Сочинения и популярные темы докладов

Анализ стихотворения «валерик» м. ю. лермонтова

Лермонтов “Мцыри”: краткое содержание по главам

“Мцыри”, краткое содержание по главам которой представлено в статье, – романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.1“Немного лет тому назад” в месте, где сливаются две реки – Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря “теперь один старик седой”, который и рассказывает историю жизни Мцыри.2Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре. Вначале мальчик “бродил безмолвен, одинок”, но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего. Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.3Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но “душу можно ль рассказать?” Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в “мир тревог и битв”, туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.4

У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву – когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди “хоть незнакомой, но родной”. Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.5Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.6Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле – красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами – словом, гордой природой Кавказа.7

8Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет – для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.9Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.10Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.11

12Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как “сладко вольный”.13Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.14Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель – вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.15

16Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.17Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.18Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.19

20Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья – где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой. Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю – своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки. И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.21Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.22

Post Views: 1

Липома у ребенка

«Валерик»(Я к вам пишу случайно, — право…), анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Валерик» написано Михаилом Лермонтовым во время второй кавказской ссылки в 1840 году. Спустя три года оно впервые было напечатано в альманахе «Утренняя заря». В произведении описано сражение на речке Валерик, в котором поэт участвовал. Он находился в отряде генерала Галафеева. Это подразделение вело активные военные действия в Чечне.

Тема произведения вечна и актуальна для всего человечества. Это осознание хрупкости, красоты и ценности жизни перед лицом смертельной опасности в беспощадной и бессмысленной войне.

Жанр стихотворения можно определить как редкое сочетание любовной и военной лирики, где присутствуют и зарисовки пейзажа, и философские размышления, и сцены быта горцев. Это послание-исповедь героя своей возлюбленной. Оно было адресовано Варваре Лопухиной, к которой Лермонтов многие годы испытывал нежные чувства.

Первая и последняя части стихотворения, где поэт говорит о своей любви, как бы обрамляют главную часть произведения с описанием сражения. Такой композиционный прием удачно соединяет переживания героя и трагические события войны в единое целое.

Первая часть, хоть и обращена к любимой женщине, совершенно лишена романтического настроения. Лермонтов оправдывает это тем, что после пережитой кровавой бойни былые чувства кажутся ему игрой. Все светские развлечения остались для поэта в прошлом, а в настоящей жизни царят уныние и хаос. Однако автор не в силах отказаться от долгой сердечной привязанности, поэтому стремится оттолкнуть от себя возлюбленную иронией и воспоминаниями о пережитом ужасе. Он считает, что и любимая к нему равнодушна, у них нет душевной близости.

Вторая часть стихотворения описывает военные действия. Здесь тон повествования меняется, возрастает число переносов одного предложения в смежных строчках. Лермонтов вводит множество глаголов, избегает личных местоимений: «дело началось», «подходим ближе», «вдруг с гиком кинулись». Все это создает картину хаоса и нервозности, движения обезличенных масс, уродливой реальности.

После битвы снова возникают образы отдельных людей – солдата, генерала, лирического героя. Лермонтов, как и в «Бородино», показывает военные действия с точки зрения их рядового участника. Этот новый для того времени прием находит свое выражение в точных и простых описаниях, как в сцене с умирающим капитаном.

Особый трагизм происходящего автор видит в том, что русские и горцы, чей вольный и гордый дух вызывает глубокое уважение, должны убивать друг друга в этом бессмысленном и кровопролитном конфликте. Как и в других произведениях, посвященных Кавказу, Лермонтов выражает несогласие с методами, которыми проводилось присоединение этих территорий к России.

В стихотворении автор ни разу не называет чеченцев врагами. Он употребляет только положительные определения – «горцы», «удальцы». А перед описанием жестокой схватки и вовсе заявляет о своей любви к этому народу. Характерен и образ «кунака» лирического героя – чеченца Галуба.

Жестокую прозу войны автор противопоставляет поэзии природы, грубый язык военных команд – торжественному и величественному слогу, которым описывает горный пейзаж. «Гордые и спокойные» вершины гор должны напоминать человеку о вечности, стремлении к духовным высотам.

Третья часть стихотворения вновь обращена к возлюбленной. Свои глубокие мысли и чувства лирический герой пытается представить как чудачества, с горечью полагая, что тревоги войны выглядят дикими и нелепыми среди светских забав. При этом Лермонтов подразумевает, что так считает не только его возлюбленная, но и все светское общество.

Белинский оценивал значение «Валерика» в творчестве Лермонтова как проявление его особенного таланта. Поэт умел прямо смотреть на истину и чувства, не приукрашая их.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Валерик»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Образы и символы

Произведение показывает нам образы смелых воинов-казаков и противостоящие им войска горцев. В качестве отдельного образа можно выделить девушку, читающую это письмо, а также поэта-рассказчика, который искренне надеется, что его возлюбленная никогда не узнает ужасов войны и не столкнется с ними.

Мирные картины, которые символизируют белые палатки, общие лошадки и слабый дым от фитилей перемежаются с описанием беспощадной и кровопролитной битвы, которая притупляет чувства жалости к погибшим товарищам, настраивает только на выживание. Мелькают шапки врагов, их зеленые шатры, маяки… Но зачем тогда вообще воевать, если в результате люди превращаются в бесчувственных истуканов? И река, и небо дышат огнем, сама природа противится кровопролитию. Погибает капитан русского войска, генерал же как ни в чем не бывало продолжает принимать донесения. Возникает ощущение, что абсолютно всем уже все равно, к чему приведет эта битва, но между тем это не так — недаром горюют «усачи седые» об ушедших товарищах. Само место Валерик означает «речка смерти», а, значит, оно предопределило и подтвердило потери с обеих сторон.

Анализ стихотворения Лермонтова «Валерик»

Судьба распорядилась так, что Михаил Лермонтов вынужден был оставить университет и принял решение связать свою жизнь с армией. Мечта совершить подвиг с детства будоражила воображение юного поэта, который считал, что родился слишком поздно и не смог принять участие в Отечественной войне 1812 года.

Именно по этой причине, когда начались военные действия на Кавказе, Лермонтов поступил в школу кавалерийских юнкеров, и уже в 1832 году в чине корнета поступил на службу в гвардейский полк. По воспоминаниям современником, Лермонтов отличался весьма своенравным и неуравновешенным характером, хотя люди, которые были знакомы с ним достаточно близко, утверждали обратное. Поэтому исследователи творчества этого поэта склонны предполагать, что он умышленно бросал вызов обществу, добиваясь ссылки на Кавказ. Так или иначе, но своей цели Лермонтов достиг, и в 1837 году попал в действующую армию, которая дислоцировалась в районе Тифлиса. Однако принять участие в настоящих боевых действиях поэту пришлось во время своей второй кавказской ссылки, и сражение у реки Валерик легло в основу одноименного стихотворения, написанного в 1840 году.

Начинается оно как любовное послание, адресованное вполне конкретной женщине – Варваре Лопухиной, к которой поэт питал весьма нежные чувства до самой смерти. Однако тон письма совсем лишен романтизма, так как Лермонтов осознанно развенчивает миф о влюбленности. Он отмечает, что с той, кому адресовано послание, у него нет духовной близости, и это – результат тех трагических событий, очевидцем которых довелось стать поэту. На фоне кровавой бойни, которая разгорелась на берегах далекой реки, свое увлечение этой юной особой Михаил Лермонтов воспринимает, как ребячество. И после памятного боя он настолько далек от светских условностей, что больше не хочет играть в игру под названием «любовь», демонстрируя попеременно то ревность и холодность, то восторг и умиление.

Все эти забавы для поэта остались в прошлом, он словно бы провел черту между прежней жизнью, в которой остались блистательные балы, и настоящим, где царят хаос, смута и смерть. Однако Лермонтов все же не может просто так отказаться от той, которая долгие годы пленяла его воображение, поэтому предпринимает выверенный шаг, пытаясь выставить самого себя в невыгодном свете. Автор надеется, что после откровений о настоящей войне, лишенных приукрашиваний, он прослывет чудаков, и его избранница сама сделает первый шаг для того, чтобы разорвать отношения. Именно поэтому поэт обращается к ней с определенной долей иронии, стараясь побольнее уколоть и обидеть.

Вторая часть стихотворения посвящена непосредственно военным действиям, и здесь автор дает волю своим чувствам, рассказывая, как «звенят орудья» и «пошла резня». Конечно же, подобные строчки совершенно не предназначены для светских львиц, грезящих балами и театром. Однако такой прием Лермонтов использует умышленно, чтобы показать контраст между двумя мирами, такими близкими и столь недосягаемыми. В одном из них самой большой печалью является отсутствие внимания со стороны кавалеров, а в другом люди умирают за высокие идеалы на глазах у своих верных товарищей, и их жизнь не стоит ровным счетом ничего.

В третьей части стихотворения Лермонтов вновь переходит от повествования к общению с возлюбленной, хотя очень тщательно пытается замаскировать свои чувства. «В забавах света вам смешны тревоги дикие войны», – отмечает поэт, намекая на то, что подобные чувства испытывает все светское общество, для которых поездка на Кавказ воспринимается, как увлекательное приключение. Однако Лермонтов знает цену таким путешествиям, поэтому искренне завидует тем, кто не знает, каково это – видеть смерть солдат и понимать, что этой жертвы все равно никто не оценит.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Theme

Анализ «Валерик» Лермонтова М.Ю.

January 18, 2014

Михаил Лермонтов с самого детства мечтал связать свою судьбу с армией. Он постоянно восхищался подвигами отцов и дедов, которые принимали участие в Отечественной войне 1812 года и сам хотел совершить что-то необычное, благородное, послужить во благо родины. Именно поэтому поэт бросил университет и поступил в школу кавалерийских юнкеров. Его постоянно привлекали военные действия на Кавказе, в 1832 году Михаил Юрьевич поступил на службу в гвардейский полк в чине корнета.

Предпосылки к написанию стихотворения

М. Лермонтов «Валерик» написал в 1840 году во время кровавого сражения на одноименной реке. Окружающие характеризовали поэта как неуравновешенного и своенравного молодого человека, хотя близкие друзья утверждали обратное. Скорее всего, писатель специально вел себя вызывающе, бросал вызов обществу, чтобы попасть в ссылку на Кавказ – именно об этом говорит анализ. «Валерик» Лермонтова точно описывает сражение, в котором участвовал автор. В действующую армию Михаил Юрьевич попал в 1837 году, но увидеть настоящий бой ему удалось только летом 1840 года.

Стихотворение написано в эпистолярном жанре для выражения чувств, мыслей, воспоминаний или наблюдений. Предназначалось оно возлюбленной поэта – Варваре Лопухиной. Лермонтов любил ее до самой смерти, но постоянно отталкивал, потому что считал себя недостойным ее любви. В то время писатель вел журнал военных действий генерала Галафеева, интересен тот факт, что его текст является основой стихотворения, в котором описан бой, но только его краткое содержание.

Лермонтов «Валерик» — параллель между светской жизнью и войной

Начинается произведение как любовное послание. Автор пишет письмо с войны девушке, но не с признанием в любви, а просто с описанием своих военных будней. Михаил Юрьевич специально или неосознанно пытался сделать Варваре больно, уколоть ее самолюбие, оттолкнуть от себя. Он считает, что между ними нет духовной близости и виноваты в том трагические события, случившиеся на Кавказе. После увиденных смертей поэт воспринимает любовь как ребячество – об этом говорит и анализ.

«Валерик» Лермонтова во второй части описывает непосредственно военные действия. Здесь автор во всех красках расписывает сражение и дает волю своим чувствам. Конечно, истории о раненных и мертвых друзьях, умирающих командирах никак не предназначены для молодой девушки, светской львицы, мечтающей о походах в театр или на бал. Поэт специально в своем произведении сравнивает два мира – это показывает и анализ. «Валерик» Лермонтова высветил бессмысленность жизни светских дам, заботящихся лишь о нарядах и кавалерах. В то же время он показал судьбы простых солдат, умирающих за высокие идеалы.

В завершительной третьей части произведения автор вновь обращается к возлюбленной. Хоть и замаскированно, но все же Михаил Юрьевич укоряет Лопухину в том, что для нее поездка на Кавказ воспринимается как увлекательное путешествие, светское общество попросту не может понять всех тягот войны – именно это показывает анализ. «Валерик» Лермонтова говорит о бессмысленности человеческих жертв. Поэт, всю жизнь стремившийся попасть на войну, только в кровавом сражении понял, что во всем этом нет смысла и ничем нельзя оправдать смерть человека.

Гвардейское время

После школы Лермонтов также, как и прежде, жил увлечениями, но с упреками совести. Об этом он писал своей подруге и старался, чтобы никто не узнал. Знающие Лермонтова люди, всегда считали его добрым и любящим. Но для него самого это казалось унизительным. Он старался выглядеть беспощадным, словно женских сердец, тираном. Лермонтов мстил. Он помнил старые обиды. Спустя время, отомстил и Екатерине Сушковой. Да так, что даже расстроил ее брак с Лопухиным. Позже он показал удивление о произошедшем. А потом объяснился, что не любит. Михаил Лермонтов был равнодушен к службе. Он был болен, когда узнал о смерти Пушкина. Каждый рассказывал ему свою версию произошедшего.

Возможно, вам также будет интересна статья: Интересная книга с захватывающим сюжетом

Но только врач Лермонтова правдиво рассказал ему о дуэли и смерти поэта Александра Пушкина. Лермонтов был очень огорчен этим событием. Он написал произведение «Смерть Поэта». Это стихотворение вызвало похвалу Дантесу. Один из родственников Лермонтова стал упрекать его в этом. Тогда поэт разгневался и выгнал гостя. Он написал последние 16 строк… Результатом было судебное разбирательство и арест. За Лермонтова вступились друзья Пушкина и бабушка, у которой были связи. Через время Лермонтов был переведен прапорщиком, как и прежде, на Кавказе. Поэт был в изгнании. Ему было много внимания, а также сочувствие и вражда.

Жанр и литературное направление

В стихотворении, с одной стороны, прослеживаются романтические нотки — невозможность одинокого лирического героя находиться рядом с любимой женщиной (в романтизме того времени встречается мотив неразделенных чувств). Однако, с другой стороны, персонаж вынужден сражаться, и стремится показать себя с самой лучшей стороны. Битва описывается ярко, что говорит о том, насколько остро мужчина переживает происходящее.

Читатели наглядно представляют казаков, вступающих в бой с врагами, отмечают их стойкость и героизм, несмотря на полученные ранения — эти аспекты позволяют относить стихотворение к жанру реализма.

Созданное в духе военной лирики с романтическим уклоном, это стихотворение является посланием. Частично это — исповедь персонажа, отчасти — признание любимой в своих чувствах, которые не угасли на расстоянии, в ссылке, во время боев. Произведение «Валерик» написано в направлении реализма с использованием четырехстопного ямба.

Темы

В стихотворении «Валерик» поднимаются вечные темы любви, войны и выживания в полевых условиях, сострадания и истинных ценностей в жизни человека. Читатель невольно задумывается: зачем люди воюют, если это приносит столько горя, если после битвы даже реки становятся кровавыми? Об этом вопрошает и лирический герой, это основная тема его размышлений:

Герой своим посланием пытается показать возлюбленной, что ему пришлось пережить. Вероятно, он хочет вызвать сочувствие со стороны девушки. В своей жизни Лермонтову не удалось добиться разрешения на брак с В. Лопухиной, но он продолжает сражаться — как на войне, так и в этом письме, которым герой демонстрирует готовность всеми средствами добиться красавицы (даже несмотря на якобы «случайность» данного письма-послания).

История создания

Черновая рукопись была доставлена родственником М.Ю. Лермонтова, А. Столыпиным в Москву, когда автор уже скончался. Копия текста была передана князем И. Голицыным русскому публицисту Ю.Ф. Самарину. В связи с этим есть две версии времени создания стихотворения:

  • июль 1840 года – создание стихотворения сразу после битвы при реке Валерик;
  • 1841 год – во время пребывания поэта в городе Пятигорске (по мнению, исследовательницы Э.Г. Герштейн). Ниже мы подробнее разберем особенности данного произведения.

Стихотворение посвящено одноименной битве при реке Валерик. Лермонтов сам принимал участие в данном сражении, и поэтому ему легко дается описание происходящих военных событий. Мы словно оказываемся вместе с поэтом на Кавказе, видим, как воины сражаются, молятся, отдыхают. Показано уважительное отношение автора к мирным татарам, к их религии. На войне хороши все средства, но и о человечности не стоит забывать.

Стихотворение начинается с обращения поэта к своей возлюбленной, Варваре Лопухиной, которую лирический герой никак не может забыть. Таким образом, произведение сочетает в себе, казалось бы, не сочетаемое – любовное письмо и четкое изложение военных действий.

Творчество

В период лечения на Кавказских водах А. С. Пушкин заинтересовался легендами, в центре которых были сильные и волевые личности.

По пути в Гурзуф А. С. Пушкин написал первое романтическое стихотворение – «Погасло дневное светило». В творчестве возникает образ романтического изгнанника. Стихотворение открывает весь романтический период творчества А. С. Пушкина.

В Крыму писатель особо увлекается творчеством Байрона.

В 1820-1821 гг. А. С. Пушкин пишет романтическую поэму «Кавказский пленник», на написание которой влияет творчество Байрона. Это была вторая написанная в целом поэма А. С. Пушкина.

Бахчисарай, в котором побывал А. С. Пушкин во время ссылки, волнует душу писателя и оставляет особые впечатления, которые отражаются в новой романтической поэме «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.).

Следующая написанная А. С. Пушкиным за годы ссылки поэма – «Цыганы». Работа над ней была завершена в 1824 г., когда А. С. Пушкин был в Одессе.

«Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» – эти романтические поэмы были посвящены исключительной личности, которая находится в конфликте с «толпой».

Рис. 1. Романтические поэмы Пушкина.

Романтический герой в названных произведениях стремится к полному уединению, в котором он может мыслить и рассуждать.

«Цыганы» стали завершающей романтический цикл поэмой, в которой уже прослеживается переход А. С. Пушкина от романтизма к реализму.

В Одессе писатель также начал работу над своим известным романом в стихах «Евгений Онегин».

А. С. Пушкин питал чувства к жене графа М. С. Воронцова, ей он посвящает множество стихотворений: «Храни меня, мой талисман», «Приют любви, он вечно полон», «Все кончено: меж нами связи нет», «Сожжённое письмо».

Перед отъездом в Михайловское А. С. Пушкин написал стихотворение «К морю», которое стало последним романтическим стихотворением.

Что мы узнали?

В Южную ссылку А. С. Пушкин отправился в 1820 году за написание «возмутительных стихов». В связи с болезнью писатель вместе с генералом Раевским отправляется на Кавказские воды, а затем в Крым. Увиденное там заставляет А. С. Пушкина начать работу над романтическими произведениями: «Погасло дневное светило», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Работу А. С. Пушкин продолжил в Кишиневе, где писатель пробыл основную часть ссылки. После перевода А. С. Пушкина в Одессу писатель работает над «Цыганами», еще одной романтической поэмой. Здесь же А. С. Пушкин начинает работу над «Евгением Онегиным» и пишет стихотворения, посвященные жене графа М. С. Воронцова, по настоянию которого А. С. Пушкин в июле 1824 г. был выслан в Михайловское.

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Темы

В стихотворении «Валерик» поднимаются вечные темы любви, войны и выживания в полевых условиях, сострадания и истинных ценностей в жизни человека. Читатель невольно задумывается: зачем люди воюют, если это приносит столько горя, если после битвы даже реки становятся кровавыми? Об этом вопрошает и лирический герой, это основная тема его размышлений:

Герой своим посланием пытается показать возлюбленной, что ему пришлось пережить. Вероятно, он хочет вызвать сочувствие со стороны девушки. В своей жизни Лермонтову не удалось добиться разрешения на брак с В. Лопухиной, но он продолжает сражаться — как на войне, так и в этом письме, которым герой демонстрирует готовность всеми средствами добиться красавицы (даже несмотря на якобы «случайность» данного письма-послания).

Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова

Во время первой ссылки на Кавказ Лермонтов так и не смог принять участия в боевых действиях, к чему очень стремился. Романтическая натура Лермонтова жаждала подвига. Эта возможность была ему предоставлена во второй ссылке. Поэт попал под командование генерал-лейтенанта Галафеева и даже вел официальный «Журнал военных действий». В июле 1840 г. Лермонтов участвовал в боевых операциях возле р. Валерик (в пер. «речка смерти») и проявил незаурядную храбрость. За один из боев поэт был приставлен к ордену Станислава 3-й ст., но уже после его смерти пришел отказ Николая I. Свои впечатления о войне Лермонтов выразил в произведении «Я к вам пишу случайно; право…» (1840). Название «Валерик» было дано издателями.

Стихотворение начинается с обращения Лермонтова к неизвестной собеседнице, оставшейся в России. Оно отражает философские размышления поэта о своей прошлой жизни и объясняет мотивы, которыми он руководствовался, отправляясь на войну. Лермонтов признается женщине в любви, которую ничто не может изгладить из его памяти. Невыносимые страдания приучили поэта к терпению. Он уже давно привык ко всему и не испытывает ни злобы, ни благодарности к судьбе.

Лермонтов постепенно от общих рассуждений переходит к описанию настоящего положения. Он находится среди русского военного лагеря. Удивительная природа Кавказа вызывает в его душе умиротворение. За будничными трудами некогда предаваться тоске. Поэта окружает непривычная восточная культура, которая невольно привлекает его. Жизнь спокойна только на первый взгляд. В любой момент может произойти внезапная стычка с неприятелем. Но короткая перестрелка давно стала привычным явлением, «безделкой». Она даже не вызывает чувства опасности. Лермонтов сравнивает такие «сшибки удалые» с «трагическим балетом».

Центральная сцена стихотворения – кровопролитное сражение на реке Валерик. Поэт очень подробно описывает эту битву, ее достоверность подтверждается «Журналом военных действий». При этом он умалчивает о собственных подвигах, но с чувством уважения отзывается о военных товарищах.

После битвы автор с сожалением оглядывает место кровавой резни. Огромные жертвы с обеих сторон наводят его на печальные размышления о смысле войны. Благородная жажда подвига сменяется скорбью по погибшим. Причем если русские солдаты будут поименно учтены и похоронены, то убитых горцев даже никто не считает. Очень символично звучит перевод названия р. Валерик – «речка смерти».

В финале автор вновь обращается к любимой. Он уверен, что его «безыскусственный рассказ» будет неинтересен светской женщине. «Тревоги дикие войны» скучны для человека, проводящего жизнь в праздности и веселье. В этом звучит обвинительный приговор Лермонтова всему высшему обществу. В скрытой форме поэт также предъявляет обвинение захватнической войне России на Кавказе. Потери местного населения вообще не учитываются, а судьба и победы русских солдат и офицеров никого не интересуют.

Стихотворение

Автограф стихотворения «Валерик»

Его собственные чувства о войне смешались. «Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались приторными.» — писал он в письме к своему другу А. А. Лопухину. Из этого видно, что поэт смотрит на войну, как на азартную игру со смертью и с бодрым сарказмом пишет в том же письме: «…в овраге, где была потеха…». Но в конечном счёте он всё же рассматривает войну как бессмысленную резню.

Лермонтов избрал стихотворный способ выразить свой военный опыт. Автор написал это произведение в эпистолярном жанре для выражения своих мыслей, чувств, воспоминаний, наблюдений. По форме «Валерик» — любовное послание, включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть или стихотворный рассказ, своеобразная исповедь героя-повествователя перед любимой женщиной, так как обращено к возлюбленной Лермонтова В. А. Лопухиной. Первая и последняя части выдержаны в духе типичного любовного послания. Обращение к женщине служит обрамляющим описанием битвы и походного быта, что соединяет личные переживания героя и общий трагизм событий, участником которых он является. «Валерик» часто рассматривают как поэтический рассказ о «картинах военной жизни», однако его содержание и жанровая структура сложнее, чем просто документальный стихотворный очерк. Жанровая структура стихотворения отличается значительной сложностью, которая во многом обусловлена редким для того времени сочетанием батальной и любовной лирики.

Как и во многих произведениях Лермонтова, здесь нашёл отражение трагизм противоречия между исторической необходимостью присоединения Кавказа к России и методами, с помощью которых оно осуществлялось. Это стихотворное послание до мелочей совпадает с записями в «Журнале» отряда Галафеева. Реалистическая точность общей картины сражения, документальная достоверность каждой её детали были в ту пору в литературе о войне явлением необычайным. Также как в «Бородино» (1837 г.), Лермонтов в стихотворение «Валерик» показывает войну глазами рядового участника битвы, переносящего все тяготы и лишения походного быта, которые его и волнуют, каким представлен герой стихотворения «Валерик», порывая тем самым с традиционной условностью батальной поэзии, положив начало новому подходу к изображению человека на войне; это нашло выражение и в подчеркнутой простоте, страданиях рядовых участников сражения:

и в поразительной точности описания смерти умирающего капитана:

Война воспринята и изображена поэтом с точки зрения солдата, непосредственного участника событий. Таким образом, автор полемизирует с официозным воззрением на войну с горцами, с поверхностным, бьющим на внешние эффекты её изображением. Особый трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, придаёт то, что горские племена, к которым поэт относится с уважением и любовью, и русские солдаты, на стороне которых он воюет, вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве. В конце стихотворения возникают окрашенные в тона философской медитации размышления о бессмысленности «беспрестанной и напрасной» вражды, о том, что война и кровопролитие враждебны лучшему в человеческом естестве и «вечно гордой и спокойной» жизни природы:

В концовке стихотворения философско-романтическая ирония переведена в бытовой план: все описанное в стихотворении шутливо именуется «шалостью» «чудака», размышления которого над жизнью и смертью не стоят внимания. В лучшем случае они способны «развеселить» и не надолго занять мысль и воображение адресата послания:

7 советов, которые могут спасти вашу карьеру

Сражение

Битва у реки Валерик произошла 11 () июля , примерно в 30 км юго-западнее крепости Грозная (ныне город Грозный) между российским Чеченским отрядом генерал-лейтенанта А. В. Галафеева и северокавказскими горцами под командованием наиба Ахбердила Мухаммеда в ходе экспедиции русских войск против чеченских мюридов, войска имамата (чеченское военно-теократическое государство 1786-1861 гг).

М. Ю. Лермонтов после валерикского боя. Рисунок с натуры Д. П. Палена. Карандаш. 1840 г.

Михаил Лермонтов, поручик Тенгинского полка, показал образцовую доблесть в бою. Очевидцы описывали его гарцующим на белом как снег коне, на котором он, молодецки заломив белую холщовую шапку, бросался на чеченские завалы. В официальных военных сводках о Лермонтове сказано следующее:

Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об её успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы.

За свою храбрость Лермонтов был несколько раз представлен к наградами, но он так и не получил ордена, так как его имя было вычеркнуто из окончательного списка награждённых императором Николаем I.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования