Сочинения и популярные темы докладов

Сны веры павловны (из романа что делать?, н. г. чернышевского)

Кратко о сюжете

Как уже смог определить читатель, никогда не бравший в руки роман Чернышевского, главное действующее лицо произведения – Вера Павловна. Через ее жизнь, формирование ее личности, ее взаимоотношения с окружающими, в том числе и мужчинами, раскрывает автор главную мысль своего романа. Краткое содержание «Что делать?» Чернышевского без перечисления характеристик главных персонажей и подробностей их жизней можно передать в нескольких предложениях.

Вера Розальская (она же Вера Павловна) живет в довольно обеспеченной семье, но все в родном доме претит ей: и мать с ее сомнительной деятельностью, и знакомые, думающие одно, но говорящие и делающие совсем другое. Решившись уйти от родителей, наша героиня пытается найти работу, но только фиктивный брак с близким ей по духу Дмитрием Лопуховым дает девушке ту свободу и тот образ жизни, о которых она мечтает. Вера Павловна создает швейную мастерскую с равными правами на ее доход всех швей – затея довольно прогрессивная для той поры. Даже ее внезапно вспыхнувшая любовь к близкому другу мужа Александру Кирсанову, в которой она убедилась, ухаживая вместе с Кирсановым за больным Лопуховым, не лишает ее здравомыслия и благородства: от мужа она не уходит, мастерскую не оставляет. Видя взаимную любовь своей жены и близкого друга, Лопухов, инсценируя самоубийство, освобождает Веру Павловну от всяких обязательств перед ним. Вера Павловна и Кирсанов женятся и вполне этим счастливы, а через несколько лет в их жизни снова появляется Лопухов. Но только под другим именем и с новой женой. Обе семьи селятся по соседству, довольно много времени проводят вместе и вполне удовлетворены сложившимися подобным образом обстоятельствами.

Глава 3. Замужество и вторая любовь

Молодые люди жили хорошо. Вера Павловна даёт уроки и ведёт хозяйство, Лопухов работает. Но хозяева квартиры удивляются их отношениям. Лопуховы ведут себя не как супруги, а скорее как брат и сестра: живут в разных комнатах, не появляются друг перед другом раздетые, не входят без стука. Молодые люди не видят ничего странного в этом, считая, что только так удастся сохранить нормальные отношения.

Вера Павловна решает открыть швейную мастерскую. Но предприятие она организовывает необычно: все работницы равны и получают одинаковую долю с прибыли, как и сама Вера Павловна. Иногда работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. С клиентами проблем тоже не возникло: найти их помогает Жюли, содержанка из высшего общества. Мастерская быстро расширяется, приносит хорошую прибыль.

Вере Павловне снится второй сон. В нём она видит поле и грязь. Её муж объясняет во сне, что есть «чистая грязь», из которой может вырасти колос, и «гнилая грязь», которая не дает всходов. Затем во сне появляется её мать. Она рассказывает Вере историю своей жизни, объясняет причины своего поведения: она вырывалась с низов и познала нужду, поэтому делала все, чтобы вывести семью из бедности. При этом Марья Алексевна объясняет Вере, что всё это ради семьи и, если бы она не была такой злой, дочь не была бы такой доброй.

Однажды Лопухов заболел воспалением лёгких. Он просит помощи у своего давнего друга Кирсанова, который к тому моменту был уже известным медиком. Кирсанов и Вера Павловна по очереди дежурят у кровати больного, и вскоре Дмитрий Сергеевич идёт на поправку. Автор замечает, что оба друга честные, трудолюбивые люди, которые «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Объединяло их и ещё одно – оба любили Веру Павловну. Кирсанов, первое время часто бывавший у молодоженов, вскоре понял, что влюблен. Но он не собирался разрушать семью, поэтому крайне редко бывал у них. Теперь ему вновь пришлось посещать Лопуховых из-за болезни друга. Кирсанов понимал, что «ступает на опасную для себя дорогу», ведь до этого ему сложно было побороть свои чувства. Он надеялся вновь постепенно отдалиться от Лопуховых. К тому моменту, оба супруга осознали – что-то в их жизни изменилось.

Вере Павловне сниться сон, в котором она читает собственный дневник. В нём написано, что Вера испытывает к своему мужу скорее благодарность, а по-настоящему любит Кирсанова. Героиня понимает, что до этого не осознавала потребности в тихом, нежном чувстве, которого нет у мужа, но есть у Кирсанова.

Вера Павловна чувствует, что сон был правдивым. Она действительно любит Кирсанова. Вскоре это видит и Лопухов, ведь жена написала ему записку с извинениями. Дмитрий Сергеевич решает не мешать двум влюблённым, поэтому сначала он уезжает к родственникам в Рязань, а потом, 11 июля «поутру произошло недоумение в гостинице у станции московской железной дороги».

В тот день к Вере Павловне заходит знакомый Лопухова и Кирсанова – Рахметов. Этот герой — «особенный человек». Он родился в богатой дворянской семье, не зная лишений и материальных проблем. Но встреча с Кирсановым перевернула сознание молодого Рахметова. Тот познакомил его с трудами социалистов-утопистов, и юноша загорелся их идеями. Рахметов продаёт имение, раздает деньги способным, бедным студентам, а сам живёт в спартанских условиях. С юных лет он закаляет свою волю и тело, неустанно занимаясь умственными и физическими упражнениями, приучая себя переносить страдания. Так, однажды он спал на гвоздях, не обращая внимания на кровь и боль. Стремясь быть ближе к народу, он пешком прошел всю Россию, был дровосеком, каменотёсом, бурлаком. Его даже прозвали Никитушкой Ломовым в честь известного богатыря-бурлака. Автор считает, что благодаря таким людям, как Рахметов, «расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы». Это «соль земли».

Рахметов передаёт Вере Павловне записку от Лопухова, в которой тот просит её во всём слушаться этого человека. Рахметов объясняет Вере Павловне различия характеров её с мужем. Такой союз не мог бы, по словам Рахметова, существовать долго. Веру Павловну успокаивают его слова, она вполне согласна с ними.

Через несколько недель Вера Павловна в Новгороде венчается с Кирсановым.

Проблематика

Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

  • Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: хозяину дома никто ничего не сделает за домогательства, если он знатный человек. Так и Вера пала бы жертвой похоти офицера, если бы ее не спас прогресс в лице Лопухова. Он по-другому относился к девушке, как к равной. Это отношение и является залогом процветания и независимости слабого пола. И дело тут не в оголтелом феминизме, а в банальной возможности обеспечить себя и семью на случай, если с замужеством не получилось или умер муж. На бесправие и беспомощность женщин сетует писатель, а не на недооцененное превосходство одного пола над другим.
  • Кризис монархии. Еще со времен восстания на Сенатской площади 1825 года идеи о несостоятельности самодержавия зрели в умах декабристов, но народ тогда не был готов к переворотам такого масштаба. Впоследствии жажда революции только укреплялась и с каждым новым поколением становилась сильнее, чего нельзя было сказать о монархии, которая боролась с этим инакомыслием, как могла, но, как известно, к 1905 году пошатнулась сама, а в 17-ом уже добровольно сдала свои позиции Временному Правительству.
  • Проблема нравственного выбора. Кирсанов сталкивается с ней, когда осознает свои чувства к жене друга. Вера постоянно ощущает ее, начиная с неудавшегося «выгодного брака» и заканчивая отношениями с Александром. Лопухов тоже стоит перед выбором: оставить все так, как есть, или же поступить по справедливости? Все герои романа «Что делать» выдерживают испытание и принимают безупречное решение.
  • Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где ее ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.
  • Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастье, если хозяйский сын обесчестит ее дочь, только бы он женился после этого. Такое воспитание претит Чернышевскому, и он его едко высмеивает.

Осознание любви

В третьем сне девушка видит певицу, держащую в руках ее дневник. Они вместе садятся и начинают его читать. Вера видит, что на страницах своего дневника, она изложила историю отношений с Лопуховым. Приближаясь все ближе к последней странице, она понимает, что хотела бы, но никогда в жизни не сможет полюбить своего мужа. Вера его всей душой уважает и очень ценит, но это не имеет ничего общего с любовью. Истинные чувства она испытывает к Кирсанову.

Проведя анализ этого сновидения, девушка осознает, кого она любит на самом деле. И понимает, что она сама вольна распоряжаться собой и своим телом, не обращая при этом внимания на узы брака. Ведь главное в этой жизни — к кому лежит сердце. И если оно стало симпатизировать другому человеку, нужно идти вслед за этим чувством, а не оставаться пленником ненавистных отношений в страхе быть осужденным обществом. Это осознание является ключевым элементом эмансипации, который дает женщинам возможность самостоятельно собой управлять. Ведь только она сама вправе решать с кем быть и кого любить.

Суть теории разумного эгоизма

Теория разумного эгоизма в работах Чернышевского была направлена против религии, богословской морали и идеализма. По мнению писателя, индивид любит только себя. И именно себялюбие побуждает людей к действиям.

Николай Гаврилович в своих работах говорит о том, что в намерениях людей не может существовать нескольких разных натур и все множество человеческих желаний действовать исходит из одной натуры, по одному закону. Имя этому закону – разумный эгоизм.

Все человеческие поступки основываются на мысли индивидуума о его личной пользе и благе. К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов. Даже в таком действии лежит личный расчет и вспышка эгоизма.

В чем заключается теория разумного эгоизма согласно Чернышевскому? В том, чтобы личные интересы людей не расходились с общественными и не противоречили им, принося пользу другим. Только такие принципы принимал и пытался донести до других писатель.

Теория разумного эгоизма кратко проповедуется Чернышевским как теория «новых людей».

Стилистические особенности

Чернышевский широко использует два средства художественной выразительности – аллегорию и умолчание. Сны Веры Павловны полны аллегорий. Тёмный подвал в первом сне – аллегория несвободы женщин. Невеста Лопухова – это великая любовь к людям, грязь реальная и фантастическая из второго сна – обстоятельства, в которых живут бедные и богатые. Огромный стеклянный дом в последнем сне – иносказание коммунистического счастливого будущего, которое, по мнению Чернышевского, обязательно наступит и подарит радость всем без исключения. Умолчание связано с цензурными запретами. Но некоторая таинственность образов или сюжетных линий ничуть не портит удовольствие чтения: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю». Смутным остаётся смысл финала романа, который трактуют по-разному, образ дамы в трауре. Все песни и тосты весёлого пикника иносказательны.

В последней крошечной главе «Перемена декораций» дама уже не в трауре, а в нарядной одежде. В юноше лет 30 угадывается освобождённый Рахметов. Эта глава изображает будущее, пусть и недалёкое.

Впервые отдельной книгой самое знаменитое произведение Чернышевского — роман «Что делать?» — вышло в 1867 году в Женеве. Инициаторами выхода книги стали русские эмигранты, в России роман к тому времени был запрещен цензурой. В 1863 году произведение еще успели опубликовать в журнале «Современник», но те номера, где были напечатаны его отдельные главы, вскоре оказались под запретом. Краткое содержание «Что делать?» Чернышевского молодежь тех лет передавала друг другу из уст в уста, а сам роман — в рукописных копиях, настолько произведение произвело на них неизгладимое впечатление.

Второстепенные герои

Важно понимать, что помимо основных действующих лиц, есть и другие персонажи в произведении «Что делать?». Характеристика героев второго плана поможет ближе познакомиться с каждым из них:

  1. Марья Алексеевна — мама Веры, злая, властная и деспотичная женщина, тиран в семье. Она распоряжается судьбой каждого на собственное усмотрение. По ее мнению, люди делятся на две категории — плуты и дураки. У Розальской старинные нравы, которые она всячески проповедует. Героиня живет тем, что дает деньги взаймы, любыми способами стараясь приумножить собственный капитал. Хочет выдать дочку за богатого мужчину, но девушка покидает родной дом, не желая исполнять волю матери.
  2. Екатерина — дочка промышленника по фамилии Полозов. У последнего Дмитрий планирует купить стеариновый завод. После знакомства молодые люди влюбляются и вскоре создают семью. Только после этого молодой человек начинает общаться с Кирсановым и бывшей женой, они дружат семьями. Катя по примеру Веры открывает свою мастерскую.

Вариант 4

Чернышевского Николая Гавриловича с уверенностью можно назвать борцом за честность и справедливость. Он всей душой верил в счастливо будущее своей страны. Николай Гаврилович хотел, чтобы простой народ жил в хороших условиях. Роман был написан в 1862 и написан всего за четыре месяца. Однако свершение своих желаний он ожидал только после революции.

Разумеется, основными образами произведения “Что делать?” стали храбрые и справедливые люди. Они боролись за идеи благодатного будущего. Герои — это представители обновлённого времени. Одновременно с этим писатель старается изобразить что такие люди уже были в его жизни. В доказательство можно привести сон Веры. В романе для людей каторжный труд уже не наказание, ведь они смогли его автоматизировать. Только в таком случае работа станет приносить радость. Тут люди независимо от природы выполняют поставленный им уровень работы. Люди здесь развиваются в ускоренном темпе. Многие называют Чернышевского в каком-то роде прорицателем.  Все-таки он думал о том, что жизнь женщин когда-то станет не такой сложной. Еще главным его желанием было чтобы о маленьких детях и стариках общество начало заботу.

Возможно, ключевой идеей замысла Николай Гаврилович Чернышевский было предоставить читателю образ “нового человека”. Жизнь у таких людей становится спокойной и размеренной, где отсутствует нужда. Тяжелый труд исчез, можно заниматься хорошими творческими делами. Где человек наконец то поймет, что можно работать на себя, а не на кого-либо. В романе Чернышевского мы видим, что через положительные образы, он сделал попытку ответить на актуальный вопрос своего времени: “ Что делать для освобождения Руси от крепостнического строя?”. Ответ оказался как никогда прост:” Необходима революция”. Однако мечта писателя исполнилась не до конца. Границы у государств по-прежнему есть. Многие люди живут в ужасных условиях, с минимумом заработной платой. Формы современной эксплуатации до сих пор существуют. Но хочется верить, что в один прекрасный день этого не станет.

Для начала революции нужны отличные лидеры. Например, такие, как Рахметов, который является центральным образом книги. Личные цели и порывы автор замечает в таких героях как: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна. Они приносят пользу обществу так как не ищут личной выгоды стать руководителями. Некими намеками Чернышевский дают понять, что Рахметов не такой, как все человек.  Поступки его автор преподносит как лидерские.

Литературное направление и жанр

Арестованному в июле 1862 г. Чернышевскому никак не могли предъявить обвинение, так что в тюрьме он занимался переводами и задумал социально-философский роман. Роман должен был стать третьей ступенью трудов Чернышевского. Первая ступень была предназначена для учёных, вторая – для всей публики, а третья должна быть подобна роману «с анекдотами, сценами, остротами» для тех, кто не читает ничего, кроме романов. Но Чернышевский написал из задуманного только роман, который стал «энциклопедией знания и жизни». Цель социально-утопического романа — разъяснить людям, «в чём истина и как следует им думать и жить». Действительно, роман стал программой жизни для молодёжи.

Реалистическое направление романа, как ни странно, не вступает в конфликт с жанром социальной утопии, к которому роман принадлежит. Фантастическая мастерская Веры Павловны кажется альтернативной исторической реальностью. Коммунистический принцип, по которому живут девушки-швеи, не называя его (от каждого по способности, каждому по труду) не может быть притягательным для жителей постсоветского пространства, но Чернышевский очень убедителен в своих описаниях.

«Что делать?» — философско-публицистический роман. Он – ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Это рассуждения о правильной и счастливой жизни. Роман – не просто утопия, а научно обоснованный путь к утопии. Недаром для современников Чернышевского он становился руководство к действию, а сегодняшний читатель (если такой обнаружится) не сразу поймёт, почему не получится устроить такую чудесную и справедливую жизнь, как в романе.

Чернышевский сам не считал себя профессиональным литератором. Поэтому его роман полон публицистических приёмов. Чернышевский обращается к читателям и даже поругивает их, комментирует поступки своих героев, объясняет сюжетные перипетии и даже композиционное расположение глав.

Чтобы обмануть цензоров, Чернышевскому пришлось замаскировать роман под семейно-бытовой. Сюжетная линия и название глав связаны с историей семьи Веры Павловны и семейными отношениями других героев (Лопахина, Кирсанова, Саши Крюковой).

Глава 4. Второе замужество

Вера Павловна получает из Берлина письмо от человека, представившимся близким другом Лопухова. В письме тот передает слова самого Дмитрия Сергеевича о том, что супруги — очень разные люди, и расставание было лучшим выходом из ситуации. Вера Павловна отвечает на письмо, анализирует свои отношения с Лопуховым и соглашается со словами Дмитрия Сергеевича.

Семья Кирсановых устраивает свой быт таким же образом, как и семья Лопуховых. В их доме есть нейтральные и не нейтральные комнаты, в которые разрешено входить только после стука. И Кирсанов, и Вера Павловна много работают, но при этом успевают и отдыхать. Они отмечают, что со временем их чувства становятся только сильнее. Благодаря Кирсанову Вера Павловна начинает интересоваться медициной. Иногда она даже ездит помогать ему в госпиталь, что для женщины 19 века было нетипично и смело.

Вскоре ей опять снится сон. Она видит покрытое цветами поле и дворец. Далее перед ней предстают картины из прошлого. Вера видит трёх богинь: Астарту, которая была рабыней мужа, Афродиту, бывшую источником восхваления и объектом желания, но не признанную равной мужчинам, и Непорочность, прекрасную даму рыцарских времён, которую любили только до свадьбы. Вдруг Вера видит себя в образе прекрасной богини. Она понимает, сейчас настало время таких женщин, как она: равных мужчинам. Затем перед ней мелькают картины будущего России, где люди живут счастливо и трудятся.

Вскоре Вера Павловна открывает новую швейную мастерскую и магазин на Невском проспекте. Вместе со своей единомышленницей и помощницей Натальей Мерцаловой, они мечтают о множестве швейных мастерских в будущем. После этого прошло ещё несколько лет без особых происшествий.

Идеалы светлого будущего, или Четвертый сон Веры Павловны

Если первые три сна героини отражали ее отношение к свершившимся фактам, то ее четвертый сон — мечты о будущем. Достаточно более детально вспомнить его. Итак, Вере Павловне снится совершенно иной мир, неправдоподобный и прекрасный. Она видит множество счастливых людей, живущих в чудесном доме: роскошном, просторном, окруженном изумительными видами, украшенном бьющими фонтанами. В нем никто не чувствует себя обездоленным, на всех — одна общая радость, одно общее благосостояние, в нем все равны.

Таковы мечты Веры Павловны, такой хотел бы видеть действительность и Чернышевский («Что делать?»). Сны, а они, как мы помним, о взаимосвязи действительности и мира мечтаний, раскрывают не столько духовный мир героини, сколько самого автора романа. И его полное осознание невозможности создания подобной действительности, утопия, которой не свершиться, но ради которой все же необходимо жить и трудиться. И об этом тоже четвертый сон Веры Павловны.

«Особенный человек» как воплощение идеала автора (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» был создан в стенах Петропавловской крепости. От стал политическим завещанием писателя, обращенным к современности. Необычное построение книги, двуплановость, обусловлено было необходимостью зашифровки. На первый план выдвигались проблемы любви, раскрепощения женщины, на второй — тема уничтожения классового неравенства, революционного переворота. Писатель вскрывает пороки и мещанской среды, и аристократического общества. Сложность, противоречивость человеческих переживаний отмечает автор, характеризуя «новых людей». Образы «обыкновенных» героев Чернышевский наделяет теми же качествами, какими обладает «особенный человек»: они мужественны, энергичны, умеют находить свое счастье в служении людям. Рахметов, хотя ему и отведено в романе несколько страниц, — является важнейшим персонажем. «Революционерами 61-го года» называл таких людей вождь пролетариата. «Мало их, — писал Чернышевский о людях типа Рахметова, — но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы. Мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы.» Эти финальные слова о людях рахметовского типа писатель произносит с благоговением, подчеркивая их необыкновенность («букет в благородном вине», «соль соли земли»). Рассказывая о Рахметове, Чернышевский говорит недомолвками, последовательной его характеристики не дает. Однако он упоминает об «анафеме» родственников. Видимо, разрыв с дворянским родом произошел тогда, когда наследник сделал свой выбор: доставшиеся около четырехсот душ крестьян были отпущены на волю, земля (семь тысяч десятин) — передана народу. Сын помещика, чтобы добиться расположения простых людей, стал есть то, что позволяли себе они, копал землю, ковал железо. Суровое самоограничение в личной жизни, занятия физическим трудом — все это сближает его с простым народом. Не зря его прозвали Никитушкой ломовым, к нему тянется Маша. Рахметов — редкой породы человек, «особенный» человек. Он готовит себя к жестоким испытаниям. Эта полная жертвенность постоянно подчеркивается Чернышевским. Глубокая душевная деликатность, забота о простых людях, умение шутить, смеяться, умение не быть «мрачным чудовищем» раскрывается в сцене объяснения Рахметова с Верой Павловной. Мы видим, что очень сдержанно оценивает наш герой значение мастерской Верочки, не хочет преувеличивать роли трудовых коллективов в процессе перехода к социализму

Недоговоренность и загадочность образа Рахметова не только помогли писателю преодолеть цензурные преграды, но и привлекли к нему внимание читателей. Пытаясь расшифровать замечание Чернышевского, что он знал лишь восемь человек рахметовского типа, в том числе и двух женщин, исследователи указывают Добролюбова, Михайлова, Обручева, Бахметьева, Сараковского, Николая или Александра Серно-Соловьевичей

Думаю, что к людям рахметовского типа может быть отнесен и сам Н. Г. Чернышевский, хотя он из-за своей удивительной скромности отвергал такие предположения. То, о чем в застенке Петропавловской крепости мечтал писатель, не потеряло своего значения. Вдохновенный призыв Чернышевского актуально звучит и сейчас: «.будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него.»

Несколько интересных сочинений

В русской литературе известен типичный пример социалистической фаланги — сакраментальная швейная мастерская Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?»

Роман этот чрезвычайно ценил Ленин: уж явно не за его литературные достоинства, а, во-первых, за изображение революционеров как «людей нового типа», во-вторых, за тщательное внимание автора к рациональной организации производства, за попытку совместить человеческое начало с капиталистическим развитием. Это же стремление двигало Лениным при создании лучших своих политических манифестов: «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Государство и революция»

Первая книга — апокалиптична, она описывает всю глубину человеческого падения. Вторая — показывает выход из бездны путем организации, «учета и контроля».

Швейная мастерская у Чернышевского полностью выдумана. «Есть в рассказе черта, придуманная мною: это мастерская. На самом деле Вера Павловна хлопотала над устройством не мастерской; и таких мастерских, какую я описал, я не знал: их нет в нашем любезном отечестве. На самом деле она хлопотала над чем-то вроде воскресной школы или — ближе к подлинной правде — вроде ежедневной бесплатной школы не для детей, а для взрослых». Значит ли это, что мы имеем дело с голой утопией? Почему такой прекрасный проект неосуществим? И будучи осуществим, не может ли он прекратить свое существование по тем же причинам, что и фаланги в Западной Европе? Неужели любая попытка создать что-либо человеческое, антропоцентричное на базе капиталистических отношений, замешанных на отчуждении, механистичности, — любая такая попытка окажется смехотворной? Стоит ли отвергать «швейные мастерские» как радикализм, напрасные выкрутасы?

Нет! Напротив, чтобы победить, параллельные объединения должны быть куда более радикальны. Тут уже одной организацией труда не обойдешься, «учета и контроля» явно мало. Необходимы более значительные устремления, более широкий горизонт и более амбициозные цели.

Швейная мастерская в романе «Что делать?» создается с одной целью: улучшить отвратительные условия наемного труда. Это удается, но только в воображении автора. Да и сам он, впрочем, склонен рассматривать «предприятие нового типа» как временную подмогу для той части общества, которая наиболее подвержена соблазнам и падениям. Мастерская при этом не берется в расчет как нечто принципиально отличное от мира, отличное по самой своей глубинной сути. Туда идут не за справедливостью, а за удобством. Приехавший из Америки делец отмахивается: «И у нас такого хватает». Трудятся в мастерской по той же модели, что и на всех других предприятиях. Швейная мастерская Веры Павловны включена в общую конкуренцию и отличается от остальных фабрик лишь одним: условия труда там легче и отношение со стороны хозяев более человеческое. Несмотря на то, что хозяевами формально являются все работницы, на деле в мастерской существует строгая централизация. Такая коммуна — это даже не кооператив или артель, это, скорее, мелкое предприятие с просвещенными владельцами.

Партизанский отряд только по своей внешней форме похож на швейную мастерскую Веры Павловны. Но по сути они совершенно разные. Партизанский отряд существует не для улучшения условий труда (хотя может и должен их улучшить), а для предоставления ищущим возможности другого труда, труда по призванию. Этот труд в сегодняшнем мире немыслим. Обладая условиями для его обеспечения, отряд навсегда привяжет людей к себе. Они уже никогда не смогут вернуться в клоаку денежного тоталитаризма и снова надеть на себя цепи бессмысленного кредита и бесконечного круговращения от кризиса к кризису, от банкротства к банкротству, от ошибки к ошибке.

Роман «Что делать?» Чернышевский написал в 1862 – 1863 годах. Произведение создано в рамках литературного направления «социологический реализм». Историки литературы относят роман к жанру утопии.

Центральной сюжетной линией книги является любовная история с положительным концом

Параллельно в произведении затрагиваются социальные, экономические и философские идеи того времени, темы любви, отношений отцов и детей, просвещения, важности человеческой силы воли. Кроме того, в романе есть множество намеков на грядущую революцию


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования