Анализ стихотворения жуковского вечер

Краткое содержание «Светлана» Жуковского

Жуковский Василий Андреевич Произведение «Светлана»

(Баллада, 1808-1811) — Светлана — героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», — возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. «Светлана» — попытка создания идеального национального характера, «русской души», какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души — чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее — в сентиментальном ключе — под девушку из народной песни или сказки. Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и — пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») переосмысливаются в «Светлане»: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением. Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Герои «страшных» баллад Жуковского — всегда «страдальческая сторона», они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои — жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В «Светлане» все наоборот: героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схем — не балладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы — лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» заканчивается ранним утром, в то время как действие «Людмилы» — и «Леноры» — не выходит за пределы ночи.) С. — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение». Имя Светлана стало литературным именем этой женщины — адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, , И — И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе «Арзамас» самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском «крещении» имя оказалось пророческим: Жуковский был «Светланой не только именем, но и душою». Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил. А. С. Пушкин использовал «молчаливый и грустный» образ С. для характеристики своей героини Татьяны («Евгений Онегин», гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.

Чему учит баллада «Светлана»

В лирическом произведении Жуковского даются иллюстрации народной жизни, описываются необычные драматические события, оказавшиеся всего лишь страшным сном. Автор учит читателя стойкости и верности, следованию общечеловеческим ценностям.

Сон и пробуждение главной героини трактуются не только буквально, но и символически. Сновидения тревожат душу, создают ошибочное понимание действительности. Пробуждаясь, человек способен прозреть и понять истинный смысл жизни.

Жуковский делает упор на основные моральные ценности и учит беречь любовь, сохранять надежду и верить в счастливые моменты жизни.

Вариант 2

Балладу «Светлана» Жуковский написал в 1812 году. В тот период многие литературные деятели увлекались немецким романтизмом. Жуковский не стал исключением. Он написал балладу по мотивам произведения Бюргера «Леонора». Она отличается от немецкой версии русским колоритом и народным мистицизмом.

«Светлана» написана в жанре романтизма  в сочетании русских фольклорных обрядовых и мистических традиций.

Основная тема ― сон девушки накануне Рождества, ее душевные переживания. Главная героиня по совету подружек решается погадать, чтобы узнать свою судьбу. Она давно не получала вестей от жениха, что вызывало у нее плохие предчувствия. Девушка в ночь остается одна погадать с помощью зеркала. Однако от усталости и беспокойства засыпает и видит страшный сон. Сначала ей мерещится жених, который возвращается с дальней поездки, а затем она видит его мертвым. В испуге девушка просыпается и понимает, что ей приснился дурной сон. Она считает его вещим. Однако ее волнение напрасно: баллада заканчивается оптимистично с намеком на свадьбу героини.

Главная идея баллады ― образ девушки и ее переживаний в мистическом контексте, что присуще романтическому жанру. Однако Жуковский непросто копирует немецкую версию «Леноры», а придает ей русский колорит. Характерной чертой является время, описанное в балладе: рождественские святки. Способы мистификации ― предсказание и гадание в русских традициях: на блюдцах, зеркалах, башмачках в сопровождении заговоров и песен. Введение сна героини усиливает мистичность. Автор через него показал ее истинные переживания и страхи: одиночество и потеря любимого.

Сюжет баллады развивается по нарастающей:

  • Экспозиция ― сначала автор показывает легкую обстановку в кругу подруг.
  • Завязка ― поддавшись страхам, Светлана решается погадать, но Девушка, утомленная волнением, засыпает и видит страшный сон.
  • Развитие ― во сне события развиваются стремительно и небезопасным образом.
  • Кульминация ― в мертвеце Светлана узнает жениха.
  • Развязка ― Светлана пробуждается, появляется легкая надежда на светлое будущее. Накал спадает, ситуация разряжается.
  • Эпилог ― напутствие автора.

Автор использует много художественных приемов: эпитеты (ярый воск, яркие глаза), метафоры (дрожащий свет, мертвое молчание), олицетворение (крикнул жалобно сверчок), гипербола (от копыт коней поднялась вьюга), перифраза (стол накрыт белой пеленою). Для фольклорного колорита автор использует обрядовые заговоры: «Кузнец, скуй мне злат и нов венец…». Часто использует троеточие, что подчеркивает недосказанность и сомнения главной героини.

Баллада написана в форме похожей на сонет, четырехстопным хореем с перекрестной рифмой (мужская, женская): первые два катрена АБАБ, секстина ААБААБ.

Баллада написано в романтическом стиле с мистическими элементами, но с русским фольклором. Поэтому она воспринимается, как народное произведение, в духе волшебной сказки с хорошим финалом.

Минеральные ресурсы значение, проблемы и перспективы использования

Анализ стиха бунина крещенская ночь

Главные герои

Светлана – юная девушка, скромная, робкая, верная, любящая.

Жених Светланы – молодой красивый парень, который сдержал свое слово и вернулся за возлюбленной.

Подруги Светланы – веселые, беззаботные девушки.

Белоснежный голубок – символ добра и света, ангел-хранитель Светланы.

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

Композиция «Светлана» отличается стройностью и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирического героя – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.

  • Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
  • Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит ее обвенчаться.
  • Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. В миг все исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
  • Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
  • Развязка – пробуждение Светланы, ее встреча с женихом.
  • Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

Анализ стихотворения «Туча»

Многие творческие приемы Александра Сергеевича Пушкина легли в основу современной словесности. Одним из них считается прием переноса свойств неодушевленных предметов на свойства одушевленных. Пример тому – лирическое стихотворение «Туча». Создание относится к 1835 году, т.е. оно входит в поздний период его творчества. В последний период, как известно, автор пишет необыкновенно духовные, светлые произведения. Стихотворение наполнено любовью к природе. Туча здесь несет в себе образ души. Подобно душе она проходит через бури, искушения, страсти, обновляется, становится чище, лучше, превращается в гармонию.

Краткий анализ стихотворения может помочь понять смысл произведения. Его жанр можно определить как пейзажная лирика. Это стихотворение можно назвать гимном летнему дождю. С самого начала мы понимаем, что лирический герой обращается к туче, которая плывет по лазурному чистому небу. Поражает то, как автор смог описать восхищение и восторг изменчивостью природы. Еще недавно тучу разбивала гроза, а теперь после окончания бури, ей необходимо оставить ясное небо.

В этом произведении ярко показано, что все взаимосвязано в природе. Дождь шел именно тогда, когда земля нуждалась во влаге. Грозность туче добавляли гроза и молния, ее сопровождающие. Несмотря на свой восторг, лирический герой гонит тучу прочь: «Довольно, сокройся! Пора миновалась». Но разве легко согнать тучу? Автор хочет донести до читателей главную мысль: все в этой жизни подчиняется высшим силам. Разрушение законов природы может привести к потере гармонии. Точно также происходит в человеческих отношениях. Наши поступки и мысли должны быть своевременны, они не должны приносить окружающим боли и разочарования. В противном случае, кто-то из нас может оказаться на месте тучи, задержавшимся не там, где нужно, мешающим и расстраивающим людей.

Анализ стиха «Туча» помогает прочувствовать прекрасные ощущения свежести, греет оттенками солнца и лазурного неба, дарит надежду на лучшее.

Рассмотрим композицию произведения. В первой части поэт негодует, что туча не скрылась после грозы, задержалась и напоминает о прошедшей буре. Во втором катрене, мы понимаем, что земля жаждала воды, и гроза пришла как нельзя кстати. В последнем четверостишии можно заметить, что все заканчивается благополучно, и ветер потихоньку гонит тучу с лазурного и чистого неба. Композиция классическая: прослеживаются введение, основная часть и заключение.

Украшают произведение выразительные средства языка. Оно наполнено различными тропами. Вроде бы главная мысль стихотворения одна, но стилистика катренов совершенно разная. Первые четыре строчки – унылые, мы встречаем словосочетание: «унылую тень». Создается настроение угрюмости, угнетения. Но первый катрен имеет подготовительную функцию, потому что второй катрен звучит агрессивно, ярко и мощно. Стих наполнен аллитераций: «кругом», «грозно», «гром». А заключается произведение умиротворенным четверостишием, где все образы спокойные. Слова и словосочетания: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес» дарят чувства свежести и благоговения перед природой. Также, анализируя стихотворение, можно с уверенностью сказать, что оно написано четырехстопным амфибрахием. В первых строфах преобладает женская рифма, во вторых – мужская.

Проблематика

В элегии «Вечер» Жуковский осветил не только собственные внутренние думы и не только то, что тревожило русскую интеллигенцию, склонную к постижению жизни в мечтательном, меланхоличном духе. Это дает нам понять, что он обнажил проблему общечеловеческого масштаба. Вопрос о значении существования, о собственной смерти и вечности, о призвании человека стоял практически перед каждым думающим во все века. Вклад элегии «Вечер» Жуковского в том, что в ней он высказал подобную гуманистическую проблему первым в литературе на уровне весьма необыкновенной, возвышенной поэзии с гигантской передающейся силой.

Если делать анализ «Вечера» Жуковского, то тут целая система поэтических средств подчинена естественному проявлению чувств и идей поэта. Все использованные художественные тропы помогают создать впечатление неустойчивости. Картина плавно перемещается с помощью метафорических описаний. Круг может быть крупным или небольшим, высеченным аккуратно или прерывисто, трясущейся рукой. В этой элегии он соединяется с дефиницией не из материальной среды, а из совершенно другой: божественный круг – это понятие моральное или философское. Песни могут быть грустными или радостными, позитивными или негативными, исполненными профессионально или же несуразно. Тут же огненные песни использованы фигурально, как воодушевляющие, свободные, восхваляющие не только поэзию, искусство, но и независимость.

Подробный пересказ баллады Светлана

Баллада В.А. Жуковского «Светлана» начинается с описания традиционных крещенских гаданий девушек. Пытаясь узнать свою судьбу, они бросают за ворота башмак, полют снег, кормят курицу посчитанным зерном, поют подблюдные песни, слушают под окном, льют воск. Все это сопровождается веселым смехом, шутками и песнями. Только одна девушка печальна и не принимает участия в развлечениях своих подруг. Светлана грустит о своем возлюбленном, который уехал в дальние края и в течение долгого времени не присылает о себе никаких вестей. Девушка страдает, что её судьба умереть в одиночестве, ожидая суженого, и призывает на помощь Ангела — утешителя.

Светлана все же решается погадать, чтобы разузнать о своей доле. Она накрывает стол белой скатертью, ставит два прибора, зеркало, свечу и ждет, что в полночь ее милый придет к ней ужинать. Девушка испытывает страх и легкое волнение. Ровно в полночь слышен шорох, открывается дверь и появляется ее жених, который зовет Светлану ехать с ним в церковь и стать его женой. Она соглашается и вместе с ним выходит во двор, где ждут сани, запряженные нетерпеливыми конями.

Сани рвутся вперед и уносят вдаль Светлану и ее суженого. Кругом тьма и холод, жених девушки молчалив, бледен и угрюм. На пути им попадается небольшой храм, его двери приоткрываются и, к своему ужасу, Светлана видит черный гроб и слышит слова священника, отпевающего усопшего. Сани проносятся мимо. Внезапно над ними начинает кружить ворон, который пророчит печаль. Впереди видна небольшая хижина, кони несутся к ней, и вмиг все вокруг Светланы исчезает: и сани, и жених. Она оказывается одна среди метели и вьюги. Впереди в окошке мелькает небольшой огонек. Перекрестившись, девушка стучит в дверь и входит в избу. Там она видит гроб, накрытый белым саваном, лики святых у его изножья, свечи.

Присутствие икон в этом страшном месте немного успокаивает деву. Она молится перед ними и, сжав в руке свой крестик, садится в уголок. Неожиданно к ней прилетает белоснежный голубь, который присаживается к ней на грудь и, словно, обхватывает крыльями. Вьюга затихает, и дом погружается в тишину. Но тут Светлане чудится, что мертвец в гробу пошевелился. Так и есть. Спадает саван, и он со стоном пытается встать и разомкнуть свои руки, чтобы добраться до несчастной. Девушка в ужасе, ей кажется, что наступил ее последний час, но тут ей на помощь приходит белый голубок, который садится на грудь страшного мертвеца и забирает у него силы. Тот снова бледнеет, падает обратно в гроб, но успевает злобно посмотреть на девицу. Она внезапно узнает в нем своего суженого.

Вскрикнув, Светлана просыпается у себя дома. Все вокруг напоминает о прошлой ночи. Стол, покрытый скатертью и приборы. Но в окно уже брезжит утренний свет и на улице кричат петухи. Ужасное сновидение лишает покоя девушку, она со страхом думает о несчастьях, которые оно предвещает ей и ее нареченному.

Вдалеке слышится звон колокольчика, к дому подъезжают сани, из которых выходит молодец, он спешит к своей невесте. В глазах его прежняя любовь. Долгая разлука его не изменила. Светлана венчается с ним, и все празднуют их свадьбу, желая молодым долгих счастливых лет.

В заключение своего произведения автор желает Светлане прекрасной, веселой жизни, лишенной страшных предзнаменований и тревог, просит Создателя быть ее покровителем и защитником.

Баллада В.А. Жуковского учит тому, что не нужно испытывать напрасных страхов, сомнений и терзаний. Необходимо верить в свою судьбу и надеяться на Бога, тогда все плохое окажется страшным сном, а счастье – реальным.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

2.4. Художественное своеобразие баллад В.А. Жуковского

В.А. Жуковский создал особый музыкальный
фон в балладах, у него легкая, непринужденная
поступь стихов.9 Он чуждается архаических,
тяжелых слов, слов-неологизмов, угловатых,
бросающихся в глаза, слов длинных и сложных
– двух-, трехсоставных. Такой лексической
простоте, которая все же сочетается с
изысканностью собственных имен, созвучны
естественные для обычной речи, тоже простые
рифмы.

Рассмотрим 
художественное своеобразие баллад
Жуковского на примере «Эоловой арфы»,
которую В.Г. Белинский считал лучшей
балладой поэта. Это оригинальная баллада,
и она вобрала в себя и особенности 
мировосприятия Жуковского-романтика, и образы, и художественные
приемы поэта-балладника.

Интересны в этом плане наблюдения
литературоведа В.Н. Аношкиной. Аношкина
рассматривает балладу «Эолова арфа»
как «образец романтической музыкальности».10 По мнению литературоведа,
рифмы в балладе Жуковского непримечательны,
не выделяются, а скорее стушевываются
в стихотворной речи, делая ее вместе с
тем более легкой для произношения: сеней – еленей, псами
– холмами, луна
– она, луны – волны, отец – певец, речей
– в ней, одна – она и т.д. Рифмуются
обычно слова не контрастные, а близкие;
в рифме – ассоциации или по смежности,
по родственным признакам (водам – холмам, дом
– холмом, дубравы
– кудрявый, латы
– зубчаты), или
по внутреннему содержанию (Морвены – стены, Ордал
– возвышал, Ордал
– нарушал, рубцах
– боях, молодой
– золотой, журчанье
– дыханье, прекрасный
– сладкогласный,
певец – сердец). Рифма
у поэта значима и интересна не сама по
себе, не в частном проявлении, а лишь в
большом контексте музыкального звучания
и даже не столько одной строфы, сколько
целого стихотворного периода речи. Простые
рифмы, традиционная перекрестная рифмовка
создают впечатление легкого, волнообразного,
будто убаюкивающего движения. На таком
общем музыкальном фоне дан причудливый
звуковой рисунок. Три четырехстопные
строки амфибрахия сочетаются с пятью
двухстопными.

Ударный сильный 
звук арфы напоминает начало, короткое
и энергичное (двухстопный амфибрахий);
вторая строчка уже длинная, словно передающая
продолжительное звучание струны и ее
постепенное затухание:

 Владыко Морвены,

 Жил в дедовском замке могучий
Ордал.

Вторая стихотворная
строчка вдвое длиннее первой.
Но в двух стихах заключено одно
предложение — это как бы звучание
одной струны. Затем «зазвенела»
вторая струна:

      
Над озером стены 

       Зубчатые замок с холма возвышал.

Пересказ

Накануне праздника Крещения собрались девушки, чтобы погадать на своего милого-суженого и узнать свою судьбу. Среди девушек находится и Светлана, но настроение у нее совсем не радостное. Подружки спрашивают, почему она так молчалива и задумчива. Светлана отвечает, что ее угнетает разлука с любимым женихом, который уже год находится где-то в дальних краях.

Девушка садится к столу с зеркалом и свечой, но в зеркале видит лишь темноту. Ей становится страшно от этой темноты и тишины, царящей вокруг. И вдруг Светлана слышит стук и видит в зеркале, что за ее спиной кто-то стоит. Девушка оглядывается и видит своего жениха, который протягивает к ней руки и приглашает поехать с ним в церковь для венчания.

Молодые люди выходят во двор, где их уже ждут сани с лошадьми. Вскоре они оказываются около церкви, где находится множество людей, а посреди зала стоит черный гроб. Не останавливаясь, сани продолжают свой путь. Потом на пути им встречается мирная хижина, и внезапно Светлана оказывается около нее одна, жених и кони пропали. На улице кружит метель, девушка перепугана и стучит в двери хижины. Двери отворяются, и Светлана заходит внутрь.

И здесь посреди избушки девушка видит гроб. Испуганная и измученная, она притаилась в углу. Постепенно вьюга стихла, откуда-то появился белый голубь и сел на грудь Светланы. Но вдруг она замечает, что мертвец в гробу шевелится и пытается встать. Покров с него спал, и девушка узнала в покойном своего милого жениха. Но голубь бросился на грудь мертвецу, и тот замер в своем гробу.

Внезапно Светлана просыпается и видит себя в своей горнице перед зеркалом. Девушка не знает, как понимать этот сон, что он предвещает. Вдруг она слышит звук колокольчика. К крыльцу подлетают сани, и Светлана видит, что из них выходит ее дорогой жених. Он приехал за своей невестой, чтобы отвезти ее в церковь для венчания.

Беда и смерть оказались страшным сном, пробуждение принесло радость и счастье. Автор призывает верить в Провидение, и тогда сам Создатель будет защитой человеку и все беды пройдут мимо него.

Анализ элегии «Вечер» Жуковского В.А.

Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии “Вечер” (1806), опубликованной в журнале “Вестник Европы”. В пей глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического “я” автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

Вечер

” — элегия нового типа творчества, в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирического героя. Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей. Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Мне Рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы Природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать. О песни, чистый плод невинности сердечной!

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. “Вечер” — по сравнению с сенти-менталистской элегией — являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

Как спит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

Движение природы в смене явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосновать смену настроений поэта. Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природы вызывает меланхолические воспоминания о дружбе, о счастье “юных дней”, об умерших друзьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом. Не изображение летней ночи определяет задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений, связанных с ощущением близящейся смерти. Текст элегии поэтому лишен бытовой конкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяет условными: соловей — мифологическая “Филомела”, пахарь — “оратай”, колокольня — “башня”, общение друзей — “Вакхов пир”. Романтизм, как и сентиментализм и классицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключалась преемственность эстетического опыта людей XVIII и XIX вв.

В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического “я” как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.

Элегия “Вечер

” принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, так как в “Вечере” авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX — начала XX в.

Жуковский выступает в этом произведении как создатель романтического пейзажа, которому свойствен сумрачный колорит угасающего дня, закатного часа. Наполненность природы “эфирными явлениями”: дуновениями, веяниями, дыханием воздушной струи — становится отныне пейзажной темой русской поэзии. Идеальное бытие природы вне вещественной конкретики — одно из открытий Жуковского-романтика, предваряющее поэтику А. Блока.

Анализ «Вечера» Жуковского: образ природы

Равно как и в предыдущих стихотворениях, то же самое явление незаметно ослабевающего света, знакомые очертания преображаются в бездонный полумрак. «Включается» луна, и возникает немыслимое, в дневное время нереальное: чуть заметная золотая тропа лунного блеска на водной глади. Само изображение природы динамично, она находится в движении — взять хотя бы строчку «ручей, виющийся по светлому песку». Дневная действительность заменяется ночной зыбучестью, и, следовательно, совсем другой стала интонация ощущений, отличным стал объект размышлений.

10 способов укрепить брак, о которых нужно знать каждой паре

Темы баллады

В балладе раскрывается несколько основных тем:

  • любви,
  • веры в Бога,
  • предсказаний.

Любовная тема является основной движущей силой произведения. Она проходит лейтмотивом через все повествование. Любовь побуждает Светлану к мистическим гаданиям, она придает сил и помогает верить в лучшее.

Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и ведет к счастливой жизни.

Тема святочных предсказаний подается автором в оригинальной манере. Видения возникают не в зеркале, а в воображении Светланы, во сне. Отвергается основное правило гаданий – отказ от божественной поддержи, снятие нательного креста перед обрядом. Девушка проходит испытания «с крестом своим в руке»

И здесь Жуковский вновь говорит о важности веры в Провидение

Анализ элегии «Вечер» Жуковского

Стихотворение В.А.Жуковского «Вечер» — одно из первых собственных произведений поэта, который в ранние годы своей поэтической деятельности в основном переводил немецких и английских авторов. Оно написано в 1806 году, в это время Жуковский окончил учебу и жил в родном селе Мишенском.

Стихотворение начинается романтическим описанием окружающего пейзажа. Герой, который олицетворяет самого автора, сидя на берегу ручья, восхищен тем, что наблюдает вокруг. Словно живописец, он кладет мазок за мазком, воспевая чудесный вечер, его сладостную гармонию. Покой и умиротворенность наполняют душу поэта. Природа живет своей жизнью, ее неспешность завораживает. Счастье в том, чтобы существовать в полном единении и согласии с божественным законом мироустройства, где день сменяется ночью, поля и рощи мирно засыпают, рыбаки и пахари, окончив дневные дела, возвращаются домой.

Однако постепенно очарованность сменяется грустью. Поэт вспоминает друзей, с которыми провел юность, годы, наполненные единством братских душ, радостью, свободой. Жизнь быстротечна, все проходит, былая близость еще вдохновляет героя, но чувство одиночества уже пронизывает строки. Друзья идут своим путем, кого-то постигла ранняя смерть, другие вовлечены в суетный поток жизненных страстей, и клятвы в вечной дружбе уже не волнуют их сердца как прежде. Участь каждого – прожить свою жизнь наедине с неопределенностью и сомнениями.

Но, думая о друзьях, о том, что, следуя своей дорогой, они все же сохранят любовь друг к другу, поэт приходит к мысли и о собственной судьбе. Его удел – восхищаться окружающим миром и воспевать красоту, создавая прекрасные поэтические образы. Неизвестно как долго суждено ему жить и петь, но герой принимает эту неизвестность как должное. Покорность судьбе освобождает душу от гнетущих дум, возвращая ей покой и умиротворенность. Таким образом, круг как бы замыкается. Поэт снова в согласии с жизнью, в которой не будет противоречий, боли одиночества, забвения и пустоты, если следовать своему предназначению.

В.А.Жуковский – один из основателей русского романтизма. Стихотворение «Вечер» является образцом новой романтической элегии. В нем отражено такое единство описания окружающей реальности и анализа внутреннего мира героя, такая сосредоточенная углубленность в личные переживания, и, в то же время, чуткое восприятие внешних впечатлений, каких не было ранее.

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении использовано достаточно немного привычных художественных средств, поэту удается создать яркие образы и передать все эмоции лирического героя. В его вольном переводе каждое слово – на своем месте. Об особой роли метафоры “жизнь души” уже было сказано выше, но свое предназначение есть и у каждого тропа.

Так, эпитет “теплый дождь” использован, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о весне, ведь дожди бывают и осенью, но только весной они теплые

Еще одна метафора – “лепет рощи” – показывает, что лирический герой относится к весенней природе как к ребенку, который что-то радостно лепечет, просыпаясь.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий