7 интересных фактов об эрмитаже

26 интересных факта об Эрмитаже

  1. В переводе с французского Эрмитаж означает «место уединения» или «келья».
  2. Еще с 18-го века в Эрмитаже постоянно живет множество котов, необходимых для ловли грызунов. Благодаря этому удается сохранить бесценные полотна и прочие предметы искусства.
  3. Интересен факт, что у каждого кота есть свой паспорт и медицинская карточка.

  4. Когда во время блокады Ленинграда все коты погибли, Эрмитаж в буквальном смысле кишел крысами.
  5. До прихода к власти большевиков, музей назывался Императорским Эрмитажем.
  6. В Эрмитаже хранится 24 картины Рембрандта. Эта наибольшая коллекция полотен художника, находящихся за пределами его родных Нидерландов.
  7. Знаете ли вы, что билеты для иностранных посетителей стоят гораздо дороже, чем для российских граждан?
  8. Инициатором создания Эрмитажа была Екатерина 2.
  9. Музейный комплекс состоит из 365 залов. Интересен факт, что если вы решите посетить все эти помещения, то вам придется пройти не менее 24 км!
  10. А вот еще один интересный факт, который может привести вас в недоумение. Оказывается, что если вы захотите посмотреть все экспонаты Эрмитажа, затрачивая на каждый из них по 1 минуте, то для этого вам понадобится приблизительно 11 лет. При этом на просмотр произведений искусства придется уделять по 8 часов в день.
  11. Знаете ли вы, что до революции Зимний дворец не только вмещал в себе Эрмитаж, но также являлся царской резиденцией.
  12. В Эрмитаже есть экспонаты, выполненные из татуированной человеческой кожи.
  13. До середины 19-го века вход в музей для простых людей был закрыт.
  14. Любопытно, что зайти в Эрмитаж долгое время не удавалось даже Александру Пушкину. Получить пропуск ему помог Василий Жуковский (см. интересные факты о Жуковском), который являлся наставником цесаревича Александра 2.
  15. Эрмитаж считается крупнейшей картинной галереей на планете.
  16. Ежегодно музей посещают более 5 млн. человек.
  17. Интересен факт, что раньше рядом с Малым Эрмитажем находился гараж Николая 2, в котором стояла его личная коллекция автомобилей. Увы, но все машины были угнаны большевиками во время революции. Поэтому до наших дней не сохранилась ни одна из них.

  18. Для пополнения государственной казны, в 30-х годах советское правительство распродало около 50 уникальных автомобилей императора.
  19. В Эрмитаже можно увидеть интересную карточную коллекцию генерала Ивкова. За свою жизнь ему удалось собрать более 2000 игральных колод из разных уголков земли.
  20. Среди всех российских достопримечательностей, только в Эрмитаже можно увидеть подлинные полотна великого Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).
  21. Любители истории могут собственными глазами увидеть ту самую табакерку, которой был убит Павел 1.
  22. Интересен факт, что каждый из царей предпочитал жить в разных помещениях. К примеру, Николай 2 проживал в достаточно скромных покоях на 3 этаже. Любопытно, что царь спал на раскладной кровати.
  23. Крышу Зимнего дворца украшают 176 статуй. Архитектор расположил их там, чтобы скрыть от глаз наблюдателей печные трубы.
  24. Фасад Эрмитажа окрашивался в разные цвета. В зеленый цвет его покрасили после окончания Великой Отечественной войны (1941-1945).
  25. Во время войны подвальные помещения Эрмитажа выступали в качестве бомбоубежищ.
  26. В ходе той же войны большая часть экспонатов Эрмитажа (более 2 млн. единиц) была эвакуирована на Урал. Интересно, что после возвращения экспонатов обратно в музей, ни один из них не был утерян.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Представительства в других городах

В XXI веке музей стал открывать представительства за рубежом. Сперва в 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе открылись «Эрмитажные комнаты», затем в 2001 году в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако оба были закрыты в и 2008 годах, соответственно. Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании .

Амстелхоф после реконструкции.

Эрмитаж Амстердам (нидерл. Hermitage Amsterdam) или Эрмитаж на Амстеле (нидерл. Hermitage aan de Amstel) — выставочный центр Эрмитажа на реке Амстел в Амстердаме. Возник в феврале 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал Ниуве-Херенграхт, но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкция всего здания Амстелхоф под нужды музея, экспозиционные площади достигли 4000 м². Музей был полностью реконструирован и официально открыт 19 июня 2009 года королевой Беатрикс и президентом России Дмитрием Медведевым. С 20 июня музей открыт для общественности.

Деньги на реконструкцию Амстелхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».

Казань

Открытие первого в России выставочного центра музея было приурочено к 1000-летию Казани и состоялось 28 августа 2005 года. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочёл публичную лекцию на церемонии открытия и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура».

Центр «Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля. Новый музейный центр занимает около тысячи квадратных метров площади, включая выставочные и служебные площади.

Выборг

Музейный центр «Эрмитаж-Выборг»

В июне 2010 года в модернистском здании бывшего художественного музея города Выборга открылся Центр «Эрмитаж-Выборг». Здесь ежегодно проходят 2-3 выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа. Первая выставка была посвящена правлению Екатерины II.

Омск

Открытие Центра «Эрмитаж-Сибирь» в Омске было запланировано на 2016 год в честь 300-летнего юбилея города. В здании, которое до революции принадлежало страховому обществу «Саламандра» и является памятником архитектуры по адресу Музейная улица, дом 4. Срок открытия Центра перенесен на 2019 год.

Екатеринбург

Ожидается, что в 2018 году в Екатеринбурге откроется «Эрмитаж-Урал». Соглашение о создании нового культурного центра подписано в сентябре 2014 года. Три-четыре раза в год в нём будут выставляться экспонаты из фондов хранилищ Эрмитажа. Помещение расположится в здании на Вайнера, 11, где сейчас находится филиал городского Музея изобразительных искусств, с прибавлением здания фондохранилища.

Зимний дворец

Эрмитаж располагается в Зимнем дворце, который когда-то являлся главным императорским дворцом России. Построен в 1754-1762 гг архитектором Б.Ф.Растрелли.  Конечно же, его оформление превыше всех похвал. Если фасад здания очаровывает взгляд, то что же внутри?

Спросив в кассе билет на посещение ВСЕХ залов и помещений музея, уплатив 400р с предъявлением паспорта гражданки России, я вошла внутрь…

И предстала предо мной красота неописуемая! Все дворцы, доселе виденные, померкли, по сравнению с роскошью убранств залов Эрмитажа. Каждая комната, зал, коридор – произведение архитектурного искусства. Каждый предмет быта – удивительное сокровище. Наверное, именно архитектурные решения произвели наибольшее впечатление, заставляя сердце замирать от восхищения.

Первоначально, обилие залов, расположенных на трех этажах, вводят в тупик – куда идти? Потому идешь наугад, куда глаза глядят, наслаждаясь искусством. Потом начинаешь более-менее ориентироваться, тем более на входе можно взять бесплатную карту с планом залов. У каждого зала есть номер, потому, когда понимаешь, что заблудился, начинаешь идти соответственно номерам.

Серебряная утварь дворца

Картины и экспонаты выставлены тематически. Имеется зал французского искусства, Италии, Испании, Англии, Голландии и других стран. Есть залы, посвященные древностям, античному миру, восточному искусству. Некоторые помещения отданы определенным авторам. Есть временные выставки, где фотографировать запрещено. В основном же, везде можно делать снимки, но без вспышки.

Петровский зал

Личная гостиная Марии Александровны («Золотая гостиная»)

Будуар императрицы Марии Александровны

Библиотека Никоkая II

Лохань из серебра

Заяц Пипус приобщается к прекрасному  

Часы «Павлин»

Оказавшись в Эрмитаже впервые, я не имела конкретной цели что-то посмотреть, хотелось увидеть все! И всего там было ой, как много.  Потому, после обхода только лишь второго этажа, ноги еле-еле передвигались вперед.

Из известных мне мастеров на глаза попался только Тициан и Рубенс, что уже сильно порадовало.

Картина «Даная», Тициан

Искала картины Леонардо Да Винчи, и вроде бы внимательно искала, но так и не нашла. И только лишь вернувшись в гостиничный номер, решила спросить у Гугла, а есть ли в Эрмитаже Да Винчи? И Гугл ответил: «Конечно же, есть!». И тут я расстроилась – как же так, почему я его не увидела? Посмотрела фото зала с работами маэстро в интернете и с удивлением поняла, что я там, оказывается, была, только фотографировала в этом зале… дверь!  А что, красивая дверь, какое тут может быть сравнение с картинами Леонардо. Дверь – наше все)))

Зал Леонардо да Винчи

Та самая дверь 🙂

Малый Итальянский просвет

Храм Зимнего дворца

Повозка IV-III века до н.э.

Через четыре часа блуждания по залам Эрмитажа, я, с сожалением, констатировала факт, что сил на посещение Зимнего дворца Петра I и Главного штаба уже нет. И зря я покупала полный билет. Одно радовало – следующий день, 7 декабря, объявлен Днем Эрмитажа. На афишах значилось, что вход будет бесплатный. Потому в Главный Штаб я вернулась уже днем позже.

Интересные факты об Эрмитаже

Факт #1. В Египетском Зале Эрмитажа находится коллекция мумий и саркофагов. Самая знаменитая – это мумия жреца Древнего Египта Па-ди-иста десятого века до нашей эры. Вторая знаменитая древнеегипетская мумия певицы после проведенных исследований оказалась жрецом по имени Па-кеш, привратника фараона. Возраст ее примерно 2,5 тысячи лет.

Факт #2. Висячий сад Эрмитажа – это гордость его и краса. Он находится между галереями, которые соединяют Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Сад был построен в 1764–1773 годах архитекторами Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном и перестроен в 1841 году В.П. Стасовым. А с 2004 года по 2011 год сад был закрыт на инженерно-техническую реконструкцию. Этот сад под открытым небом обладает уникальным микроклиматом из-за своего местоположения.

Факт #3. Главное здание Эрмитажа – Зимний дворец, неповторимый по своей красоте, как внешней, так и внутренней.

Факт #4. Главный зал Эрмитажа – самый величественный и просторный Гербовый зал Зимнего Дворца. Но надо отметить, что в Эрмитаже все залы поражают своей уникальностью и великолепием.

Факт #5. Главная лестница Эрмитажа – Посольская или Иорданская лестница в Зимнем Дворце. Иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани.

Факт #6. Сравним два знаменитых музея, Лувр и Эрмитаж. В Лувре выставочных экспонатов около 380 000, общая выставочная площадь 60 600 кв.м., а в Эрмитаже, количество выставочных экспонатов более 3 000 000 и общая выставочная площадь 127 480 кв.м. Государственный Эрмитаж существенно больше Лувра.

Факт #7. В Большом дворе Зимнего дворца стоит черная чугунная скульптура — голова красивой и изящной девушки. Подойдя ближе эта скульптура оказывается плоской. Девушку зовут Карлота. По словам ее создателя, Жауме Пленсы, испанского мастера иллюзий, она символизирует мечты человека.

Факт #8. Задавались ли вы вопросом: почему в Эрмитаже картины темные? Дело в том, что реставраторы Эрмитажа боятся исказить кисть художника и превратить старое полотно в яркую репродукцию. Не нарушить авторскую живопись – это основной принцип реставраторов Эрмитажа.

Факт #9. Эрмитажные коты – это тоже достопримечательность музея. Первый кот появился в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна выписала из Казани несколько десятков котов, так как очень боялась разных грузунов. Сейчас в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.

Коты Эрмитажа

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое  в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

Новый Эрмитаж

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых крупных, древних и наиболее важных и известных музеев и галерей искусства во всей истории человечества. Шикарная коллекция Эрмитажа выставляется в шести корпусах, самое главное из которых – Зимний дворец, который всегда был официальной резиденцией русских царей.

«Апофеоз Марии Медичи»

Жемчужинами экспозиции Эрмитажа, посвященной Западному искусству, являются работы Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Пуссен, Клод Лоррен, Ватто, Тьеполо, Каналетто, Канова, Роден, Моне, Писсарро, Ренуар, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо и Матисс. В Эрмитаже представлены и другие коллекции, среди которых русские императорские регалии, ювелирные изделия Фаберже и потрясающая огромная коллекция древних изделий из золота Восточной Европы и Западной Азии.

Екатерина Великая начала сбор шедевров искусства еще в 1764 году, когда приобрела в Европе более двух сотен картин. Русским послам за границей доплачивали премии, если они помогали правительству купить лучшие экспонаты. Екатерина называла свою галерею – мой эрмитаж, что с французского означает место уединения. Очень немногие люди видели все красоты этого собрания шедевров. В одном из своих писем она жаловалась, что «только мыши и я можем восхищаться всем этим». Имя Эрмитаж она дала и своему маленькому частному театру, построенному в промежутке между 1783 и 1787 годами.

Постепенно коллекция императрицы получала новые вливания греческих и скифских памятников культуры, которые были обнаружены в процессе археологических раскопок на юге России. Так была основано одно из богатейших в мире собраний древних изделий из золота, в котором существенную часть занимают сокровища Трои, найденные Генрихом Шлиманом и изъятые из музея в Берлине красноармейцами в 1945 году. Чтобы содержать постоянно расширяющуюся коллекцию греческого, римского и египетского антиквариата, Николай I выписал в Россию немецкого архитектора-неоклассика Лео фон Кленце, чтобы он спроектировал и построил здание общественного музея. Новый Эрмитаж был, возможно, первой целевой галереей в Восточной Европе, которая была открыта для публичных посещений в 1852 году.

Русские цари продолжали пополнять свое собрание, так в Италии были куплены Леонардо да Винчи, Ян Ван Эйк и Рафаэль. А коллекция полотен Рембрандта в Эрмитаже считается самой полной в мире. Во время революции императорский Эрмитаж объявили частной собственностью. В это время начинается национализация коллекций, особенно сильно на современное искусство повлияли Сергей Шукшин и Иван Морозов. Новые поступления включали в себя последние работы Гогена, сорок кубистских картин Пикассо.

Анри Матисс «Танец»

Сюда были завезены такие шедевры, как «Танец» Матисса и «Ночное кафе» Ван Гога.

Советское правительство не уделяло большого внимания содержанию «буржуазного и декадентского» искусства. Сталин вообще приказал продать за рубеж несколько особенно ценных полотен Эрмитажа. Среди них была «Альба Мадонна» Рафаэля, «Венера с зеркальцем» Тициана, «Благовещение» Яна Ван Эйка. Приобретены они были Эндрю В. Меллооном и помещены в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. Во избежание последующих потерь тысячи работ были перевезены в Пушкинский музей в Москве и другие музеи на территории СССР. Некоторые коллекции попали в руки врага во время блокады Ленинграда, когда здание Эрмитажа подвергалось воздушной атаке. Черный период для Эрмитажа был окончен в 1945 году. К тому времени правительство определилось с передачей музею предметов искусства, захваченных красноармейцами в Германии во время Второй мировой. Самой ценной частью добычи были импрессионисты и постимпрессионисты из частной коллекции немецких буржуа.

С 1995 года эти полотна считаются утерянными. Правительство России считает их только малой расплатой за ущерб, нанесенный нацистами Петергофу и Царскому селу. Если бывшие владельцы были причастны к финансированию нацистского режима, изъятые картины им не возвращались, такое решение приняла Государственная дума России.

В последние годы Эрмитаж протянулся к близлежащему зданию Генерального Штаба. Музей запустил несколько ярких проектов за рубежом: в Лас-Вегасе, Лондоне и Амстердаме. В июле 2006 года музей огласил страшную информацию: около 221-го предмета было украдено, включая драгоценности, православные иконы, серебряные и богато инкрустированные изделия. Общая стоимость украденного оценивается в $543,000.

Самые интересные залы для детей

Для детей экскурсия в Рыцарский зал будет интересна и увлекательна. Доспехи, холодное и огнестрельное оружие, доспехи боевых коней неизменно привлекают детей всех возрастов. Еще один фаворит у детской аудитории это Египетский зал. Мумии и саркофаги, статуи и оружие Древнего Египта будут интересны детям, как младшего, так и старшего школьного возраста.

Обратите внимание:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, нужно 11 лет

Эрмитаж не только один из самых популярных музеев России, но и мира. Каждый год его посещают более 5 миллионов человек, а количество экспонатов давно перевалило за три миллиона. Коллекции размещены в пяти зданиях, и нужно преодолеть 24 километра, чтобы хотя бы пройти мимо всех экспонатов. Ну а если возле каждого произведения искусства стоять хотя бы минуту, то понадобится 11 лет. И это при условии, что нужно проводить в музее ежедневно по 8-10 часов.

Музей в XIX-ХХ веках

В начале XIX века принцип пополнения коллекции несколько изменился. Приобретались уже не только целые собрания произведений искусства, но и отдельные шедевры

Особое внимание уделялось выдающимся авторам, произведения которых по каким-либо причинам отсутствовали в коллекции

До середины XIX столетия увидеть коллекцию могли лишь единицы, избранные, получившие специальный пропуск. В частности, одним из таких избранных стал Александр Пушкин. Причем пропуск он получил не благодаря своим достижениям в сфере литературы, а по протекции Василия Жуковского, бывшего в то время учителем императорского сына.

Но в середине XIX века положение изменилось. Было выстроено специальное здание музея, где разместили коллекцию, открыв ее для широкой публики. В 80-е годы посещаемость музея достигла примерно пятидесяти тысяч человек в год.

Говоря о развитии музея, нельзя не упомянуть имя Андрея Сомова. Он являлся старшим хранителем музейных экспозиций на протяжении двадцати двух лет. Он занимался исследованием и каталогизацией экспонатов, результатом этого труда стал подробный каталог. Старшим хранителем проведена огромная работа по пополнению музейного собрания.

На рубеже XIX и XX веков выяснилось, что некоторые полотна, приобретенные российскими императорами за баснословные деньги, на самом деле стоили значительно меньше, так как являлись не произведениями легендарных живописцев, а лишь талантливыми работами их учеников.

В послереволюционный период собрание музея значительно увеличилось. Сюда поступали национализированные произведения искусства из частных коллекций. Были переданы в музей многочисленные предметы интерьера Зимнего дворца, оттуда же поступили сокровища династии Бабуридов, когда-то преподнесенные российскому правителю иранским шахом.

Поступали в музей произведения искусства и другими путями. В частности, в конце 40-х годов множество полотен было передано в собрание музея в результате перераспределения произведений искусства между московскими и ленинградскими музеями.

Впрочем, наряду с пополнением коллекции происходил и обратный процесс: так, в конце 20-х годов XX века и в 30-е годы того же столетия некоторые шедевры были проданы за границу. Утрачен ряд полотен Тициана, Рубенса, Пуссена, Рембрандта и некоторых других мастеров: они были переданы в один из московских музеев.

В военное время наиболее ценные экспонаты (примерно два миллиона единиц хранения) были эвакуированы, несколько лет они находились на Урале. Музей фактически закрылся, его подвальные помещения использовались в качестве бомбоубежищ. Впрочем, даже в военные годы сотрудники музея продолжали заниматься научной деятельностью. Иногда они проводили лекции.

Вскоре после окончания войны музей вновь открылся, все экспонаты вернулись на свои места. Некоторые из них нуждались в реставрации, но ни один не был утрачен. Более того, коллекция пополнилась трофейными произведениями искусства.

В конце 50-х годов XX века трофейные экспонаты были возвращены в Берлин. Правда, в постсоветское время выяснилось, что возвращены не все трофеи: часть их продолжала храниться в музейных подвалах, причем официально эти произведения искусства считались утраченными в ходе военных действий. В настоящее время эти шедевры являются частью постоянной музейной экспозиции.

В 2000-е годы в музее произошла крупная кража: было похищено более двухсот ценных экспонатов (старинные иконы, серебряные изделия и т. д.). Похитительницей оказалась одна из сотрудниц. Часть украденных экспонатов удалось вернуть.

Формирование музейной коллекции

Как уже было сказано выше, начало собранию знаменитого музея было положено Екатериной II. Это произошло в середине 60-х годов XVIII столетия. Из Берлина императрице было передано несколько сотен картин в качестве погашения долга: перед этим имела место неудачная попытка поставки продовольствия русским войскам, таким образом поставщики задолжали достаточно большую сумму денег. Общая стоимость картин, переданных российской правительнице из частной коллекции, составила около двухсот тысяч талеров. Точное количество произведений искусства вызывает споры. Есть версия, что было передано триста семнадцать картин; согласно другой версии (которая, впрочем, историками не считается достоверной), императрицей было получено лишь двести двадцать пять произведений искусства. Среди них были полотна Рубенса и Рембрандта. Из нескольких сотен полотен, переданных императрице, в настоящее время в музее находится около ста картин.

Пополнение коллекции началось уже в конце 60-х годов XVIII века. Тогда было приобретено около шестисот новых картин. Их авторами были голландские и фламандские живописцы, а также итальянские и французские мастера.

В начале 70-х годов приобретена великолепная коллекция, принадлежавшая одному из богатейших людей Франции — Пьеру Кроза. Она состояла из четырехсот картин, каждая из которых была настоящим шедевром. В частности, среди них были работы Тициана и Джорджоне.

В конце XVIII века приобретение новых коллекций продолжалось. В частности, в конце 70-х годов была куплена коллекция, принадлежавшая британскому премьер-министру Роберту Уолполу. Примерно тогда же у одного из английских банкиров было куплено множество античных скульптур.

В 70-е годы XVIII века начато строительство нового здания, предназначенного специально для размещения быстро растущей коллекции. Строительные работы завершились в конце 80-х годов. Так появилось здание, известное в настоящее время как Старый (или Большой) Эрмитаж.

Во второй половине 90-х годов XVIII века коллекция императрицы состояла уже из трёх тысяч девятисот девяноста шести картин. Некоторые из них были написаны выдающимися живописцами той эпохи специально для российской правительницы. Нужно отметить, что в её коллекцию входили не только картины: ею были приобретены две библиотеки выдающихся мыслителей того времени и великолепное собрание резных камней.

Посадка

Когда лучше посетить Эрмитаж?

Внимание! В настоящее время из-за коронавирусных ограничений в Эрмитаже действуют новые правила посещения. Читайте о них здесь

В понедельник музей закрыт. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье Эрмитаж работает с 10.30 до 18.00 (кассы до 17 часов), в среду и пятницу с 10.30 до 21.00 (кассы до 20 часов). С 1 января 2019 года каждый третий четверг месяца — бесплатное посещение (раньше это был первый четверг в месяце), но имейте в виду, что очередь в этот день длиннее, чем в Мавзолей. В будние дни посетителей меньше, чем в выходные. Больше всего людей в Эрмитаже во время школьных каникул, когда группы из разных частей России приходят в музей одна за другой. Самый пик посещаемости: а) летом, б) после 12 утра. Летом к россиянам прибавляются иностранцы, в том числе с огромных круизных судов. В этот горячий сезон на вход в музей выстраивается очередь, а в некоторых залах яблоку негде упасть – особенно в зале Леонардо и зале Рембрандта.

Но есть залы, где даже в такие дни тишина и уединение. Очередь движется быстрее в хорошую теплую погоду, когда люди не пользуются гардеробом. В плохую погоду места в гардеробе быстро кончаются. В четыре часа поток иностранных туристов спадает, очередь тает, а музей пустеет. Можно выбрать для своего визита именно эти вечерние часы или до 12 утра. А еще можно прийти за пятнадцать минут до открытия музея и встать в очередь единомышленников, которая пройдет очень быстро. Кстати, вдоль очереди уже много лет ходит некая женщина и предлагает сомнительные «билеты для прохода без очереди». Это могут быть бесплатные пенсионные билеты или другие, но заплатить за них она просит кругленькую сумму. Регулярно полиция выводит эту даму за пределы музейной территории, но она появляется вновь. Не поддерживайте этот черный бизнес, который подобен сорняку, укоренившемуся в цветнике! Преодолевайте все препятствия на пути к прекрасному!

Другой совет: на всякий случай возьмите с собой удостоверение личности. Понятно, что вы его, скорее всего, и так с собой постоянно носите, но мало ли. Дело в том, что кассир попросит вас его предъявить при покупке билета (для граждан РФ и Белоруссии установлены льготные цены).

Полный билет в 2020 году стоит 800 рублей, для граждан России и Белоруссии — 400 рублей, школьники, студенты, курсанты, ветераны, военнослужащие, пенсионеры и некоторые другие категории проходят к картинам и прочим предметам искусства бесплатно. Маленькая военная хитрость: если Вы не хотите стоять в очереди и готовы заплатить за это лишние двести рублей, приобретайте билеты на сайте Эрмитажа (680 рублей), а также в терминалах самообслуживания, которые находятся во дворике справа сразу же после входа в него с Дворцовой площади. Вы покупаете билет в терминале и мимо всей длиннющей очереди проходите в Зимний дворец. Кроме того, билеты в Зимний дворец можно купить также в Главном штабе (прямо напротив через площадь) и в официальной гостинице «Эрмитаж» на улице Правды, 10. Мы, впрочем, пока не проверяли, продают ли билеты только постояльцам гостиницы или же всем желающим, но если есть желание, можете попытать счастья.

Если хотите гарантированно купить билеты, мы рекомендуем вам забронировать их онлайн. С ними вы проходите сразу в музей без очереди! Это можно спасти вам пару часов, особенно в высокий сезон, каникулы или выходные. Для покупки смотрите на баннер ниже:

Экскурсии в Эрмитаж 2020

В музейном комплексе регулярно проходят экскурсии по разной тематики, для разной категории посетителей:

  • обзорные экскурсии для одиночных посетителей или организованных групп
  • авторские и тематические экскурсии для взрослых посетителей и родителей с детьми
  • экскурсии по временным выставкам

 

Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно, от 150 рублей в зависимости от выбранной экспозиции.

Виртуальная экскурсия по Эрмитажу

Современные технологии не стоят на месте. Сегодня совершить экскурсию и познакомиться  коллекция Эрмитажа можно не выходя их собственной квартиры. На официальном сайте представлена услуга — Виртуальный визит.

Контактные телефоны

  • 8 812 571‑34-65
  • 8 812 710‑90-79
  • 8 812 571‑84-46
  • 8 812 571‑34-20

Коллекция

Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня – это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории – коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.

Что входит в состав Эрмитажа

Основная экспозиция музейного комплекса разместилась в нескольких зданиях:

  • Зимний дворец
  • Малый Эрмитаж
  • Большой или старый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр и запасной дом

Зимний дворец

Торжественное здание в стиле барокко построено по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор зимнего дворцы – Франческо Бартоломео Растрелли.

Помпезный внешний вид зданий создает множество декоративных деталей:

  • двухъярусная колоннада
  • многочисленные статуи
  • вазы
  • лепнина
  • картуши
  • маскароны

history_piter_

ksusha_kuklina

peterburg.post

ko3a4_ok

be_freebee

kbngaw

engineer_history_spb

stepan.life_

Малый Эрмитаж

Здание возведено по велению императрицы Екатерины Великой. Строительство под руководством архитектора Ю. М. Фельтена длилось год, завершилось в 1766 году. Двухэтажный корпус выполнен в стиле барокко с чертами зарождающегося классицизма.


По проекту архитектора Валлен-Деламота в 1769 году возведен павильон в стиле раннего классицизма. Два корпуса соединены между собой Висячим садом.

Большой или старый Эрмитаж

Здание возведено по указанию императрицы Екатерины II. Постройка предназначалась для хранения быстро увеличивавшейся коллекции предметов искусства, которая не могла поместиться в Малом Эрмитаже. Строительство под руководством архитектора Ю. М. Фельтена длилось 16 лет, завершилось к 1787 году. 


Трехэтажное строение выполнено в строгом стиле классицизма.

В XIX веке проведена реконструкция здания. Работу возглавляли поочередно два архитектора, Кваренги и Штакеншнейдер. Впоследствии Большой Эрмитаж стал не только местом хранения предметов искусств, в его стенах были организованы жилые помещения.

Новый Эрмитаж

Здания построено при Николае I специально для хранения произведений искусства. Проект выполнил немецкий зодчий Лео фон Кленце, работами по возведению занимались архитекторы Стасов и Ефимов. Строительство завершилось в 1851 году. Вход в музейное здание держат на своих плечах монументальные фигуры Атлантов.


Открытие состоялось в феврале 1852 года и по сегодняшний день здание сохранило свой исторический вид

История появления Атлантов Эрмитажа началась в 1839 году. Первоначально по замыслу архитекторов Лео фон Кленце и И. Гальбига у входа должны были стоять скульптуры египетских фараонов. Вместо этого был утвержден проект зодчих Стасова и Ефимова. Работы по оформлению портика выполнил скульптор А. И. Теребенев. В создании десяти мощных атлантов  участвовало десять каменотесов, в 1844 году работы были закончены и представали перед широкой публикой. В период Великой Отечественной войны в одно из изваяний попала бомба, но разрушенный торс не сломил гиганта.

hermitage_museum

hermitage_museum

hermitage_museum

rost_fm

ekaterinakis9

lyonastory

Эрмитажный театр

Проект Эрмитажного театра выполнил архитектор Джакомо Кваренги. Строительство велось четыре года и завершилось  в 1787 году. В качестве основы был использован фундамент бывшего зимнего дворца Петра Великого. Здание расположено отдельно и связано с основным комплексом зданий связующей аркой работы архитектора Фельтена. В состав музейного комплекса Эрмитажный театр вошел в 1783-1787 годах.

Здание Главного Штаба

Возведение Главного штаба было поручено архитектору К. И. Росси. Строительство длилось десять лет, завершилось в 1830 году. Классический облик здания завершает ансамбль Дворцовой площади. Одно крыло сегодня находится в подчинении военного ведомства. Восточная часть была отведена под гражданские министерства, в 1988 году была передана Эрмитажу.

В 2008 году прошли грандиозные реставрационные работы и переделка помещений под музейные нужды. Сегодня в стенах Главного штаба хранятся полотна живописцев XIX — XX века, проходят выставки современного искусства.

Реставрационно-хранительный центр

В современном здании рядом со страницей метро Старая Деревня находится реставрационно-хранительный центр Государственного Эрмитажа. Он частично открылся в 2003 году и сегодня представляет собой комплекс из девяти зданий. Закладка строений состоялась в 1990 году, генподрядчиком выступила финская компания «Ляминкяйнен». В 2012 году все строительные работы завершились, и двери здания открылись для посетителей.

sasha_bayzarov

taismia

garishvili_alisa

alpinissttt

alexandrovichvladislava

leshkofan

overseascaviar

hermitage_lectorium

razzyava

_littleappie_

В РХЦ все желающие могут познакомиться фондохранилищем и увидеть предметы искусства, которые долгое время не были представлены широкой публике. Для посещения необходимо заранее заказать экскурсионное обслуживание, здание работает в строго определенное время.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий