Анализ произведения в прекрасном и яростном мире платонова

Краткое содержание

Глава I

Александр Васильевич Мальцев по праву считается «в Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом». Несмотря на молодой возраст – всего тридцать лет – он уже имеет «квалификацию машиниста первого класса» и приличный опыт вождения скорых поездов. Когда на станции появляется новейший пассажирский паровоз, именно Мальцева назначают работать на эту мощную машину.

Предыдущий помощник Мальцева успешно выдерживает экзамен на машиниста, а на пустующее место назначают Константина, чему он несказанно рад. Александру Васильевичу же «все равно, кто у него будет состоять в помощниках». Перед поездкой он внимательно следит за работой Кости, но после «собственными руками» проверяет состояние паровоза.

Костя искренне восхищается профессионализмом своего наставника, который водит «состав с отважной уверенностью великого мастера», и мечтает походить на него

Глава II

Константин работает помощником у Мальцева уже около года. 5 июля они берут состав с опозданием на четыре часа, и диспетчер просит «сократить, сколь возможно, опоздание поезда». Александр Васильевич соглашается, и герои отправляются в путь.

Желая сэкономить драгоценные минуты, Мальцев во всю мощь гонит состав вперед, «навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта». Машинист невольно восхищается красотой разбушевавшейся природной стихии и невольно сравнивает ее с работой вверенной ему машины.

Поезд попадает в пыльный вихрь, и становится трудно не только видеть, но даже дышать. Однако состав продолжает пробиваться вперед, «в смутный, душный мрак». Неожиданно вспыхивает «мгновенный синий свет»: это молния чуть было не попала в паровоз, «да маленько промахнулась».

Костя замечает, что Мальцев «стал хуже вести машину». Он думает, что это от усталости, и начинает сам внимательно смотреть на путь и сигналы. Константину удается вовремя заметить «туманное облако красного света» – встречный состав. На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.

Глава III

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Он пытается объяснить, что еще «долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность», а потому не сразу понял, что ослеп, но ему никто не верит. В итоге Мальцева сажают в тюрьму, а Константин продолжает работать.

Глава IV

Зимой Костя навещает своего брата, студента, и узнает, что в университете есть «в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии». В голове у него зарождается некий план.

По возвращении домой Костя еще раз тщательно обдумывает свое предположение, а после пишет следователю, который вел дело Мальцева. В письме он настойчиво просит «испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов», и таким образом доказать особую чувствительность его организма на внешнее влияние электричества.

Долгое время ответа нет, но после следователь сообщает о согласии областного прокурора на столь необычный эксперимент. Спустя несколько дней Костю вызывает к себе следователь и сообщает о результатах проведенного опыта. Мальцев, пройдя в полной темноте под установкой Тесла, вновь «не видит света — это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой». Но только в этот раз зрение у машиниста не восстанавливается.

Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Глава V

Следующим летом Константин успешно сдает «экзамен на звание машиниста» и начинает ездить самостоятельно. Каждый раз, подавая паровоз под состав, он замечает слепого Мальцева, сидящего на скамейке.

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

На обратном пути к Мальцеву неожиданно возвращается зрение. Костя провожает его до дома и сидит возле Александра Васильевича всю ночь, боясь оставить его один на один с враждебными силами «прекрасного и яростного мира».

План рассказа В прекрасном и яростном мире Платонова

1. Назначение помощника к машинисту Мальцеву 2. Совместная работа и обучение 3. Ослепление молнией 4. Допрос у следователя 5. Следственный эксперимент с устройством Тесла 6. Разговор со следователем об ошибке 7. Слепой Мальцев на свободе 8. Совместное управление поезда 9. Возвращение зрения

Краткий пересказ

К лучшему машинисту депо, Александру Васильевичу Мальцеву, определили помощника для работы на скором курьерском поезде.

Мальцев очень скрупулезно проверял состояние механизмов перед работой, не доверяя помощнику, лучше других чувствовал машину, уверенно и сосредоточенно вел поезд. Никакая деталь пути не проходила мимо его взгляда. У Мальцева был особый, необъяснимый талант чувствовать дорогу и не ошибаться в расчетах с набором скорости и поворотах, и под его руководством поезд никогда не опаздывал.

С помощником проработали год до рокового события.

Последний поезд, которым управлял Мальцев, был передан ему с опозданием по плану, и диспетчер попросил сократить время опоздания.

Машинист, помощник и кочегар поддерживали скорость 90 км в час. Из солнечного дня поезд передвигался в буйство природы, грозовые тучи и молнии. Поднялась пыль, стемнело, скорость понизили до 60, было плохо видно дорогу. Перед лобовым стеклом мелькнула вспышка молнии. Помощник и кочегар ее заметили, а Мальцев — нет. Молния ослепила его, но он продолжал вести поезд, так как дорога осталась в его воображении. Вскоре помощник увидел впереди стремительно приближающуюся красную полосу. А Мальцев ее не видел. Помощник машиниста пробовал взять управление в свои руки. Но Мальцев сам перевел поезд в экстренное торможение.

Они остановились в 10 метрах перед паровозом товарного поезда, стоявшего на одной с ними линии. И на тендере был человек, который махал им раскаленной до красна кочергой, чтобы предупредить об опасности. До конечной остановки поездом управлял помощник машиниста, который доложил начальнику депо о произошедшем. На утро зрение Мальцева прояснилось.

Александра Васильевича Мальцева посадили в тюрьму, так как доказать его слепоту следователю не смогли.

Помощник машиниста придумал способ помочь Мальцеву: сделать эксперимент с прибором Тесла, и проверить подверженность машиниста электрическому разряду.

Следователь эксперимент провел, но вторая молния ослепила Мальцева окончательно. Его признали невиновным и выпустили.

Мальцев часто сидел на станции и слушал шум проходящих поездов. Помощник машиниста сдал экзамен и сам стал водить поезд. Однажды он пожалел Мальцева и взял в кабину управления. Они вместе встали за штурвал. Теперь ученик стал учителем. Вновь почувствовав поезд и дорогу, мастер и стал видеть. Он плакал.

Они проговорили до утра, и у бывшего помощника машиниста появилось чувство необходимости в помощи и покровительстве над такими талантливыми людьми как Мальцев, гениями своего дела, душу которых может загубить роковое стечение обстоятельств прекрасного и яростного мира.

Популярные сегодня темы

На переднем плане полотна изображена поляна с густой зеленью и белыми полевыми цветами. Протоптанная узкая тропинка ведёт к ручейку, который занимает центральное место на картине.

Каждый человек должен получить не только обычное образование, которое даёт нам школа или университет, но и духовное обучение. Духовное образование основывается на принципах и нравственных убеждениях, которые записаны в Библии

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов. В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Проблема бездомных животных очень актуальна в современном мире. Очень часто мы видим сюжеты с бездомными животными в фильмах и книгах. К сожалению, это стало привычным делом.

Произведение «Разбойники» по жанру больше всего напоминают трагедию. И это можно понять после того как вы прочитаете его полностью. Ведь в конце произойдет трагедия. Во всем произведении будет встречаться любовь

«В прекрасном и яростном мире» очень кратко

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире» краткое содержание для читательского дневника:

Героем рассказа Андрея Платонова является молодой и талантливый водитель пассажирского паровоза Мальцев. Этот молодой и амбициозный юноша, которому около тридцати лет, уже занимает должность машиниста высшего класса, на новеньком и мощном паровозе «ИС», отдавая своей любимой работе все своё время и силы, он уже не представляет свою жизнь без любимого дела.

Рассказчиком произведения становиться молодой подопечный Мальцева, новенький машинист, который только приступает к своему трудовому делу, однако его парой расстраивает, что тот проявляет явное недоверие по отношению к его проделанной работе. Также молодого напарника огорчал тот момент, что работа с Мальцевым обычно происходила в исключительной тишине без рассказов и обычного человеческого общения, свойственного двум людям работающих вместе.

Однако, все обиды и недомолвки забывались в одночасье в момент, когда пассажирский паровоз отправлялся в путь, напарника Мальцева поражало то, что ему удаётся, так тонко и чутко понимать этот железный механизм, а ещё и не упускать красоту пролетающего мима мира.

Молодой помощник работал у выдающегося машиниста около одного года и удивлялся его истинным талантом выполнять на паровозе порой не мысленные вещи, но всё это идиллии в одночасье было перечёркнуто трагическим событием, которое напрочь перечеркнуло привычный устой жизни Мальцева.

Вывод:

Рассказ Андрея Платонова, является истинным доказательством того, что даже талантливые и успешные в своём деле люди порой жизненно нуждаются в поддержке и понимании со стороны, и становиться уже абсолютно не важным и личные предубеждения, и скрытая гордость.

Это интересно: Рассказ «Волшебное кольцо» Платонова был написан в 1950 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание “Волшебное кольцо”. В основу произведения легли сказочные и народные мотивы, которые благодаря авторской обработке приобрели форму увлекательной и поучительной сказки. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Анализ 2

Произведение Платонова «В прекрасном и яростном мире» было написано примерно в 1938 году. Все события происходят во времена репрессий. Главными героями опять же были обычные люди, с которыми все и происходило.

Главным героем стал мужчина по имени Костя. Именно он и рассказывает всю эту историю. Он работает машинистом железнодорожных путей. Вместе с ним работает еще один машинист по имени Саша Мальцев. Больше всего на свете ему нравится его работа. Он чувствует, когда поезд нужно немного подладить и когда он сломается и вовремя устранит проблему. Среди других работников он считается самым умным и талантливым. Ведь он может справиться практически с любой проблемой или бедой, которая произошла во время работы. Если другие работники выполняют работу один период, то ему удается намного сократить этот период и выполнить работу раньше.

Иногда им приходится выполнять свою работу даже во время плохой погоды. И вот однажды Мальцев во время грозы отправляется в рейс, но удар молнии бьет прямо по его машине и удар приходится на глаза. Мужчина не сразу понял, что больше не может видеть и старается дальше управлять поездом, но ничего не получается. И если бы второй машинист вовремя все это не увидел и среагировал, то беды не избежать. Немного погодя зрение приходит в норму и Саше можно дальше работать. Но об этом узнает государство и решает собрать суд, на котором виновнику будет выведен приговор.

Но так просто его второй машинист не собирается сдаваться и решает помочь своему коллеге. Ведь он ни в чем не виноват, а во всем виновата лишь погода, но обвинить ее нельзя. Тогда он предлагает следствию провести эксперимент, после которого все встанет на свои места. Эксперимент все доказал и теперь Мальцев может быть свободен и опять приниматься за свою любимую работу.

Но тут опять встревает судьба, у которой на Мальцева имеются совсем другие планы. И мужчина опять теряет зрение, только теперь уже навсегда. И заниматься прежними делами не может. Но без дела не остается его помощник, который опять пытается всем доказать, что если очень сильно захотеть, то можно все преодолеть и опять вернуться на свою работу. И вскоре ему удается поставить на ноги Мальцева и вернуть к прежнему делу, которому он так давно служит.

Герои и образы

Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.

Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.

Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.

Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.

Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.

Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.

Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный

В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.

Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.

Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».

Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.

Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».

Все темы в одном произведении . А.П. Платонов « В прекрасном и яростном мире»

Тема: « Смысл жизни»Проблемы:

  • В чём смысл жизни человека, его назначение на земле?
  • Можно ли сужать представление о смысле жизни чем-то одним, например, трудовой деятельностью?
  • Какое место в жизни человека играет труд?
  • Можно ли быть счастливым, отгородившись от людей?

Каждый человек не раз задумывался над тем, в чём смысл его жизни. Для одних — в любви, в заботе о близких, семье, для других в служении Родине, народу. Для третьих — в любимой работе. Но не стоит всё же ограничивать наше существование на земле чем-то одним, нужно радоваться всей полноте жизни. Мир прекрасен и природой, и людьми, которые живут рядом с нами . Именно об этом «прекрасном» мире и пишет Платонов, мире, в котором так ценится дружба и взаимоподдержка, хотя не все осознают это сразу, как герой рассказа Мальцев. Огородившись от людей, живя лишь в мире своих паровозов, он не видел людей, жил, в сущности, в одиночестве, хотя у него была жена, его окружали люди. И лишь пережив трагедию, он понял красоту человеческих отношений.

Однако мир в то же время и «яростный», приносящий беды, проблемы. Это и природные явления, с которыми человек не в силах бороться( именно во время гроза Мальцев теряет зрение), это и непонимание, несправедливость окружающих ( не поверили в суде , что Мальцев действительно был ослеплён и поэтому чуть не привёл своими действиями к аварии, законы людей оказались более жестокими, чем законы природы).

Жизнь проходит в вечной борьбе. И эта борьба закаляет человека, делает его сильнее. Именно в ней раскрывается сущность человека (насколько порядочен Костя. Ведь именно он сумел восстановить справедливость, доказав невинность Мальцева)

В борьбе с трудностями меняется и сам человек. «Прозрел» духовно Мальцев, когда понял, как по-доброму относится к нему Костя. Как он выручил его из беды, да и зрение вернулось к герою именно после того, как Кося взял Мальцева с собой с очередной рейс. Благодаря Косте Мальцев стал «видеть весь свет». Он понял, что прекрасное в мире — это не только его профессия, но и окружающие люди.

Таким образом , смысл жизни- в самой жизни, в ежедневной деятельности, в общении, в умении видеть, как она , эта жизнь, прекрасна, хоть и яростна.

Смысл финала произведения «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова

В концовке произведения писатель ещё раз размышляет над произошедшими событиями. Прошло шесть месяцев. На смену зиме пришло лето. Время должно расставить все по своим местам. Символичная поездка помогла машинисту вернуть прежнее зрение. Смысл финала произведения «В прекрасном и яростном мире» заключается в том, чтобы убедить читателя, что доброе сердце способно исцелить даже от тяжёлых недугов.

Главный герой много думал о своей участи. Персонаж понял, что наш мир наполнен невероятной силой. Именно эта роковая сила способна вмешаться в привычную жизнь людей, когда они меньше всего этого ожидают. После этого часть людей не выдерживают, сложившиеся обстоятельства их просто ломают. У других же происходит полная переоценка ценностей и они закаляют свой характер. Главный персонаж показал, что в жизни всегда нужно бороться до конца. Даже если все отвернулись, а сил практически не осталось. Через несправедливость, боль и «не могу». Со временем все приложенные старания и усилия обязательно будут вознаграждены.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

  1. Смысл рассказа Платонова — Юшка В 1930-х гг Андреем Платоновым был написан рассказ в необычном для него жанре под названием «Юшка». В это время писатель находился в опале из-за репрессий Сталина, и его произведения не…
  2. Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе….
  3. Смысл рассказа Чехова — «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов всегда славился своими короткими рассказами, в которых передавал простые и понятные истины. В десяти минутах чтения человек находил больше, чем в некоторых многотомных произведениях. Не зря его…
  4. Смысл повести «Котлован» Платонова Тема произведения «Котлован» была продиктована свалившимися на страну событиями первой половины XX века. Главной проблематикой книги являлось построение обновлённого общества, которое можно было бы назвать идеальным. Это произведение А.П. Платонов…
  5. Биография Андрея Платонова: кратко самое главное 16 августа 1899 года (по новому стилю это 28 августа) на Воронежчине, в Ямской слободе, родился Андрей Платонович Климентов. Позднее, в 1920 году, сменил фамилию на Платонов. Это был будущий…

Смысл названия рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Смысл названия рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Андрей Платонович Платонов прожил трудную, полную лишений жизнь. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрос лого человека, лишая юности», — писал он жене. Тем не менее сердце писателя не ожесточилось. Об этом свидетельствуют такие произведения, как рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Сюжет рассказа сводится к происшествию, случившемуся с машинистом Мальцевым. Во время одной из поездок на паровозе он слепнет от разряда молнии, а затем прозревает вновь. И хотя катастрофы паровоза чудом удаётся избежать, Мальцева отдают под суд. Рас­сказчик Костя, служивший его помощником, пытается помочь осуждённому машинисту. Но в результате эксперимента с электричеством Мальцев снова слепнет. Костя становится машинистом и берёт в одну из по ездок освобождённого, но слепого Мальцева. Сидя в ка­бине машиниста и вспоминая о своей любимой рабо­те, Мальцев вновь обретает способность видеть.

Автор назвал мир прекрасным и яростным. Он дей­ствительно прекрасен. Костя с удовольствием расска­зывает о том, каким замечательным машинистом был Мальцев, как он вёл паровоз, каким наслаждением было работать с таким человеком

«Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредо­точенностью вдохновенного артиста», он «понимал машину точнее», чем другие. Однако совершенство Мальцева угнетало его самого, он чувствовал себя одиноким

С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паро­воз. Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку. Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет по­им нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa. Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер.

Произошедшее изменило Мальцева. Его самоуве­ренность исчезла, он превратился в больного пожилого человека. Мальцев очень скучал по паровозам и проводил всё время, сидя около железной дороги.

Вновь обретя зрение, Мальцев стал всё видеть по другому. Теперь он нуждался в участии, в душевной теплоте других людей. Рассказчик провёл с прозревшим Мальцевым всю ночь, боясь оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Что было бы с Мальцевым, не случись с ним та кого несчастья? Он продолжал бы вести жизнь иде­альную, но одинокую, скучную, лишённую душев­ной близости с другими людьми. А окружающий мир тем и прекрасен, что в нём остаётся частица, непод­властная человеку.

Здесь искали:

  • смысл названия рассказа в прекрасном и яростном мире
  • в прекрасном и яростном мире анализ
  • смысл названия в прекрасном и яростном мире
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий