Обобщающий урок по древнерусской литературе в 7 классе. план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Значение древнерусских литературных памятников в истории русской литературы

Известный филолог, академик Д.С. Лихачев говорил, что литература Древней Руси – это «литература одной темы и одного сюжета». Ее основной сюжетной линией стала «мировая история, темой – смысл человеческой жизни».В литературных памятниках русского средневековья передан богатейший опыт знаний, наблюдений и открытий ученых книжников, благодаря которым можно судить об истории и культуре наших предков.Древнерусская литература развивалась своим особым путем, основной целью ее текстов было не развлечение читателя, а духовно-просветительская миссия. Главными темами произведений были прославление Руси, защита ее государственных интересов, вера в торжество справедливости и добра, поиски смысла жизни.В текстах древнерусских письменных памятников лежат истоки всех дальнейших достижений классической русской литературы.

Словарь

1. Пергаментный – сделанный из пергамента, тонко выделанной телячьей или свиной кожи

2. Преподобный – человек, совершивший монашеский подвиг, достойный быть причисленным к лику святых

3. Инок – древнерусский монах

Повесть временных лет. Сочинение на историческую тему

Из переведенных книг на Руси большой популярностью пользовались хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Руси часто брались из народных пересказов, песен, легенд и т.п. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книжку, которая носила название летопись. В конце 30-х — начале 40-х годов ХI ст. завершено древнейшее летописное сведение. Начиналось оно рассказом о легендарных основателях Киева — братьев Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебедь. Однако, в этом сведении еще не указывалось, в какие года происходили события.

Около 1073 года древнейшее летописное сведение переработал монах Киево-Печерского монастыря Никон, который прославлялся своей ученостью и мудростью. Он ввел к нему много новых рассказов о давних и новейших событиях, разместил их в хронологическом порядке, указав года. После его смерти летописания продолжали другие грамотные монахи. В начале XII ст. во время княжения Владимира Мономаха на основе предыдущих сведений монах того же монастыря Нестор создал «Повесть временных лет», доведя записи до 1113 года. В первоначальном виде эта летопись к нам не дошла, но сохранилась в нескольких копиях (списках) более позднего времени. В них немало переработанных и добавленных статей. Всех таких списков «Повести», сделанных в XIV — XVIII ст., дошло к нам свыше двухсот.  Изложение  в  них начинается  легендой  о  всемирном потопе, потом рассказывается о происхождении славян, их расселении, учреждении Киева и т.п. Хронологическое изложение ведется от 852 года.

«Повесть временных лет» распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, которые возникли позднее в монастырях или при княжеских дворах других городов — Галича, Новгорода, Твери. Такие летописи воссоздавали события, которые происходили в этих княжествах. Во всех летописях есть и очень краткие записи, и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические лица, приводятся их высказывания. Такие рассказы написаны образно, эмоционально, бодрым языком, поэтому летописи являются памяткой не только истории, а и художественной литературы.

  • Расскажите о летописях: их возникновении, важнейших списках, содержании и форме записей. Почему древнерусские летописи считаются памятками художественной литературы?
  • Какие летописные рассказы вы знаете? Перескажите их содержание.

Тогда в закладки — » Повесть временных лет. Сочинение на историческую тему

Новые сочинения:

Последующие редакции Повести временных лет

В период с 1116 по 1118 год над летописью поработал монах Сильвестр. А затем и неизвестный книжник из окружения Мстислава, сына князя Владимира Мономаха. Появилась вторая, а затем и третья версия Повести временных лет. Они обе сохранились до нашего времени. Вторая редакция вошла в состав Лаврентьевской, а третья – Ипатьевской летописи.

Почему Владимир Мономах решил исправить несторовскую летопись? Все дело в освещении правления Святополка Изяславича. Нестор прославлял князя, подробно рассказал о походе 1103 года на половцев, который возглавлял Святополк.

Под влиянием Мономаха Сильвестр переписал Повесть временных лет, дополнив ее вставками о негативных деяниях предыдущего правителя. В истории о походе на половцев Святополк Изяславич был отодвинут на второй план. Все лавры достались Владимиру Мономаху, хотя он был простым участником военных действий, а не главнокомандующим.

Сильвестр отредактировал летопись по заказу нового князя, но не продолжил ее ни на один год. Именно его версия стала официальной и использовалась как основа в дальнейших русских летописях. О работе Нестора можно судить только из отрывков, сохранившихся в «Киево-Печерском патерике».

В 1118 году летопись пополнилась новыми рассказами. Наибольший интерес вызывают истории о северных странах. Также много внимания уделено «Поучению Владимира Мономаха». Историки сходятся во мнении, что третья редакция принадлежит книжнику из окружения Мстислава Владимировича. Именно он был инициатором прославления дел своего отца Мономаха.

Даже в те далекие времена правители писали и переписывали историю под себя. Каждый автор пропускал события через призму своего понимания, а также политической ситуации в стране. Именно поэтому Повесть временных лет невозможно считать на 100% правдивым историческим документом.

Выбери ответ

В чем главная суть Несторовского труда

Специалисты, придерживающиеся неофициального взгляда на произведение, приписываемое Нестору Летописцу, считают, что оно было необходимо для обоснования самодержавия как единственной формы правления в России. Более того, именно эта рукопись ставила точку в вопросе об отказе от “старых богов”, указывая на христианство как единственную правильную религию. В этом-то и состояла его главная суть.

“Повесть временных лет” — это единственное произведение, в котором рассказывается каноническая версия крещения Руси, все остальные просто ссылаются на него. Уже одно это должно заставить очень пристально заняться его изучением. А еще именно “Повесть временных лет”, характеристика которой принятая в официальной историографии сегодня ставится под сомнение, является первым источником, повествующим о том, что русские государи произошли от Рюриковичей. Для каждого исторического труда очень важна дата создания. “Повесть временных лет”, имеющая исключительное значение для российской историографии, таковой не имеет. Точнее, на данный момент нет неопровержимых фактов, позволяющих указать даже конкретный год ее написания. А это значит, что впереди новые открытия, которые, возможно, смогут пролить свет на некоторые темные страницы истории нашей страны.

Пляжи в Картахене

История создания «Повести о Петре и Февронии»

Образы главных героев. Воспевание семейных ценностей, верности и любви

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была создана в середине XVI в. Описываемые в повести события, происходившие в XIII в., сохранились в устных народных преданиях. Они легли в сюжетную основу повести Ермолая-Еразма, инока псковского монастыря и писателя, уничижительно прозывавшего себя Ермолаем Прегрешным. Позже он был приглашен в Московскую митрополию, стал настоятелем дворцового собора в Кремле, занимался написанием житий святых. «Повесть о Петре и Февронии»стала самым известным из его сочинений, до наших дней дошло почти 150 вариантов списков. До сих пор точно неизвестно, кто был прототипами героев в реальности. Есть предположения, что это история муромского князя Давида Юрьевича, который женился на крестьянке.

Наряду с прославлением муромских святых в повести иносказательно поведано о силе веры и любви. Потому в содержании исторической повести, героями которой являются реальные люди, есть признаки житийного произведения, но в то же время используются сказочные мотивы, языческая и христианская символика, чудеса происходят религиозные и волшебные.Начало повести напоминает зачин волшебной сказки. В нем повествуется об истории муромского князя Павла, к жене которого стал являться змий-искуситель, принимая облик мужа. Княгиня поделилась с мужем своей бедой, Павел же надоумил ее выведать у змия причину его гибели. Женщина, польстив чудищу, узнала, что погибнет оно только «от Петрова плеча, от Агрикова меча».Чудесный меч ранее принадлежал сказочному богатырю, который одерживал победы над чудищами.

Брат Павла Петр решается на битву со змием. Разыскав меч, он в сражении победил злодея, но на него попала кровь змия. Тело Петра покрылось страшными струпьями, излечиться от которых не помог ни один лекарь. Однажды один из слуг князя случайно встретил крестьянскую девушку Февронию, которая удивила его своими мудреными загадками. Она согласилась вылечить князя, если Петр даст обещание жениться на ней. Петр выздоровел, но обещание не сдержал, не решаясь жениться на простолюдинке. Болезнь к нему опять вернулась, он, раскаявшись, вновь обращается к целительнице. Феврония не отказала в помощи. Выздоровев, князь женился на спасительнице.

Но бояре и их чванливые жены невзлюбили княгиню незнатного происхождения, потребовали ее изгнания. Петр и Феврония покидают Муром, живут уединенно в любви и согласии. Бояре же, начав борьбу за освободившийся княжеский престол, устроили смуту и кровопролитие. Поняв, что без Петра им не восстановить покой и порядок в городе, они просят князя вернуться. Вернувшись, Петр с женой стали править и жить по христианским заповедям.

На закате жизни Петр и Феврония припасли для себя гроб на двоих. Трогательный доказательством супружеской верности стала их кончина. Первым приближение смерти почувствовал Петр, он послал за женой, которая в это время работала над вышиванием церковного покрывала. Феврония, не завершив работы, сказала, что умрет вместе с мужем. После кончины их тела положили в разные гробы, но спустя день они оказались в общем гробу. Еще раз попробовали их разлучить, но все повторилось. Любовь их не покинула и за порогом смерти.

Как в традиционном житие, в образах главных героев повести есть черты святости. Они благочестивы и смиренны, ведут праведную жизнь, выдерживают испытания, предчувствуют свою кончину. Но от канонического жития повесть отличается тем, что нет рассказа о детстве героев, о том, как зародилась их вера, какие лишения и страдания они ради веры вынесли. Главная героиня – бедная молодая крестьянка, главным достоинством которой является мудрость. Сначала кажется, что Феврония заставила князя жениться на себе ради выгоды. Но постепенно становится понятно, что не нужны ей богатство и высокое положение. А Петр обрел свое главное богатство в лице мудрой жены, которая стала хранительницей семейных ценностей, любви и согласия.

8 июля у православных христиан отмечается день поминовения святых князя Петра и Февронии Муромских. Эту дату стали считать праздником семьи, любви и верности.

Пётр и Феврония

Первая редакция Повести временных лет

Считается, что первую версию летописи создали в период между 1110 и 1113 годом. Документ представлял собой пространный летописный свод различных исторических событий. Его автором считается монах Нестор, но вполне возможно, что у него были помощники. Первоначальный текст не сохранился. Но отдельные его рассказы отображены в «Киево-Печерском патерике», сохранившем указание на авторство Нестора.

Главные темы, рассматриваемые в летописи:

место русичей среди других славянских народов;
взаимоотношения русских князей;
политические отношения Руси с соседями;
влияние христианства на русичей;
опасность со стороны половцев;
родственные отношения князей Руси с правителями других стран;
важность строительства храмов, монастырей.

Повесть временных лет – это древний обзор внешней и внутренней политики государства. Летопись подтверждает развитое национальное самосознание людей того времени. Автор призывает князей к миру, прекращению междоусобиц. Но вместе с тем делает акцент на необходимости борьбы с внешним врагом

Для Древней Руси было важно отстаивать независимость. Даже если для этого нужно было вступить в борьбу с более сильным противником

Первая версия летописи отражала политическое видение Святополка Изяславича. В 1113 году после кончины князя к власти пришел его оппонент – Владимир Мономах. Сразу же появилась необходимость в переписывании истории. Этим занялся монах Сильвестр.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий