Образованный, но невоспитанный человек куда опаснее для себя и для других, чем человек воспитанный, но необразованный

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Цели и задачи нравственного воспитания

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Черты воспитанного человека

  1. Самое главное качество воспитанного человека заключается в том, что он думает не только о себе, но и о других людях тоже, и ведёт себя так, чтобы жить в гармонии с самим собой и с окружающими. Воспитанный человек старается не мешать другим людям, всегда приходит на помощь, если он в состоянии помочь, он всегда вежлив и тактичен.
  2. Воспитанный человек соблюдает этикет (правила поведения в обществе).
  3. Воспитанный человек уважает других людей, их мнение, отличное от его собственного, терпимо относится к окружающим, их привычкам и интересам, даже если они ему не нравятся.
  4. Он всегда ведёт себя адекватно и соответственно ситуации.
  5. Воспитанный человек имеет чувство собственного достоинства, живёт в соотвестствии со своими желаниями и обязанностями, при этом не ущемляя прав других людей.
  6. Он серьёзно относится к своему делу, будь то работа или учёба. Выполняет дело со всей возможной отдачей, добросовестно и качественно.
  7. Воспитанный человек выполняет свои обещания и всегда приходит вовремя.
  8. Он доброжелательно настроен к окружающим, уверенно чувствует себя в компании незнакомых людей, потому что знает, как правильно нужно себя с ними вести.
  9. Он умеет скрывать свои эмоции, когда нужно. Воспитанный человек сдержан и корректен.
  10. Воспитанный человек — это хороший собеседник. Он умеет слушать, поддерживать беседу и отвечать.
  11. Он честен как перед собой, так и перед другими людьми.
  12. Воспитанный человек знает, .
  13. Воспитанный человек чтит и соблюдает законы своего государства.
  14. Воспитанный человек корректно ведёт себя в спорах. Он не пытается подчинить своей точке зрения всех и вся, но и своё мнение отстаивает твёрдо и умело. Что значит быть воспитанным в споре? Если воспитанный человек ошибся, то не побоится признать свою вину и извиниться.
  15. Воспитанный человек не пытается жить за счёт труда других людей. Он самостоятелен и никого ни к чему не принуждает ради собственного благополучия.
  16. Воспитанный человек самостоятельно принимает решения и сам отвечает за себя и свои поступки.
  17. Воспитанный человек искренен в личных отношениях, любит, понимает и с уважением относится к своим родителям.
  18. Он следит за своими словами и их смыслом. Умеет контролировать свою речь в зависимости от ситуации и положения.
  19. Воспитанный человек не употребляет ненормативную лексику.
  20. Воспитанный человек никогда не стоит на месте, он постоянно духовно развивается. С таким человеком приятно общаться и дружить.

Вот что значит — быть воспитанным.

Это тот, кто овладел им в совершенстве. Благодаря хорошим манерам можно наладить благоприятные отношения с социумом, что значительно повышает комфортность жизни для каждой личности.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Отражая воспитательность

Если воспитанный человек благополучно прошел важные для себя “курсы” и с ним приятно иметь дела, как со сведущим в добром деле, то воспитательный давно перестал учить самого себя и сосредоточен на поиске возможностей поучать кого-нибудь другого.

Откровенно говоря, к такой воспитательности особенно склонны бабушки (пожилые читательницы этой статьи, не примите это исключительно на свой счет).

На днях я задал простой вопрос одной бабушке. После ее ответа вторая, сидящая рядом, решила ее ответ отредактировать, мол, ты говори не так, а вот так. Наверное, подобное происходит из безобидного желания поделиться (при чем бесплатно) собственными знаниями. Ведь чувство невостребованности своей копилки одно из самых трудноудержимых.

Не важно какими знаниями или опытом мы обладаем не стоит встревать в чужой диалог без разрешения. Потому что в таком случае воспитанность имеет большую ценность, чем воспитательность

Именно воспитанность вовремя напомнит правило трёх «Не»:

1. Не ты создал человека таким; 2. Не тебе его судить; 3. Не тебе его переделывать.

Стремление повоспитывать исчезает, если мы учитываем чужое право на уважение с нашей стороны… если уважаем чужое право выражать собственные чувства, мнения и желания, без разницы насколько правильны они или ошибочны…

Воспитательность отступает в тень, если мы уважаем чужое право устанавливать свои личные приоритеты, выражать свои, отличающиеся от других взгляды. Если уважаем чужое право защищать себя от моральных и эмоциональных угроз, даже если способы защиты очень отличаются от наших. Если уважаем право строить свою жизнь в соответствии со своей степенью понимания счастья.

Но если воспитательность словно гангрена уже слишком распространилась по внутреннему миру, надо приготовиться к потерям. Я не знаю к каким именно, но уверен, что потери будут.

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь. Побеждая, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Эффективность работы педагогов

Воспитание личности является процессом очень трудным и весьма противоречивым. В связи с этим учесть его результаты довольно сложно. Начинается этот процесс с самого раннего возраста. Затем он продолжается при поступлении в школу. С определенного момента человек начинает заниматься самовоспитанием.

Разумеется, педагогам необходимо знать, достиг ли процесс формирования личности (или отдельный его этап) нужной цели. Для того чтобы определить уровень воспитанности детей, необходимо провести сопоставление запроектированного с полученными результатами. Без этого становится невозможным управление дальнейшим процессом формирования личности.

Установить степень соответствия желаемых и полученных результатов позволит диагностика нравственной воспитанности. Она представляет собой определенную оценочную процедуру. Ее выполнение позволит выявить истинный уровень воспитанности. Разница же между конечным и начальным результатом является важным критерием оценки эффективности педагогического процесса.

Для получения необходимых данных проводят тест на воспитанность. Однако это не теоретическое задание. По практическому поведению детей в тех или иных ситуациях и выполнению ими определенных действий определяется уровень воспитанности учащихся. Методика диагностики предполагает и изучение представлений детей об определенных правилах и нормах поведения. Часто на практике педагог задает детям прямые вопросы. Среди них:

— Что такое честность?

— Зачем человеку быть добрым?

— Почему нельзя ябедничать? и т.д.

В качестве доказательств собственной правоты воспитанник должен привести весомые аргументы. Проблема воспитанности, если таковая имеется, станет тут же очевидна.

Для диагностики эффективности педагогической работы нередко применяют написание сочинений на определенную тему. Каждое из них – это своеобразная анкета. Уровень воспитанности определяется при раскрытии того или иного вопроса, что ярко характеризует внутренний мир ребенка. В перечне тем может быть описание собственного видения такой проблемы, как «Вежливость и я», «Каково мое понимание дисциплины» и т. д. При написании таких сочинений учащиеся также должны привести свои аргументы. Проблема воспитанности ребенка может быть выявлена и другими эффективными способами диагностики поведения. Для этого педагог должен искусственно создать ситуацию, при которой выявятся качества личности.

Определить уровень формирования личности выпускников помогает сочинение. Проблема воспитанности (ЕГЭ часто предлагает абитуриентам подобные темы), раскрывается молодыми людьми на основе литературных произведений и реалий современной жизни.

А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве

Проявляйте уважение и учтивость

Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.

Чтобы спросить себя, что такое обучение, подразумевается также вопрос о том, что он должен знать и как происходит знание. Был ли Гераклит прав, говоря, что знание — это не эрудиция, и что это не известно, накапливая понятия? Неизбежно, эти вопросы снова возвращают нас на допрос на человека, которого мы получили здесь, а не на «как», а на «кто», а не на «вещь между вещами», а на существующую совесть.

Мы не даем объективных знаний, то есть контента, абстрагированного от субъекта, и поэтому мы не участвуем в формировании, то есть заполнении главы информацией, а пробуждении в предмете, который необходим для понимания и знания, которое является оригинальным в человеке. И это знание — если это подлинное знание, то есть дар смысла, — не покоится в результате, в ответе, а в самом действии знания, которое является приостановкой между моим недоумением перед лицом мира и напряжением, чтобы поймать его смысл.

У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью

В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе

Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, — великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.

Это значение, которое не дано реальностью само по себе, но по моему опыту этой реальности, что делает меня проблемой. Изучение тогда является жизненно важным процессом для нашего сознания, которое происходит, когда оно не отчуждается само по себе, не испытывается как автоматизм, а в оживленной и ощупью связи с вопросом, который наиболее оживляет нас.

Но может ли быть знание? Или, скорее, мы живем от этого напряжения, чтобы учиться, который жив только в импульсе, в этом приключении в открытом море и без возможности посадки, что является тайной нашей жизни? К сожалению, на школьных столах вопросы умирают, чтобы уступить место понятиям и «навыкам», возможно, они смогут помочь мальчикам найти работу, но, конечно же, не будут помещать их в этот «горячий поток» поиска смысла. С другой стороны, когда мастеру удается поднять занавес недовольства, ему удается вступать в необычные отношения с обычным и провоцировать у детей вкус открытия и инноваций, после чего содержимое перестает быть довольным запоминанием, но только общий, глубокий и пульсирующий опыт, который там живет.

Воспитанный человек

Фильм «Джентльмены удачи»

Этот нехороший человек Василий Алибабаевич мне батарею на ногу уронил… — сказал воспитанный человек.

​​​​​​​

Фильм «Отпетые мошенники»

Вам нужно объяснять, кто из них воспитанный человек, а кто — нет? Кстати, они оба — мошенники.

Воспитанный человек — человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. По мнению Д. Лихачева, воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек не зациклен на себе, он внимателен, видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.

При этом воспитанный человек — не обязательно человек высоконравственный. Иногда среди воспитанных людей можно встретить и мошенника, и подлеца, но чаще среди воспитанных людей преобладают люди высокой порядочности.

Воспитанность иногда увязывают с открытостью и толерантностью, они иногда соединяются, но связь здесь случайная. Воспитанный самурай зарежет человека точно так же, как невоспитанный бандит с большой дороги, только аккуратнее и с большими церемониями. Торквемада, первый великий инквизитор Испании, был очень воспитанный человек, но жестокий и вовсе не открытый. Воспитанный человек может быть рабом кастовости, предрассудков религиозных или антирелигиозных.

Воспитанность часто, но не обязательно соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью.

Образованность — индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на освоенный социальный опыт.

А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда будет вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан.

Настоящая воспитанность всегда предполагает внутреннюю дисциплину, владение собой. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте. Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении с равным воспитанный человек не перебивает, но готов выслушать собеседника, избегает конфликтогенов, использует синтоны. Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой. Отдавая распоряжения, воспитанный руководитель также предпочитает форму просьбы.

Воспитанность предполагает внимательность, точность и адресность в выразительных движениях.

Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, не мертвое, а внимательное, отражающее состояние партнера и вовремя выражающее те эмоции, которые служат партнеру поддержкой и оперативным внушением. Если же нет необходимости выражать поддержку и нет нужды в оперативных внушениях, лицо воспитанного человека спокойно и нейтрально доброжелаетельно.

Воспитанность — это определенная сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками у воспитанных людей не приветствуется. Другая деталь, в которой в выразительных движениях проявляется воспитанность — это их тонкость.

Жесты красивые, не лапой, не всей ладонью, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно. Удивление не поворотом всем телом, а одним взглядом или приподнятой бровью. Тонкость, красота, эстетика каждого движения — черта воспитанных людей.

Воспитанность и душевное здоровье

Воспитанность и душевное здоровье — взаимосвязаны. Душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность, воспитанность способствует хорошему душевному здоровью. См.

Какое качество ценно?

На самом деле список положительных качеств обширный, в нем много достоинств, приведем основные из них. Это поможет разобраться, понять, что ценно в людях в первую очередь для их окружения:

  • Аккуратность – проявляется в заботливом отношении к личным и чужим вещам, опрятном виде человека. Аккуратные люди любят порядок во всем.
  • Бескорыстность – представляет собой отсутствие желания получения пользы от собственных поступков. Ничего никогда не потребует взамен.
  • Тактичность – эта черта характера проявляется в уважительном и вежливом отношении к окружающим, независимо от ответного поведения. 
  • Верность человека – преданное отношение к окружающим его близким, а также собственному мировоззрению, принципам. На людей с таким качеством можно всегда положиться, они постоянны и надежны.
  • Воспитанность – проявление хороших манер и следование модели правильного поведения в любой ситуации.
  • Дисциплинированность – умение человека соответствовать требованиям и выполнять все пункты конкретного распорядка. Дружба с дисциплиной поможет грамотно распоряжаться временем, укладываться в сроки выполнения задач на работе и в быту. 
  • Доброта – выражается в ласковом, заботливом обращении с людьми, отзывчивости и стремлении прийти на помощь, поддержать в сложную минуту, не преследуя своей выгоды.
  • Дружелюбность – желание приятного общения в условии полной открытости и участливости. Благодаря такому качеству характера можно иметь много друзей среди окружающих.
  • Общительность – свойство, позволяющее легко контактировать, состоять на общей волне с другими.
  • Обязательность – умение нести ответственность за свои решения, поступки и их последствия. Такая личность считается зрелой.
  • Отзывчивость – проявление готовности выручить в сложный период жизни, не имея корыстного мотива.
  • Решительность – готовность выполнять задуманное при любых обстоятельствах.
  • Скромность – черта характера, проявляющаяся в тактичном поведении и нежелании быть, казаться выше других. Он уважает окружающих, но отличается стеснительностью.
  • Уверенность в себе – позволяет оценивать свои способности и потенциальные возможности, контролировать себя в неоднозначных ситуациях.
  • Правдолюбие – проявляется в нежелании никого обманывать. С честным человеком надежно и безопасно.
  • Чувство юмора – такая черта позволяет воспринимать ситуации с точки зрения комичности, не теряя равновесия и самообладания в любых условиях. С людьми, которые обладают этой чертой, всегда легко и приятно общаться.
  • Нравственность – считается одним из самых позитивных характеристик, проявляющегося в следование принципам совести, долга, чести, справедливости и другим нормам духовных ценностей человечества.
  • Искренность – свойство, проявляющееся в способности людей показывать свои истинные эмоции, чувства, намерения.
  • Рассудительность – умение использовать свой разум и жизненный опыт, анализируя действия, последствия, и делая соответствующие выводы.
  • Оптимистичность – способность человека находить ряд позитивных моментов при любых обстоятельствах, доверять другим, делать акцент только на позитиве, не закрывая глаза на проблемы.
  • Жизнерадостность – черта, проявление которой связывают с постоянным бодрым настроем, умением ценить жизнь и радоваться любой мелочи. 
  • Смелость является способностью к действиям без волнения и опасений, но, не теряя здравомыслия.
  • Справедливость – свойство личности, которое основывается на четком понимании разделения на добро и зло. Он имеет объективную точку зрения на происходящее вокруг него.
  • Толерантность – отношение к окружающим, не сомневаясь в правильности чужой точки зрения и не позволяя грубого поведения с оппонентами.
  • Трудолюбие – выражается в позитивном отношении к деятельности, работе, готовности с удовольствием потратить свое время на выполнение задачи.

Сочинение ЕГЭ. Почему человеку необходимо хорошее воспитание? По тексту А.П. Чехова

Сочинение ЕГЭ по тексту А.П. Чехова. Почему человеку необходимо хорошее воспитание?

«Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!».» Исходный текст

Почему человеку необходимо хорошее воспитание? Этот вопрос волнует А. Чехова, автора предложенного для анализа текста. Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем рассуждения автора. А. Чехов в тексте обращается к брату и пишет ему о том, что крайняя невоспитанность является единственным серьезным недостатком адресата обращения. Этот недостаток, по мнению автора, ведет к тому, что общество не принимает его. А. Чехов пишет: «Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным». Иными словами, если человек нарушает правила поведения, принятые в обществе, его начинают сторониться, потому что своей невоспитанностью он оскорбляет и обижает других.

Продолжая раскрывать проблему, автор указывает на следствие описанного в первом примере отчуждения от воспитанного общества – это болезненное ощущение, что тебя не понимают. «Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!» — пишет автор в начале текста, а во второй половине анализируемого отрывка замечает, что воспитанные люди «не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» Таким образом, А. Чехов подводит нас к мысли о том, что отсутствие воспитания ведет к серьезным противоречиям с окружающим миром. Оно не просто лишает одобрения общества, но и заставляет чувствовать себя непонятым. Позиция автора такова: человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе и не ощущать непонимание со стороны окружающих. Я согласен с мнением автора текста. У общества есть свои негласные правила, которые необходимо соблюдать. Отсутствие воспитания создает дистанцию с окружающими людьми, которая может быть очень болезненной для человека. Воспитанность – это проявление уважения к людям и к тем правилам, которых они придерживаются.

Доказать свое мнение я бы хотел примером из комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Герой произведения Митрофан вырос крайне невоспитанным человеком, что проявлялось во всем: в его поступках, речи, общении с другими людьми. По причине своей невоспитанности Митрофан не нравился никому из окружения, все предпочитали избегать его, не получали удовольствия от общения. Даже его мать, которая и вырастила героя жестоким и избалованным, со временем понимает, насколько ужасный у ребенка характер, который никогда не позволит ему быть частью интеллигентного общества.

Человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не быть изгоем общества, а чувствовать себя его полноправной частью.

Автор сочинения:

Татьяна Городецкая

Сочинение на тему: Воспитанный человек

Воспитанный человек

Воспитанный человек. Что означает это понятие? Толковый словарь определяет слово «воспитанный» так: «Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя».

В разное время люди, конечно, вкладыва­ли разный смысл в это понятие, потому что «хорошее» воспитание людям разных эпох представлялось по-разному. Ведь то, что счи­талось «хорошим» воспитанием у древних гре­ков или у шумеров, в наше время может ока­заться просто неприличным!

Но я попытался разобраться, что означает «хорошее воспитание» и «хорошо вести себя» в наши дни, и вот к каким выводам я пришёл.

Хорошо воспитанный человек никогда не грубит никому, даже недругам. Он всегда веж­лив и доброжелателен со всеми. Такой человек никогда не обидит ни словом, ни делом. От воспитанного человека не услышишь нецензур­ного слова, да и просто грубое слово навряд ли он произнесёт в присутствии других людей.

Человека можно назвать воспитанным, ес­ли он открывает дверь перед идущей за ним женщиной (кстати, в Америке женщина пос­читает такого человека грубияном, наруша­ющим её права, унижающим её достоинство предположением, что она сама не в состоянии открыть дверь!), если мужчина первым здоро­вается с женщиной. А в деревне воспитанный человек обязан здороваться с любым встреч­ным, даже незнакомым, человеком в городе это уже необязательно.

Также воспитанным считается человек, умеющий культурно вести себя за столом. Он должен правильно и аккуратно вести себя в быту, быть опрятным в одежде и следить за своим внешним видом.

Многое требуется от воспитанного челове­ка! Но эти требования не такие уж и трудно­выполнимые, если получил хорошее воспита­ние в детстве.

Сочинение на тему: Воспитанный человек

4.1 (82.79%) 129 votes

На этой странице искали :

  • сочинение на тему воспитанность
  • сочинение воспитанный человек
  • в молодости я считал себя человеком отлично воспитанным сочинение
  • воспитанность сочинение
  • воспитание сочинение

Анализ проведенного исследования

Показатели воспитанности, полученные в результате оценочной процедуры, разносятся по шестибалльной шкале. В ней есть три положительные и столько же отрицательных оценок. Первые из них отражают, какова воспитанность личности, а вторые указывают на уровень ее невоспитанности. О чем свидетельствуют положительные оценки? Итак:

  • +3 говорит об устойчивой готовности к совершению морального поступка;
  • +2 свидетельствует о стремлении к положительному действию в той или иной ситуации;
  • +1 подтверждает понимание у ребенка необходимости совершения хороших поступков.

Если на шкале значения опустятся ниже нуля, то это будет говорить:

  • -1 – о готовности к отрицательным проявлениям;
  • -2 – о стремлении к отрицательным действиям;
  • -3 – об антиобщественном поведении.

Ноль на шкале станет свидетельством нейтральной позиции.

Парус

Белеет парус
одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в
краю родном? Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он
счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним
луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть
покой! (М. Лермонтов) Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832
г. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и
однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение,» о чем
свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант
стихотворения. Это яркий образец пейзажно-символической лирики. В «Парусе»
нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения
русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и
стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабристов. Быть
может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье,
и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлин-ского «Андрей, князь
Переяславский»: Белеет парус одинокой, Как лебединое крыло, И грустен путник
ясноокой; У ног колчан, в руке весло. По композиции стихотворение представляет
собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три
строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и
второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и
паруса), а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если
прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а
потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря
на то что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная
структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане
паруса (в первой строфе) сменяет изображение надвигающейся бури. Параллельно
идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого
странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и
неприятием жизни (см. вторую строфу). Но мятежник хочет обрести душевный и
нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре
(третья строфа). Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и му- чительные
вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и
жажда перемен, обновления — и заключается внутренняя напряженность стихов, сила
их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения
определяется творческим замыслом поэта. Важную роль играет слово одинокой. В
нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом (парус одинокой, т.
е. плывущий один, без подобных себе) и с рядом символическим (одинокой, т. е.
не имеющий единомышленников, близких людей). Все стихотворение проникнуто
антитезой, которая находит выражение в контекстуальных антонимах: Что ищет он в
стране далекой? Что кинул он в краю родном? Так же: счастия не ищет — не от
счастия бежит; над ним — под ним. Повтор слов и их симметричное расположение —
синтаксический параллелизм (Что ищет он… Что кинул… счастия не ищет… не
от счастия бежит..

над — под) — подчеркивают важность содержания. Той же цели
служит и инверсия — перестановка компонентов предложения, нарушающая их
обычный, стилистически нейтральный, порядок и приводящая к смысловому или
эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом

Ср.
обычный порядок: одинокой парус, в голубом тумане моря

Читатель обратит
внимание на прилагательные, сдвинутые со своих обычных мест перед определяемым
словом. Выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащими передает
динамизм изображаемой картины, активность проявления признака: белеет парус,
играют волны

Постановка дополнения перед сказуемым подчеркивает особое
значение слова счастие, несущего в стихотворении большую нагрузку. Поэт
использует звукоподражание (ветер свищет, мачта… скрыпит), что усиливает
ощутимый эффект бури. Динамическое изображение бури во второй строфе передается
бессоюзным предложением (Играют волны — ветер свищет…) и нагнетанием глаголов
(скрыпит, гнется). Стихотворение написано двустопным ямбом, но обращает на себя
внимание сбив ямбического метра в третьей стопе (пропуск ударения). Так
ритмически выделяются опорные слова и словосочетания, и прежде всего парус
одинокой. Так же ритмически подчеркивается и слово счастие. Легко заметить, что
одни и те же слова становятся значимыми и эстетически ценными в стихотворении
благодаря различным средствам их выделения: антитезе, инверсии, ритму.

Ссылки

Популярные сочинения

  • Сочинение Характеристика и образ Муму (5 класс) Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» относится к величайшим произведениям русской классики. История, описанная автором основана на реальных событиях.
  • Сочинение Я — личность по обществознанию (6 класс) Слово личность в смысловом своем аспекте восходит к слову личина, которое в свою очередь связано со словом маска. Именно личность и является тем самым полотном, на котором мы рисуем различные рисунки
  • Сочинение про Воду Все знают, что жить без воды не сможет ни одно живое существо. Она нужна для того, чтобы утолить жажду. Вода – есть сама жизнь. Но сложно ли ее добывать? Об этом мы сейчас и узнаем.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Сердце девушки не свободно. Ксения встречается с молодым актером Иваном Жвакиным – звездой сериала «Молодежка». Молодые люди познакомились на съемках сериала «Красная королева». Ксения вспоминает: «Я дефилировала по подиуму и увидела краем глаза, как Иван проходит мимо. Не узнала в нем Сашу Кострова из «Молодежки», толком даже лица не разглядела, но меня будто теплой волной обдало. Застыла как вкопанная. Я уже тогда поняла: вот он — мужчина моей мечты! Первый шаг к сближению сделала сама через неделю после знакомства: почесала ему шею, услышала довольное урчание и влюбилась еще больше».

Подводные камни

Благодаря компьютеризации диагностической технологии получать и обрабатывать информацию по уровням воспитанности стало намного проще, и общие выводы говорят о достоверности и надежности имеющихся данных. Но любая педагогическая технология, в том числе и диагностическая, имеет как преимущества, так и недостатки.

Во-первых, диагностика воспитанности – сфера недостаточно изученная, и поэтому ее методологическая база разработана недостаточно. Педагог, планирующий диагностику, столкнется с ненадежностью тех или иных методик, и результаты, которые он получит, будут недостаточно точными и надежными.

Во-вторых, множество методов, используемых в диагностике, характеризуются трудоемкостью и требуют достаточно большого количества времени. Например, точность результатов наблюдения будет зависеть от его длительности.

В-третьих, определенные средства, такие как анкетирование и беседа, вряд ли дадут точные и достоверные данные.

Использование различных методов и методик диагностирования воспитанности позволяет педагогу целостно рассмотреть это явление. Конечно, есть некоторые недостатки и погрешности в представленной технологии, но ее успешно применяют специалисты в своей практической деятельности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий