Сенсуализм локка. основные идеи джона локка

«Джон Локк» доклад | Kratkoe.com

Доклад про Джона Локка, выдающегося английского педагога, мыслителя и философа эпохи Просвещения изложен в этой статье.

Сообщение о Джоне Локке кратко

Будущий мыслитель появился на свет 29 августа 1632 года в графстве Соммерсет, в семье государственного юриста. После его рождения родители сразу крестили сына и переехали в торговый город Пенсфорд. Мальчик воспитывался в резиденции Тюдоров в Беллютоне.

Юноша в 1647 году поступил в элитную лондонскую Вестминстерскую школу. Его образование оплачивал бывший начальник его отца и член Парламента — Александр Попэм. После окончания школы Джон поступил в оксфордский колледж Крайст-Черч. Но, как ни странно, учебная программа не удовлетворила студента, и он переключился на изучение философов-современников. В 1656 году Локк получил степень бакалавра, а спустя 2 года еще и степень магистра. Еще в Оксфорде он усиленно занимался медициной и работал с известными мыслителями и учеными. В 1674 году получил степень бакалавра медицинских наук.

Локк в 1666 году познакомился с лордом Купером, первым графом Шафтсбери. Лорд настолько поразился взглядам и мыслям Джона, что предложил ему работу при дворе.

Начало научной деятельности

Локк в 1667 году перебирается в графскую резиденцию в Лондоне и получает должность личного лекаря лорда Эшли, продолжая изучать медицину. На формирование взглядов на натуральную философию оказал  влияние Томас Сиденгама. Его первая научная работа – это «Очерк о человеческом понимании».

Однажды граф Эшли Шафтсбери заболел фатальной печеночной инфекцией, и никакие врачи не могли помочь ему выздороветь. Локк предложил революционное решение – сделать операцию для удаления печеночной опухоли. Оперативное вмешательство граф пережил успешно. С этого момента в жизни Джона Локка начался период расцвета.

В 1671 году ему предложили должность Секретаря Министерства по делам колоний и торговли, а также Секретаря Лордов-собственников Южной и Северной Каролины. На новом посту мыслитель пытался сформировать свое видение экономики и международной торговли.

В 1672 году, по ходатайству лорда  графа Шафтсбери, он стал лордом — канцлером Великобритании и берет участие в политической жизни страны. Но после падения его партии вигов в 1675 году, Джон поводит некоторое время в скитании по Франции, давая частные уроки. В Лондон мыслитель возвращается в 1679 году, в тот момент, когда карьера Шафтсбери начала вновь идти вверх. Граф убедил Локка написать «Два трактаты о правлении», в котором рассматривается легитимизация трудового соглашения.

В 1683 году его подозревают в заговоре против Карла II и философ бежит в Нидерланды. Здесь он много времени уделяет написанию книг — «Очерк о человеческом понимании», «Письмо о толерантности».  На родину возвращается только спустя 5 лет и живет в графстве Эссекс, в  поместье близкой подруги — леди Машам.

Умер Джон Локк 28 октября 1704 года.

Джон Локк интересные факты:
  • Всю жизнь провел в одиночестве и затворничестве, скитаясь по чужим домам, так как был бездомным.
  • Несмотря на то, что имел степень врачевания, Локк занимался лечением только тогда, когда кто-то его попросит об этом.
  • Ни разу не женился и не имел детей.
  • Был очень набожным человеком и особого значения материального миру не придавал. Скорее он готовился к жизни в загробном мире.

Назвали Локка в честь отца.
Лишился слуха в преклонном возрасте. Это очень опечалило его, так как он не мог слышать теперь своих собеседников.

Надеемся, что доклад на тему Джон Локк помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение о Джоне Локке Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Политические идеи

Локк отмечал, что право на собственность – это естественное право. Под собственностью он понимал свободу, жизнь и имущество. Под свободой мыслитель понимал право на свободный труд, его результаты и на свободу передвижения. Он поясняет, что свобода существует только там, где каждый признан «владельцем собственной личности». Локк отрицал любые отношение личной зависимости (крепостной и помещик, патрон и клиент). Также он отрицал деспотизм.

Джон Локк был сторонником теории общественного договора и конституционной монархии. Кроме того, он являлся теоретиком правового демократического государства и гражданского общества. Именно Локк предложил принцип разделения власти: на законодательную, федеративную и исполнительную. Федеративная власть отвечала за дипломатические вопросы. Помимо этого Локк обосновал идею демократической революции. Он неоднократно отмечал, что народ имеет право на восстание против тирании. Локк стал основателем школы, целью которой было построение государства на основе личной свободы. Также его считают основателем теории конституционализма.

Что касается отношений государства и религии, то ученый считал, что нельзя давать преимущество одной церкви. Более того он настаивал на полном отделении церкви от государства.

Среди сочинений Локка стоит выделить:

  • «Мысли о воспитании»;
  • «Предсмертная речь цензора»;
  • «Опыт веротерпимости»;
  • «Элементы натуральной философии»;
  • «Рассуждение о чудесах»;
  • «Опыт о человеческом разумении».

Последние годы

В 1691г. Локк поселился в Отсе, поместье леди Дэмерис Мэшем, подруги философа, воспитанием сына которой он занимался. Он был рад возможности поселиться за городом, потому что сильно страдал от астмы, в городской духоте жить ему было тяжело. Однако он продолжает работать на государство – с 1696г. он был комиссаром по делам колоний Англии и торговли, занимался денежной реформой и боролся с цензурой в печати. В это же время он написал «Мысли о воспитании», «Разумность христианства», «Второе письмо о веротерпимости». Здесь же, в доме у Мэшем, он заканчивает наконец «Опыт о человеческом разумении», ставший важным трудом для философии сенсуализма – Локк выразил в нем свои философско-эпистемологические взгляды: в познании чувства первичны по отношению к разуму, сам же разум Локк представлял «чистой доской», «tabula rasa», на которой запечатляется информация, полученная чувствами и могущая дать начало идеям путем абстрагирования впечатлений. В 1700г. Дж. Локк уходит со всех занимаемых им на государственной службе должностей. Из поместья Мэшем он ведет переписку с Лейбницем; здесь его также посещает Исаак Ньютон, с которым он обсуждал на протяжении долгих часов Новый Завет (послания апостола Павла). Джон Локк умер от астмы в доме Мэшем 28 октября 1704г.

Джон Локк, оказав большое влияние на идеи либерализма, тем не менее наиболее важным вкладом в философию и науки считаются его эпистемологические воззрения – Джон Локк один из первых в европейской философии высказал мысль о первичности чувственного познания по отношению к рациональному, противопоставив таким образом возникшие эмпиризм и рационализм друг другу.

Это интересно: 201,Джон Мейнард Кейнс: кратко

Этическая философия Джона Локка

Характер и наклонности человека, считает Локк, зависят от воспитания. Воспитание создаёт большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на душу в детстве, имеют очень важные и длительные последствия. «Я думаю, что детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду…». Поэтому всё, что должен получить человек от воспитания и что должно повлиять на его жизнь, необходимо своевременно вложить в его душу.

При воспитании личности следует в первую очередь обращать внимание на внутренний мир человека, заботится о развитии его интеллекта. С точки зрения Локка, основу «честного человека» и духовно развитой личности составляют четыре качества, «внедрённые» в человека воспитанием и впоследствии проявляющие в нём своё действие с силой природных качеств: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание

Основу добродетели и всякого достоинства Локк видит в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и «следовать исключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бы непосредственное желание влекло его в другую сторону». Эту способность необходимо приобретать и совершенствовать с ранних лет.

Мудрость Локк понимает «как умелое и предусмотрительное ведение своих дел в этом мире». Она является продуктом сочетания хорошего природного характера, деятельного ума и опыта.

Благовоспитанность подразумевает неукоснительное соблюдение человеком правила любви и доброго отношения к другим людям и к самому себе как представителю человеческого рода.

Таким образом, нравственные качества и моральные не врожденны человеку. Они вырабатываются людьми в результате общения и совместной жизни и прививаются детям в процессе воспитания. Подводя кратки итог, можно сказать, что одним из главных моментов философии Локка является непринятие им одностороннего рационализма. Основу достоверного знания он ищет не во врождённых идеях, а в опытных началах познания. В своих рассуждениях, касающихся не только вопросов познания, но также и вопросов человеческого поведения, воспитания и развития культуры, Локк становится на позиции достаточно жёсткого эмпиризма. С этим он входит в педагогику и культурологию. И хотя сама его сенсуалистская концепция была во многих отношениях противоречива, однако она дала толчок для дальнейшего развития философского знания.

Биография

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в графстве Сомерсет, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

В 1646 году по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу (ведущее учебное заведение страны, по тем временам) В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в 1658-м — магистра этого университета.

В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 году, 2-е и 3-е — в 1692 году (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 году, уже после смерти Локка).

По поручению графа Шефтсбери Локк участвовал в составлении конституции для провинции Каролина в Северной Америке («Fundamental Constitutions of Carolina»).

1668 год — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

1671 год — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда учёного — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 19 лет.

и  — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлётов и падений Шефтсбери. С конца 1675 года до середины 1679 года из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

В 1683 году Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию. В —1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашён королём Англии. В 1688 году Локк возвращается на родину.

В 1690-х годах наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 году издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 году — «Мысли о воспитании», в 1695 году — «Разумность христианства».

28 октября 1704 года умер от астмы в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем.

Детство и юность

Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль.

Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке.

Джон старший свободолюбив, в ту пору, когда Англией правил Карл I, он служил капитаном армии Кромвеля при парламенте. Во время революции Локк старший из-за невиданной щедрости потерял все свои сбережения, отдавая деньги нуждающимся. Таким образом, отец учил сына, что нужно стараться жить для общества.

Портрет Джона Локка

Из биографии матери ученого известно только то, что ее девичья фамилия – Кинг. Больше сведений о женщине, которая воспитала философа, до современников не дошло.

Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви.

Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность.

Женщина боялась потерять детей, ведь брат Джона умер еще в младенчестве из-за слабого здоровья. Поэтому мать Локка жила в вечном страхе перед Богом и постоянно молилась.

Молодой Джон Локк

Воспитывался мальчик религиозно и строго, по пуританским правилам. По большей части мальчиком занимался отец, разработав собственную методику, которую в дальнейшем Джон младший расхваливал.

Джон старший держал сына на большом расстоянии от себя и в полном повиновении. Затем он медленно позволял мальчику приближаться, а грозный тон и приказы перешли в житейские советы. Постепенно «начальник» и «подчиненный» стали равны между собой и их связывала крепкая дружба.

Локк рос одаренным и начитанным мальчиком. Друг отца, полковник Александр Попхэм, советовал отдать Джона младшего в Вестминстерскую школу.

Роберт Бойль

Биографы философа без преувеличений рассказывают, что Локк был лучшим учеником в школе: мальчик ко всем предметам относился старательно и с прилежанием.

В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого-математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.

Рене Декарт

Пробуждению интереса Джона Локка содействовал его учитель и наставник Роберт Бойль.

Декарт научил Локка отвращению к пустым заумным словам, которые не несут никакого смысла, на протяжении всей жизни Джон считал, что краткость – сестра таланта.

Также будущий философ начал придерживаться учений Джона Уилкинса, который страстно относился к науке, а ученый Ричард Лоувэ прививает юноше любовь к медицине.

Что произошло с Надеждой Бартош, которая выиграла в лотерее миллиард рублей?

Профилактика

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

SetupWindows.ru

Лечение

Пропилеи — вход в Верхний город

Для посещающих афинский Акрополь краткое описание парадного входа будет очень интересным. Идея принадлежит архитектору Мнесиклу, который спроектировал парадный проход в виде портиков и колоннад, расположенных симметрично по обе стороны от тропы на холм. Вся композиция была выполнена из разных пород мрамора и включала 6 дорических колонн, 2 ионические, 5 ворот и главный коридор, а также примыкающие с западной стороны павильоны. К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько колонн и фрагменты коридора.

философия

свобода

По словам Джона Локка, человеческие существа не подчиняются замыслам природы, но свободны. В этом контексте он ссылается на состояние природы, которое описывает как врожденную способность человека выбирать элементы, необходимые ему для достижения благополучия..

Человек может определиться с этими аспектами, учитывая, что он наделен необходимой рациональностью, чтобы обдумать это и сделать выводы, которые он считает наиболее подходящими..

Благодаря этой рациональности люди могут генерировать набор правил, которые направляют их динамику в мир. К этим правилам Локк называл их законами природы или законами разума..

Локк указывает, что человек наслаждается этой свободой, не будучи уменьшенным действием другого человека. Для него только Бог обладает большей властью, чем человек, что приводит к концепции независимости, которая не допускает господства.

бог

Для Локка нет необходимости доказывать существование Бога, поскольку это просто факт, который отвечает на свидетельства вселенной и мораль, присущую людям.

Поэтому Локк не понимает, что он должен объяснить существование Бога; то есть, что дедуктивный подход к Богу должен быть осуществлен. Следовательно, закон природы, который он предлагает, также связан с фигурой Бога..

Согласие и договор

Концепция согласия связана с идеей о том, что человек не может находиться под господством или в состоянии подчинения, если он не принимает его. Согласно Локку, все люди могут решить, применяют ли они к себе какую-то фигуру господства.

Таким образом, человек отказывается от своего поведения в соответствии с законом природы и подчиняется этому подчинению. Весь этот процесс происходит по абсолютной воле отдельных лиц и полностью действителен.

Эта концепция напрямую связана с понятием политики. Локк утверждает, что человек может заявить о себе как о субъекте идеи или власти политического характера.

Чтобы это работало, должны быть другие люди, которые также подпадают под эту идею, так что вместе создается так называемое политическое общество или гражданское общество..

В результате этого сценария генерируется то, что Локк назвал контрактом, посредством которого создается политическое общество, при определении политического режима, которому будет подчиняться первый..

Теория идей

Локк развивает и защищает теорию о том, что разум — это пустая страница. В нем внешняя информация записывается через чувства, в дополнение к той, которая генерируется деятельностью ума..

Он называет этоотражение«Отвергая мысль о том, что знание Бога, морали или законов логики являются врожденными в человеческом уме. Локк сказал:

«Слова в их первичном или непосредственном значении ничего не представляют, но идеи в уме того, кто их использует».

Он утверждает, что источником всех знаний является сенсорный опыт, и что идеи делятся на простые и сложные

Анализ сложных идей, также называемых концепциями, стал важной темой в философии

Личная жизнь

В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже Канта. Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.

Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.

Джон Локк был одиноким

Набожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.

 Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.

Национальные парки

Примечания

  1. ↑ Локк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
  3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.71.
  4. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под редакцией А. И. Пискунова. — М., 2001.
  5. Человек обязан «охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу и имущество». В другом месте работы «Два трактата о правлении» английский философ повторяет эту же мысль: люди, — пишет он, — объединяются «ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений, что я называю общим именем „собственность“.
  6. Локк Дж. Указ. соч. С. 28.
  7. Имелась в виду фактическая федерация Англии (включая Уэльс), Ирландии и Шотландии изначально благодаря личной унии — единому королю, эту унию должна была дополнить и единая федеративная власть.
  8. Glausser W. Three Approaches to Locke and the Slave Trade // Journal of the History of Ideas. — 1990. — Apr. — Jun. (т. 51, № 2). — С. 199—216.

Биография


языка, философии

В 1667 году Джон Локк познакомился с лордом Эшли Купером. Этот неординарный человек находился в оппозиции к королевскому двору и критиковал существующую власть. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его друга, компаньона и личного врача.

Политические интриги и неудавшаяся попытка дворцового переворота заставляют лорда Эшли спешно покинуть родные берега. Вслед за ним эмигрирует в Голландию и Джон Локк. Основные идеи, которые принесли известность ученому, были сформированы именно в эмиграции. Года, проведенные в чужой стране, оказались наиболее плодотворными в карьере Локка.

Перемены, которые произошли в Англии в конце 17 века, позволили Локку вернуться на родину. Философ охотно работает с новым правительством и в течение некоторого времени занимает важные должности при новой администрации. Пост ответственного по делам торговли и колоний становится последним в карьере ученого. Болезнь легких заставляет его выйти в отставку, и остаток жизни он проводит в местечке Отс, в имении своих близких друзей.

Теория Джона Локка

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод. По его теории врожденных понятий нет у человека, все они приобретаются опытом

По его теории врожденных понятий нет у человека, все они приобретаются опытом.

Опыт бывает:

  • внешний или ощущение (sensation), т. е. действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств
  • внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления.

Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление. Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи.

Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые.

Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их.

Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п. (это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.

Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей.

Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается:

Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» Лейбница.

Народ как носитель верховной власти

Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может его переизбрать.

Главной целью любого государства, считал Локк, является благополучие его граждан, поэтому если государственная тирания и постоянное давление на граждан не удовлетворяют потребностей, то народ может восстать и свергнуть такую власть, поменяв на новую, более лояльную и способную меняться в зависимости от обстоятельств.

Кто может выступать арбитром в споре между государством, то есть верховной властью, и народом? Только народ, считает Локк. Народ может или апеллировать к верховному правителю – Богу, или самостоятельно поменять власть на другую.

Философия Локка

Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
На философию Локка чрезвычайно сильное влияние оказал Декарт; учение Декарта о знании лежит в основе всех гносеологических взглядов Локка. Достоверное знание, учил Декарт, состоит в усмотрении разумом ясных и очевидных отношений между ясными и раздельными идеями; где разум через сравнение идей не усматривает таких отношений, там может быть только мнение, а не знание; достоверные истины получаются разумом непосредственно или через вывод из других истин, почему знание бывает интуитивным и дедуктивным; дедукция совершается не через силлогизм, а через приведение сравниваемых идей к такому пункту, посредством которого отношение между ними становится очевидным; дедуктивное знание, слагающееся из интуиции, вполне достоверно, но так как оно в то же время зависит в некоторых отношениях и от памяти, то оно менее надежно, чем интуитивное знание. Во всем этом Локк вполне соглашается с Декартом; он принимает Декартово положение, что самая достоверная истина — это интуитивная истина нашего собственного существования.

В учении о субстанции Локк соглашается с Декартом в том, что явление немыслимо без субстанции, что субстанция обнаруживается в признаках, а не познается сама по себе; он возражает лишь против положения Декарта, что душа постоянно мыслит, что мышление есть основной признак души. Соглашаясь с Декартовым учением о происхождении истин, Локк расходится с Декартом в вопросе о происхождении идей. По мнению Локка, подробно развитому во второй книге «Опыта», все сложные идеи постепенно вырабатываются рассудком из простых идей, а простые происходят из внешнего или внутреннего опыта. В первой книге «Опыта» Локк подробно и критически объясняет, почему нельзя предположить иного источника идей, как внешний и внутренний опыт.

Перечислив признаки, по которым идеи признаются врожденными, он показывает, что эти признаки вовсе не доказывают врожденности. Так например, всеобщее признание не доказывает врожденности, если можно указать на иное объяснение факта всеобщего признания, да и самая всеобщность признания известного принципа сомнительна. Даже если допустить, что некоторые принципы открываются нашим разумом, то это вовсе не доказывает их врожденности. Локк вовсе не отрицает, однако, что наша познавательная деятельность определена известными законами, свойственными человеческому духу. Он признает вместе с Декартом два элемента познания — прирожденные начала и внешние данные; к первым относятся разум и воля. Разум есть способность, благодаря которой мы получаем и образовываем идеи, как простые, так и сложные, а также способность восприятия известных отношений между идеями.

Итак, Локк расходится с Декартом лишь в том, что признает вместо прирожденных потенций отдельных идей общие законы, приводящие разум к открытию достоверных истин, и затем не видит резкого различия между отвлечёнными и конкретными идеями. Если Декарт и Локк говорят о знании, по-видимому, различным языком, то причина этого заключается не в различии их воззрений, а в различии целей

Локк желал обратить внимание людей на опыт, а Декарта занимал более априорный элемент в человеческом знании.

Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса, у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта». Описывая процессы сравнения, Локк следует за Гоббсом; вместе с ним он утверждает, что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения, что отношений бесчисленное множество, что более важные отношения суть тождество и различие, равенство и неравенство, сходство и несходство, смежность по пространству и времени, причина и действие.

Широкую известность латинское словосочетание «tabula rasa» получило благодаря Джону Локку, воспринявшему наследие предшествующей философской традиции, и использовавшему данный термин для критики теории врождённых идей в своём трактате «Опыт о человеческом разуме» (1690).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий