Душевная драма катерины

2 вариант

В 1859 году Островский создал пьесу «Гроза», в которой обличил пороки как временного периода, в который она была создана, так и людей. Главной героиней является Катерина, которая набожна, романтична. Но выйдя замуж за Тихона, она попала в дом Кабановых, где она попадает под постоянные упрёки хозяйки дома, угнетение. В доме также проживает сестра Тихона — Варвара, которая живёт в таких же условиях, как и его жена. Но с другой стороны она похожа на мать: такая же расчётливая, изворотливая и хитрая. Несмотря на такую схожесть, Катерина и Варвара имеют различия.

Девушки в детстве выросли в разных условиях. Катерина говорит про своё детство с воодушевлением и грустью, она скучает по тому времени. Мать любила, холила и лелеяла её, одевала как куклу, она была вольна делать всё что захочет. Девочка была весьма эмоциональна и могла легко поддаться эмоциям. Это она пронесла и во взрослую жизнь, но теперь уже не может уплыть на лодке через Волгу или убежать в лес. В таком воспитании Катерина чётко нарисовала в голове образ идеальной семьи, она хотела любить и быть любимой, чувствовать поддержку и опору в виде мужа и детей. В отличие от Катерины, Варвара выросла в доме Кабановых, где, казалось, всегда царил домострой. Девушка была достаточно свободолюбива, но эта вольность ограничивалась тем, что дом семьи был влиятельным в Калинове, и члены семьи всегда должны были соответствовать.

Таким образом, перед двумя героинями встаёт выбор: прогибаться под законы «тёмного царства», Домостроя, или жить как душе угодно. Катерина выбирает первое и губит свою душу. Она понимает свою обязанность подчиняться мужу, свекрови, заниматься домашними делами. Из-за этого во встречах с Борисом она видит страшный грех. Варвара же только снаружи прислушивается к законам Домостроя, на самом деле она всегда делает всё по-своему. Она привыкла врать, подстраиваться под обстоятельства и получать выгоду из этого. В одну ночь она поддаётся желанию и уходит гулять с Кудряшом до утра.

У обеих девушек есть возлюбленный. У Катерины это, к сожалению, племянник Дикого Борис. Она влюбляется в него, но уже тут начинается внутренний конфликт. Она не может поверить, что в ней загорелось желание изменить мужу. Во время командировки Тихона Катерина всё-таки поддаётся уговорам Варвары и идёт гулять с Борисом. После этого в душе девушки происходит раскол, она не может примириться с грехом и видит в самоубийстве единственный путь искупления. Даже после признания она думает, что люди будут смотреть на неё искоса. Для Варвары такое поведение обыденно, она бы никогда не оказалась в таком состоянии внутреннего противоречия. Главное, чтобы всё «шито-крыто» было. Главным для себя она ставит себя и свои желания и не противится им.

Таким образом можно сделать вывод, что Островский вводит противоположных героинь с целью более полного раскрытия характера Катерины. Но с другой стороны можно рассматривать их как «сестёр по несчастью». Также Варвара частично виновата в смерти девушки, так как именно она предлагает главной героине поддаться чувствам и изменить мужу.

Вариант 2

Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.

В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.

Кате остается покориться воле семьи и постоянно угождать Кабановой и стать рабыней супруга. Девушка была гордой и не хотела для себя такой жизни. Она приняла решение умереть, зная, что совершит грех. В своей участи Катерина никого не винила, но и не хотела так жить. В последние моменты жизни перед ее глазами промелькнули все домашние кошмары. Катерина не хочет больше быть жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга. Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть.

Характеристика героини

После прочтения повести Лескова, сложно дать однозначную характеристику Катерины Измайловой. Судьба героини была довольно непростой

Она не отличалась особой красотой, но умела обратить на себя внимание. Её внешности можно дать следующую цитатную характеристику:

«Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шёл всего двадцать четвёртый год; росту она была невысокого, но стройная, шея, точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы».

Благодаря описанию Екатерины в этой цитате, у читателя перед глазами вырисовывается её портрет.

В самом начале произведения автор описывает спокойный характер героини, его даже можно было назвать эталонным. К сожалению, в течение жизни ей пришлось столкнуться с множеством испытаний. Замуж она вышла за взрослого мужчину, к которому у неё не было никаких чувств. Катерина переехала жить к нему в дом и там начала заметно увядать. Муж не обращал на неё никакого внимания, от этого девушка перестала получать радость от жизни.

Спустя время героиня встретила Сергея и сразу же в него влюбилась. Эти чувства вскружили ей голову, она больше не могла думать ни о чём другом. Как бы она ни хотела скрыть всё это, её секрет был раскрыт. Об отношениях Катерины и Сергея стало известно другим людям. Отчаивающаяся девушка пошла на страшный грех — убийство мужа и свёкра. Она пыталась убить и маленького племянника супруга, но тот чудом остался жив.

Лесков в своём произведении по-разному описывает Катерину. Вначале читатель узнал её как хрупкую и нежную девушку, но после замужества она превратилась в безрадостную серую мышь. Попадая в различные стрессовые ситуации, Катерина забывала обо всех сложившихся нравственных принципах и вела себя как жуткая эгоистка. Отсюда и различия в характеристики главной героини.

Причины жестокого поведения

Если задуматься над тем, какой была печальной судьба Катерины, можно попробовать посмотреть на её поведение иначе. Возможно, если бы в её жизни всё складывалось по-другому, она и не пошла бы на все эти страшные поступки. Причины, почему девушка стала преступницей:

  1. Катерина не знала, как это — любить по-настоящему.
  2. Общество не принимало её такой, какая она есть.
  3. Девушка мечтала, чтобы её искренне полюбили и заботились о ней.

Спустя время ей повезло она познакомилась с Сергеем. Мужчина смог растопить лёд в её душе и наполнить теплом. Если речь шла о сохранении любви, Катерина могла совершить любые, даже самые страшные поступки. Она боялась потерять то, что так давно искала.

Не нужно считать героиню настоящей эгоисткой. Измайлова была сильна духом и отдавала отчёт всем своим поступкам, девушка понимала, ради чего она всё это делает. Ей не было стыдно, и никто не смог её сломить.

Сравнение с другими персонажами

Некоторые литературные критики видят сходства между образом Катериной Измайловой и Катериной Кабановой, героиней произведения Островского «Гроза». Между ними действительно было много общего. Обе девушки были молоды, красивы и несчастны в браке. Вся их жизнь была невыносимой и проходила в четырёх стенах. От отчаянья они идут на необдуманные поступки. В результате героини становятся жертвами любви: их предают те, кому они доверяли.

У некоторых читателей образ Катерины Львовны Измайловой может вызвать дикий ужас. Она настолько была разочарована жизнью, что не видела другого выхода, поэтому и пошла на такие страшные поступки. На тему причин поведения героини написано множество сочинений и эссе, среди авторов немало тех, кто искренне сочувствует её судьбе.

Война и мир

Роман Толстого «Войн и мир» рассказывает о военных и довоенных, а также, послевоенных событиях девятнадцатого века. Главные исторические события – война Наполеона Бонапарта с Россией. Читать далее

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
  • Сочинение Отношение Чичикова к помещикам В бессмертном произведении Гоголя Мертвые души мы встречаем большое количество персонажей, которые, несомненно, отражали русскую действительность и передавали отношение Николая Васильевича к таким людям, как помещики
  • Сочинение про Интернет на русском языке Всемирная паутина окутала уже миллионы людей по всей планеты, все они уже просто не представляют свою жизнь без интернета. Сейчас почти каждый дом может позволить себе услугу интернета, я в том числе являюсь активным пользователем
  • Анализ произведения Княгиня Трубецкая Некрасова Поэма «Русские женщины» Некрасов написана в 1871-1872 г. Первая часть посвящена самоотверженному поступку княгини Трубецкой, первой их жен декабристов, решившей уехать к месту каторги осужденного муж
  • Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Гроза

Влюбленность главной героини

Душевное состояние Катерины в пьесе «Гроза» усугубляется с появлением Бориса — молодого человека, приехавшего из Москвы ради получения богатства в наследство. У девушки сразу возникли чувства к нему. Героиня всегда чувствовала, что она хочет любить и отдавать кому-то свою любовь. Их чувства быстро вспыхнули и стремительно развивалась.

С самого начала зарождения любви Катя внимательно прислушивается к себе: она чувствует, словно начинает заново жить, с ней происходит нечто неведанное ранее. Но все же изначально она старалась гнать прочь мысли о Борисе и приводила себе аргументы против молодого человека:

  1. «Я не хочу его знать!».
  2. Но спустя мгновенье Катя признается, что о чем бы она ни думала, молодой человек все равно стоит у нее перед глазами. Она пытается осилить себя, но не в силах его прогнать.
  3. Девушка остается верной своему мужу, собственному характеру и моральным устоям. Она решает: «Уж лучше я буду терпеть, пока терпится».

Возможно, именно горечь неволи и несчастной жизни с мужем толкнула Катю на столь опрометчивый шаг. Она решается пойти в сад, где ее ждал любимый. С одной стороны, ей было все равно, что об этом подумают люди, но с другой, даже подойдя к калитке, она сомневалась, стоит ли оно того. Однако Катерина пренебрегает христианскими законами и решается на измену. Ее встречи с возлюбленным закончились с приездом мужа.

Такие строгие рамки

Но рамки купеческого общества не позволяют ее душе раскрыться. Ее светлые сны и мысли, которыми она делится с сестрой мужа Варей, никому не нужны и непонятны. В купеческой среде нет места искренности и любви, свободе души и чистоте помыслов.

С детства Катя привыкла к безвозмездной любви своей матери, к радостному миру свободы и церковной мудрости. Девушке нечем дышать в купеческом доме, ей чужды изворотливость и вранье, царящие в обществе. Ее душа свободной птицей может взлететь только в снах, которые стали столь редки с наступлением замужества. Подробно описывается образ Катерины в «Грозе». Кратко представлены ее переживания и душевные муки.

Похожие породы собак

Дальнейшая жизнь с Тихоном

Конечно, в сочинении «Был ли иной путь у Катерины» нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.

Вот и получается, что броситься в Волгу — было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.

Это лишь некоторые мысли для сочинения «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза», кратко мы оговорили возможные варианты финала.

Борьба за свои права

В современном обществе ценятся напористость, умение постоять за себя, не дать себя в обиду. Это порождает проблемы, поскольку, отстаивая свои права, люди гораздо реже вспоминают о правах других и, тем более, о евангельской заповеди любить ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39).

Увлекаясь стремлением никому не уступать, мы рискуем превратиться в общество агрессивных, злых, не умеющих сдерживать себя людей, готовых любыми способами доказывать свою правоту, привыкших добиваться своего давлением, манипулированием, криком, грубой силой. Хорошо ли в таком обществе будет нам самим? Ответ очевиден

И важно понимать, что такое общество, такую проблему мы можем создать себе сами, выбирая неправильную цель для борьбы

Расскажу случай из жизни одной семьи. Мальчик рос, как говорится, «пробивной». За словом в карман не лез, права свои отстаивал твердо, даже яростно, с готовностью шел на любые конфликты. Родители это одобряли, считали своей заслугой воспитание такого «свободного» сына. Однажды его учительница в школе категорично выразила несогласие с тем, что родители ему слишком многое позволяют. Она не была груба, не произнесла обидных слов или оскорблений в адрес родителей или их сына. Скорее, ее фраза была не совсем удачной и, главное, уязвила гордость подростка.

Мальчик оскорбился и «развернул деятельность». Он возмущался нанесенной обидой, дошел до директора, жалуясь на нарушение прав, не успокаивался, не снижал активности, пока не добился, чтобы учительница официально принесла извинения его родителям и лично ему за сказанные слова… Родители этому очень радовались и гордились сыном. Они были уверены, что воспитали неравнодушного человека, умеющего не дать себя в обиду. А весьма впечатляющую активность мальчика в этой ситуации они приписывали исключительно большой любви к ним и стремлению защитить их родительские права.

Прошло некоторое время. В семье возник конфликт. Родители посчитали нужным в чем-то ограничить сына и не покупали связанные с этим вещи. Мальчик просил, требовал, проявлял упорство. Родители не уступали. Тогда сын, процитировал родителям статью закона и, истолковав ее в собственных интересах, категорично заявил: «Вы обязаны мне это дать! Если не дадите, я подам на вас в суд!».

«Как же так? — растерянно жаловались родители своим друзьям. — Почему он с нами так? Откуда это?» Они не понимали, что такую ситуацию породили сами, когда хвалили сына за то, что он всеми способами отстаивает «свои права». При этом они не научили его задумываться об уместности своего поведения, не говорили о том, что надо учитывать, не оскорбит ли он сам кого-то, не приучили определять границу, после которой защита переходит в нападение. Действительно, что посеешь, то и пожнешь.

Взрослым важно самим понимать: прежде чем настаивать на своем праве, нужно задуматься, а действительно ли это — наше право, и в какой форме будет правильнее о нем заявлять. Не так уж редко человек, думая, что защищает себя, на самом деле несправедливо поступает с другими людьми, попирает их права и нарушает свои обязанности по отношению к ним

В агрессивном обществе, где каждый помнит только о себе и своих правах, хорошо не будет никому. Помня об этом, надо, не требуя уступок от других, самим усвоить правило: собственные обиды не дают права обижать других людей

И важно помогать понять это детям, объяснить им, что жизнь по евангельским законам требует от нас намного большего мужества и работы над собой, чем защита своего самолюбия. А потому напористость, неуступчивость — это проявление малодушия, незрелости личности

Кто как не Творец имеет право на Свое творение — человека? Но воплотившийся Сын Божий не добивался, во что бы то ни стало, чтобы все в Него поверили, чтобы слушали и слушались Его. Апостолы приходили в возмущение, насколько порой неуважительно относились к Христу и Его словам люди, даже предложили однажды свести огонь с небес на таких людей. Но всесильный Господь запретил им и сказал на удивление кроткие слова: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 55).

В человеке, привыкшем всегда добиваться своего, отстаивать свои права, не живет Святой Дух. А, значит, несмотря на свою активность и браваду, таким людям не ведома истинная радость, умиротворение, счастье. Это удел тех, кто старается быть ближе Христу, сказавшему: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Единственное право, которое пригодится человеку в вечности — это право быть чадом Божиим, дарованное нам Христом Спасителем (ср. Ин. 1, 12). Это право нам и надо отстаивать в противостоянии собственным дурным привычкам и страстям, а не растрачивать свою жизнь на борьбу с окружающими людьми.

Сцена с ключом (анализ эпизода из второго действия драмы А.Н. Островского «Гроза»)

В жизни людей бывают моменты, когда им предоставляется выбор пути, одного из двух; он может вести к успеху или к проблемам, или значительнее – к спасению или гибели, к раю или аду. Сказать «да» или «нет» бывает сложно противоречивой человеческой личности, но выбор все же приходится делать.

В драме А.Н. Островского «Гроза» подобный выбор – переломный момент развития событий, решающий дальнейшую судьбу главной героини, Катерины Кабановой.

Характер Катерины – место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Она – «мужняя жена», но влюблена в другого человека; и наступает время выбора, — героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное с тем только условием, что об этом не узнают посторонние. Это «сцена с ключом».

Дозволенное же в жизни Катерины определено Домостроем. По складу характера она сама себе судья, и закон для нее – не только закон поступков, но и закон мыслей. Одно только противоречит этому – ее разум так свободолюбив, что границы для него установить очень трудно. Она готова к мятежному побегу, когда только станет невмоготу, но – при этом ее разум чист от лжи; и Божья благодать для нее выше чего-либо иного.

Смуту в ее душу вносит среда «темного царства», дома Кабановых. Ей тесно и душно среди насильно навязанных законов, которые здесь так тяготят ее; для нее этот дом – опостылевшая тюрьма. Здесь Домострой не становится иным, но атмосфера ограниченного существования давит на сознание Катерины; она определяет свое состояние скупо, всего один раз делая вывод, в разговоре с Варварой: «Да здесь всё как будто бы из-под неволи…». В своем стремлении вырваться из плена ее чувства находят словно бы отдушину в искренней любви к приезжему человеку и такой же жертве «темного царства», как и она сама – Борису. Катерина понимает, что это грех и нарушение правил Домостроя, но она не в силах противостоять себе…

«Вот погибель-то! Вот она!» — восклицает Катерина, стоя на пороге трагедии. Ключ от этой беды дает ей Варвара.

Ключ этот всего лишь отпирает калитку в саду Кабановых, но, переступая через этот порог, Катерина идет на свидание с Борисом, переступает границы и законы, уставы и устои, рушит их внутри себя и – совершает грех, осознанно, но не в силах удержаться. Она поддается соблазну, следуя принципу Варвары, настаивавшей на том, что «…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара, не имеющая устойчивых внутренних ограничений, вросла в этот темный мир невежества, и за туманом самообманов она не видит греха или не хочет видеть его. Она нашла здесь себе место; ей хватает ума и способностей для всякого рода мелких преступлений. «Возьми, не укусит он тебя…», — говорит она Катерине, отдавая ключ, настаивая на своем спокойно и равнодушно. Она толкает Катерину на этот поступок, противоречащий законам, не задумываясь о последствиях, не размышляя над совершаемым и тем, как воспринимает это Катерина. Варвара легко организовала встречу Катерины и Бориса, потому что привыкла к подобным «шалостям»; но «шалость» Варвары – это грех Катерины.

Эта женщина не может лгать себе; или стыд, или изобличающая мысль подсказывают ей: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?». И, стоя с ключом и не в силах принять решение, она понимает свою беззащитность перед своей слабостью: «Мне хоть умереть, да увидеть его …», отбрасывает предрассудки – грех или не грех, ей уже все равно; ей становится слишком душно в неволе и нелюбви.

Катерина берет ключ, она принимает свой грех, она берется за протест, она обрекает себя на гибель с самого начала. Она принимает свой грех, переступает через Домострой и все остальные нормы благочестия, и – идет за своей любовью. Ее можно во многом сравнить с Катериной Львовной из повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; обе Катерины не задумываются в самый последний миг, и, отогнав прочь сомнения, вступают в слепую борьбу с судьбой за свое счастье женщины, не каясь, не сомневаясь и решая окончательно, как решает Катя Кабанова: «Будь что будет, а я Бориса увижу!», и рвутся уже к призрачной мечте: «Ах, кабы ночь поскорее!..». Обеих Катерин ждет гибель в минуту эмоций и чувств, в холоде и разочаровании, в неприкаянности и отчаянии – аду души.

Катерина берет ключ, начиная свой путь в бездну, намеченный ей судьбою уже давно. Однако неминуемой трагедию сделала довлеющая атмосфера «темного царства», просто несовместимая с характером Катерины. Ведь и леди Макбет Мценского уезда нашла выход из тоски в безумной любви. На грех их толкали одиночество и холод отношений… «Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. Кабы не свекровь!..» — говорит Катерина, держа в руках злосчастный ключ, признается себе – «Сокрушила она меня…».

И получается так, что холод пробуждает в душе Катерины желание жить, пробуждает запертые чувства. Она противоречит себе, одним с испугом воскликнутым «На что!» определяя, что ей уже не устоять перед возможностью выйти ночью за калитку; ее монолог изобилует многоточиями, потому что всех ее мыслей слова не способны в себя вместить; она пугается, ей чудятся шаги, но боится она уже не небесной кары, а свекрови. В монологе она восклицает, размышляет, тяготится; замолкает, спрашивает себя… повторяет вновь и вновь сентиментальное «Ах!..» и другие восклицания, сравнивает ключ со жгущим углем, стены дома называет противными… В ремарках автор особо отмечает ее задумчивость и импульсивность; речь Катерины своеобразно эмоциональна, совершенно не похожа на обыденно используемую… и это выдает ее состояние.

Ее душа переполняется чувствами и стремлениями. Пусть даже это стремление в конечном итоге – в пропасть и воды Волги. Катерина берет ключ и принимает свою судьбу одинокого луча света, греша ради свободы и кратковременного счастья.

Но что здесь грех и что искупление, — остается иной глобальной темой; важно только то, что Катерина берет ключ… обрекая себя

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.

«Сочинение на тему:»В чем трагедия Катерины?»»

Сочинение на тему:»В чем трагедия Катерины?» Произведение — «Гроза» Островский

План, которого желательно придерживаться при написании сочинения:

I часть — Объяснить суть вопроса «В чем трагедия Катерины?».Кто вообще такая Катерина?

II часть — Доказательства:

1)Жизнь в родительском доме: а)Сердечное отношение родных б)Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, вышивание) в)Относительная свобода — «птица»

2)Черты характера, развивающихся под влиянием жизни родителей(Болезненная мечтательность, романтическое отношение к жизни)

3)Жизнь в доме Кабановых(жестокое отношение Кабанихи, постоянный духовный бунт Катерины на это заточение, эту «клетку», осознание своей обреченности, замкнутость, разочарованность в семейной жизни,свободолюбивый характер, рост и стремление к свободе, к счастью. Можно вставить сюда вот эту цитату :»Не хочу здесь жить и не буду!»

4)Честность, моральная чистота, решительность, мужество, страстность натуры, поэтичность натуры, незаурядный ум, доброта — основные черты характера

III часть — заключение

В сочинении обязательно: Четкий тезис и использование цитат(Минимум 3 цитаты) Слов примерно 200-320

«Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза»)»

Поприще, на котором А.Н. Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных или государственных, а ограничивается семейством. Добролюбов пишет: «В семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнет самодурства, как не женщина? Кто менее ее имеет возможности высказать свой ропот, отказаться от исполнения того, что ей противно?» В те времена положение женщины в семье усугублялось еще и тем, что она считалась обузой для мужа. Недаром люди говорили: «Жена-то ведь не лапоть, с ноги не сбросишь!» Это осознание своей никчемности, отсутствие смысла жизни и порождало во многих женах беспрекословное подчинение мужу, свекрови. В женщинах, особенно купеческой среды, терялась индивидуальность человека, они умирали как личность, становились какой-то придаточной частью своего мужа.

С первого взгляда, Катерина кажется нам такой же покорной. Однако в ее душе далеко не все подчиняется законам «темного царства». Она тоже терпит, но терпит до поры. Сноха, которая не смела слова сказать, позволяет себе возражать старшим: «Напраслину-то терпеть кому же приятно!» Становится ясно, что если уж женщина захочет высвободиться из подобного положения, то ее дело будет серьезно и решительно.

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона — не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении «Был ли иной путь у Катерины в «Грозе»? Другой вариант — это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант — уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий