Зачин в сказке — это особенность русских сказок

Содержание

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Зачин (инициал)

Это сказочная формула, с которой начинается сказка. Он обычно состоит из сведений о существовании героев, в которых нам кратко сообщают о персонажах — действующих лицах сказки, месте, где они проживали (формулы с топографическим элементом), и времени действия.

Самый популярный и хорошо всем известный пример из народных сказок: «Жили-были…» (царь с царицей, старик со старухой и др.). Характерно, что это краткие предварительные данные, и для сюжета они не особенно важны.

Этот вид формул дает слушателю установку на вымысел, поскольку сообщает, что сказочное событие произошло не сегодня, не вчера, а когда-то «давным-давно», «в незапамятные времена».

В зачине может присутствовать не только временной, но и пространственный ориентир, например: «в одном царстве, тридевятом государстве…», «в одном селе…» и др.

Иногда для того, чтобы указать, что мир необычен, сказитель мог ввести даже дополнительные черты настоящего абсурда: «Это произошло, когда козлиные рога упирались в небо, а верблюжий хвост был короток и тащился по земле …» (тувинская народная сказка).

Но это не другой мир, поскольку он обладает многими признаками мира обыкновенного (день сменяется ночью, растут травы и деревья, пасутся кони, летают птицы и др.). Но это мир и не вполне реален — в нем «на березе сидит кот с самогудом», помогает исчезать герою шапка-невидимка, предлагает угощение скатерть-самобранка. В этом мире обитают особые существа: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Соловей-Разбойник, Кот-Баюн.

«Жили-были старик со старухой

У самого синего моря…»

Зачин в рекламе

Подготавливая рекламу товара или услуги, специалист проделывает нелегкую работу для того, чтобы представить клиенту исчерпывающую информацию в лаконичном объеме. Изучив все имеющиеся материалы, он приступает ко второму этапу работы – составлению текста-обращения. Такая рекламная статья имеет давно устоявшуюся композицию, принятую в качестве стандарта.

Заголовок, слоган (привлекающая внимание фраза), зачин, основная часть сообщения, реквизиты (справки о месте нахождения организации, телефоны для связи и прочее), эхо-фраза.

Каждый составляющий композиции несет определенную нагрузку и представляет большое значение для рекламного текста, но вот использование зачина считается необязательным. Зачин в рекламе – это начало текста, очень коротко объясняющее заголовок и лаконично вводящее в курс дела. Обычно здесь образуется связка, в которой повествуется волнительная для конкретной группы клиентов проблема.

Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.

В своей иллюстрации сказки «Сивка — бурка» Васнецов изображает эпизод сказки, где Иванушка — дурачок в образе царевича подлетает к башне на волшебном коне и целует Елену Прекрасную, снимая заветный перстень с руки.

Пересказ эпизода сказки «Сивка — бурка».

Вызвал Иванушка к себе Сивку Бурку, пролез через уши и, превратившись в молодца, прыгнул на коня волшебного и допрыгнул до царевны в высокой башне.

Поцеловал он царевну Елену Прекрасную, снял с ее руки заветный перстень и умчался восвояси.

Описание героев картины Васнецова «Сивка — Бурка»

Васнецов изобразил Иванушку на этой картине богато одетым молодцем.

Он одет в красивый зеленым кафтан, расшитый золотом, синие шелковых шароварах и красных сапогах.

Елену Прекрасную мы видим в царской короне, одетую в роскошное разовое платье, вышитое золотом, которое надето на белый шелковый сарафан.

Царевна распустила длинные волосы по плечам и закрыла глаза для поцелуя.

Что такое зачин. Примеры зачина.

Что такое зачин. Примеры зачина.

Часто в школе, на уроках литературы, детей просят определить, что такое зачин и найти его в сказках, например. Мы постарались собрать все возможные определения, для того чтобы максимально точно ребенок мог понять, что же такое зачин и как его определить.

Зачин — 

1. Зачин — буквально означает «начало».

2. Устойчивая форма, с которой начинаются фольклорные произведения.

3. В сказке зачину может предшествовать присказка, в былине запев.  

4. Это начало основной части сказки. 

5. Зачин служит для описания конкретного места, где происходят дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.  

Юные школьники должны понимать, что зачин в сказке очень важная часть. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки. 

     Итак, если выделить основные пункты, по которым зачин отличается от присказки, они будут следующими:

1. Задача зачина, познакомить читателя с главными персонажами сказочного произведения.

 2. Рассказать о том, когда были совершенны описанные действия.

 3. Дать представление о том, где происходят события, в каком месте. 

— «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве…».

— «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня…».

— «Скачет сито по полям, а корыто по лугам…».

— «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!…» .

— «Как во городе то было да во Муроме…».

— «Как во славном во городе во Киеве…».

—  «В тридесятом царстве…».

—  «За горами, за морями, там, где мы бывали сами…».

— «За горами, за лесами, За широкими морями…» .

— «Против неба — на земле Жил старик в одном селе…».

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Присказка, зачин сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую форму общения между собой. Достаточно вспомнить сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро Козлят» и другие.

Звукоподражания, живой диалог между героями сказки, эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего литературного произведения.

Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства

А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Зачин сказки, присказка и концовка

Зачин сказки, присказка, былинный запев, молитвенное вступление, концовка — это части, входящие в структуру фольклорного произведения. Их следует отличать друг от друга. Сложное композиционное построение народных сказок не является случайным. Каждая из имеющихся в них частей играет определенную роль.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего литературного произведения.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства

А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Функции зачина

Чтобы до конца понять, что такое зачин в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:

  • познакомить читателя с главными персонажами сказочного произведения;
  • рассказать о времени совершения описанного действия;
  • дать представление о месте, где происходят события.

Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.

Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: «в некотором царстве, в некотором государстве», «золотые маковки», «стоит древо», «сказка сказывается», «море-окиян» и многие другие «сказочные» слова.

Начало сказок, их разнообразие

Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях русского народного творчества. С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: «Жили-были…» Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.

Концовка

«Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!» — традиционная форма концовки многих народных сказок. Кроме приведенного примера известно еще не менее пяти вариантов, с помощью которых сказочник может закончить рассказанную им историю. Зная, что такое зачин в сказке и для чего он используется, нетрудно догадаться, с какой целью употребляется концовка. Сказочные действия должны быть приведены к логическому завершению. Это помогает сделать грамотно составленная концовка произведения. Например, сказочник может закончить повествование так: «Живут-поживают да добра наживают!», «Так часто бывает!», «Живут, хлеб жуют!». Иногда рассказчик может закончить сказку совсем неожиданно, но он должен помнить, что концовка подводит итог всему сказанному.

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Присказка, зачин сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую форму общения между собой. Достаточно вспомнить сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро Козлят» и другие.

Звукоподражания, живой диалог между героями сказки, эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

Зачин в сказке — это особенность русских сказок

Сказка — это основной жанр фольклора. С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок — воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо человеческого качества. Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц — трусливость и т. д.

2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных сказках герою помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии — действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент — кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии — развязка.

Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке — это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например «жил да был крестьянин».

Зачин в сказке — это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1

Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку

Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку «Премудрый пескарь» начинает со слов: «Жил-был пескарь».

Таким образом, зачин — это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов «жили-были…», «жил-был…». Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов «в некотором царстве, в некотором государстве…». Похожий зачин — «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом «зачин», например «зачин дело красит» или «каждое дело имеет начало, каждый сказ — зачин». После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин — это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.

Определение

Сказочными формулами называют устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, своего рода штампы, которые используются во всех фольклорных сказках. Эти фразы по месту их употребления в повествовании разделяют на зачинные (или инициальные), срединные (медиальные) и концовки.

Сказочные формулы в сказке выполняют функцию своеобразных композиционных элементов, мостиков повествования, переводя слушателя от одного сюжетного события к другому. Они помогают слушателю запомнить историю и облегчить ее пересказ, а также наполняют сказочное повествование напевностью.

Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Для начала разберемся с волшебными предметами из сказок:

1) О волшебной палочке мы читаем в сказке «Золушка»;

2) Ковер — самолет знаком читателю по сказке «Старик Хоттабыч»;

3) Шапка — невидимка встречается в сказках «Царевна — лягушка» и «Руслан, и Людмила»;

4) Скатерть — самобранка в сказках «Королевич и его дядька» и скатерть — самобранка, кошелек — самотряс и двое из сумы.

Рассказ о сказке с волшебным предметом для 3 класса.

С волшебным предметов ковром — самолетом мы знакомимся в сказке «Старик Хоттабыч».

Московский школьник Волька вылавливает из Москвы — реки старинный кувшин, в котором заключен могущественный джин.

Волька назвал джина Хоттабычем.

Хоттабыч одаривает Вольку и его друга сказочными богатствами за свое спасение из заточения, даже переносит в мальчиков в Индию.

Но что-то пошло не так…

Именно в Индию потом приходиться лететь старику Хоттабычу на ковре — самолете, чтобы забрать мальчиков домой.

Еще много чудес совершает джин ради мальчиков, но все они как-то невпопад и счастья детям не приносят. 

Со временем старик Хоттабыч понимает, что его чудеса приносят только вред и решает просто учиться у мальчишек званиям о современном мире.

У джина хорошо, получается, заниматься радиотехникой.

На этом сказка заканчивается, и автор прощается с главными героями.

___

Зачин – что это такое? Примеры

Зачин – это традиционное начало сказки или былины. Примеры: « Жили-были. »; « В некотором царстве, в некотором государстве… »; « Как во городе то было да во Муроме. »

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Как во славном во городе во Киеве, У ласкового князя у Владимира..

Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» – то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено. Запиши план своего рассказа.

Мне бы хотелось написать рассказ о знаменитом русском художнике Билибине.

Рассказ о художнике Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса.

1) Детство и юность Билибина.

2) «Билибинский стиль иллюстрации.

3) К художнику приходит популярность.

4) Билибин путешествует по миру.

5) Художник переезжает жить в СССР.

6) Смерть Билибина в блокадном Ленинграде. Будущий художник родился в поселке Тарховка, около Санкт — Петербурга 16 августа 1876 года, умер 7 февраля 1942 года, прожив 66 лет.

В 12 лет поступил в петербургскую гимназию, закончив ее в 1896 году с серебряной медалью.

После Билибин обучался в рисовальной школе и мастерской художника Антона Ашбе.

В 1900 году начало учебы в Академии художеств под руководством знаменитого художника Ильи Репина.

В 1899 году Билибин впервые иллюстрирует сказку об Иване — царевиче, Жар — птице и о Сером волке и его стиль иллюстрации узнают как «билибинский».

К художнику приходит популярность в творческой среде, и Билибин получает заказ на иллюстрацию сказок знаменитого Пушкина о царе Салтане и золотом гребешке.

Через какое-то время творчество Билибина выходит за пределы иллюстраций, он занимается оформлением опер и рисованием карикатур.

За годы своей жизни художник Билибин создал множество иллюстраций сказок и обложек книг, но мне больше всего нравится первая «билибинская» иллюстрация 1899 года, на ней изображена избушка Бабы Яги на курьих ножках.

В определенный период Билибин много путешествовал по Египту, Серии, Палестине и Европе.

В 1936 году художник на постоянной основе поселяется в Ленинграде, преподает во Всероссийской академии художеств и работает как оформитель постановок и создает иллюстрации.

Во время войны Билибин остается жить в Ленинграде и попадает в блокаду.

В это тяжелое время он попадает в больницу Всероссийской Академии художеств и там умирает.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Урок 6. Социально-бытовые сказки. Сказка-анекдот

Цель урока. Знакомство с особенностями
бытовых сказок.

I. Проверка домашнего задания

Выслушать все предложенные детьми варианты.
Зафиксировать их на доске. Сделать вывод, что эти
сказки не являются ни волшебными, ни о животных.

II. Чтение по ролям сказки-анекдота

III. Выполнение заданий

— Как построена сказка-анекдот («Вазуза и
Волга»). Какой схеме построения сказки она
соответствует?

— Кто главный герой сказки?

— Кто помогает герою?

— Какие черты характера воспеваются
сказочником? Почему?

— Какие сказочные “премудрости” есть в
этих сказках?

— Есть ли в сказках концовки?

— Почему сказку так интересно назвали
«Сказка-анекдот»?

IV. Сообщение учителя

Слово “анекдот” восходит к греческому anekdotes —
неизданный, неопубликованный. Считается, что
мировая история анекдота началась с Византии (VI
век), когда историк и государственный деятель
Прокопий Кесарийский создал «Тайную историю»,
направленную против императора и содержащую
рассказы о неблаговидных поступках правителя и
императрицы Феодоры. Эти рассказы и стали
называться анекдотами, то есть произведениями,
содержание которых — тайная история, не имеющая
документального подтверждения, но при этом
вполне достоверная.

— Можно ли эту сказку назвать просто
анекдотом? Почему?

V. Задание на дом

Подготовить сказку для конкурса «Лучший
сказитель».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий