Анализ стихотворения лермонтова «выхожу один я на дорогу»

Композиция произведения

Анализируемая поэзия отличается максимально простой, последовательной, рациональной структурой. Лаконичность композиции позволяет автору донести до читателя свои идеи, мысли, переживания. Писатель выбирает трехчастную композицию и структуру из пяти четверостиший.

  • Первая часть посвящена мотиву одиночества. Лермонтов рассуждает о космическом, неземном начале стихии. Писатель подчеркивает: природа никогда не бывает одинокой, а человек одинок всегда. Это чувство порождает в душе поэта горечь.
  • Вторая часть подхватывает и развивает логику писателя. Этот фрагмент отличается философским, а не описательным характером.
  • В третьей части показываются мечты автора-героя. Фрагмент выражает кульминационное напряжение. Писатель запутался в противоречиях собственной натуры. С одной стороны, его душа желает покоя, а с другой – свободы.
  • В четвертой и пятой частях автор детализирует смысл предыдущих фрагментов. Герой стремится к слиянию с природной стихией. Писатель мечтает уснуть спокойным сном под сенью деревьев. Финал произведения воплощает развязку, итоги размышлений автора и спад напряжения.

О направлении стиха

Лермонтов – признанный мастер романтизма. В анализируемом произведении подводятся итоги жизни поэта. Из строк поэзии видно, что повлияло на писателя. Михаил Юрьевич отразил типичные для романтического направления темы, волновавшие и его коллег (например, Гейне и Пушкина).

Первая строка лермонтовского творения – отсылка к творчеству Гейне. У немецкого автора есть произведение, в котором он сравнивает смерть с ночью и прохладным сном. Мотив путешествия, странствия – тоже типичный для лермонтовского творчества образ. Подобные настроения встречаются также в «Мцыри». Однако в поэме автор видит себя молодым бунтарем, а в анализируемой поэзии – зрелым мыслителем, философом.

Образ героя

На страницах лермонтовского произведения возникает образ романтика, который ведет диалог с гармоничной, величественной природой. Ландшафт, пейзаж поражает своей безмятежностью.

Но внутренний мир героя переполнен шторами, бурями, противоречиями. Автор однажды лишился покоя и с тех пор не может его найти. Героя мучают несбывшиеся желаниями, отсутствие любви. Подобные чувства писатель переживал в юношеские годы.

От предыдущих произведений этот стих отличается уровнем зрелости героя. На этом жизненном этапе писатель больше не жаждет приключений. Единственная цель автора – свобода и покой. Перед читателем предстает взрослый, полностью сформированный человек, с внушительным жизненным опытом. Разочарования не сломили личность поэта. Философское отношение к миру уберегло героя от сожаления о прошлом. Душа устала бунтовать и теперь желает спокойного сна.

Основные сведения

Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений. Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт — Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами. После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.

Тематика стиха

  • Одиночество. В центре лирического повествования находится лейтмотив одиночества. Размышления об одиночестве пронизывают лермонтовское творчество. Писателя по жизни преследует чувство непонимания.
  • Жизнь и смерть. Автор делает акцент на усталости от мира и общества. Душа поэта жаждет получать прежнее удовольствие от жизни, но это невозможно. Лермонтов желает слияния с природной стихией.
  • Покой и свобода. Писатель латентно намекает на желание перемен. Мечта писателя – обрести покой, стать свободным.
  • Путешествия. Первые строчки произведения рисуют еще один лермонтовского творчества – дорогу. Путь, на который ступил герой, отличается неизвестностью. Непредсказуемость дороги тревожит писателя. Автор стремится отыскать приют, пристанище, хочет избавиться от усталости.
  • Окружающий мир. Автор изображает природу возвышенными словами. Стихия полнится достоинством и величием. Герой учится у мира гармонии и душевному балансу.

Идея текста

Писатель проводит параллель между вечером как концом дня и закатом человеческой жизни. Дерево, изображенное автором, символизирует течение жизни: рождение, развитие, зрелость человека. Окружающий мир отражает эмоции, свойственные человеку.

Система образов

Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).

Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.

Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.

Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.

Основная идея

Смысл стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» можно найти в 3 строфе. Здесь лирический герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о свершившемся. Он лишь хочет обрести покой и свободу, но на земле, а не в могиле. В этих строках он перечисляет свои зрелые жизненные ценности, с которыми люди определяются, получив опыт и совершив ошибки. Дорога символизирует жизнь, и в ней одинокий лирический герой ищет упоения любви, даже если она — всего лишь иллюзия, ведь о любви в стихотворении всего лишь «сладкий голос пел». Он хочет скрыться от посторонних в глаз в тени и наслаждаться покоем.

Главная мысль, заложенная в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», учит быть терпимее к окружающим, себе. Ведь человек обретает настоящее счастье, только пройдя некоторые преграды. Нет определенной временной точки для всех, когда произойдет нравственное возрождение, обретение смысла жизни, прозрение. Каждый обретает эту способность индивидуально, в свой час. Но самое главное – такой момент обязательно наступит.

Композиция и выразительные средства

Композиционно в поэтическом тексте выделяются две части. Первая при помощи олицетворений и эпитетов описывает всю прелесть южной ночи, вторая часть повествует о чувствах, мыслях и тревожных раздумьях поэта. Произведение имеет пять строф, пронумерованных автором. Содержание обеих частей противопоставлено друг другу: прекрасный пейзаж и отсутствие гармонии его с человеком. Чувства и тревожное состояние героя хорошо передают восклицательные и неоконченные предложения.

Что касается жанра стихотворения, то здесь наблюдается их смешение. Произведение, несомненно, философской направленности, так как поставлены вопросы смысла жизни. Есть и черты элегии: мотивы поиска недовольства собой и покоя, исповедальное повествование, стихотворный размер. Поэт применяет следующие средства выразительности:

  • метафоры;
  • эпитеты;
  • олицетворения;
  • риторические вопросы;
  • восклицательные предложения.

Использование шипящих звуков придаёт стихотворению задушевность, подчеркивая ночную тишину и спокойствие. При изучении произведения в школе неплохо дать ребятам задание составить краткий цитатный план, работа над которым даст учащимся возможность не только еще раз окунуться в мир лермонтовских образов, но и задуматься о своей собственной судьбе.

Размер стиха — хорей, чередуется мужская и женская рифма, придающая сочинению завершенность ритма. Лермонтовский герой понимает, что жизнь человека не бесконечна, что когда-то земная жизнь должна завершиться, но он думает о спокойствии несколько иного рода. А у автора оставалось совсем немного времени до рокового выстрела.

Система образов

Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).

Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.

Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.

Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

«И скучно, и грустно» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – смыл, история создания и тема

Как скрыть все ячейки на листе EXCEL вне небольшой выделенной области, например, размером 10*10?

​ Чтобы показать их​​ потом спрятать. При​ можно встретить ситуацию,​ пятно ?​

​A B C​​ строка формул.​ Выделять можно выборочно​

​ все столбцы или​​ в заголовках столбцов​ column headers).​ ярлычку в нижней​

​Как видим, существует несколько​​ спрятать. Кликаем по​ не воспользовались, в​ который нужен для​ трёх способов, о​ номеру первой строчки​ снова, нужно нажать​ этом не обязательно​ когда значительная часть​

​может быть на​​ D Q R​Евгений горланов​ несколько столбцов с​ строки, а затем​​ или строк, а​Нажмите​ части окна. Впрочем,​ разных способов, с​ выделенному фрагменту правой​

​ ячейках шапки таблицы​​ выполнения поставленной цели​ которых шла речь​ массива на панели​ на знак​ выделять всю строку,​ массива листа используется​​ выделенном месте разместить​ S​: Задать им белые​​ зажатой клавишей CTRL.​​ скройте те, которые​​ не строки и​​ОК​​ этого делать не​​ помощью которых можно​ кнопкой мыши. Открывается​​ появится значок фильтрации.​ –​ выше:​​ координат, затем зажимаем​«плюс»​ а можно отметить​ просто для вычисления​​ картинку и макросом​Как вы себе​ границы.​ Аналогичным способом можно​​ не должны отображаться.​ столбцы, как показано​, чтобы сохранить изменения​ обязательно. Далее Вы​ спрятать строки в​ контекстное меню. Выбираем​ Он представляет собой​

​«Скрыть строки»​​исключительно при помощи мышки;​ кнопку​.​ только по одной​ и не несет​ запретить ее перемещение​ представляете скрыть какою-то​Палычь​ скрывать и строки.​Дополнительные сведения см. в​ на рисунке?​ и закрыть диалоговое​ узнаете почему.​ Экселе. Причем большинство​ в нем пункт​ небольшой треугольник черного​

​.​​с использованием клавиши​Shift​​Урок:​ ячейке в группируемых​ информационной нагрузки для​​ и удаление ?​ область внутри таблицы​: вид — снимите​​​ статье Отображение первого​Эти двойные линии означают,​ окно​Откройте вкладку​ из них используют​

​«Формат ячейки…»​

  • Как в таблице excel посчитать сумму столбца автоматически
  • Excel обновить сводную таблицу в excel
  • Образец таблицы в excel
  • Как в excel построить график по таблице
  • Как сравнить две таблицы в excel на совпадения
  • Сравнение таблиц в excel на совпадения
  • Как сделать гистограмму в excel по данным таблицы
  • Форматирование таблиц в excel
  • Как экспортировать таблицу из excel в word
  • Как в excel работать со сводными таблицами
  • Excel скрыть формулы в ячейках
  • Как построить круговую диаграмму в excel по данным таблицы

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу.

С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащим к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Это стихотворение Лермонтов написал до своей смерти, будто чувствовал, что недолго осталось ждать ее прихода. Стихотворение позже назовут своеобразным завещанием поэта и выполнят изложенную в последних строчках волю Михаила Юрьевича:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея.

Темный дуб склонялся и шумел.

И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.

Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, сну земли в «сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего не я,

И не жаль мне прошлого ничуть… —

придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

Что же натолкнуло его на такие безрадостные, трагические мысли? Почему так явно звучит в этом стихотворении мотив смерти? Всю свою жизнь, с трехлетнего возраста, когда судьба отобрала у него возможность слышать любимый и любящий голос матери, напевавшей знакомую песню, поэт прошел в душевном одиночестве. И сейчас, выйдя прочувствовать невыразимую, истинную красоту южной ночи, Лермонтов снова один. Он наблюдает, как

…Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Он понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира: «Что же мне так больно и так трудно?». Нет ответа на вопрос, который не раз задавал он себе. Тоска, боль и одиночество. Не нашла тонкая, чувствительная, творческая душа поддержки и понимания в этом мире.

Жанр данного стихотворения — лирический монолог. Автор сам задает вопросы и сам отвечает на них: «Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я…». Композицию составляют две части. В первой поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит») эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»). Во второй части поэт переходит к тяжелым мыслям и тревожным раздумьям. Его отчаянье передают восклицательные («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и заснуть!») и неоконченные предложения («Но не тем холодным сном могилы…»). Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы, это придает особую мелодичность и плавность стиху.

С исключительной проницательностью, верно поняв творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский прогнозировал его значение. Он заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». На мой взгляд, такое время наступило, в наших разговорах нет-нет, да и промелькнут строки гения, уже давно ставшие афоризмами.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Исправление ошибки «Установка на данный диск невозможна» с помощью настроек БИОС (UEFI)

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Анализ стиха Лермонтова Выхожу один я на дорогу

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем, что он постоянно пытался переосмыслить все, чем жил и чему радовался и что ненавидел. Его состояние последних лет было таково – он не хотел спорить со своей судьбой. В какой-то мере, как думают критики нашего времени, он предчувствовал свою смерть. Может, поэтому он не хотел думать о том, что судьбу возможно изменить. Он был настроен весьма пессимистически.

Буквально з несколько месяцев до самой дуэли, которая явилась роковым предвестником смерти Лермонтова, сам поэт написал стихотворение под названием «Выхожу один я на дорогу…». Это произведение, в отличии от многих других, написанных в то время, оказалось не таким пессимистичным. Оно показывает насколько все же автор произведение – одинок. Его душа просто взывает к кому-то, кто смог бы понять его, сделать счастливее, и не таким одиноким. Но существует ли такой человек, будь то женщина или мужчина? Лермонтов таких почти не встречал на протяжении всей своей жизни. В стихотворении поэт описывает все красоты природы, и не просто природы – а ночной природы. Ведь ночь – она полна затаенной грусти и красоты. Не каждый сможет увидеть в ночи – что-нибудь красивое и таинственное. Но, если сможет – он просто увидел счастье своими глазами.

В произведении Лермонтова описывается не только красивая природа, но еще и скрыт свой определенный смысл. Писатель имел в виду,что даже яркие звезды, которые кажутся такими гордыми и неприступными, и то – общаются и дружат между собой в небе. А писатель – человек, который наделен всеми способностями и талантами – не может найти что-то, что станет его смыслом жизни. Людям дано больше, чем другим существам, но иногда именно люди терпят больше боли и одиночества, как будто в компенсацию за свои способности и возможности. Лермонтов хорошо подчеркивает, что его способность – радоваться жизни просто так — без причины, просто уже почти не существует. Ведь многие обстоятельства способствовали этому. Индивидуальность – вот чем особенно веет в произведениях Лермонтова.

Все стихотворение поэта как бы построено на контрасте – контрасте природы и самого его. Ведь как они разны — небо, природа и ночь – и человек, который находясь среди миллионов людей, все же одинок. Лермонтов – на самом деле человек, который не так уж и пессимистичен, но именно такое состояние в последние дни его жизни свидетельствуют о том, что он все же предчувствовал свое скорое завершение жизни.

Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.

Анализ стихотворения Фантазия Фета

Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».

Анализ стихотворения Водопад Державина

Водопад – довольно интересное название для длинной оды, ведь если посмотреть на строение практически любого стиха, то он действительно струится вниз подобно водопаду, только состоящему из слов

Читать стих «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова Михаила Юрьевича нужно с пониманием того, что это одно из последних произведений автора. Главными мотивами являются одиночество, тоска и поиск родственной души, которые красной нитью проходят через творчество поэта. Однако в нем нашли свое место и некая устремленность к положительным идеалам, и умиротворенность. Текст стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» был полностью готов и увидел свет в 1841 году за несколько дней до дуэли, поставившей точку на жизненном пути поэта.

В начале стихотворения дается романтичное описание ночного пейзажа, полного гармонии. В противовес ему, в третьей строфе описываются и чувства лирического героя – беспокойство и отчаяние. Но в конце произведения гармония, представленная в начале, восстанавливается, так как лирический герой желает воссоединения с природой. В какой-то мере его можно назвать пророческим, так как в третьей строфе лирический герой говорит о том, что он хотел бы «забыться и уснуть», что можно сравнить со смертью. Но эта мысль не получает развития, как и в стихотворении «Сон» – здесь это означает покой и гармонию. Нашел ли их поэт? Этот вопрос останется неразгаданным для читателя. Но желания, указанные в произведении, были исполнены – в Тарханах, родном селе поэта, под листьями дуба перед входом в часовню покоится прах Михаила Юрьевича Лермонтова.

При написании стихотворения поэт использовал такие приемы, как метафора («звезда с звездою говорит»), олицетворение («пустыня внемлет»), восклицательное предложение («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и уснуть!»), анафора («Чтоб в груди дремали жизни силы», «Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), ассонансы («но не тем холодным сном могилы») и аллитерации («слух лелея», «Про любовь мне сладкий голос пел», «Уж не жду от жизни ничего я», «И не жаль мне прошлого ничуть»). Тему одиночества можно проследить через риторические вопросы в последних строках второй строфы. Но, несмотря на это, в нем можно заметить некую задушевность, музыкальность и плавность. Эта цель достигается благодаря повторению шипящих звуков и перекрестной рифмовке. Данные качества позволили произведению стать основой для двух десятков романсов. На нашем сайте можно учить стихотворение онлайн, а при необходимости и скачать произведение. Представленный файл может быть использован как дополнительный учебный материал на уроке литературы в 10 классе.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

«Выхожу один я на дорогу» — одно из самых известных стихотворений М. Ю. Лермонтова. Его значимость в творчестве поэта была признана ещё современниками автора, жаль не при жизни Михаила Юрьевича. По сей день «Выхожу…» привлекает своей образностью, глубиной, лаконичностью и музыкальностью. О последнем стоит сказать отдельно, ведь существует более двух десятков романсовых интерпретаций этого стихотворения. Это произведение по праву можно считать ключевым для понимания творчества автора, ведь оно соединило в себе главные темы, литературные увлечения, и личные переживания творца.

Последние месяцы своей жизни М. Ю. Лермонтов провёл на Кавказе, на территории Минеральных вод. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в этот период, в 1841 году. Поэт взял отпуск по службе, он хотел как можно больше времени провести в своих любимых местах. Такие данные позволяют считать произведение в некоторой степени топографическим: образ дороги, «кремнистый путь».

Родилось это произведение незадолго до роковой дуэли с Мартыновым, что многих почитателей Лермонтова заставляет задуматься о предвидении поэтом своей скорой гибели. При жизни автора стихотворение не было напечатано, а увидело свет лишь в 1843 году. Великий критик того времени В. Белинский считал это стихотворение одним из лучших сочинений Михаила Юрьевича.

Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»: анализ образов

Произведение имеет сложное эмоциональное наполнение. Каждая из строф последовательно проводит главную мысль произведения.

В первой строфе автор выводит своего лирического героя на первый план, показывая, что он отличается от других людей. Картина, которая окружает героя, — ночь, пустыня, звезды. Это образы, которые создают основной фон и настраивают читателя на нужный медитативный лад. В природе все гармонично, тихо и спокойно, в ней «звезда с звездою говорит». А значит, то, что окружает поэта, сочувствует ему. Все явления природы могут воспринимать мысли и переживания человека.

Но что же происходит у героя в душе? Вторая строфа начинает плавно вводить нас во внутренний мир лирического героя. Ему «больно и трудно». В его душе разлад, он с трудом может разобраться в собственных чувствах.

В третьей строфе он сам дает ответы на свои же вопросы. Он ничего более не ждет от жизни, он не жалеет о прошлом. Его угнетает лишь то, что он не испытывает нужного ему покоя. Что же есть для Лермонтова покой? Это еще один значимый во всем творчестве поэта образ. Лермонтов воспринимает покой по-особому. Это не «холодный сон могилы», не постоянное бездействие. Герою нужен душевный покой, в котором, однако, были бы и чувства, и страсти. Можно предположить, что покой для Лермонтова — это синоним слова «счастье».

Тематика

Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем. На первый взгляд, все просто – лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления. Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».

Основная идея

Основная идея стихотворения таится в его 3 строфе. Поэт смирился со своей судьбой, перестал оглядываться назад и лишь хочет обрести спокойствие. Однако он подмечает, что покой ему нужен на земле, а не в могиле. Из строк произведения можно понять, что поэт принял решения, основанные на жизненном опыте и тех ошибках, что он успел совершить. Образ дороги становится символом жизни, в которой Михаил Юрьевич ищет своё успокоение в настоящей любви, что ему так и не удалось почувствовать.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что следует быть терпимее к себе и окружающим. Автор заявляет, что настоящее счастье человек достигает, когда пройдёт определённые преграды в своей жизни. Однако нет такого определённого момента для всех людей в мире. Каждый достигает умиротворения в определённое для себя время. Никто и никогда не может назвать точный период, когда человек перерождается и начинает жить «новой жизнью».

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в небесах таинственно и чудно», «холодным сном могилы», «сладкий голос»;
  • олицетворения: «спит земля в сиянье голубом», «чтоб в груди дремали жизни силы», «тёмный дуб склонялся и шумел»;
  • метафоры: «в сиянье голубом».

С помощью аллитераций («х», «д», «т», «с») поэт передаёт тихие звуки ночи: шорохи шагов, трепет листьев, колыханье воздуха. Постепенно он сводит звонкость к нулю, достигая эффекта тишины, после чего резко переходит к теме смерти.

Во второй части стихотворения звонкие согласные («з», «ж», «г») присутствуют для того, чтобы вновь вернуть звучание мрачной картине вечного сна.

Ассонансы «ы», «о», «у» придают происходящему торжественное звучание, погружают слушателей в космическую акустику.

Композиция, построение стиха

Композиционно стихотворение состоит из 3-х частей. Первые 2 части стихотворения не следуют одна за другой, а чередуются между собой. В первой части поэт описывает красоту ночи, во второй – собственные мироощущения. Во вторую часть вошли:

  • 1-я строка первой строфы;
  • 3-и 4-я строки 2-й строфы;
  • Первые 3 строки третьей строфы.

Остальные строки в первых трех строфах описывают чудную звездную ночь.

В третьей части, которой завершается стихотворение, поэт выражает свое желание заснуть так,

В стихотворении всего 5 строф, написанных пятистопным хореем с «анапестическими ходами».  Этот стихотворный размер делает произведение певучим, музыкальным. Рифмовка в строфах катренах перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий