Джон локк биография, основные педагогические идеи и взгляды о воспитании, книги и произведения, интересные факты и открытия английского философа
Педагогические идеи
Локк был уверен, что действия человека зависят от воспитания. Он считал, что воспитание должно вырабатывать характер, развивать волю, нравственно дисциплинировать. Цель воспитания — воспитать джентльмена, который сможет толково и предусмотрительно вести свои дела, при этом будет утончённым в обращении.
Локк не отделял обучение от воспитания физического и нравственного. Цель физического воспитания – образовать тело, послушное духу. Цель духовного воспитания – создать прямой дух, поступающий сообразно с достоинством разумного существа. Ученый считал, что детей нужно приучать к самовоздержанию, самонаблюдению и к победе над собой.
Воспитание джентльмена включает:
- Физическое воспитание: развитие здорового тела, выработка настойчивости и мужества. Укрепление здоровья, строгий режим, простая пища, закаливание, упражнения, игры.
- Умственное воспитание должно быть подчинено формированию образованного делового человека и развитию характера.
- Религиозное воспитание должно направляться не на приучения к обрядам, а на формирование почтения и любви к Богу.
- Нравственное воспитание, цель которого воспитывать способность идти наперекор своим склонностям, следуя советам разума. Не менее важна выработка изящных манер.
- Трудовое воспитание должно помогать в овладении ремеслом.
В обучении нужно опираться на любознательность и интерес детей. Главные воспитательные средства – пример и среда. Положительные привычки можно воспитать кроткими внушениями и ласковыми словами. Физическое наказание допустимо только при дерзком и систематичном неповиновении.
Философия Локка
Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
На философию Локка чрезвычайно сильное влияние оказал Декарт; учение Декарта о знании лежит в основе всех гносеологических взглядов Локка. Достоверное знание, учил Декарт, состоит в усмотрении разумом ясных и очевидных отношений между ясными и раздельными идеями; где разум через сравнение идей не усматривает таких отношений, там может быть только мнение, а не знание; достоверные истины получаются разумом непосредственно или через вывод из других истин, почему знание бывает интуитивным и дедуктивным; дедукция совершается не через силлогизм, а через приведение сравниваемых идей к такому пункту, посредством которого отношение между ними становится очевидным; дедуктивное знание, слагающееся из интуиции, вполне достоверно, но так как оно в то же время зависит в некоторых отношениях и от памяти, то оно менее надежно, чем интуитивное знание. Во всем этом Локк вполне соглашается с Декартом; он принимает Декартово положение, что самая достоверная истина — это интуитивная истина нашего собственного существования.
В учении о субстанции Локк соглашается с Декартом в том, что явление немыслимо без субстанции, что субстанция обнаруживается в признаках, а не познается сама по себе; он возражает лишь против положения Декарта, что душа постоянно мыслит, что мышление есть основной признак души. Соглашаясь с Декартовым учением о происхождении истин, Локк расходится с Декартом в вопросе о происхождении идей. По мнению Локка, подробно развитому во второй книге «Опыта», все сложные идеи постепенно вырабатываются рассудком из простых идей, а простые происходят из внешнего или внутреннего опыта. В первой книге «Опыта» Локк подробно и критически объясняет, почему нельзя предположить иного источника идей, как внешний и внутренний опыт.
Перечислив признаки, по которым идеи признаются врожденными, он показывает, что эти признаки вовсе не доказывают врожденности. Так например, всеобщее признание не доказывает врожденности, если можно указать на иное объяснение факта всеобщего признания, да и самая всеобщность признания известного принципа сомнительна. Даже если допустить, что некоторые принципы открываются нашим разумом, то это вовсе не доказывает их врожденности. Локк вовсе не отрицает, однако, что наша познавательная деятельность определена известными законами, свойственными человеческому духу. Он признает вместе с Декартом два элемента познания — прирожденные начала и внешние данные; к первым относятся разум и воля. Разум есть способность, благодаря которой мы получаем и образовываем идеи, как простые, так и сложные, а также способность восприятия известных отношений между идеями.
Итак, Локк расходится с Декартом лишь в том, что признает вместо прирожденных потенций отдельных идей общие законы, приводящие разум к открытию достоверных истин, и затем не видит резкого различия между отвлечёнными и конкретными идеями. Если Декарт и Локк говорят о знании, по-видимому, различным языком, то причина этого заключается не в различии их воззрений, а в различии целей
Локк желал обратить внимание людей на опыт, а Декарта занимал более априорный элемент в человеческом знании.
Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса, у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта». Описывая процессы сравнения, Локк следует за Гоббсом; вместе с ним он утверждает, что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения, что отношений бесчисленное множество, что более важные отношения суть тождество и различие, равенство и неравенство, сходство и несходство, смежность по пространству и времени, причина и действие.
Широкую известность латинское словосочетание «tabula rasa» получило благодаря Джону Локку, воспринявшему наследие предшествующей философской традиции, и использовавшему данный термин для критики теории врождённых идей в своём трактате «Опыт о человеческом разуме» (1690).
Личная жизнь
В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже Канта. Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.
Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.
Джон Локк был одиноким
Набожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.
Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.