Анализ главы “фаталист” (герой нашего времени)

Тема и краткое содержание

Анализ главы следует начинать с разбора идейного звучания и мотивов произведения. Рок, как мотив для написания произведений, использовался еще в античной литературе. Современные авторы также не остались в стороне от этой темы.

У М. Ю. Лермонтова тематика рока проходит белой нитью по всем его произведениям. Основным направлением является вечное противостояние между жизнью и смертью.

В окончании романа не столь много героев.

Здесь их всего три:

  • Печорин;
  • поручик Вулич;
  • пьяный казак.

Второстепенные герои произведения играют в сочинении не столь важную роль, но без них сюжет не был бы полным. Они помогают оттенить яркость спора и становятся его свидетелями. В центре сюжета выступает спор между Печориным и Вуличем. Оба они служили в казацкой станице и давно сделали игру в карты каждый вечер своей традицией.

Один из вечеров закончился весьма печально для Вулича, который решил испытать удачу и судьбу и проверить, насколько он может управлять ею. Участвовать в споре мог абсолютно любой, но только Печорин согласился на это. Он был уверен в том, что человек сам создает свою жизнь и может в ней все исправить. Вулич подвел пистолет к своему лбу и выстрелил. Оружие дало осечку и все в зале облегченно вздохнули. Поручик же объяснил сие тем, что жизнь человека предопределена и никто ее не может изменить.

Печорин же рассмотрел на лице военного печать смерти и сказал об этом во всеуслышание. Именно эта прямолинейность и неприкрытая жесткость были основными чертами героя. Его правда была страшна именно тем, что она всегда говорилась в лицо и не приукрашалась. Этой же ночью мужчину убил пьяный казак. Именно этот случай показал всю непреодолимость рока.

Печорин принимает решение поиграть с судьбой и залезает в дом казака, убившего его друга. Он захватывает убийцу. Казалось бы, вот оно и еще одно подтверждение того, что рок отвести нельзя и что начертано на роду, то и свершится. Но герой не хочет верить в то, что он не хозяин своей жизни.

Анализируя главу, можно сделать ряд выводов, почему именно «Фаталист» становится заключительной главой произведения.

Краткое содержание

Как-то раз Григорию Печорину довелось прожить две недели в казачьей станице, где стоял батальон пехоты. Чтобы как-то скоротать время, «офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты». Однажды между офицерами зашел разговор об одном мусульманском поверье, согласно которому все события, что происходят с человеком, уже давно предначертаны на небесах. Между офицерами разгорелся спор: кто-то безоговорочно верил в фатализм, а кому-то нужны были веские доказательства.

В этот момент один из офицеров, поручик Вулич, подошел к столу. Колоритная наружность серба выдавала в нем человека «особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи». Вулич был храбрым, замкнутым, необщительным человеком, за которым не числилась ни одна слабость: «никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился». У Вулича была лишь одна страсть – азартные игры. Он часто проигрывал, но это лишь разжигало его упрямство.

Вулич предложил офицерам не теряться в догадках, а поставить эксперимент, чтобы узнать, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Никто не соглашался заключить с ним опасное пари, и только Печорин заинтересовался необычным предложением испытать судьбу. Григорий настаивал на том, «что нет предопределения», Вулич утверждал обратное. В качестве доказательства он «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов», поднес его к виску, нажал на курок, но вышла осечка. Присутствующие облегченно вздохнули, решив, что оружие было не заряжено. Вулич тут же прицелился в висевшую фуражку: «выстрел раздался — дым наполнил комнату».

В помещении повисла тишина, никто не мог вымолвить и слова. Затем офицеры принялись бурно обсуждать то, что произошло. Вулич был доволен: впервые в жизни ему повезло в игре. Однако Печорин, глядя на него, не мог избавиться от навязчивой мысли, что в скором времени серб непременно должен умереть.

Вскоре все разошлись по домам. Возвращаясь домой «пустыми переулками станицы», Печорин размышлял о своей судьбе, своем предопределении: недавнее пари произвело на него «довольно глубокое впечатление». Неожиданно он наткнулся на «что-то толстое и мягкое, но, по-видимому, неживое». В этот момент месяц показался из-за туч, осветив разрубленную пополам свиную тушу. Тут же подбежали два казака и попросили остерегаться их товарища, который пьяном угаре был способен на любые безумства: это именно он разрубил шашкой свинью.

Печорин благополучно добрался до дома, но так и не смог заснуть. На рассвете за ним зашли офицеры – «они были бледны как смерть». Взволнованные офицеры сообщили о смерти Вулича: на свою беду он встретил того самого пьяного казака, который «разрубил его от плеча почти до сердца». В станице поднялась страшная суматоха. Убийца заперся в пустой хате, и никого к себе не подпускал. «Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника», но никто не отваживался сделать первый шаг. Старый есаул попытался было выманить казака из хаты, но безуспешно.

Печорин по примеру Вулича «вздумал испытать судьбу». Он поставил казаков у входа, велел есаулу отвлечь казака разговором, а сам бросился к окну. Над самым ухом Печорина раздался выстрел, «пуля сорвала эполет», однако ему удалось схватить убийцу, и при помощи других казаков связать его. Офицеры принялись поздравлять сослуживца с блестящей операцией.

После всего пережитого Печорин стал убежденным фаталистом. Он по-прежнему продолжал во многом сомневаться, но эти сомнения никак не отражались на решительности его характера. Печорин был твердо уверен лишь в одном: «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».

«Фаталист» в «Герое нашего времени» Лермонтова. Краткое содержание

«Фаталист» — так называется последняя часть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Впервые эта новелла была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1839 году.

Офицер русской армии Григорий Александрович Печорин служит в крепости на Кавказе во время многолетней войны с горцами. По делам он на две недели приезжает в неназванную казачью станицу. Однажды вечером, играя в карты, офицеры обсуждают «мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах». Одни верят в предопределение, другие — нет.

Поручик Вулич, страстный игрок, предлагает Печорину пари на деньги: «Испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута…» Для этого Вулич наудачу снимает со стены с оружием один из пистолетов и взводит курок. Не зная, заряжен ли пистолет, поручик намеревается выстрелить себе в голову.

Интуиция подсказывает Печорину, что Вулича ждет скорая гибель.

Александр Соковиков в роли Вулича. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Вулич приставляет дуло пистолета ко лбу и спускает курок. Осечка. При этом пистолет оказывается заряжен — когда Вулич снова взводит курок и стреляет в фуражку на стене, то легко пробивает ее пулей. Затем он обращается к Печорину:

Александр Соковиков в роли Вулича и Игорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Возвращаясь домой, Печорин натыкается по дороге на мертвую свинью. Выясняется, что один из казаков напился и стал буянить, зарубив животное шашкой. Под утро Печорин узнает, что этот же пьяный казак на улице наткнулся на поручика Вулича. «Кого ты, братец, ищешь?» — спросил офицер. «Тебя!» — ответил казак и ударил Вулича шашкой.

Убийца заперся в пустой хате на краю станицы. Он вооружен пистолетом, и никто не отваживается ворваться в дом, чтобы его обезвредить. Тогда добровольцем вызывается сам Печорин, решив испытать судьбу и взять злодея живым.

Пока казаки отвлекают убийцу разговором сквозь дверь, Печорин отрывает ставень и бросается в окно. Раздается выстрел, но пуля лишь срывает с плеча героя эполет — сам он остается невредим. Печорин хватает убийцу, в хату врываются казаки. Дело кончено.

Став свидетелем странной цепочки событий, Печорин рефлексирует:

Вернувшись в крепость, главный герой рассказывает о случившемся своему старшему товарищу, штабс-капитану Максиму Максимычу. Но пожилой офицер не склонен к философским рассуждениям и замечает: «Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем».

Этими словами роман заканчивается.

Читать полный текст романа «Герой нашего времени» на сайте lib.ru.

https://youtube.com/watch?v=kxwoyHJom1s

О чем эпизод?

Печорин в своем дневнике повествует о том, как ему пришлось две недели прожить в казачьей станице. Обычным развлечением в таких местах была вечерняя игра в карты, но вскоре и она наскучила офицерам. Тогда заговорили о судьбе и том, способен ли человек на самом деле ею управлять. Мнения разошлись.

«Все это вздор! — сказал кто-то, — где эти верные люди, видевшие список, на котором назначен час нашей смерти?.. И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?»

Вдруг один из офицеров — поручик Вулич, известный своей азартностью — предложил каким-либо образом проверить, существует ли предопределение? Печорин, настроенный крайне скептически, предложил пари. Вулич его принял, после чего выстрелил себе в голову свежим порохом из случайно выбранного пистолета. Оружие дало осечку. Вторым выстрелом офицер сбил фуражку над окном.

Той же ночью Вулича насмерть зарезал пьяница, а Печорин, отчего-то еще во время спора почувствовавший, что тому суждено сегодня было умереть, начал сомневаться в своих убеждениях.

Признаки фаталиста

Фаталистическое мировоззрение, естественно, накладывает свой отпечаток и на характер человека:

  • Фаталист убежден в том, что «чего быть, того не миновать», и это накладывает на его мировоззрение определенный отпечаток:
  • Такие люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как синоним к «пессимисту», убежденному в том, что дальше будет только хуже;
  • Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его возможности;
  • Зато и об ответственности за поступки с человека снимается – ведь, если все его действия предопределены свыше, то человек лишь инструмент в руках судьбы и не может отвечать за свои действия;
  • Вера в гороскопы, хиромантию, предсказания и пророчества, попытки тем или иным способом «заглянуть в будущее» – также черта фаталистического мировоззрения.

Отношение к смерти

Печорин считает, что сам управляет событиями жизни, нет высшей власти, которая руководила бы его желаниями. Он заметил на лице офицера Вулича «печать смерти» и сказал ему об этом. Вулич чувствует все вокруг себя по-иному. Он уверен, что жизнь определена кем-то, самостоятельно выбрать день гибели невозможно. Офицер пытается доказать это нелепым поступком. Он снимает со стены понравившийся пистолет и приставляет его ко лбу. Окружающие не хотят участвовать в самоубийстве, но на пари соглашается Печорин. Происходит осечка, Вулич стреляет еще раз, чтобы доказать, что ружье заряжено, и все с содроганием слушают звук выстрела.

Печорин удивлен результатом, он четко видел смерть на лице человека. Что это?

Ошибка или неправильное внутреннее ощущение? Григорий впадает в раздумья о судьбе. Мысли переносят мужчину к далекому прошлому, когда люди смотрели на небо и думали, что кто-то следит за ними сверху и дергает за веревочки, как кукловод, направляя человека по нужному пути. Человек не верит в счастье, знает, что оно невозможно, сомневается и приходит к заблуждениям. Печорин признается: он пытался быть мечтателем, но устал и «истощил жар души». То, что произошло в этот вечер, сильно огорчило. Печать смерти прошла мимо, почему? Вопрос мучает Печорина, но темная ночь отвлекает, заставляя внимательно смотреть под ноги.

Журнал Печорина

В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максим Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащем к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков.

Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.

Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так все в нем точно и романтично. Его влечет тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.

«Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.

Ундина, в которой «все было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежду на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»

«Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьезной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы

Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели»

Приобретенный в Тамани опыт – горек, и Григорий старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих»,- таков итог исканий и чаяний автора журнала.

Ключ к пониманию героя

В романе перед нами разворачивается не эволюция героя, обладающего сильной волей и твёрдым характером, а лишь последовательное «высвечивание» тех или иных его черт. Другими словами, сам Печорин, оказываясь в критических ситуациях, продолжает сохранять холодный рассудок, его мироощущение не изменяется, а лишь приоткрывается теперь и для читателя.

Перед читателем, безусловно, персонаж, заслуживающий того, чтобы называться циником и скептиком, разочарованный не только в обществе или службе, а лишённый какой-нибудь веры вообще. Для него не существует высших сил и предназначения, обманчива не только любовь, но и смерть. По мнению героя, всё это лишь иллюзии, создаваемые в момент «промаха рассудка» или «обмана чувств».

Поступок Печорина принёс пользу людям. Он помог захватить преступника и, возможно, спас другим людям жизнь. Однако совершено это было не из желания помочь. Печорин стремится доказать самому себе (точнее, проверить), что способен на подобное. Он испытывает не судьбу, а силу своего духа

И не судьба позволила ему остаться в живых, а тщательный просчёт всех своих действий, осторожность и проявленная смелость

Печорин сам признаётся, что когда-то был мечтателем, ему свойственна была чувствительность и романтизированное сознание, «жадное воображение» рисовало ему блестящие перспективы будущего. Но повзрослев и увидев жизнь такой, какова она есть, Печорин потерял к ней всякий вкус, зачерствел, стал мрачным и хладнокровным.

«Я смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает», — эта фраза, брошенная им в финале повести не даёт ответа на вопрос о наличии или отсутствия предназначения, но точно отвечает, какой герой представлен перед глазами читателя.

Популярные сегодня темы

Казбич

Максим Максимыч же, выйдя на улицу, случайно услышал разговор младшего сына князя, Азамата, с Казбичем, известным разбойником, против которого, впрочем, никогда не оказывалось никаких улик. Азамат просил Каз6ича продать ему своего коня, обещая взамен что угодно, даже свою сестру Бэлу. Казбич отказался, и мальчик даже заплакал от огорчения. Между ними началась ссора, Азамат вбежал в саклю и заявил, что Казбич хотел его зарезать. Все выбежали на улицу, но разбойника уже и след простыл. Когда, приехав домой в крепость, Максим Максимыч рассказал Печорину об услышанном разговоре, тот только посмеялся. А дня через два к ним приехал Азамат, и Григорий Александрович стал расхваливать при нем коня Казбича. Так продолжалось при каждой встрече, и наконец Печорин предложил помочь украсть этого коня с условием, что
Азамат нынче же привезет ему сестру.

Опасный спор

Однажды две недели Печорину довелось проживать в казачьей станице. Так начинается повесть «Фаталист». На вечере у майора С. офицеры засиделись допоздна. Разговор зашел в метафизическую область и касался неразрешимого вопроса: правда ли, что человеческая судьба изначально уже предрешена? Многие присутствующие поддерживали эту точку зрения, но Печорин относился к этому скептически (о чем поспешил заявить). Тогда серб Вулич, образ которого окутан таинственностью, предлагает тут же решить этот спор, причем сразу на практике. И очень интересным образом. Вулич приставил к голове пистолет и попросил Печорина подкинуть червонный туз. Не успела карта лечь на стол, как авантюрист нажал на курок. Выстрел не прогремел. Однако затем Вулич нацелился на висящую фуражку, и на сей раз осечки не было.

Смысл сюжета

Читатель попадает в сложную ситуацию. Автор позволяет ему рассуждать и искать свое решение поставленной проблемы. Судьба есть или нет? Что значит, подчиниться року? Печорин не фаталист. Он уверен, что лучше не знать о близкой смерти, тогда смелость, уверенность будут всегда рядом, жизнь наполнится яркими ощущениями. Человек может испытывать судьбу, но делать это нужно аккуратно, «лезть на рожон» не стоит. Судьба может изменить свою линию и привести к гибели гораздо раньше срока.

Печорин – удивительный характер, его черты находят в людях прошлого и в современниках. Написать сочинение «Является ли Печорин фаталистом?» можно только после изучения сути понятий рок, фатум, судьба. Материал поможет разобраться

Save

2 вариант

Это пари главного героя «Героя нашего времени» с мистиком Вуличем стало центром завершающей главы романа – «Фаталист».

Вулич верил в судьбу. Вероятно, это какие-то восточные учения. (Возможно, в наше время он бы занимался йогой.) Кстати, его в главе называют сербом, по портрету он смуглый, темноволосый. Все в полку знали, что он смелый человек, способный на разные выходки. Он антипод Печорина – бледного, холодного и расчетливого.

Интересно, что Вулич, получается, тоже расчетливый. Конечно, с такой верой он мог рисковать… Он как будто знал, что ему ничего не грозит, кроме «того самого».  В этот странный спор он практически втянул Печорина, Вулич сам предлагал отдыхающим господам не тратить слов, а «судьбу испытать». 

Вулич он верил в судьбу до такой степени, что мог рисковать. Как говорится, кто должен утонуть, тот не сгорит. И так он полагался на это, что в пылу спора с материалистом и даже циником Печориным решился стрелять себе в лоб! Вулич верит, что, если ему судьба погибнуть от чего-то другого, то даже убийственный выстрел в голову ему не повредит.

Так и получилось, что удивительно! Заряженный пистолет дал осечку, Вулич победил. Но нужно сказать, что всё честно, герой дальше стреляет в фуражку – пуля её пробивает.

Однако его радость была не такой уж долгой. В ту же ночь его зарубил пьяный казак. Это выглядит, как наказание. Будто бы Вулич посмеялся над Высшими силами, стал их дразнить, а вот так они его наказали.  

Печорин от этого случая впал в глубокую задумчивость. Ему было над чем поразмышлять в дороге. Главное, что он предсказал Вуличу, что после этой удачи с пистолетом он точно погибнет. Возможно, у Печорина сверх способности.

Нужно ли рисковать так неоправданно? По народной мудрости – нет. Думаю, что это скорей иллюстрирует, что человек может, например, пройти страшную войну, а погибнуть уже после – от простуды. И тогда можно верить в то, что ему «судьба» была погибнуть не на войне.  

Спор этот интересен сам по себе, тут вопросы воли человека и его судьбы. Выглядит немного поучительно.

Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»?

При анализе различий между композицией и сюжетом романа Лермонтова стало уже общим местом утверждение, что нарушение порядка повествования служит средством лучшего раскрытия главного героя. Что сначала характер Печорина подается с точки зрения наивного Максима Максимыча, потом повествователя (человека, несомненно, более проницательного) и самого Григория Александровича. В то же время завершающая часть романа на то и завершающая, что должна быть неким итогом, чертой, довершающей образ Печорина. Хотя, на первый взгляд, произошедшее с Вуличем (см. краткое содержание «Фаталиста») ничего принципиально нового в понимание главного героя не добавляет. Читатель уже познакомился с крайним индивидуализмом главного героя: позади остались страницы с Беллой, княжной Мери, Грушницким и т. д. Видимо, в последней главе писатель стремился раскрыть причину такого мировоззрения своего героя.

Игра с судьбой

Вулич придумывает сложный план проверки влияния судьбы. Он предлагает провести игру с заряженным ружьем. Вулич стреляется. Осечка приводит к удивлению всех присутствующих. Они не понимают, что это? Почему ружье не выстрелило? Игра с судьбой в рулетку никому не открывает истины. Появляется еще больше вопросов. Ружье не срабатывает в висок офицера, но простреливает фуражку. Дым от выстрела сравним с туманом в головах зрителей. Он медленно рассеивался, оставляя страх и ужас. На глазах могло произойти самоубийство. Не всякий готов быть свидетелем такого. Спокоен и уравновешен только Печорин. Он не верит в ошибку своих ощущений. Лермонтов дает возможность читателям рассуждать вместе с Печориным, искать причины осечки и ошибки предсказания. Сомнения рассеиваются через несколько часов. Вулича находят рассеченным шашкой пьяного казака. Последние слова офицера: «Он прав!». Только что переживший осечку ружья осознает, что смерть была совсем рядом, но ждала своего часа. Она сыграла с ним злую шутку, а не он с ней.

Смысл

Этим эпизодом Лермонтов показывает непредсказуемость существования, описывает загадочную историю, чтобы проверить миропонимание персонажа на прочность. Печорин рискует сначала чужой — во время пари, а затем и своей жизнью, бросившись задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Такова главная мысль главы «Фаталист».

Из этой истории можно сделать вывод, что судьба есть, и именно она рассудила, кому и когда умереть. Однако автор не дает свою оценку произошедшему: возможно, мнительному герою почудилось, что на лице Вулича есть печать смерти, а его гибель была случайностью, от которой никто не застрахован.

Герой нашего времени

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий