Сказки. для детей изрядного возраста

«Вяленая вобла» очень краткое содержание

М. Е. Салтыков-Щедрин «Вяленая вобла» краткое содержание для читательского дневника:

Главная героиня – вяленая вобла. В самом начале она предстает перед читателями висящей на солнце с вычищенными внутренностями. Вобла такому положению очень рада, ведь у нее больше нет «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». По ее мнению, жить отныне станет гораздо легче.

Вобла представляет, что в обществе присутствует некая разумность, а также истинные человеческие чувства, однако она данными излишками не обладает и ничуть в этом не смущается, сторонясь и не желая знать о тех, кто интересуется политическими вопросами.

Героиня придерживается своего единственного жизненного принципа, состоящего в возможности каждого ничего не знать, ни о чем не подозревать, ничего не понимать, а жить в вечном пьяном угаре, не стремясь иметь ум, который выше лба. Свою позицию вобла пытается донести до каждого слушателя.

Главная мысль:

Высмеивая либерализм и трусость в облике воблы, автор был исполнен в страстной любви к своей стране и народу. И в наше время есть люди, подобные вяленой вобле, которым ни до чего нет дела, они думают только о себе.

Сатирическую сказку «Орел-меценат» Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В ней он в иносказательной форме высмеял негативные явления русского общества. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Орел меценат» для читательского дневника. Автор обличает мнимую, глупую просветительскую деятельность высших слоев общества.

Краткое содержание

Как-то раз поймали воблу, вычистили у нее все внутренности, оставив «только молоки для приплоду», а затем повесили сушиться на веревочке. Вобла висела, сохла, и постепенно кожа ее сморщилась, голова высохла, и «мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался». Вобла даже обрадовалась тому, что отныне у нее не было «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». Впрочем, и в прошлой своей жизни она никогда не витала в облаках, избегала сомнительных компаний, и пряталась на дне, едва заслышав разговоры «об конституциях». Вобла всегда переживала, чтобы ее ненароком не уличили в крамольных мыслях. Теперь же, полностью высушив мозги на солнце, она была рада радешенька – «все доказательства налицо», что она глупа и безмозгла.

Вяленая вобла стала гораздо более правильней, солидней и благонадежней: «мысли у ней – резонные, чувства – никого не задевающие, совести – на медный пятак». Она готова была подавать монетку нищему, но только в том случае, если поблизости есть свидетели ее «милосердия». Если уж в разговор с кем-то вступала, но мнение свое выражала из сплошных поговорок да присказок, которые всем порядком надоели. По надобности и без нее, вобла упоминала «о том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь – людей насмешишь». Но, что самое удивительное, со временем ее мысли воспринимались как очень умные, по-житейски мудрые. Ее хвалили, а воблушка и рада была, что ее разум оценили по заслугам.

«Скромный воблушкин пример» был самым действенным для воспитания общества. Она жила по принципу «Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет», и была абсолютно счастливой. Окружающие видели результат ее жизненных принципов и, помимо воли, стремились подражать им – всем хотелось спокойной жизни.

Вобла не любила читать – сколько каракули эти ни разбирай, все дно – «выше лба уши не растут». А потому и тратить время впустую не следует. Вобла с легкостью затесалась в ряды бюрократии, и сразу поняла, что самые опасные слова – «это слова прямые, настоящие». Куда безопаснее взять «пустопорожнее слово», и кружить им до тех пор, пока «изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда».

Как-о раз попробовала вяленая вобла «заблуждения человеческие судить – и тоже хорошо у ней вышло». Самым важным в этом деле было отсутствие совести, которое позволяло с легкостью судить остальных. Смотрит вобла «на заблуждения человеческие, и знай себе камешками пошвыривает» – на каждое заблуждение припасен свой камешек, пронумерованный. «Око за око, номер за номер». И так всем эта идея понравилась, что про ненужную, неудобную совесть все и позабыли.

Но больше всего любила вобла добровольно трудиться «по распространению здравых мыслей в обществе». С утра и до вечера она распространяла свои немудреные, но такие правильные речи, что каждый диву давался – и как же это раньше он без них жил?

Всеобщее освобождение от мыслей и угрызений совести пришлось по нраву даже человеконенавистникам. Все прониклись идеями воблы, которая, сама того не ведая, превратилась в либералку. Вскоре в ее нравоучениях узрели опасность, и «самых рьяных клеветников ухватил вяленую воблу под жабры, откусил у нее голову, содрал шкуру и у всех на виду слопал». А публика смотрела на сие безобразие, и восхваляла «ежовые рукавицы».

Содержание

Очень кратко

Вяленная вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникает во все сферы человеческой жизни и внушает людям свою философию, затем становится либералкой и обедом рьяного клеветника.

Воблу словили, вычистили внутренности, «только молоки для приплоду оставили», и вывесили на верёвочке вялиться. Через три дня голова у воблы подсохла и мозги, которые в ней были, выветрились. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у неё теперь «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести».

О том, что существуют лишние мысли, чувства и совесть, вобла ещё на воле слышала, но рыба она была степенная и от всего лишнего сторонилась.

Рассказчику неизвестно, «что именно разумела вяленая вобла под названием „лишних“ мыслей и чувств», но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего, и приходится его или в расчёт принимать или обходить как-то, что порождает одно беспокойство.

Провялившись хорошенько, вобла убедилась, что в ней ничего, кроме молок, не осталось, взбодрилась и потихоньку начала «гнуть свою линию». Стала она ещё солиднее и благонадёжнее, мысли у неё появились «резонные, чувства — никого не задевающие, совести — на медный пятак».

Целыми днями вобла рассуждала о том, что «тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут». Люди ходили сонные, ничего не умели, ничто их не радовало и не огорчало, а вобла успокоительно им шептала: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…».

Попав в бюрократы, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивала, «чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!». И все соглашались, что прямые и простые слова опасны, а без пустых слов никаких следов не заметёшь.

Во многих местах служила вобла, и везде ей помогали пустые слова. Забралась она и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: «Коли спрашивают — повергать! а не спрашивают — сидеть и получать присвоенное содержание». Получилось у воблы и «заблуждения человеческие судить». Она сумела доказать, что лишняя совесть сильно осложняет жизнь.

В обществе, которому предназначались поучения воблы, были и убеждённые люди, но преобладали пёстрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами. Убеждённые люди мучались, метались и каждый раз упирались в запертую дверь. А пёстрые люди рады были слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.

Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляло даже клеветников и человеко­не­на­вистников, а утешало то, что именно их призывы помогали вобле успешно проводить свою мирно-возроди­тельную пропаганду. Стараниями воблы общество отрезвилось, нашло правильный тон, который из светских салонов проник в трактиры. Теперь к этому тону надо было правильное дело подобрать.

Вобла продолжала гнуть свою линию и о правильном деле ничего и знать не хотела. Всё чаще поперёк её рассуждений становился вопрос: «А дальше что?». Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей пришлось из торжествующей превратиться в заподозренную, из благона­меренной — в опасную либералку.

И вот однажды свершилось неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников схватил вяленую воблу под жабры, откусил у неё голову, содрал шкуру и у всех на виду съел. Пёстрые люди смотрели и аплодировали, но История втайне решила: «Годиков через сто я непременно всё это тисну!».

Предыдущая
ПересказыКраткое содержание «Орла-мецената» Салтыкова-Щедрина
Следующая
ПересказыКраткое содержание «Медведя на воеводстве» Салтыкова-Щедрина

Заметка об истории публикации «Медведя…»

Первый раз читатели увидели произведение в книге «Новых сказок для детей изрядного возраста» – собрании текстов самого автора. Щедрин пишет свою сказку в 1884-м, впечатлившись событиями, которые тогда происходили в России. Публикация текста состоялась в Женеве: Щедрин понимал, что произведение с такими смыслами не пропустят на родине. Шел 1886 год. Российская империя же еще долгое время не видела текстов Щедрина. Лишь в 1906-м, когда литератора уже не было в живых, сказки попали в руки русских читателей.

Гротескный шедевр – плод вдохновения общественно-политическим положением в России в конце XIX столетия. Общественная ситуация отличалась нестабильностью. 1861 год ознаменовался крепостной реформой. Щедрин наблюдал народные волнения, страна находилась на грани переворота. Крестьяне не адаптировались к новым условиям. Люди не верили властям. Реформа не оказала желательного влияния. Чиновники и сам монарх подорвали доверие жителей страны вереницей громких слов и пустых действий.

О композиции произведения

Писатель оригинально выстраивает свое произведение. Анализируемое в этой статье творение Салтыкова-Щедрина включает вступление и три части. Автор сопроводил каждую часть посвящением – одному из лесных воевод.

Соответственно, в честь этих воевод и получили свое название фрагменты текста. Писатель стилизует свое произведение под историческую хронику или летопись. Правда, в тексте нет заключения. Этот прием литератор применил, чтобы придать сказке незавершенность: убитого лесного лидера сменит на троне следующий лидер. Читатель заметит, как близка лесная ситуация к событиям, происходящим в обществе людей. Автор намекает на бесконечность смены властей, и в этой цепочке не важна даже личность верховного правителя, царя.

Фраза, которую писатель предлагает с первых строк повествования, делает композицию еще уникальнее. Именно вокруг начального тезиса разворачивается линия размышлений автора. Ключевая мысль писателя состоит в том, что личные качества не гарантируют человеку карьерный рост. Социальный успех зависит лишь от властной системы и нивелирует отдельного человека. В этой логике кроется ключевой аспект критики Салтыкова-Щедрина. Автор высказывал открытое недовольство бесчувственным механизмом административной машины.

Жанровое своеобразие «Медведя…»

Как мы обозначили выше, по жанру произведение русского писателя является сатирической сказкой. Автор умело высмеивает и критикует на страницах своей сатиры исторические реалии. Щедрин соединяет реальность и фантастику, использует иносказание для изображения актуальных для него общественных проблем. Это позволяет сделать форма сказки. Простота речи, лаконичность и разговорный характер фраз делает текст доступным для широких масс.

С другой стороны, сатира – это идеальный способ разоблачить недостатки власти, административной системы. Писатель изобличает характеры чиновников и их поведение, критикует императора и порядки при дворе.

Подготовка воблы к вялению

Первый шаг в солении рыбы − ее чистка. После ловли рыбы следует как можно быстрее вынуть кишки и жабры и промыть ее в морской воде. Кишки рыб содержат фермент, который начинает разлагаться, как только рыба умирает.

Вы можете снять голову и выбросить ее, но советуем оставить ее для приготовления супа позже. Вы также всегда можете снять кожу непосредственно перед приготовлением рыбы.

Если рыба, которую вы поймали, не маленькая, следующая ключевая задача − отделить очень толстое мясо над позвоночником, чтобы не было так много мяса для соли. Можно разделать воблу на филе в форме бабочек, так их будет легче повесить, чтобы засушить.

В первую очередь положите рыбу головой ближе к вам. Возьмите острый нож и сделайте два надреза на тушке, чтобы удалить часть позвоночника, но не прорежьте кожу и плавники на спине рыбы. Наконец, немного надломите позвоночник ближе к хвосту так, чтобы немного позвоночника осталось в рыбе.

Мелкие кости можно не вынимать из рыбы, это проще сделать, когда плоть уже будет плотной. Теперь вобла готова к засолке.

Вобла

Свойства Воблы

|
|

Сколько стоит Вобла ( средняя цена за 1 кг.)?

Москва и Московская обл.
300 р.

Вобла — это разновидность рыбы, которая обитает в Каспийском море, довольно часто происходит путаница и за воблу принимают речную плотву, однако, при этом, видимо, рыбаки забывают о том, что эта рыба может достигать 30 см, отличительная черта воблы — серебристая радужка вокруг глаз, а над зрачком располагаются темные пятнышки.

Вобла относится к животноядным рыбам, поскольку её рацион составляют малоподвижные беспозвоночные. История распространения воблы довольно интересна, поскольку еще в давние времена, когда рыбная ловля была целиком и полностью сосредоточена на получении ценных пород рыб, воблу, попавшую в невод просто-напросто выбрасывали.

Только в начале прошлого века, когда произошло активное развитие рыболовного дела, вобла так же начала считаться довольно ценной породой рыбы. Вобла является весьма популярной рыбой на территории России, поскольку она не только представляет собой прекрасное самостоятельное блюдо, но и служит замечательной закуской к различным напиткам. При этом, в том случае, если вяленая рыба будет еще и коптиться, то стоимость продукта автоматически увеличивается. В пищу употребляется не только мясо самой рыбы, но и икра, которую так же иногда подвергают засолке. Одним из наиболее популярных блюд является вобла тушеная в молоке.

Польза воблы

Польза воблы лишний раз подтверждается тем, что этот вид рыбы является одним из наиболее популярных и распространенных на территории нашей страны, и это зависит не только от вкусовых качеств продукта, но и от того, что многие знают про полезные свойства воблы. Об этом имеет место говорить хотя бы потому, что в химический состав воблы входит достаточно большое количество белка.

Кроме того, польза воблы заключается в и содержании большого количества различных веществ, например насыщенных жирных кислот, витаминов группы В и С, а так же макроэлементов, среди которых находится фосфор, хлор, натрий, кальций и многие другие.

Полезные свойства воблы обусловлены и содержанием микроэлементов, таких как молибден и никель. Благодаря содержанию полинасыщенных жирных кислот, вобла стала прекрасным профилактическим средством, которое помогает в предотвращении сердечно-сосудистых заболеваний, именно поэтому существует такое количество блюд, в которых используется именно эта рыба.

Калорийность воблы совершенно невысока, в 100 граммах всего лишь 95 ккал, благодаря такой энергетической ценности вобла стала идеальным продуктом для людей, придерживающихся различных диет, например, японской диеты, употребление мяса и икры этой рыбы не принесет массе вашего тела никакого вреда.

Вред воблы

Вы можете ощутить на себе вред воблы только в том случае, если обладаете индивидуальной непереносимостью, поэтому перед употреблением желательно быть уверенным в её отсутствии.

Витамины

  • PP Витамин PP (НЭ) 6.6 мг
  • Е (ТЭ) Витамин Е (ТЭ) 0.6 мг
  • C Витамин С 1 мг
  • В2 Витамин В2 0.14 мг
  • В1 Витамин В1 0.12 мг
  • А Витамин А 0.02 мг
  • А (РЭ) Витамин А (РЭ) 20 мкг
  • PP Витамин PP 3.2 мг

Вход в систему

Художественное своеобразие

Салтыкову-Щедрину удалось создать картину полной безысходности, умирания и угасания рода. Эта идея пронизывает все уровни текста. Она проявляется в поступках и характерах героев, их речи независимо от того, это лицемерные слова Иудушки, недалёкие слова Павла или пустая болтовня Степана. В словах нет жизни, они не приводят к действиям, а если приводят, то только к деструктивным.

Красота и молодость героев быстро угасает, богатые имения приходят в запустение. Кажется, сама земля головлёвского имения убивает своих помещиков. Возвращаясь в Головлёво, Степан называет её постылой, деревня кажется ему могилой.

Чудовищны прозвища, которые дают друг другу герои. Эти точные характеристики программируют их судьбы, потому что не могут постылые дети вырасти хорошими людьми. Уменьшительно-ласкательные формы прозвищ в сочетании с их смыслом – язвительный сарказм.

Особое внимание автор уделяет безбожию героев как последней ступени их падения. Отсюда в романе библейские образы и притчи

Роман начинается с повторения истории о блудном сыне. И если Степан во всём походит на библейского сына, прокутившего имение, то его родители совсем не напоминают библейского отца. Писатель сразу указывает на корень проблемы: установки и стереотипы передаются из поколения в поколение, всё усиливаясь.

Смерть Иудушки в конце романа напоминает смерть раскаявшегося уды. Герой пробуждается в страстную пятницу под влиянием чтения Евангелия и умирает, как и Иуда, в субботу.

  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ

  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

По произведению: «Господа Головлёвы»

По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Главные действующие лица

Далее в анализе «Медведя на воеводстве» нужно кратко рассказать о персонажах сказки. Главными героями выступают образы не людей, а животных. Царем там был Лев, его ближайший советник — Осел, а воеводы — это Топтыгины. В качестве подданных выступают лесные жители и мужики.

Почему же писатель сделал героями зверей, а не людей? Выбранные образы животных лучше всего показывают читателю особенности характера персонажей. Царь выступает как самодовольный человек, который беспокоится о том, как бы занять в истории больше страниц.

Осел, его советник, — упрямая личность, которая, несмотря ни на что, будет упорно стоять на своем. Даже если его решение не приносит никакой пользы. В сказке он показан как недальновидный советник, который не может дать разумного ответа, падкий на всякие подарки. О Топтыгиных и лесных жителях будет подробнее рассказано в дальнейшем анализе «Медведя на воеводстве».

Анализ басни Крылова «Лягушки, просящие Царя»

Басня И. А. Крылова, уже занявшего свое место на отечественном поэтическом Олимпе, «Лягушки, просящие царя» увидела свет в 1809 году

Оригинальный сюжет и слог сразу привлекли внимание современников. В этой басне, как ни в одной другой басне Ивана Андреевича, чувствуется народная стилизация – так много в ней свежих разговорных оборотов

Для обеспечения рифмовки автор экспериментирует с ударениями – «сквозь аир (болотное растение) и осоку», «подползть с преданностью дерзнули», «тошнее …засух», с написанием – «инова».

Для полного понимания смысла басни значение некоторых слов нужно уточнить: «сродно» – «свойственно», «пособить» – «помочь», «Зевес» – «Зевс», «пометались» – «заметались», «по кельям дивовались» – «удивлялись, сидя по норам», «превысока – краткая форма от прилагательного «превысокая» – «важная, почетная», «подползть» – устаревшая разговорная форма глагола «подползти», «подлинно» – «действительно», «на диво» – «удивительный». В тексте имеется устаревшая падежная форма – «иного нраву», усечения прилагательных «народное» – «народно», трясинное» – «трясинно».

Автор использует следующие средства художественной выразительности: метафоры – «ходенем (ходуном) пошло государство», «жители болот», «шепотом дивовались», «в лягушках недочет», аллитерацию – «кто как успел, куда кто мог», «царь по царству ходит», олицетворение – «приходит год», инверсию – «стали … царя они просить», «со всех лягушки ног в испуге пометались», «царь тошнее им засух», «нет правых никого».

Небольшое количество эпитетов – «трясинно государство», «болотная держава», «теплые молитвы», «черный год», «превысока особа», «великий (в значении «большой») недочет» – объясняется тем, что в тексте преобладает действие. Для всесторонней характеристики явлений, событий поэтом использованы длинные ряды однородных членов предложения: определений – «не суетлив, не вертопрашек, степенен, молчалив и важен; дородством, ростом великан», обстоятельств – «ничком, бочком, рядом, задом», «со страхом, украдкой, издали, сквозь аир и осоку», сказуемых – «ходит, встретит, засудит, проглотит».

Другие выразительные средства, присутствующие в тексте басни – анафора – «а там, кто посмелей, … а там, которые поудалей», «дай сесть, дай попытаться», синонимы – «Зевес – Юпитер», «трясинно государство – болотная держава», многосоюзие – «что завтрак, что обед, что ужин», эллипсис – «засудит и – (тут же) проглотит. Вот пуще прежнего (раздается) и кваканье, и стон», сравнение – «глотает их, как мух», лексический повтор – «в свете чуда нет, к которому б не пригляделся свет», словосочетание «их Царь» в предпоследней строфе повторяется трижды, антитеза – «слишком тих – очень лих», старославянизм «глас».

Стихийный характер лягушиных желаний, их метания и эмоциональную реакцию на них богов подчеркивают риторические восклицания – «Ну, посмотреть, так это чудо!», «…чтоб им Юпитер дал царя на славу!», «Живите…, чтоб не было … хуже!» – и риторические вопросы – «Почто ж вы прежде жить … не умели? Не мне ль… покоя не было от вас? Не вы ли …мне уши прошумели? Вам дан был царь?»

Наряду разговорной и даже просторечной лексикой – «поудалей», «посмелей», «вертопрашек» (уменьшительное от «вертопрах» – «легкомысленный человек»), «треснулся» – в тексте присутствует лексика высокого стиля – «вещал», «небеса», «дерзнули», деепричастия «чтя» (от «чтить»), «внемля» (от «внимать» – «выслушивать, «принимать во внимание»), которая лишь подчеркивает авторскую иронию. Она же выражена фразой с саркастической авторской ремаркой «со страху отдохнули», «им нельзя (как это ни ужасно!) ни носа выставить, ни квакнуть безопасно»

Автор пренебрежительно относится к своему коллективному персонажу – он заранее называет речи лягушек вздором. В образах Лягушек автор изображает человеческое сообщество – в частности, трусливых обывателей. Басня бичует такие людские пороки как стадный инстинкт, суетливость, дилетантизм, желание быстрых и простых решений по важным общественным вопросам, готовность слепо передать свою судьбу в чужие руки. Лягушки хотят перемен, ориентируясь на собственные представления о природе власти, игнорируя объективные процессы развития общества, которые они даже не в состоянии осознать, и последствия этих перемен.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Популярные сегодня пересказы

  • Реквием — краткое содержание поэмы Ахматовой Поэма «Реквием» была написана в 1930-е годы в период сталинских репрессий, когда был арестован и находился под следствием Лев Гумилев, единственный сын Анны Ахматовой. Отец Льва
  • Тайна ночного леса — краткое содержание рассказа Бианки Очень хорошее и поучительное произведение Виталия Бианки. Рассказывается о том, как один охотник, который был еще и орнитологом очень хотел поймать белую куропатку, но у него совсем не выходило подстрелить хотя бы одну
  • Невозвратимое мгновение — краткое содержание рассказа Цвейг События романа происходят в 1815 году во время войны Наполеона. Полководец готовит грандиозное сражение при Ватерлоо, исход битвы будет иметь большое значение на исход войны в целом
  • Флобер Французский писатель Густав Флобер родился в 1821 году в городе Руане. Он был истинным фанатом своего дела, литератором, искусствоведом и правоведом.

Преимущества соления

В холодильнике рыба теряет свою свежесть, поэтому рекомендуем воспользоваться старинным методом вяления. Соль сохраняет рыбу двумя одинаково важными способами: путем извлечения воды из мякоти и насыщения ее солью. Кристаллы соли выполняют эти 2 вещи одновременно

Но важно думать об этих двух технологиях по отдельности

Видите ли, мясо портится не потому, что оно разлагается само по себе. Это происходит из-за микроорганизмов, которые им питаются. Бактериям нужна вода для роста, поэтому если вы убираете воду, вы замедляете или останавливаете рост бактерий.

Между тем, соление также увеличивает содержание соли в мясе, создавая еще более неблагоприятную для бактерий среду. Соль убивает бактерии на клеточном уровне, обезвоживая их. Маринование, например, сохраняет овощи в соленой жидкости без их сушки.

При соединении соления с сушкой, которое впервые практиковали баски, рыбу можно хранить почти бесконечно. «Мумии» сохраняются в основном путем соления с использованием натрона (соды), затем сушатся. Натрон – это химическая соль, подобие диетической соли или хлорида натрия, который мы привыкли называть содой.

Соление делает еду вкусной. Прелесть соления заключается в том, что оно не только сохраняет пищу, но и делает ее вкусной. Мы генетически запрограммированы любить вкус соли, потому что это одно из немногих веществ, которые мы должны искать в дополнение к пище, чтобы организм функционировал. Соль растягивает белковые молекулы, чтобы они лучше удерживали воду.

Краткий анализ

С кратким содержанием «Вяленой воблы» Щедрина мы разобрались. Теперь остается осуществить анализ сказки. В общем-то, ничего сложного здесь нет: вобла — образ либерала, тщательно завуалированный от цензуры. А либералами в конце XIX века звались те, кто искал какого-либо компромисса с властью. Они считались реформаторами, при этом не имея четкого плана действий. Салтыков-Щедрин терпеть не мог таких людей, обличая их и высмеивая.

Суть либерализма, по размышлениям писателя, — пустая болтовня. Плана действий нет, один сплошной треп и оправдания. Кого же оправдывали либералы? Трусов, предпочитающих жить по принципу «моя хата с краю». Кстати, о них есть отдельная сказка, называемая «Премудрый пескарь». Жизнь проходит мимо, а действовать такой пескарик не хочет, равно как и вобла, которая способна только на разговоры. Но почитатели у нее находятся, мало того, они становятся последователями вяленой рыбы. А все оттого, что нет собственного внутреннего стержня, народ ведется на красивые слова и обещания.

Конечно, существовали и те, кто боролся с речами рыбины. Но такие меркли в серой толпе, не желающей ничего предпринимать и услаждающейся пустыми речами.

Краткое содержание «Вяленой воблы» показывает, насколько иронично автор относится к либерализму русскому. В тексте можно встретить ласковое название рыбы — воблушка. Но это не показатель доброго отношения Михаила Евграфовича к ней.

ФЕРТИЛОВИТ Ф

5.0 1 отзыв

Краткий анализ

С кратким содержанием «Вяленой воблы» Щедрина мы разобрались. Теперь остается осуществить анализ сказки. В общем-то, ничего сложного здесь нет: вобла — образ либерала, тщательно завуалированный от цензуры. А либералами в конце XIX века звались те, кто искал какого-либо компромисса с властью. Они считались реформаторами, при этом не имея четкого плана действий. Салтыков-Щедрин терпеть не мог таких людей, обличая их и высмеивая.

Суть либерализма, по размышлениям писателя, — пустая болтовня. Плана действий нет, один сплошной треп и оправдания. Кого же оправдывали либералы? Трусов, предпочитающих жить по принципу «моя хата с краю». Кстати, о них есть отдельная сказка, называемая «Премудрый пескарь». Жизнь проходит мимо, а действовать такой пескарик не хочет, равно как и вобла, которая способна только на разговоры. Но почитатели у нее находятся, мало того, они становятся последователями вяленой рыбы. А все оттого, что нет собственного внутреннего стержня, народ ведется на красивые слова и обещания.

Конечно, существовали и те, кто боролся с речами рыбины. Но такие меркли в серой толпе, не желающей ничего предпринимать и услаждающейся пустыми речами.

Иудушка Головлёв

И
УДУШКА ГОЛОВЛЁВ — герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1875-1880). Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,— «последний представитель вымороченного рода». Прототипом героя явился «злой демон» семьи Салтыковых — старший брат Михаила Евграфовича, Дмитрий, который при возникшей тяжбе о наследстве, по словам писателя, «руководился только одною наклонностью к кляузам», у которого была «одна система: делать мелкие пакости».

И.Г. любил приласкаться к «милому другу маменьке», иногда, словно зачарованный, не сводил с нее глаз. А между тем, дождавшись, когда мать вложит в имение почти все свои деньги, вышел в отставку и поселился в родовом имении Головлеве, сделав все, чтобы завладеть наследством: денег пятнадцать тысяч рублей, тарантас, две коровы и проч. Жизнь И.Д. протекала в бесконечных кляузах: из-за малейшего пустяка затевал он судебную тяжбу. И.Г. знал множество молитв, и все свободное время отдавал молитвенному стоянию «без участия сердца». Доведя сына Володю до самоубийства, И.Г. отслужил по нему панихиду и только приговаривал: «Ах, Володя, недобрый ты сын! Видно не молишься Богу за папу!» К концу жизни И.Г. совсем одичал: то пьянствовал, то впадал в оцепенение. Так продолжалось до тех пор, пока однажды И.Г. вышел из дома в сырую мартовскую метель. Утром около дороги был найден его закоченевший труп.

Образ И.Г, этого «пакостника, лгуна и пустослова», обычно сравнивают с такими героями, как Шейлок, Тартюф, Плюшкин, Фома Опискин, Смердяков. По утверждению А.С.Бушмина, И.Г. «персонифицирует всякого рода предательство, двурушничество, лицемерие, замаскированное злодейство. Это лютый враг, прикидывающийся ласковым другом».

В.В.Прозоров считал, что герой Салтыкова-Щедрина «лицемер не по злому корыстному расчету, а скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписанный жизненный принцип: быть как все, поступать как принято, чтобы «оградить себя от нарекания добрых людей».

Роман «Господа Головлевы» имел много инсценировок: первая, под названием «Иудушка», была написана режиссером Александрийского театра Н.И.Куликовым и в 1880-е гг. широко ставилась в провинции. Среди выдающихся исполнителей роли И.Г.— В.Н.Андреев-Бурлак (1880), И.Н.Берсенев (МХАТ Второй, 1931), И.М.Смоктуновский (МХАТ, 1987).

Все характеристики по алфавиту:

А — Б — В — Г — Д — Е — Ж — З — И — К — Л — М — Н — О — П — Р — С — Т — У — Ф — Х
— Ц — Ч — Ш — Щ — Э — Ю — Я

Сюжет сказки «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин

«Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения с цитатами:

Вяленая вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникает во все сферы человеческой жизни и внушает людям свою философию, затем становится либералкой и обедом рьяного клеветника.

Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на верёвочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у неё теперь «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести».

Рассказчику неизвестно, «что именно разумела вяленая вобла под названием „лишних“ мыслей и чувств», но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего.

И каждый такой привесок надо «или в расчёт принять, или так его обойти, чтобы он и не подумал, что его надувают», и порождает это одно только беспокойство.

Провялившись хорошенько, вобла убеждается, что в ней ничего, кроме молок не осталось, взбадривается и потихоньку начинает «гнуть свою линию». Становится она ещё солиднее и благонадёжнее, мысли у неё появляются «резонные, чувства — никого не задевающие, совести — на медный пятак». День-деньской вобла «резонно об резонных делах калякает».

О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут.

Люди ходят сонные, ни за что взяться не умеют, ничто их не радует и не огорчает, а вобла успокоительно в уши им шепчет: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…».

Затесавшись в ряды бюрократии, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивает, «чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!». И все с ней соглашаются. А уж без пустых слов никаких следов не заметёшь.

Забирается вобла и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: «Коли спрашивают — повергать! а не спрашивают — сидеть и получать присвоенное содержание».

В обществе, которому предназначены поучения воблы, есть и убеждённые люди, но преобладают пёстрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами.

Убеждённые люди мучаются, мечутся, вопрошают и, вместо ответа, видят перед собой запертую дверь. А пёстрые люди рады-радёхоньки слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.

Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляет даже клеветников и человеконенавистников.

Утешает человеконенавистников лишь то, что именно их призывы помогают вобле успешно проводить свою мирно-возродительную пропаганду.

Чем старательнее выводятся логические последствия, вытекающие из воблушкиной доктрины, тем чаще возникает вопрос: «А дальше что?». Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей приходится из торжествующей превратиться в заподозренную, из благонамеренной — в опасную либералку.

И вот однажды свершается неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников хватает вяленую воблу под жабры, откусывает у неё голову, сдирает шкуру и у всех на виду съедает. Пёстрые люди смотрят, рукоплещут и вопят: «Да здравствуют ежовые рукавицы!». Но История глядит на эту историю иначе и втайне решает: «Годиков через сто я непременно всё это тисну!».

Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий