Стили взаимодействия родителя с ребенком статья

Сценарий на повтор

Независимо от сценария семьи, модель поведения каждого родителя по отдельности ребенок воспринимает и откладывает на уровне подсознания, как единственно возможную, естественную, нормальную. Так происходит даже в том случае, если эта модель далека от идеала.

Вот почему у взрослых людей при создании собственной семьи возникает повторение поведения родителя своего пола, даже в том случае, если это поведение было аморальным. Да, человек осознает, что так себя вести неприемлемо, но как по-другому, он просто не знает. Его никто не научил тому, что можно вполне успешно выходить из конфликтных ситуаций, как быть хорошим супругом и родителем. Он учился на примере родителей. Примеры из других семей могут отличаться, они есть, но не являются значимыми.

Например, будучи маленькой, девочка хотела во взрослом возрасте не быть похожей на свою мать, вести себя совершенно по-другому. Так происходит, если мамина модель поведения не является достойным примером подражания. Но во взрослом возрасте девочка обязательно найдет себе спутника жизни, во многом похожего на ее отца. Вначале она будет сопротивляться самой себе. Но постепенно начнет вести себя, как когда-то вела ее мама. Она попросту не знает другого сценария отношений и неосознанно перекладывает известный ей пример в собственную семью.

Примечательно, что в неблагополучных семьях, где с детьми общались пренебрежительно, с оскорблениями и даже побоями, не всегда вырастают взрослые с таким же настроем к собственным детям. Если в жизни ребенка присутствовал и положительный пример поведения (например, семьи друзей), иногда он будет воспитывать собственное потомство прямо противоположно своим родителям.

Показывать свой авторитет

Дети часто не чувствуют границы дозволенного, поэтому родители должны выставлять им чёткие и понятные ограничения. Так, всегда нужно пресекать грубость, хамство, непослушание. При этом не нужно использовать фразы «Так с мамой не разговаривают» или «Что это за тон!». Пусть сын или дочь почувствует последствия своего поступка — лишится на день мультиков, возможности поиграть в компьютерную игру или покупки желаемой игрушки, и в следующий раз ребёнок уже будет следить за своим поведением (естественно, при этом недопустимо физическое наказание). Он будет знать, что родитель, действительно, может наказать, а не просто угрожать, и лучше считаться с его требованиями.

6. Ребёнок должен понимать границ дозволенного, знать, что за проступком может последовать реальное наказание, а не просто угрозы

Кроме того, маме и папе следует больше рассказывать малышу о себе. Ребёнок должен знать вкусы, увлечения, умения родителя, чтобы видеть в нём интересную личность, заслуживающую уважения (а ведь многие школьники не могут сказать, когда, к примеру, у мамы день рождения, какого цвета у неё глаза).

Родителям следует побольше рассказывать детям о себе — ведь интересной личности проще заслужить уважение

Также важно почаще читать своему чаду художественные произведения на тему уважения к родителям: сказки, стихи, рассказы, легенды. В некоторых из них ярко обрисовываются последствия неуважения к родителям (например, ненецкая народная сказка «Кукушка»)

Для поддержания родительского авторитета очень важна согласованность действий мамы и папы. К примеру, если один запрещает ребёнку поздно ложиться, то другой не должен этого разрешать. Аналогично нужно пресекать дискредитацию личности взрослого со стороны старшего поколения: например, когда бабушка относится ко взрослой дочери как к несмышлёнышу — при ребёнке отчитывает её.

Взаимоотношения родителей и детей

Уважение — это то, чего ожидают от нас родители, когда мы вырастаем и становимся самостоятельными. Именно так дети выражают свою благодарность отцу и матери. Так почему же в итоге семьи с хорошими взаимоотношениями в меньшинстве?

Мама и папа любят своего ребенка с первого дня. Они не спят ночами и терпеливо стараются удовлетворить потребности младенца. Первоочередные потребности ребенка физиологичны: еда, здоровый сон, безопасность, любовь. Большинство заботливых матерей подменяют это понятие гиперопекой. Она, в свою очередь, не дает ребенку развиваться. Со временем при таком раскладе дети растут неуверенными в себе, безответственными и безвольными.

«Неиспользуемая функция атрофируется или дистрофируется», — сказал Жан Батист Ламарк еще в ХVІІІ веке. Переизбыток заботы мешает родителю понять, что, если ребенок физически здоров и невредим, это далеко не все задачи, с которыми нужно справиться. Особенно, когда ребенок растет и ждет поддержки родителей в своем становлении, они только препятствуют, боясь перестать контролировать действия ребенка.

В итоге ребенок превращается во взрослого, который не знает, на что он способен и не способен взять под контроль свою собственную жизнь. Будет ли он благодарен за такое воспитание? Скорее будет винить и обижаться, что в детстве ты ему шагу не давал ступить.

Возлагая на себя ответственность за все действия ребенка, родитель взваливает на свои плечи непосильную ношу. Нужно дать ребенку понять, что его действия имеют последствия и что от решений, которые он для себя выбирает, зависит его будущее.

Для крепкой эмоциональной связи родителей и детей нужно понимать, что им интересно. Не направлять своей строгой рукой, а помогать развиваться так, как ребенку хочется. Часто именно в этом возникает разногласие, потому что родители, мол, лучше знают, чем нужно заниматься их ребенку. Лучше знают почему? При таком воспитании индивидуальность ребенка, его желания и стремления, если они есть, пресекаются на корню. А ведь это и есть открытое неуважение родителей к личности ребенка.

Вот именно, ребенок — это индивидуальность, еще один человек, и его уважение к родителям взращивается их же примером. Вот он — конфликт поколений. Часто ребенок становится заложником родительских амбиций и нереализованных планов. Сами того не замечая, родители унижают достоинство ребенка каждый раз, указывая ему на неудачи. Родители всегда хотят, чтоб дети жили лучше, чем они сами, и стараются научить чадо на своих ошибках. Чем делают только хуже для их взаимоотношений.

Когда в семье много обид и недосказанного, дети «вылетают из гнезда» и связь прерывается. Чтобы наладить доверительные взаимоотношения, необходимо сесть и поговорить, рассказать, что гложет душу. Так вы внесете ясность, поймете, в чём причина отдаленности и обидам придет конец. Нужно понимать, что обиды не берутся из неоткуда, всегда есть причина. И если ты умеешь не только слушать, но и слышать своего ребенка, то сможешь наладить с ним контакт.

Если родители всегда помогали ребенку стать на собственный путь, поддерживали инициативу и уважали его мнение, такой ребенок никогда не будет игнорировать их в старости. Он будет благодарен за то, что ему дали право выбирать свою судьбу и всегда с уважением и теплом будет отзываться о самых родных на свете людях.

Подходы к воспитанию

Каждая семья отличается собственной системой воспитания. Она основывается на создании гармонии между ее членами. В психологии выделяют несколько основных подходов к воспитанию, среди которых: невмешательство, диктатура, сотрудничество и опека.

При диктаторском стиле поведения происходит угнетение достоинства и самостоятельности ребенка. Такие требования можно предъявлять только в случае необходимости, но не постоянно. Иначе понижается самооценка, развивается страх высказать свое мнение. Такие дети вырастают лицемерными, закомплексованными, не хотят проявлять инициативу, ими легко управлять, что во взрослой жизни не является положительным качеством.

Если в семье ведущим типом является опека, дети обычно ограждены от трудностей, каких-либо забот, любые их потребности удовлетворяются. Конечно, родители действуют не со зла, хотят полностью позаботиться о ребенке, дать ему все самое лучшее и предостеречь от всех неприятностей. Но этим самым оказывают медвежью услугу. Дети потом не готовы к трудностям, не умеют налаживать контакт с окружающими, являются несамостоятельными, не умеют принимать решения. А вы не сможете всегда быть рядом.

При таком типе поведения, как невмешательство, родители являются пассивными наблюдателями со стороны. Они не участвуют в жизни ребенка, пуская на самотек его воспитание. Также они не позволяют ребенку посягать на их личное пространство, считая, что не правильно все время посвящать ребенку, нужно и для себя жить. В этом есть доля правды, но перегибать палку не стоит.

Все домочадцы, как коллектив, действуют в направлении одной общей цели — счастливая семья, в которой каждый член уважает мнение другого, прислушивается к советам. Можно не опасаться вырастить эгоиста.

Отношения вместо воспитания

Так уж сложилось, что при слове «родитель» у многих из нас в сознании возникает некий строгий образ и фразы: «Нельзя», «Ты должен», «Делай так…», «Надо», «Не…» (различные запреты) и др. И этот образ мы часто вкладываем в свои отношения с ребёнком, ставя основной целью как следует воспитать его.

Какие ошибки мы допускаем в погоне за ограничениями и запретами?

  1. Воспитывать по принципу «Надо». Печально, когда отношения родителей и детей превращаются в некий свод правил, в котором нет места чувствам, желаниям и мечтам.
  2. Постоянно говорить: «Слушайся», «Понял меня?» и т. д. и совершенно не поощрять своё чадо к общению, самовыражению и проявлению инициативы (например, фразами: «Расскажи…», «Попробуй», «Хочешь…?») Должно быть полноценное взаимодействие, а не игра в одни ворота.
  3. Добиваться авторитета у ребёнка, вызывая у него страх. Расхожее утверждение: «Боится – значит, уважает» в отношениях в семье между детьми и родителями не работает. Ведь нередко встречается такое явление: в присутствии родителей ребёнок выполняет все их поручения и указания, а если их нет рядом, то может вести себя противоположным образом
  4. Не учитывать индивидуальные особенности детей, опираться сугубо на «авторитетные» источники (мнения, чужие примеры, книги, статьи).
  5. Сравнивать с другими детьми. Никогда не делайте этого ни по отношению к малышу, ни по отношению к взрослому ребёнку. Вместо того чтобы он следовал «идеалу», который ставится в пример, у него может развиться комплекс неполноценности. Нередко также возникает обида на родителей и желание делать всё наперекор.
  6. «Ломать» ребёнка. К сожалению, некоторые родители пытаются жёстко искоренить нежелательные черты характера и его привычки, полностью подчинить его своей воле, заставляют выполнять все свои требования, не слушая никаких объяснений. Да, многие дети под влиянием страха будут выполнять все указания и беспрекословно слушаться. Но о доверии к родителям с их стороны в таком случае говорить сложно. И довольно часто, став взрослыми, они побыстрее стараются создать свою семью, чтобы наконец-то вырваться из-под родительской власти и пелены непонимания.
  7. Многие не считают нужным (а хуже всего – даже вредным) сообщать ребёнку о своих чувствах. А ведь именно на чувствах основана тесная связь между родителями и детьми. Здоровая привязанность формируется в раннем детстве на основе любви и заботы, которыми должно быть пропитано родительское отношение к ребёнку. Но даже во взрослом возрасте детям всегда приятно слышать, что мама и папа любят их, доверяют им и радуются их успехам и достижениям.

Конечно, процесс воспитания никто не отменял, и определённые запреты и ограничения всегда должны быть. Как-никак, правила всё-таки устанавливают родители

Но важно помнить следующее:

  • Всегда нужно объяснить, почему вы (как родитель) так считаете и почему именно так следует поступить. Недостаточно простого приказа: «Ты обязан так делать!» или «Потому что я так сказала!» Подобные фразы только усилят сопротивление детей и желание защищаться.
  • Чем больше ограничений для ребёнка в старшем возрасте создают родители, тем слабее связь между ними и менее доверительные отношения. Наличие запретов обычно указывает на недостаточно тесный контакт и взаимопонимание между поколениями.

Право установить отцовство без согласия мужчины

Основание. СК РФ ст. 49, ст. 52

Как это работает. При рождении ребенка женщине выдают справку, что она его мать. Мужчина не становится отцом автоматически. Если он в браке с родившей женщиной, тогда его признают отцом без спроса. А если не в браке, запись в свидетельство о рождении внесут только с его согласия или со слов матери, но это почти ничего не значит.

Юридическую силу имеет такое отцовство, которое установили официально — добровольно или через суд. Тогда у мужчины появятся права и обязанности по отношению к ребенку. Если женщина сама вписала любого мужчину в свидетельство о рождении, это еще не значит, что у него появились права и обязанности по отношению к ребенку. Они появятся только в том случае, если будет решение суда: вот этот мужчина — отец этого ребенка. Или мужчина сам согласится, чтобы его признали отцом, и подтвердит это в загсе.

Бывает, что мужчина не согласен устанавливать отцовство, тогда женщина может сама с этим разобраться. Нужно подать иск в суд: истец — мать ребенка, ответчик — предполагаемый отец.

Там могут назначить генетическую экспертизу, а могут обойтись и без нее: доказательствами станут совместные фотографии, показания свидетелей, переписка и что угодно еще. Например, мужчина отказывается от отцовства, но женщина приносит в суд фотографии за три года совместной жизни, где они вместе на праздниках, в отпуске, в кругу семьи. Еще приходят свидетели — родственники и соседи, которые подтверждают, что мужчина несколько лет жил с этой женщиной, в том числе во время беременности. И у женщины есть переписка, где они обсуждают роды, посещения врачей, покупки для ребенка. Все это подойдет, чтобы доказать отцовство даже без экспертизы.

Если мужчина откажется от генетической экспертизы, его все равно могут признать отцом. Если суд так решит, на этом основании можно внести запись об отцовстве в свидетельство о рождении. Срока давности по таким делам нет: отцовство могут признать хоть через десять лет после рождения ребенка.

Например, женщина с мужчиной жили как муж и жена, но без регистрации брака. Она родила ребенка, а мужчина отказался его признавать. В свидетельстве о рождении пришлось поставить прочерк. Но женщина идет в суд, чтобы официально установить отцовство и требовать алименты. Если она докажет, что ее бывший сожитель — отец ребенка, в свидетельство о рождении внесут запись, а мужчина получит права и обязанности по отношению к этому ребенку. Даже если он этого не хотел.

У мужчины есть право оспорить отцовство. Это нужно, например, чтобы не платить алименты чужому ребенку. И чтобы ребенок потом не смог претендовать на наследство.

Оспорить отцовство может как тот, кого суд признал отцом юридически, так и тот, кто считает себя настоящим отцом и хочет числиться в документах ребенка. И даже сам ребенок после 18 лет. Но у мужчины ничего не выйдет с оспариванием своего отцовства, если выяснится, что он не отец, но сам знал об этом и согласился на запись в документах.

См. также: Права супругов в браке

Стили воспитания

Авторитаризм

При авторитарном стиле все желания родителей являются законом, они должны исполняться беспрекословно. Но ребенок подавляется, а взрослые об этом даже не подозревают. Родители требуют подчинения, но даже не пытаются объяснить причину своего поведения. И не всегда ей является корректным жесткий контроль над его увлечениями и интересами. В итоге ребенок растет замкнутым, контакт с родителями отсутствует, он не уверен в себе, закомплексован. Далеко не каждый ребенок пытается отстоять свои интересы, решаясь на прямой конфликт.

Что можно порекомендовать? Для начала нужно осознать, что подобный стиль не является правильным, попытаться уменьшить контроль, давление. Пусть ребенок научится проявлять себя. Нужно уважать его интересы, желания и увлечения

Важно работать над собой во избежание проблем в будущем, когда вырастает закомплексованный и трусливый человек, который все время будет ждать, что кто-то примет решение за него

Демократия

Подобный подход в психологии считается самым оптимальным. При этом происходит приучение к дисциплине, поощряется самостоятельность. Дети сами учатся выполнять посильные им обязанности, а права никоим образом не ущемляются взрослыми. Отношение к ребенку уважительное, с его мнением считаются, советуются при необходимости. Также отсутствует гиперопека, объясняются причины наказания. Такой стиль отлично влияет на решение конфликтов, большие скандалы практически отсутствует.

Еще одна отличительная особенность такого стиля – это умеренность. Отсутствует агрессивность. У ребенка появляются задатки лидера, он учится не поддаваться манипуляциям других людей. У него прекрасно развита коммуникабельность, способность к сопереживанию.

Что можно порекомендовать родителям? Создавайте дружескую атмосферу, чтобы в дальнейшем дети могли доверять вам, рассчитывать на поддержку, не боясь осуждения или наказания. Но при этом важна мера, ребенок должен чувствовать авторитет взрослых и относиться к ним соответствующе.

Либерализм

Такой стиль иногда называют попустительством. Воспитание ребенка и наказание, объяснение поступков напрочь отсутствуют. Ему все дозволено, какие-либо запреты или ограничения отсутствуют. Это очень плохо, поскольку ребенок вырастает избалованным, считает, что ему все должны, не считается с мнением окружающих. А при любом запрете не просто удивляется, а требует желаемого всеми доступными ему методами, вплоть до агрессии и рукоприкладства по отношению к родителям. Такому ребенку невозможно привить какие-либо ценности.

Что можно посоветовать родителям? Нельзя предоставлять развитие ребенка самому себе. Иначе в дальнейшем в его жизни непременно появится плохая компания, где он попадет под влияние более авторитетных сверстников. Нужно менять тактику поведения как можно быстрее. Да, будет непросто, но постепенно ребенок привыкнет к новому стилю жизни. Главное – не останавливаться, не потакать истерикам и капризам

Важно ввести какие-либо правила, обязанности для детей, уделять им больше внимания, не допускать отсутствия контроля

И в будущем он перенесет такие взаимоотношения и полученный опыт в собственную семью.

Отношение родителей

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Опросник Родительское отношение из пакета «Отношения» предназначен для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.

Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Понятие семьи и семейных отношений

Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
Рациональная оценка деятельности

Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
Адекватные требования

Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами

Уважение в семье

Как ребенок учится кушать вилкой и ложкой за столом? Папа и мама показывают как это делать, тренируются с ним, показывают на своем примере. Уважение — это такой же навык, которому нужно обучать своих детей. Просто так человек не сможет понять что это такое и, как нужно себя вести по отношению к окружающим.

Поэтому ваша задача — показать малышу, что такое уважение. Для этого вы должны с супругом уважительно относиться друг к другу. Если у вас проблемы в этом вопросе, то вам отлично поможет моя статья «Что делать, если жена не уважает мужа и наоборот». Пусть папа показывает, как заботливо и ласково он относится к маме. Тогда и сынок будет перенимать подобное поведение.

Кроме того, отношения между родителями выстраивают будущую модель поведения с противоположным полом у вашего малыша. Не зря говорят, что девочки ищут мужчину, похожего на отца, а парни ищут девушку близкую к прототипу своей матери.

Поэтому если папа заботливо и нежно относится к маме, то и мальчишка будет стараться подобным образом вести себя с барышнями. На тему правильного и здорового отношения к общению с противоположным полом у меня есть отличная статья, которая поможет вам воспитать нужные качества: «Половое воспитание».

Старайтесь показывать свое человечное отношение к другим людям. К прохожим, продавцам в магазине, воспитателям и учителям, родственникам и так далее. Ваше поведение будет формировать правильное отношение у малыша к другим и к вам самим.

Научить ребенка ценить самого себя, вы можете, показывая его значимость и важность. Как и свою

Каждый человек уникален, обладает индивидуальными способностями, может то, чего другие не умеют. Все это нужно для осознания ценности каждого человека и самого себя в этом мире.

Более того, уважение должно распространяться и на чужой труд. То что мама убирает дома, готовит еду и читает сказки перед сном — это не просто ее обязанность. Это труд, за который нужно благодарить. Как же этому обучить ребенка?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий