Сочинения и популярные темы докладов

Анализ стихотворения ахматовой мужество

Идея и способы выразительности

Ахматова отчаянно верила в мужество своего народа, которое он проявлял в противостоянии фашистским захватчикам. Это и стало основной идеей произведения. Стих звучит ритмично и торжественно, словно праздничный марш. Он чем-то напоминает клятву, которую дает каждый, кто его читает.

При анализе «Мужества» Ахматовой нельзя не отметить строгую изысканность слога. Она практически не использует эпитеты, только в последних строчках Ахматова награждает родное слово определениями «свободное и чистое». Немногочисленные метафоры и олицетворения придают стиху торжественность и серьезность. Поэтесса использует также приемы аллитерации (повторения однородных согласных), которые придают произведению громкость и призывной характер

Пользуется инверсией (перестановка слов, что нарушает установленный грамматический порядок), чтобы сосредоточить внимание на ключевых моментах

Сравнение «наши часы», что начинает произведение, определяет мрачное время, в котором приходится жить поэтессе и всему русскому народу. Обращаясь на «ты» к родному языку, Ахматова олицетворяет его, делая живым существом, потому и появляется еще одно сравнительное олицетворение – «спасти от плена». Ведь если бы Гитлер победил, то русский язык стал бы вырождаться, а вместе с ним начало бы исчезать культурное наследие, да и сама нация.

В произведении Ахматова пользуется лексическим повтором, чтобы сосредоточить внимание на особенно важных вещах: «ныне-ныне», «мужества-мужество». Во 2-й строфе поэтесса воспользовалась синтаксическим параллелизмом, что позволило усилить эффект, производимый идеей об отчаянном сражении за родину и слово

Тема стихотворения

В стихотворении отдаётся дань должного не всей России, а её главной составной части – земле, дающей жизнь и принимающей нас на вечный покой. Поэтесса прошла тяжёлый жизненный путь, далеко не была обласкана властями и проводила на плаху многих друзей и бывшего мужа, Николая Гумилёва. Такая боль не отвернула автора от любви к земле, ведь по ней она делала первые шаги, в неё же скоро и придётся вернуться.

Любовь к Родине отражается в стихотворении через отношение к родной земле и относит произведение к разряду патриотической лирики.

Да, родную землю не берут с собой в ладанках, покидая отчий дом, о ней мало красивых строк, более того, для многих она незаметна из-за естественности –

Любовь, веру, семью можно потерять, но невозможно расстаться с родной землей.  Она часть жизни и для большинства неотделима от понимания Родины. Для русского человека нива является кормилицей, она даёт хлеб и силы для жизни, но это не подарок, а кредит, так как после окончания бытия человек ложится в землю и отдаёт все долги сполна.

Русский человек редко льёт слёзы о земле, но часто плачет из-за того, что на ней происходит. Неурожай – это голод, враг пришёл – это смерть. Невзирая на всё это землица всегда остаётся своей и к ней тянет из любого другого места на земле.

Тема

В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру. Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. Ахматова подает монолог от первого лица множественного числа. Таким образом, она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему себя.

В первых стихах поэтесса от имени народа утверждает, что знает, какова цена событий, происходящих в их время. Для ее поколения «час мужества пробил». Анна Андреевна уверена, что мужество – главный союзник ее народа.

Вторая строфа напоминает клятву, которую люди дают родному слову. Лирическое «мы» заявляет, что готово умереть, «остаться без крова», лишь бы сохранить родную речь. Строки написаны в форме обращения к русскому слову. Такой прием подчеркивает любовь к Родине.

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.

Анализ стихотворения Ахматовой «Творчество»

В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы.

Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала первый поэтический сборник под названием «Вечер», который стал настоящей сенсацией в литературных кругах. Тем не менее, автор никогда не затрагивала тему своего отношения к поэзии, считая, что этот вопрос весьма деликатен. Среди многочисленных произведений Ахматовой есть лишь одно, в котором она попыталась рассказать, как рождаются на свет ее поэтические экспромты. Стихотворение «Творчество» было написано в 1936 году, но многие отнеслись к нему с недоверием. Ведь поэтесса представила сам литературный процесс в виде некоего мистического действия, глубокого катарсиса, который происходит под воздействием высших сил. Естественно, что с такой трактовкой творчества в СССР не могли согласиться, поэтому восприняли его, как очередное чудачество 47-летней поэтессы, не заслуживающего особого внимания.

Между тем, это одно из немногих литературных произведений, в котором автор так точно и искренне описывает литературный процесс. Ее стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную. «Мне чудятся и жалобы, и стоны, сужается какой-то тайный круг», – пишет Ахматова, признаваясь, что в моменты творчества словно бы находится в некоем эпицентре катаклизма. Складывается впечатление, что еще немного, и водоворот событий и впечатлений буквально захлестнет автора, чтобы перенести в иную реальность.

Но сквозь хаос постепенно начинают проступать черты будущего стихотворения, что доставляет Ахматовой ощущение настоящего счастья и дает власть над другими людьми. «В этой бездне шепотов и звонов встает один, все победивший звук», – отмечает поэтесса. Именно это она чувствует в тот момент, когда находит новую тему для своих произведений, улавливает их настроение и понимает, что еще немного, и настанет тот удивительный момент, когда звуки начнут складываться в слова. Будущее стихотворение ассоциируется у Ахматовой со звуком, который обладает удивительной силой. И на его фоне все другие шумы попросту исчезают, открывая простор для творчества. В такие моменты поэтесса слышит, «как в лесу растет трава, как по земле идет с котомкой лихо». Именно в эти моменты на свет рождаются первые слова будущего стихотворения, обладающие особой красотой и восхитительной мягкостью. Вместе с ними приходят и «легких рифм сигнальные звоночки»: поэтесса словно бы пробует на вкус каждое выражение, меняет его эмоциональную и смысловую окраску, подбирая более точный вариант, который в этот момент наиболее полно отвечает ее внутренним ощущениям.

Потом наступает момент, когда автору удается ухватить всю суть произведения целиком, почувствовать его гармонию и изысканность. «Тогда я начинаю понимать, и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь», – отмечает поэтесса, все еще не до конца веря в то, что новое произведение уже появилось на свет. Этот ритуал общения с миром собственных фантазий Ахматова считает мистическим и видит в нем высшую волю. Она не приукрашивает собственные таланты и достижения, считая, что кто-то невидимый вкладывает ей определенные мысли и желания, а потом диктует поэтические строки, которые превращаются в удивительно романтичные, яркие и наполненные удивительной силой стихи.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

История создания

Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.

Стихотворение «Мужество» Ахматова Анна Андреевна

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Мужество Что привлекательней очам, Как не огня во тьме блистанье? Что восхитительнее нам, Когда не солнечно сиянье? Что драгоценней злата есть Средь всех сокровищ наших тленных? Меж добродетелей отменных Чья мужества…
  2. И так же кичились они И так же кичились они, И башню надменную вздыбили, — На Господа поднятый меч. И вновь вавилонские дни, И вот она, вестница гибели, — Растленная русская речь! О, этот кощунственный…
  3. Есть такая сторона 1 Есть такая сторона — русская поэзия: дорогие имена, редкая профессия. Искры огонек живой — дар так называемый,- вот и бродит сам не свой — автор уважаемый. 2 Пушкин, Маяковский,…
  4. Мужество Когда ребенок ходит — Разве страшно Ему шагнуть, А если надо — прыгнуть! Ему стоять на месте — Тяжелее, Чем проноситься Сквозь густую заросль….
  5. Надо мужество иметь Надо мужество иметь, чтобы полото тревоги в сутолоке и в мороке не разменивать на медь. Надо мужество иметь, не ссылаться на эпоху, чтобы божеское богу вырвать, выкроить, суметь. Надо мужество…
  6. Последний человек Он возвращался с собственных поминок В туман и снег, без шапки и пальто, И бормотал: – Повсюду глум и рынок. Я проиграл со смертью поединок. Да, я ничто, но русское…
  7. Черный ворон, белый снег Б. Окуджаве Черный ворон, белый снег. Наша русская картина. И горит в снегу рябина Ярче прочих дальних вех. Черный ельник, белый дым. Наша русская тревога. И звенит, звенит дорога Над…
  8. Запевка Ох, пора тебе на волю, песня русская, Благовестная, победная, раздольная, Погородная, посельная, попольная, Непогодою-невзгодою повитая, Во крови, в слезах крещеная-омытая! Ох, пора тебе на волю, песня русская! Не сама собой…
  9. Сергей Есенин Сказка это, чудо ль, Или это — бред: Отзвенела удаль Разудалых лет. Песня отзвенела Над родной землей. Что же ты наделал, Синеглазый мой? Отшумело поле, Пролилась река, Русское раздолье, Русская…
  10. Восточный мотив Я скажу: «Милая…» Я скажу: «Милая!..» Я скажу: «Милая!!» Раз скажу «милая» — Губы раскроются, Два скажу «милая» — Сердце раскроется, Три скажу «милая» — Душа распахнется. Милая — сильное…
  11. Подражание псалму CXXXVI В дни плена, полные печали, На Вавилонских берегах, Среди врагов мы восседали В молчаньи горьком и слезах; Там вопрошали нас тираны, Почто мы плачем и грустим: «Возьмите гусли и тимпаны…
  12. Песнь о земле русской О светло светлая и украсно украшена земля Руськая. XIII век Князи мудрые, вой сильные, девы дивные — косы русые. Разливает реки синие во все стороны земля русская! Травы сочные, кущи…
  13. Припаи льда все море обрамляют Припаи льда все море обрамляют; Вдали видны буран и толчея, Но громы их ко мне не долетают, И ясно слышу я, что говорит хвоя. Та речь важна, та речь однообразна,-…
  14. «Загадочная русская душа «Загадочная русская душа…» Какая чушь! Она открыта — настежь и для веселья, и для метяжа, и для молчанья гордого в ненастье. На Западе гадалки, морща лоб, как будто нет занятия…
  15. Кремлю Лишь первый снег начнет сверкать — Руси холодная эмблема, Иду я трепетно читать Тебя, гранитная поэма. Огнем на солнечных лучах Горят кресты замоскворечья, На ветхих каменных стенах Читаю я седые…
  16. Великое чувство! У каждых дверей Великое чувство! У каждых дверей, В какой стороне ни заедем, Мы слышим, как дети зовут матерей, Далеких, но рвущихся к детям. Великое чувство! Его до конца Мы живо в душе…
  17. Палехская шкатулка Все тут исконно русское, Все из родимых мест: Парни, орешки лузгая, Ласковых ждут невест. А за холмами, вытянув Кованых войск ряды, С вызовом смотрят витязи В темь Золотой Орды. Как…
  18. Шторм Скачут волны в гривах пены, Даль кипит белым-бела. Осень вырвалась из плена, Закусила удила. Казакуют вновь над Крымом, Тешат силушку шторма. А потом — неумолима — Закуражится зима. Мне и…
  19. Свободное слово Ты — чудо из божьих чудес, Ты — мысли светильник и пламя, Ты — луч нам на землю с небес, Ты нам человечества знамя! Ты гонишь невежества ложь, Ты вечною…
  20. Предчувствие Нет, я не знаю, как придется тебя на битву провожать, как вдруг дыханье оборвется, как за конем твоим бежать… И где придется нам проститься, где мы расстанемся с тобой: на…

Вы сейчас читаете стих Мужество, поэта Ахматова Анна Андреевна

Аудитория «Мужества» Ахматовой

Основное предназначение гражданской лирики – подъем боевого духа и сохранение бодрости и силы воли народа, сражающегося за родную землю. «Мужество», написанное в 1942 году, заняло почетное место на страницах сборника под названием «Ветер войны», работу над которым писательница начала еще в 1941-м. Ахматова – противница коммунистического режима, который отобрал у поэтессы самых родных и близких людей. Логично, что Ахматова не поддерживала коммунизм – в его советском воплощении, по крайней мере.

Однако поэтесса до безумия любила Россию – родину, а также свой народ, который, как верила Ахматова, способен пережить любую «непогоду». Что могла дать народу Ахматова? Моральную поддержку, вдохновение через слово:

Намек на лишения, которые не страшно претерпеть в военное время, отсылает к интеллигенции, к людям творчества. Ахматовой и самой пришлось пережить страдания – и душевные, и физические. Однако писательница настаивает, что утрата культуры, наследия не сравниться с отсутствием комфортных условий жизни. Это хорошо понимали немцы, которые стремились уничтожить не просто население или солдат, а, прежде всего, убить культуру, устранить культурную память и уничтожить язык. Даже немецкий философ Мартин Хайдеггер (пусть и в несколько другом контексте) говорил, что «язык – это дома бытия».

Анализ произведения «Мужество»

Теперь, когда мы имеем некоторое представление о разных вехах и измерениях творчества Ахматовой, мы можем перейти непосредственно к анализу произведения под названием «Мужество». Ахматова пишет этот стих в 1942 году – в период, когда за окном в самом разгаре бушевала Великая Отечественная война. Ахматова в это время эвакуирована в Ташкент, откуда и пишет строки «Мужества». О чем же это произведение? Безусловно, центральная тема стиха – чувство смелости, храбрости, которое проявляют люди порой неожиданно для себя во время катаклизмов. Война – как раз такой катаклизм, который сеет страх и ужас, вынуждая людей брать оружие и воевать за идеалы свободы, а также за сохранность своей культуры.

Особенности композиции «Мужества»

«Мужество» композиционно разделяется на отдельные смысловые части. Всего произведение включает два катрена и один дистих. Первая смысловая часть посвящена непосредственно размышлениям о мужестве, а вторая обращается к русскому народу, который, как верит поэтесса, обязательно выстоит в сражении и одержит победу. Цели войны, сражения раскрываются в двустишье:

Набор средства выразительности стиха

По жанру литературоведы единогласно относят «Мужество» к гражданской лирике, ведь здесь поэтесса выражает переживания о судьбе народа России, описывает чувства печали и грусти, потому что война – это всегда кровь и брат выступает против брата. Чтобы передать смысл и настроение произведения, Ахматова использует метафоры, повторы, эпитеты и аллитерации, придающие изюминку средствам выразительности стиха.

Еще одна особенность, отличительная черта «Мужества» Ахматовой – наличие восклицательной интонации, которая, в общем-то, не требуется по содержанию. Аллитерации – это способ буквально выразить образы и ассоциации, возникающие при упоминании мужества, смелости, войны. Например, здесь можно вспомнить частое употребление слов с буквой «р», а также обилие в произведении шипящих

Ахматова не обошла вниманием такую редкую фигуру, как синекдоха (русское слово)

Ремарка о тематике стиха Ахматовой

Итак, мы уже говорили о том, что в центре лирического повествования стоит тема мужества. Этот же мотив выносится и в название стихотворения. Народная борьба происходит, прежде всего, за культуру и идеалы свободы. Защитить культуру – значить защитить и родную страну. Ахматова выстраивает логику стиха и цепочку образов из трех ключевых позиций: это слово, народ («мы»), а также непосредственно мужество. Идея, которую старается донести поэтесса, усиливается способом выражения, избранным Ахматовой. Автор пишет от первого лица множественного числа, постоянно повторяя «мы». Это отсылает к идее о единстве народа, который становится словно единым целым, когда борется за одни, общие ценности. С другой стороны, «мы» намекает на то, что Ахматова причисляет к народу и себя в том числе.

По мнению поэтессы, мужество – это основной союзник русских в борьбе против недруга. Ахматова на собственной «шкуре» испытала все тяжести войны и революции, поэтому писательница не скрывает, что прекрасно осознает цену свободы и плату, которую требует война. Народ остается свободным и независимым, пока существует его культура, а культура хранится, прежде всего, в слове. В этом стихе на первый план выдвигается особая форма любви – любовь к родной стране, к Родине, к Отечеству.

4 5 ( 5 голосов )

Позиция русского человека

Ахматова в стихотворении отражает свою позицию русского человека, его устами за год до написания строк она говорит, как рупор истины:

Анна Андреевна призывает не к защите власти, а к защите земли русской, своей веры, культуры и традиций. В начале XXI века мне рассказывал дед, который всю войну прошёл на танке, о настроении в тот момент у народа и армии. Только малая часть искренне шла в атаку с криками «За Сталина», большинство поднимались на смертный бой за свою семью и землю. Кстати, в начале войны оборону в СССР держали более по приказу, со всей душой стали подниматься в атаку, когда увидели бесчинства фашистов на захваченной территории.

Примерно в момент исторического осознания смысла борьбы Ахматова и пишет строки:

Сердцу хочется кричать

Лирический герой (в конкретном случае героиня) говорит от лица целой народности. Народа, что живет вместе с ней в одной эпохе, был до нее и будет после. Стих «Мужество» преисполнен патриотизма и непоколебимой уверенности в силе защитников и ценности родного языка.

Это не просто стих, а настоящая клятва. Обещание всех и каждого бороться до последнего. Всего три строфы, но этого оказалось более чем достаточно, чтобы выразить все то, от чего сердцу хотелось кричать. Незримая поддержка, едва блеснувшая надежда и уверенность в мужестве соотечественников. Наши современники будут видеть в этом стихотворении сильную рифму и отличный слог. Но те, кто жил во времена Второй мировой, смотрят на произведение Ахматовой как на пушечный залп, прозвучавший в сторону врага, ведь словом можно вдохновить на подвиги. Благодаря им мы сегодня и живем спокойно.

Явление Музы

Ожидание оказалось оправданным – Музы явилась и подарила лирической героине ожидаемое вдохновение. По факту состоялся обмен почестей и юности на бессмертие, и чтобы в этом убедиться героиня задаёт Музе вопрос:

На что получает утвердительный ответ. Далее стихотворение обрывается, ибо писать после такого ответа не о чем, так как поэт получил заверение в бессмертии своего творения, которое он совершил этой ночью при визите Музы. Теперь его имя в веках и какие земные проблемы теперь могут волновать, что может вызвать печаль, когда строки будут читать и умиляться ими через много лет после смерти автора…

Для Ахматовой это стихотворение своего рода релаксация, которая на время помогла поверить в собственные силы и пережить один из самых тяжёлых периодов в своей жизни. Муза же её не обманула и помогла сохранить имя поэтессы в веках.

Кстати, послушайте, как читает стихотворение сама Ахматова.

Композиция и жанр

Композиционно стихотворение делится на три строфы. В первой поэтесса призывает читателей к тому, чтобы оставаться сильными в тяжелом для всего народа положении, не опускать руки и не отчаиваться. Пробил час мужества и отваги, наступило время, чтобы показать, каким может быть русский человек перед лицом опасности. Эти слова многого стоят, особенно если учесть момент, что нападение на Советский Союз было внезапным.

Во второй строфе Ахматова акцентирует внимание на русском языке, на том, как важно уберечь его от врага. Но здесь еще и констатация факта:

Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений

Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений.

Вот так в одной строфе в тексте стихотворения переплетаются желание Ахматовой уберечь язык и отвага русского народа. Эти вещи взаимодополняют друг друга, ведь только у настоящего человека хватит сил в условиях войны заботиться не только о своей жизни, но и о культурном наследии, носителем которого он является.

Третья строфа — это клятва. Лирический герой стихотворения обещает, что когда стихнут бои и все ныне живущие уйдут, «русское слово» будет жить в потомках, оно никогда не исчезнет из памяти:

В этом «навеки» и заключена великая мощь русского народа, который не склоняет головы даже в тот момент, когда кажется, что нет больше никакого выхода. План Ахматовой заключался в том, чтобы донести это до сознания своих читателей, дать им надежду, внушить, что только в их силах сохранить то, что так дорого сердцу советского человека.

По жанру «Мужество» относится к гражданской лирике. В стихотворении легко можно найти ее характерные черты:

  1. Лирический герой затрагивает конкретную тему в общественной жизни страны — начало войны.
  2. Большую роль в стихотворении играет патриотический пафос, описание дальнейшей судьбы Родины в зависимости от поведения народа.
  3. Призыв к исполнению гражданского долга.
  4. В стихах виден не столько художественный размах, сколько общий смысл, вкладываемый Ахматовой, рассуждение о событиях, которые отразятся на человеке.
  5. Лирический герой выражает общий настрой русского народа на пороге главного трагического события XX века — Великой Отечественной войны.

Нельзя не отметить, как в этом случае творчество Ахматовой перекликается с творениями Марины Цветаевой, предпочитавшей называть себя именно поэтом. Цветаева посвящала свои строки революции и Гражданской войне. В ее стихотворениях также виден высокий патриотический пафос.

Проблемы

Проблематика стихотворения «Мужество» не изобилует пунктами, зато затрагивает каждого читателя.

  1. Проблема долга. Несмотря на уверенность в высоком участие ответственности русского человека за предоставленное ему Родиной счастье. Однако, не отрицая тяжести несения этой ответственности, описывая ужасы войны, которые непременно посетят каждого, Ахматова ставит вопрос ребром: “А настолько ли ты русский, чтобы терпеть такое горе?”.
  2. Проблема приоритета ценностей. Ахматова не пишет возвышенных од о том русскому, к чему лежит ее душа, всему тому сакральному, что определяет русскую духовность. Она, понимая, что большинство людей защищают не огромную территорию от Прибалтики до Камчатки, а собственный укромный уголок, где теплится его счастье. Поэтому поэтесса приводит несколько честных и правильных и честных мотивировок мужества, в которое она обращает читателя.

Мотивы и темы[ | ]

В сборник вошло несколько стихотворений из «царскосельского» цикла 1911 года, например, «В Царском селе», которое состоит из трёх частей. В первой части («По аллее проводят лошадок») заявлена тема «игрушечности», «вещественности», оказывающейся фатальной для лирической героини, которой, на первый взгляд, долгожданное любовное чувство приносит печаль, переживания и разлад. Тем не менее, самой известной является последняя, начинающаяся строкой «Смуглый отрок бродил по аллеям». Именно в третьей части стихотворения предстаёт образ юного Пушкина периода обучения в Царскосельском лицее. Имя поэта не называется напрямую — вместо этого используется романтизированный перифраз «смуглый отрок», отсылающий к раннему этапу поэтического творчества А. С. Пушкина, прошедшего под знаменем романтического мировоззрения. В стихотворении присутствуют примеры виртуозной, утончённой звукописи: «и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов», отражающее элегическое настроение. Во многом эпитет «еле слышный» отражает, по определению Р. Д. Тименчика, «индивидуально-ахматовскую систему ценностей», актуализируя идею самоценной недосказанности, синестетической гармонии. Этот эпитет будет воспроизведён в другом стихотворении сборника — «Ведь где-то есть простая жизнь и свет» («… И голос Музы еле слышный»). Неслучайно упоминание имени Эвариста Парни («и растрёпанный том Парни»), одного из самых модных и читаемых французских поэтов-элегиков, которым зачитывались, в частности, лицеисты первого курса, в числе которых был и Пушкин. На самом деле через всё стихотворение проходит мотив литературного двойника, который порождён темой неувядающей памяти: в каждой из частей перед читателем предстаёт особая ипостась героини, тонко переживающей и чувствующей неразрывную связь с идеализированным прошлым.

Одним из ключевых мотивов сборника является мотив детства, противопоставленного настоящему времени, которое воспринимается как период печали, расставания, заката (отсюда одна из символических подоплёк названия «Вечер»). Часто в стихотворениях, включённых в сборник, преобладают элегические нотки, а повествовательная манера становится более интимной и доверительной. Тема драматичного пророчества также весьма значима для авторского мироощущения: в частности, тема неотвратимости трагического исхода отражается в строках про мраморного двойника, «поверженного под старым клёном». Тема гибнущей статуи удивительным образом перекликается с ощущением собственной гибели, которое преследует лирическую героиню: но после неё ожидается неминуемое возрождение. Лексические повторы, кажущиеся непринуждёнными, формируют элегико-ностальгический лейтмотив стихотворного повествования (ср. «озёрным водам отдал лик» и «у озёрных грустил берегов»). Некоторые стихотворения были написаны под влиянием творческой модели Михаила Кузмина, например, «И мальчик, что играет на волынке», написанное 30 ноября 1911 года.

Лирическая героиня часто посвящает свои размышления любви: стихотворением «Любовь» и начинается сборник. В начальном стихотворении, состоящем из трёх строф, преобладают лексемы, выражающие разные чувства: с одной стороны, нежно-интимные настроения — «голубка», «белое окошко», «радость», с другой — ощущение искушения, соблазна — «змейка, свернувшись клубком», «драма левкоя», «страшно её угадать в ещё не знакомой улыбке». Таким образом, вступительное стихотворение задаёт восприятие лирического склада героини через призму сложной антитезы, подчёркнутой содержанием названия: «вечер» как церемония прощание со старой, уходящей жизнью и проникновенное ожидание чего-то светлого и нового.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования