Актуальность романа И.А. Гончарова «Обломов» в наши дни

Также читают:

Как найти смысл жизни?

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Поиском смысла жизни был занят князь Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В самом начале произведения читатель видит героя, который не понимает, ради чего он существует на этом свете. Ему опостылела жизнь, так что он отправляется на фронт – воевать. Во время первых сражений Болконский стремится прославиться, заслужить одобрение в глазах начальства. Ему кажется, что в этом и есть его цель. Впоследствии читатель убеждается, что это ложная мысль, ложное стремление. В действительности слава и признание окружающих вовсе не обуславливают бытие князя Андрея. Служба не приносит ему удовлетворения от жизни, не делает её осмысленной. Понять свое заблуждение и найти решение проблемы Болконскому помогает страдание, испытанное на поле боя. После аустерлицкого сражения герой, раненный в битве, лежит на земле и смотрит на небо. И в этот момент – крайне важный и переломный – Болконский осознаёт, что раньше он лишь «бежал» в суматохе дней. «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения», – заключает князь Андрей. Так, герой нашел смысл жизни через страдания и испытания: получив богатый жизненный опыт, он научился видеть мир и себя в нем более ясно.
  2. «На дне» М. Горький. Пьеса Максима Горького«На дне» подобна некоей наглядной энциклопедии судеб людей, которые утратили смысл жизни. У них нет высоких целей, они ни к чему не стремятся. У каждого героя свой путь, своя история того, как они опустились на это «дно» и оказались в ночлежке. Кажется, они ещё не утратили надежду на светлое будущее. Но стоило страннику Луке возродить в сердцах стремление к лучшему уделу, как некоторые из его слушателей действительно стали исправляться. Так, Актер принял решение вернуться на сцену и избавиться от алкоголизма. Ради этого нового смысла бытия он смог побороть свое пристрастие на несколько дней, сделал первые шаги на пути к обещанной Лукой бесплатной больнице. Однако когда он узнал, что ему и дальше придется самому бороться за счастливое будущее, без волшебных больниц и снадобий, он пал духом и ушел из жизни. Оказалось, что никто из обитателей дня не готов прилагать усилия, чтобы исправить своё бедственное положение. Их поиск смысла жизни заканчивается на мечтах о лучшем, которые ничем не подкреплены в реальности. К сожалению, эти люди в большинстве своём уже нравственно погибли. Таким образом, человек ответственен за свою жизнь. Чтобы чего-то добиться и куда-то прийти, нужно идти и трудиться. Смысл бытия можно постичь только в результате самостоятельной внутренней работы над собой, другие люди не могут придумать его за нас, как бы ни старались.

Исторический фон к уроку «И.А. Гончаров. Роман «Обломов»»

Для понимания ключевых образов романа, особенно Штольца – человека, мечтающего о развитии промышленности и транспорта, – нам важно представлять, что вообще происходило в России в ту эпоху. Об экономической жизни России до крестьянской реформы вы можете узнать из видеоурока: «Экономика России первой половины XIX в.»

Об экономической жизни России до крестьянской реформы вы можете узнать из видеоурока: «Экономика России первой половины XIX в.».

Послереформенная экономика России освещается в видеоуроке: «Александр II. Реформа 1861 г.».

Из книги «История» П. Самыгина (раздел «Экономическое развитие России в первой половине XIX века») мы узнаём, что в условиях крепостного права процесс зарождения промышленности сталкивался с большими трудностями: «Наиболее значительный рост промышленности в период до реформы 1861 года происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в переходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых систематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное производство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г.» .

Вот так выглядела крестьянская жизнь в дореформенном крестьянском мире.

А. Попов. «Утро в деревне»

А. Попов, «Деревенский двор»

А. Морозов, «Отдых на сенокосе»

М. Эрасси, «Русская деревня»

А вот как могла проходить повседневная жизнь хозяина имения:

«День помещика делился на две половины: с утра (а утро для многих начиналось в 4–5 часов) до обеда — хозяйственные занятия, с обеда до ужина — отдых и развлечения. Были те, кто вел хозяйство профессионально: держал винные откупа, имел фабрики, управлял удельными волостями или поместьями крупных вельмож. Большинство помещиков хозяйствовали по «должности» владельца земли и крестьян. Приезжая в поместье, они должны были включить в свой ежедневный распорядок две обязательные вещи: выслушивание отчета о делах и присутствие на сельхозработах.

Контроль помещика над трудом крепостных мог быть реальным или представляться одной только видимостью, но его нужно было обозначить, иначе помещик терял уважение соседей, а главное, собственных крестьян, что грозило срывом работ, потравами и прочими убытками. И наоборот, ежедневный выезд барина на «полевые работы» дисциплинировал и крестьян, и тех, кто был поставлен ими управлять.

Самым важным делом помещика почиталась обязанность выслушивать отчет о делах. О серьезности этой процедуры говорит строгая форма отчета, вырабатываемая каждым помещиком в отдельности, и ее неукоснительное соблюдение всеми сторонами. Как правило, отчет заслушивали рано утром: до, во время или сразу после утреннего чая.

Доклад — основная форма контроля помещика над своими главными помощниками руководителями усадебных служб (дворецкий, садовник, секретарь) и крестьянской общины (староста, выборный). При этом только от самого помещика зависело, будет ли этот контроль реальным или доклад сведется к формальному выполнению условия: барин дает указания — все выполняют.

(Константин Соловьев. «Во вкусе умной старины…», Источник)

Как мы видим, Илья Обломов живёт совсем не так. А почему? Ответы будем искать в произведении.

Картины А. Шильдера позволяют нам заглянуть в эпоху Гончарова.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Мой Мир Facebook Livejournal Твиттер

Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите +

https://interneturok.ru/article/textfiles/literatura/istoricheskiy-fon-oblomov

Проверь себя!

Предлагаем немного потренироваться для лучшего закрепления темы.

ЗАДАНИЕ: Дан ряд интервалов, нужно определить, что это за интервалы, затем мысленно (или письменно, если трудно так сразу) обратить их и сказать, во что они превратятся после обращения.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич – натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

Советы психологов

Многие люди в своем поиске смысла жизни стесняются с этим вопросом обращаться к специалистам. И совершенно зря. На Западе это распространенная практика. Возможно, именно поэтому там редко можно встретить человека, который бы занимался самокопанием и искал свой путь предназначения, игнорируя советы профессионалов. Там человек ищет психолога и с помощью него находит ответы на все внутренние вопросы. Ведь в ином случае, когда человек долгое время не может отыскать то самый смысл жизни, его охватывает апатия и скука, могут одолевать суицидальные мысли и выходом становится алкоголь и разные наркотические вещества

Поэтому так важно прислушиваться к опытным специалистам и как показывает практика, их советы действительно способствуют открытию для себя совершенно новой истины

Вот несколько рекомендаций, которые помогут выбрать свой правильный вектор по поиску предназначения:

  • сначала нужно понять свои истинные интересы и предпочтения по жизни, и именно им начать уделять больше всего своего свободного времени;
  • иногда стоит заново познакомиться с собой и определить свои новые цели и жизненные приоритеты, которые могут отличаться от тех, что были заданы ранее;
  • некоторым людям не помешает обрести уверенность в себе и повысить свою самооценку;
  • жизнь нужно воспринимать как подарок, который не требует ни оправданий, ни каких-то объяснений и отчетов о проделанной работе;
  • не стоит ориентироваться на близкое окружение или своих кумиров, так как у каждого человека смысл жизни свой;
  • попробовать жить для другого, ничего не требуя взамен;
  • научиться получать удовлетворение собственных потребностей;
  • никогда не останавливаться на собственном внутреннем развитии.

Все эти советы помогают выстроить логическую цепочку из действий, которые и поспособствуют тому, что в итоге человек откроет для себя свой истинный смысл жизни. Начинать нужно с собственного восприятия этого мира и с тех мелочей, которые окружают и создают личностное пространство. Умея проживать свою жизнь с некой благодарностью, человек начнет видеть смысл своего существования в каждом дне и мгновенье. И не стоит игнорировать помощь специалистов. Помощь психолога может стать своевременной поддержкой, которая лишь направит идущего по верному пути.

Иногда человек жалуется на невозможность отыскать свой смысл жизни. Здесь специалисты отмечают, что это может быть связано с некоторыми психическими расстройствами и болезнями. Поэтому в ситуации, когда человек никак не находит свое предназначение и мучается от этого осознания, обычные советы не помогут. Тут нужно будет провести длительную работу с психологом и, возможно, с приемом лекарственных и успокоительных препаратов.

Настоящий мужчина

  1. Главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» является примером настоящего мужчины. Он — храбрый, честный, всегда готов защитить возлюбленную, невзирая ни на что. Когда к его жене приставал Кирибеевич, приближенный царя, Калашников сразу встал на ее защиту, не боясь гнева государя. Он победил в поединке за честь любимой, но царь не простил смерти своего фаворита. Главного героя казнили, но он знал, что семья будет в безопасности. Именно забота о близких и сила воли отличают настоящего мужчину.
  2. Василий Теркин, герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, был обыкновенным парнем, но в страшное время войны он не стал прятаться, а также обыкновенно встал на защиту Родины. Теркин совершает настоящие подвиги, не осознавая их как нечто значительное, терпит лишения и переживает ужасы войны, не теряя чувства юмора. Он может переплыть реку под огнем, взять пленного, стрелять в самолет из винтовки. Ведь иначе нельзя, все это «ради жизни на Земле». Внутренний стержень, мужество ради великой цели – вот чему нужно поучиться у героя каждому мужчине.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Образ Солохи и его интерпретация автором

Точно неизвестно, какой личностью видел Солоху Николай Васильевич Гоголь. В повести автор интерпретирует ее имя как:

  1. Сокращение от имени Саломея. Последняя была иудейской принцессой. Она станцевала на пиру у Ирода, мужа своей матери Иродиады, за что тот «подарил» ей голову Иоанна Крестителя. Связь между Солохой и Саломеей прослеживается в их недобрых поступках. Но, поскольку ведьма никому смерти не желала, писатель дал ей краткое имя злодейки.
  2. Ведьма. На украинском языке имя Солоха так и переводится в одном из значений, наряду с русалкой или производным другого имени — Софья, то есть мудрость.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, от которых и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстается с Ольгой.

В заключительной части романа, герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но счастье их было недолгим, Обломов умер.

Афоризмы

«Зачем сообщать кому-то, что я меняюсь? Если я меняюсь, я уже не тот, кем был, я уже кто-то другой, и, стало быть, у меня нет знакомых. А чужим людям, людям, которые не знают меня, я писать не могу», – говорил австрийский поэт-философ Райнер Мария Рильке. По его мнению, если человек меняется, то он становится другим, не тем, кем он был до этого, поэтому не считает нужным сообщать другим людям об этих изменениях.
«Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто», – утверждал британский политический и государственный деятель Уинстон Черчилль. Он утверждал, что человек, который совершенствуется, часто меняется, а если он стал совершенным, то достиг этого путем частых изменений.
«Чтобы что-то изменить в своей жизни, нужно изменить себя», – считает современный британский писатель и философ Бернард Вербер. Он утверждает, что любые изменения в жизни начинаются с изменений во внутреннем мире человека, только после этого последуют изменения и в жизни.
«Время не меняет человека, мудрость не меняет человека, и единственное, что может перестроить строй его мыслей и чувств, — это любовь», – писал бразильский поэт и прозаик Пауло Коэльо. По его мнению, изменить человека может только искренняя, великая любовь, а мудрость и время над ним вовсе не властны.
«Перемену в человеке замечаешь после разлуки, а если видишься с ним всё время, изо дня в день, не заметишь, потому что меняется он постепенно», – считал американский писатель Кен Кизи. Он говорил, что изменения в человеке происходят ежедневно, но если с ним встречаешься каждый день, то изменения не заметны. Их можно увидеть только после долгой разлуки.
«Изменить себя гораздо труднее, чем проделать то же самое с другими», – утверждает Макс Фрай. В это утверждение вкладывается автором следующий смысл: менять кого-то всегда легче, чем самого себя.
«Вместо того чтобы менять себя, человек меняет свою внешность», – утверждал кандидат медицинских наук, психотерапевт Михаил Литвак. Он считал, что многие люди начинают изменения в себе с изменения внешности, а это неправильно. Прежде всего нужно меняться внутренне.
«Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли», – утверждал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. По мнению классика, любые изменения начинаются с мыслей

Для того, чтобы измениться, человек должен изменить свои мысли.
«Неважно, кто вы, что бы вы ни делали, откуда бы вы ни приехали, вы всегда можете измениться, стать лучшей версией себя», – говорит американская певица Мадонна. Она утверждает, что любой человек, независимо от статуса, возраста и прописки, может измениться, стать лучше.
«Неизменность дает нам корни; изменения дают нам ветви, позволяя нам расти, расти и достигать новых высот», – утверждает Полина Кезер

Она считает, что корни – это все то, что постоянно в нашей жизни, а ветви  дают возможность расширяться, развиваться, познавать мир, видеть то, что мы никогда еще не видели.
«Без перемен что-то спит внутри нас и редко просыпается. Спящий должен просыпаться», – считал Френк Герберт, американский писатель-фантаст. Он говорил, что наша жизнь скучна и однообразна, похожа на сон. Для того, чтобы меняться, нужно проснуться.

  1.  «Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит своей целью изменить себя», – писал известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. По мнению классика русской литературы, многие люди мечтают  изменить мир, сделать его совершеннее, но мало кто понимает, что большие изменения нужно начинать с маленьких изменений в себе.

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Тематика романа

Воспитание

Гончаров делает акцент на важности правильного воспитания. Он подробно показывает, насколько этот фактор влияет на дальнейшую жизнь человека

У Ильи были слишком мягкие родители, а у Андрея чрезмерно строгие. В результате первый вырос неприспособленным к жизни, а второй — несчастливым, из-за недостатка любви и душевности.
Детство. Детские годы показаны как фундамент для создания личности. Будучи детьми, герои уже начали проявлять себя. Штольц набирался опыта, а Обломов проводил дни в мечтаниях.
Любовь. Автор считал, что светлые, искренние чувства могут преобразить человека. Однако иногда любовь способна причинять боль. После неудачного романа Ильинская разочаровывается в отношениях, а Обломов еще больше погружается в себя.
Мечта. Способность мечтать делает человека способным на подвиги, наделяет его душевностью. Однако жизнь одними фантазиями приведет к провалу в реальном мире. Илья совершенно несамостоятелен и нуждается в постоянной поддержке окружающих.
Дружба. Настоящая дружба — большая редкость, но именно она присутствовала у Обломова и Штольца, несмотря на то, что товарищи были кардинально разными людьми.
Счастье. Автор дает понять, что счастье у каждого свое. Для Ильи оно состояло в стабильности, безопасности и комфорте. Его идеальная жизнь заключается в том, чтобы отгородиться от внешнего мира, не работать и не думать о деньгах. А из действий и высказываний Штольца становятся понятны его ценности, для него подобное существование было бы невыносимо.
Труд. Автор уважал людей, которые любят трудиться, но образ Штольца напоминает читателям, что во всем идеальна золотая середина. Андрей впал в крайность и считал, что жизнь нужна только для того, чтобы работать.

Темы

Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:

Воспитание – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях

Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.

Детство – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.

Любовь – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред. Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо. Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе.

Мечта – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения.

Дружба – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих.

Счастье Обломова заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом.

Труд – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.

Социальная проблематика

Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.

Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа – Илья Ильич Обломов, воспитанный в старопомещицкой семье в далекой деревне Обломовке, граничащей с Азией. Отдаленность поместья от Европы и новой цивилизации, «законсервированность» в привычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полудрему – именно сквозь сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая таким образом ту самую, близкую Илье Ильичу атмосферу спокойствия и умиротворения, граничащими с ленью и деградацией, характеризующейся полуразваленным поместьем, старой мебелью и т. д.

В романе «обломовщина» как исконно русское явление, присущее российским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей в произведении является друг Обломова – Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решить свои проблемы ищет человека, способного сделать все за него, Штольц сам прокладывает пути в своей жизни. Андрею Ивановичу некогда мечтать и строить воздушные замки – он уверенно движется вперед, умея собственным трудом получать то, что ему нужно в жизни.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий