Не надо врать

Как построен рассказ

В нем нет интриги или действия. Писатель только анализирует трех мещан, пользуясь при этом особыми комическими оборотами речи. Нелепицы, которые они изрекают с умным видом, они готовы слушать и с трибуны, когда на нее выходит оратор. Причем словарь их полон вульгаризмов (например, слово «вышедши»). Вышедшим оказывается президиум, и это мужчина. Его характеризует ведущий, самый грамотный собеседник, как острого и первейшего оратора. И тут же всплывает очередной вульгаризм «завсегда». Соседи жадно слушают человека на трибуне и кивают в такт головами, как послушные куклы. Их узкий кругозор и низкий интеллект больше ничего не позволяет делать. Рассказчик хоть признается, что для него все слова темны и туманны, а эта пара изображает из себя людей умных и понимающих, что еще больше подчеркивает их убогость. Они не только куклы, но и обезьяны с их подражательной манерой поведения. А может быть, эти люди произошли от свиней?

Главное в творчестве М. Зощенко — человек-мещанин. У его оригинального таланта была способность высветить, как прожектором, мещанина в любом обличье. Они обильно расплодились, как клопы, и вылезли из всех щелей. Это угнетало писателя, делало его взгляд ироничным и горьким. Персонажи рассказа «Обезьяний язык» невероятно далеки от того, что происходит в обществе. Они не понимают ни причин, ни следствий происходящего, а только пытаются соответствовать, хотя бы с виду, новым веяниям. Всем стоит прочесть короткий и емкий рассказ «Обезьяний язык». Анализ, который сделали мы, будет с удовольствием продолжен читателем самостоятельно.

ОБЕЗЬЯНИЙ ЯЗЫК

Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.

Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно

Кескесе, мерси, комси — все, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова

А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой — беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.

От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.

Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.

Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.

Началось дело с пустяков.

Мой сосед, не старый еще мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:

А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

Пленарное, — небрежно ответил сосед.

Ишь ты, — удивился первый, — то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

Да уж будьте покойны, — строго ответил второй. — Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался — только держись.

Да ну? — спросил сосед. — Неужели и кворум подобрался?

Ей-богу, — сказал второй.

И что же он, кворум-то этот?

Да ничего, — ответил сосед, несколько растерявшись. — Подобрался, и все тут.

Скажи на милость, — с огорчением покачал головой первый сосед. — С чего бы это он, а?

Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:

Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

Не всегда это, — возразил первый. — Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то — да, индустрия конкретно.

Конкретно фактически, — строго поправил второй.

Пожалуй, — согласился собеседник. — Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда…

Всегда, — коротко отрезал второй. — Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберешься…

Па трибуну взошел человек и махнул рукой. Все смолкло. Только соседи мои, несколько разгоряченные спором, не сразу замолчали. Первый сосед никак не мог помириться с тем, что подсекция заваривается минимально. Ему казалось, что подсекция заваривается несколько иначе.

На соседей моих зашикали. Соседи пожали плечами и смолкли. Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил:

Это кто ж там такой вышедши?

Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня.

Оратор простер руку вперед и начал речь.

И когда он произносил надменные слова с иностранным, туманным значением, соседи мои сурово кивали головами. Причем второй сосед строго поглядывал на первого, желая показать, что он все же был прав в только что законченном споре.

Трудно, товарищи, говорить по-русски!

Читательский дневник по рассказу «30 лет спустя» Михаила Зощенко

Название произведения: «30 лет спустя».

Число страниц: 5.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Минька, Лёля, отец детей.

_______

Характеристика главных героев:

Минька — забавный и смышленый.

Заботливый и верный.

Не забыл про сестру спустя многие годы.

Леля — глупая, наивная и смекалистая.

Хотела обманом получить подарки.

___

Краткое содержание рассказа «30 лет спустя» для читательского дневника

Минька часто болел в детстве и родители, чтоб утешить его дарили ему разные подарки.

Да и без болезней они всячески баловали сына.

А вот сестра Леля росла здоровой девочкой и родители не так много уделяли ей внимания.

Однажды, оставшись одни дома, дети решили поиграть в настольный бильярд.

Леля хотела, чтоб родители тоже ее задарили подарками и придумала проглотить бильярдный шарик.

Когда родители вернулись с театра, Минька рассказал все и мама с папой в ужасе кинулись к больной девочке.

Но оказалось, что Леля солгала и спрятала шарик в переднике.

Отец разозлился и целый год не баловал дочку.

Спустя 30 лет автор вспоминает эту историю, когда пишет рассказы.

Он начинает думать, зачем Леля так поступила и находит ответ.

Уже повзрослевший Минька приезжает в Симферополь к своей сестре.

В разговоре Леля признается, что она просто завидовала брату и хотела, чтоб родители также обращали на нее внимание. Минька дарит сестре тысячу рублей, а ее троим детишкам дает по 300 рублей на новые игрушки

Минька дарит сестре тысячу рублей, а ее троим детишкам дает по 300 рублей на новые игрушки.

Также брат дарит супругу Лели портсигар и покупает всем мороженое.

А по дороге домой понимает, что дарить подарки — это также приятно, как и их получать.

План пересказа произведения «30 лет спустя» 

1. Минька часто болеет.

2. Отец балует сына подарками.

3. Леля хочет тоже заболеть, чтоб получить подарок.

4. Родители отправляются в театр.

5. Леля и Минька играют в бильярд.

6. Леля делает вид, что проглотила шарик.

7. Возвращение родителей.

8. Мама осматривает дочку, а отец вызывает врача.

9. Железный шарик выпадает из передника.

10. Обман раскрыт и папа сердится.

11. 30 лет спустя.

12. Леля — мама троих сыновей и жена врача.

13. Автор едет в Симферополь.

14. Разговор с сестрой.

15. Подарки для Лели и ее семьи.

16. Автор уезжает домой.

Главная мысль рассказа «30 лет спустя» 

Главную мысль Михаил Зощенко отобразил в конце рассказа такими строчками: «…надо любить и жалеть других людей, хотя бы тех, которые хорошие. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки.»

Это означает, что каждому из нас нужна любовь и внимание не только со стороны родителей, но и близких нам людей. А также, что дарить подарки также приятно, как и получать их

А также, что дарить подарки также приятно, как и получать их.

_______

Чему учит рассказ «30 лет спустя» 

Рассказ учит нас, что нужно внимательнее относится к близким и заботится обо всех одинаково.

Не стоит кого-то выделять, а кого-то обделять.

Персонаж Лели учит нас, что нельзя обманывать и хитрить ради того, чтоб получить желаемое.

Ведь, когда ложь вскроется, то будет только хуже.

А главный герой Минька учит нас, что нужно быть щедрым и не жалеть последних денег для того, чтоб сделать приятное своим родным.

Краткий отзыв о рассказе «30 лет спустя» для читательского дневника

Рассказ «30 лет спустя» Михаила Зощенко мне очень понравился.

В нем автор описывает историю, которая приключилась с ним и его сестрой Лелей в детстве.

Леля так хотела получить от родителей хоть каких-то подарков, что пошла на обман.

Девочка притворилась, что проглотила железный шарик и захотела апельсин с какао.

Но ее обман раскрылся.

Из этой истории я вынес важный урок для себя, что не стоит обманывать старших, а уж тем более маму и папу.

Затем сюжет рассказа переносит нас в теперешнее, где 30 лет спустя Минька и Леля — это уже взрослые люди.

Но брата так беспокоил тот поступок сестры, что он отправился к ней узнать все об этом.

Я обрадовался, что Леля честно призналась, почему она так поступила, но мне стало ее искренне жаль.

Ведь в детстве она не получила той заботы, ласки и внимания от родителей, какой хотела.

Поступок взрослого Миньки для меня сравним с героическим.

Он сам решил вручить подарки сестре и ее семье.

А из его поступка я понял, как важно каждому ощущать любовь близких и их внимание. Я всем своим друзьям и даже родителям посоветовал прочитать рассказ М. Зощенко

Зощенко

Я всем своим друзьям и даже родителям посоветовал прочитать рассказ М. Зощенко.

Какие пословицы подходят к рассказу «30 лет спустя» М. Зощенко

«Вранье не введет в добро».

«Без любви не жизнь, а вой».

«Зависть иметь — часто вздыхать».

«Завистливый сохнет по чужому счастью».

«Лучше поздно, чем никогда».

Хворал — болел.

Нескладная — некрасивая.

Портсигар — коробочка для сигарет.

Сычи — совы.

Об авторе

В Петербурге в 1894 году родился мальчик, которого назвали Михаилом, ему суждено было стать сатириком советского времени. Он рос в семье, идущей от дворянского рода. Его мать и отец были талантливыми людьми. Мама играла в театре и была корреспондентом газеты, а папа создавал картины. После окончания гимназии он становится студентом университета, но через год началась Первая мировая, и учебу пришлось отложить.

В 1914 году он пошел на военные курсы, и отправляется на фронт. Получил четыре боевых награды. Война подорвали ему здоровье у него во время газовой атаки, пострадало сердце. Когда после ранения его не отпустили на фронт, он стал работать на общественно – полезных работах. Он работал, где придется на почте, на телеграфе, служил в уголовном розыске, был сапожником и делопроизводителем. Литературой он занялся в 1921 году, именно тогда в печати появилась его первая книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Его приняли и он решил заняться литературой профессионально. Он писал рассказы и фельетоны. Печатался где только можно, работал диктором на радио.

Его книги выходили огромными тиражами, а сам автор ездил с выступлениями. Хотя он был автором сатириком, он был серьёзным человеком. Долго он работал над книгой, которая была автобиографичной, но она вышла только после смерти автора. Писатель написал несколько литературных циклов, для детей, для малышей о В. И. Ленине. Во время Великой Отечественной войны, его с семьей эвакуируют в Казахстан, он написал рассказы на фронтовую тематику и небольшие сатирические пьесу «Трубка Фрица». После войны он попал в немилость. Его сатирические произведения, которые насмехались над действительностью, действовали на нервы партийных работников. Остаток жизни он жил уедено на даче, иногда переводил тексты. В 1958 году его не стало. Похоронили писателя в Сестрорецке

Конспект урока литературного чтения М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ, 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить знакомить с жизнью и творчеством писателя М. Зощенко; учить понимать и анализировать юмористический текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Планируемые результаты: предметные: делить текст на части в соответствии с предложенным планом; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслить нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: выставка книг и портрет М. Зощенко, магнитная азбука.

► Зощенко «Не надо врать»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте написанную на доске пословицу самостоятельно.

В ком правды нет, в том добра мало.

— Прочитайте вопросительно (утвердительно; с огорчением; с веселой интонацией; быстро, скороговоркой).

— Объясните смысл пословицы.

III. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение рассказа или отрывков.)

IV. Работа по теме урока

Работа в паре

(Учащиеся выполняют задание № 7 на с. 25 учебника.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Перескажите основные события рассказа в соответствии с планом.

— Была ли у вас похожая трудная ситуация? Расскажите, как вы поступили.

— Прочитайте пословицы и поговорки по теме урока. Какая из них произвела на вас большее впечатление?

• Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

• Кто сам врет, другим не верит.

• Лучше печальная правда, чем радостная ложь.

• Маленькая ложь за собою большую ведет.

• Мир правдой держится.

• Однажды солгал — навек лгуном стал.

— Прочитайте с доски высказывания известных людей. Объясните, как вы их понимаете.

Унижает человека именно ложь. О. Бальзак

Я всегда повторял и буду повторять, что обманщик в конечном счете обманывает самого себя. М. Ганди

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— В каком предложении заключена основная мысль рассказа? (Я дал себе слово говорить всегда правду.)

— Зачем Зощенко написал это произведение? (Чтобы мы поняли: не надо врать.)

Домашнее задание

Дать свое название рассказу и нарисовать иллюстрации. В «Творческой тетради» собрать пословицы и подчеркнуть ту из них, которая отражает основную мысль текста. Найти в школьной или домашней библиотеке книги М. Зощенко и подготовить презентацию одной из них.

Смысл фельетона «Обезьяний язык»

В своей фельетоне Михаил Зощенко изображает трагедию русского человека. Он вынужден подлаживаться под новые порядки, вставлять в свою речь новомодные словечки. Он боится, что если не говорить так, как все вокруг, можно прослыть необразованным, некультурным человеком.

Автор уверен, что стыдно убивать чистоту русского языка, он тонко высмеивает тех, кто старается копировать других, например, того же оратора. Сравнение новых, туманных словечек, с обезьяним языком сделано тонко и остроумно.

Фельетон так и дышит сарказмом, но сарказмом горьким. Не случайно главные герои обезличены. Тот, кто не хранит родной язык, не отличается от других.

Смысл финала фельетона Михаила Зощенко «Обезьяний язык»

Финал остроумного фельетона подчёркивает горькое понимание того, что чуждые русскому слуху слова не украшают нашу прекрасную речь.

Автор с иронией отзывается о людях, которые используют их в своей речи, хотя даже не понимают их истинного смысла. Писатель чётко даёт понять читателю, что не стоит бездумно говорить новомодными словами. Со стороны это выглядит жалко и нелепо.

Автор с иронией и сарказмом рассуждает, как же труден русский язык.

Полный блестящего искромётного юмора, беззлобной сатиры и редкого стиля фельетон Михаила Зощенко «Обезьяний язык» призывает обратить внимание на чистоту родного языка. Русский язык меняется и в наше время, поэтому произведение актуально и по сей день

Главная проблема использования чужих слов — отсутствие меры

Русский язык меняется и в наше время, поэтому произведение актуально и по сей день. Главная проблема использования чужих слов — отсутствие меры.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Популярные сегодня пересказы

  • Несравненный Наконечников — краткое содержание водевили Вампилова В одной из многочисленных улиц большого города есть маленькая парикмахерская, не выглядящая ничем примечательным. Внутри комнатки завешаны шторы, стоят стулья для ожидающих своей очереди посетителей
  • Заколдованная буква — краткое содержание рассказа Драгунского Дениска вместе со своими друзьями Мишкой и Аленкой гуляет во дворе. И тут неожиданно во двор въезжает грузовик.
  • Чужая кровь — краткое содержание рассказа Шолохова В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре.
  • Круглянский мост — краткое содержание повести Быкова Произведение под названием «Круглянский мост» написано белорусским писателем Василем Быковым. Оно относится к военной литературе. Краткое содержание данной повести представлено в этой статье.

Отзыв о рассказе М.Зощенко «Не надо врать»

Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать» учится в приготовительном классе гимназии. Ему семь лет и родители называют его Минькой. У Миньки есть старшая сестра Леля, которая учится в той же гимназии.

Однажды в гимназии с Минькой приключилась неприятная история. Учитель вызвал его к доске, рассказывать наизусть стихотворение. Но Минька это стихотворение не выучил, и учитель поставил ему в дневник единицу.Когда после уроков Минька показал дневник Леле, она сказала, что это плохо, и что папа не подарит Миньке фотоаппарат на день рождения. Леля предложила заклеить страницу с плохой отметкой, но Минька на это не согласился. В расстроенных чувствах он отправился из гимназии в парк и там долго сидел на скамейке.А когда Минька пошел домой, то понял, что забыл дневник в парке. Он вернулся, но дневника не нашел. Дома мальчик сказал папе, что потерял дневник. На следующий день учитель, узнав о потерянном дневнике, выдал Миньке новый дневник, но в нем тоже была злополучная единица.

Вечером Минька заклеил страницы с плохими отметками, как ему советовала Леля. Отец, проверяя дневник, ничего не заметил. Но дело этим не кончилось. К ним домой пришла женщина, которая нашла в парке первый Минькин дневник. Отец открыл его и увидел единицу. Он все понял, но не стал ругать сына. Он только сказал, что люди, которые врут, выглядят смешно. А еще он сказал, что правда всегда выплывает наружу.После этих слов Миньке стало стыдно, и он признался, что забросил второй дневник с плохой отметкой за шкаф в классе. Услышав это искреннее признание, отец обрадовался. Он выразил надежду, что Минька больше никогда не будет врать, и пообещал подарить ему фотоаппарат на день рождения.

Таково краткое содержание рассказа.Главная мысль рассказа Зощенко «Не надо врать» заключается в том, что тайное всегда становится явным. Поэтому не следует обманывать людей в надежде скрыть что-то плохое. Минька попытался обмануть отца и скрыть плохие отметки. Но ему это не удалось, правда все равно выплыла наружу.Рассказ учит быть честным и искренним. Когда Минька сам признался отцу в том, что он забросил второй дневник за шкаф, отец обрадовался искреннему признанию сына.В рассказе мне понравилась женщина, которая нашла в парке утерянный дневник, узнала по фамилии на дневнике домашний адрес и принесла этот дневник родителям Миньки.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание Рассказа отца Алексея Тургенева История про старика Алексея. Благодаря диалогу выясняются чувства священника которой серьезные психологические проявления. Автор является частным аудитором поместья своей тети, где он встречает местных священников
  • Свидание — краткое содержание пьесы Вампилова Майским днём к старому сапожнику, сидящему со своими инструментами на тихой городской улочке, подходит студент и просит быстро починить ему башмаки, поскольку спешит на свидание. Он какое-то время торгуется с мастером
  • Канитель — краткое содержание рассказа Чехова Произведение несет в себе юмористический подтекст. Все действие происходит в церкви между двумя героями: старушкой и дьячком. Маленькая сгорбившаяся пожилая женщина приходит в церковь для того, чтобы заказать у священника службу
  • Борьба за огонь — краткое содержание романа Рони-старшего История рассказывает о первобытном обществе, когда огонь являлся невероятной ценностью. Повествование начинается со сражения племени уламров со своими соперниками, которые не только убивают много людей

Действующие лица

Если внимательно прочитать рассказ Михаила Зощенко, можно обратить внимание, что повествование ведётся от лица человека, который малограмотен и необразован. Рассказчик считает русский язык сложным для изучения только потому, что в нём много иностранных слов, которые порой невозможно выговорить, а также непонятно их лексическое значение

Но автор и рассказчик не являются одним и тем же лицом. Всего же в зощенском сатирическом рассказе несколько персонажей:

  1. Автор.
  2. Рассказчик.
  3. Два собеседника.
  4. Оратор.

Речь рассказчика проста, а сам герой становится непосредственным участником тех событий, о которых он и повествует. Рядом с ним сидят 2 собеседника, которые ведут между собой нелепый разговор. Они стараются казаться умными, но из этого ничего не получается. В их речи заимствованные слова соседствуют с фразеологизмами и разговорной лексикой. Некоторые фразы этих людей лишены смысла.

Есть в тексте ещё один персонаж — это оратор. Несмотря на то что он как раз и выступает на собрании, автор не приводит его речи, даже отрывок не даётся. О нём ничего не рассказывается в произведении, поэтому о нём можно судить лишь по тому, что говорят рассказчик и 2 собеседника. Упоминается, что оратор произносит тоже иностранные слова, которые имеют странные и туманные значения.

Можно сделать вывод и об ораторе, о котором лестно отзывались собеседники. Скорее всего, он тоже мало отличается от основных персонажей, а его речь также малограмотна, и он неуместно употребляет заимствованные слова, не задумываясь, какой смысл они имеют.

Писатель не даёт имён своим героям, нет описания их внешности. Кажется, что они совершенно безликие. Это он делает специально, чтобы сатирически показать не какого-то конкретного человека, а высмеять неуместное употребление заимствованных слов.

М. Зощенко «Не надо врать» : кто главные герои, какова главная мысль? Читательский дневник

В рассказе «Не надо врать» описано история мальчика Миньки, который решил обмануть родителей.Главными героями являются:Минька — нерадивый ученик, который схлопотал двойку, да и забыл дневник в парке. Учитель завел новый дневник и обратно поставил двойку, мальчишка закинул дневник за шкаф.Лелька — сестра Миньки, которая посоветовала брату склеить страницы дневника, чтобы отец не увидел двойки.

Учитель — не поленился придти к Миньке домой, чтобы лично пожаловаться на ученика.Главная мысль рассказа — не надо врать, правда рано или поздно все равно откроется, лучше сразу говорить родителям правду.Главными героями рассказа Михаила Зощенко » Не надо врать » являются три персонажа :Минька — мальчик семилетнего возраста, который ещё не внимательно слушал учителя. Он постоянно отвлекался в силу своего возраста. Мальчик несколько раз пытался скрыть от отца то, что получил единицу за не выученное стихотворение, а потом еще и двойку за поведение. Вместе с тем он добрый и совестливый. Когда обман был раскрыт, то он сильно плакал и пообещал больше никогда не врать.

Леля — старшая сестра Миньки. Она считала, что иногда, в личных интересах, можно говорить неправду. Именно Леля предложила заклеить страницы дневника с плохими оценками.Отец Миньки и Лели — благодаря большому жизненному опыту смог объяснить, что врать не хорошо и все тайное всегда становится явным.

Основная мысль рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать» — отказ от лжи , так как это очень плохо и все тайное всегда становится явным.Главными героями рассказа Михаила Зощенко » Не надо врать » являются три персонажа :

  • Минька — сам автор в семилетнем возрасте, который тогда ещё не умел сосредоточенно слушать учителя, не отвлекаясь на выходки одноклассников. Ребёнок — практически чистый лист, однако уже понимающий, что враньё — это плохо.
  • Леля — старшая сестра Миньки, девочка какая считала, что иногда, в личных интересах, можно сказать неправду, если через некоторое время «искренне» раскаяться в содеянном.
  • Отец Миньки и Лели — человек обладающий, достаточным для воспитания детей, жизненным опытом, какой прекрасно применяет его на практике.

Главный герой поучительного рассказа Зощенко «Не надо врать» мальчик Минька, семилетний гимназист. Это он получил единицу на уроке литературы, а затем случайно забыл дневник на скамейке в парке. Миньке выдали еще один дневник с проставленной единицей, а через два дня третий, в котором уже стояла двойка за поведение.Мальчик пытается найти выход из положения, ведь его отец, видя такие оценки, вполне может лишить его подарка ко дню рождения. Он совершает действия, за которые ему становится стыдно, особенно когда его отец объяснил, что врать нехорошо, а правда всегда всплывает. Отец Миньки тоже является важным героем повествования, ведь именно он говорит мальчику важные слова о правде и лжи.В рассказе мы встречаемся с сестрой Лелей, которая склоняет Миньку к совершению плохого поступка. Кроме этих героев, в рассказе фигурирует женщина, возвратившая дневник, и учитель, выдававший дневники.

История появления

Написал Михаил Зощенко свое самое известное произведение в 1925 году. Это время НЭПа, когда жизнь в стране активно строилась заново после революции и Гражданской войны. Такие изменения коснулись русского языка, после чего стала актуальной проблема сохранения его естественной частоты. Первоначально к этому вопросу обратился Владимир Маяковский, а в последующем появилось произведение «Обезьяний язык», которое характеризуется четким сюжетом и кольцевой композицией.

«Обезьяний язык» Зощенко получил прекрасные отзывы критиков, о нём в восхищенных тонах отзывались практически все без исключения известные авторы. Однако у читателя это произведение изначально не получило должного распространения, что объясняется сложностью поднятых автором вопросов, которые были непонятны для большинства населения.

Зощенко Михаил рассказ

Михаил Зощенко.

Название произведения: “Самое главное”.

Число страниц: 24.

Жанр произведения: рассказы для детей, приключения.

Главные герои: Андрюша Рыженький, мама мальчика.

Характеристика главных героев:

Андрюша Рыженький — маленький трусливый мальчишка.

Боялся всего и все его обижали.

Хотел стать храбрым, но не думал о том, что делает.

Глупый и наивный.

Краткое содержание рассказа “Самое главное” для читательского дневника

Мальчик по имени Андрей Рыженький был очень трусливым ребенком.

Он боялся буквально всего на свете.

Мама мальчика очень переживала за него и всегда твердила, что трусливость – это плохо.

С того дня Андрюша решает поменяться и стать смелым.

Он выходит во двор и всем ребятам говорит, что больше он их не боится.

В ответ на его объявление мальчишки только посмеялись и побили его.

Андрюша приходит домой весь в слезах.

Мама мальчика объясняет ему, что важно быть не только смелым и храбрым, но еще и сильным. Во второй раз Андрюша с новой уверенностью отправляется во двор, но местных ребятишек там не застает

Во второй раз Андрюша с новой уверенностью отправляется во двор, но местных ребятишек там не застает.

Тогда он начинает махать палкой перед собакой.

Собаку такое поведение разозлило, и она рвет мальчику штаны.

На следующий раз Андрей решает спасти мальчика Сашу из реки, но сам чуть не тонет в ней.

Как оказалось, нужно еще знания и навыки определенные иметь.

План пересказа произведения “Самое главное”

1. Андрюша Рыженький — трусливый мальчик.

2. Мама хочет, чтобы Андрюша стал храбрым героем.

3. Мальчишки-задеваки.

4. Сегодня я вас не боюсь.

5. Андрюшу немножко побили.

6. Мама говорит, что сын должен быть сильным.

7. Мальчик отправляется с бабушкиной палкой во двор.

8. Собака и палка.

9. Мальчишки купаются в реке.

10. Санька Палочкин тонет.

11. Андрюша запрыгивает в лодку.

12. Лодку уносит, но взрослые спасают ребят.

13. Мама говорит, что всему надо учиться.

14. Андрей объявляет, что будет учиться быть героем.

мысль рассказа “Самое главное” 

Мораль рассказа такова, что если хочешь стать храбрым, отважным, сильным и сообразительным, то нужно хорошо учиться.

Также, главной идеей рассказа можно назвать и то, что не всегда стоит делать то, что тебе говорят, а сначала подумать, сможешь ли ты это вообще сделать.

Мама хотела, чтоб Андрюша стал храбрым за один день, но это невозможно.

Поэтому мальчик столько наделал ошибок.

Чему учит произведение “Самое главное” 

Рассказ учит нас нескольким вещам:

1. Чтобы чего-то добиться, нужно упорно трудиться и учиться.

2. Без знаний и навыков невозможно сделать любое дело.

3. Нужно слушать советы других, но поступать только по своему уму.

4. Всегда стремиться стать лучше.

5. Не воспринимать определенные слова или намеки всерьез. А также, ничего никому не доказывать, а быть самим собой.

Краткий отзыв о рассказе “Самое главное” для читательского дневника

“Самое главное” – забавный и смешной рассказ.

Однако, история главного героя Андрюши Рыженького — поучительная.

Мальчик боялся абсолютно всего и был очень труслив.

Но под влиянием мамы решил стать смелым и отважным.

На деле же, Андрюше не удалось ничего изменить.

Мальчишки все так же избивали его, собака так же лаяла, а история на реке — это вообще уникальный случай.

Но несмотря на все преграды, Андрюше удалось сдвинуться с мёртвой точки и он уже не был таким, как прежде.

Он переборол свои страхи, пусть и не стал храбрым.

Да и за раз такого добиться невозможно.

Из этого рассказа я понял, что если у нас есть какие-то страхи, то нужно учиться преодолевать их.

Как говорила мама главного героя, только те, кто усердно учатся, в итоге становятся храбрыми и отважными героями.

Как и Андрюша я понял, что знания — это сила.

Рассказ М. Зощенко “Самое главное” я рекомендую прочитать всем.

Какие пословицы подходят к рассказу “Самое главное” 

“Знание — половина ума”.

“Больше узнаешь — сильнее станешь”.

“Где нет знаний, там нет и смелости”.

“Не гордись званием, а гордись знанием”.

“Кто без храбрости, тот без радости”.

Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:

— Мама, как же это так?

Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

— Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным.

Надо ещё иметь смекалку.

Надо думать и соображать.

А ты поступил глупо.

Потешаются — издеваться, глумиться.

Буксир — тянуть другую лодку.

Еще читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:

“30 лет спустя”

“Елка”

“Великие путешественники”

“Золотые слова”

“Не врать”

“Глупая история”

“Колдун”

“Галоши и мороженое”

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Анализ 2

Основной тематикой произведения является проблема современного общества, выражающаяся в сознательном искажении и засорении русского языка.

Основными персонажами рассказа писатель представляет чиновников, участвующих в собрании и ведущих якобы умный разговор интеллигентов, при этом использующих в своих речах огромное количество заимствованных, ненужных слов и канцеляризмов.

Повествование в произведении ведется от имени рассказчика, присутствующего на мероприятии и недовольного сложными высказываниями докладчиков и их оппонентов. Именно посредством введения в произведение образа рассказчика писатель демонстрирует авторскую неприязнь, выраженную с использованием легкой иронии и сатиры, о чрезмерном и безграмотном употреблении русскими людьми иностранных слов и выражений, значение которых им непонятно либо туманно

При этом, вставляя в собственную речь неуместные заимствованные фразы, представители чиновничьего общества позиционируют себя в качестве образованных, интеллигентных людей, жаждущих продемонстрировать свою прогрессивность и значимость, не понимая, что тем самым лишь акцентируют внимание на полном собственном невежестве

Персонажи рассказа коверкано и неумело применяют в разговоре выражения, заимствованные в других иностранных языках, грубо сочетая их с искаженными русскими словами, при этом не чураются смешения фраз различных словесных стилей, начиная свою речь в официально-деловой форме и заканчивая ее разговорным стилем с включением просторечия и канцеляризмов. Писатель подчеркивает глупость и необразованность героев рассказа, наполняя их высказываниями многочисленными речевыми ошибками.

В названии произведения писатель раскрывается авторский замысел, заключающийся в негативном отношении к безграмотному человеку, которого автор в комической форме сравнивает с кривляющимися обезьянами, старающимися в глазах окружающих выглядеть умными, образованными, авторитетными существами. Применяя в тексте иностранные слова, писатель делает сатирический акцент на точных и ярких характеристиках героев.

Раскрывая идею произведения, писатель использует различные художественные средства в виде сатирических приемов, юмористических и иронических высказываний, саркастических замечаний, тем самым демонстрируя в образах чиновников жалкое и смешное подобие по-настоящему прогрессивных и развитых людей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий