Власть тьмы или «коготок увяз, всей птичке пропасть»

Краткое содержание пьесы Толстого Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть для читательского дневника

Богатый мужик Пётр живет с женой Анисьей, у них имеются две дочки. Акулине, старшей дочери, шестнадцать лет, она немного глуховата и не слишком умна, Анютке десять лет

Петр держит работника Никиту, это ленивый парень, любящий женское внимание

Анисья не любит своего больного мужа. Она ждет его смерти, чтобы, прибрав к рукам богатство, выйти замуж за молодого Никиту. Акулина, ее падчерица, догадывается о намерениях мачехи. В соседней деревне живут родители Никиты, они изредка навещают своего сына. Отец парня, Аким, хочет женить сына на Марине, это девушка – сирота, которую Никита соблазнил и бросил. Мать, Матрена, знает, что Анисья в связи с Никитой. Ради богатства, она помогает Анисье избавиться от мужа.

Акиму жалко обиженную сироту, он пришел к Петру забрать Никиту, чтоб тот женился на Марине. Матрена и Анисья убеждают Петра, чтоб он не отпускал Никиту. Матрена дает Анисье порошки, чтобы та подсыпала их в чай мужу.

Прошло полгода. Петр отправил Акулину за сестрой, чувствуя приближение смерти. Матрена с Анисьей ищут, куда он спрятал деньги. Марина вышла замуж за вдовца с четырьмя детьми. Анисья нашла деньги. Петр умер.

После смерти Петра прошел почти год. Анисья вышла замуж за Никиту, но это не принесло ей счастья. Молодой хозяин путается с падчерицей, которую Анисья никак не может выдать замуж. Деньги они положили в банк, живут на проценты. Никита издевается над Анисьей, тратить деньги на свои нужды. Акулина тоже терроризирует мачеху, считает, что она хозяйка, и деньги принадлежат ей.

Аким пришел попросить у сына денег на новую лошадь, он рассказывает, как хорошо живет Марина. Никита с Акулиной возвращаются из города, дома вспыхивает скандал. Аким, видя это, отказывается и от обеда, и от денег, и уходит домой, осуждая сына.

Наконец – то Акулину сватают. Акулина беременна от Никиты. У нее начинаются схватки, и она не выходит к сватам. За нее дают богатое приданое, и сваты, не увидев будущую невестку, покидают дом.

У Акулины начинаются роды. Матрена и Анисья решают избавиться от ребенка, привлекают для этого Никиту. Они заставляют парня залезть в погреб, и выкопать яму. Они признаются ему, что Петр умер не своей смертью, а от порошков, которые ему подсыпали в чай. Невольно Никита становится их соучастником. Он страшно напуган, а тут его еще заставляют убить новорождённого. Никита отказывается, но Анисья бросает младенца в погреб, и сталкивает туда мужа. Он накрывает ребенка доской, и всем телом придавливает его. Под ним хрустят кости новорождённого. Никита выскакивает из погреба, и бросается на мать, и на Анисью. Ему повсюду слышится писк ребенка.

В скором времени состоится свадьба Акулины. Ее выдают замуж за родственника Маринкиного мужа, поэтому они в числе гостей. Жених с невестой и собравшиеся гости, ждут благословения Никиты, отчима Акулины. Никита уходит за сарай, он до сих пор переживает убийство младенца. За сараем в соломе, спит Митрич, работник Никиты. Никита берет веревку, и решает повеситься. Тут просыпается Митрич, и бормочет о том, что не надо никого бояться. Услышав его слова, Никита принимает какое – то решение и идёт в дом.

В доме гости поют песни. Входит Никита с отцом. Никита падает на колени, и, признаваясь во всех грехах, просит прощения у Марины, у Акулины, рассказывает об убийстве ребёнка. Он кланяется отцу, признавая его правоту, что «коготок увяз, и всей птичке пропасть».

Аким рад, что сын осознал содеянное и раскаялся. Урядник арестовывает Никиту, свадьба не состоялась.

Низменные желания ведут к более глубоким порокам, что до добра не доводят.

Читать краткое содержание Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Анализ пьесы «Власть тьмы»

При всем сходстве мотивов и образов «Власть тьмы» занимает особое место среди вышеперечисленных произведений. Клятвопреступление, прелюбодеяние, отравление, детоубийство подаются Толстым как норма обезбоженной жизни, оказавшейся «во власти тьмы». Используя приемы натурализма, он низводит полноту и богатство жизни до ее простых, почти элементарных форм. В построении диалога автор ориентируется на живую, разговорную, устную народную речь (ради ее воспроизведения, писатель, по его собственному признанию, «ограбил» свои записные книжки). Упоминание в речах действующих лиц множества внесценических персонажей, создает впечатление «многонаселенности» пьесы, раздвигая ее рамки до масштабов «православного мира». Столь же органично возникает из рассказов героев пьесы образ «чугунки», ведущий в город с его «банками», трактирами, лавками, предметами роскоши, соблазнами. Насыщая содержание пьесы приметами современной действительности, Толстой показывает ее катастрофическое несовпадение с евангельскими требованиями. Сила неправды настолько сильна в мире, что маленькая девочка мечтает помереть, «а то ведь изгадишься». Толстовские «делатели неправды» находят себе оправдание в том, что «все так, везде так, во всем так». Пространство жизни героев разомкнуто по социальной горизонтали, но сдавлено, искажено, помрачено в отношении духовной вертикали. Будто вся Россия забыла Бога и оказалась извержена «во тьму внешнюю», где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12, 22,13,25,30).

Своеобразие пьесы «Власть тьмы» определяется установкой писателя на создание религиозной драмы, предназначенной для народного театра. Конфликт задан просветительской задачей «сделать из театра <…> орудие распространения света между людьми». Эта заданность ощущается в пьесе: в системе образов, в символике света и тьмы, в назидательном сближении евангельских смыслов названия и эпиграфа с точным смыслом народной поговорки о «птичке», обреченной «пропасть», если увяз коготок. Название пьесы отсылает к словам Иисуса Христа, сказанным в момент взятия под стражу: «Теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22,53). Сгустившаяся тьма гефсиманской ночи, когда произошло духовное и фактическое предательство людьми Бога, простирается в описываемую Толстым современность. Она определяет сумрачный образный колорит драмы, «рельефность», резкость светотени в обрисовке образов. Обыденное течение жизни одной семьи Толстой раскрывает как длящееся гефсиманское предательство: «Боязно, говорят, в неправде божиться. Все одна глупость. Ничего, одна речь. Очень просто». Бог (нравственный закон) исчез из жизни людей. Из жизни вынут некий духовный стержень, и она распадается, превращаясь в «блудную скверну».

Власти тьмы Л.Н. Толстой противопоставляет силу нравственного закона, «сетям богатства» — «нищету духа», «великому грешнику» Никите — его отца, праведника Акима. Ставя Акима на самый низ социальной иерархии, делая его невзрачным и косноязычным, Толстой сознательно наделяет его чертами юродства, делая носителем Божьей правды «последнего» из крестьян, который по ходу действия становится «первым». Сквозь бесконечно повторяемые «тае, тае» и «тае, значит» пробивается свет личности Акима — непрестанное бодрствование совести. «Ах, Микитка, душа надобна!» — в горести восклицает он, видя как жизнь сына идет «к погибели». «Опамятуйся, Микита!», — взывает он, отказываясь от его помощи и уходя из дома, где ему «дюже гнусно…». Всенародное покаяние Никиты — оправдание веры Акима в торжество «Божьего дела»: «Бог-то, Бог-то! Он во!..».

«Власть тьмы» отмечена чертами сурового, мрачного, жесткого реализма, характерного для позднего творчества Толстого. Этический максимализм автора, поверяющего правду народной жизни мерой евангельской истины, с особенной силой проявляется на фоне «Смерти Ивана Ильича», «Отца Сергия», «Воскресения».

Народные средства от анального зуда

Если сопровождает геморрой зуд, то не обязательно использовать какой-нибудь противозудный синтетический медикамент. Можно применять средства народной медицины.

Как избавиться от зуда при геморрое в домашних условиях? Можно воспользоваться лечебным компрессом. Для его приготовления надо перемешать 200 граммов травы барвинка и 300 мл теплой воды. Затем в полученный раствор надо окунуть марлевую повязку, после чего приложить ее к воспаленному узелку на 20 минут.

Что делать, если травы барвинка нет? В таком случае убрать зуд можно при помощи:

  • Лечебной ванночки с отваром ромашки. Ее надо принимать в течение 10-20 минут.
  • Компресса со льдом. Лечение геморроя льдом является эффективным. Пользоваться холодными компрессами можно даже при геморрое, который сопровождается кровотечениями и болями в анальном отверстии.
  • Лечебная ванночка из отвара коры дуба. Такую ванную следует принимать на протяжении 20-30 минут.

При таком явлении, как зуд при геморрое лечение народными средствами является эффективным. Но надо помнить, что не во всех случаях такая терапия помогает.

Действующие лица

  • Петр, мужик богатый, 42-х лет, женат 2-м браком, болезненный
  • Анисья, его жена, 32-х лет, щеголиха
  • Акулина, дочь Петра от первого брака, 16-ти лет, крепка на ухо, дурковатая
  • Анютка, вторая дочь, 10-ти лет
  • Никита, их работник, 25-ти лет, щеголь
  • Аким, отец Никиты, 50-ти лет, мужик невзрачный, богобоязненный
  • Матрена, его жена, 50-ти лет
  • Марина, девка-сирота, 22-х лет
  • Митрич, старик-работник
  • Кума Анисьи
  • Сват

Связь с произведениями русской литературы

Тематически «Власть тьмы…» примыкает к ряду произведений русской литературы, трактующих тему «преступления и наказания». Показ безотрадного крестьянского быта восходит к «Горькой судьбине» А.Ф. Писемского; душевная тоска и «загул» Никиты — к народной драме А. Н. Островского «Не так живи, как хочется»; характер Анисьи вызывает ассоциации с героиней очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Микенского уезда»; пьяный монолог отставного унтера Митрича в последнем действии заставляет вспомнить обитателей горьковской пьесы «На дне». Насквозь литературен мотив публичного покаяния, связанный с древнерусскими житийными повестями и религиозно-дидактическими легендами, некрасовским Кудеяром-разбойником, последней частью романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В литературной родословной Акима — носителя народной, «почвенной» правды — старец Агафон из драмы А.Н. Островского «Грех да беда на кого не живет», мужик Марей Ф.М Достоевского, толстовский Платон Каратаев.

История создания

Первоначальное название пьесы, ставшее потом её подзаголовком: «Коготок увяз, всей птичке пропасть».
Написана в г. Впервые опубликована издательством «Посредник» в г.

Драма в 5 действиях. Сочинена в 1886: начата в конце октября — 25 ноября сдана в набор. В основу «Власти тьмы» положено уголовное дело крестьянина Тульской губернии Ефрема Колоскова, которого Толстой посетил в тюрьме. Впоследствии Толстой рассказывал: «Фабула „Власти тьмы“ почти целиком взята мною из подлинного уголовного дела, рассматривавшегося в Тульском окружном суде… В деле этом имелось именно такое же, как приведено и во „Власти тьмы“, убийство ребёнка, прижитого от падчерицы, причем виновник убийства точно так же каялся всенародно на свадьбе этой падчерицы» (т. 26, с. 706).. Толстой хотел, чтобы драма была поставлена в Москве в народном театре М. В. Лентовского «Скоморох». Но уже в конце декабря 1886 актриса петербургского Александринского театра М. Г. Савина попросила у Толстого эту пьесу для своего бенефиса (для своих бенефисов актёры императорских театров могли сами выбирать пьесу для постановки, хотя обычно этим занимался исключительно репертуарный комитет). Толстой ответил согласием. Но все договоры оказались напрасными — пьеса была запрещена цензорским комитетом.

Тогда друзья Толстого В. Г. Чертков и А. А. Стахович организовали чтение «Власти тьмы» в известных частных домах, придворных кругах, чтобы популяризировать драму и добиться отмены её цензурного запрета. Многие деятели культуры: И. Е. Репин, В. В. Стасов, Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, В. И. Немирович-Данченко — высоко оценили пьесу Толстого и добивались её разрешения для театра. А. А. Стахович читал пьесу у министра императорского двора и уделов в присутствии Александра III. Пьеса царю понравилась, он сам пожелал быть на генеральной репетиции. В феврале — марте 1887 г. в Александринском театре шла подготовка к спектаклю.

Уже были распределены роли, уже театр готовился к генеральной репетиции… Однако начальник Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов сдаваться не собирался: он

До 1895 была запрещена к постановке в России. Однако 11 января 1890 г. поставлена на домашней сцене в семье Приселковых в Петербурге силами любителей под руководством актёра Александринского театра В. Н. Давыдова. Зрителями собрались выдающиеся деятели культуры времени: актёры Александринского театра (которым так и не удалось сыграть на сцене свои уже подготовленные роли), литераторы, художники. К этому времени пьеса уже шла на зарубежных подмостках: в 1888 г. она была показана в Свободном театре А. Антуана в Париже, в 1890 — в Свободном театре О. Брама в Берлине; ставилась в театрах Италии, Швейцарии, Голландии.

Известен шуточный стишок В. А. Гиляровского по поводу этой пьесы:

В России две напасти:
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти.

История создания

Примечания

Постановки

После снятия запрета в 1895 г. пьеса в том же году была поставлена:

16 октября 1895 г. — в театре Литературно-художественного общества (Петербургский Малый театр); режиссёр Е. П. Карпов, худ. Аллегри, И. Суворин; Матрена — П. А. Стрепетова, Акулина — Никитина, Анисья — Холмская, Анютка — Домашева, Аким — Михайлов (Н. Ф. Дмоховский), Никита — Судьбинин, Петр — Марковский, Марина — Пасхалова, Митрич — Красовский);

М. Г. Савина в роли Акулины в спектакле «Власть тьмы» на сцене Александринского театра. 1895 г.

  • 18 октября 1895 г. в Александринском театре (в бенефис Н. Васильевой, исполнившей роль Анисьи; Акулина — Савина, Матрена — Стрельская, Аким — Давыдов, Митрич — Варламов, Никита — Сазонов, Петр — Осокин; декорации по эскизам Шишкова). В 1908 году пьеса была возобновлена в Александринском театре (с Корчагиной-Александровской в роли Матрены)
  • 19 октября 1895 г. в Московском театре Корша (в бенефис Яковлева, исполнявшего роль Никиты; Матрена — Серебрякова, Акулина — Кошева, Анисья — Журавлева, Анютка — Бауэр, Митрич — Греков);
  • 26 октября в театре «Скоморох» (у М. В. Лентовского);
  • 29 ноября 1895 г. в Московском Малом театре в бенефис Никулиной, исполнявшей роль Анисьи; реж. Черневский, художник Вальц; Матрена — О. Садовская, Акулина — Музиль-Рыжова, Марина — Кошкарова, Анютка — Егорова, Аким — Макшеев, Митрич — Музиль, Никита — Рыжов, Петр — П. Садовский.

Последующие постановки:

  • 5 ноября 1902 — МХТ (реж. Станиславский, худ. Симов; Митрич — Станиславский и Тихомиров, Матрена — Помялова, Акулина — Николаева, Анисья — Бутова, Марина — Алексеева, Марфа — Грибунина, Анютка — Халютина, Аким — Артем, Никита — Грибунин, Петр — Судьбинин);
  • 31 августа 1908 — в Общедоступном театре при Народном доме графини Паниной в Петербурге (позднее — Передвижной театр под рук. Гайдебурова и Скарской; реж. Гайдебуров, он же исполнитель роли Никиты);
  • 18 апреля 1903 — Петербургский Михайловский театр (реж. Е. Карпов, исполнители — актёры Александринского, Петербургского Малого и др. театров: Савина, Стрепетова, Левкеева, Холмская, Домашева, Давыдов, Каширин, Яковлев и др.).

Помимо Москвы и Петербурга, «Власть тьмы» широко ставили и провинциальные театры: Нижегородский Собольщикова-Самарина (1898), Харьковский театр Синельникова (1896), Саратовский театр, антреприза Бородая (1898), Полтавский театр (1901), Киевский театр «Соловцов» (1907, реж. Марджанов).

4 декабря 1956 — Малый театр. Режиссёр Б. И. Равенских, художник Волков; Анисья — Чуваева, Акулина — Э. Далматова, Марина — Бурыгина, Анютка — Блохина, Аким — И. В. Ильинский, Никита — Доронин, Матрена — Шатрова, Митрич — М. И. Жаров, Петр — Горбатов, Анисья — Орлова, муж Марины — Грузинский, Сват — Сергей Чернышев).

Актриса Елена Митрофановна Шатрова рассказывает о том, как ставилась и репетировалась эта постановка, в мемуарной книге «Жизнь моя — театр». М., 1975:

  • 2006 — Большой драматический театр. Режиссёр Т. Н. Чхеидзе, художник Э. С. Кочергин, композитор Н. А. Морозов.
  • 2007 — Малый театр. Режиссёр Ю. М. Соломин, художник А. К. Глазунов.
  • 2016 — Минусинский колледж культуры и искусства. Режиссёр В. Т. Аторкина
  • 2017 — Калининградский областной драматический театр. Режиссёр Михаил Салес.

История создания

Первоначальное название пьесы, ставшее потом её подзаголовком: «Коготок увяз, всей птичке пропасть». Написана в 1886 г. Впервые опубликована издательством «Посредник» в 1887 г.

Драма в 5 действиях. Сочинена в 1886: начата в конце октября — 25 ноября сдана в набор. В основу «Власти тьмы» положено уголовное дело крестьянина Тульской губернии Ефрема Колоскова, которого Толстой посетил в тюрьме. Впоследствии Толстой рассказывал: «Фабула „Власти тьмы“ почти целиком взята мною из подлинного уголовного дела, рассматривавшегося в Тульском окружном суде… В деле этом имелось именно такое же, как приведено и во „Власти тьмы“, убийство ребёнка, прижитого от падчерицы, причем виновник убийства точно так же каялся всенародно на свадьбе этой падчерицы» (т. 26, с. 706).. Толстой хотел, чтобы драма была поставлена в Москве в народном театре М. В. Лентовского «Скоморох». Но уже в конце декабря 1886 актриса петербургского Александринского театра М. Г. Савина попросила у Толстого эту пьесу для своего бенефиса (для своих бенефисов актёры императорских театров могли сами выбирать пьесу для постановки, хотя обычно этим занимался исключительно репертуарный комитет). Толстой ответил согласием. Но все договоры оказались напрасными — пьеса была запрещена цензорским комитетом.

Тогда друзья Толстого В. Г. Чертков и А. А. Стахович организовали чтение «Власти тьмы» в известных частных домах, придворных кругах, чтобы популяризировать драму и добиться отмены её цензурного запрета. Многие деятели культуры: И. Е. Репин, В. В. Стасов, Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, В. И. Немирович-Данченко — высоко оценили пьесу Толстого и добивались её разрешения для театра. А. А. Стахович читал пьесу у министра императорского двора и уделов в присутствии Александра III. Пьеса царю понравилась, он сам пожелал быть на генеральной репетиции. В феврале — марте 1887 г. в Александринском театре шла подготовка к спектаклю.

Уже были распределены роли, уже театр готовился к генеральной репетиции… Однако начальник Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов сдаваться не собирался: он

До 1895 была запрещена к постановке в России. Однако 11 января 1890 г. поставлена на домашней сцене в семье Приселковых в Петербурге силами любителей под руководством актёра Александринского театра В. Н. Давыдова. Зрителями собрались выдающиеся деятели культуры времени: актёры Александринского театра (которым так и не удалось сыграть на сцене свои уже подготовленные роли), литераторы, художники. К этому времени пьеса уже шла на зарубежных подмостках: в 1888 г. она была показана в Свободном театре А. Антуана в Париже, в 1890 — в Свободном театре О. Брама в Берлине; ставилась в театрах Италии, Швейцарии, Голландии.

Известен шуточный стишок В. А. Гиляровского по поводу этой пьесы:

В России две напасти: Внизу — власть тьмы, А наверху — тьма власти.

Популярные сегодня пересказы

Берестяная трубочка — краткое содержание рассказа Пришвина В рассказе описывается интерес героя к, казалось бы, обыденным вещам

Когда вы гуляете по лесу, на что обращаете внимание?
Легенда о Робин Гуде — краткое содержание События произведения разворачиваются на территории Англии во времена средних веков в момент пленения австрийским войском короля Ричарда Львиное Сердце.
Страна негодяев — краткое содержание поэмы Есенина Вот оно Урал 1919 года… Время страшной революции… Дни, когда люди разделились на тех, кто поддерживает всеми силами господствующую власть и тех, кто рьяно противится политике государства…
Пролетая над гнездом кукушки — краткое содержание романа Кизи Рассказ ведется от лица пациента психиатрической больницы Бромдена. Этот человек абсолютно нормален, но сложившиеся обстоятельства вынуждают его притворяться глухонемым идиотом

Связь с произведениями русской литературы

Тематически «Власть тьмы…» примыкает к ряду произведений русской литературы, трактующих тему «преступления и наказания». Показ безотрадного крестьянского быта восходит к «Горькой судьбине» А.Ф. Писемского; душевная тоска и «загул» Никиты — к народной драме А. Н. Островского «Не так живи, как хочется»; характер Анисьи вызывает ассоциации с героиней очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Микенского уезда»; пьяный монолог отставного унтера Митрича в последнем действии заставляет вспомнить обитателей горьковской пьесы «На дне». Насквозь литературен мотив публичного покаяния, связанный с древнерусскими житийными повестями и религиозно-дидактическими легендами, некрасовским Кудеяром-разбойником, последней частью романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В литературной родословной Акима — носителя народной, «почвенной» правды — старец Агафон из драмы А.Н. Островского «Грех да беда на кого не живет», мужик Марей Ф.М Достоевского, толстовский Платон Каратаев.

История создания

Первоначальное название пьесы, ставшее потом её подзаголовком: «Коготок увяз, всей птичке пропасть».
Написана в г. Впервые опубликована издательством «Посредник» в г.

Драма в 5 действиях. Сочинена в 1886: начата в конце октября — 25 ноября сдана в набор. В основу «Власти тьмы» положено уголовное дело крестьянина Тульской губернии Ефрема Колоскова, которого Толстой посетил в тюрьме. Впоследствии Толстой рассказывал: «Фабула „Власти тьмы“ почти целиком взята мною из подлинного уголовного дела, рассматривавшегося в Тульском окружном суде… В деле этом имелось именно такое же, как приведено и во „Власти тьмы“, убийство ребёнка, прижитого от падчерицы, причем виновник убийства точно так же каялся всенародно на свадьбе этой падчерицы» (т. 26, с. 706).. Толстой хотел, чтобы драма была поставлена в Москве в народном театре М. В. Лентовского «Скоморох». Но уже в конце декабря 1886 актриса петербургского Александринского театра М. Г. Савина попросила у Толстого эту пьесу для своего бенефиса (для своих бенефисов актёры императорских театров могли сами выбирать пьесу для постановки, хотя обычно этим занимался исключительно репертуарный комитет). Толстой ответил согласием. Но все договоры оказались напрасными — пьеса была запрещена цензорским комитетом.

Тогда друзья Толстого В. Г. Чертков и А. А. Стахович организовали чтение «Власти тьмы» в известных частных домах, придворных кругах, чтобы популяризировать драму и добиться отмены её цензурного запрета. Многие деятели культуры: И. Е. Репин, В. В. Стасов, Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, В. И. Немирович-Данченко — высоко оценили пьесу Толстого и добивались её разрешения для театра. А. А. Стахович читал пьесу у министра императорского двора и уделов в присутствии Александра III. Пьеса царю понравилась, он сам пожелал быть на генеральной репетиции. В феврале — марте 1887 г. в Александринском театре шла подготовка к спектаклю.

Уже были распределены роли, уже театр готовился к генеральной репетиции… Однако начальник Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов сдаваться не собирался: он

До 1895 была запрещена к постановке в России. Однако 11 января 1890 г. поставлена на домашней сцене в семье Приселковых в Петербурге силами любителей под руководством актёра Александринского театра В. Н. Давыдова. Зрителями собрались выдающиеся деятели культуры времени: актёры Александринского театра (которым так и не удалось сыграть на сцене свои уже подготовленные роли), литераторы, художники. К этому времени пьеса уже шла на зарубежных подмостках: в 1888 г. она была показана в Свободном театре А. Антуана в Париже, в 1890 — в Свободном театре О. Брама в Берлине; ставилась в театрах Италии, Швейцарии, Голландии.

Известен шуточный стишок В. А. Гиляровского по поводу этой пьесы:

В России две напасти:
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти.

Постановки

После снятия запрета в 1895 г. пьеса в том же году была поставлена:

16 октября 1895 г. — в театре Литературно-художественного общества (Петербургский Малый театр); режиссёр Е. П. Карпов, худ. Аллегри, И. Суворин; Матрена — П. А. Стрепетова, Акулина — Никитина, Анисья — Холмская, Анютка — Домашева, Аким — Михайлов (Н. Ф. Дмоховский), Никита — Судьбинин, Петр — Марковский, Марина — Пасхалова, Митрич — Красовский);

М. Г. Савина в роли Акулины в спектакле «Власть тьмы» на сцене Александринского театра. 1895 г.

  • 18 октября 1895 г. в Александринском театре (в бенефис Н. Васильевой, исполнившей роль Анисьи; Акулина — Савина, Матрена — Стрельская, Аким — Давыдов, Митрич — Варламов, Никита — Сазонов, Петр — Осокин; декорации по эскизам Шишкова). В 1908 году пьеса была возобновлена в Александринском театре (с Корчагиной-Александровской в роли Матрены)
  • 19 октября 1895 г. в Московском театре Корша (в бенефис Яковлева, исполнявшего роль Никиты; Матрена — Серебрякова, Акулина — Кошева, Анисья — Журавлева, Анютка — Бауэр, Митрич — Греков);
  • 26 октября в театре «Скоморох» (у М. В. Лентовского);
  • 29 ноября 1895 г. в Московском Малом театре в бенефис Никулиной, исполнявшей роль Анисьи; реж. Черневский, художник Вальц; Матрена — О. Садовская, Акулина — Музиль-Рыжова, Марина — Кошкарова, Анютка — Егорова, Аким — Макшеев, Митрич — Музиль, Никита — Рыжов, Петр — П. Садовский.

Последующие постановки:

  • 5 ноября 1902 — МХТ (реж. Станиславский, худ. Симов; Митрич — Станиславский и Тихомиров, Матрена — Помялова, Акулина — Николаева, Анисья — Бутова, Марина — Алексеева, Марфа — Грибунина, Анютка — Халютина, Аким — Артем, Никита — Грибунин, Петр — Судьбинин);
  • 31 августа 1908 — в Общедоступном театре при Народном доме графини Паниной в Петербурге (позднее — Передвижной театр под рук. Гайдебурова и Скарской; реж. Гайдебуров, он же исполнитель роли Никиты);
  • 18 апреля 1903 — Петербургский Михайловский театр (реж. Е. Карпов, исполнители — актёры Александринского, Петербургского Малого и др. театров: Савина, Стрепетова, Левкеева, Холмская, Домашева, Давыдов, Каширин, Яковлев и др.).

Помимо Москвы и Петербурга, «Власть тьмы» широко ставили и провинциальные театры: Нижегородский Собольщикова-Самарина (1898), Харьковский театр Синельникова (1896), Саратовский театр, антреприза Бородая (1898), Полтавский театр (1901), Киевский театр «Соловцов» (1907, реж. Марджанов).

4 декабря 1956 — Малый театр. Режиссёр Б. И. Равенских, художник Волков; Анисья — Чуваева, Акулина — Э. Далматова, Марина — Бурыгина, Анютка — Блохина, Аким — И. В. Ильинский, Никита — Доронин, Матрена — Шатрова, Митрич — М. И. Жаров, Петр — Горбатов, Анисья — Орлова, муж Марины — Грузинский, Сват — Сергей Чернышев).

Актриса Елена Митрофановна Шатрова рассказывает о том, как ставилась и репетировалась эта постановка, в мемуарной книге «Жизнь моя — театр». М., 1975:

  • 2006 — Большой драматический театр. Режиссёр Т. Н. Чхеидзе, художник Э. С. Кочергин, композитор Н. А. Морозов.
  • 2007 — Малый театр. Режиссёр Ю. М. Соломин, художник А. К. Глазунов.
  • 2016 — Минусинский колледж культуры и искусства. Режиссёр В. Т. Аторкина
  • 2017 — Калининградский областной драматический театр. Режиссёр Михаил Салес.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий