леоне и т. д. К тому же революционному государству на тот момент угрожала антифранцузская коалиция во главе с Австрией. Для установления порядка в стране якобинцы создают несколько комитетов. Один из наиболее важных из них – Комитет Общественного Спасения — и возглавил Максимилиан Робеспьер.

На этом посту он сразу же начала претворять в жизнь смелые проекты, на которые не решались жирондисты:

  • полная отмена феодальных повинностей крестьянства;
  • конфискация земель дворян и передача наделов крестьянам;
  • установление «максимума цен» — то есть, ограничение стоимости хлеба;
  • принятие Конституции I года Республики, самого демократического из всех издававшихся к тому моменту документов (однако, она не вступила в силу, поскольку на первых порах якобинцы считали необходимым сохранять диктатуру);
  • принятие ряд мер по стабилизации экономической и внешнеполитической ситуации: изъятие хлеба, воинская повинность, борьба со спекулянтами;
  • и, наконец, введение нового календаря, в котором отсчёт лет вёлся с момента установления во Франции республики.

Однако сегодня якобинцы ассоциируются, в первую очередь, не с этими, безусловно, разумными мерами, а с террором, начавшимся осенью 1793 года, когда Комитет Общественного Спасения получил право арестовывать любых граждан, подозреваемых в антиреволюционной деятельности. Робеспьер стал использовать новые широкие полномочия для борьбы с противниками революции: членами королевской семьи, аристократами, жирондистами, лицами, укрывавшими у себя «врагов нации». Все эти действия, хотя и были крайне жестокими, всё же имели определённую логику: казни должны были способствовать спасению революции.  Но дальнейшие шаги Робеспьера современники не могли понять и принять. В своей фанатичной борьбе за сохранение республики Робеспьер отправил на гильотину якобинца Жака Эбера, Жоржа Жака Дантона – одного из ярчайших деятелей революции и своего лучшего друга — Камилла Демулена, на свадьбе которого он был дружкой. Всё это Робеспьер делал вовсе не ради личной выгоды, он искренне считал, что идеи, высказывания и действия всех казнённых противоречат духу революции.

Падение и казнь[править]

С 19 июня до 18 июля Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском клубе. Тщательно отделав новую громовую речь, он произнес её в конвенте 8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выпадами против «партии дурных граждан», Робеспьер указал на существование заговора против общественной свободы в недрах самого конвента. Необходимо, говорил он, возобновить состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной безопасности, создать правительственное единство, под верховной властью конвента. Обвинения были настолько неопределенны, что в конвенте никто не был уверен в своей жизни. В смущении конвент постановил напечатать речь Робеспьера, но Билльо-Варенн настоял на предварительном рассмотрении её комитетами. У Робеспьера потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых. Он отказался. Вечером он прочел ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом принявшим её. На другой день, 27 июля (9 термидора), последовало падение Робеспьера. «Гора» освистала его, речь его прерывали криками: «долой тирана». Робеспьера арестовали и отвели в тюрьму. За него вступился общинный совет. Несколько якобинцев освободили Робеспьера и привели в ратушу; за ним туда беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом из пистолета раздробил челюсть Робеспьера (есть также версия, согласно которой это была попытка самоубийства). По пути к казни, совершившейся 10-го термидора, чернь иронически приветствовала раненого Робеспьера криками: «король» и «ваше величество». Террор, который народ отождествлял с личностью Робеспьера, прекратился. Вместе с Робеспьером были казнены ближайшие его сподвижники — брат его Огюстен, Сен-Жюст, Кутон, Леба.

Арест и расследование

В 1794 году террор становился все массовым, и даже члены Якобинского клуба перестали понимать его необходимость. В организации назревал раскол, и многие понимали, что для прекращения режима необходимо убрать Робеспьера. 27 июля 1794 года на заседании Конвента началась потасовка, ночью дошло до перестрелки, во время которой Робеспьер был ранен в челюсть. Его схватили и отправили в тот орган, который он сам же и создал – Комитет Общественного спасения. Хирург сделал ему операцию, а Комитет приговорил его к смертной казни.

В литературе, музыке, кино

В литературе

  • Драматическая пьеса «Робеспьер» Ромэна Роллана написана в 1938 году, в разгар Большого террора в СССР. Является последним из восьми произведений писателя в цикле «Театр революции». «Суть трагедии можно изложить в немногих словах. Три с половиной месяца протекает между началом и концом драмы, между казнью Дантона и казнью Робеспьера,» — отмечает автор в предписловии.
  • В романе Виктора Гюго «Отверженные», Анжольрас, лидер революционных студентов, восхищается Робеспьером и Руссо,
  • В другом романе Гюго, «Девяносто третий год», присутствуют три ключевых деятеля Французской революции: Марат, Дантон и Робеспьер.
  • Робеспьер является важным символом в романе «Боги жаждут» (фр. Les dieux ont soif, 1912) Анатоля Франса, лауреата Нобелевской премии по литературе.
  • Спор Робеспьера с Фуше и переворот против Робеспьера описаны в биографии Фуше Стефана Цвейга, «Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля», 1929.

В кино

  • «Мария-Антуанетта» (1938, США). Исполнитель роли: Джордж Микер.
  • Появляется в сериале «Доктор Кто», в эпизоде «Господство террора» (The Reign of Terror, 1964). Сыгран Кейтом Андерсоном.
  • «Сент-Жюст и сила обстоятельств» (1974 год, Франция). Режиссёр: Пьер Кардиналь. Исполнитель роли: Пьер Ванек.
  • «Наполеон и Жозефина» (1987 год, США-Франция). Режиссёр Ричард Т. Хеффрон. Исполнитель роли: Марк Де Йонге.
  • «Французская революция (фильм)» (1989 год, Франция-Италия). Исполнитель роли: Анджей Северин.
  • «Дантон (фильм)» — режиссёр Анджей Вайда. Исполнитель роли: Войцех Пшоняк.
  • «Англичанка и герцог» (2001, Франция-Германия). Исполнитель роли: Франсуа-Мари Банье.
  • «Пришельцы, часть 3. Революция» (Франция, 2016 г.) Режиссёр Жан Мари Пуарэ. Исполнитель роли: Николас Вод.

В анимации

Анимационный фильм «Приключения мистера Пибоди и Шермана», где Робеспьер, представленный в роли второстепенного антагониста и ярого революционера, преследует главных героев фильма по революционной Франции, а затем вместе с Марией-Антуанеттой попадает в настоящее время, 2014, реж. Роб Минкофф

Термидорианский переворот 27 июля 1794

Летом 1794 года Робеспьер добился от Конвента принятия «Закона о революционном трибунале», что упрощало следственные действия и ликвидировало институт судебной защиты. Революционный террор достиг своего апогея. Однако вскоре обозначился перелом и связан он был, как ни парадоксально, с успехами якобинского правительства на фронте. Австрийская армия была наголову разбита при Флерюсе, суверенитету Франции более ничего не угрожало и необходимость в «твёрдой руке» Робеспьера автоматически отпала.

При Конвенте возникла группа заговорщиков, многие из которых были крупными коррупционерами и поэтому опасались скорой казни. 27 июля 1794 года (или 9 термидора II года, если следовать новому летоисчислению) на заседании Конвента они обвинили Робеспьера в узурпации власти. Испуганные депутаты, много месяцев жившие в страхе, практически единогласно поддержали опалу Максимилиана Робеспьера. Любые попытки оправдаться были проигнорированы, и Робеспьер был арестован прямо на заседании вместе со своими ближайшими сторонниками. Уже на следующий день они были казнены, несмотря на попытку Парижской коммуны поднять восстание и освободить лидера революции.

Оценка в истории

Робеспьер – очень спорная личность не только в масштабах Французской революции, но и в масштабах мировой истории. С одной стороны, это был пик революции во Франции, осложненный международной интервенцией, и Робеспьер реально мог видеть людей, которые не действовали в интересах французского народа. Однако позже террор для Робеспьера превратился в инструмент борьбы с оппозицией, в устранения неугодных личностей. В конечном итоге Максимилиан хотел «очистить» Францию и возможно вернуть республику, однако в результате сам стал жертвой собственного режима, не доведя свое дело до конца, что и добавляет поводов для дискуссии об этой исторической личности.

Самое интересное, что уже в XX веке он стал примером для подражания для многих диктаторов. Его мысли о продолжении революции, доведения ее до победного конца и борьба с ее врагами повторялись Сталиным практически слово в слово.

Единоличная диктатура[править]

Настало время личной диктатуры Робеспьера. На другой день после казни было объявлено, что приготовляется празднество в честь Верховного Существа. Робеспьер старался расположить в свою пользу пролетариев, замышляя меры к уменьшению крупных состояний, помощи нуждающимся и единообразию воспитания. Городское управление было теперь всецело в его руках. Два покушения на жизнь Робеспьера лишь способствовали усилению его значения. 3 прериаля его хотел убить Ладмираль. На другой день в его квартире застали молодую девушку Сесиль Рено с двумя ножами. Рено была казнена, а спасение свое Робеспьер приписывал Верховному Существу. 18 флореаля (7 мая) он произнес длинную речь против атеизма и фанатизма. «Республика есть добродетель» — таково её начало; далее идут разглагольствования против врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения деизма. «Французский народ — провозгласил, по предложению Робеспьера, национальный конвент, — признает Верховное Существо и бессмертие души. Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных, оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла». Разрешено было праздновать воскресенье, вместо декады. В Европе стали видеть в Робеспьере усмирителя революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним.

По желанию Робеспьера, конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из цветов, плодов и колосьев, Робеспьер шёл, как президент, впереди других членов конвента. На другой день Робеспьер представил ужасный закон (22 прериаля), на основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание — смерть. Настали семь страшных недель: казни удвоились (с 20 июня до 27 июля в Париже казнено 1366 человек). Робеспьер перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Робеспьера, но все ещё не решались вступить с ним в борьбу. Распускали о Робеспьере всевозможные слухи, обращали во вред ему пророчество полоумной старухи Екатерины Тео, которая называла себя богородицей, а Робеспьера — своим сыном.

Убежищем от политики для Робеспьера была семья столяра Дюпле, дочь которого боготворила Робеспьера, называя его спасителем. Вообще у Робеспьера было много поклонниц, «вязальщиц», приходивших на заседания Конвента (tricoteuses de Robiespierre). Распространялось убеждение, что Робеспьер приготовил списки новых проскрипций. Всегда боязливый Робеспьер стал выходить из дома в сопровождении якобинцев, вооруженных палками. 1 июля Робеспьер произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости очищения комитетов. 11 июля он снова говорил о проскрипциях. 60 депутатов боялись ночевать у себя на квартирах.

Информация о персонаже

Начало политической деятельности

Выбранный депутатом от третьего сословия, Робеспьер высказывался против военного закона, против королевского права вето, против разделения граждан на активных и пассивных, за допущение евреев к занятию общественных должностей. 20 июня  г. лишенные помещения депутаты собрались в зале для игры в мяч, где принесли клятву-присягу бороться против абсолютизма. Одним из авторов текста присяги был Максимилиан Робеспьер. Если в Генеральных штатах он обращал на себя мало внимания, то в Учредительном собрании подвергался насмешкам, особенно со стороны Мирабо. Вслед за Собранием Робеспьер переехал в Париж, где снимал маленькую комнату. Жил он очень скромно, но всегда тщательно одевался. Постепенно он стал наиболее влиятельным членом якобинского клуба; в июне  г. был выбран одним из секретарей собрания.

Якобинцы у власти: «Все равны, но некоторые — равнее…»

Звёздный час Робеспьера и его группы наступил в июне 1793 года. Окружённый толпами разъярённых санкюлотов, Конвент сдаётся и изгоняет из своих рядов депутатов-жирондистов. Власть переходит в руки крайне левых — Робеспьера и его сторонников (так называемых якобинцев).

Робеспьер и его ближайшие единомышленники — Сен-Жюст и Кутон — входят в состав Комитета общественного спасения (фактически — правительства революционной Франции). Хотя все члены Комитета формально были равны, негласное лидерство в нём, бесспорно, принадлежало Робеспьеру.

Придя к власти под радикальными лозунгами, якобинцы (и их никто не может упрекнуть в обмане избирателей) начали эти лозунги претворять в жизнь. Был решён земельный вопрос: все феодальные повинности крестьян отменялись без выкупа. Земли дворян конфисковались, разбивались на мелкие участки и продавались крестьянам. А весной 1794 года якобинцы пошли ещё дальше: эти участки стали раздавать бесплатно.

В сентябре 1793 года Конвент устанавливает фиксированные цены на хлеб и товары первой необходимости («максимум цен»). Это был самый радикальный шаг в экономике, на который осмеливались революционеры до эпохи коммунистических диктатур.

Но всё же Робеспьер запомнился современникам и потомкам не своими социальными экспериментами. В веках вождя якобинцев «прославило» совсем другое. А именно — террор.

Поведение в экстремальных ситуациях:

Интересные факты, исследования и гипотезы


Робеспьер и лозунг «Нет коррупции!» во время предвыборной кампании 2017 года

Имущество Неподкупного, до конца верного своему прозвищу, после гибели было продано на аукционе в 1796 за 38 601 ливра, около £100 английских фунтов.

Ирландское происхождение

В историографии разрабатывалась версия об ирландском происхождении фамилии «Робеспьер», которую иногда возводят к «Робертспир» (Robertspeare) или к более полному имени «Роберт Спейрс» (Robert Speirs). Эту версию поддерживали такие историки как Эрнест Амель, Жюль Мишле, Альфонс де Ламартин и другие. Появление Робеспьеров на севере Франции даже относили к периоду после битвы на реке Бойн (1690), несмотря на то, что эта фамилия во французских документах появилась раньше. Однако каких-либо значительных доказательств ирландского происхождения Робеспьеров в целом так и не было представлено.

Загадка Эрменонвиля

Возможно, в период учёбы в лицее Людовика Великого у Максимилиана Робеспьера произошла встреча не только с королём Франции, но и с другим, не менее известным и влиятельным человеком, — с писателем и философом Жан-Жаком Руссо. Незадолго до 1789 года Робеспьер написал «Посвящение Жан-Жаку Руссо» (фр.  Dédicace aux mânes de Jean-Jacques Rousseau), в котором были такие строки — «Я увидел тебя в твои последние дни, я созерцал твои величественные черты…» (фр.  je t’ai vu dans tes derniers jours, j’ai contemplé tes traits augustes…). В «Посвящении» автор не сообщал никаких подробностей этой встречи в имении Эрменонвиль, не давал никаких сведений о её времени и обстоятельствах. Однако в 1830 году в Париже вышли апокрифические «Подлинные мемуары Максимилиана Робеспьера», в которых более подробно повествовалось об этом эпизоде. Идея последнего свидания знаменитого философа Просвещения и его ученика, который станет реализовывать на практике его идеи, оказалась столь привлекательной, что вскоре встреча стала обрастать новыми подробностями. Уже в 1865 году Эрнест Амель поставил под сомнение их достоверность, однако и в последующее столетие беседу Руссо и Робеспьера нередко описывали как реальный факт. Так в вышедшей в 1959 году беллетризованной биографии Робеспьера А. П. Левандовский сообщал, что вечером, после долгих откровений, Руссо проводил своего ученика до калитки и даже обнял его на прощание.

Проблема одной из самых символических встреч XVIII века так и не была решена. В разные годы разные авторы склонялись то к признанию, то к полному отрицанию, как факта этой беседы, так и самого факта встречи. Жерар Вальтер считал, что Робеспьер действительно мог видеть Руссо издалека в Эрменонвиле между 1775 и 1778 годами. Ж.Ленотр датировал этот эпизод весной 1778 года, но отвергал домыслы «отважных комментаторов», разворачивающих романтическую картину встречи философа и продолжателя его дела. Он ссылался на печальный опыт других посетителей Эрменонвиля, в том числе Лазара Карно, которого грубо прогнали, и двадцатидвухлетней красавицы Манон Флипон, у которой захлопнули дверь перед самым носом.

Об отце

Дальнейшая жизнь отца Максимилиана и его отношения с сыном остаются загадкой. Он снова появился в Аррасе в октябре 1768 года, а потом поселился в Мангейме. В 1772 году Франсуа Робеспьер вновь приехал во Францию и с 13 февраля по 22 мая участвовал в 15 судебных процессах в Высшем совете Артуа, но затем вновь исчез из поля зрения семьи и историков. Вопреки данным, что он пытался обосноваться в разных княжествах Германии и скончался в Мюнхене в 1777 году, Жерар Вальтер обнаружил доверенность с его именем, относящуюся к марту 1778 года. Аббат Льевин-Бонавентюр Пройяр (1743—1808), лично знавший отца Максимилиана Робеспьера, даже утверждал, что тот около 1795 года сообщил ему в Кёльне о своём желании отправиться в Лондон и на Карибские острова. Эту версию рассматривал Альбер Матьез, а Огюст Пари и Жерар Вальтер её полностью отвергли. Профессор лицея Мюнхена Ирмгард Хёрль обнаружила акт захоронения, согласно которому Франсуа Робеспьер скончался 6 ноября 1777 года в Мюнхене и был «преподавателем иностранного языка» (Sprachmeister). Это легло в основу гипотезы, что под конец жизни отец Максимилиана основал в Мюнхене небольшую школу французского языка.

Похожие главы из других книг:

МАКСИМИЛЬЕН РОБЕСПЬЕР

1 мая 1794 г. Робеспьер отправился на несколько дней вместе с Сен-Жюстом погостить к одному из друзей, гражданину Марше. Среди ночи Робеспьер испускает ужасный крик и просыпается с испуганным лицом. Сен-Жюст спрашивает его о причине испуга, и

РОБЕСПЬЕР МАКСИМИЛЬЕН
(1758–1794)
Деятель Французской революции, один из руководителей якобинцев. Фактически возглавил в 1793 году революционное правительство, способствовал казни Людовика XVI, созданию революционного трибунала, казни лидеров жирондистов. Сосредоточил в

МАКСИМИЛИАН РОБЕСПЬЕР
Максимилиан Робеспьер (1758—1794), прозванный неподкупным, – виднейший деятель Великой французской революции, один из главных вдохновителей революционной политики якобинцев.Бессребреник, не имевший ни семьи, ни каких-либо интересов, кроме великих

Максимилиан Робеспьер

(1758—1794 гг.)
деятель Великой французской революции,
один из руководителей якобинцев
Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все.Не будем следовать ропоту тех, кто предпочитает спокойное рабство свободе, обретенной ценою некоторых

Максимилиан
Император Мексики из рода Габсбургов, правивший в 1864-1867 гг.Род. 6 июля 1832 г. ум. 19 июня 1867 г.В 1863 г. Максимилиан принял предложение французского императора Наполеона III сделаться императором Мексики. (С 1854 г. Мексика была охвачена гражданской войной; в 1861 г.

Максимилиан I
Из рода Габсбургов. Король Немецкий в I486-1519 гг. Император «Священной Римской империи» в 1493– 1519 гг. Сын Фридриха III и Элеоноры Португальской.Ж.: с 1477 г. Мария, дочь герцога Бургундского Карла Смелого (род. 1457 г. ум. 1482 г.); 2) с 1494 г. Бланка Мария, дочь Галеаццо Сфорца,

Максимилиан II
Из рода Габсбургов. Король Немецкий в 1562-1575 гг. Король Венгрии в 1562-1572 гг. Король Чехии в 1562-1575 гг. Император «Священной Римской империи» в 1564-1576 гг. Сын Фердинанда I и Анны Венгерской.Ж.: с 13 сент. 1548 г. Мария, дочь императора Карла V (род. 1528 г. ум. 1603 г.)Род 31 июля 1527

Максимилиан I
Максимилиан I
(Maximilian) Габсбург (6.7.1832, Вена, — 19.6.1867, Керетаро, Мексика), император Мексики в 1864—1867, австрийский эрцгерцог. Брат австрийского императора Франца Иосифа I. В 1857—1859 генерал-губернатор австрийских владений в Италии. В период англо-франко-испанской

РОБЕСПЬЕР, Максимилиан
(Максимильен) (Robespierre, Maximilien, 1758–1794), французский политик-якобинец
104 * Основная добродетель гражданина есть недоверие (бдительность).
Обобщенная формула, возникшая из нескольких высказываний Робеспьера, напр.: «спасительное недоверие, которое

Максимилиан РОБЕСПЬЕР (1758–1794)
французский политик-якобинец

Сен-Жюсту, который славился своим бурным темпераментом:
Власть принадлежит спокойным.
* * *
Основная добродетель гражданина есть недоверие.
* * *
На процессе Людовика XVI:
Людовик должен умереть, чтобы страна могла

Максимилиан Робеспьер до революции и в ее начале

Историю жизни Робеспьера до 1789 года нельзя назвать дорогой к власти. Тогда Франция была абсолютной монархией, и никто в серьез не мог рассчитывать на минимальный доступ к власти. Родился Робеспьер в 1758 году, и на момент начала революции ему шел 31 год. К этому моменту он получил юридическое образование в одном из самых престижных вузов Европы – Сорбонне. Позже вошел в коллегию адвокатов Франции. Перед началом революции встал на сторону Третьего сословия и как квалифицированный эксперт должен был составлять нормативный документ, который бы давал этому сословию равные права. Именно поэтому и стал членом Генеральных Штатов в 1789 году, а через несколько месяцев началась революция.

На протяжении 1790-1791 годов брал участие в различных дебатах, в формировании Национальной Гвардии, составлении Декларации прав человека. Кстати, в начале революции был создан политический Якобинский клуб, а к 1790 году Робеспьер стал его лидером.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования