Жак луи давид

Содержание

Начало классицизма в живописи

В 1648 году во Франции по инициативе «первого живописца короля» Шарля Лебрена (1619–1690) была основана Академия живописи и скульптуры, на долгие годы оставшаяся «матерью классицизма». Свое почетное звание (и, кстати, пожизненную пенсию) Лебрен получил за серию полотен, посвященных Александру Македонскому.

Шарль Лебрен «Апофеоз Людовика XIV» (1677) Пример постепенного перехода от барочной живописи к классической

Французский художник Никола Пуссен (1594–1665) одним из первых обратился к античному наследию и традициям Леонардо да Винчи и Рафаэля. Он стремился к ясности, гармонии и соразмерности композиции, считая именно их идеалом красоты. Его полотна «Парнас», «Суд Соломона», «Великодушие Сципиона» воспевают силу человеческих характеров, мужественность поступков, прославляют торжество любви и высшей справедливости.

Никола Пуссен «Нимфа Сиринкс, преследуемая Паном» (1638) Классический античный сюжет с пока еще барочной сложной композицией

Еще один представитель раннего классицизма — Клод Лоррен (1600– 1682). В отличие от Пуссена, его привлекали не героические сюжеты, а тема гармонии человека и природы. По свидетельству современников, Лоррен «старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас приводил свои краски в согласие с увиденным, бежал с ними домой и применял их к задуманной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него». Удивительно точные по цвету и совершенные по исполнению, полотна Лоррена по сей день являются образцом для пейзажистов.

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» (1648). Лоррен был блестящим мастером света, он оказал огромное влияние на развитие пейзажа в целом

Биография

Автопортрет 1794 годаЖак-Луи Давид родился в 1748 г. в семье оптового торговца железом Луи-Мориса Давида. Учился в Коллеже Четырёх Наций на курсе риторики. В детстве у Давида были замечены способности к рисованию, но сначала родственники (отец умер, когда мальчику было 9 лет) думали, что из него получится хороший архитектор, т.к. архитекторами были оба его дяди.Давид брал уроки рисунка в Академии Святого Луки, затем в 1766 г. поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена, который увлекался античным искусством и требовал от учеников в живописи «правды» и «величия».В 1775-1780 гг. Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения.В 1783 г. был избран членом Академии живописи.

Революционная деятельность

В 1792 г. Давид был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом (политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист) и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Являясь членом Комитета общественной безопасности, подписывал приказы об аресте «врагов революции». Написал ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793). Организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре.

Картина Давида «Смерть Марата» (1793)

Холст, масло. 165х128 см. Музей современного искусства (Брюссель)Эта картина – одна из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции и самая известная картина Давида.Жан-Поль Марат – врач и журналист радикальной газеты «Друг народа», лидер якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора.В 1793 г. он уже тяжело болел: начала прогрессировать кожная болезнь, которой он заразился, когда лечил английских бродяг. Чтобы облегчить свои страдания, он сидел в ванной, писал там и даже принимал посетителей. Там 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат был заколот ярой поклонницей жирондистов, дворянкой Шарлоттой Корде, которая пришла к нему с письмом: «Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку – Корде убила его раньше.Поза Марата и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса в момент снятия с креста. Художник показывает смерть Марата как мученичество. Давид поднес картину Конвенту и в своей речи депутатам сказал:

«Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга… Я услышал голос народа, я повиновался ему. — Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!»

Картина была очень популярна, существует несколько авторских повторений, а также повторений художников его школы.В 1794 г. после термидорианского переворота Давид был заключён в тюрьму за революционные взгляды.С 1797 г. – сторонник Наполеона, его «первый художник». Он создаёт картины, посвящённые переходу Наполеона через Альпы, его коронации, портреты приближённых к Наполеону лиц. После поражения Наполеона бежал в Швейцарию в 1818 г., затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.Похоронен на кладбище квартала Леопольда в Бельгии, а его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез.

Отец в жизни художника

Потеряв отца в раннем возрасте, Жак-Луи имел очень смутные воспоминания о нём. Но всю жизнь тосковал по незримому отцу и беспрестанно искал замену ему, примеряя эту роль к своим старшим наставникам, товарищам. Как, например, к Мишелю-Жан Седану, учёному секретарю академии, где учился начинающий художник. Седан, видя старания и явные задатки Давида, приглашал его к себе в дом и относился совершенно по-отечески.

Жак-Луи был неподдельно счастлив, когда в детстве слышал от родственников о схожести его картавости с отцовской

Став взрослым, будет тайно радоваться своему шраму на лице, полученному в результате дуэли, что важно. Этот факт на подсознательном уровне будет сближать художника со своим рано ушедшим отцом и напоминать о нём

Давид Жак Луи (1748 — 1825)

Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается.

Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного,создающего образы, достойные подражания.

Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства — в архитектуре, живописи, скульптуре.

Наиболее ярко влияние классицизма оказало на живопись.

В преддверии Великой Французской революции в живописи Франции появляется очень яркий, талантливый художник — Жак Луи Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре — «революционный классицизм».

Давид был сыном парижского негоцианта (оптовый купец, коммерсант), окончил Королевскую академию. В своих ранних работах он близок традициям позднего барокко и даже некоторым элементам рококо.

Получив «римскую премию» как лучший ученик Академии, он попадает в Италию в 1775 году. Там знакомится с памятниками античности, изучает труды итальянских художников.

После этого Давид начинает использовать в своих работах то, что привлекало его в античности, однако, стараясь не подражать, а искать свой путь.

Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия.

В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга , который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма.

Так складывался новый стиль, и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем («Клятва Горациев»).

Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь «Верховного существа» или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.

Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.

В 1793 году в Лувре открыт Национальный музей, который отныне стал и центром художественной культуры, и художественной школой. Туда и поныне приходят художники для копирования, для изучения шедевров мирового изобразительного искусства.

В 1790 году Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев «Клятва в зале для игры в мяч», в которой задумал создать образ народа в едином революционном порыве. К сожалению, картина не была написана, кроме зарисовок, эскизов. Когда был убит «друг народа» Марат, художник пишет по поручению Конвента свою знаменитую картину «Смерть Марата».

С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности — и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Но после падения якобинской диктатуры политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают.

Его последующий путь — это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет «Сабинянок». Начинает проявлять интерес к образу Наполеона. И в период империи Наполеона он становится первым живописцем императора. По его заказу пишет огромные картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар», «Коронация» и пр.

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Отныне он живет в Брюсселе, где и умирает.

Примечания

  1. Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр. 103
  2. Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.

Плоды античности

В Париж Давид вернулся новым художником. Прежние робкие попытки наследовать барокко, перепеть рококо сменились свежим стилем, основанном на античной классике, которую художник боготворил. Вскоре этот стиль ясных линий и однозначной композиции получил определённое имя – неоклассицизм.

С 1781 года Давид регулярно выставляется на луврских Салонах. Здесь демонстрируются несколько удачных эскизов и картин на античную и современную тему. Давид заслуживает благосклонных отзывов Дидро, авторитетного критика эпохи. Французской публике явно по душе творчество живописца Давида. Она мечтает о справедливости, объединении нации и республике, античный антураж её не обманывает: за древнеримскими сюжетами публика ясно угадывает иносказательные намёки на будущее величие Франции. Художник Давид быстро становится популярным, появляются последователи и заказчики.

Жизнь

Он родился в фермерском коттедже недалеко от Ножан-сюр-Сен в районе Шампань в семье сельскохозяйственного рабочего. В постреволюционной французской образовательной системе большинство мальчиков получали стипендии на обучение до 14 лет, и это позволило ему получить образование в академии Sens . Затем, в возрасте шестнадцати лет, он пошел изучать фармацию в Париж . Там он слушал лекции Антуана Франсуа Фуркруа и Луи Николя Воклена . Его допустили в лабораторию Воклена, несмотря на то, что он был не в состоянии платить ежемесячную плату в размере 20 франков по просьбе сестер Воклена. Но его успехи были настолько быстрыми, что через два или три года он смог занять место своего учителя за лекционным столом, и Фуркрой и Воклен были настолько довольны его работой, что обеспечили ему место в школе в 1797 году учителем химии. , а в 1798 г. в качестве одного репетитора на Политехнической школу .

Самые известные картины Жак-Луи Давида

Творческое наследие Давида насчитывает сотни картин. Великий мастер оставил потомкам множество шедевров. Формат нашей статьи не может вместить все достойные упоминания произведения. Вот лишь небольшой список избранных работ:

  • «Смерть Сенеки» (1773).
  • «Портрет графа Потоцкого» (1781).
  • «Велизарий просит милостыню» (1781).
  • «Автопортрет с тремя воротниками» (1791).
  • «Коронация Наполеона» (1805).
  • «Леонид при Фермопилах» (1814).

«Клятва Горациев» — картина на античную тематику, которая принесла автору широкую известность и признание. На ней трое братьев клянутся победить или умереть, а отец протягивает им мечи. Произведение до сих пор считается образцом неоклассицизма в живописи. Оно стало поворотным событием в европейском изобразительном искусстве, послужило толчком к написанию полотен «мужского мира».

Давид создал картину по заказу Людовика XVI точно в срок, но придворный вельможа, курирующий проект, отказался платить за работу. Недовольство сановника короля объяснялось простой причиной — превышением без разрешения допустимых размеров холста. Жак-Луи умело разрешил конфликтную ситуацию. Он предложил отрезать с разных краев по куску полотна, чтобы вложиться в нужные размеры. Придворный не рискнул так поступить и согласился полностью оплатить работу.

«Смерть Марата» — одно из наиболее известных произведений классицизма на тему французской революции. На холсте изображена страшная трагедия. Холодные стены комнаты усиливают зловещее настроение, в образе Марата проглядывается страдание и бессилие. Известный революционер похож на библейского мученика, страдающего за веру в идеалы революции.

«Наполеон на перевале Сен-Бернар» — выдающийся образец ампира. Бонапарт изображен верхом на вздыбленном коне на краю пропасти. Глаза лошади переполнены животным страхом, а лицо всадника излучает уверенность без тени волнения.

Примечательно, что уговаривать позировать Наполеона пришлось хитростью. Тогда еще первый консул изначально отказался от этой идеи и предложил посмотреть на лошадь в конюшне, а самого Бонапарта нарисовать по памяти. Портретист не стушевался перед грозным корсиканцем и нашел изящный ответ. Живописец сказал, что люди будут сильно удивлены, если лошадь будет похожа на себя, а Наполеон — нет. Пришлось будущему императору согласиться и выделить время для позирования.

Давид и революция

Давид примыкает к революционерам: разделяя взгляды и убеждения якобинцев, в высшей степени уважительно относится к их лидерам Марату и Робеспьеру. В политические хитросплетения художник особо не вникал, но своей тонкой чувствительной кожей творческого человека чувствовал порывы общества в борьбе за справедливость и искренне вдохновлялся ими. После революции стал членом Конвента – нового законодательного органа Франции. Теперь, на лидерской позиции он получает возможность проводить реформы в художественной жизни своей страны: Академию преобразовать в Коммуну искусств, а Лувр, фонды которого благодаря Давиду значительно выросли, – в национальный музей. По ходатайству художника директором Лувра стал мастер рококо, пожилой уже Фрагонар, которого новая власть уже списала со счетов.

В 1793 году Давид решительно поддержал казнь Людовика XVI (Louis XVI), считая, что король Франции предал национальные интересы. В этом же году был убит один из лидеров якобинцев и идеолог Революции Марат: его заколола кинжалом Шарлотта Корде, аристократка и жирондистка (сторонница противоборствующей якобинцам партии). Художник, узнав новость, через два часа был уже на месте преступления, чтобы сделать наброски, запечатлеть страшную реальность для истории.

Но со временем паутина якобинского террора была разорвана: в 1794 году казнён Робеспьер. Давид как сторонник попал в тюрьму. В застенках родился невероятный по напряжённости автопортрет: стеклянный взгляд и напряжённые скулы человека, которого ждёт гильотина. К счастью, жена бросилась выручать оставленного мужа, что стоило огромных усилий. Давида отпустили.

Творчество французского художника

Давид Жак Луи-французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма.

Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения рококо и стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.

Жак-Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведений, и блестящие реалистические портреты.

Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима.Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает. Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.

Автор изобразил момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы. Давид тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света. Он усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их мощном троезвучии: три группы персонажей, три руки, три меча, три арки. Благородная простота и совершенство живописного решения произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века. Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Многими картина Давида воспринималась как символ борьбы за правое дело. Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию…

Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связано с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями… По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Итог оказался печальным. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.

Давид не только великий живописец, он проявил себя как высокоодарённый педагог. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр. «Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».

Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.

Кто вдохновлял Жака Луи Давида

Давид противопоставил мужскую силу и боевой дух женской мягкости и привязанности к семье.

Этот очень сильный контраст заложен в самой композиции картины.

Мужская «половина» картины вся выстроена на прямых линиях и острых углах. Мужчины вытянуты, мечи подняты вверх, ноги стоят врозь. Даже взгляды прямые, пронзающие пространство.

А женская «половина» текучая и плавная. Женщины сидят, полулежат, их руки написаны волнистыми линиями. Они зрительно находятся ниже и как бы в подчиненном положении.

Видим мы и цветовые особенности. Одежда мужчин ярких оттенков, женщин — блеклых.

Жак Луи Давид. Клятва Горациев (деталь). 1784.

При этом пространство вокруг аскетичное и… мужское. Плитка пола и арки со строгими колоннами дорического ордена. Давид как бы подчеркивает, что этот мир подчинён мужской воле. И на таком фоне слабость женщин ещё больше ощущается. 

Впервые эффект изображения противоположностей стал использовать в своих работах Тициан. За 2,5 века до Давида.

Особенно яркий контраст красивого и безобразного мастер эпохи Возрождения использовал в картинах с прекрасной Данаей и омерзительной служанкой.

Тициан. Даная и золотой дождь. 1560-1565. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Пуссена, создавшего стиль классицизма ещё в XVII веке, за 1,5 столетия до Давида.

У него мы даже можем встретить римских воинов, которые явно своими позами вдохновили Давида на создание «Клятвы Горациев» (в левом нижнем углу).

Никола Пуссен. Похищение сабинянок. 1634. Лувр, Париж. Artchive.ru.

Поэтому и стиль Давида называется неоклассицизмом. Ведь он строит свои картины на живописном наследии Пуссена и мировоззрении античного мира.

Знаменитые работы

  • Велизарий, просящий подаяние (1781)

  • Клятва Горациев (1784)

  • Любовь Париса и Елены (1788)

  • Смерть Марата (1793)

  • Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами (1799)

  • Портрет мадам Рекамье (1800)

  • Бонапарт на Сен-Бернарском перевале (1801)

  • Портрет папы Пия VII (1805)

  • Посвящение императора Наполеона… (1806—1807)

  • Леонид при Фермопилах

  • Портрет маркизы де Сорси де Теллюсон. 1790. Старая пинакотека. Мюнхен

  • Смерть Сократа (1787)

  • Голландский посланник в Париже Якобус Блаув (1795)

  • Портрет мадам Эмили Серизиат и её сына (1795)

  • Портрет мадам де Вернинак (1799)

  • Гнев Ахилла (1825)

Карьера

В 1804 году Воклен оставил должность профессора в Коллеж де Франс и успешно использовал свое влияние, чтобы получить назначение на Тенара, который шесть лет спустя, после смерти Фуркруа, был избран на кафедры химии в Политехнической школе и на факультете наук. Он также сменил Фуркруа на посту члена Академии. В 1821 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук . В 1825 году он получил титул барона от Карла X , а в 1832 году Луи Филипп сделал его пэром Франции. С 1827 по 1830 г. он представлял Département из Йонны в палате депутатов, а также в качестве вице-президента Conseil Superieur де l’инструкции Publique , он осуществлял большое влияние на научном образовании во Франции. Он умер в Париже 21 июня 1857 года. В его память в Сансе в 1861 году установили статую, а в 1865 году название его родной деревни было изменено на Ла Лупьер-Тенар .

Прежде всего, Тенар был учителем; как он сам сказал, профессор, ассистенты, лаборатория — все нужно принести в жертву студентам. Как и большинство великих учителей, он опубликовал учебник, а его Traité de chimie élémentaire, théorique et pratique (4 тома, Париж, 1813–1816 гг.), Служившая стандартом в течение четверти века, возможно, даже больше способствовала прогрессу. химии, чем его многочисленные оригинальные открытия.

Биография Жак-Луи Давида

Жак-Луи Давид родился в Париже, в семье оптового торговца железом 30 августа 1748 года. В девятилетнем возрасте мальчик лишился отца, а мать оставила сына на попечении брата и уехала жить в небольшой городок в Нормандии.

У будущего художника рано обнаружился талант к рисованию и учебе. Поэтому родственники матери посодействовали зачислению юного Жака-Луи в Колледж Четырех Наций и поощряли занятия рисунком в Академии Святого Луки. В 1766 году молодой юноша поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начал обучение в мастерской Жозефа Вьена — признанного мастера исторической живописи и знатока античного искусства.

В 1775-1780 годах Жак-Луи уезжает на учебу в Италию, во Французскую Академию в Риме. Здесь молодой живописец восхищается произведениями древних мастеров живописи и окончательно становится сторонником классицизма.

В 1782 году Давид женится на Шарлотте Пекуль, женщине, впоследствии родившей для него четырех детей. Любовь к ней он пронесет через всю оставшуюся жизнь, невзирая на тяготы судьбы и многочисленные соблазны.

В 1783 году, в возрасте 35 лет от роду, Давида избирают членом Французской Академии живописи, а еще через год молодой человек добивается признания у широкой публики на Парижской выставке. Его «Клятва Горациев» имеет оглушительный успех у зрителей, 35-летний мастер становится придворным художником Людовика XVI, пишет картины в стиле классицизма.

В 1789 году художник восторженно приветствует начало кровавой революции и становится ее активным участником. Живописца даже избирают в Конвент — высший орган законодательной и исполнительной власти молодой республики. Он тесно сближается с выдающимися революционерами той эпохи — Маратом и Робеспьером, голосует за смертный приговор свергнутому королю Людовику XVI.

В этот же период художник разводится с женой по причине разногласий в политических взглядах. Тематика произведений живописца приобретает ярко выраженный революционный подтекст. Автор рисует картины на актуальные для общества события: «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата».

В 1794 году жизнь Давида буквально висит на волоске. Его арестовывают после термидорианского переворота и заключают в тюрьму. Революционные власти даже всерьез рассматривают вопрос о казни бывшего соратника, но его спасают авторитет и признание в живописи.

В 1796 году, после четырехлетнего перерыва, повторно женится на Шарлотте, и они уже не расстанутся до самой смерти. В это же время в политической жизни Франции появляется новая сильная фигура — Наполеон. Уже признанный классик в числе других парижан приветствует молодого генерала при триумфальном въезде в город после Итальянского похода и становится ярым сторонником будущего императора.

В эпоху Империи Жак-Луи Давид стремительно набирает авторитет в художественной среде. Он становится придворным живописцем и родоначальником нового стиля в изобразительном искусстве — Ампира. Шедевры мастера прославляют Империю и ее правителя. Картины пышут нарочитой парадностью, утверждают превосходство вождя, в них преобладает строгость пропорций и сдержанность насыщенных тонов.

Давид увлеченно рисует сначала генерала, а чуть позже императора Наполеона во многих своих произведениях. Он посвящает картины важнейшим событиям времени — военным походам и коронации. Из-под кисти мастера выходят портреты лиц, приближенных к единоличному властителю Франции.

Наполеоновский период запомнится ценителям живописи известными картинами в стиле ампира: «Коронование императора Наполеона I…», «Бонапарт на Сен-Бернанском перевале», «Портрет мадам Рекамье» и многих других произведениях.

В 1815 году после битвы при Ватерлоо Наполеон окончательно расстается с властью. Во Франции на престол возвращается королевская династия Бурбонов. Для мэтра эти события имеют огромное значение. Его изгоняют из страны, бывшему члену Конвента не прощают голосование за смертную казнь Людовика XVI и активное участие в революции.

Он переезжает в соседнюю Бельгию и утрачивает интерес к политической жизни. Последние 10 лет работает над серией портретов и обучает своих учеников.

Жизнь великого мастера обрывается внезапно в декабре 1825 года. Старик возвращается из театра домой, попадает под повозку и получает серьезные увечья. В тяжелом состоянии его привозят домой, где живописец умирает. Через год за мужем уходит в мир иной и его жена.

Французские власти отказали детям покойного в захоронении тела отца в Париже. Могила великого мастера находится в Брюсселе. Но сердце почившего сын тайком отвез во Францию и похоронил на кладбище Пер-Лашез.

Черты нового стиля

В XVIII столетии Европа начала уставать от пышного барокко. Но только ли жажда новизны стала причиной появления нового стиля?

Бурное развитие науки и предпринимательства сделало людей более практичными. Искусство стали воспринимать уже не как результат стихийного творческого порыва, а как плод разума, логики и зрелого размышления художника.

Укрепление власти монархов, в частности во Франции, потребовало нового художественного языка, которым и стал классицизм, зародившийся при «короле-солнце» Людовике XIV.

В этом стиле все лишние украшения отбрасываются в пользу вечного, неизменного и наиболее существенного. Общественное властвует над личным, разум — над чувствами. Появляется строгая иерархия жанров, их смешение не допускается. Так, к высокому жанру в живописи относились историческая, религиозная и мифологическая картина, а к низкому — портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сценки. Художники, скульпторы, архитекторы берут за образец искусство Древней Греции и Древнего Рима. Античные герои становятся примером для подражания. Строгие архитектурные линии подчеркивают незыблемость власти и полностью соответствуют новым градостроительным задачам: практичности, величию, строгости.

Опекуны принимают участие в судьбе

Осиротевший, совсем ещё ребёнок, Жак-Луи попал под крыло к своим дядюшкам, братьям матери, которые были успешными архитекторами и имели обширные связи. Они разумно предположили, что из племянника может вырасти достойный продолжатель династии и устроили его на учёбу в Академию св. Луки. Через некоторое время выявилось тяготение юного художника к живописи, архитектура его интересовала значительно меньше. Тогда внимательные попечители организовали встречу племянника с , в недавнем прошлом главным придворным художником, с которым они находились в дальнем родстве. Буше из-за проблем со здоровьем не смог лично заниматься с подающим надежды мальчиком и дал тому рекомендации в адрес Жозефа-Мари Вьена, известного мастера того времени.

Исследование

Вскоре после назначения на должность репетитора Политехнической школы он подружился на всю жизнь с Жозефом Луи Гей-Люссаком , и они вместе выполняли множество исследовательских проектов. Тщательный анализ привел его к оспариванию некоторых теоретических взглядов Клода Луи Бертолле на состав оксидов металлов , а также он показал, что «зооновая кислота» Бертолле является нечистой уксусной кислотой (1802 г.). В ответ Бертолле предложил ему стать членом Общества Арквей .

В 1806 году он проанализировал химический состав метеорита Але , упавшего в Алесе 15 марта 1806 года. Это был первый обнаруженный углеродистый хондрит . Тенар обнаружил высокое содержание углерода — 2,5 процента.

Его первая оригинальная работа (1799 г.) была посвящена соединениям мышьяка и сурьмы с кислородом и серой . В 1807 году он начал важные исследования эфиров . Его исследования себациновой кислоты (1802 г.) и желчи (1807 г.) также заслуживают упоминания, как и его открытие перекиси водорода (1818 г.). В 1799 году он разработал пигмент, известный как синий Тенара, в ответ на запрос Жана-Антуана-Клода Шапталя на дешевое красящее вещество.

Его имя — одно из 72 имен, нанесенных на Эйфелеву башню .

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Скульптура и литература

Как показал Винклер, ни в древнеримских текстах, ни в изображениях нельзя найти предшественника этого знака приветствия Горациев. Ни один источник не дает возможности предположить, что подобный знак существовал в античности, какие бы его возможные значения мы ни рассматривали. 

Барельеф на колонне Траяна

Победа. Логично было бы искать вскинутые руки на статуях, увековечивающих военные успехи: колоннах Траяна или Марка Аврелия, арках Тита и Константина. Но у изображенных на них мужчин нет единообразия в жестах: так, на колонне Траяна у кого-то руки вытянуты, у кого-то согнуты в локте, у кого-то плечо прижато к туловищу. Ладонь очень редко раскрыта, а если и так, то расположена вертикально; большинство пальцев на протянутой вперед руке обычно согнуты.

Встреча. Иногда жесты, напоминающие фашистский (но не идентичные ему), изображаются в сценах встречи, когда император или военачальник приветствует или обращается к одиночке или группе. Однако поднимает руку исключительно тот, кто выше в социальной иерархии, а не оба участника. Анализируя эти сцены, ученые пришли к выводу, что поднятая рука здесь значит власть, а не приветствие. Зато в римской литературе встречаются описания приветствия, обозначающего доверие, в котором правые руки здоровающихся смыкаются, напоминая современное рукопожатие.

Речь. Нет указаний и на то, что этот жест как прием использовался римскими ораторами. Квинтилиан в своем учебнике утверждает, что воздевать руки можно, лишь когда стиль речи достигает особой возвышенности, либо в знак предостережения — но ритор против того, чтобы поднимать руку выше уровня глаз, и осуждает любую неумеренность в жестах.

Экстаз. В римских текстах упоминается воздевание руки к небу — в знак молитвы, обращения к богам, признания их власти, но никак не в виде ежедневного ритуала. Часто ладонь обращена к божествам, то есть смотрит вверх, а не вниз.

Клятва. В «Энеиде» есть эпизод взаимной клятвы Энея и царя Латина. В этой сцене Латин совершает жест, который в одной из частей мог бы напоминать римское приветствие, — только правая рука царя не пуста: Латин держит скипетр.

Статуя императора Августа, известная как «Август из Прима-Порта». I век

Винклер приводит примеры и ошибочно найденных фашистских жестов. Классическим образцом приветствия с вытянутой рукой считается скульптурное изображение императора Августа, известное как Augusto di Prima Porta. Однако это аберрация: рука у статуи была прикреплена в ходе реставрации взамен утерянной; в первоначальном виде император никого не приветствовал, а опирался на копье. Часто след римского приветствия видят в конной статуе Марка Аврелия, стоящей на Кампидольо в Риме, однако рука императора здесь расположена ниже уровня его плеча. Тем не менее именно с этой статуи скульптор Джузеппе Грациози делал портрет Муссолини.

Конная статуя Марка Аврелия на площади Кампидольо в Риме

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий