Узнаем как составить план сказки? узнаем как составить план сказки царевна-лягушка или дюймовочка

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием

Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок. Записываем заголовок к каждой части. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Источник статьи: http://go2school.ru/poleznoe/kak-sostavit-obshchiy-plan-rasskaza

Как составить план

Итак, с чего начинаем составлять план рассказа о домашнем животном (2 класс)?

  1. Первое, о чем можно рассказать: кем является домашний питомец (собака, кошка, кролик, хомяк, другое животное), как его назвали (кличка – Мурзик, Тишка, Рокки и так далее).
  2. Далее следует описание внешнего вида питомца. Какая у него шерстка, расцветка и тому подобное.
  3. Затем, составляя план рассказа о домашнем животном (2 класс), можно отметить черты характера зверька, проживающего у вас дома: ласковый или нет, серьезный или веселый, добрый, хитрый, умный.
  4. В каждой семье обязательно существуют истории о домашних любимцах, которые с ними приключились. Расскажите одну из них, самую веселую и интересную.
  5. В самом конце произведения совместного домашнего творчества можно сделать развернутый вывод: за что мне нравится питомец, или какие черты его характера я больше всего люблю. План рассказа о домашнем животном (2 класс) готов, можно приступать к написанию! Приведем несколько примеров-образцов.

Сказка Мороз Иванович Владимир Одоевский текст с картинками

Сказка «Мороз Иванович» о Рукодельнице и Ленивице. Рукодельница целыми днями трудилась, а Ленивица от безделья маялась. Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и строгая нянюшка сказала, чтоб она сама со своей бедой разбиралась.

Спустилась Рукодельница на дно колодца за ведерком и дошла до дома Мороза Ивановича, по дороге взяв пирожок из печки и золотых яблочек с яблони. Три дня Рукодельница взбивала Морозу Ивановичу перину, готовила есть, прибирала в доме.

За это Мороз Иванович отблагодарил её драгоценными подарками.

Когда нянюшка увидела у Рукодельницы такие подарки, то сразу отправила Ленивицу к Морозу Ивановичу. Но Ленивица ничего не умела делать, только все портила. И Мороз Иванович дал ей большой слиток серебра. Пришла домой Ленивица хвастаться, но серебряный слиток превратился в сосульку и растаял. Так Мороз Иванович вознаградил каждую по заслугам.

Эта сказка учит нас не лениться, иначе от жизни ничего не получишь. Только труд вознаграждается.

Сказка Мороз Иванович читать:

В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка.

Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»

Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело.

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошел.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?

Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит: — Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось.

Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает: — Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идет дальше.

Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой — от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар.

— А! — сказал он. — ЗдорОво, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

— Знаю я, зачем ты пришла, — говорит Мороз Иванович, — ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, — прибавил Мороз Иванович, — мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Шаг 3. Что здесь происходит.

Сейчас начинается самое интересное – надо задать герою задачку, которую этот бедолага будет решать до конца нашей сказки

Главный секрет здесь в том, что конечная цель персонажа должна быть очень-очень важной

В помощь вам мы дадим несколько наводок.

Путешествие в поисках сокровища.

Пример. Слабенький мальчуган из бедной семьи случайно нашел у дедушки на чердаке карту с маршрутом к дереву, дарующему магические способности. Придется это деревце отыскать.

Спасение близких.

Пример. У девочки приболела младшая сестренка, и ей срочно надо добыть лекарство, но не простое, а почти золотое. Лекарь-садист отправляет героиню за ингредиентами то в темный лес, то на дно морское, то на высокую гору.

Возвращение домой.

Пример. Злобный колдун закинул принца в глухомань (за МКАД), и теперь парнишке нужно как-то возвращаться домой и отбивать свой трон.

Избавление от опасности.

Пример. Изнеженная принцесса доигралась, заблудилась в лесу и угодила в логово ведьм. Задача: перехитрить мрачных теток, сбежать и добраться до (ближайшего РОВД) замка.

Подвиг ради спасения мира, города или другого населенного пункта.

Пример. Родную деревеньку трех друзей терзает шайка гномов – мелких, но вредныыыых. Надо разобраться с этой низкорослой ОПГ.

Осуществление мечты.

Пример. Юноша грезит женитьбой на одной знакомой принцессе. Девушка решила испытать жениха и попросила несчастного принести ей волшебные цветочки. Растут они только в одном месте – пещер, населенной страшными зверюгами, растут волшебные цветы. Разумеется, смельчак отправляется собирать этот гербарий.

Ну, принцип вы поняли, а дальше сами в том же духе. Если фантазия предательски молчит, возьмите знакомый сказочный сюжет и рассмотрите его с непривычной стороны. Например, в истории о рыцаре и драконе поменяйте их роли. Сделайте наездника в доспехах злодеем, а огнедышащую ящерицу – безобидной милашкой.

Рассказ по картинкам

Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему две картинки нельзя поменять местами?
  • Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?

В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.

Как составить план рассказа?

Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

План готового текста

Составления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями:

  1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
  2. Разделите текст на четыре части:
    • завязку;
    • развитие сюжета;
    • кульминацию;
    • развязку.
  3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
  4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
  5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

  • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
  • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя – краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
  • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
  • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса – поход на стадион);
  • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

  1. Вступление – в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
  2. Завязка – опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
  3. Развитие действий – наибольшая по объему часть рассказа.
  4. Кульминация – наивысшая точка развития событий.
  5. Развязка – заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов. Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье Как написать рассказ.

Шаг 4. Три подножки

Чтобы история была интересной, на пути к цели герой обязан преодолевать препятствия. А откуда им взяться, если мы их ему не подкинем?

По канону преград должно быть 3 .

Для примера возьмем сюжет с принцем, который оказался на краю света из-за вредного колдуна. Чтобы вернуться домой, ему придется решить три проблемы:

  • Пешком идти до родного королевства 10 лет – нужно добыть быстрый транспорт.
  • По пути принц встретит чудище. Его никак не объехать – придется завалить или хотя бы обезвредить.
  • Колдун слепил трех каменных великанов и приказала им остановить принца на подступах к королевству.

Придумывать выход из ситуации, как вы понимаете, тоже придется вам. На помощь придут старые и новые друзья, волшебные животные, ожившие деревья, магические шляпы, горшки и прочие предметы гардероба и быта и вообще что угодно – это все-таки сказка. Тут решение проблемы может в прямом смысле свалиться с неба. Свободно фантазируйте и выбирайте первые идеи, которые приходят в голову.

Концовка

У конечных (финальных) фраз сказки иные, нежели чем у начальных, задачи: они возвращают слушателя в реальный мир, порой сводя повествование к короткой прибаутке. Иногда концовка может содержать некую моральную сентенцию, поучение, содержать в себе житейскую мудрость.

Конечная формула может кратко сообщить о будущем героев: «Стали они жить, да поживать, да добра наживать…»

Заканчиваться сказка может и иначе, когда сказитель, как бы ставя в повествовании точку, объявляет: «Вот вам сказка, а мне дайте бубликов связку». Или: «Вот и сказочке конец, подай водочки корец».

Пересказ

Жил на свете один знатный мужчина. Рано став вдовцом,  он решил жениться второй раз. Женщина эта была сварливая и вредная, такая же, как ее две дочери. У мужа тоже была дочь, но добрая и отзывчивая. Мачеха не взлюбила падчерицу, все время ее ругала и приказывала делать саму тяжелую работу по дому, а своих дочерей лишь жалела и хвалила.

Девочка молча сносила все обиды. Жила она на чердаке, спала на колючей подстилке, а вечером забиралась в угол у камина с золой и сидела там. Сестры прозвали ее, поэтому Золушкой. Но даже в своем запачканном золой платьице, Золушка была милее всех на свете.

Однажды  принц решил устроить большой бал для всех знатных людей. На бал были приглашены  и мачеха с дочерями. Сразу они стали готовится к балу, выбирать себе наряды и придумывать прически, чтобы понравиться принцу.  И только у Золушки, как всегда, было много забот и хлопот по дому. Вдруг сестры спросили, хотелось бы Золушке тоже поехать на бал. Девушка очень хотела, но понимала, что в таком платье как у нее, во дворец, конечно же, ее никто не пустит. Сестры лишь посмеялись над ней и назвали «замарашкой».

И вот наступил долгожданный день. Карета с мачехой и ее дочерями помчалась на бал, а Золушка стояла у ворот  и долго смотрела им вслед. Затем, закрыв руками, лицо горько заплакала. В это время крестная зашла ее проведать и увидела несчастную девушку. Она сразу поняла, что Золушка тоже хотела попасть на бал. Крестная пообещала, позаботься о  том, чтобы мечта девочки осуществилась, ведь это была фея-волшебница.

Фея попросила девочку сходить на огород и принести тыкву.  Затем она коснулась овоща своей волшебной палочкой и перед ними предстала золоченная, узорчатая карету.  Потом фея благодаря своей волшебной палочке, мышей превратила  в шесть коней, крысу в кучера, а из ящериц получились лакеи. И теперь Золушка могла смело ехать на бал. Но она же не могла там появиться в своем грязном от золы платье. Фея дотронулась палочкой девушки, и тот час прежнее платье превратилось в чудесный наряд. Еще одним сюрпризом от феи были милые туфельки из хрусталя. Усадив девушку в карету, фея – крестная строго наказала до полуночи вернуться домой. При опоздании хоть на одну минуточку, все волшебство исчезнет, и она опять превратится в «замарашку». Золушка пообещала не опаздывать.

Принц узнал, что на бал приехала прекрасная незнакомка. Как только все увидели Золушку, музыка стихла и все замолкли. Все засмотрелись на эту красавицу. Ни мачеха, ни сестры ее не узнали.

Вдруг Золушка услышала бой часов. Было без четверти одиннадцать и девушка стала собираться домой. Она так быстро поспешила, что никто не смог ее догнать. Как только она вернулась домой, все волшебство исчезло, как и говорила фея-крестная. Следом приехали мачеха с сестрами и стали рассказывать, что на балу была прекрасная незнакомка, которая покорила принца, и он готов все отдать, чтобы вновь увидеть ее.

На следующий день сестры вновь поехали на бал. Золушка тоже просилась с ними, но они лишь посмеялись над ней. Тут ей опять помогла фея-крестная, и Золушка попала на бал. Принц не отходил он девушки, и Золушка спохватилась, когда часы уже стали бить двенадцать часов ночи. Она бросилась со всех ног домой,  лишь на ступеньке осталась лежать крошечная  хрустальная туфелька.

Принц нашел туфельку и оставил у себя.  Золушка уставшая вернулась домой, все волшебство опять исчезло, осталась только туфелька из хрусталя, такая же, как она потеряла на дворцовой лестнице. Сестры, вернувшись, снова рассказали Золушке о прекрасной незнакомке и потерянной туфельке.

Через некоторое время принц приказал найти ту, которой принадлежит хрустальная туфелька. Придворные со всех концов стали ездить по дворам и примерять туфельку всем дамам. Пришел черед и сестер Золушки. Конечно же, они не смогли натянуть миниатюрную туфельку на свои большие ноги. Тогда Золушка сказала, что туфелька, наверное, подойдет ей, на что сестры опять стали смеяться. Придворный кавалер решил все — таки, примерить туфлю Золушке, усадив ее в кресло и надев туфельку, он сразу понял, что это именно та, которую они искали. Все ахнули от удивления. Золушка вынула вторую туфельку и надела ее. Тогда фея-крестная, коснулась своей волшебной палочкой до девушки, и она опять обернулась в прекрасную даму. Только сейчас сестры поняли, кто была та красавица на балу, и кинулись к ногам Золушки, моля о прощении за все обиды.  Золушка, конечно же, простила их, ведь она была очень доброй.

Ее отвезли во дворец к принцу и, недолго думая, сыграли пышную свадьбу.

Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре

Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX–начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.

Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.

Сложный план

Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название

Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала

Сказка – это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом

Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик

Тезис 5. Через тернии к звездам

Чтобы достичь желанной и благородной цели, главные герои должны не просто пройти некий путь. Необходимо их заставить
преодолеть целый ряд препятствий. В сказках наиболее популярно тройное прохождение. То есть главному персонажу
трижды приходиться что-то делать, постепенно приближаясь к цели.

Если сказка предназначается для совсем маленьких, но самых благодарных читателей, то не следует перегружать историю.
В таком случае и одного препятствия будет вполне достаточно. Но в любом случае, каждый шаг — это шаг к цели!

Для того, чтобы сказка читалась с интересом, необходимо действительно ставить перед главным героем все усложняющиеся
препятствия. Читатель должен осознать, что перед сказочным персонажем обстоятельства воздвигли реально непреодолимую
преграду. А если все же герой сумел и ее преодолеть, то в следующей ситуации он попадает вообще в безвыходное
положение.

Необходимо, чтобы достижение Цели шло на грани жизни и смерти. А любая, даже самая малая ошибка могла бы
перечеркнуть все предыдущие усилия героя. И вот, чтобы все это преодолеть, главный герой должен проявить свои лучшие
качества. Качества, которые вам хотелось бы привить ребенку, читающему сказку:

  • Смелость;
  • Находчивость;
  • Целеустремленность;
  • Терпение.

Ответы к стр. 36 — 39

• …Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит… 

Чудо-юдо рыба-кит. (П. Ершов «Конёк-горбунок»).

• …Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор…

Тридцать три богатыря. (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

• …Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!.. Какие пёрышки! какой носок!.. Ведь ты б у нас была царт-птица!..

Ворона. (И. Крылов «Ворона и Лисица»).

• …Худ, смугл, покрыт веснушками… глаза узенькие, губы толстые, вообще был очень некрасив. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся…

Чечевицын. (А. Чехов «Мальчики»).

Рассмотри иллюстрации. О какой сказке идёт речь? Напиши её название, составь на неё отзыв.

Сказка А. Пушкина «Сказка о золотом петушке». 

В сказке рассказывается про царя Дадона, на чьи земли часто делали набеги враги. Мудрец-звездочёт делает ему подарок – золотого петушка, который будет оповещать царя о нападении врагов, взамен царь обещает ему выполнить любое желание. Мудрец долго не давал о себе знать, и Дадон забыл о своём обещании. Когда царь решил жениться, появился мудрец и напомнил про долг. Тогда царь, чтобы не платить долг, убил мудреца. Возмездие приходит в виде золотого петушка. Главная мысль сказки о золотом петушке – за совершённые поступки надо отвечать и, как видим, надо всегда держать своё слово, даже если не хочешь платить по счетам. И, конечно, надо быть осторожным в выборе друзей.

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»

Выбери любую часть рассказа. Составь её план. 

Приезд мальчиков. План:

1. Володя приехал!
2. Суматоха в доме Королёвых.
3. Маленький незнакомец.
4. Тёплый приём. 

Вспомни русскую народную волшебную сказку. Запиши её название и составь план.

«Крошечка-Хаврошечка».

План:

1. Трудолюбивая сирота.
2. Коровушка-матушка.
3. Ночной дозор сестёр.
4. Волшебная яблонька.
5. Встреча с купцом.

Прочитай план сказки «Ашик-Кериб» на с. 32.
Выдели и запиши, что в сюжетах русской народной волшебной сказки и сказки Лермонтова является:

общим

Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), чудесный помощник.

различным

Волшебная сказка всегда создаётся по определённым законам, независимо от того, каким народом она слагается. Различие сказок заключается в восточных именах и национальных эпитетах.

План событий в сказке «Ашик-Кериб»План событий в русской народной сказке
1. Бедность – препятствие женитьбе Ашика.
2. Отъезд героя.
3. Появление соперника, обман.
4. Ашик осуществляет задуманное.
5. Трудное испытание; помощь покровителя.
6. Новые испытания.
7. Узнавание героя.
8. Свадьба.
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение.
3. Вредительство или недостача.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем.
7. Появление соперника, борьба.
8. Возвращение героя.
9. Трудные испытания.
10. Узнавание героя.
11. Свадьба

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. “В некоем царстве-государстве жил царь”.
  2. “Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми”.
  3. “Сыновья и сделали так, как отец повелел”.
  4. “Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки. “
  5. “Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!”
  6. “Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!”
  7. “Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!”
  8. “Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!”
  9. “Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!”

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. «В некоем царстве-государстве жил царь».
  2. «Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
  3. «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
  4. «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
  5. «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
  6. «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
  7. «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
  8. «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
  9. «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!»

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Пересказ

Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная, заговорила с простой и радушной женщиной. Пригласила она княжну в сад прогуляться, подышать свежим воздухом, вышла княжна. Предложила женщина в ключевой чистой воде искупаться, княжна, не заподозрив ничего, скинула сарафан и залезла в воду. А женщина оказалась ведьмой, ударила ее по спине и превратилась та в белую уточку.

Вдруг ведьма обратилась в княжну, а на пороге уже ожидал ее князь. Не признал он ведьму в облике своей жены.

А белая уточка снесла яички, вылупились из них деточки. Трое их было, двое пригожие, а другой заморышка. Растила их уточка одна, да приговаривала далеко не заходить. Не послушались утята, пришли на княжий двор, а там ведьма, в обличии княжны, узнала в них детей уточки. Обманом их заманила к себе, накормила и спать уложила, а сама ждала пока они уснут крепким сном. Приказала она для них приготовить котлы, да заточить ножи. Два пригожих брата уснули, а заморышка все видит все слышит. А злодейка каждую ночь приходит к ним и спрашивает, за дверью, спят ли они. Отвечал ей заморышка несколько ночей своим голосом. Заподозрила она не ладное, что слышит она один и тот же голос. Не выдержала она, зашла ночью и увидела, что оба брата спят крепким сном, обвела она их рукой и померли они в один миг.

На утро уточка зовет своих деток, но ответа не получает. Поняла она, что беда случилась, полетела на княжий двор. Увидела она на земле лежат братцы рядышком. Закричала она человеческим голосом над детьми своими, крыльями бьется. Услышал князь ее, говорит жене-ведьме, что уточка приговаривает. Не бывалое чудо говорит. Приказала ведьма прогнать утку со двора, а та не дается, обратно к деткам летит да приговаривает. Приказал на сей раз князь поймать ему уточку. Бросились все, а она прямо в руки князю, да и упала. Взял он ее и сказал заговор. И обратилась она в девушку молодую, в которой признал он жену свою.

Послал князь ворона за живительной водицей, оживил деток своих и жили они долго и счастливо, одной семьей. А ведьму наказали они. Растянули ее лошади по полю. Кости ее размело ветром и не осталось от нее ни следа.

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. «В некоем царстве-государстве жил царь».
  2. «Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
  3. «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
  4. «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
  5. «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
  6. «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
  7. «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
  8. «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
  9. «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!»

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий