Чарльз стрикленд — реальный человек или вымышленный персонаж

Краткое содержание сюжета

Роман написан в основном с точки зрения рассказчика, молодого начинающего писателя и драматурга из Лондона. Некоторые главы полностью содержат отчеты о событиях других персонажей, которые рассказчик вспоминает по памяти (выборочно редактируя или уточняя определенные аспекты диалога, особенно Стрикленда, поскольку, по словам рассказчика, Стрикленд имеет очень плохую способность выражать себя словами) . Рассказчик сначала знакомится с женой Стрикленда на литературных вечеринках, а затем встречает самого Стрикленда, который, кажется, ничем не примечательный бизнесмен, не интересующийся литературными или художественными вкусами своей жены.

Стрикленд — состоятельный биржевой маклер из среднего класса, живущий в Лондоне в конце 19 или начале 20 века. В начале романа он оставляет жену и детей и уезжает в Париж. (В этот момент рассказчик непосредственно входит в историю, когда миссис Стрикленд просит его поехать в Париж и поговорить с ее мужем.) Он живет нищей, но вызывающе довольной жизнью художника, проживая в захудалых отелях и становясь жертвой болезней и голода. Стрикленд, в своем стремлении выразить через свое искусство то, что, кажется, постоянно владеет и заставляет его изнутри, не заботится о физическом дискомфорте и безразличен к своему окружению. Ему помогает и поддерживает коммерчески успешный, но избитый голландский художник Дирк Стров (по совпадению, также старый друг рассказчика), который признает гений Стрикленда как художника. Помогая Стрикленду оправиться от опасной для жизни болезни, Стров получает вознаграждение за то, что его жена Бланш бросает его ради Стрикленда. Позже Стрикленд отказывается от жены; все, что он действительно искал от Бланш, — это модель для рисования, а не серьезное общение, и в диалоге романа намекает, что он указал ей на это, а она все равно пошла на риск. Затем Бланш совершает самоубийство — еще одна человеческая жертва в целеустремленном стремлении Стрикленда к искусству и красоте, первыми жертвами стали его собственная устоявшаяся жизнь, а также его жена и дети.

После парижского эпизода история продолжается на Таити . Стрикленд уже умер, и рассказчик пытается собрать воедино свою жизнь из воспоминаний других людей. Он обнаруживает, что Стрикленд познакомился с местной женщиной, имел от нее двоих детей (один из которых умер) и начал много рисовать. Мы узнаем, что Стрикленд на короткое время поселился во французском порту Марселя, прежде чем отправиться на Таити, где он прожил несколько лет, прежде чем умер от проказы . Стрикленд оставил после себя множество картин, но его магнум опус , который он нарисовал на стенах своей хижины, прежде чем потерять зрение из-за проказы, был сожжен после его смерти его женой по его предсмертным приказам.

Мнения критики

Ранняя советская критика не одобрила ни писателя, ни его героя. Так, Литературная энциклопедия в статье о Моэме (1934) утверждала, что «перепроизводство интеллигенции со всеми возникающими для неё отсюда последствиями отразилось в одном из лучших романов М. С. „Луна и грош“, персонажи которого — деклассирующиеся интеллигенты — подымают бессильный бунт против обделившего их общества, бунт, выражающийся в провозглашении права на антисоциальность, в анархическом индивидуализме, весьма далёком от понимания истинных причин бедственного положения мелкобуржуазной интеллигенции. Могэм Сомерсет представляет ту группу мелкобуржуазной интеллигенции, которая неспособна к борьбе с капитализмом и так или иначе примиряется с ним». Этой же линии следовал затем критик Пётр Палиевский, написавший о романе Моэма: «Книга была принята совершенно всерьёз, хотя ничем, кроме невменяемости героя, не выделялась: ни он не понимает, что с ним такое, ни мы не вправе этого спросить, если не хотим попасть в разряд тупиц».

Позднее, в более либеральной атмосфере 1960-х годов, литературовед Майя Тугушева отмечала: «Через весь роман проходит противопоставление жизни, целиком отданной искусству, и сытого, пошлого, ханжеского благополучия мещанства». Комментируя эту трактовку, критик Эдварда Кузьмина опирается на название книги:

Избранные работы

Капитолий штата Теннесси , Нэшвилл (1845-59). Стрикленд похоронен в склепе внутри.

Здания Филадельфии

  • Масонский зал, Филадельфия (1808–1811 гг., Сгорел 3 марта 1819 г.).
  • Румынская православная церковь Святой Троицы, Филадельфия, также известная как бывшая епископальная церковь Святого Иоанна (1815–1816 гг.).
  • Второй банк Соединенных Штатов , Филадельфия (1819–1824 гг.).
  • Епископальная церковь Святого Стефана , Филадельфия (1822–1823 гг.).
  • — 1822 — 1856 (сгорел)
  • Музыкальный фонд зал , Общество Музыкального фонда , Филадельфия — 1824, (существенно изменено).
  • Wyck House — 1824 г. (переставлен интерьер)
  • Триумфальные арки для визита Лафайета — 1824 г.
  • Синагога второй конгрегации Микве Исраэль , Филадельфия — 1825 г. (снесена).
  • Убежище военно-морского флота США , Филадельфия — 1826–1833 гг. (Ныне кондоминиумы).
  • Реставрация башни Индепенденс-холла , Филадельфия — 1828 год.
  • Первая унитарная церковь Филадельфии , 1828 г.
  • Пенсильванский университет (здания 9-й улицы), Филадельфия — 1829 г.
  • Арка Св. Театра — 1829 г. (1863 г. поврежден пожаром, снесен в 1936 г.)
  • Второй монетный двор Филадельфии , Филадельфия — 1829–1833 гг. (Снесен в 1902 г.).
  • Богадельня Blockley — 1835 г. (снесена в 1920-е — 1959 гг.)
  • Торговая биржа , Филадельфия, 1832–34.
  • Механика Национального банка — 1837 г.

Здания в других местах

  • Епископальная церковь Иммануила на Зеленом , Нью-Касл, Делавэр (1822 г.)
  • Делавэр Волнорез и Маяк , Льюис, Делавэр (1826-1840, маяк снесен в 1885 году)
  • Колледж Чарльстона , главное здание (ныне Рэндольф-холл), Чарлстон, Южная Каролина (1828, сильно измененный 1850).
  • Памятник Натанаэлю Грину , Саванна , Джорджия (1830 г.).
  • Филиал Монетного двора США, Шарлотта , Северная Каролина (1835 г., переехал на новое место в 1930-е годы). Сейчас Монетный двор Художественного музея .
  • Филиал Монетного двора США, Далонега , Джорджия (1835 г., сгорел 1878 г.).
  • Филиал Монетного двора США, Новый Орлеан , Луизиана (1835–1838 гг.).
  • Провиденс Атенеум , Провиденс, Род-Айленд (1837–1838).
  • Здание суда округа Сассекс , Джорджтаун, Делавэр (1837)
  • Церковь Грейс , Кесвик, Вирджиния (1848–55).
  • Епископальная церковь Св. Иоанна, Салем, Нью-Джерси (1838 г.).

Теннесси

  • Капитолий штата Теннесси , Нэшвилл, Теннесси (1845–1859 гг.).
  • Вторая пресвитерианская церковь, Нэшвилл, Теннесси (1846 г., снесена в 1979 г.).
  • Здание суда округа Уилсон, Ливан, Теннесси (1848, сожжено 1881).
  • Первая пресвитерианская церковь , Нэшвилл, Теннесси (1848–49).
  • Особняк Бельмонов , Нэшвилл, Теннесси (1849–53). Раньше Аклен Холл во время обучения в колледже Уорд-Бельмонт, Бельмонтский университет (это обсуждается).

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Конец романа

После всех происшествий Чарльз Стрикленд продолжил бродяжничать, но спустя какое-то время отправился на остров Гаити, где взял в жены туземку и снова полностью погрузился в рисование. Там же он подхватил проказу и умер.

Но незадолго до своей смерти он создал, пожалуй, главный шедевр. От пола до потолка он разрисовал стены хижины (которую было завещано сжечь после его смерти).

Стены покрывали причудливые рисунки, при взгляде на которые замирало сердце и захватывало дух. Живопись отражала что-то таинственное, какой-то секрет, который таится в глубине самой природы.

Картины художника Чарльза Стрикленда могли бы так и остаться неизвестными и непризнанными произведениями искусства. Но один критик написал о нем статью, после чего Стрикленд получил признание, но уже после смерти.

Примечания

  1. Могэм Сомерсет // Литературная энциклопедия: В 11 т. — Т. 7. — М.: Советская энциклопедия, 1934. — Стлб. 407—408.
  2. Палиевский П. В. Литература и теория. — М.: Современник, 1978. —С. 171 .
  3. Тугушева М. П. Предисловие // Моэм У. С. Луна грош. — М., ГИХЛ, 1960. —С. 10 .
  4. Эдварда Кузьмина. Магия заглавия (Из бесед со слушателями литературных студий)
  5. Работы Альберта Льюина (исп.) (Проверено 29 мая 2009)
  6. К. Н. Бугаева (Васильева). Дневник 1929 года. / Предисловие Е. В. Наседкиной. Подготовка текста и примечания Е. В. Наседкиной и Е. Н. Щелоковой // Лица: Биографический альманах. — Вып. 9 (2002). — С. 140.
  7. Нора Галь. Библиография. V. Редакторская работа // Мемориальный сайт Норы Галь
  8. Нора Галь. Слово живое и мёртвое — М.: Международные отношения, 2001.
  9. Владимир Асмолов — «Луна и грош»

Детские годы

Главный герой произведения — тридцатилетний мужчина по фамилии Чулкатурин. Он болен чахоткой, неизлечимым заболеванием. Молодой человек мысленно прощается с жизнью и готовится к самому худшему исходу. Ему некому поделиться своей бедой, ведь у него совсем нет друзей. Он рассказывает о болезни Терентьевне, пожилой прислуге. У Чулкатурина появляется идея начать вести предсмертный дневник, он хочет объяснить хотя бы самому себе, для чего прожил все эти годы.

Герой проживает в деревне Овечьи воды, это всё, что осталось у его отца, некогда очень богатого человека. Помещик любил играть в карты и утратил всё своё состояние. Теперь у них есть лишь жалкий сельский домик.

Что касается матери, ей были свойственны такие качества, как:

  • предприимчивость;
  • горделивость;
  • смиренность.

Время от времени она буквально душила сына своей добродетелью. Она была ласковой с ним, но всё же исходил от неё какой-то неприятный холодок. В её покорности прослеживался какой-то упрёк окружающим. Сын был больше привязан к отцу, у него не осталось почти никаких радостных воспоминаний о детстве.

Чулкатурин ведёт жизнь бедного чиновника, в которой неизменно присутствуют:

  • смиренные занятия;
  • немногочисленные знакомые;
  • умеренные желания.

Он ощущает себя лишним человеком. Подобно другим молодым и малообеспеченным жителям города, Чулкатурин не имеет покровителей среди высокопоставленных сановников.

Трагедия «лишнего человека»

В повести Тургенев представляет подлинную трагедию маленького «лишнего человека», оскорблённого и униженного, не понятого окружающими и отвергнутого высшим светом. Проблема «лишних людей» в русской классической литературе впервые была названа и описана именно в прозаическом творчестве И. С. Тургенева. Между тем Чулкатурин представляет собой один из этапов эволюции «лишнего человека», первым из которых является Александр Андреевич Чацкий, главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Мнения критики

Профессиональная карьера

Реджи Стрикленд начал свою профессиональную карьеру 6 января 1987 года в суперсреднем бою против новичка Эллери Томаса. Стрикленд проиграл бой единогласным решением. Почти три месяца спустя он провел свой второй бой и завоевал первую победу, в третьем раунде победив техническим нокаутом новичка Томаса Бертона. Это была первая и последняя победа Стрикленда в течение последующих почти двух лет.

Причины ссоры драматичны: готовится книга об отношениях принцев Гарри и Уильяма

Женщина показала тумбочку, которую купила за копейки: раньше она выглядела иначе

Фанат «Гарри Поттера» сделал необычное чучело: от него шарахаются даже соседи

К весне 1989 года на счету Стрикленда была 1 победа и 9 поражений. Он начал путешествовать по всей Северной Америке в поисках работы. Примечательный факт: в Северной Америке Реджи Стрикленд за месяц проводил больше боев, чем многие претенденты на титул в течение года. На пике своей карьеры Стрикленд, как сообщается, в течение одного месяца провел тринадцать боев. Для сравнения отметим, что у претендентов на титул тренировки между поединками занимают несколько месяцев. Стрикленд много работал и никогда не сдавался, упорно продолжая свой нелегкий путь в мире бокса.

Дентал А. В.

Жизнь

Дэвид Гордон Стрикленд-младший родился 14 октября 1969 года в Глен-Коув, Лонг-Айленд, Нью-Йорк . Его родители, Дэвид Гордон-старший и Карен, оба работали руководителями. Стрикленд переехал с семьей в Принстон, штат Нью-Джерси , а затем в Калифорнию , где стал актером. Стрикленд появлялся в более ранних телевизионных ролях, включая «Мир Дэйва» , « Розанна» , « Сестра, сестра» и « Без ума от тебя», пока не получил свою роль в « Внезапно Сьюзан» .

В личной жизни Стрикленд страдал биполярным расстройством и имел долгую и тревожную историю злоупотребления наркотиками и алкоголем . Он был арестован за пять месяцев до смерти за хранение кокаина , отказался от участия в состязаниях, был приговорен к трем годам условно и реабилитирован . Он должен был предстать перед судом для отчета о проделанной работе в день его смерти. Новостные сообщения о событиях, приведших к смерти Стрикленда, предполагают, что он решил прекратить принимать литий, который ему прописали для контроля своего биполярного расстройства.

Клеверные газоны: все «за» и «против»

Газон из клевера очень красив и не прихотлив в уходе.

Обычно все дачники и землевладельцы делятся на две категории людей: те, кто мечтают создать газон из белого клевера, и те, кто мечтают от него избавиться. Рассмотрим основные отзывы об этом зеленом и цветущем «чуде природы».

Положительные качества:

  • Необычайно декоративен и красив. На его фоне чудесно смотрятся цветочные клумбы, розарии, альпинарии и солитерные композиции.
  • Образует плотную, сочную, яркую зеленую массу. Своей корневой системой подавляет многие сорняки.
  • Не требует специального ухода, полива, частой стрижки или может вообще обойтись без нее.
  • Устойчив к вытаптыванию, быстро восстанавливается после стрижки (уже через два-три дня после покоса «проплешины» затягиваются новой зеленью).
  • Благодаря бактериям, живущим на поверхностях корневищ, как и все бобовые, обогащает почву азотом. При этом удобряет естественным путем другие злаковые и цветущие растения (если входит в состав смешанного газона) и повышает их устойчивость ко многим болезням.
  • Благодаря опять-таки своей мощной стержневой системе корней может использоваться для укрепления склонов и берегов, для облагораживания и залужения (превращения в мокрые луга) пустырей и земель, покрытых колючими сорняками.
  • Бело-клеверный газон прекрасно смотрится с любого расстояния и на любых площадях, как сам по себе, так и в сочетании с другими луговыми травами. Например, это может быть как чисто трилистная партерная часть участка, так и отдаленная крохотная солнечная клеверная полянка, а может быть огромная злаково-клеверная детская игровая площадка.

Отрицательные качества:

  • Настолько быстро и сильно разрастается, что со временем подавляет многие растения, если произрастает с ними в группе (например, если входит в состав газонной смеси, то через несколько лет начинает доминировать среди общей массы). Поддерживать пропорции растительности позволяют удобрения, но это уже дополнительные хлопоты для владельцев.
  • Постоянная влажность в дернине делает растение довольно скользким, и по нему особо не побегаешь и в мяч не погоняешь.
  • Не следует забывать, что это растение – сорняк, и если его близко подпустить к другим культурным и цветущим видам, то придется долго и упорно выводить его.
  • Низкорослый клевер, конечно, чудесным образом подходит для газона, не требующего стрижки, но отцветшие и засохшие соцветия будут смотреться на фоне зелени довольно неопрятно и непривлекательно. Поэтому хотите – не хотите, а убирать это безобразие придется.

Характерные черты

Выделяются характерные черты стиля: новаторство, стремление к экспериментам, таинственность, неоднозначность, недосказанность.

Франция

Региональные особенности развития символизма:

Французская школа символизма отличается тягой к синтетизму и декадансу. Представители направления: Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Эдгар Максенс. Известные картины: «Осень», «Сон» (Пюви де Шаванн), «Саломея», «Фаэтон» (Г. Моро), «Циклоп» (О. Редон), «Снежная королева» (Э. Максенс).

Бельгия

Бельгийский символизм развивался по линии декаданса. Картины Ксавье Меллери, Джеймса Энсора, Жана Дельвиля в стиле символизм отличаются особым восприятием и передачей образов.

Британия

В Британии ощущалось влияние прерафаэлитов, их средневековый стиль и возврат к идеалам Возрождения дал толчок истории местного символизма. Художники: Уильям Холман Хант (1827 — 1910), Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), Джон Эверетт Милле (1829 – 1896), Эдвард Берн-Джонс (1833 — 1898).

Развитие стиля в России

Символизм в России отставал от своего движения в Западной Европе. Период представлен творчеством Врубеля, Нестерова, Сомова, Рериха, Гущина. В развитии русской живописи этот период связан с представителями Серебряного периода в начале 20 столетия, совпавшего с появлением модерна в культуре.

Культурное становление русской философии и поэзии этого периода происходило в сложный период развития государственности. Представители Серебряного века переключились с политических и социальных проблем на мистические, философские. Это ярко проявилось в работах Врубеля. Русский символизм наиболее выразительно представлен поэтами Серебряного века. Название зародилось позже, чем получили популярность работы поэтов и художников – в эмиграции, по аналогии с Золотым веком русской поэзии 19 столетия.

Сущность российской версии символизма – богоискательство, эмоциональность, декадентство. Окончание Серебряного века связано со становлением советской власти.

Одним из наиболее ярких представителей этого периода в русской живописи является Михаил Врубель. Живописец работал в разных жанрах искусства – графика, театр, живопись, скульптура. Влияние Врубеля на живопись Серебряного периода исключительно. Одной из главных работ Врубеля, репрезентативных для характеристики периода, можно назвать полотно «Демон сидящий».

Картины представителей периода были представлена на двух тематических выставках – «Алая роза» и «Голубая роза». Первая прошла в Саратове в 1904 году. Организаторами были представители одноименного объединения, созданного в конце 19 века. В 1907 году ядро Алой розы сформировало новое объединение – «Голубая роза».

Работы символистов России Серебряного периода характеризуются атмосферностью. Художники стремились передать суть, а не правильную, натуральную форму.

Книга «Луна и грош» — между гением и нравственностью

Борьба моральных норм и таланта в душе Стрикленда закончилась. Талант восторжествовал. А что же общество? Оно осудило этот выбор. А ведь красота, а с ней и правда на стороне художника. Но «нужно кормить семью», «заботится о положении» и так далее.

Вызов, который бросает устоям Чарльз, впечатляет своей смелостью и уверенностью. Какой сильный внутренний стержень. И в то же время безразличие, с каким Стрикленд принимает самоубийство влюбленной в него Бланш, его отношение к покинутой семье, к людям в целом вызывает недоумение.

Творческая страсть в романе также завернута в многогранную обертку. Мы видим, как отдаваясь ей, художник умирает как личность. Остается только эта тяга к творению. Но с другой стороны, искусство, если оно настоящее, требует колоссальных жертв. Мы бы не смогли любоваться и вдохновляться шедеврами, не будь эти жертвы принесены. И тогда всплывает уже другой вопрос: от Бога или от черта такой талант?

Подводя итог, заметим, что книга «Луна и грош» написана легким слогом, как и все подобные произведения Моэма. Не смотря на глубокие проблемы, затронутые в романе, читается он на одном дыхании. Книгой можно наслаждаться в шумном метро, а можно в тихом уединении где-нибудь на Таити, острове Стрикленда.

Ксения Чужа дляfammeo.ru

Fammeo.ru Все права защищены.

Книга «Слепота» Жозе Сарамаго: рецензия, отзывы
«Грозовой Перевал» Эмили Бронте — рецензия, отзывы
Книга «О чем все мужчины думают…»
Книга «Американская история» Анатолия Тосса
Книги Елены Колиной. Минусы и плюсы

Другая сторона истории

Несмотря на то что Реджи Стрикленд потерпел много поражений на ринге, эксперты признают, что он не был плохим боксером. Чтобы аргументировать это утверждение, обратимся к цифрам. За свою карьеру Стрикленд одержал 66 побед, что значительно больше, чем у 37 из 42 признанных чемпионов мира в супертяжелом весе за всю историю бокса. Не все поражения боксера были честными, часто он проигрывал из-за субъективных судейских решений. Сам Стрикленд много раз становился свидетелем того, как его поражения были связаны с тем фактом, что он завоевал известность в качестве джорнимена, которого использовали для составления победной статистики будущих мировых звезд.

Главное не перепутать: казахские братья-близнецы женились на близняшках

Оцените чувство юмора по 5-балльной шкале. Так можно узнать длительность любви

Урожай огурцов обеспечен, если удобрить растение древесной золой

Реджи Стрикленда можно назвать большим профессионалом, если отталкиваться не только от цифр, но и от способностей боксера. Ему пришлось пройти через множество боев и встретиться с серьезными противниками, прежде чем он осознал, что не сумеет избавиться от статуса «джорнимена» и построить успешную карьеру. Однако Стрикленд продолжал тренироваться и надеялся на то, что однажды он проведет успешный бой, после которого его звезда засияет на небосклоне. Когда эти надежды не осуществились, он ушел из бокса.

Главное отличие между Стриклендом и другими джорнименами, которых тысячи в мире бокса, заключается в том, что он, похоже, сумел принять свой статус. Однажды репортер спросил боксера о том, как проходит его подготовка к предстоящим боям, на что Стрикленд откровенно ответил: «Я ничего не делаю».

Сомерсет Моэм: Луна и грош

…13…

– Чем же он это объяснил?

– А он, голубчик мой, ничего не объяснил. Я читал письмо. В нем и всего-то было строчек десять, не больше.

– Ничего не понимаю.

В эту минуту мы как раз переходили улицу, и оживленное движение помешало нам продолжить разговор. То, что мне рассказал полковник, звучало очень уж неправдоподобно, и я решил, что миссис Стрикленд что-то от него скрывает. Ясно, что после семнадцати лет супружества человек не оставляет жену без причин, которые должны заставить ее усомниться, так ли уж благополучна была их совместная жизнь. Полковник прервал мои размышления.

– Да и что он мог объяснить, кроме того, что удрал с какой-нибудь особой женского пола. Он, наверно, решил, что об этом она и сама может догадаться. Вот какой это тип!

– Что же собирается предпринять миссис Стрикленд?

– Прежде всего мы должны получить доказательства. Я сам поеду в Париж.

– А что с его конторой?

– О, тут он повел себя очень хитро. Он целый год подготавливал себе отступление.

– Он предупредил компаньона о своем отъезде?

– И не подумал.

Полковник Мак-Эндрю разбирался в коммерческих вопросах крайне слабо, а я и вовсе не разбирался и потому так и не понял, в каком состоянии Стрикленд оставил свои дела. Судя по словам Мак-Эндрю, покинутый компаньон должен быть вне себя от гнева и, верно, уже грозит Стрикленду судебным преследованием. Похоже, что эта история обойдется ему фунтов в пятьсот.

– Еще слава богу, что обстановка квартиры принадлежит Эми. Она-то уж ей останется.

– Вы помнили об этом, говоря, что она осталась без гроша?

– Разумеется, помнил. У нее есть сотни две или три фунтов да вот эта мебель.

– Но на что же она будет жить?

– Это уж одному богу известно!

Все было, видимо, очень не просто, а негодующий полковник еще больше сбивал меня с толку. И я очень обрадовался, когда Он, взглянув на часы на магазине Армии и Флота, вспомнил, что в клубе его ждут партнеры по карточной игре, и предоставил мне в одиночестве идти через Сент-Джеймсский парк.

10

День или два спустя миссис Стрикленд прислала мне записку, в которой спрашивала, не могу ли я зайти к ней вечером. Я застал ее одну. Черное, монашески простое платье намекало на ее тяжелую утрату, и я в простоте душевной очень удивился, как она, с таким камнем на сердце, могла играть роль, по ее понятиям, ей подобающую.

– Вы сказали, что если я обращусь к вам с какой-нибудь просьбой, то вы не откажетесь ее исполнить, – сказала она.

– Да, конечно.

– Согласитесь вы поехать в Париж и встретиться с Чарли?

– Я?

Я был ошеломлен. Ведь я только однажды видел его. Что она намеревалась мне поручить?

– Фред собирается туда. (Фред был полковник Мак-Эндрю.) Но я уверена, что ему ехать нельзя. Он только все запутает. И я не знаю, кого мне об этом просить.

Голос ее слегка задрожал, и я почувствовал, что даже секунда колебания с моей стороны – свинство.

– Но я и двух слов не сказал с вашим мужем. Он меня не знает и скорей всего просто пошлет к черту.

– Вам от этого не будет ни жарко ни холодно, – улыбаясь, отвечала миссис Стрикленд.

– Как, по-вашему, я должен действовать?

На этот вопрос она не дала мне прямого ответа.

– По-моему, как раз хорошо, что он вас не знает. Видите ли, он никогда не любил Фреда. И всегда считал его дураком – военные ему чужды. Фред впадет в ярость, они поссорятся, и все выйдет только хуже, а не лучше. Если вы скажете, что явились к нему от моего имени, он обязан будет выслушать вас.

– Я ваш недавний знакомый, – отвечал я. – И я не понимаю, как может взяться за такое дело человек, не знающий о нем всех подробностей. Я не хочу совать свой нос в то, что меня не касается. Почему бы вам самой не поехать в Париж?

– Вы забываете, что он там не один.

Я прикусил язык. Мне уже мерещилось, как я вхожу в дом Чарлза Стрикленда и посылаю ему свою карточку. Вот он выходит ко мне, держа ее двумя пальцами:

– Чему я обязан честью?

– Я пришел поговорить с вами относительно вашей жены.

– Серьезно? Ну, когда вы станете старше, вы поймете, что не стоит соваться в чужие дела. Если вы будете так добры повернуть голову налево, вы увидите дверь. Желаю всего наилучшего.

Я предвидел, что удалиться с достоинством мне будет очень нелегко, и клял себя за то, что вернулся в Лондон прежде, чем миссис Стрикленд выпуталась из всех своих затруднений. Я украдкой покосился на нее. Она была погружена в раздумье. Но секунду спустя посмотрела на меня, глубоко вздохнула и улыбнулась.

…13…

Читать дальше

КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКА Понравилась книга?

Вы можете купить эту книгу и продолжить чтениеХотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Адаптации

По книге в 1925 году в Новом театре был поставлен спектакль с Генри Эйнли в роли Стрикленда и Эйлин Шарп в роли Аты, а также одноименный фильм по сценарию Альберта Левина . Выпущенный в 1942 году фильм играет Джорджа Сандерса в роли Чарльза Стрикленда.

Роман послужил основой для 1957 оперы, а также под названием The Moon и Шестипенсовик , по Джон Гарднер к либретто Патрик Терри , премьера которого состоялась в Сэдлерс Уэллса

С. Ли Погостин адаптировал его для американского телевидения в 1959 году. В этой постановке «Луна и пенсов» (1959) в главной роли Лоуренс Оливье , а также Хьюм Кронин и Джессика Тэнди в ролях второго плана.

Мнения критики

Ранняя советская критика не одобрила ни писателя, ни его героя. Так, Литературная энциклопедия в статье о Моэме в 1934 г. утверждала, что «перепроизводство интеллигенции со всеми возникающими для неё отсюда последствиями отразилось в одном из лучших романов М. С. „Луна и грош“, персонажи которого — деклассирующиеся интеллигенты — подымают бессильный бунт против обделившего их общества, бунт, выражающийся в провозглашении права на антисоциальность, в анархическом индивидуализме, весьма далёком от понимания истинных причин бедственного положения мелкобуржуазной интеллигенции. Могэм Сомерсет представляет ту группу мелкобуржуазной интеллигенции, которая неспособна к борьбе с капитализмом и так или иначе примиряется с ним». Этой же линии следовал затем критик Пётр Палиевский, написавший о романе Моэма: «Книга была принята совершенно всерьёз, хотя ничем, кроме невменяемости героя, не выделялась: ни он не понимает, что с ним такое, ни мы не вправе этого спросить, если не хотим попасть в разряд тупиц».

Позднее, в более либеральной атмосфере 1960-х гг., литературовед Майя Тугушева о. Комментируя эту трактовку, критик Эдварда Кузьмина опирается на название книги:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий