💗 родная земля

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Для 11 класса

Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Родная земля» было написано А.А. Ахматовой в 1961 году. Оно вошло в сборник «Венок мертвым». Произведение относится к гражданской лирике. Основная тема его – ощущение поэтом Родины. Эпиграфом к нему послужили строки из стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»: «И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас». Это стихотворение было написано в 1922 году. Между написанием этих двух произведений прошло около сорока лет. Многое изменилось в жизни Ахматовой. Она пережила страшную трагедию – ее бывший муж, Николай Гумилев, был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1921 году. Сын Лев несколько раз был арестован и осужден. Ахматова пережила войну, голод, болезни, блокаду Ленинграда. С середины двадцатых годов ее перестали издавать. Однако тяжелые испытания, утраты не сломили дух поэтессы.

Мысль ее по-прежнему обращена к Родине. Ахматова пишет об этом незамысловато, скупо, искренно. Начинается стихотворение с отрицания пафосности патриотического чувства. Любовь лирической героини к Родине лишена внешней экспрессивности, она тиха и проста:

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже.

Исследователи неоднократно отмечали смысловое и композиционное сходство этого стихотворения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт также отрицает казенный, официальный патриотизм, называя свою любовь к Родине «странной»:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам —…

Официальной, государственной России Лермонтов противопоставляет Россию природную и народную – ширь ее рек и озер, красоту лесов и полей, жизнь крестьянства. Ахматова также стремится избежать патетики в своем произведении. Для нее Россия – это место, где она хворает, бедствует, испытывает лишения. Россия – это «грязь на калошах», «хруст на зубах». Но вместе с тем это Родина, которая бесконечно дорога ей, лирическая героиня словно срослась с ней:

Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею. Оттого и зовем так свободно – своею.

Здесь нам невольно вспоминаются пушкинские строчки:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека, Залог величия его).

Точно так же и у Ахматовой самостоянье человека основано на неразрывной, кровной связи его с Родиной.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отказывается от излишней экспрессии и патетики в проявлении своего чувства к России. Во второй она обозначает то, чем является для нее Родина. Героиня ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной. Двухчастность композиции нашла свое отражение в метрике стихотворения. Первая часть (восемь строк) написана вольным ямбом. Вторая часть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Поэтесса использует перекрестную и парную рифмовку. Мы находим скромные средства художественной выразительности: эпитет («горький сон»), фразеологизм («обетованный рай»), инверсию («не делаем ее в душе своей»).

Стихотворение «Родная земля» было написано в заключительный период творчества поэтессы, в 1961 году. Это был период подведения итогов, воспоминаний о прошлом. И Ахматова в этом стихотворении осмысливает жизнь своего поколения на фоне жизни страны. И мы видим, что судьба поэта тесно связана с судьбой ее Отчизны.

МегаШпора в соцсетях:

Отношение к эмиграции

В лирике 20—30-х годов тема родины в стихах Ахматовой снова стала очень актуальной. После революции 1917 года многие представители интеллигенции подались в эмиграцию. Вопрос нравственного выбора вставал и перед поэтессой. Свою позицию она выразила в стихотворении «Когда в тоске самоубийства…». Ахматова считала недопустимым для себя покинуть родину в тяжелое время. Уехавших она называла отступниками, предателями: «Не с теми я, кто бросил землю…». Эмигрант для нее «вечно жалок» и горек ему «хлеб чужой». Как мать не может бросить заболевшее дитя, так и Ахматова не смогла оставить окровавленную Россию.

Сборник «Подорожник» стал своего рода завершением «Белой стаи». Почти все произведения в нем написаны в 1917—1918-х. Тем не менее, он вышел только в 1921-м. В этом же году по сфабрикованному заговору казнили уже бывшего мужа поэтессы Николая Гумилева.

Это время революции и Гражданской войны, время потрясений и разрухи. Старый мир разрушен, а новый еще не создан. На переломе исторических эпох происходит мировоззренческий сдвиг в поэзии Ахматовой. Теперь она скорбит о судьбе страны, гибели культурных традиций. Поэтесса не приняла революцию. Войну же она считала наказанием за бездуховность, расплатой за греховную жизнь. Лирическая героиня чувствует общую вину и готова разделить страдания с народом.

https://youtube.com/watch?v=GYRWX4F_pww

Любовная лирика

Для любовной лирики Ахматовой характерны интимность, хрупкость, певучесть и тонкость, некоторая манерность. Поэтесса стремилась запечатлеть трепетное состояние души, сложные взаимоотношения между влюбленными. Любовь в ее стихотворениях всегда несчастна. Она изображается в самые острые и сильные моменты: зарождение, разрыв и разлука, иногда — ревность.

Одно из самых известных стихотворений ранней Ахматовой — «Сжала руки под темной вуалью…», в котором очень сильно выражена реакция женщины на разрыв с любимым: «Уйдешь, я умру».

Всегда трагичен образ страдающей главной героини, чувствующей невероятное одиночество. Если в раннем творчестве Ахматовой влюбленная женщина беззащитна и ранима, то постепенно этот образ становится намного сильнее.

Сочинение на тему: СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Русские поэты и писатели никогда не были равно­душными к судьбе своей родины, особенно в ее пере­ломные моменты. Анна Андреевна Ахматова не была исключением. В сложное время социальных потрясе­ний, революций, войн Россия оставалась для нее ис­точником вдохновения, становясь еще дороже. Если и встречаются в лирике Ахматовой светлые стихи, то это почти всегда стихи о родине. Родина в ее по­эзии — понятие священное, а любовь к родине — не предмет анализа и размышлений, но нечто само собой разумеющееся, без чего, как без воздуха, невозможно существование человека.

Свою судьбу Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Еще в начале своего пути она определи­ла для себя главное — быть вместе с отчизной на всех ее путях и перепутьях. Для нее однозначно: «будет Родина — будет жизнь, дети, стихи, нет Родины — нет ничего». И потому, когда после революции пришла по­ра выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, гром­ко. Ахматова знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» нашли отражение истинный патриотизм и мужество поэтессы, считающей позором оставить страну в труд­ное время. Она отметает возможность покинуть Роди­ну в тяжелый час как недостойный шаг, как преда­тельство:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Покинувшие страну вызывают жалость, какую вы­зывают тяжело больные люди, они «изгнанники», ли­шенные родины, а значит, и счастья. Их дороги темны, а «чужой хлеб» пахнет полынью. Сама же Ахматова горда тем, что «ни единого удара не отклонила от себя» и всегда была со своим народом.

Тема родной земли, России уже в годы первой ми­ровой войны вошла в поэзию Ахматовой острым, зве­нящим звуком и оказалась настолько органичной, что осталась в ней навсегда, достигнув апогея в период всенародной борьбы с фашизмом. В годы первой миро­вой войны тема Родины трактуется поэтессой в анти­военном, пацифистском плане. Так, в стихотворении «Молитва» Ахматова говорит о том, что она готова на любые жертвы, готова принять «горькие годы недуга», лишиться и детей, и друзей, и своего таланта ради то­го, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Империалистическая война восприни­мается как народное бедствие: люди голодают, деревни и города разграблены.

Над ребятами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит…

Видя все невзгоды и никому не нужные, напрасные смерти русских людей, поэтесса приходит к пессимис­тическому выводу: «Любит, любит кровушку русская земля». Лирика Ахматовой меняет свою тональность, приобретает яркое гражданское звучание, становится трагедийной. Но трагичной была и сама судьба Анны Ахматовой. Тридцатые годы, отмеченные жестокими беззакониями, арестами и казнями, вошли в жизнь по­этессы огромной бедой. Муж Ахматовой был расстре­лян, а сын — арестован, приговорен к расстрелу, но потом сослан. И тогда творчество оказалось единствен­ным спасением и утешением для несчастной женщины. Вторая мировая война обрушилась на Россию очеред­ным тяжелым испытанием. Чтобы поддержать силу духа своего народа Ахматова пишет такие стихотворе­ния, как «Клятва», «Мужество». С самого начала вой­ны поэтесса верила в победу русских, потому что зна­ла, что «нас покориться ничто не заставит». Эта война застала Ахматову в Ленинграде и вынудила ее уехать в Москву. Но подвиг ленинградцев, не сдавших свой город врагу, запечатлен во многих ее стихах:

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Приближающуюся победу Ахматова называет желанной гостьей. Ее стихи этого периода прони­заны надеждой на детей, «спасенных от тысячи ты­сяч смертей», и уверенностью, что это новое поколе­ние не допустит повторения таких безумных и жес­токих дней.

Анна Ахматова была искренним выразителем бед и несчастий своего времени. Она была далека от по­нимания социальной роли поэзии, считая, что пишет для всего народа, а не для отдельной его части. Жизнь отражалась в ее творчестве, а творчество бы­ло ее жизнью.

Сочинение на тему: СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали :

  • сочинение на тему анна ахматова
  • судьба россии в лирике ахматовой
  • сочинение на тему творчество анны ахматовой
  • сочинение на тему творчество ахматовой
  • сочинение по творчеству ахматовой

«Станет тесно от свежих могил»

Начало Первой мировой войны оказало огромное влияние на творчество Анны Андреевны. Она тотчас же откликнулась стихотворением «Июль 1914». Любовные переживания отступают на второй план, когда под угрозой оказывается Родина поэтессы.

Ярким образцом патриотической и гражданской лирики стало стихотворение «Молитва», в котором Ахматова твердо заявляет о необходимости самопожертвования ради Отчизны: «Отыми и ребенка, и друга,//И таинственный песенный дар». Верность своей стране не позволила Ахматовой покинуть Россию после Октябрьской революции, к которой она отнеслась резко отрицательно. Более того, поэтесса гневно осуждает людей, проявивших малодушие и заботящихся только о себе: «Не с теми я, кто бросил землю».

В начале 20-х гг. в стихотворениях Ахматовой все сильнее ощущается ответственность и искреннее переживание за судьбу России: «Все расхищено, предано, продано…».

Краткий обзор творческого пути

Лирика Ахматовой прошла несколько этапов развития. В раннем творчестве поэтессы (книги «Вечер», «Четки») преобладала любовная тема. Первая мировая война и развод с Н. Гумилевым стали началом нового этапа. Ахматова создает патриотические стихотворения о России. В «Белой стае» (1917 г.) ее лиризм «углубляется до религиозного чувства родины». В творчестве поэтессы появляются мотивы виновности и искупления.

Книга «Anna Domini MCMXXI» (1922) подтверждала незыблемость патриотической позиции Ахматовой. Рядом с проникновенными стихотворениями о любви стоят замечательные образцы гражданской лирики.

С середины 20-х гг. творчество Ахматовой находится под негласным запретом. За долгие годы вынужденного молчания и слежки поэтесса писала мало, стараясь запоминать созданные стихотворения. Поэтическим памятником страшной эпохе репрессий стал цикл «Реквием».

Непоколебимая гражданственность и патриотизм лирики Ахматовой ярко проявились в годы Великой Отечественной войны («Клятва», «Мужество»). Итогом творческого пути Ахматовой стала «Поэма без героя» (1940-1962 гг.) — очень сложное для понимания произведение, «обросшее» огромным количеством различных толкований.

Созданный в последние годы жизни Ахматовой цикл «Полночные стихи» представляет собой одну из вершин всей русской поэзии о любви.

1.1 Цветаева Марина Ивановна

Марина
Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца,
Ивана Владимировича, университетского профессо­ра и создателя одного из лучших
московских музеев (ныне Музей изобра­зительных искусств), до поры до времени
оставалось скрытым, подспуд­ным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно
занималась вос­питанием детей до самой своей ранней смерти. «После такой матери
мне осталось только одно: стать поэтом», — вспоминала дочь. Характер у Марины
Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Жила она сложно, не знала и не
искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности,
искренне утверждала, что «чувство собствен­ности» у нее «ограничивается детьми
и тетрадями».
Детство,
юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной
Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным
обстоятельствам, довольно бессистемно. Стихи Цве­таева начала писать с шести
лет (не только по-русски, но и по-француз­ски, по-немецки). В 1910 году она
выпускает довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили
влиятельные и взыска­тельные критики, поэты В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью,
своеобразием и непосредственностью. И в первую очередь — безудерж­ная и
страстная «Молитва», написанная поэтессой в день 17-летия, 26 сентября 1909
года:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
Вслед
за «Вечерним альбомом» появилось еще два стихотворных сбор­ника Цветаевой:
«Волшебный фонарь» (1912 год) и «Из двух книг» (1913 год) — оба под маркой
издательства «Оле-Лукойе», домашнего предпри­ятия Сергея Эфрона, друга юности
Цветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева —
«великолепная и победонос­ная» — жила уже очень напряженной душевной жизнью,
хорошо знала себе цену как поэту. «В своих стихах я уверена непоколебимо», —
запи­сала она в дневнике в 1914 году. Жизнелюбие поэтессы воплощалось, прежде
всего, в любви к России и к русской речи. Цветаева очень любила город, в
котором родилась; Москве она посвятила много стихов:
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока
они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
—И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Позднее
в поэзии Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества,
изменяясь во второстепенном и оставаясь неизмен­ным в главном: в своей
слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лири­ческая героиня наделяется чертами
кроткой богомольной женщины: «Пойду и встану в церкви и помолюсь угодникам о
лебеде молоденьком». В первые дни 1917 года у Цветаевой появляются стихи, в
которых слышат­ся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаяв­шейся,
истомленной страстями лирической героини.
Многие
из своих стихов Цветаева посвящает поэтам-современникам: Ахматовой, Блоку,
Маяковскому, Эфрону.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий… —
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова!
– и сердце свое в придачу.

анализ стихотворения анны ахматовой родная земля

БеЛаЯ ВоРоНа Высший разум (164090) 6 лет назад

Анна Ахматова, Родная земля

И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею.

«Родная земля» — одно из стихотворений А. Ахматовой, объединенных темой Родины. Образ родной земли, созданный ею, привлекает своей необычностью: поэт написала о земле в буквальном смысле этого слова, придав, однако, ему философский смысл.

Эпиграфом в «Родной земле» послужила строка известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю». в котором сжато, но метко описаны характерные черты русского национального характера: И в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас. Отсюда вытекает и отношение русского человека к родной земле: В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Нам горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.

Каждый день мы ходим по земле, мы на ней строим, но практически никогда не отождествляем ее с понятием «Родина» в высоком смысле этого слова, да и вообще достаточно редко употребляем это слово в повседневной жизни. Родная земля стала для нас чем-то обыденным, досконально известным («грязью на калошах». «хрустом на зубах» ). Живя на своей земле, трудясь на ней, человек подчас не замечает ее красот: для него это привычные картины, созерцаемые на протяжении всей жизни. «Хворая, бедствуя» на родной земле, русский человек «о ней не вспоминает даже». Редко кто ощущает свою родственную, кровную близость к земле, которую ежедневно «мелит, и месит, и крошит». Но мы «ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно — своею». Поэтому так дорог нам «ни с чем не замешанный прах». но чувство это живет в глубине души каждого русского человека, редко проявляясь во внешних поступках. Таким образом, Родина выступает здесь как неотъемлемая часть нашего существа, понятие, впитываемое русским человеком вместе с молоком матери. В этом и заключается тот глубокий философский смысл, который Ахматова вкладывает в слова «родная земля».

Любовь к родной земле лирической героини и индивидуальна и общезначима одновременно: с одной стороны, героиня отождествляет себя с одним из рядовых русских людей, ее голос сливается с хором других голосов, с другой — выражает обобщенное отношение русского народа к понятию «Родина».

В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную «настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом.

Смена размеров на протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла.

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась — даже в первоначальных стихах – чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа». (К. Чуковский)

«Родная земля», анализ стихотворения, сочинение

Анализ стихотворения «Родная земля»

Стихотворение А.Ахматовой «Родная земля» отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие. а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.

Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово «родная». «Ложимся в нее и становимся ею»- пишет автор. «Становимся»- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет «мы», она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему «В заветных ладанках не носим на груди», т.е. не принимается земля как святое, ценное?

С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: «для нас это грязь на калошах». Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля — нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!

Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения:

Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой

Взволнованный взор фиксирует следы недавно происшедшего. Полуоткрытую дверь, в которую он только что вышел. Его поспешность и взволнованность. Вещи, столь необходимые дли верховой езды, оставленные в смятении и гневе: «На столе забыты // Хлыстик и перчатка». Заметьте, одна перчатка — признак чрезвычайной взволнованности и рассеянности. A дальше одиночество покинутой, склонившейся в желтом круге лампы, надеющейся, что он опомнится и вернется — «шорохам внимаю».

Придумывающей утешение и уговаривающей себя: Радостно и ясно // Завтра будет утро. // Эта жизнь прекрасна, // Сердце, будь нее мудро.

Вся эта сцепа полна психологического смысла. Кипят настоящие страсти. А мы видим полуоткрытую дверь, перчатку, хлыстик, круг от горящей лампы. Душевное состояние героев отразили окружающие их вещи.

И так у Анны Ахматовой очень часто: ожидание, томление, муки, покинутость, счастье узнаются по горячей подушке, но морозному узору на окне, по лыжному следу… И еще — по жесту, по взгляду, брошенному на собеседника, по наклону головы или соприкосновению рук.

И мне кажется, что это — найденный способ передать состояние. Окружающий мир хранит психологические приметы, если смотреть на него взволнованным, неравнодушным взглядом. Восхищаешься тем, что чуть ли не всякое сердечное движение Ахматова может выразить через предмет, жест, позу. Как она умеет соотнести их с внутренним самочувствием героев!

Ho Анна Ахматова не ограничивается лишь этим кругом личных чувств, психологических жестов. Ее чувства, вырываясь из заколдованного круга личных отношений, обращаются к природе, к Родине.

Анна Ахматова может единым духом и взором, одной стихотворной фразой объять многое и разнообразное. «Малиновые костры, словно розы, в снегу цветут». Как далеки и мало соединимы в своей сути розы, снега и костры! Ho Анна Ахматова с зоркостью необыкновенной уподобляет костер розе в снегу, соединяя беззащитную хрупкость цветка и убийственную силу холода. Можно сказать, что Анна Ахматова совмещает лед и пламень. Ho при этом и лед не плавится, и пламень не гаснет.

В ее лирике найдется немало страниц трагических и печальных. И наверное, выстраивая ее драматические образы в один ряд, можно было б нарисовать портрет поэта мрачного и скорбного. Ho это неверно. Анна Ахматова не была таким поэтом. У ее трагизма существует тайна перехода в жизнелюбие. Стихотворение «Тот город, мной любимый с детства…» трагично воспоминаниями о безвозвратных потерях, сожалением, что «все унеслось прозрачным дымом». Ho оно подводит к удивительно сильным заключительным строчкам:

И дикой свежестью, и силой

Поэма «Реквием»

Патриотизм в поэзии Ахматовой достиг своего расцвета в поэме «Реквием». Сталинские репрессии затронули близких и друзей поэтессы. Гневной болью жены и матери репрессированных слился ее голос с голосами тысяч вдов и матерей:

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…

Ощущением тоски и безнадежности проникнут образ лирической героини. «Реквием» — потрясающий по своей силе памятник всем жертвам репрессии и их родным. Это не крик души, а констатация великой исторической несправедливости. Леденящий ужас и страх за судьбу близкого человека объединял всех, кто стоял «под красною ослепшею стеной». Ахматова хочет назвать всех поименно, оценить подвиг каждой матери и жены в масштабе этой трагедии. Надежда увидеть живым своего близкого не покидала никого в те «триста часов»:

«…я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною…».

Тема родины у Ахматовой в эти годы требует глубокого осмысления. Она не считает себя частью государства, а только частью той страны, «где крепки тюремные затворы» и несчастные люди встречаются «мертвых бездыханней». Поэма не несет патриотический пафос, а отражает искаженную действительность, происходящую под влиянием самодурства «палача».

Родина в ранней лирике Ахматовой

Лирика Ахматовой с годами становилась сложнее и многогранней. Всего Анной Ахматовой было написано 5 сборников:

  1. «Вечер»;
  2. «Четки»;
  3. «Белая стая»;
  4. «Подорожник»;
  5. «Anno Domini MCMXXI».

Первые сборники «Вечер» и «Четки» — лирический дневник, пронизанный интимностью и юношеским пессимизмом. Это любовная поэзия, наполненная женским изяществом, невинностью и страданиями о неразделенной любви. И можно было бы подумать, что стихов о родине в ранней лирике нет, если не цикл «В Царском Селе», вошедший в сборник «Вечер».

Дальнейшее развитие тема получает в стихотворении «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…» 1913 года. Оно стало истоком развития темы родины в лирике Ахматовой. Здесь впервые звучат деревенские мотивы, определяющие облик сельской России. Поэтесса противопоставляет себя и свое состояние народу, собственную «неволю», «томление» сравнивает с «просторами» и «спокойными бабами». Лирическая героиня испытывает чувство трагической вины перед народом.

Так происходит осмысление не только своей, но и народной судьбы. Тема пока недосягаема для поэтессы, но ощущается естественное стремление к ней. В стихотворении «Лучше б мне частушки задорно выкликать…» Ахматова переживает, что дворянское происхождение мешает сближению с народной Россией.

Вариант 2

Произведения поэтессы являются значительной вехой в русской поэзии символической направленности, относящейся к Серебряному веку, при этом ее творчество представляет собой непростой путь, который приходится на пересечение двух столетий.

Раннее творчество поэтессы представляет собой любовную лирику, отличающуюся предвидением наступления тяжелых событий в стране.

Первыми сборники стихотворений поэтессы становятся «Вечер» и «Четки», которые приносят начинающему поэту всенародное признание, однако после их опубликования на печать стихов Ахматовой накладывается табу.

Однако несмотря на запреты поэтесса продолжает свое творчество, ключевым произведением которого становится поэма под названием «Реквием», повествующей о боли матери, у которой отнимают ребенка, пронизанной криком истерзанной женской души. В основе данного произведения лежит личная трагедия поэтесса, поскольку ее сын несколько раз на протяжении пяти лет арестовывается в качестве врага народа и направляется в сталинские лагеря.

В этот период в ахматовском творчестве прослеживается стиль акмеизма, являющегося продолжением традиционного символизма, направленного на описание реальной действительности без попыток познания неизведанного. Одно из ярких произведений данной направленности представляется в виде поэмы «У самого моря», посвященной детским воспоминаниям, чувствам, мечтам, переживаниям автора.

Несмотря на пережитую личную трагедию поэтесса остается верна своей стране и в период тяжелой, жестокой войны ее творчество придает силы на борьбу с фашистскими захватчиками русским солдатам. Среди произведений того творческого периода выделяются стихотворения «Клятва», «Мужество».

Отличительной особенностью творчества поэтессы является отсутствие в стихотворениях словесных украшений, поскольку ахматовская лирика выражает афористическую краткость, выразительность и ясность, что представляется ярко выраженной индивидуальностью поэтессы, а также ее эмоциональностью таланта и духовной обособленностью в виде внутренних порывов и переживаний женской натуры, отделенной от остального мира.

Своеобразием произведений поэтессы становится проявление практически во всех стихах ее авторской печали и тоски, выраженной в талантливых стихотворениях «Последняя», «Через двадцать три года», «Клевета».

Образ земли в поздней поэзии

В годы Второй мировой войны образ родной земли в лирике Ахматовой становится ключевым.

Почти за полвека Ахматова пережила:

  • расстрел бывшего мужа — отца ее ребенка;
  • арест сына, причем дважды;
  • три войны и две революции;
  • гибель друзей в лагерях;
  • голод и блокаду Ленинграда.

Пронеся через годы всю эту боль, Ахматова написала в 1961-м стихотворение «Родная земля». Образ земли выступает как символ плодородия, кормилицы.

Ахматова напоминает: русский народ должен не только «в заветных ладанках» носить показную любовь к земле, а не забывать, что он является ее частью, так как «ложимся в нее и становимся ею». По мнению поэтессы, Земля святая и невинная, она хранит душу России, является ее «телом», неотъемлемой частью понятия «родина».

Патриотизм Анны Ахматовой настолько силен, что она не смогла бы писать о своей стране, находясь на чужой земле. Необходимость чувствовать родную землю под ногами и дышать воздухом Отчизны заставила поэтессу разделить судьбу со своим народом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий