Тема судьбы в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

Все Печорины нашего времени

Какая радость для учительниц литературы: на Первом канале сейчас крутят новый сериал «Печорин» по произведению Лермонтова. Его «Герой нашего времени» — великолепный материал для захватывающей психологической мелодрамы, а такое режиссеры не пропустят. По Лермонтову еще в советские времена наснимали приличное количество фильмов. И у актеров, воплотивших хрестоматийный образ Печорина на экране, жизнь сложилась почему-то непросто. Можно сказать — соответственно образу.

Самым первым Печориным в кино стал Николай Прозоровский. Он сыграл у режиссера Владимира Барского в трилогии «Герой нашего времени» (киноповести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») в 1927 году. Прозоровскому пришлось немало постараться, чтобы передать душевные метания Печорина. Кино-то было тогда еще немым. Впрочем, образ аристократа-циника, уставшего от банальностей жизни, был, наверное, очень близок актеру. Ведь сам он вышел из семьи аристократов. Род Прозоровских — один из самых знатных на Руси — известен аж с XV века и берет свое начало от царской династии Рюриковичей. Видимо, именно это обстоятельство и наложило свой отпечаток на судьбу

Не очень удачно сложилась творческая судьба и у Анатолия Вербицкого, воплотившего образ Печорина в фильме «Княжна Мери» (режиссер — Исидор Аненнский, 1955 год). Еще мальчишкой он пришел в театр с твердым намерением стать актером. Несколько лет Вербицкому пришлось сооружать декорации в столярных мастерских, дожидаясь, когда ему позволят участвовать в спектаклях. Первое время он играл в массовке. После окончания Школы-студии МХАТ был зачислен в труппу прославленного театра и даже стал получать приглашения сняться в кино. Однако главными ролями его особо не баловали. Вербицкий так и не смог в полной мере реализовать талант. Остро переживая свою невостребованность, он однажды взял да открыл вентиль газовой плиты на кухне. Покончил с собой.

Третий Печорин — актер Владимир Ивашов, снявшийся в трилогии по мотивам «Героя нашего времени» у Станислава Ростоцкого (1965 год), — тоже не смог схватить удачу за хвост. В фильме Ростоцкого ему удалось передать невероятную красоту чувств в романтических сценах. Но его Печорина зрители восприняли равнодушно. Для многих Ивашов так и остался актером одной роли — Алешей из «Баллады о солдате». В какой-то момент Ивашова просто задвинули на задний план. Ролей в кино не было, из театра его уволили. От безденежья популярный некогда актер был вынужден устроиться разнорабочим на стройку. Таскал шифер и шлакоблоки. Надорвался, открылась язва, из-за которой он и умер в 1995 году.

Не мог пожаловаться на невостребованность Олег Даль, сыгравший Печорина в фильме Анатолия Эфроса («Страницы журнала Печорина», 1975-й). Он снялся в 27 фильмах, и его обожала вся страна. Кстати, Даль решил стать актером как раз после того, как прочитал в школе «Героя нашего времени». «Я обязательно сыграю Печорина!» — пообещал себе Даль. И через 15 лет его мечта исполнилась. У него все складывалось замечательно: и в карьере, и в отношениях с людьми. А как боготворили его женщины! Но сам Олег Даль почему-то заранее хоронил себя, убивал — истинно печоринской хандрой и водкой. Свою смерть он предчувствовал, а может, и стремился к ней. Он, например, «зашивался» от пьянства и через некоторое время снова начинал пить, хоть его и предупреждали, что это очень опасно. Его пытались остановить, а он говорил: «Не надо меня врачевать — мне ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре». В своем дневнике он писал: «Стал часто думать о смерти. Удручает никчемность…» В марте 1981 года Даль отправился в Киев на кинопробы. Пришел к другу и сказал: «Вот, приехал умирать к тебе». Наутро его действительно нашли мертвым в гостиничном номере…

Игорь Петренко, сыгравший Печорина в новом сериале у Котта, с этой тенденцией не соотносится. У него все блестяще и в карьере, и в любви. «Печоринское проклятие» ему не грозит, ведь он создал совсем не такой образ, к которому мы привыкли со школьных уроков литературы. Печорин у Петренко получился не мрачным анахоретом, баюкающим свое презрение к миру, а довольно веселым, легким и симпатичным циником. И это правильно. Времена-то изменились. Значит, должны меняться и герои.

В чем заключается трагизм судьбы Печорина?

План

  1. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
  2. Лермонтовский герои — человек трагической судьбы;
  3. Отношение к герою автора;
  4. Моё отношение (рассуждение);
  5. Одиночество героя;
  6. Отношение к другим героям (причины);
  7. К чему (на что?) способен Печорина?
  8. В чём же трагизм Печорина?

В школе мы знакомимся с М.Ю. Лермонтовым в первую очередь как с поэтом. Однако заслуживают читательского внимания не только его стихи, но и прозаические произведения, среди которых наиболее известен роман «Герой нашего времени».

Произведение «Герой нашего времени» имеет большую ценность в литературе, истории и даже психологии человеческой души. Ведь Лермонтов создал образ Григория Печорина, который символизирует собой не только отдельно взятую личность, но и целое поколение молодых людей лермонтовской эпохи. Кроме того, роман глубоко психологический. Неспроста автор построил уникальную композицию произведения, описав события в неправильной хронологии. Именно таким образом перед читателем открывается вся гамма характера и судьбы главного героя.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Самой главной темой произведения стала тема лишнего человека. Именно таким и представлен в книге главный герой романа — Григорий Печорин. Этот человек — выходец из дворянской семьи, приученный к хорошей жизни и светскому обществу. Он умен, образован, обаятелен, но очень скучает среди роскошных балов и званых ужинов. Печорину наскучил не только высший свет, но и вся жизнь в целом

Не радует его ни внимание красивых девушек, ни развлечения, ничего, в свои молодые годы. Этот человек с трагической судьбой, потому как он везде чувствует себя лишним и чужим

Авторское отношение к Печорину не совсем ясно. С одной стороны ему нравится острый ум и искренность в дневниковых записях героя. С другой стороны вряд ли автор понимает Григория Печорина. Печорин — очень противоречивая фигура, а потому и мнение о нем весьма противоречиво. Поэтому автору хотелось, чтобы каждый читатель создал собственное мнение о персонаже.

Мне же Григорий Печорин изначально не понравился как человек. Он показался мне холодным, жестоким и эгоистичным. Но со временем, ближе к финалу романа, Григорий Печорин раскрывается как личность искренняя, способная любить и ищущая смысл жизни. Мне даже жаль этого героя.

Печорин очень одинок, несмотря на то, что его постоянно окружают люди. Максим Максимыч был очень привязан к герою, Григория так же любили и девушки. Но никем из них Печорин не был понят. А ведь Григорий способен на многое. Он обладает большой жизненной силой и энергией, которые, к сожалению, пущены не в то русло.

Трагизм судьбы Печорина заключается в том, что этот человек родился не в то время. В ту эпоху молодым и талантливым людям был закрыт доступ во многие сферы жизни, им нельзя было жить так, как хотелось и высказывать то, о чем хотелось кричать. Потому все благие намерения, все таланты и амбиции Печорина использовались не по назначению.

Знакомство персонажей

Герои познакомились в Пятигорске, где княжна с матерью отдыхали на водах. Каждый из них вращается в светских кругах, знает о жизни высшего общества не понаслышке. Печорин сразу вызывает интерес у девушки, но долго играет ее чувствами. Он долгое время дразнит ее, подогревает интерес к собственной персоне. Наконец он приглашает ее на танец во время бала.

Печорин точно знает, как увлечь девушку и влюбить ее в себя. У него разработана целая система, от которой он не отступает. И такой план приводит его к желаемому результату – княжна влюбляется в него. Но отношение Печорина к Мери не искреннее – он играет с ней, влюбляет ее в себя скорее от скуки, нежели из-за настоящей симпатии. Печорин – опытный сердцеед, а вот княжна юна и сталкивается с подобным чувством впервые. Но это не мешает герою играть с судьбой девушки.

Наука во спасение

Занимаясь рассуждениями о том, в чем трагедия Печорина, кратко нужно сказать, что, устав от любовных утех и заигрываний, он решает посвятить себя науке и чтению, возможно, в этом, как ему тогда казалось, он найдет хоть какое-то удовлетворение, но нет, ему все также грустно и одиноко. Тогда он решается на отчаянный шаг и отправляется на Кавказ, ошибочно думая, что под чеченскими пулями скука не живет.

Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» дальше можно продолжить тем, что Печорин стал «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» его увлекли очень опасные приключения, в которых он сам чуть не погиб и которые в итоге привели к тому, что нарушили налаженную жизнь и обрекли на нищенскую смерть «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» одна смерть потянула за со собой еще несколько, в «Фаталисте» Печорин выступает как прорицатель, предсказывая смерть Вулича, что незамедлительно и случилось.

Сочинение 3

Почти все главные герои известных произведений имеют самые лучшие черты характера, например, они добрые, честные, бескорыстные. Но Михаил Лермонтов наделил главного героя своего произведения не самыми лучшими чертами. Григорий Печорин — главный герой произведения М.Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель сделал своего героя загадочным, наделив его противоречивым характером.

Григорий Печорин — благородный человек. Но он не обращает внимания на других людей, они ему безразличны. Он может оскорбить или обидеть человека и не сожалеть об этом в будущем. Он часто совершает низкие поступки по отношению к другим людям. Печорин делает несчастным не только других людей, но и себя. И он сам это прекрасно осознаёт, но ничего поделать с этим не может. При желании он может добиться чего угодно, но он не пытается к чему-либо стремится и живёт лишь с целью развлечения.

Печорин не ценит дружбу с Доктором Вернером. Он открыто сказал, что не считает его своим другом. Но при этом он может поделиться с ним любыми подробностями из его жизни. Вернер во время дуэли с Грушницким даже выступал в качестве секунданта.

Противоречие можно встретить в отношениях главного героя с женщинами. В Печорина много раз влюблялись женщины. Но он не ценил их и относился к любви равнодушно. Печорин смог влюбить в себя Мери, отняв её у Грушницкого. Мери влюбилась в Печорина. Но Печорин не испытывал к ней никаких чувств и отказал Мери, чем сделал её несчастной. Печорин использовал Мери и других женщин только для развлечений. Он не привык приносить им радость и счастье.

Григорий Печорин не был трусливым человеком. Во время дуэли Печорин совсем не хотел убивать Грушницкого. Но выбрал место на краю обрыва для дуэли, где даже несильное ранение может привести к смерти. В итоге Печорин убивает Грушницкого.

Печорин считает, что каждый человек сам вершит свою судьбу. Что человек своими действиями сам приводит себя к успеху или к несчастью. Но иногда он может сказать о том, что какие-либо события могут быть предначертаны судьбой.

Главный герой осознаёт свою противоречивость. Он не видит смысла в своей жизни. Ему не приносят радости ни деньги, ни женщины, ни приключения. Он несчастен сам и делает несчастными окружающих. Его сознание как будто разделилось на две части, одна из которых делает плохие и необдуманные действия, а другая просто наблюдает и презирает самого Печорина.

9 класс

«Лишний человек»

Тема «Лишнего человека» была поднята еще Пушкиным в «Евгении Онегине». Печорин – новый виток этой проблемы. Личность, которая могла бы добиться успеха во многих начинаниях оказывается не нужна обществу, в попытках занять себя герой теряет свою значимость, свою личность и способность к человеческим чувствам. Печорин – обречен, и в этом его судьба. Она сложилась так, что достойный человек превратился в ничтожество, нравственного калеку и потерянную личность. Печорин сам желает для себя умереть где-нибудь в дороге, ведь его жизнь не имеет смысла ни для общества, ни для самого героя.

Печорин – персонаж, которого Лермонтов называет героем. В произведении он представлен странным и противоречивым, но автор упоминает о том, что в жизни часто встречал людей, похожих на Печорина. В наше время тоже много таких «героев»

Но в любое время и в любой эпохе важно оставаться человеком, способным на искренние чувства, ценить добро и стараться не потерять себя. Несмотря на то, что сейчас модно быть циничным, лучшими качествами человека остаются доброта и искренность

Важно помнить, что каждый сам несет ответственность за свою судьбу.

Данная статья поможет написать сочинение «Жизнь и судьба Печорина», указать основные особенности судьбы персонажа, поразмышлять о важности чувств каждого человека

Любовь

Печорин признается, что в своей жизни любил только женщин, он много раз влюблялся и был любим. Однако к любви он относится равнодушно, женщины быстро ему становятся неинтересны. Он не привык приносить им счастья, наоборот, Печорин приносит им лишь боль, разочарования и несчастья.

Печорин крадет Бэлу, потому что безумно влюблен в нее, но вскоре отказывается от нее, потому что ему с ней «скучно». Главный герой начинает «волочиться» за княжной Мери, которую в последствии влюбляет в себя, совершенно ничего не чувствуя к ней. Он безжалостно отказывает героине. Для Печорина ничего не стоит разбить женщине сердце, сделать ее судьбу по-настоящему трагичной. Такой же трагичной является жизнь Веры, которая признается, что стала «рабой» Печорина, как только встретила его. Замужняя женщина страдает от своей любви к главному герою, однако и с ней Печорин не способен построить счастье.

Портрет героя

Теперь внимательнее разберемся именно с тем, в чем трагедия Печорина

Для полного раскрытия всей сложности натуры этого далеко не самого положительного героя стоит обратить внимание на такие незначительные черты его внешности, как темные усы и брови при отличающихся светлых волосах, которые указывают на его неординарную, противоречивую натуру и природную аристократичность. А вот еще одна характерная деталь портрета: его глаза никогда не смеялись и блестели стальным холодным блеском

О, этим много сказано! Лермонтов показывает своего героя в самых разных и неожиданных обстоятельствах.

Рассмотрим причины того, в чем заключается трагедия Печорина, когда он по природе своей, казалось бы, баловень судьбы: умен, красив, не беден, его обожают дамы, но нет ему нигде покоя, поэтому и жизнь его бессмысленная обрывается на пике зрелости.

Григорий Александрович совсем не благородный воин или роковой человек, который, где бы ни появлялся, приносил одни неприятности, поэтому Михаил Юрьевич буквально специально помещает его в самые разные слои общества: к горцам, контрабандистам, «водяному обществу». При этом Печорин сам же страдал не меньше, чем окружавшие его люди. Но только он не мучился от угрызений совести, а больше всего переживал от неудовлетворенности его амбиций и полной нелепости всех затеваемых им предприятий ради забавы, которые задумывались для зрелищности, чтобы испытать остроту чувств.

Печорин и Бэла в романе

страницаПечорин

Печорин в гостях у Бэллы. Художник П. Павлинов

История любви Печорина и Бэлы является одной из центральных сюжетных линий в романе «Герой нашего времени» Лермонтова. Ниже представлены вопросы и ответы об отношениях Печорина и Бэлы в романе «Герой нашего времени».

Смотрите:

Краткое содержание романа— Все материалы по «Герою нашего времени»1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина? Историю Бэлы и Печорина рассказывает Максим Максимыч — сослуживец Печорина. Рассказ о любви Бэлы и Печорина можно найти в главе «Бэла».

2.

Как Бэла оказывается у Печорина?

Бэла оказывается у Печорина после того, как он похищает ее из родительского дома. В этом Печорину помогает брат Бэлы — юный Азамат. За эту услугу Печорин дарит Азамату прекрасного коня. 3. Почему Печорин решается на похищение Бэлы?

Печорин решается на похищение Бэлы, во-первых, потому что он влюбляется в Бэлу. Во-вторых, Печорин совершает этот поступок, потому что ему нравится противоречить окружающим. Печорин похишает Бэлу, чтобы нарушить традиции и правила горцев. Кроме того похищение Бэлы вызывает у скучающего Печорина острые ощущения.

4. Почему любовь Печорина к Бэле обречена?

Любовь Печорина к Бэле обречена, потому что он не способен по-настоящему любить. По словам самого Печорина, ему скучно жить и он ни чем не дорожит. Ему надоедает все, что он имеет в жизни. И даже красавица Бэла в конце концов надоедает ему и наводит скуку.

5. Как Печорин добивается любви Бэлы?

Печорин добивается любви Бэлы подарками и вниманием. Он дарит ей дорогие ткани, холит и лелеет ее

Печорин даже начинает учить татарский язык, чтобы лучше понимать Бэлу: «…он тотчас же отправил нарочного в Кизляр за разными покупками; привезено было множество разных персидских материй, всех не перечесть…»6. Любит ли Печорин Бэлу? Сам Печорин говорит, что любит Бэлу и что он готов отдать за нее свою жизнь:«…Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно…»7. Почему Печорин разлюбил Бэлу? Печорину быстро надоедает все, что он получает в жизни. Со временем ему надоедает даже его любимая Бэла:

«…Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой… мне с нею скучно…»8. Счастлив ли Печорин, когда добивается любви Бэлы? Печорин чувствует себя счастливым, когда добивается любви Бэлы, но его счастье длится недолго:«…я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно…» Но уже спустя 4 месяца Печорин охладевает к Бэле и редко бывает дома:«…Да, они были счастливы!..»«…Месяца четыре все шло как нельзя лучше…»9. Виноват ли Печорин в смерти Бэлы? Печорин напрямую не виноват в смерти Бэлы, но косвенно его вина все-таки в этом есть. Если бы Печорин не украл Бэлу, вероятно, девушка жила бы в доме отца и осталась бы жива. Кроме того, когда Печорин остывает к Бэле, она страдает от этого и теряет интерес к жизни

Вероятно, неосознанно она как будто ищет смерти, ведет себя неосторожно и в результате погибает от рук Казбича.10. Как реагирует Печорин на смерть Бэлы? Печорин реагирует на смерть Бэлы довольно странно

В день смерти Бэлы он не только не плачет от горя, но даже смеется в ответ на утешения Максима Максимыча. Однако время показывает, что на самом деле Печорин тяжело переносит гибель Бэлы:«…Печорин был долго нездоров, исхудал…» «,»author»:NULL,»date_published»:NULL,»lead_image_url»:»https://3.bp.blogspot.com/-Djvt9G7sajM/Vid-ccL-6CI/AAAAAAAAIrE/3h6_GQzCJYc/w1200-h630-p-k-no-nu/illjustracija-geroj-nashego-vremeni-P-Pavlinov-Bela.jpg»,»dek»:NULL,»next_page_url»:NULL,»url»:»https://www.literaturus.ru/2015/10/Pechorin-Bjela-voprosy-otvety-Geroj-nashego-vremeni.html»,»domain»:»www.literaturus.ru»,»excerpt»:»ÐеÑоÑин ÐÑла геÑой наÑего вÑемени, ÐеÑоÑин бÑла, ÐеÑоÑин ÐÑла вопÑоÑÑ Ð¾ÑвеÑÑ, ÐеÑоÑин ÐÑла оÑноÑениÑ, ÐеÑоÑин ÐÑла лÑбовѻ,»word_count»:549,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Герой нашего времени

Позиция Печорина

Герой позиционирует себя как циничной человек. Он гордится своими взглядами на жизнь, не чувствует угрызений совести, причиняя боль другим людям. Он превратился в нравственного калеку и полностью отдает себе в этом отечет. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин, чтобы не любить, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно становится рабом второго.

В редкие минуты, когда Печорин слегка приоткрывает свою душу людям, он намекает на то, что его нужно жалеть. Герой видит, что причиняет боль другим людям, что из-за его прихотей ломаются судьбы, рушатся и заканчиваются жизнью. Окружающим он показывает безразличность к этому. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.

Сочинение про Веру

Вера не является ведущим персонажем романа «Герой нашего времени». Но это очень важный персонаж — анализируя образ Веры, читателю проще разобраться, каким на самом деле представляется главный герой Печорин.

Печорин и Вера знают друг друга довольно давно — они давние любовники. В образе Веры писатель воплощает жертвенность и всепрощение, на которую способна лишь искренне любящая женщина. Вера не вызывает одобрения лишь в том, что пренебрегла любовью к Печорину и вышла замуж за пожилого, но очень богатого человека. Но есть тому оправдание — она это сделала лишь для того, чтобы сын от первого брака был достойно обеспечен и получил хорошее образование и воспитание. Но сердце Веры отдано Печорину, а не пожилому мужу. Попытки забыть его ни к чему не привели, и Вера хранит верность Печорину, принимая все его достоинства и недостатки. Влюбленная женщина ничего не пытается изменить в неоднозначном характере своего любовника, он дорог ей таким, каков он есть на самом деле.

Автор описывает героиню, как не слишком здоровую, предположительно, больную чахоткой, но очень интересную женщину, глядя на которую, мужчины не остаются равнодушными и находят ее хорошенькой. В романе «Герой нашего времени» нет описания поразительной красоты Веры. Ясно только, что она светловолосая женщина среднего роста, приятная и цвет лица у нее нездоровый. Щеку ее украшает пикантная родинка, а лицо ее выразительное и одухотворенное. Из описания ясно, что Вера — женщина с глубоким внутренним миром, которой удалось покорить сердце Печорина не только достоинствами своей внешности, но и внутренней красотой. Есть что-то такое в Вере, чего нет у других женщин, поэтому Печорин выделил из всех знакомых красавиц именно ее.

Поправлять здоровье Вера приехала в Кисловодск, куда с тайным желанием ее повидать, отправился и Печорин. Из скуки и эгоизма Печорин решил приударить за молодой княжной Мэри. Сделано это было с его стороны больше из эгоизма, в отместку своему приятелю Грушницкому, который был влюблен в Мэри. Вера настолько ослеплена чувствами, что и не догадывается о том, что ее возлюбленный задумал затеять интрижку с княжной. Она присылает ему записку, в которой приглашает его к себе во время отсутствия мужа. Грушницкий между тем, отчаянно ревнуя Мэри к Печорину, следит за ним и видит вылезающим из окна. Окна Мэри и Веры располагались рядом, поэтому ревнивец решил, что Печорин посещал именно Мэри и вызывает предполагаемого соперника на дуэль.

Вера, узнав о предстоящей дуэли приходит в ужас. Она настолько боится, что Печорина убьют на дуэли, что решается опорочить себя, чтобы предотвратить дуэль. Вера рассказывает о своих отношениях с Печориным законному мужу. Муж тут же увозит Веру из Кисловодска.

Только бесповоротно потеряв Веру, Печорин начинает осознавать, что Вера была для него больше, чем любовницей. Никто так не понимал его, как она и не был ему так слепо предан. Ни одна женщина не приняла бы его недостатки и пороки, продолжая любить и не пытаясь переделать их обладателя, как это сделала Вера. Пытаясь догнать свою любовь, Печорин в отчаянии загоняет коня. Наконец осознав, что все окончательно потеряно, главный герой заходится в рыданиях.

Образ и характеристика Грушницкого

Одним из ярких персонажей второго плана в романе Лермонтова «Герой нашего времени», является Грушницкий, сослуживец Печорина, молодой военный, также как и он, оказавшийся на водах для поправки здоровья — представляет собой своеобразный отпечаток образа самого Печорина, только моложе, и менее опытного в деле покорения женских сердец. Он имеет выразительное лицо и отменное телосложение, и хотя выглядит он старше своих лет, ему едва ли исполнился двадцать один год».

Возможно поэтому Печорин, видя в нем собственные, еще не сглаженные и не отшлифованные черты, и чувствуя будущего соперника в погоне за женскими сердцами, относится к нему с неприятием, получая в ответ взаимную нелюбовь. Он словно видит в юнкере собственное отражение, и оно ему не нравится. Схожие уловки в создании образа романтического героя в глазах женщин, как то, толстая солдатская шинель, вместо офицерской – некая «трагическая мантия» разжалованного в солдаты за дуэль в защиту чести прекрасной дамы, разумеется – для Печорина, не раз игравшего разные роли для покорения сердца дамы, дает представление о сущности этого человека, скрываемой под маской. Понимая, что его легко «просчитали», Грушницкий злится.

В оценке Печорина присутствует объективность. Он отмечает, что Грушницкий достаточно «мил и забавен» в своем общении с женщинами вне придуманной роли, и даже в отчаянии выглядит вполне привлекательно, что он -острослов и храбрец, хотя в бой идет закрыв глаза. И бывает достаточно искренен, особенно, в своем необузданном стремлении возвыситься в глазах окружающих.

Однако все это искажается и исчезает в угоду роли, главная цель которой «производить эффект». Искренность заменяется напыщенными фразами, заранее заготовленными на все случаи жизни. Самовлюбленный эгоист, он неспособен слушать других, заменяя обоснованные возражения в споре длинными тирадами — «он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Истинно прекрасное, заменяется надуманными «необыкновенными чувствами», «возвышенными страстями» и «исключительными страданиями». В полной уверенности в собственной неотразимости, он не ставит Печорина в ранг соперника, и тот легко обходит его на пути к сердцу княжны Мэри.

Сама княжна Мэри для этого юнца, лишь объект, чье внимание он старательно привлекает, но когда лишается вожделенного приза, мстит, как обиженный мальчишка, распуская о девушке грязные слухи. Это становится своеобразным переломным моментом, когда проявляется слабость его характера

Во время дуэли во всей неприглядности проявляется глубинная подлость его натуры, выраженная в попытке подсунуть Печорину незаряженный пистолет, и не желании признать правду, что лгал в отношении княжны, даже перед лицом смерти.

Подобно  Грушницкому, Печорин играет людьми, их чувствами и желаниями, но не из самолюбия, а от скуки, хотя это, также приводит к трагическим последствиям. Осознавая это, он не испытывает торжества от вида поверженного соперника. Глядя в пропасть на его окровавленное тело, он возможно видит, куда ведет его собственный путь.

Характеристика и образ Грушницкого
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Цветущий луг 3 класс

    Процветающий луг неотразим, на нем расстилаются нежные бутоны зверобоя, обворожительные алые маки, и множество зеленой травы.

  • Сочинение по картине Брюллова Автопортрет

    Карл Павлович Брюллов – великий русский художник, свое признание получивший благодаря своим портретным работам. Будущий известный портретист был слабым ребенком и с рождения страдал от различных болезней.

  • Жизненный путь Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинение

    Григорий Мелихов, красавец мужчина, парень в самом саку, а это значит, что все девушки на хуторе, где он живет, будут его. Так оно и произошло, но злодейка судьба, сыграла с ним очень злую шутку, так как в результате, он остался совершенно один,

  • Главные герои романа Война и мир сочинение

    Для раскрытия авторского замысла Л.Н. Толстой задействовал в своем романе-эпопеи «Война и мир» более 200 героев. Главными являются Андрей Болконский, Наташа Ростова и Пьер Безухов. Часто их также называют «любимыми»

  • Характеристика героев Собачьего сердца сочинение

    Знаменитое и многими любимое произведение великого русского писателя Булгакова Михаила многим полюбилось благодаря тому, что оно наполнено яркими, красочными и запоминающимися героями, каждый из которых способен проникнуть в душу читателей.

  • Сочинение Честь и бесчестие в произведении Пушкина Капитанская дочка

    Береги честь смолоду… Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа Капитанская дочка. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом

Журнал Печорина

В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максим Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащем к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков.

Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.

Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так все в нем точно и романтично. Его влечет тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.

«Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.

Ундина, в которой «все было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежду на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»

«Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьезной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы

Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели»

Приобретенный в Тамани опыт – горек, и Григорий старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих»,- таков итог исканий и чаяний автора журнала.

Влияние общества

Печорин называет себя «нравственным калекой». Он понимает это, и принимает себя таким. Сам он говорит о том, что его стоило бы пожалеть. Но таким его сделало общество. Когда он пытался проявить добрые чувства – люди не принимали их. Общество ждало от него только негативно. Никто не был с ним ласков и все только оскорбляли его. В итоге он стал таким, каков есть сейчас. Все это Печорин раскрывает в беседе с Мери, сердце которой хотел завоевать лишь из «спортивного интереса», для того, чтобы обойти Грушницкого. Есть в этом доля правды, или это только лишь умелая манипуляция юной девушкой?

Вероятно, играя на чувствах девушки, Печорин и правда раскрывает свою душу, высказывая проблему целого поколения.

Печорин и Мери

Связь с княжной Мери имеет свое объяснение. Печорину скучно в Пятигорске, он ищет развлечений и играет с чувствами женщин. Здесь он встречает ту, к которой давно испытывает настоящую любовь – Веру. Чтобы чаще быть рядом с любимой, он «ударяет» за Мери. Как интересно строится игра чувств. Княжна страдает, не понимает кощунственных планов и мужского обмана. Она долго пыталась сопротивляться флирту, но поддалась лживым умениям знатока науки «страсти нежной».

У Григория своя отработанная годами система покорения женских сердец. Он знает наизусть каждый шаг девушки. Ничего не меняется в поведении юных красавиц и зрелых дам, поэтому герою романа скучно. Мери страдает от желания Печорина отомстить бывшему приятелю, посмеяться над его чувствами. Отношения прекращаются, когда Григорий с присущей ему жестокостью говорит, что не любит Мери и не женится на ней. Девушка не понимает, за что ее так унизили и обидели. Понятно, что она никогда не узнает истинных причин такого отношения.

Трагедия личности

Набор собственных качеств – это выбор каждого. Печорин спокойно, холодно и рассудительно анализирует собственное поведение. Он знает, как заставить страдать других, и не поступается принципами, когда ради собственной игры ему приходится ломать чужие судьбы. В сложности задачи он видит вызов, и не останавливается перед моральным выбором, хотя реальной значимости дела нет никакой. Из-за его прихотей гибнут и страдают люди, но его не останавливает это. Печорин способен оценивать себя объективно, но сознательно снова и снова не делает выбор в пользу нравственности. Все это похоже на некий эксперимент над собой. Трагедия заключается в том, что выбор в пользу цинизма сделан сознательно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий