Краткое содержание повести «улица младшего сына»

Краткое содержание «Улицы младшего сына»

В центре сюжета книги – мальчик, оказавшейся со своей семьей в самом разгаре войны. Семья Дубининых жила в украинском городе Керчи. Володя Дубинин, мальчик, чей отец – Владимир Никифорович Дубинин – служил капитаном на морском флоте, переживает страшные военные события. Потеряв отца, который учил мальчишку всему, что необходимо знать мужчине, Володя вступает в ряды партизан. Став в отряде маленьким, но юрким разведчиком, Володя получает возможность собирать гораздо больше информации, чем любой другой партизан – за счет того, что он маленький, его труднее заметить. Таким образом, делая свой неоценимый вклад в победу над немецкими войсками, Володя помогает своим сослуживцам составлять различные планы нападения. Злость и горечь не дают мальчишке покоя – потеряв на этой войне всех своих близких, он обязан отомстить немцам, которые забрали у него семью. Володе вспоминаются уроки Владимира Никифоровича Дубинина, который учил сына не давать себя в обиду, однако сдерживать свой пыл

Вспомнив о смерти отца, Володя принимает очень важное решение: он отомстит за всех, кому пришлось так много потерять на этой войне. Вскоре в отряде появляются и другие мальчишки – пионеры, которые наравне со взрослыми партизанами сражаются за спокойствие на своей Родине

Именно Володя Дубинин узнает самым первым о том, что вражеские войска отступили.

Краткое содержание

Часть первая. «Расти, мальчуган!»

Каждую весну Володя переезжал из Керчи к дяде в Старый Карантин, где он «с матерью и сестрой Валей обычно проводил лето». Это было чудесное место, где дети вовсю резвились, бегали на рыбалку, купались в море, придумывали множество разнообразных игр. За поселком они обнаружили каменоломню, в штольнях которой они проводили много времени, несмотря на запреты взрослых.

Евдокия Тимофеевна с Володей переехала в Мурманск. Каждый день они ходили «порт справляться, когда придет теплоход «Леонид Красин», на котором плавал отец». Никифор Семенович служил «помощником капитана по политической части», и Володя очень гордился им. Мальчик увлекся чтением, и даже изучал морские справочники отца.

Вскоре Володю приняли в пионеры, и он оказался в Артеке. Мальчик как раз попал на празднование очередной годовщины пионерлагеря – «это было 16 июня 1941 года», и спустя несколько дней он должен был вернуться домой. За время пребывания в лагере «Володя загорел, возмужал, поправился». Отец был в рейсе, и мальчика обстоятельно расспросили об отдыхе мать и Валя. На следующее утро он собирался встретиться с друзьями. Но все планы перечеркнула война.

Часть вторая. «Подземная крепость»

Отец Володи ушел на фронт. К тому времени мальчику было почти четырнадцать лет, и он очень переживал, что его не взяли на фронт вместе с отцом, и жизнь его «проходит без толку». Он стал помогать тем, чьи отцы, братья и сыновья отправились на войну, однако этого ему показалось мало.

Жители Керчи, где в то время находилась вся семья Володи, начали спешно эвакуироваться. Володя узнал о тайной операции партизан, и вызвался им помочь. Вместе с троюродным братом Ваней и другими партизанами он поселился в штольнях заброшенной каменоломни. «Полсотни людей, зажатых в подземных камнях — и пожилые, и совсем еще юные, и дети» приняли сознательное решение – отдать свои жизни за освобождение родины.

Вскоре немцы узнали, «что под их ногами, в каменоломнях, скрывается, по слухам, целая армия партизан». Им не удалось пробиться сквозь надежную баррикаду, и тогда фашисты надежно обложили каменоломню, прервав партизанскую деятельность. Затем немцы решили залить штольни водой. Положение партизан оказалось критическим. Через неприметный узкий лаз Володя и Ваня вылезли на поверхность. Они узнали, что Старый Карантин освобожден от немцев, но выходы из штолен заминированы.

Началась работа по разминированию штолен. В новогоднюю ночь «сбылся желанный, загаданный час свиданья», и мальчик встретил мать и сестру. Володя решил помочь саперам, и в первый же день подорвался на мине

В мирное время в Керчи в честь отважного пионера была названа улица

Краткое содержание

Часть первая. «Расти, мальчуган!»

Каждую весну Володя переезжал из Керчи к дяде в Старый Карантин, где он «с матерью и сестрой Валей обычно проводил лето». Это было чудесное место, где дети вовсю резвились, бегали на рыбалку, купались в море, придумывали множество разнообразных игр. За поселком они обнаружили каменоломню, в штольнях которой они проводили много времени, несмотря на запреты взрослых.

Евдокия Тимофеевна с Володей переехала в Мурманск. Каждый день они ходили «порт справляться, когда придет теплоход «Леонид Красин», на котором плавал отец». Никифор Семенович служил «помощником капитана по политической части», и Володя очень гордился им. Мальчик увлекся чтением, и даже изучал морские справочники отца.

Вскоре Володю приняли в пионеры, и он оказался в Артеке. Мальчик как раз попал на празднование очередной годовщины пионерлагеря – «это было 16 июня 1941 года», и спустя несколько дней он должен был вернуться домой. За время пребывания в лагере «Володя загорел, возмужал, поправился». Отец был в рейсе, и мальчика обстоятельно расспросили об отдыхе мать и Валя. На следующее утро он собирался встретиться с друзьями. Но все планы перечеркнула война.

Часть вторая. «Подземная крепость»

Отец Володи ушел на фронт. К тому времени мальчику было почти четырнадцать лет, и он очень переживал, что его не взяли на фронт вместе с отцом, и жизнь его «проходит без толку». Он стал помогать тем, чьи отцы, братья и сыновья отправились на войну, однако этого ему показалось мало.

Жители Керчи, где в то время находилась вся семья Володи, начали спешно эвакуироваться. Володя узнал о тайной операции партизан, и вызвался им помочь. Вместе с троюродным братом Ваней и другими партизанами он поселился в штольнях заброшенной каменоломни. «Полсотни людей, зажатых в подземных камнях — и пожилые, и совсем еще юные, и дети» приняли сознательное решение – отдать свои жизни за освобождение родины.

Вскоре немцы узнали, «что под их ногами, в каменоломнях, скрывается, по слухам, целая армия партизан». Им не удалось пробиться сквозь надежную баррикаду, и тогда фашисты надежно обложили каменоломню, прервав партизанскую деятельность. Затем немцы решили залить штольни водой. Положение партизан оказалось критическим. Через неприметный узкий лаз Володя и Ваня вылезли на поверхность. Они узнали, что Старый Карантин освобожден от немцев, но выходы из штолен заминированы.

Началась работа по разминированию штолен. В новогоднюю ночь «сбылся желанный, загаданный час свиданья», и мальчик встретил мать и сестру. Володя решил помочь саперам, и в первый же день подорвался на мине

В мирное время в Керчи в честь отважного пионера была названа улица

Краткое содержание

Часть первая. «Расти, мальчуган!»

Каждую весну Володя переезжал из Керчи к дяде в Старый Карантин, где он «с матерью и сестрой Валей обычно проводил лето». Это было чудесное место, где дети вовсю резвились, бегали на рыбалку, купались в море, придумывали множество разнообразных игр. За поселком они обнаружили каменоломню, в штольнях которой они проводили много времени, несмотря на запреты взрослых.

Евдокия Тимофеевна с Володей переехала в Мурманск. Каждый день они ходили «порт справляться, когда придет теплоход «Леонид Красин», на котором плавал отец». Никифор Семенович служил «помощником капитана по политической части», и Володя очень гордился им. Мальчик увлекся чтением, и даже изучал морские справочники отца.

Вскоре Володю приняли в пионеры, и он оказался в Артеке. Мальчик как раз попал на празднование очередной годовщины пионерлагеря – «это было 16 июня 1941 года», и спустя несколько дней он должен был вернуться домой. За время пребывания в лагере «Володя загорел, возмужал, поправился». Отец был в рейсе, и мальчика обстоятельно расспросили об отдыхе мать и Валя. На следующее утро он собирался встретиться с друзьями. Но все планы перечеркнула война.

Часть вторая. «Подземная крепость»

Отец Володи ушел на фронт. К тому времени мальчику было почти четырнадцать лет, и он очень переживал, что его не взяли на фронт вместе с отцом, и жизнь его «проходит без толку». Он стал помогать тем, чьи отцы, братья и сыновья отправились на войну, однако этого ему показалось мало.

Жители Керчи, где в то время находилась вся семья Володи, начали спешно эвакуироваться. Володя узнал о тайной операции партизан, и вызвался им помочь. Вместе с троюродным братом Ваней и другими партизанами он поселился в штольнях заброшенной каменоломни. «Полсотни людей, зажатых в подземных камнях — и пожилые, и совсем еще юные, и дети» приняли сознательное решение – отдать свои жизни за освобождение родины.

Вскоре немцы узнали, «что под их ногами, в каменоломнях, скрывается, по слухам, целая армия партизан». Им не удалось пробиться сквозь надежную баррикаду, и тогда фашисты надежно обложили каменоломню, прервав партизанскую деятельность. Затем немцы решили залить штольни водой. Положение партизан оказалось критическим. Через неприметный узкий лаз Володя и Ваня вылезли на поверхность. Они узнали, что Старый Карантин освобожден от немцев, но выходы из штолен заминированы.

Началась работа по разминированию штолен. В новогоднюю ночь «сбылся желанный, загаданный час свиданья», и мальчик встретил мать и сестру. Володя решил помочь саперам, и в первый же день подорвался на мине

В мирное время в Керчи в честь отважного пионера была названа улица

Краткое содержание

Повесть состоит из двух частей. Она показывает контраст между мирной жизнью и жестокой войной, с которой вынуждены бороться даже дети.

Первая часть произведения начинается с описания беззаботной и счастливой жизни мальчика по имени Володя Дубинин. Его лето проходило в солнечной Керчи, а по весне он возвращался с мамой и сестрой в Старый Карантин к дяде. Счастливое время для Володи, сопровождающееся играми, весельем, склеиванием самолетов, рыбалкой и морем, заканчивалось вместе с летом.

Евдокия Тимофеевна решила переехать с сыном в Мурманск. Никифор Семенович тем временем служил на флоте, и мальчик каждый день бегал в порт и ждал возвращения отца. Он очень гордился им, был увлечен делом папы и читал много книг об этом. За время отсутствия отца Володю приняли в пионеры, он попал в Артек. 16 июня 1941 года — очередная годовщина лагеря. Через несколько дней мальчик должен был вернуться домой, но планы изменились, потому что началась война.

Вторая часть повести начинается с ухода отца Володи на фронт. Мальчик очень хотел пойти за Никифором Семеновичем, но ему было всего четырнадцать лет.

Жителей Керчи, где был Володя, начали поспешно эвакуировать, но мальчик, узнав о действующем отряде партизан, вызвался помогать им. Он взял себе в компанию троюродного брата Ваню. Партизаны поселились в штольнях заброшенных каменоломен. Людей было полсотни, все они приняли решение отдать жизнь за спасение своей Родины.

Спустя время немцы узнали об отряде и решили пробиваться через баррикады. Им это удалось. Каменоломни были затоплены водой, но Володя и Ваня смогли выбраться. Мальчики узнали, что Старая Крепость освобождена от немцев, но добраться до нее нельзя, так как все выходы были заминированы.

Саперы начали активную работу по освобождению штолен. Володя даже успел встретиться с мамой и сестрой прямо в новогоднюю ночь. Однако его желание помочь саперам закончилось для мальчика трагично. В первый же день работы он подорвался на мине.

Правдивые факты

Повесть о младшем брате и сыне получила большую популярность у читателей. В 1962 году по ее сюжету снят фильм. Подвиг маленького героя, описанный в повести, не остался незамеченным.

Повесть основана на событиях, происходящих в Керчи в период войны. Авторы описывают места Крымского полуострова, где действительно сражались партизанские отряды. Некоторые эпизоды рассказывают о моментах, которые происходили в пионерских лагерях «Артек».

В книге упоминается о трех таких лагерях. Однако, в то время работали только 2. Третий был основан в 1944 году. Начальником одного в повести является Борис Яковлевич. Реальный персонаж — Борис Овчуков-Суворов в годы войны был репрессирован, потом воевал. Директором пионерского лагеря стал уже после Победы.

Персонажи повести

Повесть посвящена мужественным людям, которые жили и боролись с врагом во время Великой Отечественной войны. Основные и второстепенные персонажи:

Володя Дубинин — символ мужества и стойкости советских людей, отваги и самопожертвования

Образом Володи авторы не только продемонстрировали весь ужас войны, но и обратили внимание на судьбы детей, которые терпели лишения. Стать взрослыми им пришлось слишком рано.
Евдокия Тимофеевна — Володина мама

Она все время волновалась за сына и поддерживала его.
Валя — сестра Володи. Она искала возможности связаться с братом, узнать как о его жизни и здоровье.
Ваня Гриценко — лучший друг Володи. Он понимал друга и поддерживал его в трудные минуты.
Отец — Владимир Никифорович был примером для сына. Воспитывал его настоящим героем и патриотом.
Партизаны — старшие товарищи Володи Дубинина. Они приняли мальчика в партизанский отряд, учили его, передавали свой опыт. Мальчика полюбили в отряде. Ему поручали трудные задания, он с успехом с ними справлялся. В партизанском отряде к Володе относились как к родному человеку.

В образ Володи авторами заложен глубокий смысл. Даже из краткого содержания можно понять, что авторы стремились продемонстрировать ужасы войны, которые испытали не только взрослые, но и дети. Мужество и героизм мальчика стали настоящим примером для взрослых и детей. Образ Володи Дубинина наглядно продемонстрировал читателям, что война — это страшно, что никто не остается в стороне. Она изменяет судьбы и забирает жизни тысяч простых, ни в чем не повинных людей.

Основные персонажи

Произведение Л. Кассиля — книга про Володю Дубинина, паренька, который подался в партизаны с самого начала войны. Юноша выступает главным действующим лицом повести. Его история показывает читателю, насколько храбрым может быть простой пионер, подросток, не побоявшийся отдать жизнь за свое Отечество.

Помимо подвига Володи Дубинина в кратком содержании можно познакомиться с историями иных персонажей. В повести встречаются герои, влияющие на судьбу юноши:

  • Евдокия Тимофеевна — заботливая и любящая женщина, мать главного героя;
  • Никифор Семенович — отец Володи, который работал на судне помощником капитана;
  • Валя — старшая сестра Дубинина-младшего, комсомолка.

Часть первая

Коля Дмитриев родился в семье художников по текстилю, Фёдора Николаевича и Натальи Николаевны. Детство он провёл в маленьком приарбатском дворе. Больше всего Коля любил рассказывать своему лучшему другу, огненно-рыжему Женьке (Женьче) Стриганову, и младшей сестрёнке Кате придуманные им самим истории. Попутно мальчик рисовал картинки к этим историям на маленьких — чуть больше марки — кусочках бумаги. Был у Коли и недруг — мальчик из соседнего двора Викторин Ланевский, сын директора модного ателье.

Рисовал Коля с раннего детства. Само слово «работа» было связано для мальчика с кистями и красками. Понятие перспективы, самое трудное в ремесле художника, Коля постиг самосто­ятельно в шесть лет. Родители, однако, не связывали будущее сына с изобрази­тельным искусством. У Коли нашли «почти абсолютный слух», и мальчик несколько лет учился играть на рояле.

Продолжение после рекламы:

Коля очень любил свой двор и уважал его жителей, особенно отца Женьчи, плотника Степана Порфирьевича, который строил павильоны для Всесоюзной сельско­хо­зяй­ственной выставки. Ещё одним уважаемым человеком во дворе был десятиклассник Костя Ермаков. Этот рослый, широкоплечий и приветливый юноша любил возиться с малышами и был для них непререкаемым авторитетом.

Осенью Костя планировал поступить в Институт инженеров транспорта, но его планам не суждено было исполниться — началась Великая Отечественная война, и сразу после выпускного Ермаков получил повестку из военкомата. Ушёл воевать и Степан Порфирьевич.

Коля пытался нарисовать войну, но она не умещалась на маленьких кусочках бумаги, а работать с большими листами мальчик ещё не умел.

Вскоре начался голод. Колины родители вместе с другими художниками «делали какое-то новое, не совсем ещё понятное военное дело» — рисовали образцы камуфляжа, который будет скрывать здания и военные части от фашистских самолётов.

Немцы всё ближе подходили к Москве. Город бомбили почти каждую ночь. Коля начал бояться авианалётов, когда увидел мальчика, ослепшего от контузии, и представил, каково это — жить в вечной тьме.

Брифли существует благодаря рекламе:

Осенью началась эвакуация. Уехал в Новосибирск Викторин, а Женчу забрала в деревню тётка. Дмитриевы уехать не успели — фашисты были уже у Москвы. Однажды ночью по репродуктору объявили о провале «немецкого плана окружения и взятия Москвы». Родители разбудили Колю, чтобы и он мог порадоваться. Эту ночь мальчик запомнил на долгие годы.

Весной пришла похоронка — погиб Костя Ермаков. Коля попытался сыграть на рояле любимую мелодию Кости, но не смог, и больше к инструменту не подходил. Рисовал он теперь тоже мало. Мальчик хотел «каким-нибудь простым, посильным делом участвовать в труде взрослых». И ему пришлось потрудиться летом на огороде под Москвой, в Мамонтовке, где Дмитриевы выращивали картошку.

Война начала отступать, возвращались из эвакуации люди. Приехал домой повзрослевший Женьча и стал хозяином и повелителем окрестных дворов. Но Колю это не задевало — мальчик пошёл в школу, и теперь у него были другие интересы.

Вернулся и Викторин Ланевский. В эвакуации он занимался в кружке художественного слова и теперь неудержимо хвастался своим умением артикулировать и знакомством с известными актёрами. Женьча, который был старше Коли на несколько лет, теперь относился к нему как к малышу и всё сильнее сближался с Викторином.

Художественный талант Коли обнаружили в третьем классе, когда мальчик помог оформить школьную стенгазету. Пионервожатый Юра Гайбуров решил, что отличника Колю пора принимать в пионеры. Посмотрев Колины рисунки, Юра, немного разбиравшийся в живописи, посоветовал мальчику «не бросать этого дела». Слова пионервожатого послужили для Коли толчком — он начал больше рисовать.

Весной с фронта вернулся Степан Трофимович. В бою он потерял правую руку и не мог плотничать, но вскоре нашёл себе дело — начал обучать молодых плотников.

Родители Коли, просмотрев его последние рисунки, признали, что сын будет рисовать. Вскоре мальчик поступил в изобрази­тельную студию Дома пионеров.

Действующие лица

Главный герой повести — мальчик Володя Дубинин. Ему исполнилось 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. Мальчик был пионером, решительным и отважным ребенком

Война лишила его самого важного — детства и радости. Но это не помешало ему самоотверженно служить родине и защищать ее

Члены семьи Володи:

  • Евдокия Тимофеевна — мама, заботливая и любящая женщина;
  • Никифор Семенович — отец, патриотичный и смелый человек, моряк;
  • Валя — старшая сестра.

В книге есть и другие персонажи. Например, у Дубинина был лучший друг Ваня Гриценко. Он поддерживал его в трудные минуты и хорошо понимал товарища. В повести встречаются взрослые партизаны, которые приняли Володю в свои ряды и всему обучили.

Часть вторая

Через месяц учёбы в изостудии учитель Коли заметил явный талант и упорство мальчика и перевёл его в старшую группу. Вскоре Колю выбрали старостой студии. Теперь мальчик постоянно носил в кармане маленький альбом и зарисовывал в него жанровые сценки, подсмотренные на улице.

Девочки в студии считали, что Кате повезло иметь такого талантливого брата, как Коля. Сам мальчик так не считал. Он вспомнил, как часто обижал сестру, рисовал в её тетрадках, и решил исправиться — снова сблизился с Катей.

Той же зимой, играя на пустыре в хоккей, Женьча, Викторин и Коля познакомились с близняшками Кирой и Надей Суздальцевыми. Вскоре Викторин «поотстал от компании», а для Коли и Женьчи знакомство превратилось в дружбу. Особенно сильно юный художник сблизился с тихой, спокойной Кирой.

Коля не любил хвастаться своим талантом. Кира узнала, что её новый друг — талантливый художник только после того, как Коля помог девочке оформить школьную стенгазету. Мальчику всё больше не нравились его работы, он чувствовал, что профессионально не растёт, и считал, что его перехваливают. У него не получалось «составить нужный цвет, правильно смешать краски», хотя цветовые оттенки он улавливал очень точно.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сергей Николаевич понимал, что студия не даст Коле необходимых знаний и навыков, и посоветовал Дмитриевым пристроить сына в художественную школу. Коля сомневался, удастся ли ему совмещать изобрази­тельную науку со школьными предметами, и решил посоветоваться с вожатым Юрой, а тот познакомил его со своим отцом — знаменитым профессором-геологом Александром Николаевичем Гайбуровым.

Профессор считал, что художник, как и любой талантливый человек, должен быть мастером, а чтобы стать им, надо учиться.

Разговор с профессором помог Коле решиться. Теперь мальчик часто навещал Александра Николаевича и советовался с ним.

Вскоре Колю приняли в Городскую Художественную школу. Началась настоящая наука — мальчику пришлось постигать всё приёмы изобрази­тельного искусства с самых азов. Коля жадно учился и много читал о знаменитых художниках. Он всё реже общался с Женьчей, который поступил в ремесленное училище.

Неожиданно Фёдор Николаевич заболел гриппом, болезнь дала осложнения, и отец Коли ослеп. Зрение к нему вернулось только через несколько долгих и тяжёлых месяцев, накануне Дня Победы. Вся страна праздновала капитуляцию Германии, и Коля с друзьями до поздней ночи толкался в праздничной толпе.

Реклама:

Вскоре открылась Третьяковская галерея, и Коля впервые увидел оригиналы работ художников, о которых так много знал. Мальчик стал бывать в музее каждое воскресенье и даже затащил туда солидного работягу Женьчу. Тот так проникся силой искусства, что по дороге домой приструнил бездельника, сорвавшего со стены плакат.

Фёдор Николаевич решил ещё раз проверить, верно ли Коля выбрал путь в жизни, и отнёс работы сына своему двоюродному брату, известному художнику Владимиру Владимировичу Дмитриеву. Тот признал талант племянника и предложил ему поступить в Среднюю Художественную школу, обещая поддержать его при поступлении.

Подтянуть хромавшую до сих пор живопись и цветопередачу Коле помогла художница-педагог Антонина Петровна Сергеева, с которой мальчик прозанимался всё лето. Свои рисунки Коля иногда показывал Кире, которая не восторгалась, а смотрела внимательно, с уважением и радовалась его успехам. Гуляя по городу, друзья болтали обо всём, кроме Колиных занятий, но Кира верила, что Коля станет великим художником.

Однажды, на вечеринке перед отъездом Киры с мамой в Крым, Коле признался подруге, что мечтает нарисовать картину «Ранний рассвет». Именно тогда состоялся первый в жизни Коли поцелуй — Кира поцеловала его в щёку. Через два дня мальчик нарисовал карандашный портрет Киры в профиль и попросил никому не показывать.

Осенью, однако, выяснилось, что этот портрет видели Женьча и Викторин. Женьча подлил масла в огонь, обвинив Киру в женском коварстве. Надя бросилась защищать сестру, заявив, что портрет всем показала она, но Коля был слишком обижен. Он взял портрет, стёр родинку, которой отличались близняшки, и завил, что рисовал именно Надю, а потом и вовсе порвал рисунок.

В Художественную школу Коля поступил сам, не восполь­зо­вавшись протекцией дяди Володи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий