Летопись земли русской: семь исторических фигур в картинах василия сурикова

«Утро стрелецкой казни» описание картины

«Утро стрелецкой казни» — одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Работа на картиной велась в 1878 по 1881 год, холст, масло. 218 × 379 см. В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Картина посвящена историческому событию — казни стрельцов, которые устроили бунт в 1698 году. Художник обратился к эпохе царствования Петра I, когда царевна Софья возглавила так называемый Стрелецкий бунт. Бунт был подавлен, а бунтовщики казнены. Всего было казнено около 2000 стрельцов, наказаны, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Известно, что пятерым приговорённым Петр I отрубил головы лично.

На своей картине Суриков не стал изображать сам момент казни, однако момент прощания с жизнью и родными выглядит не менее волнительно. Приговорённых стрельцов привезли на место казни, и Суриков попытался передать, что чувствует каждый из них в последний момент своей жизни. Картина получилась очень эмоциональной и наполненной острым трагизмом.

На картине представлено два главных героя. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Со стороны власти здесь представлен сам Пётр I на коне, который смотрит на приговорённых непримиримым взглядом. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Второй главный персонаж находится в левой части картины — мужчина с гневным взглядом и со свечой в руках. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Несмотря на то, что участь его решена, он закован и находится в полной власти своих пленителей, он не сдался и не смирился со своей участью. Со своей стороны он также уверен в правоте своих поступков и полон ненависти к царю и власти.

Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Стрелец с чёрной бородой мрачно озирается вокруг; седой стрелец рядом прощается со своими детьми; позади стоит ещё один бунтовщик, склонив голову, тем самым показывая, что участь его предрешена; солдаты ведут на виселицу очередного приговорённого; молодая стрелецкая жена кричит в отчаянии; мать одного из стрельцов обессиленно опустилась на землю; на земле лежит одежда, которая уже не нужна и которую некому больше носить; тлеет огонёк упавшей свечи, которая является символом души человека, чья жизнь вот-вот потухнет.

Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Василий Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Приговорённые стрельцы изображены Суриковым на фоне храма Василия Блаженного, тем самым подчёркивая свою роль мучеников, а Пётр I, высокопоставленные люди и солдаты изображены на фоне кремлёвской стены и кремлёвских башен над которыми кружат вороны.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на историческую тему. Больше того, она стала первой, выставленной Суриковым на суд зрителей. Впервые работа была показана 1 марта 1881 года на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где произвела огромное впечатление на ценителей живописи и обычных зрителей. Павел Третьяков тут же приобрёл её для своей коллекции.

Описание картины

Художник преследовал цель передать душевное состояние стрельцов, а не показать ужасы расправы над ними. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук.

В центре сюжета – молодой царь Петр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха. Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза. Каждый отдельно взятый персонаж написан Суриковым с особой тщательностью.

Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства. Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат. Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.

В противовес существовавшей в исторической живописи «моде», художник всячески старался избегать величия и помпезности. Он изобразил утро перед казнью как оно было, со всей его мрачностью и суровостью

Важное место в картине занимает Москва. Автор, будучи родом из Красноярска, приехал в Первопрестольную уже в сознательном возрасте

Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль. Живописец решил непременно изобразить их на картине. Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве.

Полотно впервые представили широкой публике 1 марта 1881 года на художественной выставке, и картину немедленно купил Третьяков для пополнения коллекции.

Художественные приёмы

Картина была первым большим полотном автора (218 х 379 см), основанном на историческом сюжете. Туманное утро после дождливой ночи было выбрано им специально, чтобы подчеркнуть мрачным фоном трагизм происходящего. Для того чтобы создать впечатление огромной толпы, Суриков искусственно сблизил стену Кремля и Лобное место, уменьшив масштабы Красной площади.

История возникновения картины

Произведение написано в стиле исторической живописи, на что повлияло оказанное на художника впечатление от подавленного Петром I бунта стрельцов. Суриков рассказывал, что идея создания картины нахлынула на него внезапно, когда он решил прогуляться вдоль стен Кремля. Тогда в его голове в мельчайших подробностях возник образ готовящихся к казни стрельцов. Вероятно, именно это стало причиной того, что события перенесены автором из села Преображенского в Москву.

Работать над своим детищем художник начал 1878 году, но окончательную версию полотна представил лишь спустя несколько лет — в 1881. Суриков трудился над произведением очень тщательно, стараясь не отвлекаться на посторонние события. Ночами ему даже стали сниться кошмары с казнями, кровью и покойниками. Ему пришлось самому практически пережить весь ужас, который был уготован стрельцам и их семьям.

Прежде чем написать полотно, художник провёл огромную подготовительную работу, создав множество эскизов, которые, однако, не сохранились.

Официальная версия событий

Сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, заточенная в Новодевичьем монастыре, не покидала надежд воссесть на царском троне России. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Она призвала стрельцов прийти к ней на помощь и защитить Россию от нашествия иноверцев (то есть европейских управленцев, которых царь пригласил из Германии и Голландии). На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Его целью было возвести на трон Софью, а если та откажется от царства — сосланного В. В. Голицына. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.

Новое следствие

Царь морально приготовился к борьбе не на жизнь, а на смерть: стрельцы были олицетворением всего застаревшего, мешавшего стране двигаться вперед к новым преобразованиям, которые он наметил для своего государства. Когда читал розыскное дело о стрельцах, то находил одни только злые выпады против Лефорта, а значит и против себя самого. В душе царя разгоралась ярость. По Москве начались казни. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Сначала в четырнадцати застенках Преображенского собрали 1 700 человек — их долго и жестоко пытали. Об этом подробно рассказывает историк С.М. Соловьев. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. А тем временем готовились к казням, повсюду ставились виселицы: в Земляном и Белом городе, у ворот и окон Софьи около Девичьего монастыря.

Утро стрелецкой казни: история

На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г.). Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Настоящее утро стрелецкой казни, описание которой дают шокированные дипломаты того времени, состоялось 10 октября. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. Тех 500 стрельцов, которые были слишком юны, царь освободил от смертной казни, однако им обрезали ноздри, уши, поставили клеймо и отправили в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Захоронить казненных царь, считавшийся поклонником европейских ценностей, позволил лишь в феврале.

История написания полотна

Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве? Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г. Почему художник обратился к теме русской истории? Вероятно, сказалось пребывание в древней Москве, куда он переехал после окончания Петербургской Академии художеств. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Он даже нарисовал эскизы. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Поэтому Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Он тут же приобрел ее. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».


Смотреть галерею

Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»

На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Стрельцы в белых рубахах с горящими свечами в руках привезены в колодках на телегах из застенков, где они прошли допросы и пытки. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Его лицо полно бессильной ненависти к этому отродью, который хочет изменить слободскую спокойную жизнь на бурную, полную борьбы и преобразований. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты.

Два главных персонажа картины

Два человека противостоят друг другу – суровый сосредоточенный Петр, который с детства ненавидит этот сброд, и рыжий стрелец со свечой. С него начались первые эскизы к картине. Репин выискал натуру для Сурикова. Это был кладбищенский могильщик. Художник еле-еле уговорил его позировать. В результате получился образ человека с несгибаемой волей.


Если все снова повторить, то стрелец, заранее зная, что ему грозит, пойдет против царя, защищая уклад, сложившийся веками. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Царь уверен в себе и спокоен. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Стрелец, закованный в колодки, готов хоть сию минуту вцепиться в горло Петра и уничтожить его со всеми его преобразованиями.

Официальная версия событий

Сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, заточенная в Новодевичьем монастыре, не покидала надежд воссесть на царском троне России. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Она призвала стрельцов прийти к ней на помощь и защитить Россию от нашествия иноверцев (то есть европейских управленцев, которых царь пригласил из Германии и Голландии). На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Его целью было возвести на трон Софью, а если та откажется от царства — сосланного В. В. Голицына. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.


Смотреть галерею

О сюжете кратко

Описание картины «Утро стрелецкой казни» касается произошедших в 1698 году событий, когда, находясь у власти, Пётр I жестоко подавил организованный царевной Софьей Стрелецкий бунт, а его участников казнил. Художником были тщательно проанализированы свидетельства очевидцев. Однако произошедшее событие он изобразил с собственным пониманием его смысла для русской истории.

На полотне изображена не сама казнь, а наполненные огромным психологическим напряжением мгновения, которые ей предшествовали. Действия запечатлены на Красной площади около храма Василия Блаженного.

При рассмотрении работы в глаза бросаются расположенные в центре композиции основные герои — восседающий на лошади Пётр, а также стрелец с рыжей бородой и натянутым на голову красным колпаком. Последний связан и закован колодками, в глазах его читается гнев к царю, нежелание мириться со своей участью. Выражение лица Петра также говорит о его ненависти к бунтовщикам, которая подкрепляется ощущением его безграничной власти над людьми.

Описание картины о стрелецкой казни не может быть полноценным без упоминания других персонажей. Не менее выразительно представлены фигуры женщин, мужчин, стариков и детей:

  • богато одетая молодая женщина, заламывающая от безысходности руки;
  • испуганный маленький мальчик, уткнувшийся в одежду матери и ищущий у неё защиты;
  • опустившаяся в бессилии старуха и кричащая рядом с ней девчушка, облачённая в красный платочек;
  • молодые растерянные мужчины и седовласые поникшие старики.

На лицах многих стрельцов прослеживается печать сильного внутреннего напряжения. Складывается впечатление, что они пытаются собрать свою волю в кулак, чтобы суметь с честью покинуть этот мир. В воздухе витает ощущение полного отчаяния, понимания, что смерть к героям полотна придёт неминуемо.

Василию Сурикову удалось с помощью умело выстроенной композиции создать впечатление огромной толпы, внутри которой бушуют сильные эмоции.

Сюжет

Раннее утро накануне казни стрельцов, прогневавших Петра I своеволием. Осужденных вывели на лобное место, виселицы выставлены. Казнь еще не началась — мы видим, как уводят первого стрельца. Суриков намеренно не стал изображать покойников. Как он сам объяснял, ему хотелось показать торжественность последних минут, а не расправу над бунтарями.

Полотно огромно, и зритель находится на таком уровне, что, кажется, может смешаться с толпой москвичей. Цветастая масса тел структурирована и сложно организована. В этом пестром месиве выделены несколько стрельцов, обреченных на смерть, — они одеты в белое, а в руках держат свечи.

Царь, сидящий на коне, с оцепенением смотрит на толпу. Рядом с ним стоят приближенные, позади шеренга солдат, а за ними — пока пустые виселицы.

Налицо дихотомия народ — государство, которую Суриков передает через параллели образов: за народом — пряничный Храм Василия Блаженного, за царем — глухие стены Кремля; слева — живая, стихийная, клубящаяся масса, справа — люди, стоящие в шеренгах, порядок, строй; приговоренные — в белом, солдаты — в черном; между Петром и рыжебородым стрельцом происходит дуэль взглядов.


«Боярыня Морозова». (Pinterest)

История происходит помимо воли, без участия тех, кто изображен на картине. Это, кстати, относится ко всему творчеству Сурикова. В его представлении человек не является мотором истории — она свершается силою вещей, человек же становится частью потока, но никак не деятелем.

Солдаты и стрельцы противопоставлены как зло и добро, но лица их похожи, точно у братьев. А первого ведомого на казнь солдат и вовсе поддерживает. Художник хотел показать, что разделенный историей народ остается единым.

Описание картины

Художник преследовал цель передать душевное состояние стрельцов, а не показать ужасы расправы над ними. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук.

В центре сюжета – молодой царь Петр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха. Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза. Каждый отдельно взятый персонаж написан Суриковым с особой тщательностью.

Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства. Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат. Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.

В противовес существовавшей в исторической живописи «моде», художник всячески старался избегать величия и помпезности. Он изобразил утро перед казнью как оно было, со всей его мрачностью и суровостью

Важное место в картине занимает Москва. Автор, будучи родом из Красноярска, приехал в Первопрестольную уже в сознательном возрасте

Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль. Живописец решил непременно изобразить их на картине. Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве.

Полотно впервые представили широкой публике 1 марта 1881 года на художественной выставке, и картину немедленно купил Третьяков для пополнения коллекции.

Художественные приёмы

Картина была первым большим полотном автора (218 х 379 см), основанном на историческом сюжете. Туманное утро после дождливой ночи было выбрано им специально, чтобы подчеркнуть мрачным фоном трагизм происходящего. Для того чтобы создать впечатление огромной толпы, Суриков искусственно сблизил стену Кремля и Лобное место, уменьшив масштабы Красной площади.

В глазах солдат царя читается сочувствие к осужденным на смерть стрельцам. Живописцу удалось показать, что разделенный историческими событиями народ остается единым, несмотря ни на что.

Анализ картины «Утро стрелецкой казни»

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. Данный шедевр рассказывает зрителям о неоднозначном и кровавом событии в истории Русского государства. В стране едва не произошел переворот — сестра Петра I Софья, заручившись поддержкой стрелецкого войска, захотела сместить Петра с трона и забрать всю власть в стране в свои руки.

После разоблачения заговора и подавления мятежа, Петр I принял жестокое, но необходимое решение: казнить участников вооруженного восстания. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Но художник вместо сцен расправы показывает нам душевное и моральное состояние участников стрелецкой казни.

В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь, и их близких. Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя совершенно по-разному. Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Старая женщина от горя и бессилия опустилась на землю, рядом с ней что-то кричит маленькая девочка в красном платке.

На лицах стрельцов тоже читаются самые разные эмоции. Один покорился обстоятельствам и в отчаянии повесил голову, другой — уже пожилой — не верит в происходящее и смотрит вокруг невидящим взглядом. Чернобородый стрелец сидит с каменным лицом — он собрал всю свою внутреннюю силу в кулак чтобы не дать себе слабину и с честью выдержать суровые испытания, выпавшие на его долю. А стрелец с рыжими волосами и красной шапке прямо и с ненавистью смотрит на царя Петра I.

Огромное напряжение чувствуется в позе самого Петра, сидящего на коне и несколько возвышающегося над остальными участниками действия. От него исходит огромная сила и ощущение могущества.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» показывает противостояние старого и нового, говорит зрителю о том, что для рождения чего-то нового, должно быть уничтожено старое, изжившее себя.

Казни

Первая казнь была проведена у Покровских ворот, когда на ста телегах привезли сразу 200 стрельцов. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. После прочтения указа Петр лично пятерым зачинщикам отрубил головы, но сделал он это в Преображенском. Весь октябрь продолжались казни, кого-то вешали, а некоторых приближенных бояр царь заставлял собственноручно рубить головы. Опыта у них не было, они только мучили своих жертв не одним взмахом топора, а рубили по нескольку раз. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Под окнами кельи Софьи поставили 195 виселиц, чтобы она и все москвичи хорошо запомнили, чем оканчиваются бунты. Повешенных целых пять месяцев не снимали.

Каким было реальное восстание

Пока молодой Петр, уже заточивший сестру Софью в монастырь, но не усмиривший ее бунтарский дух, был с великим посольством в Европе, то его войска, которые участвовали в Азовских походах, разделились надвое. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Они не желали превращаться в солдат и пытались удержать страну в старине: при необходимости воевать, а в мирное время торговать и огородничать на Москве. Из монастыря Софье Алексеевне удавалось распускать слухи, что в Европе ее брата подменили, что на Русь вернется совсем другой человек, и что ей грозит опасность. Стрельцы, вместо того чтобы идти в Великие Луки, куда их направили из Азова, пошли в Москву. В ней они укрепились в своих слободах и наладили связь с Софьей, которую собирались защищать. Солдаты Петра выбили их из столицы. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Восставших взяли в плен. Физическое уничтожение началась почти сразу. Сто тридцать человек было повешено, сто сорок избивали кнутами и около двух тысяч приготовили к ссылке. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий