Жизнь василия фивейского

Краткое содержание: Жизнь Василия Фивейского

Отец Василий всю свою жизнь построил как муравей, складывающий песчинку к песчинке: поженился, стал священником, родил на свет дочь и сына. А через семь годков жизнь его осыпалась прахом. Сын его утоп в реки, жена от горя стала пьяницей. Покоя не нашел отец Василий и в божьем храме, люди стали его сторонится, староста не скрываясь презирать

Даже на день рождения к нему пришел лишь один причт, уважаемые соседи-сельчане не жалуют батюшку вниманием. Ночью пьяная жена добивается от него ласки, хрипло умоляя отдать ей сын

Чтобы он, поп проклятый, дал ей сына. И страсть в нем побеждает целомудрие.

Рожденного мальчика в честь умершего брата назвали Василием. Вскорости становится понятным, что дитя — идиот; ещё невыносимей стала жизнь. Прежде думал отцу Василию, что земля малюсенькая, а он один на ней, огромный. Теперь вся эта земля вдруг населилась людьми, все идут к нему исповедоваться, а он, бес стыда и жалости требует от каждого из них правды, сдерживая ярость, говорит им что ничего не может он поделать, не Бог он, у него пусть просят. Он призвал к себе горе и оно все стекается и стекается до него по всей земле. А он не в силах уменьшить людское горе и все повторяет, что Бога надо просить, хотя сам уж сомневается, что Бог намерен облегчать людям страдания.

Как-то в Великий пост ему на исповедь пришел нищий калека и сделал ужасное признание. Снасильничал он десять лет тому назад девочку в лесу, потом задушил ее и прикопал там же. Многим уже священникам рассказал убийца о своей тайне, но никто ему не поверил. Он и сам теперь думает, что это лишь злая сказка и сказывая о ней в следующий раз он добавляет к ней новые детали, меняя облик несчастной жертвы. Отец Василий сразу же верит в то, что услышал, словно он сам совершил преступление. Он падает на колени перед злодеем и восклицает, что везде ад, на земле и на небе. Тогда где же рай? Червь он или человек? Почему Бог оставил его. Не стоит верить в ад, не стоит боятся. Ада нет. Он будет в раю, с праведниками, святыми. В ту ночь, в канун Страстной пятницы, священник признался жене, что больше не может ходить в церковь. Он решил как-то прожить лето, а осенью уехать, сняв с себя сан, куда придется вместе с семьей подальше отсюда.

Это решение принесло мир в дом. Отдохнула душа их три месяца. А самом конце июля, в доме его разгорелся пожар, пока Василий был на покосе, и в нем заживо сгорела его жена. Он долго ходил по палисаду старика дьякона, который служил с ним и приютил его с дочерью и сынишкой после пожарища. И странные мысли посетили отца Василия: огонь этот не являлся ли огненным столпом для него, как тот, что явил Господь евреям, указывая тем дорогу в пустыне. Бог решил его жизнь превратить для того, чтобы он отец Василий, не мыкался больше по проторенным дорогам.

И впервые за многие годы, он склонил голову в смирении и произнес тем утром, что на все Его святая воля. Люди, видевшие его, встретили перед собой нового незнакомца, вопрошающего с улыбкой, почему они так смотрят на него, ведь он не чудо. Священник отослал дочку к сестре в город, построил новый дом и зажил там с сыном, читая тому Евангелие вслух и сам вновь будто первый раз слыша про излечение слепого и воскресшего Лазаря. Проповеди он теперь проводит ежедневно, тогда как раньше по праздникам лишь. Дал он монашеский обет и держит строгий пост. И это его поведение стало настораживать сельчан. Когда умер Мосягин Семен, мужик из деревни, назначенный священником работником в помощь церковному старосте, все решили, что виновен в том поп.

Староста пришел к отцу Василию в церковь и напрямую сказал, что бы тот уходил из деревни, от него сплошные несчастья, что гибель от него только людям. А отец Василий, боявшийся до того старосту и снимающего перед ним шапку, выгнал того из церкви как пророк из Библии, с яростным пламенем во взгляде. Отпевание Семёна читали в Духов день. В церкви стоял запах тления, на улице была темень, как ночью. В толпе прихожан прошла тревога. Тут разразилась гроза, отец Василий прервал молитвы и захохотал торжественно и без звука, как Моисей, увидевший Бога. Он подошел к гробу и приказал покойнику встать. После того, как покойник даже не шелохнулся, отец Василий начал трясти гроб и выкинул из него труп. Народ в ужасе покидает церковь, думая, что в священника вселился демон. А тот продолжает обращаться к мертвецу. Через него он борется с Богом, требуя у того чуда. Охваченный гневом, отец Василий выбежал из храма и помчался через деревню в чистое поле. Там, на широкой дороге и нашли его на следующий день мужики.

Краткое содержание повести «Жизнь Василия Фивейского» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Жизнь Василия Фивейского». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты

Характеристика главного героя

Жизнь Василия – это цепь жестоких испытаний его веры: тонет сын, спивается попадья. Но священник повторяет: «Я верю». Он верит «торжественно и просто». Жизнь обнажает таинственные недра: время радости и ожидания второго сына сменяется жестокой правдой — сын болен, над всеми господствует страшный образ идиота. Тогда становится Василий безучастным и спокойным и думает «о Боге». И этого же требует от людей, приходивших на исповедь, но горе и сомнения в глубине души вопрошают: «Где же твой Бог?»

Вынимает из петли жену и кричит в небо: «И Ты терпишь это!» Горит дом, умирает жена. Он произносит: «Да будет воля Твоя». И снова непоколебим. Его вера крепнет настолько, что он ощущает себя избранником и в религиозном экстазе подвергает себя серьезному испытанию – пытается воскресить мертвого. Три раза восклицает: «Тебе говорю, встань!» Но холодным дыханием смерти отвечает мертвец.

Василий потрясен: «Зачем я верил? Зачем Ты дал мне жалость и любовь к людям? Зачем Ты держал меня всю жизнь в рабстве и оковах?» Жуткая правда о пустоте, к которой он взывал, и бессмысленность его страданий убивают отца Василия. Его мир рушится, но даже мертвый он как будто продолжает бежать и искать ответа.

Леонид Андреев — Жизнь Василия Фивейского

116 0

Как муравей — песчинка к песчинке — строил отец Василий свою жизнь. Женился, сталсвященником, произвел на свет сына и дочь. Через семь лет жизнь рассыпалась в прах. Утонулв реке его сын, жена с горя стала пить. Покоя не находит отец Василий и в храме — людиего сторонятся, староста открыто презирает. Даже на именины к нему приходит только причт,почтенные односельчане не удостаивают батюшку внимания. По ночам пьяная жена требуетот него ласк, хрипло моля. «Отдай сына, поп. Отдай, проклятый!» И страсть ее побеждаетцеломудренного мужа.Рождается мальчик, в память покойного брата нарекают его Василием. Вскоре становится ясно,что ребенок — идиот. Еще нестерпимее делается жизнь. Прежде отцу Василию казалось. Землякрохотная, а на ней он один, огромный.

Теперь эта земля вдруг населяется людьми, все они идутк нему на исповедь, а он, безжалостно и бесстыдно требуя от каждого правды,со сдержанным гневом повторяет. «Что я могу сделать. Что я — Бог. Его проси!»Он позвал к себе горе — и горе идет и идет со всей земли, и он бессилен уменьшитьземное горе, а только повторяет. «Его проси!» — уже сомневаясь в желании Бога облегчитьлюдское страдание.Как-то Великим постом исповедуется ему нищий калека. Страшное признание делает он: десятлет назад изнасиловал в лесу девочку, задушил ее и закопал. Многим священникам сообщалзлодей свою тайну — и никто ему не верил. Он и сам стал думать, что это — злая сказка,и, рассказывая ее в следующий раз, придумывал новые подробности, менял облик бедной жертвы.Отец Василий — первый, кто верит услышанному, словно сам совершил злодеяние.

Упав на колениперед убийцей, священник кричит. «На земле ад, на небе ад! Где же рай. Ты человекили червь. Где твой Бог, зачем оставил тебя. Не верь в ад, не бойся. Ада не будет!Ты окажешься в раю, с праведными, со святыми, выше всех — это я тебе говорю!…»В ту ночь, накануне Страстной пятницы, отец Василий признается жене, что не может идтив церковь. Он решает пережить как-то лето, а осенью снять с себя сан и уехатьс семьей куда глаза глядят, далеко-далеко…Это решение вносит в дом покой. Три месяца отдыхает душа. А в конце июля, когда отецВасилий был на сенокосе, в доме его вспыхивает пожар и заживо сгорает жена.Он долго бродил по саду старого дьякона, служащего с ним и приютившего с дочерьюи сыном после пожара.

И чудны мысли отца Василия. Пожар —не был ли таким же огненным столпом, как тот, что евреям указывал путь в пустыне?Всю его жизнь Бог решил обратить в пустыню — не для того ли, чтобы он, Василий Фивейский,не блуждал более по старым, изъезженным путям?…И впервые за долгие годы, склонив смиренно голову, он произносит в то утро:«Да будет святая воля Твоя!» — и люди, увидевшие его в то утро в саду, встречаютнезнакомого, совсем нового, как из другого мира, человека, спрашивающего их с улыбкою:«Что вы так на меня смотрите. Разве я — чудо?»Отец Василий отправляет дочь в город к сестре, строит новый дом, где живет вдвоем с сыном,читая ему вслух Евангелие и сам будто впервые слушая об исцелении слепого, о воскрешенииЛазаря. В церкви он теперь служит ежедневно (а прежде — лишь по праздникам).

Наложилна себя монашеские обеты, строгий пост. И это новое его житие еще больше настораживаетодносельчан. Когда погибает мужик Семен Мосягин, определенный отцом Василием в работникик церковному старосте, все сходятся на том, что виноват — поп.Староста входит к отцу Василию в алтарь и впрямую заявляет. «уходи отсюда. От тебяздесь одни несчастья. Курица и та без причин околеть не смеет, а от тебя гибнут люди».И тогда отец Василий, всю жизнь боявшийся старосту, первый снимавший шляпу при встрече с ним,изгоняет его из храма, как библейский пророк, с гневом и пламенем во взоре…Отпевание Семёна совершается в Духов день. По храму — запах тления, за окнами темно,как ночью. Тревога пробегает по толпе молящихся. И разражается гроза.

Прервав чтениепоминальных молитв, отец Василий хохочет беззвучно и торжествующе, как Моисей, узревшийБога, и, подойдя ко гробу, где лежит безобразное, распухшее тело, зычно возглашает. «Тебеговорю — встань!»Не слушается его мертвец, не открывает глаз, не восстает из гроба. «Не хочешь?» —отец Василий трясет гроб, выталкивает из него мертвеца. Народ в страхе выбегает из храма,полагая, что в тихого и нелепого их пастыря вселились бесы. А он продолжает взыватьк покойнику. Но скорее стены рухнут, чем послушается его мертвец…Да он и не с мертвецом ведет поединок — сражается с Богом, в которого уверовалбеспредельно и потому вправе требовать чуда!Охваченный яростью, отец Василий выбегает из церкви и мчит через село, в чисто поле, гдеоплакивал не раз свою горькую судьбу, свою испепеленную жизнь.

Там, среди поля, и найдут егоназавтра мужики — распластанного в такой позе, будто и мертвый он продолжал бег….

Проблема веры в рассказах Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и «Иуда Искариот»

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

В 1907 году Леонид Андреев, возвращаясь к библейской проблеме борьбы

добра со злом, пишет рассказ «Иуда Искариот», в котором создает образы

«прекрасного цветка»(Иисус)и «ужасного

осьминога» с раздвоенным лицом(Иуда лох)

В повествовании они представляют два полюса: Христос –

добро, Искариот – зло. Уже исходя из заглавия рассказа, можно сделать вывод,

что на первый план автор выводит фигуру Иуды. Именно этот герой, сложный,

противоречивый и страшный, и

его поступок привлекли внимание писателя и подтолкнули к созданию своей версии

событий 30-х годов начала нашей эры и к новому пониманию категорий «добро и

зло».

Взяв за основу евангельскую легенду о предательстве Иуды, Андреев

переосмысливает ее сюжет и наполняет новым содержанием. М. Волошин в своей

рецензии на книгу писал: «Для искусства нет ничего более благодарного и

ответственного, чем евангельские темы.… Только имея под собой твердую основу во

всенародном мифе, художник может достичь передачи тончайших оттенков своего

чувства и своей мысли» .

Однако М. Волошину показалось неделикатным и даже грубым внедрение андреевского

«Я» в «законченные» кристаллы евангельского рассказа» .

Но в этой прямоте и бесцеремонности – весь Андреев. Он смело перекраивает

двухтысячелетние образы, чтобы читатель еще раз задумался над тем, что есть

добро и зло, свет и тьма, истина и ложь. Пропустив евангельские события через

призму своего сознания, писатель заставляет и читателя пережить открытую им

трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, — но и в

людях, легко предающих своих кумиров. Уже первые строки повествования помогают читателю представить Иуду, как носителя темного, злого и греховного начала

Андреевский Иуда – не символ, а живой человек. В нем переплелосьмножество страстей и чувств. Несомненно, что любит он Христа искренне и сильно.Но Иуда обижен им и не может примириться с тем, что не он, а Иоанн являетсялюбимым учеником Иисуса. Чувство душевной ревности, испытываемое Иудой, близкои понятно нам. Но Андреев помогает осмыслить это чувство в новом аспекте, ипосле прочтения рассказа мы делаем вывод: от ревности до преступления один шаг.Андреевский Иуда не ради денег (как в одной из Евангелий) совершает своепреступление.Им движет обиженная любовь. И странным образом рассказ Андреева, которогомногие церковные критики обвиняли в кощунстве и безнравственности, наводит наглубоко нравственную мысль: любовь не должна быть обиженной, она должна бытьблагородной.«Жизнь Василия Фивейского» Тема веры и безверия затрагивается Леонидом Андреевым в повести «Жизнь Василия Фивейского». Это одно из первых произведений, работая над которым, писатель обращается к древнейшему источнику — Библии. В рассмотренной повести Л.Андреева отчетливее, чем во многих иных его произведениях, запечатлелись так и оставшиеся в финале незавершенными искания истинной веры, которая могла бы не просто примирить человека с катастрофическими испытаниями действительности, но и приблизить его к родственному Богообщению. Постижение проблемы веры Андреева тяготеет к представлению о мистическом характере сущностных начал бытия, но, в отличие от сторонников христианства и символистов, видит в них не освобождающую человека, а губительную, враждебную силу. Однако это не приводит к мысли о человеке-рабе, изначально бессильном и ничтожном перед властью рока, в духе декадентского мировоззрения. Леонид Андреев своими рассказами заставляет нас думать, в чём искать человеку опору в этой жизни, каково значение рока ,как противостоять ударам судьбы. Пороки человеческие, слабости, естественно распространяются на общество в ,котором живёт человек , так как государством правят такие же грешные люди .И тех людей , которые стараются следовать закону божьему несчастья также не обходят стороной. Один из мощнейших рассказов Леонида Андреева «Василий Фивейский», рассказ ,который потрясает ,который заставляет человека содрогаться перед такими несчастьями ,которые могут обрушиваться на одну семью. Но возникает вопрос ,что, мало ли в наше время подобных ужасов ? Что мы можем изменить в этой жизни ,как повлиять на неё?. Ответ можно найти можно найти только в чтении и осмыслении святого писания. Василий Фивейский не пытается роптать на судьбу, рвать на себе волосы и желать гибели слабым и больным, он пытается даже быть опорой и поддержкой им . В своих размышлениях Андреев наталкивается на мысль, что перед Богом все равны : и верующие , и не понимающие веры ; и обычные люди , и посвящённые в священный сан . Священник , принимающий исповедь, является проводником ,через руку которого происходит Таинство ,но не является человеком свободным , как и всякий человек, от искушений ,от несения своего креста. Рассказы Андреева,как и святое писание,не дают прямых ответов,а заставляют о многом задуматься и ещё раз перечитывать Библию и Евангелие. Что такое вера для современного человека-поддержка ,утешение? И может ли она стать сутью его существования? 4.Соотношение мистики и реальности в романе СОЛОГУБА «Мелкий бес» В романе изображена душа зловещего учителя-садиста Ардальона Борисовича Передонова на фоне тусклой бессмысленной жизни провинциального города. Зависть, злость и предельный эгоизм довели Передонова до полного бреда и потери реальности.Передонов, учитель русского языка, томится в ожидании места инспектора, которое ему обещано далёкой княгиней, правда, обещано не ему лично, а через его сожительницу, «троюродную сестру» Варвару. «Сумрачными глазами» Передонов глядел на мир и людей («На улице всё казалось Передонову враждебным и зловещим»).Параллельно развёртывается панорама окружающей жизни, — всего того, что лепится к среднему, «маленькому», человеку, и хоть эта жизнь словно стеной отгорожена от Передонова, — он вовсе не антигерой: «под конец романа, — пишет какой-то критик— вас уже страшит не этот маньяк, не сам Передонов, а то общество, которое нисколько не лучше его. Матери и невесты наперебой стараются его залучить в свою семью. Окружающие преспокойно с ним уживаются. Пусть всем известно, что эти люди, быть может, нередко даже просто психически ненормальны, но с ними считаются». («Передоновщина — не случайность, а общая болезнь, это и есть современный быт России» — подтверждает сам Сологуб.)

«Мелкий бес» опирается н ареалистическую эстетику. Его связь с художественными системами Гоголя, Достоевского и Чехова несомненна. Сологуб противопоставляет видимость сущности. Видимость такова, что в описываемом городе «живут мирно и дружно. И даже весело. Но все это только казалось»,- предупреждает Сологуб. Автор романа не приемлет той жизни, о которой повествует. На этом настаивали революционно настроенные писатели-современники (в частности,Горький и Блок, отмечавшие общественную ценность романа и образа Передонова), это особенно видно в главах, которые в композиционном отношении почти повторяют прием «Мертвых душ» (посещение героем разных лицс одной целью). Передонов обходит влиятельных особ города. В описании этих визитов, в рассуждениях и манерах «отцов города» собрано множество признаков локального времени (90-х годов). Ведутся разговоры о воспитательном значении смертной казни, книге некоей г-жи Штевен, роли дворянства в обществе и т. д

Если суммировать оценки повествователя и принять во внимание его саркастически-иронический тон, то повествователь

выходит достаточно «прогрессивной» фигурой. Социальные изменения, желанные автору, приобретают утопический

характер, причиной чему является мысль о неизменности «низкой» человеческой

природы. Слова Передонова о будущей жизни пародируют чеховские мечты: «- Ты

думаешь, через двести или триста лет люди будут работать?.. Нет, люди сами

работать не будут… на все машины будут: повертел ручкой, как аристон, и

готово. Да и вертеть долго скучно». Собеседник Передонова, Володин,

радостно подхватывает эти слова, но грустит о том, что «нас тогда уже не

будет». «- Это тебя не будет, а я доживу», — возражает Передонов. «- Дай

вам бог,- весело сказал Володин,- двести лет прожить да триста на карачках

проползать». Вся эта сцена — профанация «философии надежды». Пелена

нелепости заслоняет собою радужные мечты.

Декорации провинциального города, рассадника сплетен, слухов, клеветы

и дикости, имеют важное, но вовсе не принципиальное значение. В романе нет. противопоставления «нашего города» иной форме существования

противопоставления «нашего города» иной форме существования

В каком-то плане «Мелкий бес»можно рассматривать как роман о надежде Передонова благодаря помощи Варварып олучить место инспектора. Хотя все мысли Передонова крутятся вокруг желанного места, его надежды равны нулю с самого начала. Ясно, что Варвара

не способна добиться места для Передонова, но она стремится выйти за него

замуж, растравляя его надежды (посредством подложных писем к княгине). В

результате роман о надежде превращается в роман о гнусном надувательстве.

Образ России, созданный Сологубом,- это образ страны, у которой

нет будущего, потому что в ней, по Сологубу, нет сил, способных к

творческой деятельности. Автор сам употребил в предисловии к роману понятие

«передоновщина», которое по аналогии с «обломовщиной» способно приобрести

значение национального мифа. Но этот миф гораздо мрачнее не только «милой»,

облюбованной отечественным сознанием «обломовщины», но и выводка

гоголевских «мертвых душ», ибо в поэме дан светлый образ России,

преодолевающей наваждение («птица-тройка»). У Сологуба опять-таки нет

противопоставления «данного» — «идеальному». Его образ России тождествен

самому себе. И если в гоголевской поэме души мертвы и неподвижны, то у

Сологуба вместо некрополя — царство безумия. Слово «глупый» — одно из наиболее часто встречающихся в романе.

Оно характеризует значительное количество персонажей и явлений.

Роман «Мелкий бес» — шалунишка, прикидывается не тем, чем он есть на самом деле. Заманивает мистическим названием, соблазняет инфернальным сиянием, обещая чуть ли не хоррор. Настраиваешься, по меньшей мере, на философскую притчу, а получаешь реалистическую вещицу из гимназической жизни — искусственную и старомодную, с проблесками бытовых зарисовок из далекой полузабытой реальности. Роман не просто реалистический, а почти автобиографический. И в образе Пыльникова и Передонова сам автор, будто вознамерившийся сыграть все роли в театре одного актера.

Мелкий бес это сам Передонов, это авторское эго, преломлённое в кривом зеркале, уменьшенное в одних своих чертах и чудовищно раздутое в других. Он — циник, трус и мелкий пакостник — не удержится от того, чтобы не устроить ближнему своему какую-нибудь подлянку: свалит свой проступок на горничную, донесёт, подговорит на порку любимого чада, выставит кого-нибудь в совершенно неприглядном свете.

Передонова страшит сама жизнь. Передонов не может объяснить себе своей тоски и страха, он не знает, откуда он, он лишь чувствует, что «погибает», — остаётся только буквально «чураться». А в страх приводило его всё: улицы, трава, птицы, весь земной мир. Этот ужас и мрак Передонова вырвался наружу и воплотился в невоплотимой «недотыкомке»(это какая-то хрень типа мыши,которую выдумало его больное воображение) : «Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределённых очертаний, — маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась, и дрожала, и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась, — серая, безликая, юркая». Недотыкомка изводила Передонова, и она же томила самого автора, написавшего стихотворение «Недотыкомка серая…».

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒ 

Жанры

Карьера, кадры

  • Классический детектив
  • Полицейский детектив
  • Боевик
  • Иронический детектив, дамский детективный роман
  • Исторический детектив
  • Шпионский детектив
  • Криминальный детектив
  • Политический детектив
  • Про маньяков
  • Крутой детектив
  • Триллер
  • Детективы
  • Биографии и Мемуары
  • Публицистика
  • Документальная литература
  • Военная документалистика и аналитика
  • Кулинария
  • Домашние животные
  • Хобби и ремесла
  • Развлечения
  • Здоровье
  • Боевые искусства, спорт
  • Семейные отношения, секс
  • Домоводство
  • Драматургия
  • Драма
  • Культурология
  • Искусство и Дизайн
  • Сказки народов мира
  • Проза для детей
  • Фантастика для детей
  • Детская остросюжетная литература
  • Детская образовательная литература
  • Детская литература
  • Современные любовные романы
  • Исторические любовные романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Эротическая литература
  • Любовные романы
  • Любовное фэнтези, любовно-фантастические романы
  • История
  • Психология и психотерапия
  • Философия
  • Политика
  • Юриспруденция
  • Физика
  • Научная литература

Поэзия

  • Исторические приключения
  • Вестерн, про индейцев
  • Морские приключения
  • Путешествия и география
  • Природа и животные
  • Приключения
  • Приключения для детей и подростков
  • Приключения в современном мире
  • Проза
  • Классическая проза
  • Историческая проза
  • Современная русская и зарубежная проза
  • Контркультура
  • Русская классическая проза
  • Советская классическая проза
  • Проза о войне
  • Роман, повесть
  • Малые литературные формы прозы: рассказы, эссе, новеллы, феерия

Фанфик

  • Религиоведение
  • Самосовершенствование
  • Религия, религиозная литература
  • Христианство
  • Православие
  • Справочники
  • Справочная литература
  • Античная литература
  • Европейская старинная литература
  • antique
  • Альтернативная история
  • Боевая фантастика
  • Эпическая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Детективная фантастика
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Социально-психологическая фантастика
  • Ужасы
  • Юмористическая фантастика
  • Фэнтези
  • Научная Фантастика
  • Городское фэнтези
  • Постапокалипсис
  • Фантастика
  • Мистика

Мифы. Легенды. Эпос

  • Анекдоты
  • Юмористическая проза
  • Юмор

Образ Василия

Жизнь главного персонажа — цепочка тяжелых испытаний его веры: сын утонул, жена пьет. Но поп не устает говорить: «Я верю». Вера Василия «проста и торжественна». Жизнь показывает ему скрытые глубины: радость при ожидании еще одного сына меняется жестокой реальностью — мальчик больной, над семьей доминирует ужасный образ идиота. Именно в то время священник стал безучастным и смиренным, думая «о Боге». Того же требует от прихожан, которые обращались за исповедью, но сомнения и печаль в душе спрашивают его: «Где ж твой Бог?».

Сгорел дом, погибает супруга. Он восклицает: «Да будет воля Твоя». И заново несокрушим. Его вера укрепляется так, что Василий себя чувствует избранным Богом, и в этом экстазе он подверг себя тяжелому испытанию — хочет воскресить усопшего. Трижды прокричав: «Тебе говорю, встань!». Однако холодным дыханием смерти ответил ему покойный.

Анализ произведения

Сюжет произведения не редко сопоставляют с Книгой Иова. Но повесть лишь внешне похожа на историю из Библии. Иов терпел несчастья и понял, что не может постичь Бога. Он стал смиренным. А Василий в ярости кричит: «Зачем я верил?». Произведение Андреева — это смелая попытка пошатнуть основные религиозные убеждения — веру в чудеса. Автор написал историю, наполненную драматизмом, где измученный горем священник превращается в богоборца.

Он решает с помощью своей веры воскресить покойного. Но чуда нет, вера разрушена. В произведении Андреева чувствуется ощущение неудовлетворения и непонимания, дух протеста и ярости. Над символическими слоями произведения находится реалистичная нотка, которая рассеивает иллюзии и призраки. Анализ повести позволяет увидеть через нее символизм, что писатель призывает к осознанному и разумному сражению.

Предыдущая
Краткое содержание»Зойкина квартира» — краткое содержание пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова
Следующая
Краткое содержание«Обезьяний язык» — анализ рассказа Михаила Зощенко

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий