««слово о полку игореве» призыв к единению руси»

Сюжет и герои

Главная тема произведения не рассматривается без сюжета.

Поэма состоит из 5 частей:

  • Упоминание сказителя Бояна и размышления о том, каким стилем вести повествование: собственным или ранее устоявшимся.
  • Поход Игоря: от вдохновляющей речи к собратьям по оружию и затмения, воспринятого символом провала, до разбития полков Игоря и Всеволода. Автор вспоминает побоища деда Игоря — князя Олега.
  • Победа Святослава, произошедшая годом раньше, и скорбь по ныне погибшим перемежаются с авторским объяснением нынешнего бедственного положения русской земли. Он призывает подумать, к чему привели междоусобицы князей на почве тщеславия и жадности.
  • Плач Ярославны. Жена Игоря просит солнце, ветер и реку Днепр помочь раненому и пленённому мужу спастись.
  • Князь возвращается живым, сбежав из плена.

Каждый элемент «Слова» символичен: персонажи являются не только действующими лицами, но и собирательными образами. Например:

  • Автор не просто описывает события, его комментарии и размышления сопровождают читателя до самого заключения. Вместе с ним имеется возможность анализировать ситуацию, а также он постоянно проводит отсылки к фольклору, проводя сравнения между «тогда» и «сейчас», усиливая контраст, аргументируя основную мысль. Повествователь любит родную землю и каждого из персонажей, что постоянно проявляется в тексте.
  • Игорь и Всеволод — храбрые и умелые доблестные воины, искренне любящие родную землю.
  • Святослав — голос разума, мудрый правитель.
  • Ярославна — символ дома и родины, все, кого защищают воины и за кого они борются; те, кто ждёт их дома: верные жены, заботливые матери, скучающие дочери.
  • Природа — фрагменты с ней отражают состояние персонажа и родины в целом; она проявляет психологический нюанс и, одновременно с этим, это активный, почти одушевлённый участник повествования.

Главная идея слово о полку Игореве

Вершиной поэтического искусства Древней Руси является «Слово о полку Игореве». Это памятникдревней русской литературы. Время написания «Слова о полку Игореве» — конец ХН века, но известно оно стало лишь в конце ХIII века. С тех пор великая патриотическая поэма нс раз занимала умы поэтов, ученых и художников. «Слову О полку Игореве» обязаны мы гениальной оперой Бородина, и знаменитой картиной Васнецова, великий Пушкин мечтал поревести «Слово о полку Игорсве» на современный язык.

Большое место занял бы перечень ПССХ деятелей

науки, поэзии и вообще культуры, чье внимание было привлечено этим удивительным поэтическим творением, созданным около восьми столетий назад в древней Киевской Руси. Русь в ХН веке страдала от двух основных бедствий: княжеских междуусобных войн и половецких набегов

«Не веселая година встала», «тоска разлилася по всей Русской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи», Прошли блестящие времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Не сумели русские князья выполнить разумные их советы. Обособление земель и хронические феодальные войны несказанно ослабили Русь.

Половцы, отодвинутые за Дон во времена

Мономаха, увидевшие теперь слабость Руси, со все возрастающей силой стали надвигаться на южные пределы земли русской. Видя смертельную опасность в этом, лучшие, передовые люди Руси призывали к объединению и единодушному отпору половцам. Лучшим средством борьбы были походы русских князей против половцев. Так, в 1184 г. киевский князь Святослав объединил несколько князей и разбил половцев. Он призывал всех князей встать под его знамена. Новгородсеверекий князь Игорь обещал Святославу помощь, но не сдержал слова. А весной 1185 г. Игорь выступил против половцев с князьями-родственниками, совершенно неожиданно и несвоевременно. Он был жестоко разбит и попал в плен.

Страшное поражение имело своим последствием то, что половецкие ханы вторглись на русскую землю и подвергли ее опустошению. В тексте великой воинской поэмы есть потрясающего трагизма строки об этом: «тьма свет покрыла: по Русской земли прострощася Половци», с глубокой скорбью изображает поэт картину народного бедствия, нашествие врагов, скорбь русских вдов. Рассказ о неудачном походе Игоря и эпизод гибели «Бориса Вячеславовича с братом Вятиславичем ярко иллюстрируют идею автора о бессмысленности и ‘опасности междуусобиц. Основной идеей «Слово о полку Игореве» является горячий призыв к единению русских князей.

Автор «Слова о полку Игореве» — неизвестный прогрессивный человек, видевший свою задачу в том, чтобы призвать русских князей к единению, к сплочению, народное и общественное мнение направить против княжеских междуусобиц, осудить князей за стремление к личной славе и удовлетворению своих эгоистических помыслов. Поражение для автора — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей. Автор «Слова о полку Игореве» чувствует себя власть имущим, видя бедствия своего народа, недавно столь высоко стоявшего, зовет Всеволода Владимирского на престол Киевский: «Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча — отня злата стола поблюсти. «. Поэт уверен, что если. бы Всеволоду удалось прибыть на юг, Родина избавилась бы от своих внутренних бед и внешних врагов. Но призыв горячего патриота остался только призывом: Всеволод не смог «поблюсти отня стола». Общерусские интересы остались отодвинутыми на второе место.

Узкая местная эгоистическая политика возобладала. Князья продолжали ковать крамолу и губить Русскую землю. Людям, мечтавшим видеть свою страну объединенной и великой, пришлось ждать долго. Пришлось пережить удар жестокой татаро-монгольской Орды. «Слово о полку Игореве» имеет грандиозное художественное значение. Пушкин Ас. восхищался «духом древности», который’веет от произведения. з’Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу. Великая патриотическая поэма Древней Руси — это скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение конца ХП века — не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада.

Новейшие сочинения по русской литературе. Все темы 5-9 классы

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

План

I. Автор «Слова о полку Игореве».

II. Патриотический пафос «Слова…».

1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

2. Гражданское мужество автора.

3. Обращение к устному народному творчеству.

4. Роль ораторских приемов в произведении.

III. «Слово» – творение настоящего мастера.

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое «это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю». Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..»

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

ПредыдущаяСтраница

СледующаяСтраница

Вариант 3

Игорь Святославич – удельный князь Новгород-Северский, был внуком печально знаменитого Олега Святославича, начавшего «Тмутороканскую смуту и усобицы», и сыном удельного князя Черниговского. Бабушка его была половчанкой, а мать – новгородкой не знатного рода. Для Ольговичей характерна дружба с половцами – с их помощью Олег занял Черниговский престол в 1094 году. Далее Чернигов поочередно принадлежал То Владимиру Мономаху, то отцу Игоря, пока в 1157 году последний окончательно не утвердился на престоле. После смерти Святослава его детей – Олега, Игоря и Всеволода от Чернигова оттеснил их двоюродный брат Святослав Всеволодович, выделив взамен бедные Новгород-Северские земли. Братья были унижены и ущемлены в правах, и в 1166 развязали усобицу. Помирил противников киевский князь Ростислав. После его смерти, в 1167 году, борьба вновь началась – но уже за киевский престол. В конце концов киевское княжение принял Святослав, искусно поддерживающий равновесие между боярами и оседлыми половцами с одной стороны и вольной Степью – с другой.

Наконец, решив развернуть политику противостояния Степи, Святослав организует военный поход на половцев. Игорь от участия отказался, поскольку усиление власти двоюродного брата было ему невыгодно. Однако поход был успешным, и тогда Игорь вместе с братом и племянником сами вторгаются в Степь и грабят половецкие кочевья. Когда половцы предприняли ответный поход на Киев, и Святослав попросил у Игоря помощи, тот отказался. Как, впрочем, отказался и от предложения старого союзника, Кончака, присоединиться к нападению. Итак, Святослав вновь разгромил половцев. И, чтобы закрепить успех чтобы прекратить половецкое вмешательство во внутренние дела Руси, решил предпринять новый грандиозный поход, объединив войска всех русских князей. И тут Игорем овладела безумная идея – самому добить половцев и захватив себе всю славу. Результаты были бы для Игоря впечатляющими: независимое положение Северских земель; возможность захватить утерянный ранее город Тмуторокань (выход к морю и военную базу); политическое преимущество в борьбе за киевский престол. Поражение половцев в 1184году, казалось, предвещало Игорю легкую победу.

Итак, 21 апреля 1185 года Игорь Святославич со своим войском выступил в поход. Встреча с братом Всеволодом и его дружиной, а также ополчением из опытных воинов – курян состоялась 5 мая. А через несколько дней, 7-8 мая, половцам стало известно о передвижении русских дружин. Игорь узнал об этом, допросив захваченного пленника, но наступления не отменил. Половцы нарочито отступали, Игорь бросился догонять… А навстречу уже двигались от Приднестровья орды под предводительством Кончака. И 12 мая 1185 года не реке Каяле состоялась роковая битва. Случилось непредвиденное – половцам удалось собрать силы, противостоять которым Игорь не мог. Несмотря на его личную храбрость и мужество русских воинов, битва была проиграна. Последствия этой авантюры были ужасны – ответное нашествие половцев и разорение множества городов и сел.

Суть

Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почёта, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и даже солнечное затмение (знак беды), молодой князь остаётся непоколебимым.

Ожидаемо поход заканчивается разгромом Игоря и его пленением. Сначала он одержал победу, но потом хитрые половцы напали в самый неподходящий момент. Более того, кочевники в ответ на нарушение перемирия атакуют ослабленную и раздробленную Русь, сея смерть и разрушение.

Близкие Игоря очень тяжело переживает эти события. Старый князь Святослав досадует на горячность молодых князей и разобщённое состояние Руси. Жена Игоря – Ярославна — мучается, не зная судьбы своего возлюбленного.

Тем временем пленённый Игорь признаёт все свои ошибки и раскаивается. Он не поддаётся на соблазны половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удаётся. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу.

Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.

Сочинение про Бояна

Боян это песнописец, причем жил он еще до автора «Слово о полку Игореве». Но, вот возникает вопрос, был ли этот человек на самом деле? Изначально при изучении «Слово» данный образ был довольно обобщенным. Многие специалисты утверждали, что Боян это конкретно собирательный образ. Но, сегодня говорится обратное, данный образ — это реальный человек. Свои песни он исполнял примерно в 11 веке. Творчество его не было народным, он выступал при дворе. Но, это не мешало его песням быть популярными и в народе.

В тексте «Слово о полку Игореве» данный персонаж можно встретить, причем не один раз. Но, Боян не является действующим лицом. Он не имеет ни прямого не косвенного отношения к героям. Выходит, так, что образ Бояна вообще не нужен в «Слово», но это только кажется. Данного героя нельзя было удалить, у него есть важная роль. Автор старается сравнить выражение мыслей, свою и Бояна. С помощью этого он показывает читателю, что его рассказ — это реальность, а вот песенки Бояна это выдумка.

Но, то что автор «Слова» и Боян разные личности с разными позициями в песнопении, не принуждает автора как-то плохо отзываться о Бояне. Автор довольно благосклонно дает характеристику герою. Для произведений Бояна как раз бы подошли некоторые события о которых собирался поведать автор «Слова». Если бы Боян излагал, то рассказ бы заметно отличался. Автор старается подражать в некоторых моментах, вроде «Слово о полку Игореве» написано Бояном.

Герой в своем творчестве старается пользоваться противопоставлением. Но, в общем в творчестве Бояна превосходят образность и эмоциональность.

Песни Бояна наполнены необычными вещами. Например, песнописец философствует по поводу совершенно простых и обыденных моментов в жизни и вещей. Так же в его произведениях есть и природа. Все творчество данного персонажа можно назвать высоко патетичным. Еще раз нужно подчеркнуть, что главное в его творчестве это эмоции, образы и обязательно противопоставления. К сожалению произведения, Бояна не дожили до сегодняшнего времени, но охарактеризовать данный персонаж можно исходя из упоминаний о нем в других произведениях. С тех времен направление литературы сменилось и главным стало передавать в творчестве достоверную информацию.

Подводя итог можно сказать, что Боян действительно жил в те времена и занимал определенное место в литературе тех времен. Он внес свою лепту в развитие литературы, а также культуры Руси.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Что делать с агрессивными особями?

Два белых карликовых кролика, приученных к рукам

Почему кролики могут проявлять агрессию? Причин для этого несколько:

  1. Страх. Если зверек решит что ему угрожает опасность, он будет защищаться — кусаться. Чтобы завоевать его доверие следует избегать действий, вызывающих страх — нельзя совершать резких движений и издавать громкие звуки, резко хватать кролика. Со временем он доверится хозяину и перестанет на него нападать.
  2. Наступление периода полового созревания. В это время особи становятся заметно агрессивнее, часто пытаются укусить хозяев, показывая свое превосходство и доминантность. В наказание за это поведение следует строгим, но не громким голосом отчитать животное и поместить в клетку, если оно находилось за ее пределами. За 3-4 раза питомец признает главенство хозяина и покусы прекратятся.
  3. Беременность. Крольчихи в период вынашивания потомства становятся агрессивными, но бороться с этим практически невозможно, поэтому остается только ждать окрола, после чего особь вновь станет ручной и ласковой.

Как ухаживать за кроликами

Если кролик агрессивен во время знакомства с ним и первых попыток приручения, то владельцу стоит оставить животное в покое на день, поскольку такое поведение чаще всего обусловлено перенесенным стрессом. Когда питомец станет спокойным, будет без страха подходить к кормушке и перестанет прятаться при приближении человека, можно начать его приручение — поговорить с любимцем, положить руку в клетку, постараться его погладить.

Кролики в клетке

Приучить кролика к рукам сможет даже неопытный животновод — эти домашние животные контактны, ласковы и сообразительны. Оценить результаты работы с питомцем можно, посмотрев видео.

Кролики — домашние питомцы, которые охотно контактируют с человеком, поддаются обучению и дрессировке. Приручить такого любимца не составит труда даже ребенку, но для быстрого приучения к рукам следует соблюдать определенные требования — не торопиться, не пугать животное, хвалить его за малейшее достижение и всячески показывать ему свою любовь.

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод  и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников

Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь

Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

РАСШИФРОВКА МАРКИРОВКИ СВЕЧЕЙ NGK

«Основные образы. Идея патриотизма»

В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира. Главные герои «Слова…» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».

Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.

Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».

Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным . Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили… Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись».

Основной в «Слове…» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.

Во-вторых, патриотическая идея «Слова…» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

Создание поэмы

Существует несколько версий происхождения рукописи. Среди них есть наиболее интересные:

  • Начитанный современник князя Игоря описал события для потомков, дополнив собственными размышлениями. В конце 18 в. историк А. И. Мусин-Пушкин обнаружил «Слово» в сборнике древних летописей. В дальнейшем поэма была утрачена в пожаре и восстановлена по единственной копии за авторством графа.
  • Поэму сочинил самостоятельно последний, так как не было приведено ни одного доказательства существования сборника, не отсылающего к Мусину-Пушкину.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий